Научная статья на тему 'Отраслевой университет как кадровая база сферы физической культуры и спорта'

Отраслевой университет как кадровая база сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL CULTURE / SPORT / EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзигуа Дмитрий Валтерович, Люлевич Ирина Юрьевна

В статье анализируется современное состояние подготовки специалистов для спортивной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзигуа Дмитрий Валтерович, Люлевич Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевой университет как кадровая база сферы физической культуры и спорта»

неорганической химии» такой подход может быть реализован путем построения цепочки знаний от уровней строения вещества, химических форм его организации к реакционным химическим системам и аспектам их анализа, и дальше - сравнительной характеристике химических элементов периодической системы и их соединений. При этом кроме формирования фундаментальных химических знаний необходимо образовать связь каждого раздела курса химии со структурными составляющими химических систем. Это позволит студентам осознать место курса «Общая и неорганическая химия» в формировании их как специалистов, поскольку знания должны быть не только абстрактными, но и обусловленными практической необходимостью.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 3-10.

2. Корсакова О. К. Змют сучасно! шкшьно! освгга: Дидактичний аспект / О. К. Корсакова, С. Е. Трубачева. - К.:ФАДА, ЛТД, 2003. - 56 с.

3. Мордкович А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1986. - 355 с.

4. Основи хiмiчноl екологп: Навчально-методичний поабник. - Шжин:Вид-во НДПУ iм. М. Гоголя, 2003. - 152 с.

5. Педагогика и психология высшей школы / Уч. пособие, Ростов н/Д: Феникс. -2002. - 544 с.

6. Савченко О. Я. Системний шдхвд до модершзацп змюту загально! середньо! освгги / О. Я. Савченко // Рщна школа. - 2010. - № 1-2. - С. 3-7.

7. Суханова О. Н. О конференции министров образования при Совете Европы / О. Н. Суханова // Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 51-53.

8. Титаренко Л. М. Формування еколопчно! компетентносл студенпв бюлопчних спещальностей ушверситету: дис. ... канд. пед. наук. Кшв.: 1нститут проблем виховання НАПН Украши. - 2007. - 181 с.

Отраслевой университет как кадровая база сферы физической культуры и спорта Дзигуа Д. В.1, Люлевич И. Ю.2

\Дзигуа Дмитрий Валтерович /Dzigua Dmitrij Valterovich - кандидат педагогических наук,

доцент;

2Люлевич Ирина Юрьевна /Ljulevich Irina Jur'evna - кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой,

кафедра филологии и спортивной журналистики,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация: в статье анализируется современное состояние подготовки

специалистов для спортивной индустрии.

Abstract: the article analyzes the current state of training for the sports industry.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, образование, профессиональная подготовка.

Keywords: physical culture, sport, education, vocational training.

172

Физическая культура и спорт, являясь неразрывной частью культуры, несут в себе определенные культурологические коды и символы, позволяющие осмыслять происходящее в этой сфере на уровне ценностных ориентаций, идеологических установок, моделей развития событий и интерпретации ситуаций.

Следовательно, имидж сферы ФКиС в обществе, ее социальный статус зависят от массового сознания и могут быть использованы для коррекции ценностной системы общества, для создания определенных идеологических установок и позитивных программ, для формирования здорового образа жизни как важнейшей социальной ценности [3, с. 54].

Сегодня сложно себе представить сферу спорта, включающую в себя только соревнования и тренировочные процессы, на современном этапе сфера стремительно расширяется, включая в себя мощную спортивную индустрию, занимающую серьезное место в мировой экономике, глобальное информационное пространство, соединяющее спортивные СМИ, рекламу и зону PR, солидный управленческий аппарат всех уровней (от международного до муниципального). И именно кадровый потенциал отрасли, в данном случае физкультурно-спортивной, влияет на ее функционирование, трансформацию и социальный статус.

Деятельность по связям с общественностью в сфере физической культуры и спорта и спортивная журналистика, спортивный менеджмент и экономика физкультурно-спортивной сферы в этом смысле являются актуальным социальным заказом, не менее важным, чем подготовка тренерских и спортивных кадров, так как не только сами спортивные победы, но и их ценностная и идеологическая интерпретация в массовом сознании через СМИ и PR, их правильная организация, зрелищность и социальная актуальность делают спорт частью национальной российской идеи.

Профессиональный корпус специалистов данного профиля отрасли может пополняться за счет выпускников российских университетов по направлениям «Журналистика» и «Связи с общественностью», «Менеджмент» и «Экономика». Однако если мы говорим о концепции отраслевого университета как вуза, который обеспечивает сферу специальностями полного технологического цикла, который готовит специалистов, обеспечивающих всю инфраструктуру отрасли, то представляется целесообразным осуществлять в физкультурно-спортивном вузе подготовку не только тренерского корпуса, но и тех профессионалов, которые создают условия для сложной работы тренеров и спортсменов, формируют образ сферы спорта в массовом сознании, транслируют социально важную информацию. Физкультурно-спортивные вузы обладают необходимыми ресурсами для создания оптимальной модели подготовки всего спектра специальностей.

Отраслевые вузы в 90-х гг. интуитивно почувствовали необходимость такого подхода к обеспечению физкультурно-спортивной сферы, именно в конце 90-х -начале нулевых годов большинство вузов физической культуры и спорта открывают сопутствующие профильной специальности: спортивные рекламу и PR, спортивную журналистику, спортивный менеджмент и экономику в сфере физической культуры и спорта.

Сегодня, в условиях реформирования высшего профессионального образования идет дискуссия о структурировании профессиональной подготовки в вузах отраслевого подчинения. Одна из точек зрения, безусловно имеющая право на существование, заключается в том, что отраслевые вузы должны готовить только специалистов титульной специальности, тогда как остальные потребности отрасли могут быть удовлетворены за счет классических университетов и вузов гуманитарного профиля. Но есть и другая точка зрения на данную проблему, имеющая целый ряд преимуществ: создание из отраслевых вузов учебных заведений полного технологического цикла [4, с. 78].

173

Профильными специальностями сферы можно считать три: «Физическая

культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», то есть те, у которых сферой профессиональной деятельности является двигательная активность, а основными инструментами - физические упражнения (в той или иной степени) [2, с. 167]. Эти направления подготовки открыты не только в отраслевых вузах, но и в целом ряде университетов и педагогических вузов (всего 786). Отраслевые же вузы наряду с данными направлениями подготовки имеют образовательные программы по тем направлениям, которые готовят специалистов, обслуживающих сферу, позволяющих ее инфраструктуре функционировать как социальной области жизнедеятельности общества, а не как одному из направлений профессиональной деятельности.

Сегодня 14 вузов физкультурно-спортивного профиля (с филиалами - 25) готовят по следующим направлениям подготовки бакалавриата1:

Таблица 1.

Вуз Кол-во напра влений подгото вки всего Профиль ные направле ния подготов ки Сопутствующие направления подготовки (обслуживающие отрасль ФКиС) Иные направления подготовки2

Кубанский государствен ный университет физической культуры, спорта и туризма 10 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»; 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»; 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура». 43.03.02 Туризм 44.03.01 -«Педагогиче ское образование» по профилю подготовки «Дошкольное образование» 39.03.02 Социальная работа (Социальная работа с молодёжью) 44.03.02 Психологопедагогическое образование

1 Таблица составлялась с учетом названия вуза (направлений деятельности, указанных в названии), а также с учетом востребованности специалистов данного направления подготовки в обеспечении функционирования инфраструктуры отрасли ФКиС.

2 Под иными направлениями подготовки авторы направления, которые в той или иной степени дают специалистов для самых разных областей, несмотря на углубленное изучение сферы, как, например: дошкольное образование, социальная работа, психолого-педагогическое образование - специфика отрасли в данных направлениях подготовки отражается достаточно узко.

174

Российский государствен ный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) ii 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 37.03.01 «Психология»; 38.03.01 «Экономика»; 38.03.02 «Менеджмент»; 39.03.03 «Организация работы с молодёжью»; 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»; 43.03.02 «Туризм» 43.03.03 Г остиничное дело 38.03.04 «Г осударствен ное и муниципальное управление»

Чурапчинский государствен ный институт физической культуры и спорта 6 2 (ФК, РиСОТ) 38.03.02 - «Менеджмент» 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности» 44.03.02 Психологопедагогическое образование 39.03.03 «Организация работы с молодёжью»

Чайковский государственны й институт физической культуры 6 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 38.03.02 - «Менеджмент» 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности» 43.03.02 Туризм

Уральский государствен ный университет физической культуры 6 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 38.03.02 - «Менеджмент» 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура» 43.03.02 Туризм

Смоленская государствен ная академия физической культуры, спорта и туризма 5 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 38.03.02 - «Менеджмент» 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Физическая культура»

Сибирский государствен ный университет физической культуры и спорта 5 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 42.03.01 - «Реклама и связи с общественностью 51.03.05 - «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Национальный государствен ный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 12 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 38.03.01 Экономика 38.03.02 Менеджмент 42.03.02 Журналистика 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников 44.03.01 Педагогическое образование 43.03.02 Туризм 43.03.01 Сервис 44.03.02 Психологопедагогическое образование 41.03.05 Международ ные отношения

175

Московская государствен ная академия физической культуры 5 3 (ФК, АФК, РиСОТ) 38.03.02 Менеджмент 44.03.02 Психолого- педагогическое образование

Волгоградская государствен ная академия физической культуры 4 2 (ФК, АФК) 38.03.02 Менеджмент 44.03.02 Психолого- педагогическое образование

Великолукская государствен ная академия физической культуры и спорта 6 2 (ФК, АФК) 38.03.02 - «Менеджмент» 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности» 44.03.02 «Психологопедагогическое образование» по профилю подготовки «Психология образования» 43.03.01 -«Сервис» по профилю подготовки социальнокультурный сервис

Камская государствен ная академия физической культуры, спорта и туризма 2 2 (ФК, АФК)

Дальневосточ ная государствен ная академия физической культуры 3 3 (ФК, АФК, РиСОТ)

Воронежский государствен ный институт физической культуры 1 1 (ФК)

Для подготовки данных специалистов в отраслевых университетах есть как свои минусы, так и плюсы. Минусом в данном случае является то, что изначально такой вуз не был ориентирован на подготовку по разным образовательным программам, поэтому иногда имеются проблемы с кадровым, материально-техническим и библиотечным обеспечением.

Однако при решении этих проблем профильный университет имеет ряд преимуществ в реализации концепции отраслевого образования полного цикла:

1. Возможность дать специалистам, обслуживающим отрасль, глубокие фундаментальные знания о сфере их будущей профессиональной деятельности, гораздо более серьезные, чем это возможно в гуманитарных вузах. Учебные дисциплины по истории физической культуры и спорта, теоретическим и методическим основам физического воспитания, экономике физической культуры и спорта, спортивному менеджменту и правовым основам ФКиС, практические

176

спортивные дисциплины по разным видам спорта позволяют будущим специалистам по связям с общественностью, спортивным журналистам узнать, что называется, отрасль изнутри. Таким образом, создается целостный контекст отрасли, в котором будет осуществляться будущая профессиональная деятельность специалистов по управлению и информационному обеспечению. И в этом смысле именно система физкультурного образования, имеющая и свои научные школы, и образовательные традиции, позволяет эффективно подготовить настоящих профессионалов. В подготовке гуманитарных специалистов, например, спортивных журналистов или PR-специалистов для отрасли физической культуры и спорта, весьма важным является подобное сопряжение универсальной и специальной подготовки как в смысле областей знаний (физкультурно-спортивной и гуманитарной), так и в смысле практической специализации. И это требование времени заставляет находить иные основания и подходы к образовательному процессу.

2. Именно отраслевые вузы являются эффективными проводниками отраслевой стратегии и идеологии, так как именно они тесно связаны с отраслевыми организациями всех уровней: государственными, общественными и коммерческими. Выпускники гуманитарных специальностей физкультурно-спортивных вузов, как правило, гораздо лучше знакомы с политикой, идеологией и социальной стратегией сферы, что позволяет им быстрее адаптироваться в условиях профессиональной деятельности, чем у тех, кто пришел из других вузов.

3. Сегодняшний день требует от специалиста, с одной стороны, универсальности знаний и умений, которые позволяют ему легко адаптироваться в сложных условиях интеграции сфер человеческой деятельности, с другой - узкой специализации, позволяющей ему глубоко и всесторонне знать область реализации профессиональных умений. В этом смысле подготовка гуманитарных специалистов в физкультурных вузах обладает несомненным преимуществом перед подготовкой таких специалистов в других вузах России, так как целый ряд спортивных практических кафедр может обеспечить не только практические занятия по освоению основ тех или иных видов спорта, но и овладение терминологическим аппаратом вида спорта, системой правил соревнований и т. д.

4. Чрезвычайно важное место в образовательном процессе занимает практика будущих специалистов, в том числе и непрерывная учебнопроизводственная практика. В силу специфики профессорско-преподавательский состав вузов физкультурного профиля имеет теснейшие научно-практические связи со спортивными организациями и социальными институтами сферы, которые по определению становятся местом реализации профессиональной деятельности будущих выпускников, а значит, и базами практики: пресс-службы олимпийского комитета, федерации по видам спорта, спортивные клубы и клубы здоровья, редакции спортивных средств массовой информации. С этой точки зрения организационное, методологическое и методическое обеспечение практики именно в системе физкультурного образования также представляется целесообразным. Кроме того, когда специальность существует в отраслевом вузе, в данном случае в физкультурноспортивном, то вопрос привлечения к образовательному процессу специалистов-практиков и потенциальных работодателей решается более эффективно, так как работодатели отрасли в первую очередь ищут молодых специалистов в отраслевых университетах, точно понимая, что данный выпускник уже находится в информационном и содержательном контексте сферы спорта.

5. И, наконец, именно отраслевой университет является центром компетенций в области корпоративной культуры отрасли и стратегии развития персонала, что позволяет выпускать специалистов со сформированной профессиональной культурой, а по исследованиям запросов потенциальных работодателей известно, что именно профессиональная отраслевая культура специалиста стоит в первых пунктах требований рынка труда в сфере.

177

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что одним из эффективных направлений развития сферы физической культуры и спорта является стратегия формирования профессионального образования в отраслевых вузах как отраслевого образования полного технологического цикла.

Литература

1. Дзигуа Д. В. Корпоративные СМИ как поле формирования профессиональноинструментальных компетенций. Спорт в системе социальных коммуникаций: «Спорт в системе социальных коммуникаций: материалы Всероссийской научнопрактической междисциплинарной конференции. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 134 с.

2. Дзигуа Д. В., Люлевич И. Ю. Корпоративная газета как инструмент формирования

имиджа вуза физической культуры и спорта на образовательном рынке. Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика,

организация: Материалы IV международного научного конгресса, посвященного 45-летию Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск, 13-14 ноября 2015 г.) / Т. 1 / Под ред. д. м. н., проф. Е. В. Быкова. -Челябинск: Издательский центр «Уральская Академия», 2015. - 667 с.

3. Люлевич И. Ю. Особенности медиастратегий в спорте. Спорт в системе

социальных коммуникаций: «Спорт в системе социальных коммуникаций:

материалы Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 134 с.

4. Люлевич И. Ю. Тенденции и перспективы подготовки специалистов по связям с

общественностью. Спорт в системе социальных коммуникаций: «Спорт в системе социальных коммуникаций: материалы Всероссийской научно-практической

междисциплинарной конференции. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 134 с.

5. Люлевич И. Ю., Дзигуа Д. В., Дубинин А. С. Corporate newspaper as a tool of forming the image of the university of physical education and sport on the educational market. Nauka I Studia - № 12 (122) 2014. - Przemysl - P. 107-111 (ISSN 1561-6894).

6. Халкечева И. Р., Дзигуа Д. В. PR-технологии привлечения абитуриентов в университеты спортивной направленности (на примере направления «реклама и связи с общественностью»). Сборник трудов студентов и молодых ученых ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»: материалы научных конференций студентов и молодых ученых (18-20 марта 2015 г., 23-24 апреля 2015 г.). - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. - 195 с.

Лингводидактический потенциал классического детектива на занятиях по домашнему чтению Тырхеева Н. С.

Тырхеева Надежда Сергеевна / Tyrkheeva Nadezhda Sergeevna - кандидат педагогических наук, кафедра иностранных языков и лингводидактики, филологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена проблеме оптимизации процесса обучения

французскому языку в рамках аспекта «домашнее чтение». По заключению автора, уникальность композиционного построения классического детектива (специфическая композиция, стереотипный набор персонажей, особая роль временных координат) представляет богатый лингводидактический потенциал для создания коммуникативного комплекса упражнений, направленных на формирование устойчивой мотивации, умений чтения, разработки собственных стратегий зрелого чтеца.

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.