актуальные вопросы профессионального образования в туризме и сервисе в россии и за рубежом
УДК 37 DOI: 10.12737/11300
проблемы развития сферы образования в рф и пути их решения
Евдокимова Юлия Викторовна, кандидат философских наук, доцент, [email protected], заместитель директора Института туризма и гостеприимства (филиал, г. Москва) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация
В статье рассмотрена и проанализирована методика рейтинговой оценки высших учебных заведений издания Times Higher Education. К наиболее весомым показателям отнесены общая цитируемость научных публикаций, научная репутация университета в определенных областях и академическая репутация каждого рассмотренного в рамках рейтинга высшего учебного заведения, включая научную деятельность и качество образования. Проанализированы программы образовательного кредитования ведущих банков РФ. Выявлены основные проблемы образования в РФ: недостаточная оснащенность образовательных учреждений, необходимость их реструктуризации и создания системы независимого контроля качества, выравнивания условий хозяйствования для государственных и негосударственных учреждений. Предложены возможные пути решения названных проблем. К ним отнесена разработка конкретных критериев оснащенности учреждений, дифференцированных по типу образовательных организаций и по сфере их деятельности. В рамках финансирования оснащенности организаций — внесение затрат на оснащенность образовательного учреждения в состав нормативно-подушевого финансирования. Рассмотрены позитивные и негативные последствия реструктуризации образовательных учреждений., в частности глобализации разноуровневых учреждений сферы образования. Выявлены обязательные составляющие независимых систем контроля качества образования. Критерии, по которым впоследствии будет осуществляться контроль качества образования, должны быть разработаны централизованно, пройти публичное обсуждение и быть приняты открытым голосованием в среде преподавателей, то есть непосредственных исполнителей. Проанализированы и обобщены результаты общественного мнения о качестве образования в РФ. Выявлена неудовлетворенность системой образования в России большого процента опрошенных. Рассмотрены варианты реализации сетевых форм обучения с созданием профильных классов на третьей ступени средней школы: углубленное изучение определенных базовых общеобразовательных дисциплин, либо введение в учебный план профильных предметов конкретного направления подготовки баклавриата.
Ключевые слова: качество образования, образовательное учреждение, реструктуризация образовательных организаций, оснащенность организаций сферы образования, рейтинг вузов, образовательная услуга, система контроля качества в образовании
Введение
Проблема предоставления качественной образовательной услуги стоит в РФ на одном из первых мест, поскольку наличие грамотных, квалифицированных специалистов есть базис развития экономики, социальной сферы любого развитого государства. Создание эффективной модели национального образования невозможно без перехода в этой сфере от стоимостного к ценностному механизму хозяйство-
вания как системе ценностных регулятивных механизмов хозяйствования, в состав которой входят политический, научный, правовой, идеологический, информационный, этический, экологический, национальный механизмы [3]. Рассмотрев модель образовательной услуги «на выходе», то есть ее завершающую стадию — в рамках услуги предоставления высшего образования, можно сделать определенные выводы о том, какие критерии сегодня мировое со-
общество вкладывает в понятие «качественный вуз, качественное образование».
Используемый научный инструментарий: получение, отбор, систематизация, обобщение сведений, их анализ и синтез.
методика исследования
Методика британского издания Times Higher Education, обладающая высоким статусом, оценивает уровень достижений университетов на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, результатов ежегодного экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей. Опросом охваче-
но большинство стран мира. Критериями отбора экспертов выступает анализ продуктивности и цитируемости, преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях более 16 лет, наличие не менее 50 опубликованных научных работ и прочие данные. Анализ деятельности высших учебных заведений складывается из 13 показателей. К наиболее значимым критериям отнесены международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг Количественные и качественные показатели нормированы по максимуму и приведены к 100-балльной шкале (таблица 1) [4].
Таблица 1
МЕТОДИКА РАСЧЕТА РЕЙТИНГА
показатель ВЕС
Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества). 15,0%
Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества). 19,5%
Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период). 32,5%
Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период). 4,5%
Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны). 5,25%
Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава. 5,5%
Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета. 0,75%
Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся. 4,5%
Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных. 3,0%
Отношение количества иностранных студентов к численности местных. 2,0%
Отношение защищенных диссертаций ^ЬШ) к численности преподавательского состава. 6,0%
Отношение защищенных диссертаций ^ЬШ) к численности бакалавров, идущих на звание магистра. 2,25%
Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны). 2,25%
Ежегодно составляется рейтинг 400 лучших университетов мира, в открытом доступе находится 200 позиций. К сожалению, единственным российским университетом, по данным на 1 октября 2014 г., в этом рейтинге является Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (196 место)1.
Основные результаты
Какие проблемы необходимо сегодня решать в РФ, чтобы мировая конкурентная среда перестала быть для наших учебных заведений чужеродной?
Бюджетная стратегия
На основе анализа проекта бюджетной стратегии России до 2023 г. можно выделить следующие основные проблемы образования: недостаточная оснащенность образовательных учреждений; снижение возможности получения качественного образования для малоимущих категорий граждан; наличие не адаптированной к современным рыночным условиям структурной составляющей образования2. Прежде всего, необходимо рассмотреть проблемы недостаточной оснащенности образовательного учреждения. Чаще всего, они связаны не только с недостатком финансирования, но и с недостатком эффективного управления средствами, имеющимися в распоряжении образовательной организации. Возможным средством решения проблемы может стать разработка конкретных критериев оснащенности учреждений, дифференцированных по типу образовательных организаций и по сфере их деятельности. Необходимо учесть не только общий объем дидактического материала, компьютерной техники, электронных пособий и пр., но и обозначить детальные характеристики, причем эти характеристики должны обновляться ежегодно, в силу необходимости идти «в ногу со временем». Однозначно, оснащенность образовательного учреждения должна быть конкретизирована персонифицированно, согласно реальному количеству обучающихся в данном учрежде-
1 Рейтинг лучших университетов мира. Официальный сайт издания Times Higher Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.timeshighereducation. co.uk/world-university-rankings/2014—15/world-ranking (дата обращения: 05.01.2015).
2 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru / (дата обращения: 10.02.2013).
нии. Необходима двухсторонняя связь, например, возможна схема: в определенные сроки, допустим, за 9 месяцев до начала следующего учебного года, учреждения сферы образования будут обязаны подать в вышестоящие структуры на утверждение перечень необходимых технологий, вводимых в следующем учебном году. В течение месяца этот перечень анализируется, происходит отбор наилучших позиций, унификация по типам и предназначению образовательных учреждений, и затем данная информация доводится до образовательных организаций, после чего до начала учебного года (или в течение первого месяца) технологии закупаются и вводятся в действие.
Вторая обязательная составляющая — процесс финансирования оснащенности организаций. Возможна конкретизация процента от совокупных расходов образовательного учреждения на образовательный процесс, либо необходимо изначально заложить в систему нормативно-подушевого финансирования данные затраты, в этом случае позиция персонифицированности будет однозначно соблюдена. Возможно создание как на государственном уровне, так и на коммерческой основе, специализированных агентств, способных оказать помощь как в плане разработки объективных нововведений, так и в плане воплощения их в жизнь.
Следующая обозначенная государством проблема — разница в доходах граждан, не позволяющая получить образовательные услуги всем и в полном объеме3. Сегодня уже существуют механизмы образовательного кредитования, субсидирования государством части затрат на образование для определенных категорий населения. В качестве примера, можно привести активно предоставляемую Сберегательным банком РФ программу образовательного кредитования в сравнении с предложениями других банков РФ4 (таблица 2).
3 Официальный сайт Россельхозбанка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rshb.ru/ (дата обращения: 05.01.2015).
4 Официальный сайт Сбербанка РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/moscow/ru/ person/ (дата обращения: 05.01.2015); Официальный сайт Россельхозбанка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rshb.ru/ (дата обращения: 05.01.2015); Официальный сайт Росинтербанка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosinterbank.ru/ (дата обращения: 05.01.2015).
Таблица 2
Программы образовательного кредитования
Наименова ние банка Сумма образовательного кредита Срок кредита % по кредиту, руб. Дополнительно
Сбербанк до 100% стоимости обучения срок обучения, увеличен ный на 10 лет 7,06%* (при ставке рефинансирова ния Банка России равной 8,25%) 3/4 ставки рефинансирования субсидируется государством; обеспечение по кредиту и страхование не требуется
Россельхоз-банк До 350 тыс. рублей До 5 лет От 28% Срок кредита с учетом предоставления отсрочки по погашению основного долга по кредиту - не более 10 лет
Росинтер банк До 1 млн. рублей До 6 лет от 14 до 25% Без обеспечения, на получение высшего образования в РФ
Количество банков, предлагающих целевые образовательные кредиты, значительно снизилось сейчас в сравнении с предыдущими годами. В большей степени эта тенденция объясняется двумя составляющими: низким спросом со стороны потенциальных заемщиков в данном сегменте, а также наличием иной формы кредитования потенциальных студентов. Эта форма предполагает взаимодействие конкретного вуза с определенной банковской организацией с формированием определенных условий договора.
Оптимальна также схема полноценного финансирования предприятием новых потенциальных сотрудников, если говорить о высших учебных заведениях. Эта схема объективно способна работать лишь в том случае, если предприятие может четко обозначить свои требования к работнику. Возможна организация предварительного взаимодействия студентов, предположим, третьего курса с потенциальными работодателями, в рамках учебной и производственной практик, и далее — конкурсный индивидуальный отбор будущего работника с оплатой его обучения «под себя». Но эта схема работает лишь «на выходе», выпускников начальной или средней школы в нее «не вписать».
Структура образования
Следующая проблема заключается в реструктуризации существующей системы образования5. Переход на нормативно-подушевое финансирование имеет, однозначно, как плюсы, так и минусы. Основной плюс, следуя законам рынка — бо-
5 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. //
Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru / (дата обращения: 10.02.2013).
лее высокое качество услуги при равных ценах — естественно, привлекает покупателя, спрос на услуги образовательного учреждения повышает долю его финансирования в будущем, создавая соответствующий имидж. Главная проблема состоит в том, что нельзя применять одинаковые нормативы ко всем однотипным образовательным учреждениям, существуют региональные, местные особенности, особенности программ конкретных вузов, прочие условия, и их нельзя унифицировать. Опять-таки необходима разработка детальных, дифференцированных, мобильных критериев, способных сделать данную систему эффективной на практике, а не в отчетах.
Позиция сокращения непрофильных факультетов в высших учебных заведениях также должна быть рассмотрена объективно. Поскольку данная система «непрофильников» функционирует в вузах не год, и даже не пять лет, а гораздо более длительный срок, то необходима оценка качества данных студентов, и крайне велика вероятность, что ряд профильных вузов при проведении подобного сравнительного анализа окажется заведомо в аутсайдерах относительно выпускников-не-профильников определенных, зарекомендовавших себя на рынке труда, вузов. Иллюстрацией может служить ряд вузов, не осуществивших набор студентов на бюджетные места в 2013 и 2014 гг. по определенным направлениям подготовки. В 2014 году более 100 вузов, подчиненных Министерству образования РФ, не набрали студентов на бюджетные места по направлениям: энергетика, металлургия, транспортные средства, строительство. В 2013 году произошел недобор бюджетников в 15 вузах. Список специальностей-аутсайдеров: «Педагогическое образование», «Физико-ма-
тематические науки», «Химическая техника и биотехнологии» [5].
Так есть ли необходимость ломать эффективно работающую систему или просто нужно заменить вышедшие из строя детали этой системы?
Системы контроля качества образования
Следующая составляющая — необходимость создания независимых систем контроля качества образования6. Это проблема, остро стоящая сегодня в образовании. С одной стороны, необходима оценка специалистов, способных «увидеть» недостатки, то есть тех, кто сам осуществляет образовательную деятельность и имеет возможность не со стороны судить о качестве процессов. С другой стороны, выделяя из числа участников процесса обучения экспертов, общество тем самым создает некую «касту», обладающую особыми привилегиями и бонусами — способностью навязывать свои условия учебному учреждению при проверках, возможностью лоббировать свои интересы в данном учебном заведении. Как устранить подобные противоречия? Во-первых, осуществлять независимый контроль в сфере образования действительно должны те, кто непрерывно работает в данной среде. Вполне объективным будет проведение выборки штата проверяющих из числа самих учителей, преподавателей путем открытого голосования того же преподавательского (учительского) коллектива, с ежегодной заменой проверяющего состава. Причем каждый вуз (школа, колледж) должны представить одного (двух, трех) кандидатов. Разработанные критерии отбора кандидатов должны четко подтверждать уровень квалификации данного специалиста. Необходимо обеспечить публичность и прозрачность подобных мероприятий. Для того чтобы не возникало разночтений по поводу соответствия или несоответствия вуза (школы, колледжа) требованиям проверяющих, эти требования должны быть не только однозначно трактуемыми и законодательно обоснованными, необходимо ввести единые образцы документации (существует же унифицированный бухгалтерский баланс и декларации о доходах), например шаблон рабочей программы или отчета о научной деятельности. Тогда многие вопросы об отсутствии или наличии соблюдения требований отпадут еще
6 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru / (дата обращения: 10.02.2013).
до осуществления контрольных мероприятий. Необходимо убрать размытость, дающую возможность существования административных, финансовых и коррупционных лазеек для всех участников данных событий.
Сетевые формы организации
Реструктуризация сети образовательных организаций, естественно, необходима. Но есть ли смысл объединять высшую школу с детским садом? Способна ли система столь непрерывного образования обеспечить наличие качественного специалиста на выходе? Сомнительно. Обеспечение в рамках средней (высшей) школы возможностей быстрого реагирования на изменяющиеся условия рынка — да, эта задача давно актуальна. Укрупнение масштаба есть всегда потеря деталей, а в данном случае необходима именно многосторонняя детализация и конкретизация учебного процесса, причем, не со стороны в геометрической прогрессии растущего количества отчетов за каждый шаг, что происходит сегодня. Учитель младших классов, например, напрочь утрачивает возможность внеурочного личного контакта с подопечными и их родителями, выполняя навязанные ему обязанности по заполнению заданий в электронном журнале, подготовке массы отчетов о завтраках, обедах, предоставлении детализированных планов каждого урока и пр. Не говоря уже о стандартных проверках рабочих тетрадей детей и подготовке к занятиям. Необходимо либо разграничить канцелярскую и педагогическую деятельность, либо сводить первую к необходимому минимуму. Иначе в отчетах скоро будет потерян сам процесс обучения.
Иной подход в данном случае был бы, вероятно, более уместен. Сетевая форма реализации различных образовательных программ, предполагающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дает возможность консолидировать свою деятельность для достижения наиболее предпочтительного результата (а этим результатом является выпускник высшей школы, обладающий качествами, умениями и навыками, «покупаемыми» на рынке труда)7. Государственная програм-
7 Федеральный закон Российской Федерации от 29 де-
кабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.garant. ги/70291362/ (дата обращения: 10.02.2013).
ма города Москвы на среднесрочный период (2012—2016 гг.)«Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» прямо указывает на возможность повышения качества общего образования, обеспечение возможности индивидуализации образовательных траекторий, реализацию программ профильного обучения в старших классах во всех районах города Москвы. Профильное обучение на сегодняшний день предусматривает два наиболее приемлемых сценария с точки зрения дальнейшей результативности процесса. Первый вариант основан на углубленном изучении нескольких дисциплин, рассматриваемых вузом в качестве приоритетных при поступлении на то или иное направление. При этом сценарии преподавание дисциплин может осуществляться как преподавателями института-партнера, так и преподавателями самой средней школы, где функционируют данные профильные классы. Участие вуза заключается, как правило, в предоставлении методической и информационной поддержки. Следующий вариант более интересен для участников сети. Он предполагает включение в учебный план школы ряда дисциплин, входящих в учебный план вуза-партнера. Этот вариант максимизирует возможность привлечения обучающихся в данном профильном классе в вуз-партнер и параллельно дает возможность школьникам получить определенные конкретные знания и умения в рамках потенциально выбранной специальности.
Расширение ассортимента образовательных программ
Создание дополнительных программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации8 — это оптимальный путь, при достойном качестве услуги способный вывести учебное заведение на конкурентоспособный уровень. Опять-таки необходимо свести к минимуму бумажно-поэтапно-барьерные заграждения, стоящие перед руководителями учреждений образования. Упрощение процедуры введения новой услуги возможно за счет создания специализированных служб маркетинга в сфере образования, способных помочь учреждению принять решение о целесообразности введения новой услуги для населения, поскольку иметь отдельного
8 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. //
Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru/ru / (дата
обращения: 10.02.2013).
маркетолога или инвестиционного аналитика при каждой школе явно нецелесообразно. Введение попечительских и наблюдательных советов способно повысить действенность контроля за расходованием средств образовательных учреждений, но в том, что касается снижения инвестиционных рисков, это вопрос спорного порядка, потому что наблюдательный совет не обладает навыками финансового аналитика, способного оценить степень риска и найти оптимальные пути его минимизации.
Качество работы преподавателя
Разработка эффективной системы оценки качества деятельности преподавателей 9 также должна претерпеть серьезные изменения: во-первых, она должна утратить налет «местничества», то есть разрабатывать критерии и одновременно оценивать их выполнение в одном флаконе в рамках учебного учреждения, абсурдно. Получается игра «оцени себя сам». И, естественно, логична субъективность оценки в данном случае, так как велика вероятность выборочного применения критериев под определенный, узко ограниченный, приближенный, круг. Указанные критерии должны быть разработаны централизованно, должны пройти публичное обсуждение и быть приняты открытым голосованием в среде преподавателей. Только тогда эта система будет прозрачна и объективна.
Образовательные учреждения с разными формами финансирования
Еще одной очевидной проблемой является выравнивание условий хозяйствования для государственных и негосударственных учебных заведений. Естественным является функционирование общей системы контроля качества оказываемых образовательных услуг, но первоначальные условия были далеко не равны, и сейчас ситуация усугубляется, начиная от стоимости аренды помещений и заканчивая возможностью получения бюджетных мест для негосударственных вузов. На основании рейтингов вузов необходимо квотировать бюджетные места, а не «раздавать» их по остаточному принципу. Предлагается проведение мониторинга действующих сегодня негосудар-
9 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru/ru / (дата обращения: 10.02.2013).
ственных учебных заведений на предмет выявления их конкурентоспособности, и, оставив на рынке некоммерческие учреждения образования, способные по всем параметрам конкурировать с государственными, обеспечить им равные условия хозяйствования. Не секрет, что в рейтингах ведущих российских вузов очень мало негосударственных учреждений10, а многие работодатели настаивают на наличии у потенциального работника высшего образования, полученного в некоммерческом вузе на бесплатной основе. Найти более высокооплачиваемую работу по специальности сегодня могут выпускники крупных, преимущественно технических, университетов, специализированных отраслевых вузов (нефтяная, газовая промышленность и пр.), а также региональных образовательных центров, с которыми у бизнеса налажены длительные и взаимовыгодные связи [1].
Социально-культурная среда
Согласно критериям, разработанным «Деловой Россией», отбор молодых специалистов осуществляется по следующим параметрам:
- умение поставить задачу и решить ее;
- присутствие профессиональных теоретических и практических навыков;
- личные качества;
10 Рейтинг российских вузов // Официальный сайт международной информационной группы «Интерфакс».
- наличие опыта работы и знание конкретных принципов работы;
- место и результаты обучения студента [1].
То есть сам по себе вуз не может выступать
эталоном «качества» его выпускника, хотя и является его неизбежной составляющей. На основе анализа соответствия выпускников образовательных организаций потребностям рынка можно сделать вывод о том, что решение этой актуальной задачи зависит не только от умения «заработать» деньги, которые, как известно, теперь повсеместно «идут за обучающимс», но и от умения эффективно эти деньги использовать на цели качественного обучения, создания имиджа вуза, привлечения достойных специалистов, организации взаимодействия с работодателями и обслуживающими учреждение структурами, то есть обеспечения достойного позиционирования своей организации на современном рынке образовательных услуг.
Кроме всего вышеизложенного, нельзя минимизировать общественное мнение как важнейший индикатор социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющийся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях. Проведенное 22—25 августа 2014 г. аналитическим центром Юрия Левады («Левада-Центр») исследование, посвященное оценке россиянами качества российского образования, показало следующие результаты (таблица 3) [2].
Таблица 3
результаты исследования, посвященного оценке россиянами качества российского образования
Год Образование значительно улучшилось,% Образование несколько улучшилось,% Образование не изменилось,% Образование несколько ухудшилось,% Образование значительно ухудшилось,% Затруднились ответить,%
2014 2 12 47 17 10 12
2013 1 8 41 27 10 12
2012 1 11 43 23 9 13
2011 1 10 34 23 14 18
2010 1 11 38 21 9 21
2009 1 9 35 20 9 26
2008 4 19 47 15 5 10
2007 2 20 45 15 6 13
2006 3 17 44 15 7 14
2005 3 13 37 21 13 13
Только 14% опрошенных отметили улучшение качества работы системы образования. Неудовлетворенность системой образования в России сохраняется среди 55% населения. Выросло количество нейтральных оценок респондентов, считающих, что ничего «не изменилось».
Выводы по результатам исследования
Современные изменения мирового хозяйствования, системные кризисы, стагнация экономики, породили ряд нововведений в механизмах управления организациями, систематизации рабочих мест. Неизбежность появления инновационных технологий, требующих квалифицированного управления ими, неразрывно связана с системой образования. Выпускники вуза должны выходить на рынки труда не только знающими специалистами, но и способными выполнять поставленные задачи на основе творческого подхода к решению проблем, с применением новейших технологий, а также профессиональных навыков и умений. Способность выжить отдельному индивидууму в высококонкурентной борьбе на рынке труда
должен привить именно вуз, обладающий всеми необходимыми составляющими собственной успешности на образовательном рынке. Возможным будет являться создание конгломератов, объединивших на постоянной основе учреждения среднего, высшего, дополнительного профессионального образования с объединениями работодателей, при наличии непосредственной взаимосвязи по стратегическим, экономическим, правовым, нормативным, информационным, методологическим составляющим механизма хозяйствования. Это даст возможность:
- детально конкретизировать требования работодателя к будущим сотрудникам;
- обеспечить наличие в вузе практикоориен-тированого опыта и непрерывности взаимосвязей «обучающийся-работодатель»;
- предоставить возможность избежать переизбытка и недостатка в кадрах разноориентиро-ванной направленности;
- обеспечить создание инновационнных технологий, востребованных рынком;
- обеспечить самодостаточность и саморазвитие созданной структуры.
Литература
1. Выпускников каких вузов уважают работодатели // Интернет-портал «Карьера в режиме реального времени» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://careerrussia.ru:8080/about/http://careerrussia.ru:8080/detail_new. php? ГО=3998(дата обращения: 09.02.2013).
2. Исследование Левада-Центра: Россияне о системе образования в 2014 г. Информационно-аналитический портал Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2014/09/18/6883 (дата обращения: 05.01.2015).
3. Колпакова Г. М. Модель постэкономического механизма хозяйствования: монография. М.: МГОУ, 2012. С. 12-16.
4. Методика расчета рейтинга THE WORLD UNIVERSITY RANKINGS Официальный сайт издания Times Higher Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.timeshighereducation.co.uk (дата обращения: 03.01.2015).
5. Около 100 вузов не смогли набрать абитуриентов на бюджетные места // Образовательный портал Examen.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/news/15799 (дата обращения: 04.01.2015).
6. Киреенкова З.А. Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 3. С. 28-33.
7. Коршунов В. В. Культура России в системе экономических ценностей. В сборнике: Фундаментальные проблемы культурологии в 4-х томах. Санкт-Петербург, 2008. С. 348-358.
8. Fedulin A.A., Sakharchuk E. S., Ilkevich S. V. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm.- World Applied Sciences Journal. 2014. T. 30. N 30. C. 80-81.
problems of education development in Russia and solutions
Evdokimova Yulia Viktorovna, PhD (Cand. Sc.) in Philosophy, Associate Professor, [email protected], Deputy Director of the Institute of Tourism and Hospitality (branch, Moscow), Russian State University of Tourism and Service, Russian Federation
The article describes and analyzes the methodology of rating institutions of higher education according to the Times Higher Education. The most significant indicators are the total citation of scientific publications, scientific reputation of the university in certain areas and academic reputation of each higher educational institution, including research activities and the quality of education. Analyzed are programs of educational crediting of leading Russian banks. The main problems of education in Russia: insufficient equipment of educational institutions, the need for restructuring and the creation of an independent quality control, alignment of business conditions for state and non-state institutions. The possible solutions to these problems are suggested. They are attributed the development of specific criteria for equipment institutions, differentiated by the type of educational organizations and their activities. As part of financing of equipment organizations is making the cost of equipping of educational institutions according to normative per capita funding. Considered are positive and negative effects of restructuring of educational institutions. In particular, globalization different levels of education institutions. Identified are obligatory components of independent quality control systems of education. The criteria by which subsequently will be monitored the quality of education should be developed centrally, go through public debate and be adopted by an open vote among teachers, that is, direct executors. Analyzed and summarized the results of public opinions about the quality of education in Russia. Revealed is dissatisfaction with the education system in Russia by a large percentage of the respondents. The options of the implementation of network forms of education with the creation of specialized classes in the third stage of secondary school are stressed: in-depth study of certain basic general subjects, or an introduction to the core curriculum subjects of specific areas of training for bachelors.
Keywords: quality of education, educational institution, restructuring of educational institutions, equipping educational institutions, ranking of universities, educational services, quality control system in education
References
1. Vypusknikov kakikh vuzov uvazhaiut rabotodateli [Graduates of what universities are respected by employers] // Internetportal «Kar'era v rezhime real'nogo vremeni». careerrussia.ru:8080/about Available at: http://www. careerrussia.ru:8080/ detail_new.php? ID=3998 [Accessed on February 9, 2013].
2. Issledovanie Levada-Tsentra: Rossiiane o sisteme obrazovaniia v 2014 g.
Informatsionno-analiticheskii portal Tsentr gumanitarnykh tekhnologii [Investigation of the Levada Center: Russians about the education system in 2014
Informational and analytical portal Centre for Humanitarian Technologies]. Available at: http://www.gtmarket.ru/ news/2014/09/18/6883 [Accessed on January 5, 2015].
3. Kolpakova, G. M. Model' postekonomicheskogo mekhanizma khoziaistvovaniia: monografiia [Model of post-economic mechanism of economic management: a monograph]. M.: MGOU, 2012. pp. 12—16.
4. Metodika rascheta reitinga [Method of calculating the ranking] THE WORLD UNIVERSITY RANKINGS Official site of izdaniia Times Higher Education Available at: http://www timeshighereducation.co.uk [Accessed on January 3, 2015].
5. Okolo 100 vuzov ne smogli nabrat' abiturientov na biudzhetnye mesta [About 100 universities were not able to collect students on budgetary places] // The educational portal Examen.ru. Available at: http://www.examen.ru/main2/news_ and_articles/news/15799 [Accessed on January 4, 2015].
6. Kireenkova, Z. A. Uchebnye navyki kak instrument i sredstvo razvitiia professional'noi kompetentsii [Study skills as a tool and means of development of professional competence] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Sevice Association Bulletin]. 2011. № 3. pp. 28—33.
7. Kortunov, V. V. Kul'tura Rossii v sisteme ekonomicheskikh tsennostei [Culture of Russia in the system of of economic values]. V sbornike: Fundamental'nye problemy kul'turologii v 4-kh tomakh [Fundamental problems of cultural studies in 4 volumes]. Sankt-Peterburg, 2008. pp. 348-358.
8. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S. V. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm. World Applied Sciences Journal. 2014. T. 30. № 30. pp. 80-81.