Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИЙ / PHYSICAL CULTURE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PROBLEMS OF MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканов Максим Викторович, Титлов Александр Юрьевич, Гончарова Елена Викторовна

Различные формы физической культуры (ФК) в высшем учебном заведении (ВУЗ) являются неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов и является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканов Максим Викторович, Титлов Александр Юрьевич, Гончарова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCIES AND PROBLEMS OF MOTIVATIONS AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Various forms of physical culture (FC) in higher education (HIGH SCHOOL) are an integral part of the formation of the general and professional culture of the personality of the modern specialist, the system of humanistic education of students and is one of the means of forming a comprehensively developed personality, optimizing the physical and psychophysiological state of students in the process of vocational training

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Баканов М.В., Титлов А.Ю., Гончарова Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Баканов Максим Викторович, КПН, доцент «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево

Титлов Александр Юрьевич, КПН, профессор «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна

Гончарова Елена Викторовна, «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево

Различные формы физической культуры (ФК) в высшем учебном заведении (ВУЗ) являются неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов и является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: физическая культура, высшее учебное заведение, проблемы мотиваций

FORMATION OF KEY COMPETENCIES AND PROBLEMS OF MOTIVATIONS AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Bakanov M.V., Titlov A.Yu., Goncharova E.V.

Various forms ofphysical culture (FC) in higher education (HIGH SCHOOL) are an integral part of the formation of the general and professional culture of the personality of the modern specialist, the system of humanistic education of students and is one of the means offorming a comprehensively developed personality, optimizing the physical and psychophysiological state of students in the process of vocational training. Key words: physical culture, higher educational institution, problems of motivation

Актуальность. В настоящее время национальная система высшего профессионального образования (ВПО) перешла к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения. В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенность ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что он разрабатывался на основе компетентностного подхода. Согласно, Европейской системы квалификаций, компетенция -это интегрированное понятие, выражающее способность человека самостоятельно применять в определённом контексте различные элементы знаний и умений. ФК относится к группе общекультурных компетенций (ОК) и в ВУЗах она представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента. Значимость дисциплины в формировании ОК и профессиональной подготовленности студентов трудно переоценить. ФК является компонентом общей культуры, психического и физического становления, а так же профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения в ВУЗе.

Цель исследования - определить факторы, способствующие повышению мотивации к занятиям ФК в ВУЗах у студентов.

В начале учебного года преподавателю надо обязательно выявить наличие уже имеющихся у студентов образовательных потребностей (стремления студентов к приобретению знаний, умений и качеств личности, составляющих ключевые компетенции) и их уровень. Выявление

потребностей надо осуществлять различными научными методами исследования:

а) метод опроса (беседа, интервью и анкетирования)

б) метод педагогического наблюдения

в) метод контрольного испытания (тестирование).

Для получения более объективной информации нужно обязательно посетить первое родительское собрание со студентами и конечно

преподавателями.

Для выявления образовательных потребностей и умений студентов-первокурсников в общих знаниях, составляющих валеологическую компетенцию, мы предложили студентам ответить на комплекс вопросов, позволяющих не только определить степень их информированности в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме.

Обязательно надо выявить жизненно важные для студентов вопросы и предпочтительные виды учебно-познавательной деятельности для каждого индивидуально.

При формировании ключевых компетенций, в том числе валеологической в процессе обучения ФК необходимо создавать условия для

самостоятельного решения студентами

организационных, познавательных, нравственных, коммуникативных, и других вопросов. Проявление ключевых компетенций в процессе образования, а конкретнее в области ФК. Если попытаться систематизировать проявления ключевых

компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», то можно определить их социальную и личную значимость для обучающихся в ВУЗе.

Ключевые компетенции

1. Общекультурная компетенция выражается в познании культурно-исторических основ ФК, роли ФК в формировании здорового образа жизни, способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, сохранении здоровья и высокой работоспособности. А так же определение значения систематических занятий ФК для повышения уровня физической подготовленности, улучшения здоровья и профилактики заболеваний.

2. Учебно-познавательная компетенция выражается в познании:

а) основ ФК и в воспитании с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности и приобретении знаний, необходимых для занятий ФКиС;

б) основ личной и общественной гигиены;

в) владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий ФКиС и т.д.

3. Коммуникативная компетенция выражается во владении разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития ФК и С и в умении анализировать и оценивать деятельность друзей, однокурсников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий ФК, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.

4. Социальная компетенция выражается в понимании пользы занятий ФК для здоровья человека, для повышения его трудоспособности и для увеличения продолжительности жизни, а также в борьбе с производственным травматизмом, в умении использовать средства ФК для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха.

5. Личностная компетенция выражается во владении приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение, в умении контролировать физическое состояние организма, во владении приемами личностного самовыражения и саморазвития;.

Проделанная работа позволила создать программу нашей деятельности как преподавателя ФК по формированию ключевых компетенций студентов. В основу заложен ФГОС по ФК, где в основных требованиях к уровню подготовки студентов указано, что студент должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.

Эти потребности обычно определяют, как необходимость студентов выполнять какую-либо деятельность. Когда потребности сознаются ими, возникает побудительная сила к действию, что

является мотивацией к различным занятиям ФК и занятиям каким либо видом спорта. Воспитывая мотивы к занятиям ФК, в конечном итоге формируются потребности студентов, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывается положительная мотивация к занятиям ФК. Проблема воспитания потребностей и мотивов к занятиям ФК наиболее остро возникает с момента поступления в ВУЗ.

Учебный процесс необходимо строить на основе двух составляющих: а) понимания обучающимися важности систематических занятий ФК для оздоровления организма, улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д.; б) получения положительных эмоций в процессе выполнения физических упражнений и достижения важных для обучающихся целей

Двигательная активность — желание своевременно и интенсивно выполнять физические упражнения. Для удовлетворения потребности в активной двигательной деятельности необходимо строить занятия ФК так, чтобы они были насыщены достаточным объемом разнообразных, интересных упражнений, используя при этом все разнообразие средств и методов обучения. Активно использовать индивидуальный подход, показывая каждому студенту необходимость физического развития в гармоничном развитии личности. Постоянный контроль за обучающимися на занятиях, их оптимальная загруженность активизируют студентов, повышают интерес к занятиям ФК. В обучении сочетать коллективные, групповые формы работы с индивидуальной. В организации групповой работы важно использовать парную работу и работу малых групп, где каждый студент выполняет задание определенного уровня, которое соответствует индивидуальным особенностям, опыту, подготовке, интересам. Успех группы зависит от вклада каждого, что стимулирует индивидуальную ответственность каждого и ответственность группы за всех. Таким образом, на таких занятиях формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения, навыки самостоятельного учения, присутствует диалог, принятие ответственных решений. Очень важно подчеркивать во время занятий ФК достижения обучающихся в двигательной деятельности, что создаст положительную мотивацию к занятиям ФК.

Эстетические потребности проявляются в этом возрасте наиболее сильно. Предметом эстетического восприятия на уроке ФК являются красиво оформленная обстановка (проветренный и чистый, ярко покрашенный зал, наглядные пособия и т. д.), форма проведения занятий (четкий порядок, подтянутость преподавателя и студентов, эстетическое выполнение упражнений, грамотная, красивая, образная речь педагога). Вообще воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям ФК — это проблема чрезвычайно важная и своевременная в сфере высшего образования.

В процессе работы для проверки гипотезы и решения стоящих перед нами задач был использован

метод социологического исследования

(анкетирование). Анкетирование респондентов проводился по методике А.В. Шаболтас. Сама методика предназначена для выявления доминирующих целей занятий каким либо спортом и включает в себя 10 категорий - мотивов, соответствующих определенным высказываниям, приведенным в опроснике.

1. Мотив эмоционального удовольствия — получение удовольствия и радость от выполнения физических упражнений.

2. Мотив социального самоутверждения — стремление заниматься спортом и достигнутые успехи рассматривать, как личный престижа, уважения знакомых и зрителей.

3. Мотив физического самоутверждении — развитие и становление характера личности.

4. Социально-эмоциональный мотив — стремление к не формальности общения и к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, социальной и эмоциональной раскованности.

5. Социально-моральный мотив — радость за успех своей команды, ради которой надо тренироваться.

6. Мотив достижения успеха в спорте — достижение побед на соревнованиях и улучшение личных спортивных результатов.

7. Спортивно-познавательный мотив — изучение вопросов технической и тактической подготовки в выбранном виде спорта и изучение научно обоснованных принципов тренировки.

8. Рационально-волевой (рекреационный) мотив — занятия спортом для повышения двигательной активности при умственной работе.

9. Мотив подготовки к профессиональной деятельности — стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности.

10. Гражданско-патриотический мотив — стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, области и страны.

Методика, как измерительный инструмент, основана на выборе одного из попарно предлагаемых суждений. Главное условие — каждое суждение сопоставляется со всеми другими; всего для 10 мотивов имеется 45 пар суждений для сопоставления. и отражают различные причины занятия спортом. Сначала надо выбрать из пары то высказывание, которое больше всего подходит респонденту, а затем уже уточнить в какой степени оно больше подходит. В соответствующих графах бланка для ответов ставится знак плюс «+» или минус «-». Таким образом, оценка каждого мотива выполняется 9 раз и появляется возможность ранжировать мотивы по степени их выраженности (в баллах). При анализе анкетирования, наиболее предпочтительны для респондента те мотивы, по которым он набрал наибольшее количество баллов.

Выводы:

Опрос по методике А.В. Шаболтас показал, что у 31% опрошенных студентов доминирует мотив достижения успеха в спорте; у 22%; - мотив физического самоутверждения, у 18%; - социально-эмоциональный мотив, у 17% - мотив эмоционального удовольствия и 12% респондентов выбрали рационально-волевой (рекреационный) мотив. Активная двигательная деятельность в возрасте 17- 18 лет должна удовлетворять физиологические, личностные, и социальные потребности занимающихся. За время обучения в ВУЗе, по нашим данным, недостаток двигательной активности приводит к появлению избыточной массы тела за счет отложения жира, повышению уровня холестерина в крови, снижению жизненной емкости легких, ухудшению адаптации дыхательной и сердечно-сосудистой систем учащихся к стандартной физической нагрузке на занятиях ФК. Заболеваемость студентов в условиях гипокинезии в два раза выше, хотя гипокинезия в этом возрасте является основным фактором здоровья в будущем.

В связи с этим тема исследования является актуальной, а данная проблема имеет очень важное теоретическое и практическое значение для повышения мотиваций к двигательной активности или просто к занятиям ФК среди студенчества на первом курсе. Перспективы дальнейших исследований будут направлены на изучение практических аспектов организации и проведения различных соревнований, спортивных праздников, фестивалей в ВУЗах Московской области и их дальнейшее совершенствование.

Библиографический список

1. Баканов М.В. Проблема материально-технического реформирования современного Российского образования в контексте его качества / М.В. Баканов, А.В. Караваев, А.Ю.Титлов // в сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов 3 Международной научно-практической конференции.2016.С 187-191

2. Бурбыгина В.В. Физическая культура в формировании общекультурных компетенций студентов: учебное пособие / В.В.Бурбыгина. -Комсомольск-на Амуре: ФГБОУ ВПО « КнАГТУ », 2014. -92 с.

3. Караваев А.В. Организационно - нормативное обеспечение деятельности менеджера по физической культуре , спорту и туризму. / А.В. Караваев, М.В. Баканов, А.Ю.Титлов // Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура» Коломна. 2012 (2 издание, исправленное и дополненное)

4. Титлов А.Ю. Мотивация учениц старших классов к физкультурным занятиям средствами фитбола. / А.Ю.Титлов, М.В. Баканов, А.В. Фролова // 5 Всероссийская научно-практическая конференция «Спортивная психология и спортивная медицина 21 века» г.Коломна, 2014 С 239-241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.