Педагогика
УДК:377
кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); доцент Караваев Алексей Васильевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Колледж «Коломна» (г.о. Коломна);
кандидат педагогических наук, профессор Титлов Александр Юрьевич
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г.о. Коломна)
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА
Аннотация. Проблема совершенствования качества образовательной системы России нуждается в постоянном обсуждении со стороны специалистов образовательной сферы. В современных условиях ее успешное решение может быть достигнуто лишь на основе кардинального изменения организационного подхода к механизму и эффективности существующего финансирования и принципов организации образовательного процесса. В связи с этим, в рамках указанной научной статьи предлагается рассмотреть ряд принципиальных проблем процесса результативного реформирования образования в нашей стране, используя обновленные информационные данные. Авторы статьи надеются, что некоторые предложения по совершенствованию качества российской образовательной системы и образовательного процесса получат уточняющее компетентное развитие в виде профессиональных экспертных мнений и конкретных предложений.
Ключевые слова: образование, государство, образовательная система, университеты, материально-техническая баз, финансирование, качество, совершенствование.
Annotation. The Problem of improving the quality of the educational system in Russia needs constant discussion by specialists in the educational sphere. In modern conditions its successful decision can be reached only on the basis of cardinal change of organizational approach to the mechanism and efficiency of the existing financing and the principles of the organization of educational process. In this regard, within the framework of this scientific article, it is proposed to consider a number of fundamental problems of the process of effective reformation of education in our country, using updated information data. The authors hope that some proposals to improve the quality of the Russian educational system and the educational process will receive clarifying competent development in the form of professional expert opinions and specific proposals.
Keyword: education, state, educational system, universities, material and technical bases, financing, quality, improvement.
Введение. В современных условиях проблема повышения качества в координатах непрерывного профессионального образования является в нашей стране является одной из наиболее сложной и значимой. В этом направлении пока еще сделаны только первые шаги. При этом качество последовательной интеграции между всеми уровнями образовательной системы страны остается далеким от требований современного информационного общества.
Напомним, что попытки вывода российского образования на эффективный по мировым стандартам уровень конкурентоспособности предпринимаются почти непрерывно.
Изложение основного материала статьи. Хронология событий такова: 2005 г. - принятие решения о национальных проектах, включая проект образование; 2008 г. - издание Президентом Российской Федерации (РФ) Указа № 716 «О федеральных университетах», предусматривающий создание сети федеральных университетов, которая будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего профессионального образования в разных регионах страны; 2009 г. - решение о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550; 2013 г. - проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5-100» в рамках Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 2014 г. - Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1517 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; 2015 г. - Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»; 2015 г. - приказ Министерства образования и науки № 811 от 7 августа 2015 г. о проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов; 2015-2016 гг. - проект «Российская электронная школа» и другие регламентирующие документы.
Особое значение для повышения качества образовательного процесса в стране имеет Указ Президента РФ от 07.05. 2012 г. « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Согласно этому Указу в 2018 г. заработная плата в системе начального и среднего профессионального образования должна быть доведена до уровня средней зарплаты по региону, а зарплата в системе высшего профессионального образования должна составлять 200% от средней зарплаты по региону. В соответствии с этим же Указом количество высококвалифицированных работников должно составлять не менее трети от числа квалифицированных, то есть дипломированных кадров.
Одним из решений, нацеленных на рост качественных показателей в отечественной образовательной среде, стало подписание президентом Российской Федерации В.В. Путиным 19 июля 2017 г. протокола заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Например, согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации» должны произойти существенные изменения не только в стране в целом - на основе приобщения к современным электронным технологиям взаимодействия, но и в качестве образовательного процесса, в связи с переходом на новые способы познания и самопознания. В частности, количество выпускников высшего и среднего профессионального, обладающих навыками в сфере ИТ (информационных технологий) на среднемировом уровне, к 2020-му году должно составить 150 тыс. чел., к 2015-му году - 500 тыс. чел.; количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере ИТ, к 2020-му году - 60 тыс. чел., к 2025-му году - 100 тыс. чел.; количество созданных организаций среднего профессионального образования Минкомсвязи России по цифровой экономике к 2020-му году должно достигнуть - 10, к 2025-му год - 50; доля государственной итоговой аттестации выпускников, проходящей с использованием цифровых инструментов деятельности, используемых в профессиональной или повседневной деятельности, к 2020-му году - 20%, к 2025-му году - 40%.
При этом запланировано, что к 2025 г. практически все население, школы и больницы будут обеспечены интернетом на скорости 100 Мбит/с.
Финансовое обеспечение принятых и принимаемых законодательных решений ежегодно обходится государству в миллиарды рублей, вводятся в эксплуатацию тысячи единиц нового оборудования. Стоимость одной только программы масштабного и поэтапного вывода старых школьных зданий из эксплуатации и строительства новых школ с 2016 г. и до 2025 г. составит около трёх триллионов рублей при условии реального финансирования. Согласно планам Министерства образования и науки, в этом периоде намечено создание 6,5 миллионов мест в новых 14 тысяч школах.
Если поверить в реалистичность указанных планов Министерства, то ежегодные затраты только по проекту новых школ составят порядка 300 млрд. рублей, а строительство каждого объекта обойдётся более чем в 2 млрд. рублей. Напомним, что 300 миллиардов рублей, предназначенные на новые школы - это чуть менее половины всех бюджетных расходов на образование в стране.
Одновременно Министерство образования и науки заявило о продолжении действий до 2020 г. по: масштабному переоснащению существующих школ; повышении квалификации учителей для работы в новых условиях; переходе «основной и старшей школы» на новые стандарты; осуществлению проекта «Российская электронная школа». Будут продолжаться работы по сближению университетов и региональных экономических систем, дальнейшему развитию сети научно-исследовательских университетов, запуску программы по созданию опорных региональных вузов, поддержке негосударственного сектора и региональных программ развития дополнительного образования.
В 2017 г. издано Постановление Правительства РФ от 26.12. 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Программа рассчитана до 2025 г. и предусматривает ежегодное увеличение объемов финансирования, а также отмену более раннего Постановления, которое должно было действовать с 2013 по 2020 гг.
Общий объем финансового обеспечения реализации проектов (программ) Программы - 1386029898,1 тыс. рублей, в том числе:
на 2018 год - 141546767,8 тыс. рублей; на 2019 год - 172396034,7 тыс. рублей; на 2020 год - 161629890,2 тыс. рублей; на 2021 год - 168095085,8 тыс. рублей; на 2023 год - 181811644,8 тыс. рублей; на 2024 год - 189084110,6 тыс. рублей; на 2025 год - 196647475 тыс. рублей.
Данная программа, помимо прочего, ставит конкретные цели в области повышения качества образования.
В 2018 г. были актуализированы отдельные мероприятия в области наставничества, что можно попытаться использовать в процессе взаимодействия региональных образовательных комплексов с предпринимательскими системами нашего государства применительно к проблеме прохождения студентами производственных практик. Так, к примеру, в 2018 г. был издан Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» (вместе с «Положением о знаке отличия «За наставничество»).
Из наиболее значимых мер, вступающих в действие в 2018 г., также можно отметить решение российского правительства о поощрении качественной учебы. Теперь претендентами на участие в проекте президентских грантов станут не только студенты вузов, но и студенты техникумов и колледжей.
Напомним, что ранее на гранты Президента РФ могли рассчитывать только студенты вузов, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета.
Реорганизация образовательной системы страны сопровождается появлением ряда новых видов образовательных центров в нашей стране.
В частности, это опорные, федеральные, научно-исследовательские университеты.
По расчетам Министерства образования и науки РФ в 2016 году планировалось создать 20 опорных вузов, в 2017 году - еще 30. Таким образом, в 2017 году должно существовать не менее 50 опорных вузов. По факту же количество созданных опорных университетов в 2017 году составило всего 33 субъекта образовательной деятельности. Однако уже в 2018 г. количество опорных университетов в регионах страны увеличилось до 51 [1].
Все опорные университеты разделены на две группы. При этом разрешено создавать интегрированные образовательные университетские комплексы с включением в низ образовательных организаций, представляющих уровень среднего профессионального образования.
Помимо признания факта существования опорных университетов и других образовательных центров следует помнить, что еще в 2008 г. было принято решение о развитии федеральных университетов. Сеть федеральных университетов со временем будет включать в себя от 16 до 20 учреждений высшего профессионального образования в разных регионах страны.
В рамках сети научно-исследовательских университетов в 2016 г. насчитывалось 29 субъектов образовательной деятельности, и их количество, как ожидалось, будет возрастать. Однако в 2017 г. никаких изменений по количественному составу не произошло [4].
Между тем, качественная отдача от финансовых вложений вызывает вопросы.
Пока только система начального образования характеризуется как соответствующая основным передовым качественным стандартам мирового уровня.
Так, в исследовании PIRLS (оценивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы), проведённом в 2011 году, Россия заняла 2-е место среди стран мира. В исследовании TIMSS (оценивает качество математического и естественнонаучного образования школьников 4-х и 8-х классов), проведённом в 2011 году, Россия вошла в десятку лучших стран.
Однако с тех пор международные рейтинги нашего государства ухудшились и в этом сегменте рынка образовательных возможностей.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия является одним из лидеров среди стран ОЭСР и БРИКС по доле взрослых, имеющих третичное образование (среднее специальное + высшее) - более 50 % в 2012 году. В тоже время, согласно исследованию ОЭСР 2015 года, по качеству среднего школьного образования Россия не улучшила своих позиций и остается на уровне ниже среднего по ОЭСР (33-е место, рядом с Испанией, Италией и Венгрией).
Значительно хуже обстоят дела в системе профессионального образования в целом, в том числе - в высшем образовании, не смотря на отдельную вузовскую положительную динамику. Для оценки качества современного российского образования используются преимущественно различные международные рейтинги, и они весьма неоднородны, как по количеству оцениваемых параметров, так и по иерархии их расположения. К примеру, среди российских вузов в 2015 г. лишь МГУ и СПбГУ вошли в Топ-100 мирового репутационного рейтинга университетов ТНЕ (Times Higher Education). В 2016 г. мировой рейтинг Топ-100 пополнил еще один отечественный вуз - Национальный исследовательский технологический университет МИСиС. В 2017 г. рейтинг ТНЕ показал, что лишь несколько российских вузов улучшили свои позиции по сравнению с 2016 годом, но общее количество российских вузов в этом конкретном рейтинге уменьшилось с 24 до 18.
По версии World University Rankings в Топ-800 в 2015 - начале 2016 гг. вошли 13 российских вузов. Девять российских вузов вошли в Топ-200 рейтинга по качеству преподавания Round University Ranking (RUR), который создан на основе данных Thomson Reuters.
В июне 2016 г. три российских вуза заняли верхние строчки международного рейтинга QS «Развивающаяся Европа и Центральная Азия»: МГУ — 1-е место (сохранил позиции по сравнению с 2015 годом), Новосибирский государственный университет — 2-е место (также сохранил позиции по сравнению с 2015 годом) и Санкт-Петербургский государственный университет — 3-е место (поднялся на две позиции по сравнению с 2015 годом).
В 2017 году был достигнут определенный успех. В Топ-200 четырнадцатого рейтинга лучших вузов мира по версии QS вошел только один российский университет, МГУ им. Ломоносова, но в рейтинге более 959 лучших мировых учебных заведений уже насчитывается 24 российских вуза [4].
Однако, очевидно, что некоторый прирост в качественном развитии вузов страны нельзя считать принципиальным прорывом.
Ключевые проблемы отечественной ситуации в сфере образования - общеизвестны.
В рамках обозначенной темы статьи предлагается остановиться более внимательным образом на постановке лишь ряда из них:
1. Это - сравнительно низкая материально-техническая оснащенность образовательных организаций, представляющих все уровни образовательной системы страны и по-прежнему сохраняющееся недофинансирование в условиях отсутствия адекватной соразмерности между получаемыми финансовыми средствами и степенью эффективности их освоения по различным целевым направлениям профильной деятельности.
2. Это также нерешенное несоответствие между потребностями субъектов российского рынка труда и интересами, а главное, репродуктивными реальными возможностями институтов управления образовательной системы нашего государства.
3. Остается в подвешенном виде вопрос о содержании не только образовательных стандартов, но и о содержательной стороне, структуре и качестве учебных планов, например, для направлений и профилей подготовки в организациях высшего образования.
С данным моментом также связаны темы несбалансированной функциональной и учебной нагрузки профессиональных кадров образовательных организаций, совершенствования учебно-методического обеспечения, а также обеспечения более свободного доступа обучающихся к современным и обновляемым по всем учебным курсам дисциплинам. К подобному кругу вопросов отнесем повышение квалификации преподавателей, учителей и дошкольных работников, которое нельзя признать результативным с точки зрения государственного курса развития страны и общества на инновационность и использование современных лидерских образовательных и научных технологий.
Все перечисленные выше проблемы связаны с обновлением качественных оценок системы образования страны.
Приведем поясняющие данные лишь по одному важному вопросу, являющемуся фундаментальной конструкционной основой для понимания сути условий, реалий и перспектив инноваций в контуре образовательной системы страны.
Во-первых, материально-техническая база отрасли "Образование" требует серьезного обновления, несмотря на осуществление профильного национального проекта, финансовое обеспечение которого в основном завершено в 2012 г.
После 2012 г. продолжено финансирование отдельных программ и подпрограмм. Среди них - «Наша новая школа», «Реализация образовательных программ профессионального образования» и другие.
По данным Министерства образования и науки России, износ основных фондов ещё в 2006 г. составлял 70%, а лабораторная база соответствовала современным требованиям всего на 12%.
В аварийном состоянии находились 4% государственных и муниципальных школ, 6,9% образовательных учреждений начального, 5,5% — среднего, 5,4% — высшего профессионального образования.
В капитальном и текущем ремонте нуждались 33,4% школ, 40% учебных заведений начального профессионального образования, 22,7% — среднего профессионального образования, 20,7% — высшего профессионального образования, 15,8% — дополнительного профессионального образования.
Тяжелое положение сложилось с учебным и производственным оборудованием в образовательных учреждениях начального профессионального образования, где доля устаревшего оборудования превышает 35,5%, что существенно затрудняет подготовку квалифицированных рабочих кадров для современного производства [2].
Государственные средства по проекту «Образование» позволили лишь частично решить проблему укрепления материально-технической базы развития образовательной отрасли. Например, в 2015 г. в рамках государственной поддержки российские колледжи и техникумы приобрели более 8 тысяч единиц современного оборудования, было создано более 10 тысяч новых ученических мест в кабинетах, лабораториях, мастерских, учебных полигонах, площадках предприятий.
В том же 2015 г. было построено 107 новых школ, что пока ещё явно недостаточно в условиях образовательного пространства Российской Федерации, в которой по-прежнему существуют очереди на поступление в общеобразовательные организации и продолжается обучение во вторую и даже в третью смены.
В 2016-2018 гг. подобные приростные производительные процессы были продолжены в рамках преимущественно бюджетного финансирования.
Однако в 2018 г. существуют все те же значительные ограничения по укреплению материально-технической базы в сфере образования, что и в 2017 г. Существуют запреты в области закупок мебели, организации праздничных мероприятий, в том числе и в образовательных организациях, а также закупки импортных компьютеров и программного обеспечения.
Достигнуты определенные, неравнозначные, но в целом положительные итоги по подключению максимального количества школ к интернету, основанию национальных университетов, формированию грантов для лучших учителей, учеников, преподавателей вузовского сегмента и ученых.
Предложены меры по профессиональному образованию военнослужащих и «выделению» сельским школам средств транспорта.
Основной успех достигнут по направлению информационно-технологического обеспечения и обновления ресурсной базы (закупка и сетевое, внутриорганизационное подключение новой офисной, компьютерной и проецирующей техники; создание компьютерных классов и специализированных лабораторий, в том числе их переоснащение на новые модели; формирование доступных для обучающихся учебных интернет-сервисов и предоставление им оплаченного образовательной структурой права пользования интернет-ресурсами «Знаниум», «Книгафонд» и «е-ЬГБЯЛЯУ»; организация мультимедийных конференц-залов, электронных библиотек, читальных залов с подключенными электронными ресурсами, персонифицированных сайтов субъектов образовательной деятельности и внутриорганизационных сайтов (с учетом существования структурных единиц).
Сразу отметим, что основные заметные успехи достигнуты лишь в системе высшего профессионального образования. Далее можем отметить появление компьютерных классов в общеобразовательных организациях, которые были подключены к системе Интернет. Вместе с тем, очевидно недооцененным направлением, остаются организации среднего профессионального и дошкольного образования.
Очевидно, что масштабные действия, направленные на повышение качества образовательного процесса, все еще остаются стартовыми и недостаточными для кардинального улучшения положения дел. Значительное количество представленных процессов требуют результативной коррекции. К примеру, в 2013 г. находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта порядка 25%. учреждений начального профессионального образования (в 2006 г. - 40%) и около 22% от общего числа зданий, используемых образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в 2006 г. - 22,7%).
Примечательно, что, согласно данным российской статистики, рост степени износа основных фондов наблюдался, несмотря на их обновление по проекту «Образование» с 2007 по 2014 гг. [3].
Соответствующий показатель возрастал последовательно, хотя и неравномерно, с 31% в 2006 г. и до отметки в 54,2% в 2014 г. (в 2011 г. зафиксированный уровень износа основных фондов в образовании был немногим больше - 54,3%). В итоге оказалось, что величина степени износа основных фондов в российском образовании в начале 2015 г. была на 5,2% выше среднего значения по всей экономике страны. По заявлению депутатов Государственной Думы Российской Федерации, которое они озвучили в ходе встречи с российским министром образования в январе 2016 г., более 10 тысяч общеобразовательных организаций имеют степень износа зданий более 70%.
Результативное решение вопросов повышения эффективности использования материально-технических ресурсов будет неизбежно упираться в объемы, динамику и механизм финансирования образовательной отрасли.
Между тем, в образовании вновь возникает проблема эффективности, но уже применительно к финансовым механизмам и практикам. Так, по данным Счетной палаты РФ, из общего объема финансовых средств, выделенных бюджетом на образование в 2016 г. использованы лишь на 67%, а по 31 направлению использование средств было вообще нулевым. Особенно на региональном уровне, где сконцентрировано 87% средств для поддержки регионального образования [4].
Для исправления ситуации необходимо предпринимать более активные усилия по технико-технологическому и программному обновлению материальной базы образовательных организаций всех уровней образовательной системы страны.
Полностью можно согласиться с мнением М.В. Баканова, А.В. Караваева и А.Ю. Титлова о том, что «целесообразно кардинально менять практику финансирования, практику приема абитуриентов и содержание дисциплин обучающихся в рамках госзаказа в системе среднего и высшего профессионального образования так, чтобы количество бюджетных мест было максимальным на первых курсах и сокращалось пропорционально в дальнейшем, а обучение носило бы все более индивидуализированный характер» [4].
Не секрет, что в большинстве образовательных учреждений возникают нерешенные во многом вопросы, связанные с тем, что контингент студентов набран в соответствии с государственным заданием или нормативами приема на внебюджетные места, но студенты, либо реально не желают прилагать усилий к серьезному обучению либо вообще не способны к выполнению требований большинства преподавателей.
Причины такой деструктивной модели обучения различны в каждом отдельном случае, но объясняет все тот факт, что «отчисляемость» за неуспеваемость «лентяев от учебы» и тех, кто после поступления не способен выдерживать даже средний по уровню уровень требований близка к единичным ситуациям.
Между тем, вопрос о повышении качества образования давно назрел и даже перезрел!
Техническими средствами или организационными реорганизациями его можно решить только в случае изменения мотивационного настроя и соответствующего стимулирования.
Важно заметить, что данный вопрос еще с советских времен связан с выполнением планово-нормативных заданий не только по приему, но и по обучению и последующему выпуску студентов. Нарушение данных существенных показателей по мысли чиновников Министерства образования и науки страны - показатель неэффективности управленческой и преподавательской деятельности.
Особым вопросом, нуждающимся в дополнительном обсуждении коллег по работе, является критерий оценки эффективности работы педагога по необходимости безусловного роста показателей успеваемости.
Мотивация в обучении отсутствует в различной пропорции и в разных образовательных организациях системы высшего и среднего регионального профессионального образования. Остаются лишь стимулы, создаваемые родителями образовательно-незрелых студентов или образовательной организацией.
Стимул родителей: перевод их детей на следующий курс любым образом.
Стимул организации: выполнение министерских плановых показателей!
Без принципиального изменения практики финансирования, практики приема и обучения студентов, без изменения перевода их на следующий курс даже при нулевой успеваемости, а также содержания дисциплин обучающихся в рамках госзаказа в системе среднего и высшего профессионального образования невозможно улучшение качества в образовании России.
В рамках данной статьи хотелось бы особо остановиться на проблеме финансовой и организационной реструктуризации региональных образовательных комплексов. Она является достаточно сложной по механизму ее решения и вместе с тем, требует своего безотлагательного решения. по причине необходимости повышения качества образовательного процесса и увеличения экономической отдачи с каждого рубля бюджетных инвестиций в образование.
Сохранение же существующей модели финансирования действующих образовательных комплексов регионального масштаба означает консервацию затратного, а не инвестиционного подхода к профессиональному образованию.
Конечно, следует признать, что в определенной части, профессиональное образование в любые, даже кризисные времена, должно реализовывать социальную функцию, гарантированную государством, в том числе и на законодательном, конституционном уровне.
С другой стороны, также очевидно и то, что именно профессиональное образование не должно превращаться в «собес», в некое пристанище для неспособных к требованиям современного обучения и, главное, для тех, кто вообще не хочет учиться.
Если мы проведем массовые опросы в системе регионального профессионального образования, то получим примерно следующие высказывания учащихся:
«Не хочу учиться, учитесь сами!»; «Учитесь сами - я потом все равно не пойду работать по профессии (специальности)!»; «Для чего я учусь? Вы меня все равно на работу не устроите!»; «Да не буду я учиться, Вы, меня все равно не выгоните!».
Вот такие распространенные высказывания, особенно в системе регионального среднего профессионального образования, говорят о наличии целого рода значимых, но не решаемых на результативном уровне проблем.
Во-первых, налицо факторы эгоизма и иждивенчества, когда человек думает, что в вопросах удачного для него трудоустройства ему обязательно должен помочь вуз, колледж, техникум или какое-то иное профессиональное учебное учреждение.
Во-вторых, присутствует фактор инфантильности - «ничего не делания» в области учебного совершенствования и самосовершенствования. Главный лейтмотив звучит как в песне - «День прошел и, слава богу!». При этом явка на учебу рассматривается как участие в своеобразной «тусовке», в «студенческом междусобойчике».
Невыполнение официальных требований, предъявляемых преподавателями, не оценивается многими (не всеми, конечно же) как критическое ограничение норм поведения в образовательном учреждении. И даже неудовлетворительные оценки никого не подталкивают к изменению в лучшую сторону своего отношения к образовательному процессу!
В - третьих, у многих студентов складывается ошибочное понимание того, что в современных сложных условиях российской жизни ценность представляют не знания, а «хорошая работа». В ответ на разъяснения преподавателей о важности развития профессиональных качеств, способностей, компетенций учащиеся самоуверенно могут заявлять и реально заявляют о том, что они не пойдут работать по получаемой профессии и их никто не выгонит из вуза, колледжа или образовательного учреждения.
Таким образом, в настоящее время для поведения значительной части учащихся характерна утилитарная модель обучения.
Для результативной, и можно сказать, классической модели обучения характерна логическая цепь:
Информация - знания - профессиональная компетентность - работа - профессиональное развитие.
В отличие от этого, для утилитарной модели обучения логическая цепь выглядит иным образом:
Информация - работа - профессиональная неопределенность.
Правда, возможен и следующий вариант:
Информация - работа - знания - профессиональное развитие.
В большем количестве ситуаций все же встречается вариант:
Информация работа - формальные знания - профессиональная неопределенность.
При анализе существующей в современной России модели регионального профессионального образования сразу целесообразно уточнить очень важный момент.
Ценность диплома конкретного регионального вуза несомненно оценивается абитуриентами и студентами более высоко, чем ценность диплома регионального колледжа, техникума, училища. Кроме того, очень весомым селекционным фактором является прием абитуриентов на основе результатов ЕГЭ,
минимальная планка которых ежегодно утверждается Министерствами образования субъектов Российской Федерации.
По этой причине утилитарная модель обучения учащихся и соответственно, их поведения в системе (подсистеме) высшего профессионального образования на региональном уровне оказывается значительно менее распространенной по сравнению с системой (подсистемой) среднего профессионального образования.
Пути результативного решения совершенствования системы регионального профессионального образования.
Предполагаются соответствующие последовательные действия по двум блоковым направлениям. Их реализация потребует кардинального изменения механизма финансирования и механизма организационного взаимодействия всех структурных подразделений образовательных комплексов.
Механизм финансирования должен работать не на запланированные количественные, а на качественные нормативы выпуска учащихся.
Цели формирования предлагаем разделить на - внутренние и внешние.
Внутренняя цель разработки механизма финансирования - рост качества образовательного процесса. Внешняя цель - рост конкурентоспособности выпускников на отечественном рынке труда.
Основная идея также должна быть понятна всем специалистам, заинтересованным в процветании и развитии государства российского, хотя бы в перспективном, обозримом, будущем.
Конкретное предложение основывается на практике успеваемости и факторе мотивированности учащихся к учебному, теоретическому и практическому, профессиональному совершенствованию и самосовершенствованию.
Суть предложения сводится к изменению ключевого подхода к комплектации контингента учащихся в системе регионального профессионального образования.
Жизненно важно для регионального профессионального образования в современных условиях применять принципы организационно-комплектующей и финансовой пирамиды. При этом тема определения конкретных распределительных пропорций нуждается в детальном обсуждении специалистов и чиновников заинтересованных ведомств, в т. ч. и на уровне общероссийских научно - практических конференций.
Покажем наше предположение в наиболее общем контуре наглядным образом (рис. 1 и рис. 2).
IV курс (выпуск) III курс II курс
I курс (прием)
Рисунок 1. Организационная пирамида комплектации студентов в вузе (для бакалавриата), % выпуска от приема по утвержденному государственному заказу
IV курс (выпуск) III курс II курс
I курс (прием)
Рисунок 2. Организационная пирамида комплектации студентов в колледже, % выпуска от приема по утвержденному государственному заказу
Применение данной схемы комплектации позволит максимально задействовать мотивационный механизм у студентов на каждом курсе в образовательном учреждении. В полном объеме активируется соревновательный процесс между студентами. Будет создана основа для максимально возможного, включения студентов в самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.
Эти меры существенно продвинут российское образование в рейтингах качества, а выпускников - в рейтингах конкурентоспособности.
Пока же действуют несовершенные методы финансовых наказаний за студентов - бюджетников, которые являются неравными.
За каждого отчисленного по причинам нежелания учится и вуз и колледж, и другие образовательные учреждения среднего профессионального образования вынуждены платить штрафы от 400 до 800 тыс. руб. или иные схожие по порядку суммы. В результате ни один из руководителей образовательных комплексов не проявляет, как минимум, стремления к качественному обновлению контингента студентов.
Установку на сохранение качества учащихся, можно объяснить выполнением общеобразовательной миссии только для образовательных учреждений системы среднего профессионального образования. Однако, опять-таки, ни кому не нужны «пустышки».
Давайте внедрять в практику действительности институты «второгодничество» и «выпуска студентов со справкой», а не с дипломом. Пока, к сожалению, для всех тех, кто действительно думает о качестве образования, это просто какие - то фантастические меры. Если их потенциал не применять в необходимом объеме, можно и дальше находится в тисках педагогической не удовлетворенности.
При построении такой образовательной пирамиды качества в подсистемах среднего и высшего профессионального образования нашей страны также решается проблема усиления требований к качеству образовательного процесса без опасения за потерю текущей успеваемости. Только таким образом можно естественным путем усиливать мотивацию к процессу образовательной деятельности для студентов.
Следует особо отметить, что параметры финансовой пирамиды управления контингентом студентов должны быть иными. Обучение на старших курсах требует большей индивидуализации при усилении профессиональных компетентности за счет увеличения объемов исследовательской работы и улучшения качества производственных практик. Формирования платных стажировок в профильных организациях.
При это речь может идти о делении учебной группы (курса) на микро группы - по 3 - 5 человек. За счет такого подхода решается проблемы стабилизации учебной нагрузки преподавателей и соответственно -уровня заработной платы. Данное решение будет не только шагом к качественному совершенствованию профессионального образования. Такое решение способствует указаниям Президента РФ о повышении заработной платы педагогам до уровня выше среднего по региону.
Представим одну из вероятных схем финансовой пирамиды организации учебного процесса, на рис. 3 и 4 для вузов и средних профессиональных образовательных организаций. Особо отметим, что данные схемы носят постановочно - дискуссионный характер, поскольку нуждаются не только в конкретизации планов бюджетного финансирования на уровне федерального и региональных профильных «образовательных министерств», но и в уточнении, и возможном, изменении соотношение часов на теоретические и практические курсы, а также производственную, учебную практику.
IV курс (выпуск) III курс II курс
I курс (прием)
Рисунок 3. Финансовая пирамида организации учебного процесса в вузе (бакалавриата), % выпуска от приема по утвержденному государственному заказу
IV курс (выпуск) III курс II курс
I курс(прием)
Рисунок 4. Финансовая пирамида организации учебного процесса в колледже, % выпуска от приема по утвержденному государственному заказу
Еще одним напоминающим фактом при проведении необходимых расчетов является понимание разницы в расхождении абсолютных величин нормативно - бюджетного финансирования на одного студента в системах высшего и среднего профессионального образования.
Одновременно предполагается, что будут результативно решаться вопросы наставничество согласно Указу Президента РФ. К сожалению, на сегодняшний день у «наставников» на производственной практике нет ни особо выделенного времени, ни желания затрачивать дополнительные сколь-нибудь значимые усилия для профессионального совершенствования студентов - стажеров.
Относительно небольшая оплата ответственных лиц организаций, в которых проходят практику студенты не являются для них стимулом, достаточным для действительного наставничества.
Следовательно, следует менять принципы не только финансового, но и организационного взаимодействия образовательных комплексов с руководством организаций, в которых осуществляется прохождение производственной практики. Только в этом случае потенциал учебно-производственного качества будет реализован.
При условии успешной реструктуризации финансовой и учебно-организационной модели развития региональных бюджетных образовательных комплексов можно рассматривать вопросы более тесной их связи с действующими субъектами предпринимательской практики в контексте оптимизации требований к эффективному использованию государственных бюджетных средств под влиянием трансформации требований современного отечественного рынка труда.
Без реализации всего комплекса предлагаемых к обсуждению мер невозможно рассчитывать на превращение профессионального регионального образования не только в социальный, но и в экономический продукт.
Выводы. Современная стратегия развития страны требует адекватного роста качества образования и конкурентоспособности российских выпускников, но это нереализуемо без трансформационных шоков.
Литература:
1. Материал редакции. Изменения в системе образования в 2018 г. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://http://obrmos.ru/go/go_scool/Articles/go_school_2018_new_2.htmL
2. Караваев А.В., Баканов М.В., Титлов А.Ю. Проблема материально-технического реформирования современного российского образования в контексте его качества / Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и материалов III Международной научно-практической конференции (Коломна 1-3 июня 2016 года) / Под общ. ред. О.Б.Широких. - Государственный социально-гуманитарный университет. - Коломна: ГСГУ, 2016. - 423 с.
3. Караваев А.В., Ипутатов Д.Ю. Российское образование: финансирование, развитие, конкурентоспособность // Народное образование, 2016, № 4-5. С. 9-17.
4. Баканов М.В., Титлов А.Ю., Караваев А.В. К новым контурам повышения качества в системе непрерывного профессионального образования в России // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. № 57-10.
Педагогика
УДК:371
старший преподаватель Бардакова Наталия Михайловна
Новокузнецкий институт (филиал)
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья содержит анализ состояния работы по профессиональному самоопределению на Юге Кузбасса, причины, ослабляющие работу по профессиональной ориентации школьников. Автор рассматривает основные пути и мероприятия, которые могут улучшить работу по профориентации старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка школьников, элективные курсы, профессиональная ориентация, профориентационные мероприятия.
Annotation. The article contains the analysis of the work of professional self-determination of schoolboys in the South Kuzbass. The author considers the main ways and measures that can improve the performance of high school students career guidance.
Keywords: professional self-determination, preparation of pre school students, elective courses, vocational guidance, career guidance activities.
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии» (Н. Чернышевский)
Введение. Вопросы о своем предназначении, возможностях и способностях остро встают в свое время перед школьниками. Современные условия жизни, социальные изменения, связанные с реформированием экономики и системы образования, оказали влияние на ценностные ориентации и жизненный путь молодых людей, предъявили к ним жесткие требования - выработать умение самостоятельно и безошибочно определять свой жизненный путь, осуществлять выбор профессии.
Всем хорошо известно, что выбор профессии - это вопрос серьёзный и ответственный, который рано или поздно приходится решать любому выпускнику общеобразовательной школы. От того, насколько правильно он определит свои возможности - реальные и потенциальные - и соотнесёт их с требованиями избираемой профессии, а ещё лучше - испытает, проверит их в конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс.
Проблема выбора профессии - серьёзная, многогранная, одновременно личная и общественная, педагогическая и медицинская. Нельзя в этом вопросе обойти и нравственный аспект выбора профессии -готовить молодежь к труду честному, добросовестному в любой сфере человеческой деятельности.