Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
281
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ-ИГРА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / МОТИВАЦИЯ / QUEST GAME / ENGLISH / INTERACTIVE METHOD / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильющенко Н.С., Столяров О.О.

Сегодня цифровые помощники стали не только общепризнанной областью компьютерного обучения языкам - CALL (computer assisted language learning), но и важной частью преподавания английского языка в целом. Большую роль в этом сыграли появившиеся несколько десятилетий назад компьютерные игры жанра квест (Quest), представляющие собой проблемные задания, активизирующие познавательную деятельность и повышающие мотивацию учащихся. Высокие темпы развития скорости Интернета, удешевление стоимости хранения информации привели к развитию такого сегмента, как онлайн игры, которые позволяют в игровой форме доступно преподнести и освоить трудный материал на любой современный гаджет. В статье демонстрируется эффективность использования интерактивных методов при обучении иностранным языкам. Выявляются основные виды обучающих квестов по общей классификации и структуре. На примере английских фразовых глаголов, фразеологических оборотов и логических головоломок квест-игра рассматривается как инновационный метод обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ильющенко Н.С., Столяров О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE ENGLISH LANGUAGE TEACHING METHODS

Тoday digital assistants have become not only a universally recognized area of computer language learning - CALL (computer assisted language learning), but also an important part of teaching English in general. Computer Quest-games that appeared several decades ago representing problem tasks, activating cognitive activities as well as increasing students’ motivation are of great importance. With the development of the Internet speed and affordable storage costs such segments as online games appeared. Online games allow us to present and master difficult material to any modern gadget in the form of a game. The article demonstrates the effectiveness of the use of interactive methods in foreign language teaching. The main types of educational quests in terms of their general classification and structure are identified. On the basis of English phrasal verbs, phraseological units and logic puzzles the article proves that quest game is an innovative method of language teaching.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

3. Курц, Ю.Ф. На арчаке казачьего седла: очерки истории казачества Забайкальского края / Юрий Курц // Краткий казачий словарь-справочник. — Чита: Поиск, 2011. — 527, [1] с. : ил. — С. 486-491.

4. Рылеев, К.Ф. Войнаровский. Поэма. — [СПб.] Издание И. Балашова,

Типография Монтвида, 1906. — С. 40 (Новая Правда; Книга седьмая).

5. Станичники. История, характер, уклад и традиции казаков. — М.: Издание ЛДПР, 2014. — С. 76-77.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. — М.: А ТЕМП, 2013. — С. 874.

УДК 811

Н.С. Ильющенко,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Российский государственный социальный университет, Москва

О.О. Столяров,

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой цивилизационной журналистики,

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

N.S. Ilyushchenko,

PhD in Philology,

associate professor of Foreign Languages Department, Russian State Social University, Moscow Email: ilnatali77@mail.ru

O.O. Stolyarov,

PhD in Philology, associate professor, head of the department of civilizational journalism,

NANO VO «IWC», Moscow Email: oleg-stolyarov@yandex.ru

INTERACTIVE ENGLISH LANGUAGE TEACHING METHODS

Аннотация. Сегодня цифровые помощники стали не только общепризнанной областью компьютерного обучения языкам — CALL (computer assisted language learning), но и важной частью преподавания английского языка в целом. Большую роль в этом сыграли появившиеся несколько десятилетий назад компьютерные игры жанра квест (Quest), представляющие собой проблемные задания, активизирующие познавательную деятельность и повышающие мотивацию учащихся. Высокие темпы развития скорости Интернета, удешевление стоимости хранения информации привели к развитию такого сегмента, как онлайн игры, которые позволяют в игровой форме доступно преподнести и освоить трудный материал на любой современный гаджет. В статье демонстрируется эффективность использования интерактивных методов при обучении иностранным языкам. Выявляются основные виды обучающих квестов по общей классификации и структуре. На примере английских фразовых глаголов, фразеологических оборотов и ло-

гических головоломок квест-игра рассматривается как инновационный метод обучения английскому языку.

Ключевые слова: квест-игра, английский язык, интерактивный метод, мотивация.

Abstract. Today digital assistants have become not only a universally recognized area of computer language learning — CALL (computer assisted language learning), but also an important part of teaching English in general. Computer Quest-games that appeared several decades ago representing problem tasks, activating cognitive activities as well as increasing students' motivation are of great importance. With the development of the Internet speed and affordable storage costs such segments as online games appeared. Online games allow us to present and master difficult material to any modern gadget in the form of a game.

The article demonstrates the effectiveness of the use of interactive methods in foreign language teaching. The main types of educational quests in terms of their general classification and structure are identified. On the basis of English phrasal verbs, phraseological units and logic puzzles the article proves that quest game is an innovative method of language teaching.

Key words: quest game, English, interactive method, motivation.

В настоящее время в методике обучения иностранным языкам большое внимание уделяется вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у обучающихся интереса к иностранному языку. Перед современным преподавателем стоит задача создать благоприятные условия для изучения языка, подобрать такие методы обучения, которые позволили бы у каждого выявить сферу интереса, мотивации и проявить фантазию и творчество. В данном случае преподаватель выступает в качестве инициатора процесса познавательной деятельности и формирует персонифицированную концепцию изучения иностранного языка.

Внедрение новых информационных технологий привлекает к себе все большее количество сторонников цифровизации. Сегодня преподаватели используют интерактивные игровые методы, например, квесты как один из эффективных способов изучения языка, одновременно развивая у учащихся новый тип мышления, присущий XXI веку. Таким образом, интерактивные методы представляют не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Интерактивная технология в образовательном процессе как понятие появилось относительно недавно. Большую роль в этом сыграли компьютерные игры жанра Quest («квест»), основной идеей которых были поиск решений логических задач путем взаимодействия с окружающей виртуальной средой.

Английское слово Quest означает «поиск, предмет поисков, поиск приключений», что в фольклорных произведениях представляло собой путешествие персонажей к определённой цели через логические цепочки решений и преодоление многочисленных препятствий. Как правило, герои во время своих странствий встречали различных персонажей, которые либо им помогали, либо мешали (Подвиги Геракла, Миф о Персее и т.д.). Современные обучающие квесты направлены на изучение определенных грамматических и лексических тем в игровой форме.

Родоначальниками обучающих квес-тов считаются Берни Додж (Bernie Dodge), профессор образовательных технологий университета Сан-Диего (США) и его ученик Том Марч (Tom March), преподаватель английского языка школы города Пауэй штата Калифорния. Учеными было введено определение веб-квест — «исследовательская деятельность, в которой часть или вся информация, с которой взаимодействуют учащиеся, поступает из ресурсов в Интернете ...» [4].

Определение Доджа было уточнено за прошедшие годы и адаптировано для различных дисциплин. Профессор Филипп Бенц (владелец сайта для студентов и преподавателей the English Multiverse) описывает веб-квест следующим образом: «WebQuest» — конструктивистский подход к обучению. Студенты не только собирают и систематизируют информацию, которую они нашли в Интернете, они ориентируют свою деятельность на конкрет-

ную цель, которую им дают, часто связанную с одной или несколькими ролями, смоделированными для взрослых профессий» [3].

С 1995 года Додж и Марч занимались структурированием нового вида учебной деятельности, наряду с разработкой ключевых атрибутов WebQuest, как одной из стратегий для успешной интеграции интернет-ресурсов в учебный процесс. Целью разработчиков было развитие навыков критического мышления, мотивация учащихся, азарт в игре-состязании. Именно процесс игры, будь то компьютер или реальная жизнь, и стал отправной точкой, которая стала очень популярной в педагогике [4]. С тех пор как Берни Додж разработал свою модель в 1995 году, многие преподаватели внесли свой вклад как в теорию, так и в практику веб-квестов.

Берни Додж создал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Ученый выделил три принципа классификации веб-квестов.

1. По длительности выполнения.

2. По предметному содержанию.

3. По типу заданий, выполняемых участниками.

Набор навыков для создания веб-квеста может быть определен следующим образом:

— исследовательские навыки;

— аналитические навыки;

— производственные навыки.

Сегодня структура веб-квестов претерпела изменения и разрабатывается в соответствии с потребностями и стилями обучения конкретной целевой группы. Квесты можно использовать на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную тему, весь учебный предмет, а могут быть и межпредметными. Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Он может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

По общей классификации различают следующие виды обучающих квестов:

— линейные — решение одной задачи дает возможность решать следующую;

— штурмовые — с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи;

— кольцевые — это тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек.

По структуре образовательные квес-ты классифицируются на:

— последовательные квесты — в которых шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

— квесты-проекты — позволяют организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

— квесты-бродилки, в которых нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Также, в зависимости от времени, требуемого для выполнения интерактивного квеста, различают:

— краткосрочные интерактивные квесты (от одного до трех уроков). Учебными целями являются приобретение знаний и их интеграция;

— долгосрочные интерактивные кве-сты (от одной недели до одного месяца). Учебными целями является расширение и переработка знаний. Учащиеся проводят глубокий анализ и преобразование информации, и представляют результат своей деятельности в новом формате, демонстрируя понимание изученной темы.

Интерактивное обучение, на наш взгляд, ценно именно тем, что каждый обучающийся является активным участником игры, а именно, процесса познания. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным как для учителя, так и для обучающегося. Здесь невозможно доминирование одного участника учебного процесса над другим. Именно квесты сегодня представляют собой интерактивную динамическую игру с большим

количеством увлекательных проблемных заданий, логических головоломок и испытаний, в которых присутствуют элементы риска и духа соревнования.

Безусловно, квест-технология призвана не только улучшить восприятие учебного материала. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку. Квесты помогают учащимся наладить успешное взаимодействие в команде, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость.

Нередко сюжеты квестов перекликаются с сюжетами популярных фильмов и книг, так что участникам, как правило, нетрудно окунуться в необходимую атмосферу. Начиная с игровых уроков и заканчивая виртуальными турами по миру, сегодня существует множество интересных технических средств, которые можно использовать при изучении языкам. Внесение этих инноваций в учебный план не только поможет обучающимся овладеть английским языком, но повысит мотивацию к учебе.

Рассмотрим несколько примеров интерактивной игры.

Пример 1.

Изучение фразовых глаголов в английском языке

Данный эпизод квеста направлен на изучение английских фразовых глаголов. «Фразовые глаголы в английском языке — очень распространенное явление. В отличие от обычных глаголов, они не только обозначают действия и состояния предмета, но и открывают более точную семантическую картину, конкретизируют их место и время. К примеру, от базового слова "get" (доставать/получать) можно образовать целую цепочку фразовых глаголов: get up вставать, подниматься; get out уходить; вынимать; get back вернуть(ся); get off выходить; удалять; get away уходить; get in входить; get down опустить(ся), и т.д.» [2, с. 4].

Продемонстрируем использование фразовых глаголов get on a bus (садиться в автобус), get in a car (садиться в машину).

В данном квесте для прохождения уровня, нужно правильно выбрать предлог, ко-

торый зашифрован в дорожном указателе (предлог "on" в слове "London" и предлог "in" в слове "Berlin") и применить его к подходящему типу транспорта (рис. 1, 2).

Пример 2.

Изучение фразеологических оборотов

Данный эпизод квест-игры представляет собой увлекательный визуализированный метод изучения наиболее употребительных английских фразеологизмов тематической группы «животные»:

— to make a mountain out of a molehill («делать из мухи слона»);

— to buy a pig in a poke («купить кота в мешке»);

— to take the bull by the horns («брать быка за рога»);

— to let the cat out of the bag («выболтать секрет») и т.д.

«Отражаясь в образных пословицах, поговорках и идиомах, ФЕ с компонентом-зоонимом играют большую роль в жизни человека, помогая выявить общие черты и особенности языков различных типов и создавая целостную картину мира лин-гвокультурного общества и национальной окраски в английском и русском языках» [1, с. 180].

Рассмотрим рис. 3-7, в которых визуально продемонстрировано преобразование норки крота в большую гору с помощью лопаты в занимательной форме, позволяющей обучающемуся легко запомнить фразеологический оборот to make a mountain out of a molehill («делать из мухи слона»).

Пример 3.

Логические головоломки

В данном примере представлены многоуровневые логические головоломки. Рассмотрим пример Favourite Sports Logic Puzzle (спортивный пазл), в котором необходимо сопоставить четыре вида спорта (бейсбол, теннис, баскетбол, футбол) четырем мальчикам. При помощи трех подсказок-ключей (clues) необходимо отгадать, кто чем увлекается (рис. 8-9.) Также в этом задании отрабатываются такие грамматические обороты, как neither ... nor .., used to.

Рис. 1

Рис. 2

С

ЯШ

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

С

То таке а тоиг^аш of а то1еЫ11

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Видео прохождения данных квестов можно посмотреть в YouTube по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=HPtJ_ К5КК4"№.

Таким образом, можно утверждать, что интерактивный квест представляет собой инновационный метод погружения обучающихся в комфортную среду, позволяющую эффективно изучить иностранный язык. Квест-задания выявляют скрытые навыки, расширяют диапазон социально-коммуникативных способностей, повышают мотивацию, работу в команде, а также устанавливают более тесный контакт между преподавателем и обучающимися. Компьютерное интерактивное обучение пользуется популярностью в современном мире, позволяет обучающимся не только расширить кругозор и применить свои знания и умения на практике, но и привить желание к учёбе в целом.

Список литературы

1. Ильющенко Н.С. Сравнительный анализ фразеологических единиц, содержащих компонент-зооним в английском и русском языках // Коммуникация в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака / Отв. ред. Т.А. Барановская. — М., 2015. — С. 180-188.

2. Ильющенко Н.С. Фразовые глаголы. На материале произведений английских писателей XIX-XX вв. Учебное пособие. — М., ООО «Издательский дом КДУ», 2016. — 88 с.

3. Benz P. Webquests, a Constructivist Approach. 2001. — URL: http://www. ardecol.ac-grenoble.fr/english/tice/ enwebquests.htm.

4. Dodge B. Some Thoughts About Webquests. 1995. — URL: http:// edweb.sdsu.edu/courses/edtec596/ about_webquests.html.

5. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 2002. — URL: http://webquest.sdsu.edu/taskonomy. html

6. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom. CUP. 2000. 182 p.

7. Goldstein B, Driver P. Language Learning with Digital Video. 2015. CUP. 206 p.

8. March T. The Webquest Design Process. 1997. — URL: http://www.ozline.com/ webquests/design.html.

9. March T. The Learning Power of WebQuests. Educational Leadership. December 2003 / January 2004 / Volume 61 / Number 4. New Needs, New Curriculum. P. 42-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Marzano R.J. A different kind of class: Teaching with dimensions of learning. Association for Supervision and Curriculum Development, Alexandria VA. 1992. 213 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.