УДК: 796.062
ОТ КРАЕВЫХ
студенческих спортивных мероприятий до Всемирной Универсиады в Красноярске
Кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России А.Ю. Близневский Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России В.С. Близневская Заслуженный тренер России С.В. Худик Мастер спорта России Е.В. Винникова Сибирский федеральный университет, Красноярск
FROM REGIONAL STUDENT SPORT EVENTS TO WORLD STUDENT GAMES IN KRASNOYARSK A.Yu. Bliznevsky, professor, Ph.D., Honored trainer of the Russian Federation
V.S. Bliznevskaya, professor, Dr.Hab., Honored trainer of the Russian Federation S.V. Khudik, Honored trainer of the Russian Federation E.V. Vinnikova, master of sport of Russia
Siberian federal university, Krasnoyarsk
Key words: Student sport, World Student games, sport club, mass sports managerial activity. Mass physical culture and fitness activity and development of sport in the student environment satisfies the requirements of harmonization of physical and spiritual education, health promotion of young people learning in higher and secondary specialized educational institutions and training of students-athletes for participation in sports competitions of different levels. The purpose of the present study was to make a sociological analysis of managerial solutions, facilitating promotion of the nominee of Krasnoyarsk as a host of the World winter Student games. The application campaign for the right to host the World winter Student games 2019 and the actions related to its organization already changes the students' attitude to physical culture and sport. New capacities of development of sport among youth of the region are being revealed. Students are those who will most actively work in the established headquarters of Student games. They will be the members of the creative and innovation process intended to create the new economy. Student grants, contests, conferences and established mixed teams made of scientists, students, entrepreneurs and public figures to work at single projects of the forthcoming Student games will contribute to active integration of students in the creative process.
Ключевые слова: студенческий спорт, Всемирная Универсиада, спортивный клуб, спортивно-массовая управленческая деятельность.
Массовая физкультурно-оздоровительная деятельность и развитие спорта в студенческой среде соответствуют требованиям гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья молодежи, обучающейся в высших и средних специальных учебных заведениях, и подготовки студентов-спортсменов к участию в спортивных соревнованиях различного уровня. Регулируется развитие студенческого спорта в Российской Федерации федеральными законами: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Изменения, внесенные в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Государственной Думой 17 ноября 2011 г. и одобренные Советом Федерации 29 ноября 2011 г., конкретизируют понятие студенческого спорта. Так студенческий спорт - это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях. Поэтому органы управления физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровне совместно с соответствующими
органами управления в сфере образования и образовательными учреждениями должны не только поддерживать, но и активизировать студенческое спортивное движение.
Цель исследования - провести социологический анализ управленческих решений, способствующих продвижению кандидатуры г. Красноярска в качестве города-организатора Всемирной зимней универсиады.
Результаты исследования и их обсуждение. В Красноярском крае спортивной жизни студентов всегда уделялось достаточно пристальное внимание. После распада добровольного спортивного общества «Буревестник» в регионе встал вопрос о преемственности функций этой организации. Внутривузовская спортивно-физкультурная деятельность развивалась в основном кафедрами физической культуры, самостоятельно или через спортивные клубы. А организацию и проведение межвузовских спортивных мероприятий взял на себя Крайспорткомитет. Благодаря такой вертикали управления студенческим спортивным движением в регионе удалось сохранить большинство развиваемых в вузах края видов спорта. Основное комплексное студенческое спортивное мероприятие - краевые соревнования среди вузов «Универсиада Красноярского края». Для определения динамики развития видов спорта в студенческой среде региона нами были проанализированы статистические показатели количества вузов и числа участников краевых универсиад по видам спорта на протяжении 2001-2010 гг. Так, ежегодно в краевой универсиаде принимали участие от 2200 до 2700 студентов региона. Это зависело не только от числа представленных видов спорта и количества принимаемых в них команд вузов, но и от положений-регламентов по допуску спортсменов к участию в этих соревнованиях.
Для укрепления спортивных традиций, повышения уровня спортивного мастерства и качества учебно-тренировочной работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также определения лучших из них по организации физкультурно-спортивной работы в конце 2008 г. на федеральном уровне был обсужден вопрос о проведении Всероссийских Универсиад по летним и зимним видам спорта. В результате был издан приказ Минспорттуриз-ма России и Минобрнауки России от 02 февраля 2010 г. № 63/89 о проведении I Всероссийской зимней и II Всероссийской летней Универсиад 2010 г.
Для успешного выступления спортсменов ведущего красноярского вуза - Сибирского федерального университета (СФУ) - в этих комплексных спортивных мероприятиях федерального уровня необходимо было не только дополнительно активизировать спортивную подготовку
студентов-спортсменов, но и повысить уровень организации всех направлений физкультурно-спортивной работы в студенческой среде. Здесь определяющую роль играет эффективность управления этим важным аспектом работы, что и обусловило потребность в создании соответствующей новым вызовам структуры спортивного клуба крупного университета. В частности, в СФУ в 2009 г. было аргументировано и принято новое управленческое решение по усовершенствованию работы спортивного клуба (СК) вуза. Он был выведен из непосредственного подчинения кафедры физической культуры и выделен в самостоятельный методический и управленческий орган по развитию студенческого спорта университета. Важность этого направления деятельности вузов связана не только с физическим совершенствованием и оздоровительным эффектом занимающихся [4, 7]. Это мощное средство интеллектуального и духовно-нравственного развития индивида [1, 2, 11]. К тому же трудно переоценить роль физической культуры и спорта в формировании конкурентного ресурса студентов как будущих специалистов [3].
Это позволило активизировать физкультурно-оздоровительную деятельность студентов, преподавателей и сотрудников вуза, с одной стороны, и повысить эффективность подготовки сборных команд университета по видам спорта для участия в спортивных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней -с другой. Наличие нескольких подразделений объясняется большим количеством студентов и преподавателей вуза, так как СФУ образован посредством объединения государственного университета, политехнического университета, инженерно-строительного университета, института цветных металлов и торгового института г. Красноярска. После объединения численность студентов превысила 36 500 чел., преподавателей - 3300 чел., сотрудников - 4700 чел. При этом не только учебные корпуса, но и спортивные объекты оказались территориально рассредоточенными в черте г. Красноярска.
В деятельности СК СФУ было выделено два ключевых направления развития студенческого спортивного движения: организация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов, преподавателей и сотрудников вуза; подготовка сборных команд университета по видам спорта для участия в спортивных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней. Общая организация физкультурно-оздоровительной деятельности возлагалась на двух методистов-инструкторов, непосредственно подчиняющихся председателю СК. Для обеспечения проведения всех запланированных конкурсов, спартакиад, спортивных праздников
и фестивалей кроме 17 штатных работников СК СФУ к организации внеучебной физкультурно-оздоровительной работы были привлечены 108 преподавателей кафедры физической культуры.
Студенческий спорт вуза непосредственно курировали два заместителя председателя СК СФУ, распределив перечень управленческих задач по развитию студенческого спорта. Один заместитель координировал организацию проведения более 30 внутривузовских чемпионатов по видам спорта в течение учебного года: подготовку положений-регламентов, определение сроков и времени использования спортивных объектов университета, вопросы судейства, транспорта, освобождения студентов-спортсменов для участия, подведения итогов. Результатом проведения таких спортивных мероприятий было формирование составов сборных команд университета для представления вуза на краевой и Всероссийской Универсиадах, чемпионатах России среди студентов по видам спорта.
Второй заместитель занимался вопросами представления сборных команд вуза на краевой Универсиаде, проводимой также на протяжении учебного года по 26 из 28 видов спорта. Кроме этого необходимо было решать вопросы командирования этих сборных на соревнования всероссийского и международного уровней. Оба заместителя работали в тесном контакте с тренерами спортивного клуба по видам спорта.
Своевременную подачу информации о проводимых спортивных мероприятиях, достижениях студентов и сотрудников вуза на телевидение, в печать, в информационную службу сайта университета обеспечивал выделенный для этого в штате СК СФУ инструктор-методист.
Таким образом, основное руководство и координацию деятельностью спортивного клуба осуществляли шесть сотрудников структурной модели этого органа: председатель и пять его заместителей. Изменение структуры СК СФУ привело к резкому увеличению числа участников физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в течение учебного года. Номинанта-ми всех конкурсов стали 1058 человек, которые были награждены денежными премиями.
Активизация работы СК СФУ, безусловно, положительно отразилась на развитии студенческого спорта высших достижений, аккумулирующего практически все компоненты физического развития, обладающего большим воспитательно-развивающим потенциалом в системе образования [6, 10]. В частности, для квалифицированных студентов-спортсменов СФУ работали 72 спортивные секции по 32 видам спорта. Более эффективное руководство деятельностью курсов спортивного совершен-
ствования по видам спорта благодаря новой структуре спортивного клуба СФУ и участию студентов вуза в краевых универсиадах способствовали успешной подготовке сборных команд университета по большинству видов спорта, включенных в программы Универсиад. Особенно заметно это отразилось на развитии зимних универсиадных видов спорта. Так, из четырех видов спорта 2-го этапа I Всероссийской зимней Универсиады Сибирский федеральный университет сформировал полноценные команды по трем и вышел в финал этого мероприятия. Здесь сборная команда СФУ выступила практически во всех видах спорта программы, за исключением хоккея, и стала победительницей I Всероссийской зимней Универсиады.
Победе способствовало также своевременно принятое решение о включении с 2009 г. в программу краевой Универсиады горнолыжного спорта и сноуборда. Основная цель инициированного нами включения заключалась в усилении развития этих видов спорта в вузах края, так как они были включены в проект Положения о проведении I Всероссийской зимней Универсиады в 2010 г.
Спустя два года, в 2012 г., СФУ снова стал победителем 2-го этапа и финала II Всероссийской зимней Универсиады.
Учитывая сложившиеся в крае традиции развития студенческого спорта и достижения на всероссийском уровне руководство Красноярского края при поддержке спортивной общественности и специалистов [5, 8, 9] сочло возможным выступить с инициативой подачи заявки на право проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 г. в Красноярске. Данная инициатива была поддержана Президентом РФ, министром спорта, туризма и молодежной политики РФ.
Первый необходимый шаг в управленческой схеме на всероссийском уровне - достижение соглашения с РССС о совместной деятельности по развитию студенческого спорта в Красноярском крае. Такое соглашение с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края о совместной работе по развитию физической культуры и спорта (рамочное соглашение) было заключено 6 декабря 2011 г.
1 сентября 2012 г. РССС направил официальное письмо № Яе! 01-5.2-190 в Р!811 (Международная федерация студенческого спорта) об участии в борьбе за право провести Всемирную зимнюю Универсиаду 2019 г. в г. Красноярске Российской Федерации. Кроме того, осенью 2012 г. было создано Красноярское региональное отделение РССС, в состав которого вошли представители вузов края, представители федераций по видам спорта, работники Министерства образования и науки, Министерства спорта, туризма и моло-
£ л а
■о с
га
^
О (U ■С
Н
дежной политики Красноярского края, курирующие развитие студенческого спорта.
В рамках проведения Эстафеты огня Универсиады 2013 в г. Казани 20 апреля 2013 г. было подписано новое трехстороннее Соглашение между РССС, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края и Советом ректоров вузов Красноярского края, расширяющее рамки действия предыдущего Соглашения.
В заявочной книге Красноярска в Международную федерацию студенческого спорта в качестве претендента на право проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 г. представлены основные и дополнительные виды спорта. Основные виды спорта - это включенные в программу проведения не менее 3 предшествующих Универсиад. Список этих видов, согласно всероссийскому реестру видов спорта, включает биатлон, горнолыжный спорт, кёрлинг, лыжные гонки, сноуборд, фигурное катание на коньках, хоккей, конькобежный спорт (шорт-трек). В качестве дополнительных видов спорта представлены спортивное ориентирование (лыжные дисциплины) и фристайл. Здесь могут рассматриваться виды спорта, которые достаточно распространены в мире, при условии проведения по этим видам спорта чемпионатов мира среди студентов.
Заключение. Заявочная компания на право проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 г. и деятельность, связанная с ее организацией, уже меняет отношение студенчества к физической культуре и спорту. Открываются новые возможности развития спорта среди молодежи региона. Ведь самую активную работу в уже созданных штабах Универсиады будут вести студенты. Они становятся участниками творческого и инновационного процессов, направленых на создание новой экономики. Активной интеграции студентов в творческий процесс будут способствовать студенческие гранты, конкурсы, проведение конференций, а также создание смешанных команд, включающих ученых, студентов, представителей бизнеса и общественности для работы над отдельными проектами будущей Универсиады.
Литература
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсе-вич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. (избранные лекции Университета) - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 35 с.
3. Баранов В.В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента / В.В. Баранов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. - С. 100-103.
4. Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. программа для студентов всех специальностей педагогических вузов. / Э.Н. Вайнер. - Липецк, 1993. - 15 с.
5. Васильева З.А. Использование наследия Универсиады 2019 года для развития Красноярска / З.А. Васильева, Г.Ф. Кая-чев, В.И. Колмаков, А.В. Москвина, В.В. Бородкина // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического уни-
верситета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2012. - № 6 (46).
- С. 43-46.
6. Евсеев С.П. Современное образовательное пространство в области физической культуры и спорта Российской Федерации / С.П. Евсеев, М.Ю. Щенникова // Матер. междунар. спорт. форума «Россия - спортивная держава 2011». - М.: СпортАкадемРеклама, 2011. - С. 225-231.
7. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зеведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
8. Каячев Г.Ф. Оценка потенциала роста Красноярска и ожидаемого эффекта в результате проведения Всемирной Универсиады 2019 года / Г.Ф. Каячев, З.А. Васильева, В.И. Кол-маков, Т.П. Лихачева, А.В. Москвина // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2012. - № 6 (46). - С. 86-89.
9. Лихачева Т.П. Анализ и оценка преимуществ Красноярска в сравнении с городами кандидатами на проведение Всемирной Универсиады 2019 года / Т.П. Лихачева, О.В. Рыжкова, Ю.В. Улас // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева.
- 2012. - № 6 (46). - С. 107-113.
10. Николаев Ю.М. Физическая культура и спорт в контексте спортивно-образовательной политики России / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. - С. 103-104.
11. Пушкарева И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушка-рева, С.В. Кумская, С.А. Новоселов // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 55-57.
References
1. Balsevich, V.K. Human ontokinesiology / V.K. Balsevich. -Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. - 275 P. (In Russian)
2. Balsevich, V.K. Natural and social resources of development of motor potential / VK Balsevich. (selected University lectures) -Moscow: RSUPhCSYT, 2012. - P. 35 (In Russian)
3. Baranov, V.V. Physical culture and sport in the university complex as factors of the competitive resource of student / V.V. Baranov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 4. - P. 100-103. (In Russian)
4. Weiner, E.N. Valeology: curriculum for students of all specializations of pedagogical universities. / E.N. Weiner. - Lipetsk , 1993. - P. 15. (In Russian)
5. Vasil'eva, Z.A. The use of the heritage of the Student Games in 2019 for development of Krasnoyarsk / Z.A. Vasilyeva, G.F. Kayachev, V.I. Kolmakov, A.V. Moskvina, V.V. Borodkina // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva. - 2012 . - № 6 (46 ). - P. 43-46. (In Russian)
6. Evseev, S.P. Modern educational environment in the in the field of physical culture and sport of the Russian Federation / S.P. Evseev, M.Yu. Shchennikova // Proceedings of the Intern. sports forum «Russia - Sports Country 2011». - Moscow: SportAkademReklama, 2011. - P. 225-231. (In Russian)
7. Kazin, E.M. The basics of human individual health. Introduction to general and applied valeology: study guide for students of higher ed. institutions / E.M. Kazin, N.G. Blinova, N.A. Litvinova. -Moscow: VLADOS, 2000. - P. 192 (In Russian)
8. Kayachev, G.F. Assessment of the potential for growth of Krasnoyarsk and the expected effect from staging the World Student Games 2019 / G.F. Kayachev , Z.A. Vasiliev , V.I. Kolmakov , T.P. Likhachev , A.V. Moskvin // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva.
- 2012. - № 6 (46 ). - P. 86-89 . (In Russian)
9. Likhachevа, T.P. Analysis and evaluation of the benefits of Krasnoyarsk in comparison with cities candidates for the Student Games 2019 / T.P. Likhachevа, O. Ryzhkov, Y. Ulas // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva. - 2012. - № 6 (46 ). - P. 107113. (In Russian)
10. Nikolaev, Yu.M. Physical culture and sport in the context of sports and educational policy in Russia / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 4. - P. 103-104. (In Russian)
11. Pushkarev, I.N. Adaptation of students to the educational process in the system of modern higher education / I.N. Pushkarev, S.V. Kumskaya, S.A. Novoselov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
- 2010. - № 3. - P. 55-57. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 14.10.2013 г.