Научная статья на тему 'Управление реорганизационными процессами в российском образовании в современных реалиях и проблема повышения его качества'

Управление реорганизационными процессами в российском образовании в современных реалиях и проблема повышения его качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY / RUSSIAN EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS / FUNDING MECHANISM / EDUCATIONAL CENTERS / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканов Максим Викторович, Титлов Александр Юрьевич, Шелков Михаил Владимирович

Проблема совершенствования качества образовательной системы России нуждается в постоянном обсуждении со стороны специалистов образовательной сферы. В современных условиях ее успешное решение может быть достигнуто лишь на основе кардинального изменения организационного подхода к механизму и эффективности управления существующей моделью образовательного процесса, включая принципиальное изменение принципов его финансирования. В связи с этим, в рамках указанной научной статьи предлагается рассмотреть ряд принципиальных проблем процесса результативного реформирования образования в нашей стране, используя обновленные информационные данные. Авторы статьи надеются, что некоторые обозначенные проблемы по совершенствованию качества российской образовательной системы и образовательного процесса получат уточняющее компетентное развитие в виде профессиональных экспертных мнений и конкретных предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканов Максим Викторович, Титлов Александр Юрьевич, Шелков Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF RESTRUCTURING PROCESSES IN RUSSIAN EDUCATION IN THE MODERN REALITY AND THE PROBLEM OF IMPROVING ITS QUALITY

The problem of improving the quality of the educational system in Russia needs constant discussion on the part of specialists in the educational sphere. In modern conditions, its successful solution can be achieved only on the basis of a fundamental change in the organizational approach to the mechanism and efficiency of management of the existing model of the educational process, including a fundamental change in the principles of its financing. In this regard, within the framework of this scientific article it is proposed to consider a number of fundamental problems of the process of effective reformation of education in our country, using updated information data. The authors hope that some of the identified problems to improve the quality of the Russian educational system and the educational process will receive clarifying competent development in the form of professional expert opinions and specific proposals.

Текст научной работы на тему «Управление реорганизационными процессами в российском образовании в современных реалиях и проблема повышения его качества»

вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития деятельности исследуемых областей. Во-вторых, позволит бакалавру опробовать себя в качестве креатора, совершенствующего методы исследования различных пластов реальности социального бытия, конструирующего технологии, которые определяют порядок и правила функционирования структур. И в-третьих, успешное освоение управленческих компетенций открывает выпускнику философу возможность реализации в области стратегического менеджмента: методы философской инноватики особенно актуальны при разработке управленческих решений в транзитивных условиях социального развития.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», статья 69. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Философия как профессия. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/govorunov-av/filosofiya-kak-professiya-teksty-vystupleniy

3. Миронов В.В. От первого лица: Философ. Какова роль философа в современном мире? - Режим доступа: https://www.profguide.ru/article/ot_pervogo_lica_filosof.html

4. Руткевич А.М. Половина философских факультетов в России - фикция. - Режим доступа: https://ria.ru/education/20100224/210594620.html

5. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Проектирование модуля «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: методическое пособие / Г.А.. Папуткова, И.Ф. Фильченкова и др.; под ред. Самойловой Г.С. - Н.Н.: Мининский университет, -2014. - 137 с.

6. Инновационные подходы к проектированию образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «Философия»: Проектные разработки / Составление и общая редакция -проф. Миронов В.В.. - М.: Изд-во МГУ. - 2007. - 166 с.

7. Ибрагимов Р.Н. Компетентностная модель выпускника вуза: социологическая реконструкция // Р.Н. Ибрагимов. Идеи и Идеалы. - 2017. - № 1(31), т. 1. - с. 136-147.

8. Солодянкина О.В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты): методическое пособие / О.В. Солодянкина. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет». - 2015. - 70 с.

9. Радевская Н.С., Иманов Г.М. Структурно-содержательные смыслы компетентностной модели выпускника вуза // Н.С. Радевская, Г.М. Иманов Человек и образование. - 2017. - №2. - с. 15-19

10. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2006. - 86 с.

11. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // А.С. Кривоногова, С.А. Цыплакова Вестник Мининского университета. - 2017. - №1. С. 5

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень бакалавриат) направление подготовки 47.03.01 «Философия». - Режим доступа: http ://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/97

13. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012). - Режим доступа: http://okpdtr.ru/kod-24403-nauchnyy-sotrudnik-v-oblasti-filosofii-istorii-i-politologii

Педагогика

УДК:377

кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, профессор Титлов Александр Юрьевич Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); кандидат педагогических наук, доцент Шелков Михаил Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский государственный технический университет» (г. Мурманск)

УПРАВЛЕНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ И ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

Аннотация. Проблема совершенствования качества образовательной системы России нуждается в постоянном обсуждении со стороны специалистов образовательной сферы. В современных условиях ее успешное решение может быть достигнуто лишь на основе кардинального изменения организационного подхода к механизму и эффективности управления существующей моделью образовательного процесса, включая принципиальное изменение принципов его финансирования. В связи с этим, в рамках указанной научной статьи предлагается рассмотреть ряд принципиальных проблем процесса результативного реформирования образования в нашей стране, используя обновленные информационные данные. Авторы статьи надеются, что некоторые обозначенные проблемы по совершенствованию качества российской образовательной системы и образовательного процесса получат уточняющее компетентное развитие в виде профессиональных экспертных мнений и конкретных предложений.

Ключевые слова: качество, российское образование, образовательная система, образовательный процесс, механизм финансирования, образовательные центры, профессиональное образование.

Annotation. The problem of improving the quality of the educational system in Russia needs constant discussion on the part of specialists in the educational sphere. In modern conditions, its successful solution can be achieved only on the basis of a fundamental change in the organizational approach to the mechanism and efficiency of management of the existing model of the educational process, including a fundamental change in the principles of its financing. In this regard, within the framework of this scientific article it is proposed to consider a number of fundamental problems of the process of effective reformation of education in our country, using updated information data. The

authors hope that some of the identified problems to improve the quality of the Russian educational system and the educational process will receive clarifying competent development in the form of professional expert opinions and specific proposals.

Keyword: quality, Russian education, educational system, educational process, funding mechanism, educational centers, vocational education.

Введение. В современных условиях проблема повышения качества в координатах непрерывного профессионального образования является в нашей стране является одной из наиболее сложных и значимых. В этом направлении пока еще сделаны только первые шаги. При этом качество последовательной интеграции между всеми уровнями образовательной системы страны остается далеким от требований современного информационного общества.

Напомним, что попытки вывода российского образования на эффективный по мировым стандартам уровень конкурентоспособности предпринимаются почти непрерывно.

Изложение основного материала статьи. Хронология событий такова: 2005 г. - принятие решения о национальных проектах, включая проект образование; 2008 г. - издание Президентом Российской Федерации (РФ) Указа № 716 «О федеральных университетах», предусматривающий создание сети федеральных университетов, которая будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего профессионального образования в разных регионах страны; 2009 г. - решение о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550; 2013 г. - проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5-100» в рамках Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 2014 г. - Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1517 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; 2015 г. - Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»; 2015 г. - приказ Министерства образования и науки № 811 от 7 августа 2015 г. о проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов; 2015-2016 гг. - проект «Российская электронная школа» и другие регламентирующие документы [11.

Особое значение для повышения качества образовательного процесса в стране имеет Указ Президента РФ от 07.05. 2012 г. « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Согласно этому Указу в 2018 г. заработная плата в системе начального и среднего профессионального образования должна быть доведена до уровня средней зарплаты по региону, а зарплата в системе высшего профессионального образования должна составлять 200% от средней зарплаты по региону. В соответствии с этим же Указом количество высококвалифицированных работников должно составлять не менее трети от числа квалифицированных, то есть дипломированных кадров [11.

Одним из решений, нацеленных на рост качественных показателей в отечественной образовательной среде, стало подписание президентом Российской Федерации В.В. Путиным 19 июля 2017 г. протокола заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Например, согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации» должны произойти существенные изменения не только в стране в целом - на основе приобщения к современным электронным технологиям взаимодействия, но и в качестве образовательного процесса, в связи с переходом на новые способы познания и самопознания. В частности, количество выпускников высшего и среднего профессионального, обладающих навыками в сфере ИТ (информационных технологий) на среднемировом уровне, к 2020-му году должно составить 150 тыс. чел., к 2025-му году - 500 тыс. чел.; количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере ИТ, к 2020-му году - 60 тыс. чел., к 2025-му году - 100 тыс. чел.; количество созданных организаций среднего профессионального образования Минкомсвязи России по цифровой экономике к 2020-му году должно достигнуть - 10, к 2025-му год - 50; доля государственной итоговой аттестации выпускников, проходящей с использованием цифровых инструментов деятельности, используемых в профессиональной или повседневной деятельности, к 2020-му году - 20%, к 2025-му году - 40%.

При этом запланировано, что к 2025 г. практически все население, школы и больницы будут обеспечены интернетом на скорости 100 Мбит/с.

Финансовое обеспечение принятых и принимаемых законодательных решений ежегодно обходится государству в миллиарды рублей, вводятся в эксплуатацию тысячи единиц нового оборудования. Стоимость одной только программы масштабного и поэтапного вывода старых школьных зданий из эксплуатации и строительства новых школ с 2016 г. и до 2025 г. составит около трёх триллионов рублей при условии реального финансирования. Согласно планам Министерства образования и науки, в этом периоде намечено создание 6,5 миллионов мест в новых 14 тысяч школах.

Если поверить в реалистичность указанных планов Министерства, то ежегодные затраты только по проекту новых школ составят порядка 300 млрд. рублей, а строительство каждого объекта обойдётся более чем в 2 млрд. рублей. Напомним, что 300 миллиардов рублей, предназначенные на новые школы - это чуть менее половины всех бюджетных расходов на образование в стране.

Одновременно Министерство образования и науки заявило о продолжении действий до 2020 г. по: масштабному переоснащению существующих школ; повышении квалификации учителей для работы в новых условиях; переходе «основной и старшей школы» на новые стандарты; осуществлению проекта «Российская электронная школа». Будут продолжаться работы по сближению университетов и региональных экономических систем, дальнейшему развитию сети научно-исследовательских университетов, запуску программы по созданию опорных региональных вузов, поддержке негосударственного сектора и региональных программ развития дополнительного образования.

В 2017 г. издано Постановление Правительства РФ от 26.12. 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Программа рассчитана до 2025

г. и предусматривает ежегодное увеличение объемов финансирования, а также отмену более раннего Постановления, которое должно было действовать с 2013 по 2020 гг. [1].

Общий объем финансового обеспечения реализации проектов (программ) Программы - 1386029898,1 тыс. рублей,

в том числе:

на 2018 год - 141546767,8 тыс. рублей; на 2019 год - 172396034,7 тыс. рублей; на 2020 год - 161629890,2 тыс. рублей; на 2021 год - 168095085,8 тыс. рублей; на 2023 год - 181811644,8 тыс. рублей; на 2024 год - 189084110,6 тыс. рублей; на 2025 год - 196647475 тыс. рублей.

Данная программа, помимо прочего, ставит конкретные цели в области повышения качества образования.

В 2018 г. были актуализированы отдельные мероприятия в области наставничества, что можно попытаться использовать в процессе взаимодействия региональных образовательных центров с предпринимательскими системами нашего государства применительно к проблеме прохождения студентами производственных практик. Так, к примеру, в 2018 г. был издан Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» (вместе с «Положением о знаке отличия «За наставничество»).

Из наиболее значимых мер, вступающих в действие в 2018 г., также можно отметить решение российского правительства о поощрении качественной учебы. Теперь претендентами на участие в проекте президентских грантов станут не только студенты вузов, но и студенты техникумов и колледжей.

Напомним, что ранее на гранты Президента РФ могли рассчитывать только студенты вузов, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета.

Реорганизация образовательной системы страны сопровождается появлением ряда новых видов образовательных центров в нашей стране.

В частности, это опорные, федеральные, научно-исследовательские университеты [2, 3]. Сразу отметим, что основные заметные успехи достигнуты лишь в системе высшего профессионального образования. Далее можем отметить появление компьютерных классов в общеобразовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования, которые были подключены к системе Интернет. Однако количество созданных компьютерных классов является недостаточным для полноценного, планомерного и контролируемого преподавателями использования электронных ресурсов в ходе образовательного процесса, включая возможности применения интернет-ресурса.

Вместе с тем, явно недооцененным направлением, остаются и организации дошкольного образования. Очевидно, что масштабные действия, направленные на повышение качества образовательного процесса, все еще остаются стартовыми и недостаточными для кардинального улучшения положения дел. Значительное количество представленных процессов требуют результативной управленческой коррекции, как на уровне финансирования и материально-технического оснащения, так и на уровне учебной организации (формирование учебных образовательных программ, реально рассчитанных на применение электронных ресурсов; скоординированное распределение учебных аудиторий по всем предметам и группам занимающихся, принципиальное изменение мотивационного настроя учащихся и другое).

Достижение положительного результата в области повышения эффективности использования материально-технических ресурсов будет неизбежно упираться в принципы, объемы, динамику и механизм финансирования образовательной отрасли.

Между тем, в образовании вновь возникает проблема эффективности, но уже применительно к финансовым механизмам и практикам.

Для исправления ситуации необходимо предпринимать более активные усилия по технико-технологическому и программному обновлению материальной базы образовательных организаций всех уровней образовательной системы страны.

Полностью можно согласиться с мнением М.В. Баканова, А.В. Караваева и А.Ю. Титлова о том, что «целесообразно кардинально менять практику финансирования, практику приема абитуриентов и содержание дисциплин обучающихся в рамках госзаказа в системе среднего и высшего профессионального образования так, чтобы количество бюджетных мест было максимальным на первых курсах и сокращалось пропорционально в дальнейшем, а обучение носило бы все более индивидуализированный характер» [4].

Не секрет, что в большинстве образовательных учреждений возникают нерешенные во многом вопросы, связанные с тем, что контингент студентов набран в соответствии с государственным заданием или нормативами приема на внебюджетные места, но студенты, либо реально не желают прилагать усилий к серьезному обучению либо вообще не способны к выполнению требований большинства преподавателей.

Причины такой деструктивной модели обучения различны в каждом отдельном случае. Однако объясняет все тот факт, что «отчисляемость» за неуспеваемость «лентяев от учебы» и тех, кто после поступления не способен выдерживать даже средний по сложности уровень требований, близка к единичным ситуациям.

Между тем, вопрос о повышении качества образования давно назрел и даже перезрел! Техническими средствами или организационными реорганизациями его можно решить только в случае изменения мотивационного настроя и соответствующего учебного стимулирования учащихся.

Важно заметить, что данный вопрос еще с советских времен связан с выполнением планово-нормативных заданий не только по приему, но и по обучению и последующему выпуску студентов. Нарушение данных существенных показателей, по мысли чиновников Министерства образования и науки страны, является показателем неэффективности управленческой и преподавательской деятельности. Таким образом, как руководители образовательных комплексов, так и преподавательский состав, будут вынуждены следовать доведенным до них прежним установкам и оставаться в рамках консервативной модели управления образовательным процессом.

Особым вопросом, нуждающимся в дополнительном обсуждении коллег по работе, является критерий оценки эффективности работы педагога по необходимости безусловного роста показателей успеваемости.

Мотивация в обучении отсутствует в различной пропорции и в разных образовательных организациях системы высшего и среднего регионального профессионального образования. Остаются лишь стимулы, создаваемые родителями образовательно-незрелых студентов или образовательной организацией.

Стимул родителей: перевод их детей на следующий курс любым образом.

Стимул организации: выполнение министерских плановых показателей!

Между тем, без принципиального изменения практики финансирования, практики приема и обучения студентов, без изменения перевода их на следующий курс даже при нулевой успеваемости, а также без корректировки содержания дисциплин обучающихся в рамках госзаказа в системе среднего и высшего профессионального образования - невозможно улучшение качества в образовании России.

Особо подчеркнем значимость проблемы финансовой и организационной реструктуризации региональных образовательных центров. Она является достаточно сложной по механизму ее решения и вместе с тем, требует своего безотлагательного решения, по причине необходимости повышения качества образовательного процесса и увеличения экономической отдачи с каждого рубля бюджетных инвестиций в образование.

Сохранение же существующей модели финансирования действующих образовательных центров регионального масштаба означает консервацию затратного, а не инвестиционного подхода к профессиональному образованию.

Конечно, следует признать, что в определенной части, профессиональное образование в любые, даже кризисные времена, должно реализовывать социальную функцию, гарантированную государством, в том числе и на законодательном, конституционном уровне.

С другой стороны, также очевидно и то, что именно профессиональное образование не должно превращаться в «собес», в некое пристанище для неспособных к требованиям современного обучения и, главное, для тех, кто вообще не хочет учиться.

Только при условии успешной реструктуризации существующей финансовой и учебно-организационной модели развития региональных бюджетных образовательных центров можно рассматривать вопросы более тесной их связи с действующими субъектами предпринимательской практики. Данные решения будут отвечать современным требованиям к эффективному использованию государственных бюджетных средств под влиянием трансформации запросов современного отечественного рынка труда.

Выводы. Без реализации всего комплекса предлагаемых к обсуждению мер невозможно рассчитывать на превращение профессионального регионального образования не только в социальный, но и в экономический продукт.

Современная стратегия информационного и высокотехнологического развития страны требует адекватного роста качества образования и конкурентоспособности российских выпускников, но это нереализуемо без различных трансформационных шоков.

Литература:

1. Материал редакции. Изменения в системе образования в 2018 г. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://http://obrmos.ra/go/go_scool/Artides/go_school_2018_new_2.html.

2. Караваев А.В., Баканов М.В., Титлов А.Ю. Проблема материально-технического реформирования современного российского образования в контексте его качества / Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов III Международной научно-практической конференции (Коломна 1-3 июня 2016 года) /Под общ. ред. О.Б.Широких. - Государственный социально-гуманитарный университет. - Коломна: ГСГУ, 2016. - 423 с.

3. Караваев А.В., Ипутатов Д.Ю. Российское образование: финансирование, развитие, конкурентоспособность // Народное образование, 2016, № 4-5. С. 9-17.

4. Баканов М.В., Титлов А.Ю., Караваев А.В. К новым контурам повышения качества в системе непрерывного профессионального образования в России // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. № 57-10.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат филологических наук, доцент Баланчик Нина Сергеевна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПИСЕМ АКАДЕМИКА И. П. БАРДИНА1

Аннотация. В статье представлены результаты лингвистического исследования писем академика И.П. Бардина. Рассмотрено индивидуально-стилевое своеобразие писем и особенности функционирования в них языковых средств. Язык писем И.П. Бардина позволил представить их автора как человека с высокими нравственными качествами, которые могут служить образцом для современного человека.

Ключевые слова: эпистолярное наследие, лингвистическое изучение, языковые средства, антонимы, синонимы, жизненные убеждения, личностные качества.

Annotation. The article presents the results of the linguistic study of the letters of Academician I.P. Bardeen. The individual style of originality of the letters and the peculiarities of the functioning of language means in them are considered. Language letters I.P. Bardeen allowed to present their author as a person with high moral qualities that can serve as a model for modern man.

Keywords: epistolary heritage, linguistic study, language means, antonyms, synonyms, life convictions, personal qualities.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области в рамках научного проекта № 18-412-420001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.