УДК 371.3: 378.14
А.Г. Веденеев
Использование активных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной сферы
Использование активных методов обучения при подготовке менеджеров сферы культуры определяется потребностями общества в опережающем образовании и личностнопрофессиональном развитии данных специалистов. Активные методы - это методы, развивающие у студентов способность к самостоятельным действиям. Существенной характеристикой таких методов является то, что при их использовании центральной фигурой становится студент, а не преподаватель. К наиболее эффективным методам подготовки менеджеров сферы культуры можно отнести: проектный метод, метод кейсов, моделирование социального взаимодействия, игровые методы.
Ключевые слова: активные методы обучения, менеджер сферы культуры, метод кейсов, проектный метод, игра, моделирование ситуаций, компетенции.
A.G. Vedeneev
Usage active methods of education in training process managers of social and cultural sphere
Usage active learning methods at preparing managers of cultural sphere are determined by needs of community in advanced education and personal-professional development of this specialists. Active methods are methods that develop students ability to self-sufficient activity. An essential characteristic of such methods is that central figure becomes a student not a lecturer. Most effective methods of training managers of social and cultural sphere are project methods, method case, simulation of social interaction, gaming techniques.
Keywords: Active learning methods, manager of cultural sphere, project methods, method case, simulation of situation, competence.
Социально-экономическое возрождение России невозможно без руководителей, владеющих современными знаниями и навыками успешного решения управленческих задач. Последнее время обучению руководителей уделяется недостаточное внимание. Во многих организациях вообще нет руководителей, которые получили специальную подготовку в области управления. Таким руководителям приходится осуществлять управление не на основе знаний в сфере управления, а руководствоваться преимущественно интуицией и здравым смыслом. И если в производственной сфере профессиональной подготовке руководителей уделяется хоть какое-то внимание, то вопросам управления в сфере культуры и подготовки квалифицированных компетентных специалистов должного внимания практически нет.
Традиционное обучение, ориентированное главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже не может удовлетворять современным требованиям. Возникает необходимость формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятель-
но усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Необходимы новые методы и подходы в обучении, которые могли бы научить студентов учиться, и саморазви-ваться, позволяя в дальнейшем расширять набор компетенций.
Исходя из требований новых образовательных стандартов и по мнению многих психологов и педагогов (В.А. Болотов, П.Я. Гальперин, А.М. Митяева, В.В. Сериков, Б. Д. Эльконин и др.), развитие компетенций должно осуществляться при обязательном использовании в образовательном процессе активных методов обучения. Приобретение компетенций зависит от активности обучающихся. Правильно организовать эту активность - задача современного преподавателя.
Подготовка менеджеров сферы культуры с использованием активных методов обучения определяется потребностями общества в опережающем образовании и личностно-профессиональном развитии данных специалистов. Активные методы - это методы, развивающие у студентов способность к самостоятельным действиям. Существенной характеристикой таких методов является то, что при их использовании центральной фигурой становится студент, а не преподаватель. Одними из наиболее эффективных методов подготовки менеджеров сферы культуры, по нашему мнению, являются: проектный метод, метод кейсов, моделирование социального взаимодействия, игровые методы.
Проектный метод представляет собой совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - интегрирование знаний, умений из различных областей творчества, науки, техники, технологии. Нами выделены следующие характеристики проектного метода: рассмотрение не «явления», а практической потребности человека, его жизненной ситуации; вариативность путей решения, возможность проявить творческие способности; привлечение различных видов деятельности: эмпирического наблюдения, анализа, моделирования, проектирования, изготовления продукта (модели); осознание и вербальная формулировка способа действия, лежащего в основе ее научных принципов; работа с источниками информации, обсуждение альтернативных вариантов «с коллегами»; поиск информации, работа с ее источниками, информационными сетями; возможность экспериментировать, самостоятельно сделать вывод, убедиться на личном опыте; отсутствие «очевидности» решения, межпредметность, выход в различные сферы знаний, наличие противоречивых фактов и гипотез по данному вопросу, неявное задание условий задачи (их требуется найти
самим), возможность различных точек зрения, что требует дискуссии, совместных действий, обоснования своего взгляда на решение проблемы.
Проблема предполагает следующие «шаги» решения задачи: анализ проблемной ситуации, формулировка основных вопросов задачи, нахождение информации об известных вариантах решений, обращение к смежным областям знаний, уяснение природы, сущности, причин явления в целом, определение недостающих знаний, выдвижение гипотез, выбор методов исследования; формулировка решения в виде объяснения, интерпретации проекта какой-либо деятельности; создание идеального или материального продукта. В ходе обучения реализуется возможность привлекать опыт из различных сфер жизнедеятельности студентов и овладение им: научное, художественное, техническое творчество; наблюдения за природой; спорт; информатика; психология; выбор профессии; культура; общение; экология, другие сферы дополнительного образования.
Проект, как показывает опыт, дает знание теоретических основ действия, умение объяснить, почему так надо действовать - приоритет словесного знания, а не действия, обусловливает уверенность во владении приемами, основанными на личном опыте, переход от ориентации на внешнюю оценку к самооценке. В такой деятельности у будущих менеджеров социальной сферы развивается свой стиль, подход, отличающийся от традиционного обучения, когда «систему» задает преподаватель. Студент здесь должен проявить знание вариантов, умение их комбинировать и находить новые решения, тогда как в традиционном обучении, как правило, у студента отсутствует целостное представление о целях и средствах учебного действия.
Включение в проект требует от учащегося собственной позиции, создания своего реального продукта; здесь теоретические основы и действие не существуют раздельно.
Под методом кейсов (обучение методом ситуаций или прецедентов) понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкиваются в профессиональной сфере деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Оптимальное сочетание числа кейсов дает, своего рода, синергетический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Метод кейсов в сочетании с учебным сотрудничеством является
хорошим средством развития основных ключевых компетенций будущего управленца в сфере культуры.
Применение моделирования социального взаимодействия в обучении приводит к «выращиванию» у обучающихся способностей к самопознанию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Моделирование профессиональной позиции педагога приводит к тому, что студент выступает как партнер в процессе обучения, причем, как партнер, имеющий определенный жизненный опыт. При этом, чем больше обучаемый имеет знаний, навыков и опыта по какому-либо предмету, тем больше он самостоятелен в его изучении и тем больше преподаватель выполняет роль консультанта, помощника (теория Г. Гроу о взаимозависимости опыта, знаний и уровня самостоятельности обучаемых и стиля преподавания). Учитывая совместный «ансамблиевый» характер педагогической деятельности, целесообразно включать в обучение профессиональные задачи, требующие не только индивидуального, но и группового обсуждения, решения и оценки. В ходе решения групповых задач студенты приобретают умения социального взаимодействия, опыт соблюдения при этом определенных социально-правовых норм.
Использование игровых методов при подготовке будущих управленцев в сфере культуры позволяет изменить эмоциональное отношение студентов к учебной информации или процессу обучения и активизировать традиционные формы занятий. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением. В отличие от игр вообще, психолого-педагогические игры (деловая игра, имитационная игра, операционная игра, ролевая игра) имеют четко поставленные цели. В процессе игры идет интенсивное развитие таких общих компетенций как общение, сотрудничество, решение проблем. Активность при использовании игровых приемов стимулируется личностными социальными и познавательными мотивами, естественным человеческим стремлением обучающихся к самореализации, самоутверждению.
Благодаря применению активных методов меняется «динамика происходящего в аудитории», что относится, прежде всего, к взаимодействию преподавателя со студентами и студентов между собой. Преподаватели выражают свое положительное или отрицательное отношение через то, как они знакомят с основами предмета и реагируют на вопросы, комментарии и поведение студентов. Студенты становятся равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем.
При проведении занятий необходимо соблюдение условий для «открытости познавательной позиции». Открытая познавательная профессионально ориентированная позиция предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям. При открытой позиции «индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления». Для реализации такой позиции преподавателю необходимо отобрать методы, способствующие созданию: возможности для осознания, восприятия разнообразных мысленных взглядов на одно и то же психолого-педагогическое явление; использованию множества варьирующих способов описания и анализа одного и того же явления; реализации возможности обмениваться позициями и точками зрения в обсуждении; синтезированию в обсуждении различных теоретических позиции и мнений студентов на решение проблемы; выдвижению различных идей и принятию неоднозначных суждений, отмечая их возможный относительный характер; использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразием точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций; созданию «развернутости в будущее» - перспективному видению у студентов своей деятельности по возможному разнообразию направлений профессиональной работы в различных социальных ситуациях и педагогических условиях, обращая внимание на личностный выбор студентами собственной позиции и возможностей планирования и развития своей дальнейшей карьеры.
Соблюдение условия открытой профессионально ориентированной познавательной позиции необходимо сочетать с «проактивным подходом» в обучении, который предполагает планирование уменьшения количества времени на объяснение и увеличении самостоятельной работы обучающихся. Оптимальное количество времени планируется на организацию деятельности при выполнении заданий. Максимально возможное количество времени планируется на выражение оценочных суждений, их согласование и действия. Таким образом, при выборе методов обучения особое внимание необходимо уделять тем методам, которые способствуют развитию инициативы, активности и ответственности. Кроме того, на занятиях необходимо организовывать рабочие группы с различным числом участников (обучение в командах). Группы представляют собой коллегиальную форму работы, где можно получить информацию и создать условия для структурного познания. Взаимоотношения внутри различных групп, участие в деятельности различных группах будет частью профессиональной деятельности каждого студента-менеджера, по мере того, как он включается в разнообразие профессиональной деятельности и решает ее различные задачи. Через работу в группе каждый может в какой-то степени идентифицировать себя как личность и как профессионала. Именно через взаимодействие в группах возникает возможность
развивать личностные или межличностные навыки, которые повышают способность принимать обоснованные решения и предпринимать конструктивные шаги в отношении своих действий. Важно также развитие умений работать в группах с различным числом участников. Основное внимание уделяется совместной работе в условиях доверия, терпимости и стимулирования. Познавательному и эмоциональному познанию уделяется равное внимание. Индивидуальному и коллективному процессу познания придается такая же значимость, как и сути содержания обучения.
Особенностью перечисленных методов является то, что они раскрывают возможность сочетания освоения профессиональных знаний, умений, практического опыта с развитием общих компетенций. Все это позволяет будущему управленцу приобрести необходимые личностные черты, благоприятно способствующие вхождению его в профессию. В практической деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов, как поступать в той или иной производственной ситуации, дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у студентов появляется гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности. Однако, это не весь перечень активных методов, которые преподаватель высшей школы может использовать на своих занятиях. Развитие общества неизбежно требует активизации деятельности педагога по применению современных и разработке собственных активных форм проведения занятий с применением различных технологий обучения.