А. Г. Ямщикова
(Санкт-Петербург)
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
В статье раскрыты возможности учебно-методического комплекса, содержание которого ориентирует студентов на развитие умений исследовательской деятельности. Рассмотрены составляющие компонентно-структурной модели формирования исследовательских умений студентов
Актуальность формирования исследовательских умений студентов обусловлена социальноэкономическими и научно-техническими изменениями в современном обществе. Существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов. Это отражено в российских нормативно-правовых документах, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Качественное преобразование высшей школы нацелено на такую организацию образовательной деятельности студентов, которая должна обеспечить достаточно высокий уровень подготовки бакалавров, магистров и специалистов, позволяющий им решать исследовательские задачи как в процессе обучения в вузе, так и в условиях конкретной профессиональной деятельности [2].
Анализ источников показал, что под исследовательской деятельностью понимается такой вид познавательной деятельности, в которой используются научные средства и методы, которая завершается формированием знаний об изучаемых объектах. Компоненты этой деятельности: информационный (получение информации об уже имеющихся знаниях, обобщение этих знаний); аналитико-критический (анализ имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выявления частично или полностью непознанных аспектов исследуемой области); собственно исследовательский (проведение теоретического и экспериментального исследования для получения нового знания, анализ промежуточных результатов исследования); презентационно-прогностический (подготовка и презентация сообщения и вида научного документа, обработка окончательных результатов исследования, конструктивное прогнозирование возможностей получения новых знаний).
Определен состав исследовательских умений студентов:
- операционно-гностические умения (определять цель и объект исследования; фиксировать и формулировать проблему, которую нужно решить в ходе проводимого учебного исследования; выделять задачи, которые необходимо решить для достижения конечной цели);
- диагностические умения (диагностировать и анализировать состояние проблемы);
- информационные умения (вести поиск необходимой информации, пользоваться научным аппаратом, справочной литературой, словарями, библиографическими и электронными каталогами; обрабатывать, хранить, обобщать и систематизировать полученную информацию; сравнивать различные точки зрения на одну и ту же проблему; составлять план, тезисы, конспект и т. п.);
- конструктивно-проектировочные умения (планировать экспериментальную часть исследования, составить план эксперимента, подобрать методику работы, выбирать критерии успешности проведенной работы; определять способы коррекции выявленных недостатков и перспективы дальнейших исследований; составлять отчет о проделанной работе);
- коммуникативные умения (предъявлять результаты исследования, организовать групповое взаимодействие и участвовать в нем)
[13].
Экспериментальной базой исследования являлись Санкт-Петербургский государственный университет (философский и социологический факультеты), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет обеспечения жизнедеятельности (было охвачено 212 студентов и 37 преподавателей).
Разработана и прошла экспериментальную проверку компонентно-структурная модель
Рис. 1. Основные компоненты модели.
формирования исследовательских умений студентов в процессе разработки и реализации учебно-методических комплексов (УМК), когда данные умения формируются в процессе специально организованной учебной деятельности, включающей как освоение студентами содержания учебной программы, так и участие их совместно с преподавателем в разработке и реализации учебно-методического комплекса, который рассматривается как индивидуализированный обучающий пакет студента.
В основу построения компонентно-структурной модели положены теоретические представления о деятельности, структура которой определяется мотивом, способами и приемами работы, условиями деятельности, целью и результатом [8]. При этом роль учебно-методического комплекса в формировании исследовательских умений студентов определяется его содержанием, ориентированным на то, что студент самостоятельно «добывает» знания в учебном процессе, а не получает их в готовом виде. Это позволит продуктивно действовать в своей будущей профессиональной деятельности, то есть специалист с развитыми исследовательскими умениями станет активно создавать и выбирать новые, более эффективные алгоритмы, ресурсы, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими технологиями [4, с. 273-300].
Модель представлена во взаимосвязи следующих компонентов: ядро модели - обучающий пакет студента (ОПС), взаимосвязанный с ценностно-мотивационным, содержательным, инструментальным, нормативным, результативно-рефлексивным компонентами (рис. 1). Наполнение всех компонентов, кроме содержательного, универсально и не зависит от учебного предмета. Содержательный компонент связан с содержанием учебной дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом и задает объект исследовательской деятельности студентов.
Ценностно-мотивационный компонент определяет наличие у студентов установок на исследовательскую деятельность и значимость этой деятельности для них (потребность - установка - мотивы - отношения - личностные смыслы - удовлетворение потребности). Ценностно-мотивационный компонент в структуре модели выделяется на основе того, что источником активности личности выступают потребности, детерминирующие и направляющие деятельность через соответствующие им мотивы. Мотивы интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений, соответственно, проявляется в личностных смыслах, под которыми понимается индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых совершается то или иное действие. Ценностно-мотивационный компонент в структуре модели определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение студента к целям и ценностям исследовательской деятельности.
Содержательный компонент наполняется базовыми понятиями и категориями как самой учебной дисциплины, так и исследовательской деятельности (подходы, принципы, классификации, гипотеза, общенаучные и частнонаучные проблемы, результаты научных исследований и т.д.), а также заданиями, направленными на формирование исследовательских умений студентов, в том числе и для самостоятельной работы.
Инструментальный компонент отражает специфику активного обучения, то есть переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [3]. Проблемное обучение в большей сте-
пени реализуется в методе проектов. По определению Е. С. Полат, метод проектов - это система, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [10]. По М. И. Махмутову, проблемное обучение представляет собой дидактическую систему, основанную на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающую специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которому присущи основные черты научного поиска. Оно обеспечивает прочное усвоение основ наук, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся [9].
При организации группового взаимодействия на первый план выходят коммуникативные технологии, прежде всего технология дискуссий, так как именно активное обсуждение способствует развитию навыков критического мышления, развивает коммуникативные способности, стимулирует творчество. Дискуссия как комплексный метод обучения представляется в виде разрозненных методов, применяемых системно с учетом педагогических принципов. Данные методы (групповая дискуссия, симпозиум, дебаты, мозговой штурм и т.д.) гарантируют положительный результат усвоения знаний, а также воспитания студентов. С. Д. Смирнов отмечает: «Важно, что дискуссии обычно имеют более сильные последствия в форме поисковой или познавательной активности за счет эмоционального толчка, получаемого в ходе дискуссии» [11, с.171].
Нормативный компонент содержит положение вуза об исследовательской (научно-исследовательской, учебно-исследовательской) деятельности студентов, разработанное на основе нормативно-правовых документов в сфере высшего профессионального образования (федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», устава вуза и др.), а также требования к нормативным умениям исследовательской деятельности студентов, которые включают в себя умственные приемы и операции, применяемые в исследовательской и познавательной деятельности: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, выдвижение гипотезы, сопоставление, обобщение и др.
Результативно-рефлексивный компонент представлен способами и формами учета и контроля, в том числе самоконтроля, достижений
(виды, условия, критерии сформированности исследовательских умений, способы их оценки и учета - рейтинг, тест, эссе, портфолио и др.). На успешность исследовательской деятельности, кроме индивидуальных особенностей (способностей, волевых качеств, самооценки и т.п.), влияют и социальные факторы (способность личности к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут либо стимулировать, либо тормозить процесс саморазвития личности.
Обновление модели происходит за счет того, что студенты вносят коррективы в ее наполнение, прежде всего в ценностно-мотивационный и инструментальный компоненты.
В ходе нашей работы получены следующие выводы:
- проблема формирования исследовательских умений студентов в процессе разработки и реализации УМК в современной педагогике высшей школы требует теоретического анализа и практической разработки, так как в настоящее время УМК нового поколения - это основа обучения в высшей школе, успешного усвоения знаний, организации самостоятельной работы студентов, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков;
- формирование исследовательских умений студентов в процессе разработки и реализации учебно-методического комплекса является целостным процессом поэтапного включения всех групп умений (операционно-гностических, информационных, конструктивно-проектировочных, диагностических, коммуникативных) в специально организованную учебно-исследовательскую деятельность студентов на основе сочетания традиционных и инновационных образовательных технологий (проблемное обучение, проектная деятельность, мастер-классы и др.);
- структура сформированных исследовательских умений студентов включает следующие компоненты: ценностно-мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; содержательный, определяемый знаниями о понятиях и категориях как самой учебной дисциплины, так и исследовательской деятельности (подходы, принципы, классификации); инструментальный, определяющий владение умениями исследовательской деятельности; нормативный, отражающий понимание о «должном», то есть о нормативных умениях исследовательской деятельности студентов; результативно-рефлексивный, предусматривающий оценку и самооценку и анализ и самоана-
лиз исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании.
Использование возможностей учебно-методического комплекса в формировании исследовательских умений студентов обеспечивает осознание студентами ценности и смысла исследовательской деятельности; способствует созданию образовательной среды, направленной на развитие познавательного интереса и самостоятельности студентов; содействует выстраиванию субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами; ориентирует на целенаправленное и систематическое развитие умений анализа, синтеза, сравнения, моделирования, обобщения, составляющих основу исследовательской деятельности студентов.
Педагогическими условиями сформирован-ности исследовательских умений студентов с использованием учебно-методического комплекса являются использование инновационно-
го потенциала учебно-методического комплекса в создании творческой поисково-направленной образовательной среды; овладение студентами исследовательскими умениями в процессе оптимального сочетания традиционного и инновационного обучения; повышение квалификации преподавателей на семинарах и в системе дополнительного профессионального образования.
Нами представлена педагогическая система формирования исследовательских умений студентов в процессе реализации УМК, под которой понимается единство и взаимосвязь этапов опытно-экспериментальной работы, расположенных в определенной логической последовательности; конкретные целевые установки, достигаемые на каждом этапе; предметное содержание и оптимальные технологии деятельности, результатом которых является определенный уровень сформированности исследовательских умений студентов.
Литература
1. Богомазов Г. Г. Методика организации познавательной и исследовательской деятельности студентов : учеб.-методич. пособие. -СПб.: СПбГУ, 2001.
2. Васенев Ю. Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения. - СПб., 2007.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. - 97 с.
4. Даринская Л. А. Технологии сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов // Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения : учеб. пособие / под общ. ред. Н. В. Бордовской. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психо-лого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001.
6. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001.
7. Куклина Е. Н. Формирование опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза на основе проблемнорефлексивного подхода : моногр. - Сочи : РИО СГУТиКД, 2008.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
9. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 51с.
10. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2, 3.
11. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.
12. Сычкова Н. В. Исследовательская подготовка студентов университета. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002.
13. Шаповал А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия : дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.