Научная статья на тему 'Влияние спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на профессиональное становление студентов вуза'

Влияние спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на профессиональное становление студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВЛИЯНИЕ / МОТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / MASS SPORT / FITNESS ACTIVITIES / INFLUENCE / MOTIVES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Наталия Олеговна

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная деятельность является неотъемлемым компонентом в подготовке специалистов по физической культуре. В статье показан широкий спектр различных форм массового спорта и физкультурно-оздоровительных мероприятий, организуемых в Костромском государственном университете. Анкетирование показало, что такие мероприятия оказывают положительное влияния и обеспечивают развитие у студентов силы воли (90% ответов респондентов), самоорганизации (74%), приобретение новых знаний в области физической культуры и спорта (63%), повышение уровня физкультурно-спортивного совершенствования (54%). На основании результатов анкетирования определены преобладающие мотивы участия в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях свидетельствующие о наличии потенциальных воспитательных возможностей этих мероприятий. Полученные результаты могут рассматриваться, как важный элемент определения путей решения проблем с целью повышения качества подготовки кадров, формирование профессиональных компетенций, будущих специалистов по физической культуре. Результаты исследования могут быть полезны при планировании учебного процесса и организации спортивно-массовой работы студентов профиля «Физическая культура».Mass sports and fitness activities are an integral component in the training of specialists in physical education. The article shows a wide range of different forms of mass sport and fitness events organized at Kostroma State University. The questionnaire showed that such events have a positive impact and ensure the development of students 'willpower (90% of respondents' answers), self-organization (74%), the acquisition of new knowledge in the field of physical culture and sports (63%), and the increase in the level of physical culture and sports improvement (54%). Based on the results of the questionnaire, the prevailing motives for participation in sports and recreational, sports and public events are determined, indicating the presence of potential educational opportunities for these events. The results can be considered as an important element in determining ways to solve problems in order to improve the quality of training, the formation of professional competencies, future specialists in physical education. The results of the study can be useful in planning the educational process and the organization of sports and mass work of students of the profile "Physical Culture".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на профессиональное становление студентов вуза»

REFERENCES

1. Skotnikov, V.F. and Soloviev, V. B. (2019), "To the question of improving the management of the training process of weightlifters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 306-308.

2. Skotnikov, V.F., Smirnov, V.E. and Gromov, V.A. (2019), "Model characteristics of the total volume of the loading over 70% in three groups of weighting athletes of higher qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No.4, pp. 304-306.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.04.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Наталия Олеговна Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской

государственный университет

Аннотация

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная деятельность является неотъемлемым компонентом в подготовке специалистов по физической культуре. В статье показан широкий спектр различных форм массового спорта и физкультурно-оздоровительных мероприятий, организуемых в Костромском государственном университете. Анкетирование показало, что такие мероприятия оказывают положительное влияния и обеспечивают развитие у студентов силы воли (90% ответов респондентов), самоорганизации (74%), приобретение новых знаний в области физической культуры и спорта (63%), повышение уровня физкультурно-спортивного совершенствования (54%). На основании результатов анкетирования определены преобладающие мотивы участия в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях свидетельствующие о наличии потенциальных воспитательных возможностей этих мероприятий. Полученные результаты могут рассматриваться, как важный элемент определения путей решения проблем с целью повышения качества подготовки кадров, формирование профессиональных компетенций, будущих специалистов по физической культуре. Результаты исследования могут быть полезны при планировании учебного процесса и организации спортивно-массовой работы студентов профиля «Физическая культура».

Ключевые слова: массовый спорт, физкультурно-оздоровительные мероприятия, влияние, мотивы, профессиональное становление, студенческая молодежь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p416-420

INFLUENCE OF SPORTS MASS AND PHYSICAL CULTURE AND RECREATION ACTIVITIES ON THE PROFESSIONAL FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Nataliya Olegovna Smirnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kostroma

State University

Abstract

Mass sports and fitness activities are an integral component in the training of specialists in physical education. The article shows a wide range of different forms of mass sport and fitness events organized at Kostroma State University. The questionnaire showed that such events have a positive impact and ensure the development of students 'willpower (90% of respondents' answers), self-organization (74%), the acquisition of new knowledge in the field of physical culture and sports (63%), and the increase in the level of physical culture and sports improvement (54%). Based on the results of the questionnaire, the prevailing motives for participation in sports and recreational, sports and public events are determined, indicating the presence of potential educational opportunities for these events. The results can be considered as an important element in determining ways to solve problems in order to improve the quality of training,

the formation of professional competencies, future specialists in physical education. The results of the study can be useful in planning the educational process and the organization of sports and mass work of students of the profile "Physical Culture".

Keywords: mass sport, fitness activities, influence, motives, professional development, students.

Физическая культура и спорт как значимый социальный феномен охватывает широкий диапазон возможностей ресурсов человека: систему ценностей, образ жизни, личностное развитие формирует стилистическую направленность, «моду» на здоровый образ жизни современной молодежи. В период обучения в вузе двигательная активность студенческой молодежи направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль) -«Физическая культура, безопасность жизнедеятельности» становится доминирующей, что предъявляет высокие требования к физическому и психическому состоянию студента. Кроме того, с момента поступления, в вуз обучающиеся включаются не только в учебную, но и активную общественную деятельность (культурную, творческую, спортивную).

Массовый студенческий спорт нацелен на достижение необходимого уровня физической подготовки, поддержания и сохранения здоровья обучающихся, готовность осознавать значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к ее осуществлению.

По мнению специалистов особого внимания, заслуживают проблемы массового и рекреационного студенческого спорта [3], а также вопросы здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Проблемы качественного образования при подготовке студентов факультетов физической культуры [1], вопросы подготовки кадров [2].

Формами организации физкультурно-спортивной деятельности молодежи являются не только обязательная и элективная дисциплина «Физическая культура и спорт», организуемая в рамках реализации образовательной программы, но и различные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, самостоятельные занятия физическими упражнениями, занятия, организуемые во внеаудиторное время (посещение спортивных секций и клубов). Такие формы работы оказывают положительное влияние и способствуют развитию студенческого спорта, приобретению теоретико-практического опыта, формированию психологических свойств личности, приобщению к здоровому образу жизни, повышению уровня их физической и функциональной подготовленности, формированию необходимых двигательных навыков и умений, стимулируют интерес к дальнейшим занятиям спортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью нашего исследования является необходимость выявить, аспекты влияния и определить значимые мотивы участия в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятиях на профессиональную подготовку будущих специалистов по физической культуре, определить пути решения проблем формирования профессиональных компетенций. В рамках внеаудиторной спортивной деятельности Костромского государственного университета (далее КГУ) организуются различные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия такие, как: спартакиада, спортивно-тематические праздники (квесты), пропагандистские мероприятия, физкультурно-оздоровительные программы (оздоровительно-рекреативная физическая культура, фит-несс, йога и др.). Одной из основных форм спортивно-массовой работы является ежегодно организуемая спартакиада, по различным видам спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, настольный теннис). Участие в различных региональных, областных соревнованиях, спартакиадах: «Зимние спортивные игры на призы губернатора»; «Летняя спартакиада на призы губернатора»; турнир по современному пятиборью (лазер-ран); традиционная легкоатлетическая эстафета «Северная правда». Посещение спортивных секций по видам спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, спортивная акробатика, спортивная гимнастика). Участие в различных спортивно-массовых мероприятиях: Всероссийский день бега «Кросс Нации»; Всероссийская массовая лыж-

ная гонка «Лыжня России»; «Кострома лыжная»; полумарафон «Здорово, Кострома!»; Всероссийские соревнования по конькобежному спорту «Лед надежды нашей».

Различные спортивные праздники также являются одной из крупных форм спортивно-массовых мероприятий для студенческой молодежи КГУ среди них: «Фестиваль ГТО», «А ну-ка парни!», и др.

Важная роль также принадлежит пропагандистским мероприятиям, проводимые с целью информационного обеспечения и пропаганды физической культуры и спорта, основ здорового образа жизни среди молодежи. Такие мероприятия осуществляются через различные формы: освещение спортивных мероприятий в социальных сетях, на официальных сайтах исполнительных органов власти, государственных и муниципальных учреждений; организация массовых пропагандистских спортивных акций («Волна здоровья», «Декада спорта и здоровья», «Олимпийский день», «Зарядка со звездой», «День борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и др.); реализация медиа-плана по пропаганде комплекса «ВФСК ГТО» (интернет-конференции, интервью и т.д.); всероссийский проект «Послы ГТО».

Существенные инновационные преобразования в мировой физической культуре и студенческом спорте, обусловлены значительным расширением форм и методик занятий физическими упражнениями, появлением новых видов спорта, новых форм физической рекреации, физкультурно-оздоровительных программ отечественных и зарубежных ученых [4]. Вследствие чего проявляется интерес, формируется позитивное отношение молодежи к новым видам спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляется желание освоить и попробовать новые виды физкультурной активности, социализироваться, самосовершенствоваться. Такими общедоступными видами физкультурно-оздоровительной двигательной активности могут являться: высокоинтенсивные программы: Bodystep - высокоинтенсивная тренировка с использованием степ-платформы; Functional training (функциональный тренинг) - сочетание функциональной и силовой тренировки; LESMILLS (Лес Миллс) - проработка всех мышечных групп направленная на повышение гибкости и выносливости; Bodycombat - высокоинтенсивная тренировка с элементами аэробики и боевых искусств. Программа «Разумное тело», сочетающая в себе элементы стретчинга, пилатеса и функциональной тренировки. CrossFit (кроссфит) - система общефизической подготовки, состоящая из легкоатлетических упражнений, тяжёлой атлетики, гимнастики. Йога - улучшает физическое и психическое здоровье человека, меняет его сознание. Так перечисленные нами мероприятия призваны, просвещать, информировать, разъяснять, а в дальнейшем применять обучающимися в своей практической и профессиональной деятельности приобретенные знания, умения, навыки. В рамках участия студенты приобретают опыт, который может быть применен в других сферах и видах деятельности, позволяющих приобрести жизненный опыт, опыт межличностных отношений, профессионально самореализоваться.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления влияния представленных нами форм массовой и физкультурно-оздоровительной работы на профессиональное становление будущих специалистов нами было проведено анкетирование студентов 3 курса направления подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура, безопасность жизнедеятельности». Так в рамках исследования обучающихся, нам было важно определить и изучить мотивы участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях: в целях поддержания и укрепления здоровья (83%), поиск новых друзей, единомышленников (67% обучающихся), приобретаю опыт проведения и организации соревнований (50%). Участие в физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивает развитие у студентов силы воли (90% ответов респондентов), самоорганизации (74%), приобретение новых знаний в области физической культуры и спорта (63%), повышение уровня физ-

культурно-спортивного совершенствования (54%) (рисунки 1 и 2).

67%

50%

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

укрепление здоровья поиск новых друзей опыт организации соревновании

Рисунок 1 - Мотивы участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях

120%

90%

74%

63% 54%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

развитие силы воли

самоорганизации приобретение новых знаний повышение уровня

физкультурно-спортивного совершенствования

Рисунок 2 - Влияние физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на профессиональное становление студентов

ВЫВОДЫ

Анализ проведенного нами исследования показал, что такие мероприятия способствуют, саморазвитию, самостоятельности, приобретению навыков группового общения и взаимодействия, получению новых знаний, повышение спортивного мастерства, формированию профессиональных компетенций. Полученные данные, позволяют говорить и о том, что студенты не всегда приобретают достаточно опыта организации и проведения соревнований, так как являются активными участниками соревновательного процесса.

Следует отметить и тот факт, что обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей: трудности участия в конкретном вида спорта (спортивном мероприятии), в рамках освоения учебного плана; недостаточно сформированное желание добиваться новых успехов, самосовершенствоваться.

Преподавательскому составу необходимо вести последовательную работу обучения навыкам самоорганизации досуга, включения в различные инновационные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой направленности, в целях рационального построения спортивной среды и предоставления широкого спектра возможностей для удовлетворения спортивных потребностей.

Возникает потребность в разработке совершенной модели массового студенческого спорта, а также поиску новых форм позволяющих решать задачи физического совершенствования и профессионального становления будущих педагогов.

Организовывать различные совместные проекты и мастер-классы с именитыми спортсменами и тренерами спортивных школ по различным видам спорта. При разработке и реализации данных мероприятий, необходимо предусматривать возможность активного участия большего числа студентов в целях формирования организаторских способностей. Результаты исследования могут быть полезны при планировании учебного процесса и организации спортивно-массовой работы студентов профиля «Физическая культура».

ЛИТЕРАТУРА

1. Баканов, М.В. Основные проблемы качественного образования при подготовке студентов факультетов физической культуры / М.В. Баканов, А.Ю. Титлов, А.А. Нагин // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов : Изд-во «Саратовский источник», 2018. - С. 10-18.

2. Подготовка кадров к организации физкультурно-оздоровительных занятий для людей пожилого возраста в городе Москве / С.В. Ерегина, Н.В. Масягина, К.Н. Тарасенко, Э.А. Зюрин // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 6. - С. 68-71.

3. Лубышева, Л.И. Массовый спорт как основа здоровья нации и будущего процветания России / Л.И. Лубышева, С.Н. Литвиненко // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 52-55.

4. Чурганов, О.А. Организационно педагогические основы физкультурно-спортивной деятельности студентов спортивных вузов // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, 19 февраля 2015 г. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 18-20.

REFERENCES

1. Bakanov, M.V., Titlov, A.Yu. and Nagin, A.A. (2018), "The main problems of quality education in the preparation of students of the faculties of physical education", Topical issues of physical education of youth and student sports: a collection of works of the All-Russian Scientific and Practical Conference, publishing house "Saratov Source", Saratov, pp. 10-18.

2. Eregina, S.V., Masjagina, N.V., Tarasenko, K.N. and Zjurin, E.A. (2019), "Training for the organization of fitness classes for the elderly in the city of Moscow", Vestnik Sportivnoy nauki, No. 6, pp. 68-71.

3. Lubysheva, L.I. and Litvinenko, S.N. (2009), "Mass sport as the basis of the health of the nation and the future prosperity of Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 52-55.

4. Churganov, O.A. (2015), "Organizational and pedagogical foundations of physical education and sports activities of students of sports universities", Physical culture and health of university students: materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 18-20.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.04.2020

УДК 796.332.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ (ФУТЗАЛЕ)

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пётр Борисович Святченко, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купре-

ев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет

(БГТУ) «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург; Александр Валерьевич Масленников, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

На сегодняшний день футзал является одним из самых развивающихся видов спорта в России и во всём мире. Но, как утверждают исследователи, этап совершенствования спортивного мастерства остается ещё недостаточно изученным. Современные исследования подтверждают потребность в поиске новых путей совершенствования технико-тактической подготовленности спортсменов в мини-футболе. Развитие координационных способностей, является одним из таких путей. Целью исследования является повышение эффективности тренировочного процесса, направленного на развитие координационных способностей у спортсменов в мини-футболе в подготовительном периоде. В исследовании приняли участие спортсмены студенческой команды по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.