кер») можно учитывать на начальном этапе формирования спортивной специализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика особенностей сократительной деятельности мышц у стайеров и спринтеров / Н.В. Зимкин, М.С. Цветков // Физиология человека. - 1988. - Т. 14. - № 1. - С. 129-137.
2. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика : учебное пособие / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов. -М. : Терра-спорт, 2000. - 127 с.
3. Функциональная подготовка футболистов различной игровой специализации в разные периоды тренировочного цикла : монография / А.И. Шамардин, И.Н. Новокшенов, А.А. Шамардин,
0.0. Сорокин, Ю.К. Лукин, И.Н. Солопов. - Саратов : Научная книга, 2006. - 157 с.
4. Шелепень, В.Н. Хроно- и биосоциальные особенности развития мирового футбола / В.Н. Шелепень, Л.Д. Хода // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 249-255.
REFERENCES
1. Zimkin, N.V. and Tsvetkov, M.S. (1988), "Physiological characteristics of the peculiarities of contractile activity of muscles in middle-distance runners and sprinters", Human Physiology, Vol. 14, No.
1, pp. 129-137.
2. Sologub, E.B. and Taymazov V.A. (2000), Sports Genetics: Manual, Publishing house "Terra sports", Moscow.
3. Shamardin, A.I., Novokshenov, I.N., Shamardin A.A., Sorokin O.O., Lukin Yu.K. and Solopov I.N. (2006), Functional training football players of different game specializations in different periods of a training cycle: monograph, Scientific book, Saratov.
4. Shelepen, V.N. and Hoda, L.D. (2016), "Chrono & biosocial characteristics of the world football development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 249-255.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2017
УДК 796.077.4
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Марина Андреевна Борисевич, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена анализу оценки эффективности труда профессорско-преподавательского состава вуза физической культуры как элемента целевого управления образовательной организацией высшего образования на основе единства решения задач государственного управления образованием и физической культурой и спортом.
Ключевые слова: государственное управление, физическая культура и спорт, высшее образование, управление по целям, вуз физической культуры, профессорско-преподавательский состав, оценка эффективности труда.
ESTIMATES OF EFFICIENCY OF WORK OF FACULTY STAFF AS INSTRUMENT
OF GOAL MANAGEMENT Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Marina Andreevna Borisevich, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Article is devoted to the analysis of the assessment of efficiency of work of the faculty staff of higher education institution of physical culture as element of the purposfull management of the educational organization of the higher education on the basis of unity of the solution of tasks of public administration of education and physical culture and sport.
Keywords: public administration, physical culture and sport, higher education, management by purposes, higher education institution of physical culture, faculty, assessment of efficiency of work.
ВВЕДЕНИЕ
Внедрение оценки эффективности деятельности работников профессорско-преподавательского состава инициировано в рамках реализации мероприятий государственной социальной политики в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 и Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 1290-р. Совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников предполагает «построение сквозных систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных услуг по принципу «Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник». Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждения определяется с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения» [1].
Методологической основной разработки критериев оценки эффективности труда профессорско-преподавательского состава явились система управления по целям и программно-целевое управление [2, 3]. Суть такого управления сводится к декомпозиции целей каждому сотруднику до операционного уровня. Предложены критерии эффективности труда ППС, которые позволяют связать конечный результат конкретного сотрудника с задачами университета в рамках государственного управления системой образования в сфере физической культуры и спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Государственное управление для университета, который является отраслевой образовательной организацией, осуществляется как Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках государственного контроля и надзора, государственной аккредитации, мониторинга эффективности деятельности, конкурса на установление контрольных цифр приема, так и Министерством спорта Российской Федерации, в ведении которого находится университет, в рамках формирования и контроля исполнения государственного задания. Рассматривая университет как составную часть отрасли физической культуры и спорта, при разработке критериев учитывался вклад в решение задач и целевых показателей программных документов, определяющих развитие физической культуры и спорта в стране.
Внутренние цели вуза подчинены заданной извне его целевой установке и делятся на цели вуза и цели его структурных подразделений. В этом аспекте цели лежат в основе построения организационных отношений, на них базируется система мотивации, они служат исходной точкой для контроля и оценки результатов деятельности подразделений
и вуза в целом. Развитие кадрового потенциала вуза должно обеспечивать сохранение и воспроизводство единого интеллектуального потенциала общества, и узконаправленные задачи в различных общественных сферах, в том числе и в сфере физической культуры и спорта [4]. Оценка эффективности труда профессорско-преподавательского состава проводилась в период с 2013 по 2016 год на основании утвержденного положения.
Государственная аккредитация
Требования ФГОС ВО по доли НПР, имеющих ученую степень;
по объёму финансирования НИР на одного НПР; по публикациям НПР в базах данных Web of Science и Scopus, РИНЦ;
к руководителю программы магистратуры;
к научному руководителю аспиранта
Минспорт России
Показатели, характеризующие объем и качество государственного задания Доля ППС с учеными степенями и званиями;
Доля аспирантов, защитившихся в течение года после окончания аспирантуры; Доля публикаций в рецензируемых российских и зарубежных изданиях;
Полученные патенты, авторские свидетельства, новые технологии;
Результаты исследований, переданные к использованию. Показатели (индикаторы) государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» доля исследователей в сфере физической культуры и спорта в возрасте до 39 лет; доля публикаций российских исследователей в базе данных Web of Science
ДЕКАН
Доля ППС, имеющих ученую степень;
Наличие победителей всероссийских и международных научных конференций;
Организация и проведение всероссийских и международных научных конференций.
ЗАВЕДУЮЩЕЙ КАФЕДРОЙ Доля аспирантов, защитившихся в течение года после окончания аспирантуры;
Участие кафедры в НИОКР в соответствии с государственным заданием;
Участие кафедры в НИОКР по контрактам;
Участие кафедры в НИОКР в рамках научных грантов; Результаты деятельности научных школ университета; Наличие победителей всероссийских и международных научных конференций;
Организация и проведение всероссийских и международных научных конференций.
ПРОФЕССОР, ДОЦЕНТ,
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Защита диссертации на соискание ученой степени;
Получение патента, авторского свидетельства;
Научные публикации в базах данных Web of Science и Scopus, РИНЦ;
Цитирование в базах данных Web of Science и Scopus, РИНЦ; Издание монографии; Участие в научных конференциях; Участие в научно-методическом обеспечении спортивных сборных команд Российской Федерации, Санкт-Петербурга, спортивного резерва;
Выполнение НИОКР в соответствии с государственным заданием; Выполнение НИОКР по контрактам;
Выполнениенаучныхгрантов^^^^
О
О
Мониторинг эффективности
Научно-исследовательская деятельность
объема средств, поступивших за отчетный год от выполнения НИОКР к численности НПР; количество цитирований публикаций, индексируемых в Web of Science, Scopus, РИНЦ на 100 НПР;
число публикаций организации, Web of Science, Scopus, РИНЦ на 100 НПР.
Конкурс по распределению КЦП
Методика проведения конкурсного отбора и критерии принятия решений о распределении КЦП
Объём доходов от использования интеллектуальной собственности на 100 НПР; число публикаций в Web of Science на 100 НПР; количество цитирований публикаций в Web of Science, РИНЦ на 100 НПР; количество защит диссертаций на соискание ученое степени кандидата наук к количеству выпускников аспирантуры; доходы от выполнения НИР на одного НПР;
внутренние затраты на научные исследования на одного НПР
Рисунок 1 - Критерии эффективности труда ППС по научно-исследовательской деятельности.
Критерии эффективности труда ППС включали в себя направления образовательной деятельности, в том числе учебно-методического обеспечения, научно-
исследовательской деятельности, международной деятельности, финансово-экономической деятельности, специфики отраслевой образовательной организации высшего образования, подведомственной Минспорту России (далее - спортивного вуза). В исследовании проанализированы ежегодные результаты 570 сотрудников. На рисунках 1 и 2 представлен фрагмент декомпозиции требований, предъявляемых к университету, для различных уровней от декана факультета до преподавателя, которые определяют вклад каждого сотрудника в достижение целей университета на примере научно-исследовательской деятельности и специфики вуза спортивной направленности.
ДЕКАН
Доля выпускников, трудоустроившихся в соответствии с полученной квалификацией;
Доля студентов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации и Санкт-Петербурга; Наличие среди выпускников постоянно работающих в системе подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
Систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной власти по вопросу учета требований рынка труда. ЗАВЕДУЮЩЕЙ КАФЕДРОЙ Результаты спортивной работы кафедры;
Доля выпускников, трудоустроившихся в соответствии с полученной квалификацией.
ПРОФЕССОР, ДОЦЕНТ,
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Подготовка в качестве тренера членов спортивной сборной команды Российской Федерации, Санкт-Петербурга;
Участие в научно-методическом обеспечении спортивных сборных команд Российской Федерации, Санкт-Петербурга, спортивного резерва.
Минспорт России
Показатели, характеризующие объем и качество государственного задания Доля выпускников, трудоустроившихся в соответствии с полученной квалификацией/ Показатели (индикаторы) государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций; Доля занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап высшего спортивного мастерства.
Рисунок 2 - Критерии эффективности труда ППС с учетом специфики отраслевой образовательной организации, подведомственной Минспорту России
Система целевого управления взаимосвязана с изменениями внешней среды, внутренними перестройками в университете, не является окончательно законченной, а развивается и требует совершенствования вместе с развитием университета. Так, анализ результатов распределения баллов по видам работ за 2013 год показал, что доля баллов за научно-исследовательскую деятельность не отличается у работников, занимающих различные должности, и составляет 42^44% (рисунок 3).
К числу показателей деятельности университета в целом, относятся публикации и цитирование в библиографических базах данных, апробация результатов научных исследований на всероссийских и/или международных конференциях. Результаты научно-исследовательской деятельности работников категории преподаватель в большинстве не отвечают данным требованиям. В связи с этим были проведены соответствующие корректирующие мероприятии по дифференциации результатов научно-исследовательской
деятельности.
Рисунок 3 - Распределение баллов по направлениям деятельности по итогам 2013 года (%)
Анализ количества баллов, набранных по различным направлениям деятельности, проводился в соответствии с занимаемой должностью по категориям преподаватель (ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели), доцент, профессор (таблица 1). Таблица 1 - Распределение баллов по направлениям деятельности_
Направления деятельности 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Профессор
Образовательная (учебно-методическая) 35,8% 50,1% 39,7% 35,4%
Научно-исследовательская 41,5% 30,8% 37,8% 47,5%
Международная 0,3% 0,3% 0,3% 0%
Финансово-экономическая 4,4% 3,2% 3,7% 4%
Специфика вуза спортивной направленности 18% 15,6% 18,5% 13,1%
Доцент
Образовательная (учебно-методическая) 25,5% 54,7% 42,1% 47%
Научно-исследовательская 42,4% 24,3% 32,3% 28,6%
Международная 2,4% 1% 0,8% 0,5%
Финансово-экономическая 2,6% 1,9% 2,6% 3,9%
Специфика вуза спортивной направленности 27,1% 18,1% 22,2% 20%
Преподаватель
Образовательная (учебно-методическая) 10% 34,6% 28,2% 39%
Научно-исследовательская 44% 26,2% 28,4% 24,7%
Международная 0,6% 0,6% 0,3% 0,2%
Финансово-экономическая 1,5% 0,5% 1,2% 1,4%
Специфика вуза спортивной направленности 47,3% 38,1% 41,9% 34,7%
Наименьшие доли в общей сумме баллов приходятся на международную и финансово-экономическую деятельности. В совокупности эти два направления составили за весь период 4^5% у профессоров, 3^4% у доцентов, 1^2% у преподавателей. Такое положение обусловлено незначительным количеством показателей по данным видам деятельности. Критерии финансово-экономической деятельности включали в себя для перечисленных категорий участие в реализации образовательных услуг по дополнительным профессиональным и дополнительным общеобразовательным программам, к реализации которых привлекаются в большей степени доценты и профессоры.
По направлению образовательной деятельности критерии, связанные с результатами промежуточной и итоговой аттестации, предъявлялись к должностям заведующих кафедрами и деканов, по должностям других работников профессорско-преподавательского состава большинство критериев относилось в учебно-методической работе. Значение данных критериев объясняется непрерывной модернизацией нормативно-правового обеспечения высшего образования и подготовкой к процедурам государственной аттестации, которые университет проходил в 2015 году. В 2014 году доля данного направления деятельности у доцентов и профессоров превысила 50%. При этом набираются баллы в основном, за счет рабочих программ дисциплин. В 2014 году разработано 2675 рабочих программ дисциплин, в 2015 году - 1223. При этом в исследуемый
период отмечается значительное снижение активности по подготовке учебных изданий с 211 изданий до 81.
Доля научно-исследовательской деятельности имела тенденцию к увеличению у профессоров с 42 до 48% и снижению у доцентов с 42 до 29%, у преподавателей с 44 до 25%, что объясняется внесенными в положение о показателях и критериях оценки эффективности труда работников профессорско-преподавательского состава университета изменений в 2014 году. Высокие значения имеют критерии для результатов научно-исследовательской работы только на всероссийском и международном уровне, в базах данных РИНЦ, Scopus, Web of Science. Низкое значение критериев университетского уровня снизило их востребованность. Повышение значимости и мотивации сотрудников к научно-исследовательской деятельности является важной задачей университета на современном этапе. Научный потенциал университета, включающий 75 докторов наук и 227 кандидатов наук должен стоять во главе отечественной спортивной науки, научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации. В период 2013-2016 годов количество научных публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science или в Scopus возросло в 4 раза, цитирование в библиографических базах данных в 2 раза. Снижение отмечается по критериям защит диссертаций на соискание ученых степеней, а также по общему количеству научных публикаций.
Доля баллов по критериям специфики отраслевого вуза, подведомственного Мин-спорту России, (спортивной направленности) за исследуемый период наиболее стабильна и составляет 13^18% у профессоров, 18^27% у доцентов, 35^47% у преподавателей. В настоящее время многие молодые преподаватели совмещают работу в вузе с тренерской деятельностью. Из 167 числа сотрудников, работающих на должностях преподавателя и старшего преподавателя, в 2016 году представили данные о профессиональной деятельности в системе спортивной подготовки 31 человек.
По итогам 2016 года в структуре набранных баллов у профессоров преимущество имеет научно-исследовательская деятельность, которая составляет 47,5%, у доцентов -научно-методическая деятельность, 47%, у преподавателей - учебно-методическая деятельность 39% и профессиональная деятельность в системе спортивной подготовки 35% (рисунок 4). Такое распределение в большей степени соответствует квалификации работников.
Рисунок 4 - Распределение баллов по направлениям деятельности по итогам 2016 года (%)
Для управления эффективностью особое значение имеет наряду с постановкой цели оценка и анализ достижений сотрудников, вознаграждение. Результаты оценки эффективности труда профессорско-преподавательского состава ежегодно докладывались на заседаниях Ученого совета университета, формируя осознанное отношение сотрудников к их профессиональной деятельности с точки зрения вклада в достижение требований, предъявляемых к университету.
ВЫВОДЫ
В основе оценки эффективности труда профессорско-преподавательского состава рекомендуется использовать программно-целевое управление, делегируя задачи деятельности образовательной организации в целом на каждого сотрудника.
Вузы физической культуры как часть отрасли физической культуры и спорта, должны формировать стимулирующие факторы по вовлеченности сотрудников в систему подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд.
Система стимулирующих факторов должна быть достаточно стабильна по перечню критериев оценки для формирования долговременных целевых установок и мотиваций у работников, и находится в развитии в соответствии с изменениями внешней среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 1290-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169234/. - Дата обращения 01.04.2017.
2. Управление по целям - ключ к эффективности. BSC, MBO, KPI и другие [Электронный ресурс] // URL : http://www.up-pro.ru/library/strategy/SSP_KPI_MBO/bsc-mbo-kpi.html. - Дата обращения 01.04.2017.
3. Друкер, П. Практика менеджмента [Электронный ресурс] // http://fictionbook.ru/author/piter_druker/praktika_menedjmenta/read_online.html. - Дата обращения 01.04.2017.
4. Гринь, А.М. Целевая модель деятельности и задачи управления вузом как хозяйствующим субъектом / А.М. Гринь // Сибирская финансовая школа. - 2006. - № 2. - С. 103-105.
5. Закревская, Н.Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России : дис. ... д-ра пед. наук / Закревская Наталья Григорьевна. - СПб., 2010. - 391 с.
REFERENCES
1. The order of the Government of the Russian Federation of November 26, 2012 No. 1290-r "About the program of stage-by-stage improvement of system of compensation in the public (municipal) institutions for 2012-2018", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169234/.
2. "Management on the purposes - a key to efficiency. BSC, MBO, KPI and others", Production management, available at: http://www.up-pro.ru/library/strategy/SSP_KPI_MBO/bsc-mbo-kpi.html
3. Druker, I. (2011), Practice of management, available at: http://fictionbook.ru/author/piter_druker/praktika_menedjmenta/read_online.html.
4. Гринь, A.M. (2006), "Target model of activity and task of management of higher education institution as economic entity", Siberian financial school, No. 2, pp. 103-105.
5. Zakrevskaya, N.G. (2010), Development of scientific and pedagogical potential at universities ofphysical culture of modern Russia, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2017