Е.В. Гурова, Ф.Ф. Каримов
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ключевые слова: толерантность, толерантная личность, повышение квалификации, профессиональная переподготовка управленческих кадров, модуль «Менеджмент в образовании».
Аннотация: В статье раскрывается сущность понятия «толерантность» и рассматривается формирование толерантной личности; приведены модуль и концептуальная модель повышения квалификации руководителей образовательных организаций «Формирование ключевой компетентции "толерантность"». Полученные результаты подтверждают целесообразность формирования данной компетенции, что способствует эффективному решению проблемы.
Становление в Российской Федерации идей толерантности является одной из актуальных проблем, требующей изучения. Модернизация российского образования предполагает культуру, при которой возможно в обществе терпимое отношение к иным национальностям, языкам, религиям, политическим мнениям и т. д. Такой тип культуры нуждается в грамотных специалистах, способных обеспечить членов общества достоверными знаниями для понимания дефиниции «толерантность», способных дать дельный совет для недопущения интолерантных поступков в социуме. Башкортостан является одним из многонациональных регионов России - здесь проживает свыше 160 национальностей, и, на наш взгляд, формирование ключевой компетенции «толерантность» у руководителей образовательных организаций будет способствовать нормальному сосуществованию различных народностей.
Известно, что существует два пути развития личности: толерантный и интолерант-ный. Толерантность предполагает способность к принятию мнения (культуры, взгляда, традиции) другого, а интолерантность - неспособность принять мнение собеседника. Более того, толерантный человек способен похвалить понравившееся качество собеседника, проявлять эмпатию высокого уровня (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) и вести диалог с ним. Интолерантность же - это демонстрация своей исключительности, неприятие взглядов другого, низкий уровень эмпатии.
В Советском союзе толерантность основывалась на воспитании в интересах трудящихся масс, но, в связи с переходом к рыночной экономике, принадлежность к классу трудящихся потеряла статусность. На смену ей пришло воспитание толерантного отношения между людьми без учета классовой принадлежности. То есть, данный этап развития России, по общему мнению, является поворотным в новейшей истории и характеризуется качественными изменениями как во внутренней жизни социума, так и во внешней системе международных отношений. Вместе с тем, современное общество испытывает потребность в согласии во всех сферах жизнедеятельности, и толерантное отношение к ближнему есть основа благополучия в социуме. Только посредством диалога можно направить энергию личности в позитивное русло. Попытка понять и принять многообразие ценностей окружающих, по нашему мнению, облегчает понимание и самого себя.
Многообразие ценностей и культур можно представить как сад, в котором растут цветы различной окраски. Однообразие же, наоборот, можно представить как сад, в котором произрастает лишь один вид цветов, он - монохромный, скучный, утомительный.
Полагаем, что проблема толерантного воспитания в отечественной науке разработана недостаточно: толерантность понимается как терпимость и воспитание терпимости. Толерантность личности можно трактовать как ее способность к различным диалогам с субъектами себе подобными и выстраивание взаимоотношений с различными социальными институтами в социокультурном пространстве (В.Н. Гуров, Ф.Ф. Каримов, 2015). Толерантная личность, будучи в образовательных организациях субъектом или участником образовательных отношений, должна быть готова к диалогу и взаимодействию со всеми уча-
а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП
стниками образовательных отношений, вне зависимости от принадлежности тому или иному этносу или конфессии. Аналогичная модель поведения, как проект будущего со стороны толерантной личности, желательна и вне образовательных отношений, то есть в социокультурном пространстве. В этой связи актуализируется задача подготовки руководителей образовательных организаций, поскольку именно они в силу своих функциональных обязанностей должны «выстраивать» образовательное пространство организаций таким образом, чтобы оно работало на формирование толерантной личности.
Согласно статье 1 Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [1].
В статье 29 в пунктах 1-3 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них...» [2].
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ, пункт 2 «Основные принципы государственной политики и правого регулирования отношений в сфере образования» сказано, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «.обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [3].
Из данных нормативно-правовых актов ясно следует необходимость преемственности при формировании толерантности. По мнению В.Н. Гурова (руководил Краевой научно-исследовательской лабораторией по проблеме формирования современной личности в поликультурной среде в Ставропольском крае с 2001 г. - по 2006 гг.), «важной задачей является и решение такой проблемы, как формирование толерантной, неригидной личности. Под толерантностью обычно понимают терпимость людей по отношению друг к другу - то, чего сейчас в целом и не хватает в нашем обществе, в связи с чем проблема формирования терпимости по отношению друг к другу во многом осложняется. В этой связи ранние институты социализации (семья, дошкольные учреждения и др.) просто обязаны уделять решению этой проблемы наибольшее внимание» [4]. Для научного сообщества представляет интерес проведенное В.Н. Гуровым и другими учеными Ставропольского государственного университета исследование по проблеме формирования толерантности. Авторами выделены четыре основных компонента толерантности - это признание, принятие, уважение и понимание. «Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия» [4]. Далее, авторы сделали вывод, что «современное понятие сущности толерантности базируется
пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(6i), sois s®g®5®n
на признании, принятии, понимании и уважении непохожести, различия, а также готовности к диалогу» [4].
Кроме того, по нашему мнению, толерантная личность должна обладать высокой степенью самоконтроля: человек толерантный понимает, что самое ценное для него - это спросить себя - «как мы сделали?», «ради чего мы сделали?». Если человек не задумывается о своих поступках, у него будет повышаться интолерантность (самоконтроль - это один из способов повышения толерантности). Формирование толерантности - длительный процесс, требующий от участников образовательных отношений целенаправленного взаимодействия на основе взаимоуважения и терпимости. Результат такого взаимодействия -становление толерантной личности, а совокупность методов, приемов взаимодействия представляет собой технологию формирования толерантности. Главное звено данной технологии - совместная деятельность педагога и обучающегося или руководителя и подчиненного. Именно в процессе совместной деятельности субъекты взаимодействия осознают достоинства и качества человека, заслуживающие уважения. Без совместной деятельности невозможно ассертивное поведение, которое понимается нами как умение личности взаимодействовать, быть независимой от внешних оценок и влияний; самостоятельно регулировать свое поведение и быть ответственной за него.
По мнению В.Н. Гурова, «взаимодействие - культурно обусловленный процесс, все составляющие которого, в том числе взаимопонимание, находятся в тесной связи с этнической принадлежностью участников взаимодействия. Главное препятствие, мешающее успешному взаимодействию, состоит в том, что люди воспринимают другие культуры через призму своей, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. Поскольку один человек субъективно воспринимает и оценивает другого в контексте своей культуры, то такие проявления, как этноцентризм, негативные этнические стереотипы и каузальная атрибуция (или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании этнической принадлежности), могут нанести существенный урон межэтническому взаимопониманию» [4].
Толерантному обществу, на наш взгляд, не присущи пассивное или агрессивное поведение; его отличительная черта - преобладание ассертивного поведения. В отличие от агрессивного или пассивного поведения, ассертивное поведение характеризуется умением человека не зависеть от внешних раздражителей. В нашем понимании, ассертивное поведение является «золотой серединой» между пассивностью (человек позиционирует себя как жертву - «ему все должны, потому что он слабее») и агрессивностью (человек манипулирует окружающими, подчиняя своим интересам - «ему все должны - он сильнее»).
Толерантность как стратегия поведения позволяет устанавливать диалог с людьми, имеющими иное мировоззрение, в дальнейшем открывая путь к взаимодействию и сотрудничеству. Необходимо отметить, что толерантное поведение не есть безразличие к нравственным порокам и терпимость к асоциальному поведение. Отказываясь от поиска врагов, толерантный человек не делит окружающих на «своих» и «чужих»; он утверждает гуманистические ценности и порицает деструктивные. Так и личность руководителя образовательной организации нуждается в развитии общечеловеческих качеств, создающих основу для решения жизненных проблем и конфликтов, его толерантность - основа уважения другого и отказа от доминирования, насилия и манипулирования. Его отличает открытость обществу, стремление к позитивному взаимодействую с окружающими.
Проведенный нами устный опрос более 300 работников образовательных организаций на предмет понимания ими, что такое толерантность и какова концептуальная модель поведения, в связи с этим, показал, что 92 % из них не владеют соответствующим знанием (и пониманием). На основе метода фокус-групп проведено исследование, объектом которого стали руководители школ городов Уфы и Нефтекамска; школ сельской местности Благовещенского, Бурзянского и Гафурийского районов. Результаты исследования
а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп
показали, что в своей деятельности руководителям образовательных организаций приходится взаимодействовать с многочисленными различными социальными институтами и партнерами. Внутри школы - это заместители директора по различным направлениям деятельности, родители, учащиеся, советы учащихся, родительские комитеты, управляющие советы и др. Внешние социальные институты - это органы управления образованием, администрации сельских поселений, надзорные органы и др. Все это обусловливает наличие у руководителей, наряду с коммуникативной компетенцией, компетенции «толерантность», так как субъекты общения различаются взглядами, ценностями, социальными стратами.
Нами в процессе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» было проведено изучение ценностных ориентаций слушателей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (всего 137 человек). Анализ результатов показал, что такие ценности, как терпимость к иным взглядам и мнениям, умение прощать другим ошибки и понять чужую точку зрения имеют низкий уровень значимости: их ранг - 12 из 18 возможных. Данные результаты еще раз подтверждают высказанную ранее мысль, что у руководителей образовательных организаций необходимо формировать толерантность как ключевую компетенцию.
В плане реализации результатов выполненного исследования разработан и внедрен в образовательную практику 16-часовой модуль «Формирование ключевой компетенции «толерантность»». Модуль включает следующие разделы: Ключевая компетенция «Толерантность». Сущность и базовые признаки; Модели толерантности, их характеристики. Основная законодательная база; Ресурсы образовательной организации в контексте усиления влияния на личность обучающегося в контексте формирования толерантности и др.
Программа модуля курсов повышения квалификации «Формирование ключевой компетенции "толерантность"»
Наименование модуля Всего часов ЛЛК Практические занятия Форма контроля
Модуль. Подготовка управленческих кадров образования в контексте формирования ключевой компетенции «толерантность» 6 10 Проект
1. Входной контроль 1 Тест
2. Ключевая компетенция «Толерантность». Сущность и базовые признаки
3. Модели толерантности, их характеристики. Основная законодательная база
4. Ресурсы образовательной организации в контексте усиления влияния на личность обучающегося в контексте формирования толерантности
5. Деловая игра: Формирование ключевой компетенции «толерантность» в образовательной организации 8
6. Контроль на выходе 1 Тест
Итоговый контроль Защита проектов
Интегрированные дидактические цели первой части данного модуля: формирование и развитие у руководителей образовательных организаций понятия ключевой компетенции «толерантность»; выработка у руководителей образовательных организаций умений по выполнению проектов взаимодействия (в контексте формирования ключевой компетен-
пеппгогичесний журнал епшнортостпня м 6(6i), sois
ции «толерантность»). Вторая часть модуля включает деловую игру «Формирование ключевой компетенции "толерантность"» у руководителей в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Концептуальная модель толерантности представлена на рисунке 1.
Концептуальная модель толерантности
I
Формирование приоритетов управленческой деятельности руководителя в контексте толерантности
Включение в процесс внедрения управленческой толерантности различных социальных институтов и сообществ (управляющий совет, педсовет, родительский комитет, ученический комитетом и т. д.) Реализация модуля «Формирование ключевой компетенции «толерантность»» на курсах повышения квалификации
Создание рабочей группы по вопросам толерантности
Изучение законодательных актов и нормативно-правовых документов в области толерантности
Стимулирование сотрудников к профессиональной переподготовке и повышению квалификации в сфере толерантности
V_ _У
Конечный результат реализации концептуальной модели: Формирование ключевой компетенции "толерантность"
Рис. 1. Концептуальная модель толерантности в управлении
Апробация данного модуля и анализ результатов свидетельствуют, что руководители образовательных организаций расширили свои знания в области формирования толерантности и приобрели важные навыки.
1. Декларация принципов толерантности http://www.tolerance.ru/tolerance.php [Электронный ресурс] (дата обращения : 17.06.2015 года).
2. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm [Электронный ресурс] (дата обращения : 17.06.2015 года).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва : Проспект, 2015. - 160 с.
4. Гуров, В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде [Текст] : учеб. пособие. - М., 2004. - 240 с.
5. Gurov Valeriy Nikolaevich, Mazitov Ramil Giniyatovich, Karimov Fanis Fanusovich. On the formation of the child's personality in a tolerant multi-ethnic societies educational Bashkortostan //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2015, № 7-8. (July-August) "«East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH", 2015. -P. 39-42.
а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп
6. Каримов, Ф.Ф. Совместная деятельность участников образовательных отношений как составная часть технологии формирования толерантности // Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов. Методология, методические разработки и материалы. - Вып.1. / общ. ред. В.Н. Гурова. - Уфа, 2015. - 196 с.
7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и образование» : ООО «Издательство Астрель», 2011. - 1360 с.