УДК 378: 001. 89
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В статье автор анализирует роль исследовательских умений для профессиональной деятельности менеджера, рассматривает различные подходы к определению данного понятия и уточняет его. Также в статье проведен анализ классификаций исследовательских умений, выделены основные группы, необходимые для профессиональной деятельности будущих менеджеров. Рассмотрены методы для формирования исследовательских умений будущих менеджеров в процессе изучения гуманитарных наук.
Ключевые слова: исследовательские умения, будущие менеджеры, исследовательское обучение, кейс-метод, метод проектов, проблемный метод, эвристический метод, исследовательский метод.
Современные условия жизни требуют от любого специалиста умения принимать быстрые и порой нестандартные решения, а также адаптироваться к различным ситуациям. На данном этапе развития общества необходимы люди, умеющие творчески подходить к решению проблем, мыслить самостоятельно и нешаблонно. И именно в такой сложившейся ситуации в быстро развивающемся мире исследовательские умения выступают важным компонентом и определяют готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности.
Подготовка таких специалистов является главной задачей университетского образования. О. Андрусь, Б. Гершунський, Д. Чернилевский, Н. Ничкало, П. Олейник и другие ученые отмечают, что перед высшими учебными заведениями стоит проблема не только приобретения теоретических знаний по учебным дисциплинам, но и умение использовать эти знания для решения профессиональных проблем исследовательским путем.
В своих работах Г. Артемчук, В. Буряк, Л. Кондрашова, Г. Гранник, Е. Спицина, А. Усова, В. Шейко и другие ученые обращают внимание на острую потребность формирования исследовательских умений, организации учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов. А такие ученые как С. Архангельський, Г. Балл, Е. Злотников, М. Кларин, В. Моляко, В. Успенський рассматривают различные типы задач как средства для формирования исследовательских умений.
Все эти требования относятся и к современному менеджеру. В работе всех менеджеров есть нечто общее, что определяется спецификой управленческой деятельностью и условиями, в которых она осуществляется. Но при этом каждый менеджер проявляет черты индивидуальности в своей трудовой деятельности. Современным условием управления является потребность в исследованиях. Именно поэтому каждый современный менеджер должен уметь применять исследовательский подход к решению всех проблем. Можно выделить следующие черты, которыми должен обладать менеджер, опирающийся на исследовательский подход при принятии решений:
• умение предвидеть возникновение проблемы до ее появления;
• инновационность мышления;
• системное восприятие действительности и управляемого объекта;
• умение делать верные заключения при отсутствии информации;
• способность быстро адаптироваться к изменениям условий деятельности.
В современной психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к определению понятия «исследовательские умения». Например, Н. Головизнина, И. Зимняя, В. Успенский и Е. Шашенкова, и другие рассматривают исследовательские умения как способность к проведению самостоятельных наблюде-
И. Ю. Нечепорчук
Национальный
технический
университет
«Харьковский
политехнический
институт»
e-mail:
ний и экспериментов в процессе решения исследовательских задач. Т.е. эти ученые определяют исследовательские умения как результат исследовательской деятельности. Авторы другого подхода М. Н. Поволяева, П. Романов, Н. Сычкова и другие придерживаются мнения, что исследовательские умения - это способность к действиям, которые необходимы для выполнения исследовательской деятельности.
В. Лазарев отмечает, что при решении исследовательских задач специалист проводит сбор исходной информации, например на основе наблюдения, ставит перед собой конкретные исследовательские задачи, планирует решение поставленных задач, выдвигает гипотезы, проводит эксперименты, проводит анализ данных экспериментов, проводит обобщение полученных результатов, разрабатывает и работает с моделями действительности и т. д. [1]
Б. Комаров и М. Шишкина считают, что каждое из исследовательских умений состоит из более простых умений. Так, например, умение формулировать гипотезу состоит из формулировки выводов, выдвижения предположения на основе нескольких положений, расчленения гипотезы на структурные компоненты, выбора наиболее верных и корректных из нескольких предположений, выводов, гипотез и т. д. [2]
В своей работе А. Савенков отмечает, что под общими исследовательскими умениями зачастую понимают умения видеть проблемы, использовать технику формулировки вопросов, выдвигать исследовательские гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать данные понятия, наблюдать и проводить эксперимент, делать выводы, работать с текстом, конспектировать, а также доказывать и защищать свои идеи [3].
В контексте подготовки будущих менеджеров считаем необходимым объединить данные подходы, и под исследовательскими умениями будем понимать сложную систему практических и интеллектуальных действий, позволяющих выполнять исследовательскую деятельность, как в целом, так и ее отдельных этапов при наличии соответствующих знаний, умений и навыков.
На сегодняшний день в научной литературе существует достаточно большое количество попыток классифицировать исследовательские умения. Например, такие ученые как З. Есарева, Н. Кузьмина, В. Николаев, Л. Спирин, А. Щербаков и др. классифицируют исследовательские умения по функциям деятельности. И. Бердников, М. Владыка, Н. Яковлева и др. в основу своей классификации ставят этапность процесса исследовательской деятельности. Каждая из этих классификаций предлагает свой подход к определению групп исследовательских умений. И у каждой из них есть свои достоинства и недостатки.
Рассмотрев различные классификации исследовательских умений, предложенные разными авторами, можно сделать вывод о том, что в психолого -педагогической литературе нет единого мнения о составе исследовательских умений. И, таким образом, предложенные классификации не являются достаточно подробными. Однако для успешного формирования исследовательских учений необходимо определить их структурный состав.
Наиболее логичной и полной мы находим классификацию умений, которую предложил В. Андреев, и которая включает четыре группы исследовательских умений, а именно: операционные, технические, коммуникативные и организационные [4, с. 107]. Но, все же, мы сочли необходимым дополнить ее двумя самостоятельными группами диагностических и интеллектуальных умений. Поэтому наша авторская классификация включает шесть групп исследовательских умений: диагностические, интеллектуальные, операционные, информационные, организационные и коммуникативные.
Операционные умения включают умственные приемы и операции, применяемые в исследовательской и познавательной деятельности: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, выдвижение гипотезы, сопоставление, обобщение и другие мыслительные операции.
Информационные исследовательские умения дают возможность работать с различными источниками информации, представлять наглядно и конкретно идеи и результаты деятельности в виде моделей, схем, графиков и др.
Организационные умения позволяют применять приемы самоорганизации, планирования в научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельности, проводить самоанализ и самоконтроль, регулировать свои действия в процессе решения исследовательских задач.
Диагностические умения дают возможность на практике применять комплекс методов исследования, направленный на изучение индивидуальных особенностей студентов, их достижений и затруднений, проводить педагогический эксперимент, наблюдать и оценивать факты, события и обрабатывать эмпирические данные, полученные при помощи различных способов исследования.
Коммуникативные умения позволяют осуществлять совместные исследования, применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль, грамотно, обоснованно и в рамках научной этики публично представлять результаты индивидуальной и совместной исследовательской деятельности.
К интеллектуальным умениям мы относим проведение мысленного эксперимента; теоретическое обоснование результатов эксперимента; интуицию; поиск альтернативного решения и выбор рационального решения; осуществление ближнего и дальнего внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию; оценку границ применимости (явлений, процессов, проявлений изучаемой закономерности, теорий); определение места и значения результатов, полученных в ходе эксперимента.
В основу представленной нами классификации легли необходимые будущему менеджеру исследовательские действия и операции. На наш взгляд, представленная классификация позволит упорядочить различные умения по их назначению в зависимости от этапов исследования, что важно как при диагностике умений, так и при их поэтапном формировании.
Для разработки методики формирования исследовательских умений будущих менеджеров в процессе изучения гуманитарных наук был проведен анализ существующих методик различных авторов.
А. Ямщикова определяет три стратегии по формированию исследовательских умений: репродуктивная, алгоритмическая, творческая. Каждая из данных стратегий ориентирована на студентов с определенным уровнем сформированности исследовательских умений. Так для студентов с низким и средним уровнями рассчитана репродуктивная стратегия, которая включает себя использование объяснительно-иллюстративного и эмпирического методов. Задачей алгоритмической стратегии является освоение технологий исследовательской деятельности, а также способов обработки эмпирических данных. В рамках данной стратегии применяются такие методы обучения как частично-поисковый и метод проблемного изложения. Творческая стратегия включает в себя исследовательский метод, метод кейсов, задания по написанию аналитического доклада и рецензирования и др., а также направлена на решение новых задач и применение известных способов решения в новых областях.
Рассмотрим подробнее основные методы, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективными при формировании исследовательских умений будущих менеджеров в процессе изучения гуманитарных наук.
Многие ученые считают исследовательское обучение наиболее эффективным при формировании исследовательских умений. Суть данного обучения состоит в том, что в процесс учебного познания на всех этапах вводятся общие и частные методы научного исследования. Студенты овладевают знаниями, самостоятельно формируя проблему, строя гипотезы, собирая и обрабатывая необходимый материал, делая выводы и обобщения и представляя результаты. Исследовательский подход в обучении
предполагает формирование у студентов научного мировоззрения, развитие познавательной самостоятельности.
Проблемный метод обучения предполагает подачу нового материала в виде проблемной ситуации, которую должны разрешить студенты, и что является для них интеллектуальным затруднением. Это затруднение возникает в тех случаях, когда студент не знает, как объяснить возникновение того или иного явления, не может прийти к результату известным ему способом. Это и побуждает его искать новый способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Данный метод необходим для развития исследовательской позиции, познавательной самостоятельности и творческих способностей у студентов, формирования познавательных потребностей и мотивации к изучению, исследованию явлений и процессов. И. Гребенев понимает учебную проблему как запланированное и умышленно созданное преподавателем противоречие между старыми знаниями и новым фактом, для объяснения которого студентам необходимо выдвижение принципиально новой гипотезы [6, с. 115]. Применяя проблемный метод в процессе изучения гуманитарных дисциплин можно развивать такие исследовательские умения, как постановка исследовательских задач; планирование хода решения задач; выдвижение гипотез.
Эвристический метод обучения предполагает создание студентами под руководством педагога новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований. Он заключается в том, что преподаватель, разбивая материал на отдельные участки, ставит перед студентами новые исследовательские задачи. Использование эвристического метода в процессе изучения гуманитарных дисциплин дает возможность формировать большинство исследовательских умений. Это и планирование хода решения задач, сбор исходной информации, выдвижение гипотез, проведение эксперимента, анализ данных эксперимента, формулировка обобщений и выводов, построение моделей и работа с ними.
И. Лернер и М. Скаткин считают, что исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное получение студентами новых познавательных результатов: «овладение методами научного познания, самостоятельное и (в идеале) творческое их применение, которое выражает и внутреннюю потребность, и общественную направленность личности»[7]. Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное изучение литературы, проведение различных действий поискового характера (наблюдение, измерение и т.п.) после постановки проблемы и краткого инструктажа преподавателя. При использовании исследовательского метода студенты проявляют инициативу и самостоятельность, определяют проблемные ситуации и находят пути их разрешения, осуществляют сбор и обработку данных в подтверждение выдвинутых гипотез, строят обобщения и выводы.
Для моделировании различных реальных ситуаций нами также использовался метод кейсов. Сущность кейс-метода или как его еще называют кейс-технологии заключается в том, что студентам предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Данные ситуации подаются как реальные, соответствующие действительности, т.е. адекватно ее имитируют. Данный метод способствует активному усвоению знаний, позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, а также выработать у них устойчивые умения разрешения возникающих проблемных ситуаций.
В переводе с английского слово «саБв» означает случай, ситуацию, казус, а иногда - и их сочетание. В нашем случае это понятие используется как набор практических ситуаций, которые должны изучаться студентами.
Соответственно данный метод не требует больших материальных и временных затрат, а также предполагает вариативность обучения. Студенты получают учебный материал в виде кейсов (проблем) и приобретают новые знания в результате активной и творческой работы. Они самостоятельно ставят цели, проводят сбор необходимой
информации, анализирую ее, выдвигают гипотезы, строят выводы и делают заключения. Кейс-метод позволяет выполнять самоконтроль процесса получения знаний и его результатов.
Также важное место в формировании исследовательских умений будущих менеджеров в процессе изучения гуманитарных наук занимает метод проектов. Он включает в себя целый ряд творческих по своей сути методов, таких как: исследовательские, поисковые, проблемные. При использовании метода проектов создаются такие образовательные ситуации, в которых предполагается противоречие между явлениями и имеющимися у студентов представлениями и знаниями.
Метод проектов предполагает самостоятельную деятельность студентов в процессе решения практических задач или проблем, которая может осуществляться как индивидуальная, так парная или групповая в течение определённого временного промежутка.
При использовании данного метода, студенты не только приобретают знания по определенным предметам. Метод проектов, по мнению многих современных авторов, исследующих его [8; 9; 10; 11; 12], предполагает развитие познавательных навыков и познавательной активности, критического и творческого мышления, мотивации и стремления к исследованию, а также развитие таких исследовательских умений как определение и постановка проблемы, выдвижение гипотез, решение данных гипотез, сбор и анализ данных, построение выводов, а также умений работать сообща, принимать чужое мнение и др. при условии парной или групповой работы.
В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе решения той или иной проблемы. Исследовательские умения, нарабатываемые студентами в ходе выполнения проектов, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение различных умственных и практических действий. Фактор использования специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как существенный индикатор познавательной потребности, поскольку самостоятельно организованная учебная деятельность увеличивает качество изучения всех дисциплин.
Использование данных стратегий и методов в процессе изучения гуманитарных наук будущими менеджерами позволило сделать следующие выводы. Во-первых, внедрение данных методов способствует дальнейшему росту уровня сформированно-сти исследовательских умений студентов, что необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности. Во-вторых, выполнение заданий вызывает интерес и повышает мотивацию, так как они способствуют прохождению всех этапов исследования, решению всей задачи в целом, как в реальной научно-исследовательской деятельности. Это вызывает желание заниматься исследовательской деятельностью, стремление к самостоятельности и способствует постепенному переходу к самостоятельной исследовательской работе.
Список литературы
1. Лазарев В. С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся / Лазарев В.С. - М., 2007. - С. 3 - 4.
2. Комаров Б. А., Шишкина М. Н. Методы научного познания в современном образовательном процессе: [учебное пособие] / Б. А. Комаров, М. Н. Шишкина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 195 с.
3. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. - Москва : Сентябрь, 2003. - 204 с.
4. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : [методическое пособие] / В. И. Андреев. - М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.
5. Ямщикова А. Г. Формирование исследовательских умений студентов вузов средствами разработки и реализации учебно-методического комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Г. Ямщикова - Санкт-Петербург, 2011. - 21 с.
6. Гребенев И. В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: [монография] / Гребенев И. В. - Н.Новгород: Изд-во Ниж. Госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2005. - 247 с.
7. Дидактика средней школы / [под ред. М. Н. Скаткина] - М.: Педагогика, 1984. -
256 с.
8. Гузеев В. В. Образовательная технология : от проблемы до философии / В. В. Гузеев. - М. : Сентябрь, 1996. - 112 с.
9. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: [кн. для учителя нач. классов] / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана Граф, 2004. - 112 с.
10. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н. Ю. Пахомова // Методист. - 2004. - № 3. - С. 45 - 49.
11. Полат Е. С. Технология телекоммуникационных проектов / Е. С. Полат // Наука и школа. - 1997.- № 4. - С. 47 - 50.
12. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6. - С. 24 - 29.
DEVELOPING THE RESEARCH SKILLS OF FUTURE MANAGERS WHILE STUDYING
THE HUMANITIES
The author analyzes the role of research skills for professional manager, and considers various approaches to the definition of this concept to clarify it. Different classifications of research skills are also analyzed in the article, and the basic groups necessary for future professional managers are singled out. The methods of the formation of research skills of future managers in the process of learning of humanitarian sciences are considered.
Keywords: research skills, future managers, research training, case method, project method, problem method, heuristic method, research method.
I. Yu. Necheporchuk
National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute"
e-mail: