10. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
11. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://обж.рф (дата обращения: 08.01.2019).
12. Подласый, И.П. Современные образовательные технологии / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2017. - 384 с.
13. ФГОС // Министерство образования и науки Российский Федерации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/336.
Педагогика
УДК: 377
кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доцент Караваев Алексей Васильевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Коломна» (г.о. Коломна);
кандидат педагогических наук, профессор Титлов Александр Юрьевич
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г.о. Коломна)
КЛАСТЕР КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РОССИИ И КОНКРЕТНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Развитие национальной экономики страны и ее отраслей во многом определяется правильностью выбранной экономической стратегии. Под развитием при этом стоит, в современных сложившихся российских условиях, понимать расширение реального производства и достижение стабильного экономического роста.
В настоящей статье рассматриваются вопросы применения кластерной концепции в контексте синтеза макро и микроэкономических подходов, а также потенциальное влияние кластеров на экономическое развитие страны.
Ключевые слова: кластер, образование, государство, образовательная система, университеты, материально-техническая баз, совершенствование.
Annotation. The Development of the national economy and its industries is largely determined by the correctness of the chosen economic strategy. Under the development of this is, in the current Russian conditions, to understand the expansion of real production and the achievement of stable economic growth. This article discusses the application of the cluster concept in the context of the synthesis of macro and microeconomic approaches, as well as the potential impact of clusters on the economic development of the country.
Keyword: cluster, education, state, educational system, universities, material and technical bases, improvement.
Введение. Согласно теории, М. Портера, который является профессором Гарвардской школы бизнеса США и во времена Р. Рейгана входил в Президентскую комиссию по конкурентоспособности промышленности, кластер - это группа географически соседствующих и взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей и др.), а также связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующие и взаимодополняющие друг друга в определенной сфере экономики.
К признакам кластера относятся:
1. Высокий уровень сформированной системы связей между участниками кластера. Обычно под ним подразумевают хорошее (бесперебойное, регламентированное, регулярное, безопасное и логистически обоснованное) транспортное сообщение, а также наличие соответствующей информационной коммуникации между участниками указанной системы взаимодействия.
2. Инновационная составляющая. Актуальность параметра инновационности проявляется в том, что многие кластеры ориентированы на научно-технологический и технический прорыв субъектов активной предпринимательской, и в первую очередь производственной деятельности, с последующим выходом на новые ниши рынка.
3. Высокая территориальная концентрация участников кластерных образований - еще один базовый признак для создания кластера. Для его реализации необходима некоторая «критическая масса» участников, находящихся на одной территории.
Изложение основного материала статьи. Необходимо учитывать, что кластерные сообщества формируются при совпадении эконмических интересов, связанных с осознанием выгод материального и нематериального характера. Кроме того, в появлении кластера должны принимать участие субъекты не только основной, но и дополняющей деятельности. В этом случае образуется агломерационный эффект, который с течением времени может приобретать нарастающий, то есть кумулятивный характер. Он достигается за счет координации проектов, кооперации, инновационной специализации, сокращения общих логистических издержек, использования инновационных технологических и технических решений, и появления не только внешнего, но и внутреннего рынка заказов на производимые товары, работы и услуги (ТРУ).
Конкурентные преимущества кластера для страны и отдельных территорий очевидны:
1. Территориальная локализация участников, что обеспечит работой жителей страны и конкретного региона, а также увеличение налоговых поступлений в бюджет определенного уровня.
2. Длительная и чаще всего перспективная по усилению конкурентоспособности экономическая связь участников кластерного взаимодействия.
3. Возникновение дополнительных возможностей по экспорту технологически востребованной продукции на рынки других стран и получение в ответ валютной выручки и импортных компонентов развития.
4. Формирование мобильности персонала, то есть возможности использования одного сотрудника на разных площадках кластера. В свою очередь, это приведет к росту доходов значительной части, востребованных в профессионально-квалификационном отношении работников и простимулирует рост активации имеющегося трудового потенциала возможностей и способностей у всего персонала.
На макроэкономическом уровне кластеры представляются собой наиболее продуктивной стратегией внедрения инноваций. На данный момент времени кластеризация, как макроэкономический процесс, является одной из передовых стратегий в современной экономической науке и одной из результативных практик решения проблем ускорения экономического развития стран и территорий.
Саму кластеризацию необходимо рассматривать как модель рыночного механизма усовершенствования региональной экономической системы, а в случае с успехами, и экономики страны в целом.
Сейчас на мировой арене конкуренция представляет собой не столько конкуренцию отдельных компаний, сколько конкуренцию различных кластеров. Именно кластеры создают на рынке ситуацию, при которой малый и средний бизнес может успешно развиваться. Кластеры позволяют консолидировать на ограниченной территории несколько уровней производства: проектирование и разработку, производство комплектующих и производство конечного продукта.
На микроэкономическом уровне важным будет фиксирование и реализация принципов, обеспечивающих существование кластера, а именно, конкуренции, коммуникации и концентрации.
Экономическая конкуренция внутри кластера не отличается от конкуренции на рынке в целом и представляет собой борьбу предприятий за рынки сбыта и максимальную прибыль от экономической деятельности. Однако можно выделить следующую черту конкуренции применительно к кластеру: объединение в случае разделения сфер влияния в рамках отрасли, смежных интегрирующийся на основе новых технологий отраслей, например, биопрограммирование, биомедицина и биотехника или группы отраслей, как, например, в машиностроительном комплексе.
Конкуренция стимулирует предприятия к снижению цен, улучшению качества, обеспечивает конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Однако, наравне с конкуренцией в кластере существует интеграция различных элементов и применяемых, в том числе и копируемых друг у друга, успешных бизнес-моделей. Помимо прочего, это обусловлено схожестью технологий и коммуникацией между элементами кластера. Сферой интеграции в кластере может быть: сфера образования (дополнительное образование сотрудников, профессиональная переподготовка), научная сфера (общие исследования).
Огромную роль в продуктивном функционировании всего кластера может сыграть технопарк, являющийся с одной стороны - интегратором инновационных процессов, а с другой - инфраструктурным подспорьем инновационных процессов. Необходимо отметить, что технопарк как таковой не является кластером, так как в отличие от технопарка элементы кластера не идут на полное слияние, сохраняя самостоятельность, только лишь взаимодействуя между собой.
Необходимо обеспечить уверенность участников кластера в их личной выгоде, в противном случае кластер не сможет существовать или будет неэффективным.
Коммутация в кластере представляет собой регулярный обмен информацией между участниками объединения. В роле центра коммутации может выступать ведущий и ориентированный на получение практически значимых результатов образовательный центр с соответствующими профессионально нацеленными специалистами. В таком центре теоретические поиски должны переводиться в опытно-экспериментальную и производственную работу.
Принцип концентрации предполагает не только количественное, часто не просчитанное по полезным последствиям, но и качественное наращивание усилий в регионе относительно конкретной экономической сферы.
Тем самым увеличиваются возможности появления точек экономического роста.
К типам связей между элементами кластера обычно относят кооперацию и координацию.
Кооперация является логичным следствием основных признаков кластера. Кооперация предполагает добровольное объединение ресурсов для достижения общих целей, это может быть объединение собственности в различных формах (интеллектуальная собственность, земля, средства производства), труда, информационных ресурсов. Обычно, именно кооперация приводит к эффективной работе всего кластера.
Координация используется для согласования действий разных элементов кластера.
Процессы интеграции и дезинтеграции, проистекающие в кластере, показаны на рисунке 1.
Конкуренция
Кооперация
Элемент
-►
Элемент кластера 2
кластера 1
Координация
-►
* Процесс интеграции ->■ Процесс дезинтеграции
Рисунок 1. Внутрикластерные процессы
Из рисунка следует, что процесс конкуренции выступает как дезинтегрирующий процесс внутри кластера, а кооперация и координация наоборот, как объединяющий.
Устойчивость кластера обеспечивается тем, что интегрирующие процессы оказываются сильнее дезинтегрирующих и каждый участник кластерных связей понимает свою выгоду от их осуществления.
Применительно к национальной экономике Российской Федерации, которая является развивающийся экономикой, стоит отметить возможность применения «преимущества отсталости», заключающегося в том, что развивающаяся страна может заимствовать у развитых стран передовые технологии или даже модели развития, минимизируя расходы на собственные разработки. Под расходами здесь имеются ввиду не столько материальные издержки, сколько затраты времени на разработку той или иной стратегии экономического роста. В тоже время в условиях санкционного давления на страну следует учесть существование проблемы «лага запаздывания», когда для технологических прорывов требуется концентрировать собственные ресурсы и заимствованные ресурсы, включая использование посреднических межстрановых организационных технологических операций.
Только скоординированные действия по этим двум направлениям, которые должны нарастать по масштабам, способны обеспечить макроэкономический, внешний и внутренний, успех.
Формирование кластера в конкретной отрасли способно повысить уровень ее конкурентоспособности.
По утверждению Майкла Портера, «важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей». При этом очень важны именно «развитые факторы», имеющие непосредственное отношение к экономике знаний (информационно-программному обеспечению, исследовательским структурам и проектам, высокообразованным кадрам).
По этой причине необходимо внимательно подойти к созданию действительно развитых и результативных по последствиям применения факторов.
Решение вышеуказанной проблемы требует не просто реконструирования, а принципиального обновления всей системы, например, образовательной подготовки специалистов с высшим образованием.
Идея кластерного подхода, помимо прочего, предполагает увеличение контингента студентов факультетов физической культуры и спорта (ФКиС), которых следует обучать на основе получения ими двух специализаций - спортивного и предпринимательского профиля. Полезность такого решения подтверждается международным опытом, несмотря на кажущееся, на первый взгляд, распыление ограниченных ресурсов. К такому выводу подталкивает и пример, приведенный М. Портером в его работе «Международная конкуренция», согласно которому, начиная с 50-х годов XX века наличие значительного ресурса инженерных кадров в Японии (страна имеет самый высокий в мире показатель количества выпускников инженерных вузов на душу населения) сделало для успеха многих отраслей японской экономики больше, чем низкая зарплата японских производственных рабочих.
Нельзя упускать из виду, что высококлассные профессиональные кадры для отрасли ФКиС могут быть подготовлены только, если будут талантливые выпускники вузов. Для этого, в свою очередь, необходимо обеспечить соответствующее ресурсное обеспечение, используя возможности государства в области прямого финансирования и предоставления налоговых, кредитных и иных льгот, а также информационно-пропагандистских и консультационных мер поддержки данной отрасли.
Подчеркнем, что финансово-экономическая и информационная образовательная политика государства должна быть достаточно качественной, настолько, чтобы подготовить базу для результативных преобразований во всей отрасли ФКиС, включая как коммерческие, так и ее некоммерческие сектора.
Не меньшую ценность для результативного развития указанной отрасли представляют «специализированные факторы». По сути дела, это ключевые внутриотраслевые социально-экономические институты - потенциальные «точки роста», субъекты и условия инновационного ускорения, качественного развития. К ним, например, относятся отраслевые научно исследовательские институты (НИИ); профессорско-преподавательский состав (ППС), состоящий из людей квалифицированно заинтересованных
и, главное, инновационно настроенных; объекты спортивной инфраструктуры, отвечающие высшим мировым стандартам; конкурентоспособные предприятия спортивной индустрии. Такие факторы не образуются сами по себе, тем более в достаточном количестве и тем более в условиях не устраненного системного кризиса.
И все-таки целесообразно указать, что для получения ожидаемого эффекта переломного характера требуется более целенаправленное, чем в настоящее время (и часто более рискованное), не только общественное, но и частное финансирование конкретного кластерного образования.
Пока же, например, частные инвесторы проявляют заметный интерес лишь к определенным видам профессионального спорта (футболу, хоккею с шайбой, авто и мотоспорту, баскетболу и некоторым другим). Если в США на спортивное спонсорство уходит ежегодно миллиарды долларов, а в Европейском Союзе -сотни миллионов долларов, то бюджет Мирнспота РФ - чуть более 200 млн долларов, а весь спортивный рынок страны «весит» около 3 млрд долларов по сравнению с 200 млрд долларов в США.
Особую проблему в этой связи представляет определение внутриотраслевых приоритетов распределения различных, но вместе с тем определенных ресурсных факторов.
Выбор специализированных эффективных управленческих решений является чрезвычайно сложным. Для решения указанного вопроса значимым можно считать разработку нормативных параметров, классифицирующих все субъекты отрасли ФКиС на конкретные группы, исходя из их целевой функции.
Прирост показателей развития отрасли будет обеспечиваться, когда в ней имеются факторы, которые одновременно являются и развитыми, и специализированными. От наличия и качества таких факторов во многом зависят сравнительные конкурентные преимущества и возможности их усиления в отрасли.
Оценка содержательной составляющей факторов производится на основе проектного и динамического подходов, что связано с развитием науки, техники и производства. Любые знания устаревают довольно быстро, то есть имеют высокую степень морального износа. По этой причине следует заняться системой возрождения профильных институтов повышения квалификации, резко усилив их материально-техническую базу и улучшив технологическое обеспечение. Очевидно, что подобное направление целевого ресурсного обеспечения - неотъемлемый приоритет новой и главное, по нашему убеждению, результативной образовательной концептуальной и кластерной политики в области ФКиС.
Вместе с тем, мы видим проявление тенденции к непрерывному повышению степени специализации в факторных условиях. К примеру, как уже было показано, современной рыночной экономикой в России востребуется уже не просто квалифицированный специалист в области ФКиС, не просто спортивный педагог с дипломом о высшем образовании и не просто мастер своего дела. Экономической системе страны нужны специалисты в области спортивного менеджмента, маркетинга и предпринимательства наряду со спортсменами-профессионалами в своей области профильной деятельности.
Усиление факторной специализации - следствие функционирования и укрепления рыночных процессов. Это та реальность со всеми ее отрицательными последствиями, которая органически свойственна рыночной конкурентной экономике. Это также та цена, которую, хотим или не хотим, приходится платить за выбор результативного развития отрасли ФКиС в рамках кластерной концепции в рамках системы рыночных координат.
На первый взгляд парадоксально, но со временем специализированные факторы превращаются в базовые, чтобы на определенном участке вновь подвергнуться процессу еще более узкой специализации. Узконаправленная модификация факторов касается не только образовательного продукта, но и людей, инфраструктуры и даже источников капитала.
Разумно предположить, что без адекватной целевой и комплексной поддержки на правительственном уровне в контексте институциональной сбалансированности решить выше обозначенную проблему нельзя в принципе. Для этого государству предлагается создавать конкретные механизмы экономического стимулирования участия предпринимательских субъектов в поддержке целевых проектов в сфере ФКиС.
Пока же предпринимателям различных секторов экономики просто не выгодно вкладывать деньги в отрасль. Их участие в поддержке спорта, например, спортивных команд, скорее благотворительность, имеющая политический подтекст, чем выгодный процесс бизнес-инвестирования. С другой стороны, также общеизвестен факт, что финансовых ресурсов, выделенных нашим государством, явно недостаточно даже для создания общих факторных предпосылок на нужном, для современного этапа качественной кластерной модернизации, уровне.
Реорганизация параметров и условий кластерного развития отрасли ФКиС - сложный многоаспектный динамический процесс. Его результативное обеспечение означает, помимо прочего, использование практики сравнительных межстрановых сопоставлений. Сама отрасль ФКиС не может достигнуть уровня конкурентоспособности во всех своих подсистемах без учета влияния мировой среды. По этой причине отрасль ФКиС нуждается в системном обновлении и разработке нормативов не выживания, а развития.
Ориентиром для такого процесса должна быть идея М. Портера о том, «... что разовых капиталовложений оказывается недостаточно для получения конкурентного преимущества на базе факторов, и требуется непрерывное финансирование с целью повышения качества факторов, не говоря уже о том, чтобы не допускать их обесценивания».
Выводы. Таким образом, кластерная концепция представляет собой инновационную организационно-управленческую форму результативного решения существующих в нашей стране проблем.
Ожидаемые результаты от формирования и развития региональных кластеров в России сводятся к следующему.
На макроэкономическом уровне: конкурентоспособность национальной экономики, общий экономический рост, и как следствие, увеличение благосостояния страны в целом.
На отраслевом уровне: выход на достаточный и запланированный уровень национальной и международной конкурентоспособности.
На микроэкономическом уровне: развитие малого и среднего бизнеса, улучшение качества товаров и услуг, развитие более качественной профессиональной деятельности, создание условий для регионального экономического роста, повышение уровня образования.
Литература:
1. Баканов М.В., Караваев А.В., Титлов А.Ю. К новым контурам повышения качества в системе непрерывного профессионального образования в России // Проблемы современного педагогического образования - 2017. № 57-10. С. 56-66.
2. Егорова М.В. Особенности функционирования инновационного кластера в регионе // Российское предпринимательство. - 2007. - Том 8. - № 7. - С. 19-24.
3. Караваев А.В., Баканов М.В., Титлов А.Ю. Проблема внедрения инноваций в спорте как способ реализации физкультурно-спортивного движения в московской области // 13 Всероссийская научно-практическая конференция памяти И.П. Башкатова. Коломна, 2013, с. 297-303
4. Назаркин П.Д. Инновационный кластер как инструмент модернизации национальной экономики // Креативная экономика. - 2013. - Том 7. - № 4. - С. 101-108.
5. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 496 с. Porter, M.E. Konkurencia / M.E. Porter. — M.: Izdatelskij dom «Williams», 2001. — 496 p.
6. Титлов А.Ю., Караваев А.В., Баканов М.В Организационно-нормативное обеспечение деятельности менеджера по физической культуре, спорту и туризму // Учебно-справочное пособие для студентов факультетов физической культуры и спорта региональных вузов / Коломна, 2012. (2-е издание, исправленное и дополненное).
7. Kellett, P., Russell, R. A comparison between mainstream and action sport industries in Australia: A case study of the skateboarding cluster // Sport Management Review, 12 (2), 2009. — P. 66-78
Педагогика
УДК: 378
кандидат социологических наук, доцент Батаев Виктор Васильевич
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург); кандидат химических наук, доцент Дейкова Татьяна Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)
ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИУМА В РАМКАХ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННЫХ К ДИСТАНЦИОННЫМ
Аннотация. В системе высшего образования России в 21 веке начался переход многих ВУЗов страны от традиционных к дистанционным технологиям обучения. Дистанционные технологии расширяют возможности получения высшего образования, делая его более доступным и дешевым. В то же время есть и проблемы как с их внедрением, обусловленные проблемами информационной грамотности, так и с несогласием части общества с желательность их внедрения. Руководством России поставлена задача выполнения перехода к новым технологиям, опираясь на информационные возможности ВУЗов и учитывая требования современного рынка. Эффективность обучения на расстоянии зависит от: эффективного взаимодействия педагога и студента; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их использования; эффективности обратной связи.
Ключевые слова: система образования, дистанционные образовательные технологии, мультимедийные программы, прямая и обратная связи между участниками педагогического процесса, информационно-аналитическая компетентность.
Annotation. In the higher education system of Russia in the 21st century began the transition of many Universities in the country from traditional to distance learning technologies. Distance learning technologies are expanding opportunities for higher education, making it more affordable and affordable. At the same time, there are problems with their implementation, due to the problems of information literacy, and with the disagreement of the society with the desirability of their implementation. The Russian leadership has set the task of implementing the transition to new technologies, based on the information capabilities of Universities and taking into account the requirements of the modern market. The effectiveness of distance learning depends on: the effective interaction of the teacher and the student; the pedagogical technologies used in this case; the effectiveness of the developed methodological materials and methods of their use; the effectiveness of feedback.
Keywords: education system, distance learning technologies, multimedia programs, direct and feedback between the participants of the pedagogical process, information and analytical competence.
Введение. Система образования в России неоднократно изменялась в связи с изменениями социальных систем, в которых она функционируют. Опираясь на терминологию теории катастроф выскажем мнение, что система образования в нашей стране в процессе функционирования страны, как системы, прошла несколько точек «бифуркаций» - смен парадигм образования: 1) классическая педагогика (начало XX века); 2) теория коммунистического воспитания «советского человека» (30-80-е годы ХХ века); теория образования в формализованной личностно ориентированной педагогике (конец ХХ - начало XXI века).
Данные изменения проводились в соответствии с политическими и экономическими требованиями правящих кругов страны. Каждая из указанных парадигм детерминировала превалирующие теоретические концепции, методы обучения и воспитания, корректировала нормы педагогической деятельности.
В рамках смены данных парадигм изменялись средства воспитания и технологии обучения, корректировались параметры модели выпускника и личности, видоизменялись методы ее психолого-педагогического изучения, появлялись новые формы управления образованием. Так в течение нескольких десятков лет система образования развивалась в «социалистической системе», которая, по мнению ряда отечественных мыслителей [1], явилась высшей стадией развития педагогики. Система накопила свой опыт, который содержит как немало достижений, так и много ошибок.
При этом в каждой точке «бифуркации» в социуме появлялась потребность критически оценить систему образования и наметить основы ее перестройки, порождающие дальнейшие «флуктуации» системы образования.