Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДУЛЬ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДУЛЬ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARDS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / FUND OF ASSESSMENT RESULTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / EDUCATIONAL RESULTS / MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыртланова Нэлли Шамильевна

В работе обобщен опыт апробации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыртланова Нэлли Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION: A TRAINING MODULE FOR APPLIED BACCALAUREATE FOR NETWORKING

The paper summarizes the testing of the module "Methodology and methods of psychological-pedagogical activities" the basic professional educational program in the direction of training "Psychological and pedagogical education (the Teacher) on the basis of the organization of network interaction of educational institutions implementing programs of higher education and preschool education.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДУЛЬ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Н.Ш. Сыртланова

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДУЛЬ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключевые слова: модуль, сетевое взаимодействие, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональная подготовка, фонд оценочных результатов, образовательные результаты.

Аннотация: В работе обобщен опыт апробации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования.

В современных социально-экономических условиях перед системой профессионального образования стоит проблема подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющейся обстановке, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, самообразовываться и саморазвиваться. Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года, приоритетным направлением в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, а также повышение доступности качественных образовательных услуг [3]. Система дошкольного образования нуждается в специалистах, способных работать в рамках требований Профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Для большей практической направленности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) необходимо совершенствовать содержание и технологии педагогической подготовки. Для этого основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) должны опираться на практико-ориентированный, деятельностный и исследовательский подходы. Требования к структуре образовательной программы обусловливают в качестве основной единицы образовательный модуль, а не отдельную учебную дисциплины [4].

Под модулями понимается последовательность учебных мероприятий, объединенных в тематические целостные блоки, имеющие «определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечают за выработку той или иной компетенции или группы компетенций...» [6]. Модуль - это содержательно по времени завершенная учебная единица (учебная целостность, блок), которая может быть составлена из различных учебных мероприятий. Она может быть описана качественно (содержательно) и количественно (количество зачетных единиц) и должна поддаваться оцениванию (экзамен). То есть, модуль представляет собой единицу (завершенная в себе целостность или строительный элемент - блок), которая является составной частью более крупного целого, где каждый модуль имеет свою определенную функцию [4].

Анализируя понятие «модуль», Ю.В. Голованова выделяет несколько элементов в его определении:

- модуль как учебно-информационная единица, содержащая в себе закономерно сформированные конечные части учебного материала в пределах одной дисциплины;

- модуль как систематическая форма междисциплинарной структуры учебного материала, включающая тематику различных учебных дисциплин, необходимых для одной специальности;

- модуль как комплекс учебных дисциплин, необходимых для освоения специальности или специализации при присвоении квалификационной характеристики;

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

- модуль как система направлений профессионального обучения конкретно выбранной профессии [1].

Разработчиком новых модулей для подготовки специалистов дошкольного образования в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО выступил «Московский педагогический государственный университет» - его факультет дошкольной педагогики и психологии под руководством Г.Н. Толкачевой, Л.М. Волобуевой, М.Ю. Парамоновой, Н.И. Изотовой. Апробации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) проходила на базе БГПУ имени М. Амуллы - Институт педагогики, кафедра дошкольной педагогики и психологии. Модуль реализован в проекте «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования».

Цель апробации - оценка эффективности модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» в плане достижения образовательных результатов: овладение обучающимися совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС ВО, ФГОС ДО и позволяющих выполнять профессиональную деятельность в соответствии с Профессиональным стандартом педагога (в области дошкольного образования).

Основные задачи апробации модуля:

- проведение в условиях реального образовательного процесса экспертизы качества и эффективности модуля ОПОП бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель);

- определение эффективности разработанного механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования;

- уточнение содержания контрольно-измерительных материалов и инструментария для оценки образовательных результатов (компетенций), освоенных в сетевом режиме;

- уточнение требований к условиям реализации образовательного процесса;

- уточнение индикаторов сформированности компетенций в условиях вуза;

- формулирование необходимых предложений по доработке модели практико-ориентированной подготовки бакалавров и содержания модулей ОПОП;

- определение возможных рисков использования модели и новых модулей образовательном процессе высших учебных заведений.

Новизна модуля характеризуется следующим:

- разработаны образовательные результаты модуля, которые представлены в компетенциях, сформулированных на основе Профессионального стандарта педагога в области дошкольного образования;

- при планировании структуры и содержания модуля использовано содержательно-тематическое объединение учебных дисциплин с ориентацией на образовательные результаты модуля;

- впервые разработаны и введены дисциплины «Историческая ретроспектива изучения проблем детского развития в психологической и педагогической науках», «Психолого-педагогический практикум или рассредоточенная практика» (практикум по овладению методами психолого-педагогических исследований);

- реализовано планирование учебной деятельности студентов по достижению образовательных результатов, имеющей практико-ориентированную направленность, что

пеппгогический журнал слшнортостпнп м 4(65). яо!б

нашло отражение в постановке задач, формах работы студентов, формах предъявления образовательных результатов;

- использованы разнличые виды деятельности студентов - контактная работа с преподавателем, самостоятельная работа, дистанционные формы с применением системы Мообв.

Назначение модуля и его роль выражены в кратком лозунге: «Я - исследователь, умею осуществлять исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач».

Целевые ориентиры модуля - создание условий для овладения студентами методологией и методами психолого-педагогического исследования, приобретения опыта планирования, организации и анализа результатов исследовательской деятельности с целью проведения педагогического мониторинга, адекватного применения методов исследования.

Итоги освоения модуля - образовательные результаты:

- владение способами выделения актуальных проблем дошкольного образования, их ретроспективного анализа, формулирования научно-следовательских целей и задач для последующего решения;

- презентация знаний об исследовательских возможностях эмпирических и теоретических методов, требования к их отбору, условиях применения; правила обработки, интерпретация и оформления результатов психолого-педагогического исследования;

- умение саморганизовываться, планировать и выполнять теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования; проводить библиографическую информационно-поисковую работу в области методологии и теории педагогики с последующим использованием данных для решения профессиональных задач; осуществлять презентацию результатов психолого-педагогического исследования;

- приобретение опыта адекватного применения исследовательских методов для решения педагогических задач с соблюдением правил профессиональной этики.

Студенты, успешно освоившие программу данного учебного модуля, показали следующие образовательные результаты.

Владение способами выделения актуальных проблем дошкольного образования, их ретроспективного анализа, формулирования научно-исследовательских целей и задач для последующего решения.

Демонстрация знаний об исследовательских возможностях эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического исследования, требованиях к их отбору, условиях применения; правилах обработки, интерпритации и оформления результатов.

Умение организовывать, планировать и выполнять теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования; проводить библиографическую и информационно-поисковую работу в области методологии психологии и педагогики с последующим использованием данных для решения профессиональных задач; осуществлять презентацию результатов психолого-педагогического исследования.

Приобретение опыта адекватного применения исследовательских методов для решения педагогических задач при соблюдении правил профессиональной этики.

Образовательные результаты данного модуля были соотнесены с компетенциями, заложенными в ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и требованиями к компетенциям педагогических работников ФГОС ДО.

Аттестация обучающихся осуществлялась в несколько этапов и включала текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

На этапе текущего контроля оценка знаний, умений и практического опыта обучающихся, как дескрипторов формируемых компетенций, осуществлялась в соответствии с фондами оценочных средств, представленными в рабочих программах

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

дисциплин модулей. Текущий контроль проводился в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую дисциплину модуля, изучаемого как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии (в том числе электронная система Мооб!е). Методы текущего контроля выбирались преподавателем, исходя из специфики дисциплины, формируемых знаний, умений, практического опыта и компетенций.

Промежуточная аттестация проводилась согласно разработанным фондам оценочных средств по каждой дисциплине модулей. Уровень подготовки обучающихся по результатам промежуточной аттестации по учебным дисциплинам определялся оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»). Оценка компетенций осуществлялась в форме: «владеет / частично владеет / не владеет». При оценке достижений студентами образовательных результатов использовался критериально-ориентированный подход, позволяющий оценить насколько студенты достигли заданного уровня сформиро-ванности компетенций, определенных ФГОС ВО. Таким образом, выявленные результаты позволяли установить соответствие уровня достижений студентов требованиям стандарта. При данном подходе результаты интерпретировались следующим образом: делался вывод о том, овладел или не овладел студент компетенциями, предусмотренными рабочей программой дисциплины.

На заключительном этапе проводилась итоговая аттестация обучающихся по степени сформированности компетенций. Механизм проведения итоговой аттестации был заложен в модули на этапе их разработки.

Формы проведения итоговой аттестации по модулю «Методология и методы психолого-педагогической деятельности следующие: портфель исследовательских методик для решения конкретной педагогической задачи; тезисы, статья студента, методические рекомендации, составленные по результатам исследования;презентация портфолио, исследовательских материалов; курсовая работа или научная статья; участие в мероприятиях -портрет личности дошкольника, театрализованная неделя, педагогический десант; участие в студенческом научном, проблемно-исследовательском кружке по актуальным проблемам дошкольного образования; участие студентов 1 -го курса в рабочей группе по созданию видеороликов по педагогической деятельности, в том числе, по профориентации («Первые шаги в профессии: Воспитатель», «Как я выбрал свою профессию», «Мое педагогическое кредо», «Педагогические максимы», «Город мастеров», «Педагогические династии», «Педагогический флэшмоб» и др.) [7].

Процедура, инструментарий и критерии оценки сформированности образовательных результатов содержались в фондах оценочных средств каждого модуля. Фонд оценочных средств для итоговой аттестации по модулю включал:

- перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

Общая логика освоения образовательной программы модуля заключается в продвижении студента от осознания некого дефицита необходимых для полноценного выполнения трудовой (педагогической) деятельности компетенций - к мотивированному их освоению. Данное поступательное и осознанное движение студент осуществлял следующим образом:

аепагогический журнал Башкортостана м 4(65), яо!б

- первичное (пробное) выполнение трудового действия (обязательно зафиксированного, чтобы иметь возможность его воспроизвести);

- попытка оценить результат в соответствии с образцом профессиональных действий (действия опытного педагога / воспитателя);

- осознание несоответствия собственных трудовых действий образцу, констатация дефицита знаний и умений; параллельно должно осуществляться формирование мотивации достижений;

- накопление знаний и умений, трансформированных в схемы трудовых действий; закрепление наработанных цепочек и схем трудовых действий в практической деятельности;

- рефлексивная и экспертная оценка эффективности профессиональной деятельности студента.

Разработка модуля учитывает следующие положения Концепции поддержки развития образования:

- усиление практикоориентированной подготовки педагогических кадров;

- усиление связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами педагога;

- насыщение программы подготовки педагогов разветвленной системой практик;

- введение системы независимой профессиональной экспертизы в промежуточную и итоговую аттестацию студентов.

Научные исследования и практика свидетельствуют, что качество и эффективность профессионального образования должны обеспечиваться не столько отдельными учебными заведениями, сколько целостной их сетью, что продиктовано требованиями экономически целесообразного распределения и использования образовательных ресурсов всех заинтересованных сторон. Для этого целесообразно обеспечение студентов учебной и производственной практикками в дошкольных образовательных организациях, с вовлечением работодателей в процедуру обучения, итоговой аттестации выпускников, оценки качества образования и т. д. Как упоминалось, модуль «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» разработан с учетом модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает освоение обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций [2, 15]. В рамках апробации модуля сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования и дошкольного образования определялась как совокупность организаций, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими.

Образовательные ресурсы, используемые как сетевые, представлены следующими группами:

- кадровые ресурсы - преподаватели, педагоги и супервизоры, владеющие современными педагогическими технологиями; руководители ДОО;

- информационные ресурсы - базы данных о новейших педагогических технологиях, тенденциях и разработках в дошкольном образовании; актуальных и перспективных требованиях работодателей к качеству профессиональной подготовки в конкурентных сегментах рынка труда;

- материально-технические ресурсы - учебные помещения, помещения ДОО, учебно-методическое оборудование, используемое в образовательных целях;

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп

- учебно-методические ресурсы - основные образовательные программы, новые модули, методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т. д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения общих и профессиональных компетенций; компьютерные обучающие и диагностирующие программы;

- социальные ресурсы - отлаженные партнерские связи с организациями дошкольного и профессионального образования; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе.

В содержательном плане сетевое взаимодействие выстраивалось вокруг образовательной программы «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель), где каждый участник вносит определенный вклад в ее реализацию (при этом все отношения между частниками опосредованы этой программой).

Для студентов сетевое взаимодействие выражалось в том, что при разработке индивидуального образовательного маршрута каждый оказывался в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для достижения своих образовательных целей.

Наиболее эффективные формы взаимодействия с ДОО: общение, консультация онлайн, оффлайн через вебкамеру, скайп-общение, вебинары, круглые столы, научно-методические семинары, телемост. В процессе апробации модуля создана разветвленная система комплекса мероприятий по подготовке супервизоров, позволяющая организовать сотрудничество и интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса ДОО, БГПУ имени М. Акмуллы, МПГУ в рамках реализации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Нами проведено изучение мнения студентов и преподавателей о содержании и новых технологиях модулей ОПОП. В ходе анкетирования, опроса, бесед, анализа эссе студентов выявлено эффективное применение следующих технологий в работе со студентами: защита проектов, технология диспозицион-ного взаимодействия, логико-смысловые модели, «технология пяти шляп», мозговой штурм, постерная презентация, интерактивное взаимодействие и др.

Анализируя результаты апробации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» в рамках проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования, можно констатировать следующее:

- результаты освоения модуля, выраженные в компетенциях, сформулированные на основе профессионального стандарта педагога (в области дошкольного образования), позволяют готовить специалистов, востребованных на рынке труда;

- освоение дисциплин модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» позволяет готовить будущих педагогов к проведению педагогического мониторинга освоения детьми образовательных программ, выступающими одним из трудовой функции педагога ДОО;

- реализацию данного модуля необходимо осуществлять на 2-м курсе 4-го семестра, как и предлагали разработчики, так как на 1-м курсе еще недостаточен уровень базовых знаний по психолого-педагогическим дисциплинам;

- новая логика освоения модуля позволяет увеличить долю лекций в интерактивном режиме, так как в ходе пассивной практики возникали вопросы, решаемые на лекционных курсах;

- содержание модуля направлено на формирование совокупности профессионально значимых умений, которые становятся средствами деятельности выпускника в его будущей профессии;

- освоение и завершение модуля в одном семестре обеспечивает полное погружение и целостное освоение модуля, что позволяет осуществить процесс обмена студен-

аепагогический журнал Башкортостана м 4(&s), sota sSSSsSs

тами в рамках сетевого взаимодействия по освоению и накоплению зачетных единиц конкретного модуля; это позволяет расширить границы индивидуальной траектории развития и углубить знания.

- сетевая форма апробации модуля обеспечивает возможность освоения студентами образовательной программы с использованием ресурсов вуза и ДОО.

1. Голованова, Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. -2013- №12. - С. 437-442.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. - М. : Омега-Л, 2013.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173677.

4. Марголис, А.А. Модели подготовки педагогов в рамках прошрамм прикладного баклавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. - 2015. - №5. - С. 45-62.

5. Методические рекомендации по проведению апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (воспитатель) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования [Текст] / Г.Н. Толкачева [и др. ] ; под общей ред. Г.Н. Толкачевой. - М. : НИИ Школьных технологий, 2015, - 140 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-91447-139-9.

6. Руководство по использованию системы кредитов ECTS [Электронный ресурс] URL : http://europa.eu.int/comm/education/socrates ects.html.

7. Сыртланова, Н.Ш. Роль научной лаборатории в реализации компетентностного подхода при подготовке педагогов ДОО // Педагогический журнал Башкортостана. №№3-4 (46-47). - 2013. - С. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.