Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / PHYSICAL CULTURE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканов Максим Викторович, Титлов Александр Юрьевич, Никулов Сергей Васильевич

Качество современного российского образования, в том числе и на вузовском уровне, находится в центре внимания российской общественности, специалистов и правительства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканов Максим Викторович, Титлов Александр Юрьевич, Никулов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR DISADVANTAGES AS PROFESSIONAL EDUCATION IN PREPARATION OF STUDENTS OF FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE

The quality of modern Russian education, including at the university level, is at the center of attention of the Russian public, experts and the government of the country.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Баканов М.В., Титлов А.Ю., Никулов С.В.

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Баканов Максим Викторович, КПН, доцент «Государственный гуманитарно-технологический университет», г.Орехово-Зуево

Титлов Александр Юрьевич, КПН, профессор «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна

Никулов Сергей Васильевич, «Государственный гуманитарно-технологический университет», г.Орехово-Зуево

Качество современного российского образования, в том числе и на вузовском уровне, находится в центре внимания российской общественности, специалистов и правительства страны.

Ключевые слова: физическая культура, высшее учебное заведение, отрасли физической культуры и спорта

MAJOR DISADVANTAGES AS PROFESSIONAL EDUCATION IN PREPARATION OF STUDENTS OF FACULTIES OF PHYSICAL CULTURE

Bakanov M.V., Titlov A.Yu., Nikulov S.V.

The quality of modern Russian education, including at the university level, is at the center of attention of the Russian public, experts and the government of the country.

Key words: physical culture, higher educational institution, physical culture and sports

.Актуальность. Ухудшение фактического положения дел в этой сфере общественного развития признано не только внутри страны, но и за ее пределами. Выпускники подавляющего

большинства Российских вузов не могут трудоустраиваться по полученной специальности за пределами страны, так как российские дипломы о высшем образовании не признаются в качестве легитимных и мало кому интересны. Указанная ситуация обостряется еще и тем, что даже внутри нашей страны выпускники вузов либо не желают, по преимуществу, либо действительно не могут получить работу по специальности. Подобное может означать отсутствие достаточных материальных и нематериальных стимулов к выбранной при поступлении в ВУЗ (высшее учебное заведение) области профессиональной деятельности или реальное блокирование доступа молодых специалистов к конкретным местам трудоустройства

В порядке уточнения укажем, что в российских организациях на значительном количестве должностей, требующих специальных

профессиональных знаний и навыков, работают люди, не имеющие базового профессионального и , главное, профильного образования. Это в полной мере относится и к учреждениям отрасли физической культуры и спорта (ФКиС). Принятые правительством страны меры по исправлению данного положения дел целесообразно оценивать, как явно недостаточные.

Следует констатировать, что вместо решения вопросов повышения управляемости в масштабах всей страны, поэтапного, продуманного и обеспеченного ресурсами повышения качества образовательного процесса, изменения практики трудоустройства, результативной ротации профессиональных кадров, государственные

чиновники все свои усилия сконцентрировали главным образом на внедрении западной двухуровневой образовательной модели.

Между тем, очевидно, что резервы повышения качества профессионального образования, в первую очередь, связаны с изменением институциональной среды и с иными образовательными подходами. В этой связи предлагается обратиться к исследованию проблем, имеющих непосредственное отношение к качественной профессиональной подготовке специалистов отрасли ФКиС, то есть студентов факультетов ФКиС.

Очевидным и бесспорным является факт недофинансирования отрасли ФКиС в условиях современной России. Наличие существующих нормативов финансирования материально-технической базы отечественных высших учебных заведений не содействует процессу её укрепления. Явно не способствует росту качества профессионально-образовательной подготовки студентов низкий уровень оплаты труда преподавателей, особенно преподавателей ФКиС, работающих преимущественно только на основе бюджетных ставок.

Помимо прочего, именно эти два фактора негативно сказываются на развитии образовательной подсистемы в отрасли ФКиС. Результатом демотивации труда, а в ряде случаев и деквалификации, становится процесс формализации деятельности как отчасти преподавательской, так и студенческой, что нельзя признать допустимым. Реальностью становится слабая контролируемость качества учебных занятий, проводимых преподавателями кафедр физической культуры. Итоги занятий оцениваются и анализируются на поверхностном уровне, уровне здравого смысла, но не науки. Вместо развития жизненно важных

физических качеств, на базе которых формируется здоровье, преподаватель вынужден учить чему-то и как-то. Программы обучения дифференцированы настолько, что опираться на них, в целях повышения функциональных возможностей организма обучаемого и мобилизации его внутренних резервов, бессмысленно. Отсутствуют целевые указания на объём и интенсивность нагрузок с учётом демографических и психофизиологических индивидуальных особенностей. Большая часть студентов не имеет социально-экономических условий для занятий любимыми видами спорта из-за проблем с рыночной действительностью. Большинство руководителей системы образования в нашей стране недооценивают значения физической культуры и спорта, что делает ещё более сложным положение факультетов ФКиС, которые напрямую зависят от бюджетного распределения средств.

Выход из этой кризисной ситуации видится в направлении усиления централизующего

нормативного начала при условии обязательного и принципиального по уровню резкого увеличения целевого финансирования. Это относится и в целом к отрасли ФКиС, и к системе педагогических вузов, имеющих в своём составе специализированные факультеты ФКиС. Главное, чтобы поступающие в ВУЗ финансовые потоки не перераспределились в пользу других факультетов. Наряду с этим, требуется разработать нормативно-организационное обеспечение образовательной, вузовской подготовки студентов - будущих педагогов по спортивным специальностям.

Рассмотрим лишь некоторые целесообразные, по нашему мнению, направления структурно-технологической модернизации вузовской профессиональной подготовки студентов, обучающихся по физкультурно-спортивному профилю.

Во-первых, подготовка специалиста по физической культуре и спорту требует определенного профилирования содержания физкультурного образования в соответствии с особенностями и спецификой его будущей профессиональной деятельности. Необходимы новые подходы в обучении студентов ФФКиС, реализация которых имеет мало шансов на успех в условиях бакалавриата с его приоритетами сокращения часов аудиторных занятий и перекладывания всех профессиональных задач через форму самоподготовки на самого обучающегося. Прежде всего необходимо интегрированное построение учебного процесса. Становление профессионализма на вузовском этапе существенно зависит от интеграции дисциплин, прежде всего профилирующих, с ориентацией на целостную профессиональную деятельность, где каждая отдельная дисциплина должна выступать средством достижения этой цели.

Интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным, за—ключает в себе больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний,

способов деятельности и приемов мышления. Наиболее значимая задача обучения студентов ФФКиС состоит в том, что освоение двигательных действий сочетается с освоением технологии обучения двигательным действиям, т.е. предполагается овладение обучаемым ролью обучающего и овладения обучающим технологией обучаемого. Необходимость в интеграции профилирующих дисциплин обусловлена тем, что будущая профессиональная деятельность целостна и реализуется не отдельными дисциплинами, предметными знаниями, а их системой, происходит формирование целостного представления о профессиональной деятельности в теоретико-практическом аспекте.

В этом плане интерес может представить развитие такого комплексного предмета, как спортивная педагогика за счёт сокращения курса общей педагогики. При этом предполагается непосредственное участие преподавателей специализированных спортивных кафедр в чтении комплексного, логически определённого курса, опирающегося на единую методологическую философию физкультурно-спортивной подготовки вузовских специалистов. Значительным подспорьем было бы формирование единого учебника по спортивной педагогике, что не исключает наличия нескольких его вариативных версий, редакций.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем физической культуры в современных социально-экономических условиях являются вопросы разработки профессионально-прикладной

подготовки специалистов в специальных учебных заведениях. Физическая культура в системе высшего образования, при условии надежной опоры на новые технологии преподавания, способна обеспечить должную профессиональную психофизическую готовность будущих специалистов современного производства.

При этом под новыми технологиями подразумевается внедрение в практику обучения и воспитания таких методов и организационных форм профессионально-прикладной физической культуры, которые в наибольшей степени обеспечивали бы конечный эффект подготовки специалистов данного профиля.

В связи с этим, важнейшей задачей физического воспитания в вузе является обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность,

работоспособность, развитие профессионально-значимых физических качеств и психомоторных способностей. Это выдвигает перед специалистами физического воспитания вузов задачи разработки и реализации системы специальной физической и профессионально-прикладной подготовки

работников различных профессий и направлений труда.

В-третьих, для достижения конечной цели необходимо создать модель выпускника высшего учебного заведения по конкретной специальности,

соответственно которой проводить подготовку для обеспечения профессиональной психофизической готовности будущего специалиста.

С учетом сложившейся реальности и внедренной системы бакалавриата предлагается использовать следующую Общую схему технологического учебного процесса физического воспитания с профессиональной направленностью по годам обучения.

1курс - формирование основных физических качеств, умений и навыков; оценка психофизического состояния в соответствии с требованиями профессии; формирование мотивов ведения здорового образа жизни; знания и умения по реабилитации и снижению утомления; оценка своего состояния.

2 курс - воспитание и совершенствование профессионально значимых физических качеств, навыков и умений; формирование мотивов к ведению самостоятельных занятий физическими упражнениями; оценка и коррекция функционального состояния.

3 курс - совершенствование профессионально значимых физических качеств, прикладных навыков и умений; приобретение знаний о психофизической готовности; реабилитация и коррекция средствами физической культуры.

4 курс - совершенствование профессионально значимых физических качеств, умений, навыков; знания об условиях работы и труда в соответствии с типом профессии; профилактика профзаболеваний, травматизма средствами физической культуры; совершенствование индивидуальной психофизической подготовленности к профессии.

В-четвёртых, анализ научной, учебной литературы, результатов проведённых в ГОУ ВПО «МГОСГИ» исследований, а также их внедрения позволяют уточнить некоторые рекомендации в области планирования и организационного обеспечения учебного процесса. Основанием послужила выявленная у студентов вузов учебная гипокинезия. Примечательно, что это явление имеет непосредственное отношение и к студентам ФКиС. Хотя двигательный дефицит у студентов физкультурно-спортивного профиля обучения естественно существенно ниже, чем у студентов других факультетов.

В этой связи предлагается на уровне определения нормативов создавать базу для преодоления дефицита двигательной активности у студентов вузов. Для этого провести комплексные социологические исследования студенческой аудитории в рамках получения целевых грантов и привлечь для обработки, оценки и анализа полученных результатов ведущих специалистов отрасли ФКиС.

Важным моментом следует считать разработку и внедрение в повседневную учёбу паспорта здоровья студента (в качестве самостоятельного варианта или подварианта предлагается обратить внимание соответствующих экспертов на разработку таблицы гармоничного развития). При помощи данного

документа появляются возможности активизации механизма самонастройки здоровья и самоконтроля профессиональной подготовки студентов. Целесообразность указанного действия считаем назревшей для студентов, в первую очередь, выпускников ФФКиС, которые не на словах, а на деле должны демонстрировать приверженность ценностным ориентирам здоровья.

При разработке конкретных комплексов упражнений с целью компенсации двигательного дефицита у студентов ФФКиС необходимо использовать средства не только избранного вида спорта (специализации), но и оздоровительно-эффективные, наиболее энергоёмкие упражнения других видов спорта, в частности бег на средних отрезках, спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам и отдельные ациклические упражнения.

Для компенсации учебной гипокинезии у студентов ФФКиС необходимо применение оздоровительно-эффективных, наиболее

энергоёмких комплексов упражнений специальной физической подготовки (СФП) и общей физической подготовки (ОФП), реализуемых в режиме смешанного энергообеспечения, (рекомендуемый нами норматив не менее 55-65% от общего объёма физической нагрузки, который должен составлять не менее 4-6 часов в неделю).

В-пятых, в целях повышения качества профессиональной подготовки студентов ФФКиС рекомендуется уточнить, на предмет их реалистичности нормативы создания:

• Материально-технических, социально-педагогических, медико-биологических условий, организации систематического врачебного контроля и учёта физического развития и физической подготовленности занимающихся;

• Подбора тренеров - преподавателей и работы над повышением их профессиональной и спортивной квалификации, использованием результатов научных исследований при разработке и реализации здоровьесберегающих программ.

В-шестых, при составлении учебного плана необходимо учитывать и оптимальную взаимосвязь учебных предметов, которая позволяет определить роль и место каждой учебной дисциплины в подготовке специалиста по физической культуре и спорту; обеспечить совершенствование

преподавания учебных дисциплин как на одном, так и на разных курсах; осуществить дифференцированный подход в процессе обучения студентов.

Выводы нашего исследования позволяют сделать заключение, что:

• В вопросах формирования качественных ориентиров вузовского профессионального образования по-прежнему велика роль государства, призванного обеспечить необходимый, а не декларируемый набор социальных стандартов, гарантированных Конституцией России и имеющих прямое отношение к отрасли ФКиС.

• Изучение нормативных параметров

результативного обеспечения комплексной системы специализированной профессиональной подготовки дипломированных специалистов подчёркивает необходимость разумного разграничения

нормотворческого процесса на ведомственном и вузовском уровнях, чтобы не вернуться полностью в прошлое хотя бы в одну из западных стран, но уже в условиях недофинансиования и необязательности исполнения решений на качественном уровне. При этом первоочередной проблемой, требующей своего результативного решения, является определение оптимального объёма, интенсивности и направленности физических упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

• Успешное осуществление физкультурно-спортивной подготовки студентов ФКиС во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью занимающихся. И здесь не всегда полезным представляется нормативно -усредненное методическое обеспечение

тренировочно-образовательного процесса. Важным ограничением нормативной организации обучения в ВУЗе является отсутствие: равноресурсных ситуаций; необходимой, надёжной, детально разработанной по критериям, и репрезентативности системы обязательных (или даже

рекомендательных) требований, связанных с совершенствованием образовательного процесса.

Тем не менее, систематизация и анализ развития качественного профессионального образования при

подготовке студентов физической культуры в современной России являются единственно верным направлением преодоления слабости,

диффузиальной аморфности и консервации в отрасли образования.

Библиографический список.

1. Баканов М.В. Проблема материально-технического реформирования современного Российского образования в контексте его качества / М.В. Баканов, А.В. Караваев, А.Ю.Титлов // в сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов 3 Международной научно-практической конференции - 2016.С 187-191

3. Караваев А.В. Организационно - нормативное обеспечение деятельности менеджера по физической культуре, спорту и туризму. / А.В. Караваев, М.В. Баканов, А.Ю.Титлов // Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура» Коломна. 2012 (2 издание, исправленное и дополненное)

3. Титлов А.Ю. Обобщение мнений ведущих специалистов в области «Здоровьесберегающих технологий / А.Ю. Титлов, М.В. Баканов //14 Всероссийская научно-практическая конференция памяти И.П. Башкатова г.Коломна 2014 С. 322-324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.