Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / TOLERANT PERSONALITY / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / RETRAINING OF ADMINISTRATIVE STAFF / МОДУЛЬ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ" / THE MODULE ''MANAGEMENT IN EDUCATION''

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурова Елена Валерьевна, Каримов Фанис Фанусович

В статье раскрывается сущность понятия «толерантность» и рассматривается формирование толерантной личности; приведены модуль и концептуальная модель повышения квалификации руководителей образовательных организаций «Формирование ключевой компетентции “толерантностьˮ». Полученные результаты подтверждают целесообразность формирования данной компетенции, что способствует эффективному решению проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурова Елена Валерьевна, Каримов Фанис Фанусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CORE COMPETENCE "TOLERANCE" IN THE HEADS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article reveals the essence of the concept of 'tolerance' and is considered the formation of a tolerant person; given module, and a conceptual model of improvement of professional skill of heads of educational institutions 'Forming a key competency «tolerance». The results confirm the feasibility of forming this competence that contributes to the effective solution of the problem.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Е.В. Гурова, Ф.Ф. Каримов

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: толерантность, толерантная личность, повышение квалификации, профессиональная переподготовка управленческих кадров, модуль «Менеджмент в образовании».

Аннотация: В статье раскрывается сущность понятия «толерантность» и рассматривается формирование толерантной личности; приведены модуль и концептуальная модель повышения квалификации руководителей образовательных организаций «Формирование ключевой компетентции "толерантность"». Полученные результаты подтверждают целесообразность формирования данной компетенции, что способствует эффективному решению проблемы.

Становление в Российской Федерации идей толерантности является одной из актуальных проблем, требующей изучения. Модернизация российского образования предполагает культуру, при которой возможно в обществе терпимое отношение к иным национальностям, языкам, религиям, политическим мнениям и т. д. Такой тип культуры нуждается в грамотных специалистах, способных обеспечить членов общества достоверными знаниями для понимания дефиниции «толерантность», способных дать дельный совет для недопущения интолерантных поступков в социуме. Башкортостан является одним из многонациональных регионов России - здесь проживает свыше 160 национальностей, и, на наш взгляд, формирование ключевой компетенции «толерантность» у руководителей образовательных организаций будет способствовать нормальному сосуществованию различных народностей.

Известно, что существует два пути развития личности: толерантный и интолерант-ный. Толерантность предполагает способность к принятию мнения (культуры, взгляда, традиции) другого, а интолерантность - неспособность принять мнение собеседника. Более того, толерантный человек способен похвалить понравившееся качество собеседника, проявлять эмпатию высокого уровня (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) и вести диалог с ним. Интолерантность же - это демонстрация своей исключительности, неприятие взглядов другого, низкий уровень эмпатии.

В Советском союзе толерантность основывалась на воспитании в интересах трудящихся масс, но, в связи с переходом к рыночной экономике, принадлежность к классу трудящихся потеряла статусность. На смену ей пришло воспитание толерантного отношения между людьми без учета классовой принадлежности. То есть, данный этап развития России, по общему мнению, является поворотным в новейшей истории и характеризуется качественными изменениями как во внутренней жизни социума, так и во внешней системе международных отношений. Вместе с тем, современное общество испытывает потребность в согласии во всех сферах жизнедеятельности, и толерантное отношение к ближнему есть основа благополучия в социуме. Только посредством диалога можно направить энергию личности в позитивное русло. Попытка понять и принять многообразие ценностей окружающих, по нашему мнению, облегчает понимание и самого себя.

Многообразие ценностей и культур можно представить как сад, в котором растут цветы различной окраски. Однообразие же, наоборот, можно представить как сад, в котором произрастает лишь один вид цветов, он - монохромный, скучный, утомительный.

Полагаем, что проблема толерантного воспитания в отечественной науке разработана недостаточно: толерантность понимается как терпимость и воспитание терпимости. Толерантность личности можно трактовать как ее способность к различным диалогам с субъектами себе подобными и выстраивание взаимоотношений с различными социальными институтами в социокультурном пространстве (В.Н. Гуров, Ф.Ф. Каримов, 2015). Толерантная личность, будучи в образовательных организациях субъектом или участником образовательных отношений, должна быть готова к диалогу и взаимодействию со всеми уча-

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

стниками образовательных отношений, вне зависимости от принадлежности тому или иному этносу или конфессии. Аналогичная модель поведения, как проект будущего со стороны толерантной личности, желательна и вне образовательных отношений, то есть в социокультурном пространстве. В этой связи актуализируется задача подготовки руководителей образовательных организаций, поскольку именно они в силу своих функциональных обязанностей должны «выстраивать» образовательное пространство организаций таким образом, чтобы оно работало на формирование толерантной личности.

Согласно статье 1 Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим» [1].

В статье 29 в пунктах 1-3 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них...» [2].

В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ, пункт 2 «Основные принципы государственной политики и правого регулирования отношений в сфере образования» сказано, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «.обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [3].

Из данных нормативно-правовых актов ясно следует необходимость преемственности при формировании толерантности. По мнению В.Н. Гурова (руководил Краевой научно-исследовательской лабораторией по проблеме формирования современной личности в поликультурной среде в Ставропольском крае с 2001 г. - по 2006 гг.), «важной задачей является и решение такой проблемы, как формирование толерантной, неригидной личности. Под толерантностью обычно понимают терпимость людей по отношению друг к другу - то, чего сейчас в целом и не хватает в нашем обществе, в связи с чем проблема формирования терпимости по отношению друг к другу во многом осложняется. В этой связи ранние институты социализации (семья, дошкольные учреждения и др.) просто обязаны уделять решению этой проблемы наибольшее внимание» [4]. Для научного сообщества представляет интерес проведенное В.Н. Гуровым и другими учеными Ставропольского государственного университета исследование по проблеме формирования толерантности. Авторами выделены четыре основных компонента толерантности - это признание, принятие, уважение и понимание. «Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия» [4]. Далее, авторы сделали вывод, что «современное понятие сущности толерантности базируется

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп м 6(6i), sois s®g®5®n

на признании, принятии, понимании и уважении непохожести, различия, а также готовности к диалогу» [4].

Кроме того, по нашему мнению, толерантная личность должна обладать высокой степенью самоконтроля: человек толерантный понимает, что самое ценное для него - это спросить себя - «как мы сделали?», «ради чего мы сделали?». Если человек не задумывается о своих поступках, у него будет повышаться интолерантность (самоконтроль - это один из способов повышения толерантности). Формирование толерантности - длительный процесс, требующий от участников образовательных отношений целенаправленного взаимодействия на основе взаимоуважения и терпимости. Результат такого взаимодействия -становление толерантной личности, а совокупность методов, приемов взаимодействия представляет собой технологию формирования толерантности. Главное звено данной технологии - совместная деятельность педагога и обучающегося или руководителя и подчиненного. Именно в процессе совместной деятельности субъекты взаимодействия осознают достоинства и качества человека, заслуживающие уважения. Без совместной деятельности невозможно ассертивное поведение, которое понимается нами как умение личности взаимодействовать, быть независимой от внешних оценок и влияний; самостоятельно регулировать свое поведение и быть ответственной за него.

По мнению В.Н. Гурова, «взаимодействие - культурно обусловленный процесс, все составляющие которого, в том числе взаимопонимание, находятся в тесной связи с этнической принадлежностью участников взаимодействия. Главное препятствие, мешающее успешному взаимодействию, состоит в том, что люди воспринимают другие культуры через призму своей, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. Поскольку один человек субъективно воспринимает и оценивает другого в контексте своей культуры, то такие проявления, как этноцентризм, негативные этнические стереотипы и каузальная атрибуция (или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании этнической принадлежности), могут нанести существенный урон межэтническому взаимопониманию» [4].

Толерантному обществу, на наш взгляд, не присущи пассивное или агрессивное поведение; его отличительная черта - преобладание ассертивного поведения. В отличие от агрессивного или пассивного поведения, ассертивное поведение характеризуется умением человека не зависеть от внешних раздражителей. В нашем понимании, ассертивное поведение является «золотой серединой» между пассивностью (человек позиционирует себя как жертву - «ему все должны, потому что он слабее») и агрессивностью (человек манипулирует окружающими, подчиняя своим интересам - «ему все должны - он сильнее»).

Толерантность как стратегия поведения позволяет устанавливать диалог с людьми, имеющими иное мировоззрение, в дальнейшем открывая путь к взаимодействию и сотрудничеству. Необходимо отметить, что толерантное поведение не есть безразличие к нравственным порокам и терпимость к асоциальному поведение. Отказываясь от поиска врагов, толерантный человек не делит окружающих на «своих» и «чужих»; он утверждает гуманистические ценности и порицает деструктивные. Так и личность руководителя образовательной организации нуждается в развитии общечеловеческих качеств, создающих основу для решения жизненных проблем и конфликтов, его толерантность - основа уважения другого и отказа от доминирования, насилия и манипулирования. Его отличает открытость обществу, стремление к позитивному взаимодействую с окружающими.

Проведенный нами устный опрос более 300 работников образовательных организаций на предмет понимания ими, что такое толерантность и какова концептуальная модель поведения, в связи с этим, показал, что 92 % из них не владеют соответствующим знанием (и пониманием). На основе метода фокус-групп проведено исследование, объектом которого стали руководители школ городов Уфы и Нефтекамска; школ сельской местности Благовещенского, Бурзянского и Гафурийского районов. Результаты исследования

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

показали, что в своей деятельности руководителям образовательных организаций приходится взаимодействовать с многочисленными различными социальными институтами и партнерами. Внутри школы - это заместители директора по различным направлениям деятельности, родители, учащиеся, советы учащихся, родительские комитеты, управляющие советы и др. Внешние социальные институты - это органы управления образованием, администрации сельских поселений, надзорные органы и др. Все это обусловливает наличие у руководителей, наряду с коммуникативной компетенцией, компетенции «толерантность», так как субъекты общения различаются взглядами, ценностями, социальными стратами.

Нами в процессе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» было проведено изучение ценностных ориентаций слушателей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича (всего 137 человек). Анализ результатов показал, что такие ценности, как терпимость к иным взглядам и мнениям, умение прощать другим ошибки и понять чужую точку зрения имеют низкий уровень значимости: их ранг - 12 из 18 возможных. Данные результаты еще раз подтверждают высказанную ранее мысль, что у руководителей образовательных организаций необходимо формировать толерантность как ключевую компетенцию.

В плане реализации результатов выполненного исследования разработан и внедрен в образовательную практику 16-часовой модуль «Формирование ключевой компетенции «толерантность»». Модуль включает следующие разделы: Ключевая компетенция «Толерантность». Сущность и базовые признаки; Модели толерантности, их характеристики. Основная законодательная база; Ресурсы образовательной организации в контексте усиления влияния на личность обучающегося в контексте формирования толерантности и др.

Программа модуля курсов повышения квалификации «Формирование ключевой компетенции "толерантность"»

Наименование модуля Всего часов ЛЛК Практические занятия Форма контроля

Модуль. Подготовка управленческих кадров образования в контексте формирования ключевой компетенции «толерантность» 6 10 Проект

1. Входной контроль 1 Тест

2. Ключевая компетенция «Толерантность». Сущность и базовые признаки

3. Модели толерантности, их характеристики. Основная законодательная база

4. Ресурсы образовательной организации в контексте усиления влияния на личность обучающегося в контексте формирования толерантности

5. Деловая игра: Формирование ключевой компетенции «толерантность» в образовательной организации 8

6. Контроль на выходе 1 Тест

Итоговый контроль Защита проектов

Интегрированные дидактические цели первой части данного модуля: формирование и развитие у руководителей образовательных организаций понятия ключевой компетенции «толерантность»; выработка у руководителей образовательных организаций умений по выполнению проектов взаимодействия (в контексте формирования ключевой компетен-

пеппгогичесний журнал епшнортостпня м 6(6i), sois

ции «толерантность»). Вторая часть модуля включает деловую игру «Формирование ключевой компетенции "толерантность"» у руководителей в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Концептуальная модель толерантности представлена на рисунке 1.

Концептуальная модель толерантности

I

Формирование приоритетов управленческой деятельности руководителя в контексте толерантности

Включение в процесс внедрения управленческой толерантности различных социальных институтов и сообществ (управляющий совет, педсовет, родительский комитет, ученический комитетом и т. д.) Реализация модуля «Формирование ключевой компетенции «толерантность»» на курсах повышения квалификации

Создание рабочей группы по вопросам толерантности

Изучение законодательных актов и нормативно-правовых документов в области толерантности

Стимулирование сотрудников к профессиональной переподготовке и повышению квалификации в сфере толерантности

V_ _У

Конечный результат реализации концептуальной модели: Формирование ключевой компетенции "толерантность"

Рис. 1. Концептуальная модель толерантности в управлении

Апробация данного модуля и анализ результатов свидетельствуют, что руководители образовательных организаций расширили свои знания в области формирования толерантности и приобрели важные навыки.

1. Декларация принципов толерантности http://www.tolerance.ru/tolerance.php [Электронный ресурс] (дата обращения : 17.06.2015 года).

2. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm [Электронный ресурс] (дата обращения : 17.06.2015 года).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва : Проспект, 2015. - 160 с.

4. Гуров, В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде [Текст] : учеб. пособие. - М., 2004. - 240 с.

5. Gurov Valeriy Nikolaevich, Mazitov Ramil Giniyatovich, Karimov Fanis Fanusovich. On the formation of the child's personality in a tolerant multi-ethnic societies educational Bashkortostan //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2015, № 7-8. (July-August) "«East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH", 2015. -P. 39-42.

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп

6. Каримов, Ф.Ф. Совместная деятельность участников образовательных отношений как составная часть технологии формирования толерантности // Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов. Методология, методические разработки и материалы. - Вып.1. / общ. ред. В.Н. Гурова. - Уфа, 2015. - 196 с.

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов ; под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и образование» : ООО «Издательство Астрель», 2011. - 1360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.