Научная статья на тему 'Технологии высшего образования социума в рамках перехода от традиционных к дистанционным'

Технологии высшего образования социума в рамках перехода от традиционных к дистанционным Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATION SYSTEM / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA PROGRAMS / DIRECT AND FEEDBACK BETWEEN THE PARTICIPANTS OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / INFORMATION AND ANALYTICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаев Виктор Васильевич, Дейкова Татьяна Николаевна

В системе высшего образования России в 21 веке начался переход многих ВУЗов страны от традиционных к дистанционным технологиям обучения. Дистанционные технологии расширяют возможности получения высшего образования, делая его более доступным и дешевым. В то же время есть и проблемы как с их внедрением, обусловленные проблемами информационной грамотности, так и с несогласием части общества с желательность их внедрения. Руководством России поставлена задача выполнения перехода к новым технологиям, опираясь на информационные возможности ВУЗов и учитывая требования современного рынка. Эффективность обучения на расстоянии зависит от: эффективного взаимодействия педагога и студента; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их использования; эффективности обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батаев Виктор Васильевич, Дейкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY HIGHER EDUCATION SOCIETY IN THE TRANSITION FROM TRADITIONAL TO REMOTE

In the higher education system of Russia in the 21st century began the transition of many Universities in the country from traditional to distance learning technologies. Distance learning technologies are expanding opportunities for higher education, making it more affordable and affordable. At the same time, there are problems with their implementation, due to the problems of information literacy, and with the disagreement of the society with the desirability of their implementation. The Russian leadership has set the task of implementing the transition to new technologies, based on the information capabilities of Universities and taking into account the requirements of the modern market. The effectiveness of distance learning depends on: the effective interaction of the teacher and the student; the pedagogical technologies used in this case; the effectiveness of the developed methodological materials and methods of their use; the effectiveness of feedback.

Текст научной работы на тему «Технологии высшего образования социума в рамках перехода от традиционных к дистанционным»

Литература:

1. Баканов М.В., Караваев А.В., Титлов А.Ю. К новым контурам повышения качества в системе непрерывного профессионального образования в России // Проблемы современного педагогического образования - 2017. № 57-10. С. 56-66.

2. Егорова М.В. Особенности функционирования инновационного кластера в регионе // Российское предпринимательство. - 2007. - Том 8. - № 7. - С. 19-24.

3. Караваев А.В., Баканов М.В., Титлов А.Ю. Проблема внедрения инноваций в спорте как способ реализации физкультурно-спортивного движения в московской области // 13 Всероссийская научно-практическая конференция памяти И.П. Башкатова. Коломна, 2013, с. 297-303

4. Назаркин П.Д. Инновационный кластер как инструмент модернизации национальной экономики // Креативная экономика. - 2013. - Том 7. - № 4. - С. 101-108.

5. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 496 с. Porter, M.E. Konkurencia / M.E. Porter. — M.: Izdatelskij dom «Williams», 2001. — 496 p.

6. Титлов А.Ю., Караваев А.В., Баканов М.В Организационно-нормативное обеспечение деятельности менеджера по физической культуре, спорту и туризму // Учебно-справочное пособие для студентов факультетов физической культуры и спорта региональных вузов / Коломна, 2012. (2-е издание, исправленное и дополненное).

7. Kellett, P., Russell, R. A comparison between mainstream and action sport industries in Australia: A case study of the skateboarding cluster // Sport Management Review, 12 (2), 2009. — P. 66-78

Педагогика

УДК: 378

кандидат социологических наук, доцент Батаев Виктор Васильевич

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург); кандидат химических наук, доцент Дейкова Татьяна Николаевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)

ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИУМА В РАМКАХ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННЫХ К ДИСТАНЦИОННЫМ

Аннотация. В системе высшего образования России в 21 веке начался переход многих ВУЗов страны от традиционных к дистанционным технологиям обучения. Дистанционные технологии расширяют возможности получения высшего образования, делая его более доступным и дешевым. В то же время есть и проблемы как с их внедрением, обусловленные проблемами информационной грамотности, так и с несогласием части общества с желательность их внедрения. Руководством России поставлена задача выполнения перехода к новым технологиям, опираясь на информационные возможности ВУЗов и учитывая требования современного рынка. Эффективность обучения на расстоянии зависит от: эффективного взаимодействия педагога и студента; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их использования; эффективности обратной связи.

Ключевые слова: система образования, дистанционные образовательные технологии, мультимедийные программы, прямая и обратная связи между участниками педагогического процесса, информационно-аналитическая компетентность.

Annotation. In the higher education system of Russia in the 21st century began the transition of many Universities in the country from traditional to distance learning technologies. Distance learning technologies are expanding opportunities for higher education, making it more affordable and affordable. At the same time, there are problems with their implementation, due to the problems of information literacy, and with the disagreement of the society with the desirability of their implementation. The Russian leadership has set the task of implementing the transition to new technologies, based on the information capabilities of Universities and taking into account the requirements of the modern market. The effectiveness of distance learning depends on: the effective interaction of the teacher and the student; the pedagogical technologies used in this case; the effectiveness of the developed methodological materials and methods of their use; the effectiveness of feedback.

Keywords: education system, distance learning technologies, multimedia programs, direct and feedback between the participants of the pedagogical process, information and analytical competence.

Введение. Система образования в России неоднократно изменялась в связи с изменениями социальных систем, в которых она функционируют. Опираясь на терминологию теории катастроф выскажем мнение, что система образования в нашей стране в процессе функционирования страны, как системы, прошла несколько точек «бифуркаций» - смен парадигм образования: 1) классическая педагогика (начало XX века); 2) теория коммунистического воспитания «советского человека» (30-80-е годы ХХ века); теория образования в формализованной личностно ориентированной педагогике (конец ХХ - начало XXI века).

Данные изменения проводились в соответствии с политическими и экономическими требованиями правящих кругов страны. Каждая из указанных парадигм детерминировала превалирующие теоретические концепции, методы обучения и воспитания, корректировала нормы педагогической деятельности.

В рамках смены данных парадигм изменялись средства воспитания и технологии обучения, корректировались параметры модели выпускника и личности, видоизменялись методы ее психолого-педагогического изучения, появлялись новые формы управления образованием. Так в течение нескольких десятков лет система образования развивалась в «социалистической системе», которая, по мнению ряда отечественных мыслителей [1], явилась высшей стадией развития педагогики. Система накопила свой опыт, который содержит как немало достижений, так и много ошибок.

При этом в каждой точке «бифуркации» в социуме появлялась потребность критически оценить систему образования и наметить основы ее перестройки, порождающие дальнейшие «флуктуации» системы образования.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к недавней истории системы образования. В 80-90-е годы ХХ века обнаружились признаки кризиса образования, по мнению Степанова В.И. [2], к которым правомочно отнести: 1) преобладание валового количественного подхода в подготовке специалистов; 2) ослабление стимулов к образованию; 3) спад интереса школьников и студентов к учебе; 4) формализм в воспитательной работе; 5) закостенелость форм и методов обучения; 6) отсутствие «человековедческой» подготовки.

Эти недостатки системы образования, в условиях смены в России правящего режима в 1991-1993 годах, привели ее к глобальному реформированию, в рамках которого усилились планетарные тенденции в образовании как положительной, так и отрицательной направленности, главной идеей образовательного процесса выступила идея гармонического развития. При этом понятие «гармонии» отталкивалось от потребностей и желаний «общества потребления».

Именно в этот момент компьютер и интернет, как средство обучения становится массовым и начинается процесс компьютеризации образования, затем переросший в процесс информатизации образования, породивший начало активной методической и научно-исследовательской работе по проблемам информатизации социума, технического перевооружения образовательного пространства, включая появление союза педагога и учащегося в процессе информационного взаимодействия. Большой вклад в развития данного направления в России внесли Е.Л. Велихов, В.М. Глушков, А.Л. Ершов, Г.А. Звенигородский, A.A. Кузнецов, В.М. Монахов, В.Г. Разумовский. Психолого-педагогические проблемы информатизации образования, заложившие методологические основы использования информационных технологий в учебном процессе исследовали В.П. Беспалько, Б.Г. Гершунский, В.В. Давыдов, В.А. Извозчиков, В.В. Лаптев, Е.Й. Машбиц и другие [3].

По результат работы выше перечисленных авторов были выделены основыные направления внедрения информационных технологий в образовательный процесс: средства обучения; инструмент познания; средства развития личности; объект изучения; средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом; средства коммуникаций; автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности; средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента; средства развивающего досуга [4].

Однако эффективность процессов обучения и воспитания первоначально не изменилась. Это произошло из за того, что информатизация не затронула инфраструктуру системы образования. Невозможность реализации идеи компьютеризации образования в тот период объясняется словами, высказанными американским ученым Ф.Г. Кумбсом: «Нельзя требовать от системы образования делать то, что еще не готово делать само общество и его правительство». «Образование не может выполнить свою работу по перестройке общества», оно «само является продуктом общества». Образование продолжало оставаться «традиционным», а компьютеры стали лишь средством поиска и апробирования способов познавательной деятельности, они только создавали ограниченные возможности для расширения учебных коммуникаций.

В настоящее время процессы информатизации набирают обороты, фактически закончена компьютеризация образования, под которой нами понимается оснащение учебных заведений техническими средствами.

Как результат - в активную фазу сейчас вступил процесс поиска путей эффективного использования компьютерной техники: с одной стороны разработка многочисленных обучающих систем и введения инновационных методов обучения на основе информационно-коммуникационных технологий. На основе анализа работ А.Я. Ваграменко, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, А.М. Новиков, И.В. Роберт, Н.И. Пак, и др. мы видим, что бурное развитие информационных сетевых технологий, предоставило техническую и экономическую возможность для подключения большинства пользователей к всемирной сети Интернет, которая является информационной базой современного развития социума и послужило катализатором для развития новых форм образования, к которым можно отнести дистанционное обучение [4].

Теоретико-методологическую основу дистанционного обучения составили работы Т.А. Васильковой,

A.Д. Иванникова, В.П. Кулагина, Д.В. Куракина, К.Г. Кязимова, П.Н. Новикова, В.В. Попова,

B.И.Солдаткина, В.И.Тихомирова, А.В. Хорошилова, посвященные развитию дистанционных образовательных технологий (далее по тексту - «ДОТ») в России.

Отметим, что первоначала дистанционного обучения составили работы начала 20-х годов, когда широко внедрялась в практику идея программированного обучения американца Берреса Фредерик Скиннера. Б. Скиннер и его последователи П. Блум, Р. Ганье [5], которые утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена на язык «знаний, умений и навыков», которыми следует овладеть в процессе образования и поэтому концентрировали свои усилия, прежде всего, на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу на основе индивидуализации и дифференциации образования.

Дифференциация подразумевала учебное взаимодействие в разных возрастных группах, кооперацию субъектов образовательного процесса. Дифферециация основывалась на самооценке учащихся по результатам своей учебной работы; культивировании процессов самообучения и самопроверки учебной работы, освоение учебного материала в соответствии с индивидуальным темпом развития; с учётом интересов и склонностей.

Дистанционное обучение - это бурно развивающаяся во всем мире, в том числе и в России, форма обучения, реализация которой основана на доступности использования программ мультимедиа на всех этапах обучения по средством сети Интернет [6].

В практике дистанционного образования, которое развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить два подхода к декомпозиции форм и методов дистанционного обучения: 1) технологический способ, согласно которому выделены: кейс-технология, TV-технология, сетевая технология; 2) ролевое взаимодействие участников образовательного процесса (В.В. Лукин, И.В. Роберт, Е.С. Полат и др.).

Сетевое дистанционное обучение через Интернет обеспечило возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного заведения, студентами и администрацией и реализует все формы ролевого взаимодействия. В связи с доступностью

ресурсов сети Интернет такие системы стали неотъемлемой частью образования различного уровня (и в 1-ю очередь доступного, т.е. дешевого) во всем мире.

По мнению отечественного ученого Е.С. Полат [7] положительный результат обучения на расстоянии зависит от следующих составляющих: 1) продуктивного взаимодействия всех субъектов обучения; 2) применяемых в процессе обучения педагогических технологий; 3) грамотно разработанных методических материалов и способов их применения; 4) наличия эффективной обратной связи.

Т.е. результативность дистанционного обучения в значительной мере зависят от выбора достаточно эффективных форм организации (технических и организационных), качества используемых учебно-методических материалов, педагогических технологий, а также достаточной как общей, так и информационной компетентности педагогов, участвующих в этом процессе.

Современные ДОТ предоставляют достаточные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. При этом на первый план в системе дистанционного обучения сегодня выходят две проблемы: первая - создание соответствующей информационной среды и ресурсное обеспечение самостоятельной работы обучаемых и вторая - разработка и унификация педагогических и предметно-ориентированных технологий. Проблемы эти взаимосвязаны, поскольку без формирования информационно-образовательной среды, которая предусматривает постепенное создание и наращивание информационной базы, включающей в себя электронные учебники и учебные пособия, методические указания, электронные каталоги, проблемно-ориентированные текстовые базы данных, и предоставление свободного выхода в Интернет для осуществления информационного поиска не возможен дистанционный процесс обучения, а значит и реализация его педагогических технологий.

Осмысление проблемной ситуации с пониманием роли дистанционных образовательных технологий в условиях инновационного характера образовательной среды актуализирует выбор направления исследования и решаемые задачи, которое формально связывают с решением задач фундаментализации образования и востребованности знаний для российского социума.

ДОТ, основанные на опосредованном информационном взаимодействии людей между собой, представляет сложный вид социально ориентированных взаимосвязей, включающий технический, психологический, педагогический и другие аспекты.

Социальные последствия этого феномена не продуманы полностью, однако учеными, отмечаются ряд отрицательных и положительных его стороны [2]. В то же время отметим, что даже без просчета последствий уже в начале XXI века начался переход к данному образовательному процессу. Так, по данным Министерства образования РФ в 2000 г. в системе высшего образования учились по дистанционной форме более 200 тысяч студентов России в более чем 20 вузах страны. Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 тысяч студентов [8].

К отрицательным аспектам ДОТ относят: угроза роста отчуждения между людьми, отсутствия личностных контактов, и, как следствие, неспособности человека к адекватным общественным взаимодействиям, резкое понижение социальной и физической активности, в целом более низкое качество освоения студентами знаний и умений; к положительным: вариативность представления учебного материала, многомерность траекторий получения образования, непрерывность образовательного процесса и его экономичность (последнее приводит к резкому удешевлению, и как результат - к появлению феномена «образование для бедных»).

Появление ДОТ актуализирует разработку современных концепций обучения, поддерживающих этот процесс, и стимулирует научный поиск путей их эффективной реализации в высшей профессиональной школе.

Однако, несмотря на то, что реализация возможностей ДОТ принципиально изменяет учебный процесс, корректирует личность студента и педагога, позволяет реализовать педагогический потенциал информационных ресурсов, общая ситуация в России такова, что в высшем образовании пока господствует традиционный подход со всеми присущими ему плюсами и минусами. Он, как правило, достаточно дорог, в особенности если на 1-го педагога приходится 10-15 слушателей очной формы обучения. А это, с точки зрения отечественного руководства, нежелательно в отношении бедных и средних слове России («дорогое обучение» - привилегия элиты и богатых), имеют недостатки в дидактическом обеспечении, связанные с отставанием содержания учебно-методической литературы от запросов современности, слабым проявлением самостоятельности студентов при освоении знаний и т. д.

В нашем ВУЗе так же реализуются образовательный процесс с применением дистанционных технологий. На кафедре безопасности жизнедеятельности и физической культуры разработан дистанционный курс по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности», который впервые был частично запущен в 2019-20 учебном году. Данная дисциплина читается на всех направлениях подготовки бакалавров на 2 курсе как очной, так и заочной формы обучения. В основном преподавание происходит в традиционной форме.

При работе со студентами факультета спорта и безопасности жизнедеятельности, нами был проведен эксперимент по внедрению ДОТ. На втором курсе факультета обучаются 2 группы студентов заочной формы по направлению «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» и 2 группы по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», всего 72 человека. От каждого профиля по одной группе проходили освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в традиционной форме и по одной группе полностью в дистанционной форме. После изучения предмета был проведен контроль качества обучения по предмету в виде тестирования. Для того, что бы студент получил по данной дисциплине оценку «5» необходимо правильно выполнить 90-100% заданий, оценку «4» - 80-90%, оценку «3» -70%. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Результаты тестирования показали, что уровень освоения материала по дисциплине практически одинаковый у студентов, обучающихся по традиционной форме и в формате дистанционного обучения. Однако, результаты скорее всего были бы несколько иные, если в качестве промежуточной аттестации использовать не тестовые задания, а классический зачет по билетом с устным ответом.

Таблица 1

Результаты освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Форма обучения Общее количество студентов Количество студентов в %, получивших оценку

«2» «3» «4» «5»

Традиционная 37 12,7 10,8 56,75 29,7

Дистанционная 35 12,8 17,14 51,4 28,57

Выводы. Таким образом, применение ДОТ можно считать достаточно неплохой альтернативой традиционной системе преподавания, однако наиболее оптимальная модель обучения представляет собой совокупность и традиционную и дистанционную формы обучения.

На наш взгляд, система высшего образования России в ближайшем будущем при ее современном руководстве в полной мере включит ДОТ, в рамках которых информационные педагогические технологии позволят обеспечить реализацию педагогического потенциала использования информационных ресурсов в процессе обучения, обеспечат обратную связь между преподавателями и студентами, позволят повысить их информационно-аналитическую компетентность. Как результат - мы будем иметь дешевый, но относительно качественный продукт системы высшего образования - «бакалавр».

Литература:

1. Степанова И.А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 627-630. - URL https://moluch.ru/archive/101/22957/

2. Степанов В.И. Кризис образования в современной России и пути его преодоления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. 11 (152). https://elib.tomsk.ru/purl/1-12029.

3. Шебаниц В.Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 357-359. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1936.

4. Бариева А.А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 228-230. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7414.

5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

6. Аминов И.Б., Ходжаева Д.Ф. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 759-761. - URL https://moluch.ru/archive/101/22998.

7. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полаи. - М.: Издательский центр «Академия»; 2004. - 416 с.

8. The Experience of internet Usage in Education. Analytical Survey. - UNESCO Institute for Information Technologies in Education. - Moscow, 2000. - P. 30.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат филологических наук Бережных Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (г. Иркутск); старший преподаватель Новолодская Наталья Сергеевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается понятие контроля знаний на занятии по иностранному языку как неотъемлемая часть процесса обучения, включая объекты, функции и виды контроля. Подчеркивается необходимость учитывать специфику предмета при осуществлении контроля. Особо подчеркивается, что основным критерием целесообразности контроля является его эффективность, при этом эффективный контроль должен соответствовать методическим и дидактическим требования обучения. В статье также приводятся рекомендации по повышению уровня эффективности индивидуального и группового контроля. Ключевые слова: контроль, объекты контроля, функции контроля, виды контроля, иностранный язык. Annotation. The article discusses the concept of knowledge control at foreign language lessons as an integral part of the learning process, including objects, functions and types of control. It emphasizes the need to take into account the specifics of the subject when exercising control. It is also emphasized that the main criterion for the appropriateness of control is its effectiveness, while effective control must meet the methodological and didactic training requirements. The article also provides recommendations for improving the level of individual and group control.

Keywords: control, objects of control, control functions, types of control, foreign language.

Введение. На сегодняшний день проблема повышения качества обучения остается актуальной. Качество преподавания иностранного языка зависит от правильной организации и управления учебным процессом. Степень овладения иностранным языком отражается на разных уровнях формирования вербальных навыков, которые, в свою очередь, должны соответствовать требованиям и целям поэтапного обучения. Следует отметить, что нередко практические результаты владения иностранным языком отличаются от планируемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.