Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МНОГОМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL TECHNOLOGY OF DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL TOOLS / ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / НАВИГАТОРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / NAVIGATION OF UNIVERSAL EDUCATION / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / LOGICAL-SEMANTIC MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин Александр Леонидович, Ахметшина Виктория Александровна

В статье представлен опыт экспериментальной работы по формированию у обучающихся универсальных учебных действий с помощью новых дидактических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрин Александр Леонидович, Ахметшина Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF THE SECOND GENERATION BASED ON FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

The article presents experience of experimental work on formation of students ' universal educational actions with the help of new didactic tools.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НЛУКА, ПРАКТИКА

А.Л. Шадрин, В.А. Ахметшина РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ключевые слова: дидактическая многомерная технология, дидактические многомерные инструменты, логико-смысловые модели, навигаторы универсальных учебных действий, системно-деятельностный подход, эксперимент.

Аннотация: В статье представлен опыт экспериментальной работы по формированию у обучающихся универсальных учебных действий с помощью новых дидактических средств.

ао1: 10.21510/1817-3292-2016-4-81 -89

Новые федеральные государственные стандарты ориентируют систему образования на образовательные результаты, которые, с позиций системно-деятельностного подхода, определяются как формирование универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Это - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД осуществляется в рамках целостного образовательного процесса при изучении системы учебных предметов и дисциплин; в метапредметной деятельности; при организации воспитательной деятельности. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока - личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Основной педагогической задачей, таким образом, становятся создание и организация условий, инициирующих учебное действие, поэтому современный учитель - это менеджер, управляющий образовательным процессом, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность, то есть выполняет учебные действия на материале учебного предмета. И в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

В образовательной практике происходит переход от обучения (как презентации системы знаний) к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении изменяет представления о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками, которое принимает характер сотрудничества. Непосредственное руководство учителя в таком сотрудничестве замещается активным участием обучающихся при выборе методов обучения, что придает актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий на основе новых технологий. Для развития универсальных общеучебных и логических учебных действий намикак применена дидактическая многомерная технология (разработка Научной лаборатории дидактического дизайна БГПУ имени М. Акмуллы). Данная технология способствует формированию у обучающихся строго логического представления о предметной теме, разделе, курсе в целом; учит устанавливать межпредметные связи между различными учебными дисциплинами и решать прикладные задачи; позволяет алгоритмизировать учебно-познавательную деятельность; усиливает наглядность изучаемого материала; делает обратную связь оперативной; способствует более прочному запоминанию и облегчает воспроизведение изученного материала; актуализирует воспитательный потенциал учебного предмета.

Основным дидактическим инструментом является логико-смысловая модель (ЛСМ), которая обладает солярностью, визуальное удобство которой обусловлено сочетанием графических координат и их круговым расположением, а также узлами, соединяемыми смысловыми связями -пунктирами. Смысловой компонент реализуется путем «грануляции» - выделения из информации

пеппгогический журнал слшнортостпнп м 4(65). яо!б

узловых элементов содержания в форме ключевых слов, с последующим отбором наиболее важных из них и размещением на координатах по выбранному основанию. ЛСМ обеспечивает создание условий для возникновения проблемных ситуаций; выбор частично-поисковых и исследовательских приемов; создание ситуации успеха путем выполнения заданий; соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.

Поиск новых технологий обучения оказался успешен в союзе с высшей школой: в 2013 году, по инициативе начальника Управления образования Л.И. Васильева, гимназия №1 включилась в проект БГПУ имени М. Акмуллы и стала экспериментальной площадкой по проекту «Реализация задач стандартов второго поколения на основе формирования у обучающихся УУД с помощью специальных дидактических средств» (научный руководитель - заведующий Научной лабораторией дидактического дизайна, д-р пед. н., профессор В.Э. Штейнберг).

На основе дидактической многомерной технологии был начат эксперимент по освоению навыков проектно-технологического подхода и дидактических многомерных инструментов. В ходе педагогического совета нами была проведена практическая работа в группах по проектированию логико-смысловой модели «Формирование универсальных учебных действий у учащихся». Такая работа позволила решить несколько задач: расширить представления коллектива о многомерной дидактической технологии; изучить требования по формированию предметных УУД; наглядно показать возможности логико-смысловых моделей по структурированию объемного учебного материала.

Поставленные задачи были выполнены, а совместная деятельность по проектированию логико-смысловой модели «Формирование УУД» определила основные направления работы на три ближайших года и уточнила образ желаемого результата (рис.1).

Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только помогает ученику, но даже и «вынуждает» его действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями, то есть построить процесс «от действия - к мысли». Такими условиями стало проектирование бинарных «комплектных» логико-смысловых моделей, которые как раз и «программируют» ученика на выполнение определенных действий с заданными требованиями. Процесс проектирования заключается в том, что вначале формулируется «идеальный конечный результат», а затем определяется (выстраивается) процесс его получения. Приоритетными направлениями деятельности на уроке становится выполнение поставленной задачи учащимися по логико-смысловым моделям; правильное оформление и представление результатов своей работы. Благодаря этому многолетний опыт учителя срабатывает на 100 %, а многоразовые объяснения учителя замещаются моделями, способствующими формированию у учащихся УУД.

Учителя, преподающие разные предметы и имеющие большой опыт работы, были вовлечены в творческий процесс по составлению бинарных ЛСМ. Смысл задания заключался в разработке инструмента, помогающего ученикам по алгоритму действий пошагово, самостоятельно достичь результата. Проработав большой объем информации, учителя составили двойные ЛСМ. Теперь бинарная ЛСМ применяется для выполнения конкретной задачи - это лабораторные работы по биологии, практические работы по информатике и математике, анализ текста по литературе, написание эссе по обществознанию и т. д. При составлении бинарных ЛСМ учитывалась специфика предметов.

Так, учителем биологии была составлена ЛСМ «УУД1. Биология - эксперимент», в которой показан план действий по выполнению лабораторной работы, позволяющий проследить формирование у школьников умений учиться и оценить сформированность универсальных учебных действий (рис.2).

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

Рис.1. ЛСМ «Формирование универсальных учебных действий»

Рис.2. «УУД1. Биология. Результат эксперимента»

Поскольку цели и задачи лабораторно-практических работ отличаются друг от друга, ЛСМ «УУД 2. Биология - результат эксперимента» для разных классов и разных видов работ выстраиваются отдельно (рис.3)

аепагогический журнал Башкортостана м 4(65), яо!б

Рис.3. «УУД2. Изучение органов цветкового растения»

Конструирование ЛСМ для лабораторных работ отличается от построения ЛСМ для изучения учебного материала тем, что появляется необходимость пошагового определения ( и последующего выполнения) действий, которые логически приводят школьника к результату. Для качественного выполнения работы ученики должны понимать, что и как они должны сделать. ЛСМ для лабораторных и практических работ по биологии работает как навигатор выполнения определенных действий для получения заданного результата.

Школьная математика располагает особыми возможностями для организации эффективного формирования УУД. Умение решать задачи - это один из основных показателей не только математического, но и интеллектуального развития личности; принципы решения математических задач лежат в основе большинства точных дисциплин - химии, физики, информатики и т. д. Не освоив эти принципы и не научившись их применять, ученик начинает испытывать серьезные трудности при изучении не только математики, но и других предметов.

В современных учебниках по математике уделяется недостаточно внимания формированию у учащихся общего подхода к решению математических задач. Процесс решения арифметической задачи представляет собой причинно-следственную цепочку рассуждений «текст - постановка задачи - процесс решения - результат». Однако движение от текста задачи до ответа к ней сопровождается вариативностью действий ученика. И в это время важна помощь со стороны учителя-наставника, чтобы в самом начале преодолеть познавательные затруднения. С помощью дидактической многомерной технологии созданы и применены на практике бинарные логико-смысловые модели для организации усвоения

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

общих способов решения арифметических задач и разрешения таких затруднений. Представление общего способа решения арифметических задач в виде логико-смысловой модели способствует формированию универсальных учебных действий, дает ориентир для самостоятельной работы.

Логико-смысловая модель «УУД1. Математика. Задача» отражает все этапы работы над арифметической задачей и разработана на уроках в 6-м классе (рис.4).

Рис.4. «УУД1. Математика. Задача»

В шестом классе учащиеся часто испытывают затруднения при решении задач на части, в том числе определение типа задач. В объяснительном тексте учебников практически отсутствует краткая запись условий данных задач, и на начальном этапе это приводит учащихся к непониманию, почему в одном случае они должны выполнять умножение числа на дробь, а в другом - деление числа на данную дробь. Поэтому в качестве продолжения работы разработана логико-смысловая модель для 6-го класса «УУД2. Математика. Задача на части», которая наглядно отображает все этапы работы над задачей, задает логику построения рассуждений, вооружает школьников методом поиска способов решения арифметической задачи (рис.5).

аепагогический журнал Башкортостана м 4(65), яо!б

Рис.5. «УУД2. Математика. Задача на части»

Технология работы с бинарными ЛМС при работе над задачей позволяет школьнику выдерживать индивидуальный темп, сокращает время на формирование конкретных умений и навыков благодаря автоматизации выполняемых действий по алгоритму, что крайне важно для учителя. Новые дидактические инструменты оказались интересными и действенными при решении многих предметных задач. Удивляло (и одновременно радовало), что такую творчески эмоциональную работу, как анализ художественного текста можно представить в виде рациональной модели, а процесс написания сочинения по русскому языку и по литературе становится по-настоящему захватывающим и продуктивным, если его осуществить по алгоритмоподобной схеме. Ученики при этом сначала выполняют логически обоснованные учебные действия: на основе теоретического анализа с помощью многомерных инструментов создают лаконично выстроенную логико-смысловую модель предмета исследования, а затем на основе этой рациональной схемы составляют текст полного аналитически-доказательного рассуждения. Если процесс заполнения схемы будет организован правильно, то полученная модель наглядно продемонстрирует все логические и смысловые связи по решению конкретных задач; ученик же, объединив полученные сведения в единую систему, сможет увидеть наглядную, аргументированную картину по достижению своей цели. Получается, что можно «поверить алгеброй гармонию», поскольку без ремесла нет искусства. Эмоциональность же и образность, которые обязательны для филологической науки, возникают в процессе научного исследования, а субъективно-оценочные интерпретации уместны, если они теоретически обоснованы. Первой такой моделью стала схема по русскому языку (рис. 6).

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп

Рис.6. «УУД1. Русский язык. Общая характеристика творческого проекта»

Возможности для практического применения как старшеклассниками, так и учениками среднего звена открывает ЛСМ «УУД2» (рис.7).

Рис.7. «УУД». Русский язык. Реализация творческого проекта - написание сочинения»

аепагогический журнал Башкортостана м 4(65), яо!б

Учебные задачи, определяемые самим учителем, могут быть решены и в рамках всего плана, и сегментарно, то есть частично на конкретных уроках. Узел «Тема» в луче «Анализ текста» может уточняться (рис.8).

Осознанное изучение схемы «УУД1» - предпосылка основной деятельности по практической и детальной реализации какого-либо проекта (УУД2) на основе анализа и синтеза, интерпретации и доказательности. Бинарная модель наиболее полно отражает конкретный учебный процесс: она теоретически его обосновывает и предлагает алгоритм выполнения определенных последовательных действий по достижению результата. Таким образом, школьник получает возможность не просто решать предметную задачу - работать по ЛСМ, но и учится ставить цели, выдвигать гипотезы, определять перечень ресурсов, то есть научно планировать. Подобная организация учебного процесса позволяет реализовать приоритетную позицию образования, направленную на создание благоприятных условий, средств и форм деятельности учащихся; развитие познавательной самостоятельности и универсальных учебных действий. Эти задачи решаются на личностном уровне, что особенно мобилизует и развивает важные структуры интеллекта.

Трехлетняя опытно-экспериментальная работа показала, что бинарные ДМИ хорошо подходят для формирования предметных уУд, координации совместной деятельности на уроке, трансляции учебного материала и управления деятельностью учащихся (а значит, и управления качеством образовательного процесса в целом). Дидактические многомерные инструменты являются универсальным средством познания, так как применимы при изучении любых предметов. Но для продуктивного использования дидактической многомерной технологии необходимо ее применять с начальной школы. Предметные «компактные» ЛСМ, спроектированные в ходе совместной деятельности с учащимися, - хорошие «шпаргалки» при подготовке к урокам, к итоговой аттестации; они способствуют формированию познавательных УУД (учат детей работать с информацией, структурировать ее), а затем - регулятивных УУД (формируют умение работать по плану, проводить рефлексию своей деятельности), личностных УУД (повышают интерес к предмету) и коммуникативных УУД (обучаться через взаимодействие с учителем и с другими учащимися).

Рис.8. «Тема»

sssssss профессионально* обрпзоппнис-. проблемы, нпунп, прпнтикп

1. Башлай, Н.А. Развитие субъектного опыта учащихся на уроках литературы посредством логико-смысловых моделей [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://gigabaza.ru/doc/72063.html.

2. Гальперин, П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://studopedia.ru/3_999_teoriya-poetapnogo-formirovaniya-galperina-i-talizinoy.htmlю

3. Жегалова, С.Г. Русский язык. Литература. 10-11 классы. Использование логико-смысловых моделей на уроках [Текст]. Волгоград: Учитель, 2014.

4. Кабацкая, Л.Н. Система работы учителя математики по формированию навыков решения текстовых задач // Проблемы иперспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2013. -С. 87-90.

5. Федотова, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article.

6. Фридман, Л.М. Методика обучения решению математических задач // Математика в школе. - 1991. - №5.

- С.59-63.

7. Штейнберг, В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии : монография [Текст]. - М. : Народное образование, 2015.

8. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика // Школьные технологии. М. : Народное образование, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.