Н.Ш. Сыртланова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДУЛЬ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ключевые слова: модуль, сетевое взаимодействие, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональная подготовка, фонд оценочных результатов, образовательные результаты.
Аннотация: В работе обобщен опыт апробации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования.
В современных социально-экономических условиях перед системой профессионального образования стоит проблема подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющейся обстановке, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, самообразовываться и саморазвиваться. Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года, приоритетным направлением в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, а также повышение доступности качественных образовательных услуг [3]. Система дошкольного образования нуждается в специалистах, способных работать в рамках требований Профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Для большей практической направленности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) необходимо совершенствовать содержание и технологии педагогической подготовки. Для этого основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) должны опираться на практико-ориентированный, деятельностный и исследовательский подходы. Требования к структуре образовательной программы обусловливают в качестве основной единицы образовательный модуль, а не отдельную учебную дисциплины [4].
Под модулями понимается последовательность учебных мероприятий, объединенных в тематические целостные блоки, имеющие «определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечают за выработку той или иной компетенции или группы компетенций...» [6]. Модуль - это содержательно по времени завершенная учебная единица (учебная целостность, блок), которая может быть составлена из различных учебных мероприятий. Она может быть описана качественно (содержательно) и количественно (количество зачетных единиц) и должна поддаваться оцениванию (экзамен). То есть, модуль представляет собой единицу (завершенная в себе целостность или строительный элемент - блок), которая является составной частью более крупного целого, где каждый модуль имеет свою определенную функцию [4].
Анализируя понятие «модуль», Ю.В. Голованова выделяет несколько элементов в его определении:
- модуль как учебно-информационная единица, содержащая в себе закономерно сформированные конечные части учебного материала в пределах одной дисциплины;
- модуль как систематическая форма междисциплинарной структуры учебного материала, включающая тематику различных учебных дисциплин, необходимых для одной специальности;
- модуль как комплекс учебных дисциплин, необходимых для освоения специальности или специализации при присвоении квалификационной характеристики;
а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП
- модуль как система направлений профессионального обучения конкретно выбранной профессии [1].
Разработчиком новых модулей для подготовки специалистов дошкольного образования в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО выступил «Московский педагогический государственный университет» - его факультет дошкольной педагогики и психологии под руководством Г.Н. Толкачевой, Л.М. Волобуевой, М.Ю. Парамоновой, Н.И. Изотовой. Апробации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) проходила на базе БГПУ имени М. Амуллы - Институт педагогики, кафедра дошкольной педагогики и психологии. Модуль реализован в проекте «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования».
Цель апробации - оценка эффективности модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» в плане достижения образовательных результатов: овладение обучающимися совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС ВО, ФГОС ДО и позволяющих выполнять профессиональную деятельность в соответствии с Профессиональным стандартом педагога (в области дошкольного образования).
Основные задачи апробации модуля:
- проведение в условиях реального образовательного процесса экспертизы качества и эффективности модуля ОПОП бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель);
- определение эффективности разработанного механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования;
- уточнение содержания контрольно-измерительных материалов и инструментария для оценки образовательных результатов (компетенций), освоенных в сетевом режиме;
- уточнение требований к условиям реализации образовательного процесса;
- уточнение индикаторов сформированности компетенций в условиях вуза;
- формулирование необходимых предложений по доработке модели практико-ориентированной подготовки бакалавров и содержания модулей ОПОП;
- определение возможных рисков использования модели и новых модулей образовательном процессе высших учебных заведений.
Новизна модуля характеризуется следующим:
- разработаны образовательные результаты модуля, которые представлены в компетенциях, сформулированных на основе Профессионального стандарта педагога в области дошкольного образования;
- при планировании структуры и содержания модуля использовано содержательно-тематическое объединение учебных дисциплин с ориентацией на образовательные результаты модуля;
- впервые разработаны и введены дисциплины «Историческая ретроспектива изучения проблем детского развития в психологической и педагогической науках», «Психолого-педагогический практикум или рассредоточенная практика» (практикум по овладению методами психолого-педагогических исследований);
- реализовано планирование учебной деятельности студентов по достижению образовательных результатов, имеющей практико-ориентированную направленность, что
пеппгогический журнал слшнортостпнп м 4(65). яо!б
нашло отражение в постановке задач, формах работы студентов, формах предъявления образовательных результатов;
- использованы разнличые виды деятельности студентов - контактная работа с преподавателем, самостоятельная работа, дистанционные формы с применением системы Мообв.
Назначение модуля и его роль выражены в кратком лозунге: «Я - исследователь, умею осуществлять исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач».
Целевые ориентиры модуля - создание условий для овладения студентами методологией и методами психолого-педагогического исследования, приобретения опыта планирования, организации и анализа результатов исследовательской деятельности с целью проведения педагогического мониторинга, адекватного применения методов исследования.
Итоги освоения модуля - образовательные результаты:
- владение способами выделения актуальных проблем дошкольного образования, их ретроспективного анализа, формулирования научно-следовательских целей и задач для последующего решения;
- презентация знаний об исследовательских возможностях эмпирических и теоретических методов, требования к их отбору, условиях применения; правила обработки, интерпретация и оформления результатов психолого-педагогического исследования;
- умение саморганизовываться, планировать и выполнять теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования; проводить библиографическую информационно-поисковую работу в области методологии и теории педагогики с последующим использованием данных для решения профессиональных задач; осуществлять презентацию результатов психолого-педагогического исследования;
- приобретение опыта адекватного применения исследовательских методов для решения педагогических задач с соблюдением правил профессиональной этики.
Студенты, успешно освоившие программу данного учебного модуля, показали следующие образовательные результаты.
Владение способами выделения актуальных проблем дошкольного образования, их ретроспективного анализа, формулирования научно-исследовательских целей и задач для последующего решения.
Демонстрация знаний об исследовательских возможностях эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического исследования, требованиях к их отбору, условиях применения; правилах обработки, интерпритации и оформления результатов.
Умение организовывать, планировать и выполнять теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования; проводить библиографическую и информационно-поисковую работу в области методологии психологии и педагогики с последующим использованием данных для решения профессиональных задач; осуществлять презентацию результатов психолого-педагогического исследования.
Приобретение опыта адекватного применения исследовательских методов для решения педагогических задач при соблюдении правил профессиональной этики.
Образовательные результаты данного модуля были соотнесены с компетенциями, заложенными в ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и требованиями к компетенциям педагогических работников ФГОС ДО.
Аттестация обучающихся осуществлялась в несколько этапов и включала текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
На этапе текущего контроля оценка знаний, умений и практического опыта обучающихся, как дескрипторов формируемых компетенций, осуществлялась в соответствии с фондами оценочных средств, представленными в рабочих программах
а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп
дисциплин модулей. Текущий контроль проводился в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую дисциплину модуля, изучаемого как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии (в том числе электронная система Мооб!е). Методы текущего контроля выбирались преподавателем, исходя из специфики дисциплины, формируемых знаний, умений, практического опыта и компетенций.
Промежуточная аттестация проводилась согласно разработанным фондам оценочных средств по каждой дисциплине модулей. Уровень подготовки обучающихся по результатам промежуточной аттестации по учебным дисциплинам определялся оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»). Оценка компетенций осуществлялась в форме: «владеет / частично владеет / не владеет». При оценке достижений студентами образовательных результатов использовался критериально-ориентированный подход, позволяющий оценить насколько студенты достигли заданного уровня сформиро-ванности компетенций, определенных ФГОС ВО. Таким образом, выявленные результаты позволяли установить соответствие уровня достижений студентов требованиям стандарта. При данном подходе результаты интерпретировались следующим образом: делался вывод о том, овладел или не овладел студент компетенциями, предусмотренными рабочей программой дисциплины.
На заключительном этапе проводилась итоговая аттестация обучающихся по степени сформированности компетенций. Механизм проведения итоговой аттестации был заложен в модули на этапе их разработки.
Формы проведения итоговой аттестации по модулю «Методология и методы психолого-педагогической деятельности следующие: портфель исследовательских методик для решения конкретной педагогической задачи; тезисы, статья студента, методические рекомендации, составленные по результатам исследования;презентация портфолио, исследовательских материалов; курсовая работа или научная статья; участие в мероприятиях -портрет личности дошкольника, театрализованная неделя, педагогический десант; участие в студенческом научном, проблемно-исследовательском кружке по актуальным проблемам дошкольного образования; участие студентов 1 -го курса в рабочей группе по созданию видеороликов по педагогической деятельности, в том числе, по профориентации («Первые шаги в профессии: Воспитатель», «Как я выбрал свою профессию», «Мое педагогическое кредо», «Педагогические максимы», «Город мастеров», «Педагогические династии», «Педагогический флэшмоб» и др.) [7].
Процедура, инструментарий и критерии оценки сформированности образовательных результатов содержались в фондах оценочных средств каждого модуля. Фонд оценочных средств для итоговой аттестации по модулю включал:
- перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.
Общая логика освоения образовательной программы модуля заключается в продвижении студента от осознания некого дефицита необходимых для полноценного выполнения трудовой (педагогической) деятельности компетенций - к мотивированному их освоению. Данное поступательное и осознанное движение студент осуществлял следующим образом:
аепагогический журнал Башкортостана м 4(65), яо!б
- первичное (пробное) выполнение трудового действия (обязательно зафиксированного, чтобы иметь возможность его воспроизвести);
- попытка оценить результат в соответствии с образцом профессиональных действий (действия опытного педагога / воспитателя);
- осознание несоответствия собственных трудовых действий образцу, констатация дефицита знаний и умений; параллельно должно осуществляться формирование мотивации достижений;
- накопление знаний и умений, трансформированных в схемы трудовых действий; закрепление наработанных цепочек и схем трудовых действий в практической деятельности;
- рефлексивная и экспертная оценка эффективности профессиональной деятельности студента.
Разработка модуля учитывает следующие положения Концепции поддержки развития образования:
- усиление практикоориентированной подготовки педагогических кадров;
- усиление связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами педагога;
- насыщение программы подготовки педагогов разветвленной системой практик;
- введение системы независимой профессиональной экспертизы в промежуточную и итоговую аттестацию студентов.
Научные исследования и практика свидетельствуют, что качество и эффективность профессионального образования должны обеспечиваться не столько отдельными учебными заведениями, сколько целостной их сетью, что продиктовано требованиями экономически целесообразного распределения и использования образовательных ресурсов всех заинтересованных сторон. Для этого целесообразно обеспечение студентов учебной и производственной практикками в дошкольных образовательных организациях, с вовлечением работодателей в процедуру обучения, итоговой аттестации выпускников, оценки качества образования и т. д. Как упоминалось, модуль «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» разработан с учетом модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает освоение обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций [2, 15]. В рамках апробации модуля сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования и дошкольного образования определялась как совокупность организаций, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими.
Образовательные ресурсы, используемые как сетевые, представлены следующими группами:
- кадровые ресурсы - преподаватели, педагоги и супервизоры, владеющие современными педагогическими технологиями; руководители ДОО;
- информационные ресурсы - базы данных о новейших педагогических технологиях, тенденциях и разработках в дошкольном образовании; актуальных и перспективных требованиях работодателей к качеству профессиональной подготовки в конкурентных сегментах рынка труда;
- материально-технические ресурсы - учебные помещения, помещения ДОО, учебно-методическое оборудование, используемое в образовательных целях;
а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп
- учебно-методические ресурсы - основные образовательные программы, новые модули, методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т. д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения общих и профессиональных компетенций; компьютерные обучающие и диагностирующие программы;
- социальные ресурсы - отлаженные партнерские связи с организациями дошкольного и профессионального образования; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе.
В содержательном плане сетевое взаимодействие выстраивалось вокруг образовательной программы «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель), где каждый участник вносит определенный вклад в ее реализацию (при этом все отношения между частниками опосредованы этой программой).
Для студентов сетевое взаимодействие выражалось в том, что при разработке индивидуального образовательного маршрута каждый оказывался в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для достижения своих образовательных целей.
Наиболее эффективные формы взаимодействия с ДОО: общение, консультация онлайн, оффлайн через вебкамеру, скайп-общение, вебинары, круглые столы, научно-методические семинары, телемост. В процессе апробации модуля создана разветвленная система комплекса мероприятий по подготовке супервизоров, позволяющая организовать сотрудничество и интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса ДОО, БГПУ имени М. Акмуллы, МПГУ в рамках реализации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Нами проведено изучение мнения студентов и преподавателей о содержании и новых технологиях модулей ОПОП. В ходе анкетирования, опроса, бесед, анализа эссе студентов выявлено эффективное применение следующих технологий в работе со студентами: защита проектов, технология диспозицион-ного взаимодействия, логико-смысловые модели, «технология пяти шляп», мозговой штурм, постерная презентация, интерактивное взаимодействие и др.
Анализируя результаты апробации модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» в рамках проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования, можно констатировать следующее:
- результаты освоения модуля, выраженные в компетенциях, сформулированные на основе профессионального стандарта педагога (в области дошкольного образования), позволяют готовить специалистов, востребованных на рынке труда;
- освоение дисциплин модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» позволяет готовить будущих педагогов к проведению педагогического мониторинга освоения детьми образовательных программ, выступающими одним из трудовой функции педагога ДОО;
- реализацию данного модуля необходимо осуществлять на 2-м курсе 4-го семестра, как и предлагали разработчики, так как на 1-м курсе еще недостаточен уровень базовых знаний по психолого-педагогическим дисциплинам;
- новая логика освоения модуля позволяет увеличить долю лекций в интерактивном режиме, так как в ходе пассивной практики возникали вопросы, решаемые на лекционных курсах;
- содержание модуля направлено на формирование совокупности профессионально значимых умений, которые становятся средствами деятельности выпускника в его будущей профессии;
- освоение и завершение модуля в одном семестре обеспечивает полное погружение и целостное освоение модуля, что позволяет осуществить процесс обмена студен-
аепагогический журнал Башкортостана м 4(&s), sota sSSSsSs
тами в рамках сетевого взаимодействия по освоению и накоплению зачетных единиц конкретного модуля; это позволяет расширить границы индивидуальной траектории развития и углубить знания.
- сетевая форма апробации модуля обеспечивает возможность освоения студентами образовательной программы с использованием ресурсов вуза и ДОО.
1. Голованова, Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. -2013- №12. - С. 437-442.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. - М. : Омега-Л, 2013.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173677.
4. Марголис, А.А. Модели подготовки педагогов в рамках прошрамм прикладного баклавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. - 2015. - №5. - С. 45-62.
5. Методические рекомендации по проведению апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (воспитатель) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования [Текст] / Г.Н. Толкачева [и др. ] ; под общей ред. Г.Н. Толкачевой. - М. : НИИ Школьных технологий, 2015, - 140 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-91447-139-9.
6. Руководство по использованию системы кредитов ECTS [Электронный ресурс] URL : http://europa.eu.int/comm/education/socrates ects.html.
7. Сыртланова, Н.Ш. Роль научной лаборатории в реализации компетентностного подхода при подготовке педагогов ДОО // Педагогический журнал Башкортостана. №№3-4 (46-47). - 2013. - С. 133-137.