УДК 796.01:316
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Кандидат педагогических наук, доцент Ф.Д. Мухамитянов Чайковский государственный институт физической культуры
Чайковский
PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SPHERE OF SOCIAL LIFE
F.D. Mukhamitianov, Ph.D., associate professor Chaikovsky State Institute of Physical Culture Chaikovsk
Ключевые слова: отрасль физической культуры, сфера физической культуры, система физической культуры, модели физической культуры, социокультурное пространство физической культуры.
Аннотация. В статье сделана попытка логически обосновать определения основных понятий теории физической культуры на основании уточнения соответствующих понятий на общенаучном (философском и социологическом) уровне. Предлагается обратить внимание на осознанное использование понятия «сфера физической культуры и спорта» не как понятия экономической науки, а как сферы общественной жизни и понятия теории физической культуры. Key words: the branch ofphysical culture, sphere ofphysical culture, system of physical culture, models of physical culture, socio and cultural space of physical culture
Summary. The author tries to set the logic of the main physical culture definitions in philosophy and sociological levels. They offer to pay attention on a supraliminal usage the definition "sphere of physical culture and sport" not as the definition of economical study, but as a sphere social life and the definition of the physical culture theory.
Отрасль физической культуры, сфера физической культуры, система физической культуры, модели физической культуры, социокультурное пространство физической культуры.
С точки зрения методологов науки, проблемы терминологии следует рассматривать не как формальность, а как фундаментальную проблему. Изменение социокультурной и экономической ситуации, смена образовательных и научных парадигм на современном этапе развития общества вызвали необходимость в переосмыслении функционального назначения физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения, развития адаптивных способностей [2]. В статье сделана попытка логически обосновать определения основных понятий теории физической культуры на основании уточнения соответствующих понятий на общенаучном (философском и социологи-
ческом) уровне. Специалисты в последние годы широко используют термины « область физической культуры и спорта» и «сфера физической культуры и спорта». Эти выражения применяются в названиях научных конференций, журнальных статей, диссертационных исследованиях:
- в диссертационных исследованиях (см. И.В. Шубарин Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической культуры и спорта. Автореф.канд.дис. - Екатеринбург, 2004),
- в названиях международных конференций (см. Международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры» - СПб, 2006);
- в научных и научно-практических статьях (см. Давиденко Д.Н., Пономарев Г.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры // Тип ФК.-2004.-№5. и др.);
- в законодательных акта (см. «Глава 2.Организация деятельности в области физической культуры»-Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 2007) [14].
Причина, по нашему мнению, заключается в том, что физическая культура и спорт как общественный феномен становятся все более важным компонентом общественной жизни, повышается его статус и в тоже время специалистам становится «тесно» в термине «физическая культура и спорт» и они интуитивно его расширяют. Само понятие "физическая культура" высоко полисе-мантично, подразумевает возможность разнохарактерных его трактовок: 1) как реальность, которая включает всю материальную среду, преобразованную и сформированную человеком в соответствии со своими потребностями, возможностями, ценностями; 2) как система ценностей, дея-тельностей и их результатов, связанных с различными видами физической активности человека (в том числе, и с физическим трудом, оздоровлением и пр.); 3) как комплекс различных видов человеческой моторики, встроенной в другие виды социальной деятельности, в процесс социализации индивида, его обучение, овладение различными навыками и умениями; 4) как набор упражнений, средств воздействия на телесную природу человека, как инструмент ее модификаций; 5) как спортивная деятельность, связанная с состязательностью, соревновательностью и выявлением максимальных возможностей человека. Наиболее широкое распространение получили трактовки физической культуры как области деятельности, специфика которой в непосредственном развитии и совершенствовании физических качеств, навыков, умений человека [1].
В ФЗ о ФК в статье 2 указывается, что физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [14].
И.В Шубарин в своем диссертационном исследовании [11] и авторы учебного пособия «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» [4] указывают, что по существующей в настоящее время в России структуре отраслей экономики физическая культура и спорт сформировалась как составная часть отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение». Но И.В. Шубарин считает, что при анализе физической культуры и спорта как составляющей экономической системы страны необходимо выделять две основные категории: «отрасль физической культуры и спорта» и «сфера физической культуры и спорта». В состав отрасли физической культуры и спорта, по его мнению, следует отнести лишь организации, которые непосредственно оказывают эти услуги, т.е. физкультурно-спортивные, спортивные, спортивно-технические, спортивно-оздоровительные клубы, детско-юношеские спортивные школы и прочие организации, осуществляющие физкультурно-спортивную работу с населением.
Сфера физической культуры и спорта - более широкая категория, выходящая за рамки отдельно взятой отрасли. Она включает в себя три различных уровня: первый уровень - организации отрасли ФКиС; второй уровень - инфраструктура отрасли ФКиС, т.е. учреждения, неоказывающие непосредственно физкультурно-спортивные услуги, а занимающиеся созданием условий для «функционирования основного производства». К этой категории следует отнести научные организации, органы исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, объединения, координирующие деятельность субъектов ФКиС (Олимпийский комитет России, федерации, союзы, ассоциации по различным видам спорта и др.), а также физкультурно-спортивные сооружения; третий уровень - хозяйствующие субъекты, относящиеся к другим отраслям, для которых физическая культура и спорт является лишь сферой экономических интересов. К данной группе следует отнести образовательные учреждения, профессиональные союзы в области физической культуры и спорта организации по пропаганде физической культуры и спорта, средства массовой информации спортивной направленности, различные спортивные агентства, предприятия по производству, ремонту и обслуживанию спортивных товаров и инвентаря [11]. Представленные нами авторы узкое понимание сферы физической культуры как совокупности организаций. Сфера как общенау-учное понятие (в отличие от геометрического), обозначает наиболее крупную часть бытия любого уровня: мироздания, физического, химического, биологического, социального и индивидуального миров; это область действия, пределы распространения чего-либо, обстановка, среда, общественное окружение [7]. Широко используется понятие сфера в общественных науках. Вслед за К.Марксом в обществе стали выделять экономическую, социальную, политическую и духовную (куль-турную) сферы. Культурологи из Ниж-него Новгорода при анализе общества выделяют восемь сфер: экономичес-кую, экологическую, педагогическую, управленческую, научную, художественную, медицинскую, и в том числе, физкультурную [3].
Пре-дпрюткя смежных
Отрасль "> СФеРЯ
—-- ФКиС'
Цифра структура
Т-КнС
Рнс. 1. Соотношение сс| Г 'I I н отряслн физической культуры и спорта
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЯ
СИСТЕМА
СТРУКТУРА
Рис.2 Генезис понятия системы (по А. Д. Урсул)
В нашем понимании сфера физи-ческой культуры как сфера общественной жизни включает в себя не только различные организации, выде-ленные И.В. Шубариным, но и весь спектр отношений которые склады-ваются во взаимодействии организа-ций и действующих лиц, формируемых ценностей и т.д. и т.п. Оппоненты внедрения термина «сфера физической культуры и спорта» могут возразить и напомнить о понятии «система физической культуры», которое представлено во всех учебных пособиях по теории и методике физической культуры. В ответ на их возражении следует привести следующую цитату из учебника по теории и методике физической культуры подготовленную под редакцией профессора Ю.Ф. Курамшина. «Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим занятиях физическими упражнениями, использование, усвоение, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физической культуры. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное сложноорганизованное образование динамического характера» [10 С.29]. Авторы непреднамеренно или осознано указывают, система уже, чем понятие сфера. Строгого, единого определения и для понятия «система» в настоящее время нет. В качестве «рабочего» определения под системой в общем случае понимается множество составляющих единство элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность. Логический генезис понятия «системы» представленный на рис . 2. показывает, что все начинается с понятия сложности как сравнительно простого по своему содержанию, а под системой имеет смысл понимать организованное
множество, образующее целостное единство [12]. То есть понятие сфера физической культура соответствуют сложности, а система физической культуры это определенная упорядоченность этой сферы необходимая для решения стоящих перед ней задач. Система - только частный случай пространственно-временных связей, что любая система рано или поздно становится открытой и получает возможность изменяться через реконструкцию или взрыв (форму более активной реконструкции)^]. Например, реконструкция советской системы физической культуры в рамках сферы физической культуры как общественного явления в период 1990-х годов. В Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 1999 года есть понятие система физической культуры и спорта как совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации, то аналогичном законе 2007 года отсутствует. Феномен физической культуры - объективно сложен и её назначение и описание на сегодняшний день далеко от завершения. Ряд авторов стали употреблять термин «модель физической культуры». Так, З. Кравчик выделяет 6 видов нормативных моделей физической культуры: эстетическую, гедоническую, аскетическую, гигиеническую, физической подготовленности, конкурентно-состязательную [6]. В. И. Столяров выделяет две ценностные модели: инструментальную и гуманистически ориентированную [9]. Определенные модели физической культуры могут быть выделены и в связи с особенностями тех или иных социокультурных систем, в которые они включены. Введение понятия «модель физическая культура» представляется целесообразным в связи с различными целями использования средств и методов физической культуры, но также возможно выделение понятия «модель» системы физической культуры» взамен «система физической культуры», понимания под этим термином видение того или иного автора на изучение объективно существующие явления. Например, модель системы физической культуры по В.М.Выдрину, или по Л.П.Матвееву, или по В.И. Столярову и т.д. Использование предлагаемого подхода к пониманию физической культуры приводит нас к анализу его как пространства, в рамках которого происходит реализация всех функций данного феномена культуры. С.И. Филимонова подчёркивает, что переориентация исследований в сфере физической культуры и спорта в сторону «пространства» обусловлено объективно, с одной стороны, эволюцией и логикой науки, а с другой стороны - логикой развития общества. Автор в пространстве физической культуры выделяет физическое и социальное подпространства и отношения между ними (поля): политическое, правовое, экономическое, образовательное, пространственное, информационное [16]. Для нас представляет интерес анализ физической культуры с позиции трёхмерной модели культуры, предложенный А.С. Карминым [5].
Рис. Физическая культура в трехмерной модели культуры информационно-семиотической концепции А.С.Кармина (2003).
На основе вида спорта, рассмотрим пространство, образованное тремя плоскостями. Технологическая (регулятивно-когнитивная) составляющая пространства представлена: 1)двигательными действиями, правилами выполнения действий, 2)составом допустимых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), 3) инвентарем, оборудованием, площадками и стадионами, 4)формой одежды. Состав действий, на основе которых организуется соперничество, условия их проведения едины для всех участников, то есть унифицированы. Таким образом, обеспечивается объективность при сравнении тех способностей, на выявление которых ориентированно конкретное соревнование. Когнитивно-ценностная составляющая это:1) теория и методика подготовки, т. е. знания, которые обеспечивают успешность действий спортсмена, 2) терминология, 3) сленг (жаргон). Социально-ценностная составляющая это: 1) взаимоотношения, которые складываются между членами одной команды, соперниками, участниками соревнованиями, судьями и болельщиками, объединения болельщиков (клубы фанатов команд или спортсменов), 3) нормы поведения.
Проведенный анализ позволяет поставить вопрос о необходимости более углубленного изучения выделенных аспектов сферы физической культуры.
Литература
1. Быховская, И.М. Физическая культура. Культурология. ХХ век: словарь / И.М.Быховская.- СПб., 1997. - 345 с.
2. Давиденко, Д.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры / Д.Н. Давиденко, Г.Н.Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - С. 34-35.
3. Кравчик, З. Нормативные модели физической культуры молодежи / З.Кравчик // Социальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни.- Красноярск, 1990. - С 21-30.
4. Крылова, Н.Б.Контексты как отражение условий и смыслов / Н.Б.Крылова // Новые ценности образования. Контексты и подтексты образования. - 2006.- №5-6 (29-30). - С. 70-83.
5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.И.Золотов, В.В.Кузин, М.Е.Кутепов, С.Г.Сейранов. - М.: Академия, 2004. - 423 с.
Glossary:
1. Byhovskia, I.M. Physical culture. Culturology. XX cen. Dictionary / Byhovskia I.M.- SPb., 1997. - 345 a
2. Davidenko, D.N. Thoughts about the definitions and base of education in the sphere of physical culture / Davidenko D.N., Ponomarev G.N. // Theory and practice of PC. - 2004.- № 5. - Q 34-35.
3. Kravchik, Z. Norma models of young people physical culture / Kravchik, Z. // Social problems of physical culture and health life style. - Krasnoiarsk, 1990. - P. 21-30.
4. Krylova, N.B. Texts as a mirror of conditions and senses / Krylova, N.B. // New value of education. Contexts and under contexts of the education. - 2006. - № 5-6 (29-30). - P. 70-83.
5. Management and economy of physical culture and sport: Study course for high educ. Students / Zolotov M.I., Kuzin M.E., Seiranov S.G.-M.: Pub. Centre "Academy", 2004. - 423 a