Научная статья на тему 'Отраслевые спортивные вузы: перспективы развития и управления с учетом прогностической динамики сферы физической культуры и спорта'

Отраслевые спортивные вузы: перспективы развития и управления с учетом прогностической динамики сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ОТРАСЛЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЕВОЙ ВУЗ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скотникова Анна Вячеславовна

Статья посвящена проблемам управления и инновационного развития современного высшего образования в спортивной сфере. Сформулированы основополагающая миссия и стратегическая цель развития отраслевых вузов. На основе прогностического анализа динамики развития отрасли предложена устойчивая к эволюционирующим взаимодействиям внешней среды кластерная структура эффективного долгосрочного развития спортивного университета. Выявлены опережающие имманентные механизмы перспективного развития как стратегическая цель инновационного управления отраслевым университетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скотникова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sectorial Sports Universities: development and management prospects on the basis of forecasting the dynamics in physical education and sports sphere

The article is devoted to the management and innovative development problems in modern higher sports education. The fundamental mission and strategic targets for the sectorial universities development have been defined. Based on the forecast dynamics analysis a cluster structure of an effective long-term sports university development has been offered, the structure is resistant to evolving environmental effects. Advanced immanent techniques for long-term development have been revealed as a strategic target of innovative management in sectorial university.

Текст научной работы на тему «Отраслевые спортивные вузы: перспективы развития и управления с учетом прогностической динамики сферы физической культуры и спорта»

Issue 18, pp. 81-89.

20. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "The development of a systematic approach to the study of human activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-75.

21. Tataruch, Rafal, Kostyuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

22. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev M.S., Ivanov, M.P., Taymazov, V.A. and Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.

23. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 122-127.

Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.08.2016

УДК 378.11

ОТРАСЛЕВЫЕ СПОРТИВНЫЕ ВУЗЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Анна Вячеславовна Скотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

Статья посвящена проблемам управления и инновационного развития современного высшего образования в спортивной сфере. Сформулированы основополагающая миссия и стратегическая цель развития отраслевых вузов. На основе прогностического анализа динамики развития отрасли предложена устойчивая к эволюционирующим взаимодействиям внешней среды кластерная структура эффективного долгосрочного развития спортивного университета. Выявлены опережающие имманентные механизмы перспективного развития как стратегическая цель инновационного управления отраслевым университетом.

Ключевые слова: спортивная отрасль, высшее образование, отраслевой вуз, инновационная политика в образовании, кадровый потенциал сферы спорта.

SECTORIAL SPORTS UNIVERSITIES: DEVELOPMENT AND MANAGEMENT PROSPECTS ON THE BASIS OF FORECASTING THE DYNAMICS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SPHERE

Anna Vyacheslavovna Skotnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Russian State University of Physical Culture of Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article is devoted to the management and innovative development problems in modern higher sports education. The fundamental mission and strategic targets for the sectorial universities development have been defined. Based on the forecast dynamics analysis a cluster structure of an effective long-term sports university development has been offered, the structure is resistant to evolving environmental effects. Advanced immanent techniques for long-term development have been revealed as a strategic target of innovative management in sectorial university.

Keywords: sports branch, higher education, sectorial university, innovative policy in education, sports sphere human capacity.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость существенных изменений в системе высшего профессионального образования в начале XXI века обусловлена объективными мировыми процессами глобализации, монополизации, информатизации, определенной нестабильностью международной политики, возникновением новых социально-экономических и социокультурных тенденций в постиндустриальном обществе. Меняются представления о характере затрат

на образование, растет понимание «высокой рентабельности» человеческого капитала, государство предлагает позиционировать вузы не как «образовательные центры затрат», а как «научно-образовательные центры получения прибыли». В связи с этим возрастает роль глобалистической прогностики в условиях трансформаций и инновационного обновления общества [1, 4, 5]. Российские структуры, принадлежащие спортивной отрасли, также находятся на этапе масштабных преобразований, вызванных нарушением сложившейся в мире системы стратегической стабильности; изменением характера угроз; новыми тенденциями в развитии средств и способов геополитической борьбы.

Сегодня сложно себе представить сферу спорта, ограничивающую свой интерес только соревнованиями и тренировочными процессами, как это было в ХХ в. На современном этапе спортивная сфера стремительно расширяется, включая в себя мощную спортивную индустрию, занимающую серьезное место в мировой экономике, глобальное информационное пространство, соединяющее спортивные СМИ, рекламу и зону PR, солидный управленческий аппарат всех уровней (от международного до муниципального). В данных условиях именно кадровый потенциал отрасли, в данном случае физкультурно-спортивной, влияет на ее функционирование, трансформацию и социальный статус [3].

Чтобы ответить на актуальный для развития отраслевого образования вопрос, каким образом в современных условиях спортивные вузы могут не только обеспечить высокий профессионализм и конкурентоспособность выпускаемых специалистов, но и стать « прибыльными образовательно-научными центрами», необходимо подойти к процессу управления с позиции кластерного экономического подхода, сочетающего элементы системного инновационного развития и прогностической динамики взаимодействия высшего образования, науки, бизнеса и государства.

При реализации такого подхода основополагающей миссией спортивного вуза является концентрация в университете как в едином научно-образовательном комплексе образовательных и научно-исследовательских ресурсов; создание точек роста по новым направлениям в соответствии с мировыми тенденциями в глобальном образовательном пространстве и долгосрочным прогнозом развития сферы физической культуры и спорта, что позволит за счет эффекта синергии получить более благоприятный качественный и экономический эффект, направленный на укрепление позиций вуза в мировом и российском образовательном сообществе. Стратегической целью развития будет служить дальнейшее, в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, развитие вуза до уровня мировых стандартов, полностью обеспечивающего инфраструктуру отрасли физической культуры и спорта специалистами, с эффективными и практико-ориентированными научными достижениями, с высоким уровнем качества образования, комфортными условиями работы профессорско-преподавательского состава и сотрудников, возможностями для творческого развития и карьерного роста.

В 2015-2016 гг. в различных документах и выступлениях Президентом РФ В.В. Путиным и Министерством спорта РФ были определены наиболее актуальные направления развития отрасли физической культуры и спорта, которые требуют сегодня определенных изменений в концепции развития отраслевого вуза:

- развитие системы отраслевой направленности высшей школы в соответствии с тенденциями мирового развития спортивной сферы;

- формирование эффективной модели профессионального спорта с грамотным, продуманным управлением и четким нормативным регулированием;

- переход профессионального спорта на коммерческие, рыночные источники финансирования с выходом на самоокупаемость;

- развитие научной базы большого спорта;

- поставленные перед спортивными вузами задачи не только подготовки кадров, но и научно-методического обеспечения сборных, подготовки спортивного резерва в

условиях модернизации системы подготовки, методического обеспечение развития спорта в регионах нашей страны;

- разработка Министерством спорта более 70 федеральных стандартов спортивной подготовки;

- развитие детского и юношеского спорта, развитие массового спорта и популяризация здорового образа жизни;

- создание конкурентоспособности в сфере передовых технологий восстановления спортсменов, реабилитации, медицинского сопровождения;

- создание отечественной системы разрешения спортивных споров;

- создание института спортивных агентов, системы трансферов игроков, продажи прав на трансляции и рекламу;

- развитие системы социального обеспечения и социальной адаптации атлетов, расширение их возможностей получить по завершении спортивной карьеры дополнительное образование или новую профессию.

Объективные условия развития образования в Российской Федерации на сегодняшний день позволяют констатировать продолжающееся сокращение числа абитуриентов и, соответственно, студентов (в 2 раза по сравнению с 2008-2009 гг., по данным Росстата). В связи с объективными данными демографического кризиса, Министерство образования и науки РФ, по словам министра Д.В. Ливанова, берет курс на постепенный переход «от узкопрофессиональной системы высшего образования к многоотраслевым крупным вузам, способным работать, в том числе, и по стыковым, межпредметным направлениям через формирование опорных региональных университетов, это касается и отраслевых универ-ситетов»[2].Любой отечественный спортивный вуз будет вынужден отвечать на вызовы времени выработкой имманентных механизмов, способных обеспечить будущее спортивного образования. Среди наиболее актуальных для спортивных вузов тенденций:

- сокращение бюджетного финансирования сферы образования в бюджете РФ на ближайшие годы в связи с кризисными явлениями в экономике, что делает все более актуальным развитие программ оказания образовательных услуг на коммерческой основе (не в ущерб основной миссии вуза и без потери качества), а также поиска грантов и целевых программ для научной работы ППС;

- появление профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов 3++ в условиях серьезных проблем в среднем профессиональном образовании и общего в стране снижения качества подготовки выпускников вузов, что требует серьезного реформирования системного взаимодействия вузов с потенциальными работодателями;

- все возрастающая конкуренция вузов в мире в рамках вхождения в мировое образовательное пространство в условиях информационного общества, цифровой революции, глобализации научного и образовательного пространства;

- растущая конкуренция вузов по включению их в государственные программы, в борьбе за получение государственного заказа в российском образовательном пространстве;

- усилия отечественных вузов по сохранению жестких показателей эффективности и соблюдению аккредитационных показателей;

- снижение среднего общеобразовательного уровня выпускников школ, которое отмечают многие специалисты, снижение мотивации абитуриентов к получению высшего образования, распределение самых подготовленных в наиболее престижные вузы, что ставит перед отраслевым вузом задачу реализации программ повышения среднего балла ЕГЭ абитуриентов при сохранении набора.

Учитывая объективные проблемы и на основе прогностического анализа эволюции спортивной сферы, можно выделить 6 кластеров перспективного развития отраслевого спортивного вуза, каждый из которых включает в себя ряд наиболее востребованных направлений деятельности.

Кластер ЮБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. Обеспечение качества образования в рамках многоуровневой отраслевой системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава: УОР (СПО) - бакалавриат - магистратура - аспирантура - система дополнительного образования на основе мониторинга рынка труда с учетом запросов регионов на получение образовательных услуг высокого качества.

2. Формирование перечня профессиональных компетенций с учетом требований профессиональных стандартов («Руководитель физкультурно-спортивной организации», «Тренер», «Инструктор-методист», «Спортсмен») и федеральных стандартов спортивной подготовки в избранном виде спорта.

3. Совершенствование перечня специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта и необходимостью решения первоочередных государственных задач оздоровления населения России: подготовка обоснования и возможности реализации направления подготовки бакалавриата 49.03.04 «Спорт» или специальности «Спорт» с присвоением квалификации «Тренер по виду спорта». Необходимость разработки данного направления подготовки обусловлена введением профессионального стандарта 05.003 «Тренер» по виду профессиональной деятельности «Подготовка спортсменов».

4. Участие отраслевых вузов в формировании государственного заказа на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта: работа с Министерством спорта РФ и Минобрнауки России по решению вопросов регулирования и распределения контрольных цифр приема граждан за счет средств федерального бюджета на подготовку тренерских кадров (УГС «Физическая культура и спорт») преимущественно в вузы, подведомственные Минспорту России.

5. Комплексное развитие кафедр и усиление их роли как ключевых ячеек образовательного и научного процесса; совершенствование системы организации учебного процесса с привлечением 1Т для создания комфортных условий работы III 1С.

6. Интенсивное развитие и внедрение в организацию учебного процесса и сам учебный процесс технологий электронного обучения, которое является технологической базой инновационного развития вуза, развитие дистанционных образовательных программ для повышения конкурентоспособности вуза.

7. Совершенствование системы повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с учетом современных требований рынка труда, в том числе:

- расширение программ повышения квалификации специалистов отрасли, в первую очередь в системе подготовки спортивного резерва, в рамках 4-летних циклов подготовки с предварительным мониторингом уровня профессиональной компетентности работников;

- работа по созданию профессионального стандарта для специалистов физкуль-турно-спортивной и рекреационно-туристской деятельности, разработка предложений по внесению поправок в законодательство в данной области;

- создание системы аттестации кадров по подготовке спортивного резерва (участие представителей Минспорта России, спортивных федераций по виду спорта, представителей отраслевых вузов и научных организаций в разработке критериев и показателей аттестации, проведении аттестации тренерских кадров с учетом этапов спортивной подготовки);

- обеспечение и развитие направлений деятельности высшей школы тренеров.

Кластер П-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. Оптимизация системной и полноценной административной, юридической и финансовой поддержки, обеспечивающей НИР ППС университета.

2. Акцентирование первоочередного внимания на комплексном научно-практическом сопровождении тренировочного и соревновательного процесса команд спортивного резерва по направлениям спортивного отбора, системного восстановления, а также инициирование научных проектов в области прикладных исследований и разработок, направленных на модернизацию системы подготовки спортивного резерва, методического обеспечение развития спорта в регионах нашей страны, научно-методического обеспечения сборных, передовых технологий восстановления спортсменов, реабилитации, медицинского сопровождения.

3. Разработка программы тестирования команд спортивного резерва по всем видам спорта, как в Москве, так и в регионах РФ для повышения качества научно-практического сопровождения и организационно-методического обеспечения спортивного резерва.

4. Включение в программу подготовки магистрантов, аспирантов обязательных курсов по комплексному тестированию в разные периоды проведения спортивного отбора.

5. Активное участие в федеральных целевых программах, научных, научно-технических программах и конкурсах грантов, проводимых министерствами, ведомствами и научными фондами; поддержка и развитие научных школ Университета.

6. Привлечение к научной деятельности всех преподавателей Университета, создание условий для расширения публикационной активности научных сотрудников и ППС, особое внимание повышению индексов цитируемости.

Кластер 11-СПОРТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Развитие студенческого спорта на базе спортивно-практических кафедр вуза.

2. Работа по внесению поправок в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.4,ч.4,ст.23) по включению права образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Минспорта России, осуществлять деятельность по спортивной подготовке наряду с образовательной и научной деятельностью, что позволит ППС вуза заниматься тренерской деятельностью, а вузу - создавать спортивные клубы и иные спортивные организации.

3. Совершенствование принципов и мер социальной поддержки студентов и аспирантов, способствующих закреплению молодых кадров в Университете.

4. Повышение роли общественных организаций и Студенческого совета.

5. Разработка и реализация программ по эстетическому, морально-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.

6. Развитие информационной поддержки проектов и программ университета, PR-деятельность, направленная на создание привлекательного имиджа университета, популяризацию и продвижение вуза в СМИ для увеличения притока абитуриентов и формирования корпоративной культуры.

Кластер 1У-РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОЛЛЕКТИВА ВУЗА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ:

Основные принципы образовательного менеджмента:

- Сознательное, демократичное, эффективное и мотивированное соучастие каждого преподавателя и сотрудника в деятельности и реформировании Университета;

- Преподаватель и студент - важнейшие субъекты научно-образовательной деятельности, сотрудники - важнейшие субъекты функционирования инфраструктуры университета.

Первоочередные направления деятельности:

Проведение кадровой политики университета с созданием эффективной системы мотивации карьерного роста и распределением уровней ответственности на основе совершенствования многосторонней системы материального и морального стимулирования преподавателей, адресная поддержка коллективов и сотрудников, вносящих существенный вклад в развитие университета.

1. Сохранение и развитие корпоративной культуры и этики в коллективе с корпоративными ценностями и принципами социальной справедливости для студентов, сотрудников и III 1С. равного доступа к образованию для всех с учетом доступности цен на обучение, высокого качества образовательных услуг, лидерства и инновационности университета, информационной открытости и партнерства.

2. Участие ППС и сотрудников вуза в программах повышения квалификации (в т.ч. международных) на постоянной основе.

3. Сохранение и приумножение авторитета вуза и его сотрудников в российском и мировом образовательном пространстве.

4. Формирование и продвижение бренда вуза на рынке образовательных услуг с учетом его конкурентных преимуществ (например, бренд, существующий почти 100 лет, - «ГЦОЛИФК»).

Кластер 5-СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Совершенствование системы оплаты труда на основе принципов прозрачности, адекватности и справедливости.

2. Совершенствование системы эффективного контракта с научно-педагогическими работниками и административно-управленческим персоналом университета.

3. Реализация поэтапных программ выхода на самоокупаемость проектов вуза, в том числе образовательных и научных.

4. Реализация принципов справедливого распределения доходов.

Кластер 6-РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ МИНИСТЕРСТВАМИ, ВЕДОМСТВАМИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ, НАУЧНЫМИ, СПОРТИВНЫМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. Разработка и реализация совместных образовательных и научно-исследовательских программ сотрудничества с ведущими зарубежными спортивными вузами, международными федерациями и организациями, в том числе через создание аффилированных структур (центров, технопарков, представительств).

2. Разработка и реализация проектов и программ по взаимодействию с образовательными организациями, подведомственными Министерству спорта РФ, Минобрнауки России, а также Минобороны России, Министерств военной службы (МВД, ФСБ, МЧС), в рамках программно-методического и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, повышении квалификации и переподготовки кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных политических и социально-экономических условиях эффективное «выживание» и развитие отраслевого образования возможно только на основе перспективного долгосрочного планирования и грамотного управления спортивным вузом, учитывающего прогностическую динамику отрасли, привлекающего для стратегических решений данные статистики и экономической аналитики, сочетающего традиционный академический подход с инновационными взглядами и убеждениями. Опережающая политика управления образовательной системой, которая способна реализовать кластерную структуру деятельности и использовать имманентные механизмы, дает возможность спортивному вузу наиболее быстро и эффективно реагировать не только на существующие сегодня запросы отрасли и государства, но и опережать эти запросы, исходя из прогнозов развития отрасли. Синергетический эффект данной стратегии даст возможность спортивному вузу, сохранив лучшее из уже накопленного и апробированного, стать в то

же время в полной мере современным, занять лидирующие позиции в мировом образовательном и спортивном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блеер, А.Н. Конкурентоспособность российских специалистов в условиях глобализации: курс на прогностическое образование / А.Н. Блеер, А.В. Скотникова // Вестник спортивной науки. - № 2. - 2016. - С. 3-10.

2. Демография хромает? Минобрнауки ожидает дефицита абитуриентов [Электронный ресурс] // Образование. - 2015. - № 27-28. // URL : http://www.poisknews.ru/theme/edu/15148 - Дата обращения 15.05.2016.

3. Дзигуа, Д. В. Отраслевой университет как кадровая база сферы физической культуры и спорта / Д.В. Дзигуа, И.Ю. Люлевич // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 03 (45). - С. 172-178.

4. Калаков, Н.И. Центр глобалистической прогностики в системе прогнозирования развития российского образования в условиях трансформаций и инновационного обновления общества / Н.И. Калаков, И.Э. Куликовская, А.В. Скотникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 7. - С. 20-25.

5. Калаков, Н.И. Стратегия развития прогностического образования в России / Н. И. Калаков, И. Э Куликовская, А. В. Скотникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - № 4. - С. 27-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Bleer, A.N. and Skotnikova, A.V. (2016), "Russian Specialists' Competitive Abilities under Globalization Conditions: Focus on Future Education", VestnikSportivnoy Nauki, No. 2, pp. 3-10.

2. "Demography Goes Lame? Ministry of Education Expecting Deficiency in High School Graduates", (2015), Obrazovaniye, No.27-28, available at: http://www.poisknews.ru/theme/edu/15148.

3. Dzigua, D.V. and Lyulevich, I.Yu. (2016), "Branch University as a Human Resource Base for Physical Training and Sports", Problemy Sovremennoy Nauki i Obrazovaniya, No. 03 (45), pp. 172-178.

4. Kalakov, N.I., Kulikovskaya, I.E. and Skotnikova, A.V. (2012), "Globalist Prognostics Center in the System of Russian Education Development Forecast under Conditions of Society Transformations and Innovative Renovation", Izvestiya Yuzhnogo Federalnogo Universiteta. Pedagogicheskie Nauki, No. 7, pp. 20-25.

5. Kalakov, N.I., Kulikovskaya, I.E. and Skotnikova, A.V. (2014), "Future Education Development Strategy in Russia", Izvestiya Yuzhnogo Federalnogo Universiteta. Pedagogicheskie Nauki, No. 4, pp. 27-35.

Контактная информация: askotnikiva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.08.2016

УДК 378

«КАВКАЗСКИЙ ДИАЛОГ» КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В

РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Елена Николаевна Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (НГГТИ), Невинномысск, Марина Ивановна Фролова, кандидат педагогических наук, докторант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),

Карачаевск

Аннотация

В статье рассматривается использование потенциала международной научно-практической конференции как способа педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности в рамках формирования общекультурных компетенций. Проанализированы характерные особенности научного мероприятия, которое позволяет интегрировать различные интерактивные методики, создавая условия, в процессе которых происходит преобразование социального опыта обучающе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.