Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бронченко В.А.

В статье рассматривается виды, роль инвестиционной стратегии в развитии предприятия, выделяются этапы ее разработки. На основании изученного материала делается вывод о положительном влиянии инвестиционной стратегии на эффективность работы фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Бронченко В.А. студент IV курса экономический факультет Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в статье рассматривается виды, роль инвестиционной стратегии в развитии предприятия, выделяются этапы ее разработки. На основании изученного материала делается вывод о положительном влиянии инвестиционной стратегии на эффективность работы фирмы.

Ключевые слова: стратегия, инвестиционная стратегия, конкурентоспособность

На современном этапе экономического развития разработка эффективной инвестиционной стратегии является одним из ключевых моментов для успешного функционирования организации. Неспособность предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя делает предприятие неконкурентоспособным. Иногда наличие хорошего продукта не является залогом бесперебойного функционирования, необходимо также внимательно следить за появлением новых технологий производства и управления, методов организации бизнеса, диверсифицировать производственные риски, при целесообразности передавать управление бизнес-процессами сторонним организациям, своевременно планировать и внедрять инновации [3]. Для этого необходимо осуществлять управление инновационной деятельностью на основе научных методов стратегического управления.

Стратегическое управление преследует две основные цели [6]:

1. Эффективное распределение и использование имеющихся ресурсов как внутренняя стратегия. Данная цель подразумевает долгосрочное планирование использования ограниченных ресурсов: технологии, капитал, персонал. Помимо этого, может осуществляться приобретение новых предприятий, выход из нежелательных отраслей.

2. Адаптация к внешней среде: возможность эффективно приспосабливаться к постоянным изменениям факторов внешней среды (экономическим, политическим, экологическим, технологическим и др.). Данные факторы оказывают жизненно важное воздействие на организацию. Важнейшим из них является конкуренция, поэтому необходимо определить главных конкурентов и их влияние на рынке.

В системе стратегического управления выделяют три основных вида:

- корпоративная стратегия

- функциональная стратегия

- стратегия отдельных хозяйственных единиц

Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. Функциональные стратегии направлены на детализацию корпоративной стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйственных единиц.

Одним из главных направлений функциональной стратегии является инвестиционная стратегия [1].

В общем виде, инвестиционная деятельность - это целенаправленные действия организации по вложению инвестиций, а также управление ими с целью получения прибыли и другого эффекта.

Инвестиционная стратегия - это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, в которой предусмотрены общие задачи ее развития, инвестиционная идеология и эффективные пути их достижения. Она представляет одну из функциональных стратегий организации и, с точки зрения, стратегического управления обладает следующими характеристиками:

1. включает основные направления развития инвестиционной деятельности и инвестиционных отношений предприятия

2. помогает формированию специфических инвестиционных целей долгосрочного развития организации

3. позволяет учитывать изменяющиеся условия внешней среды в процессе инвестиционного развития предприятия и адекватно реагирует на эти изменения

4. устанавливает направления формирования и использования инвестиционных ресурсов предприятия

Оценка экономической эффективности инвестиционной стратегии должна осуществляться, прежде всего, на основе прогнозных расчетов системы основных инвестиционных коэффициентов и заданных целевых стратегических нормативов, сопоставленных с базовым их уровнем и конечными результатами функционирования компании.

Таким образом, разработка инвестиционной стратегии фирмы позволяет рационально использовать инвестиционные ресурсы предприятия, что позволит не только обеспечить простое, но и расширенное воспроизводство, а так же, безусловно, ведёт к повышению эффективности его деятельности [2].

Разработку инвестиционной стратегии производят по следующим этапам:

1. Определение общего периода формирования инвестиционной стратегии. Данный этап находится в зависимости от ряда критериев. Основным условием его определения считается длительность периода, принятого для формирования единой стратегии становления компании, так как увеличение продолжительности инвестиционной стратегии не может

выходить за рамки принятого. На данном этапе также необходимо учитывать предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов рынка, с которыми связана предстоящая инвестиционная стратегия организации - в условиях нестабильного развития экономики страны данный период не должен быть продолжительным и превышать трех лет. Также при разработке продолжительности стратегии неотъемлемыми условиями являются отраслевая принадлежность предприятия, его размеры, стадия жизненного цикла.

2. Изучение факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка. Данное исследование должно быть направлено на изучение экономико-правовых условий инвестиционной деятельности организации и возможности их изменения в будущем периоде.

3. Третий этап предполагает анализ сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его инвестиционной деятельности. Проводя оценку, необходимо выявить, обладает ли организация достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться инвестиционными возможностями, а также определить, какие внутренние характеристики могут ослабить результативность инвестиционной деятельности.

4. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности организации. Главными целями инвестиционной деятельности являются максимизация прибыли и увеличение рыночной стоимости самого предприятия. Таким образом, система стратегических целей должна быть направлена на выбор наиболее эффективных направлений реального и финансового инвестирования, формирование должного объема инвестиционных ресурсов и оптимизацию их состава, приемлемость уровня инвестиционных рисков в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

5. Оценка стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форм деятельности. Данный этап включает поиск и анализ альтернативных решений стратегических инвестиционных целей, их оценку с позиций внешних угроз и возможностей, а также действующего внутреннего инвестиционного потенциала и отбор наиболее эффективных из них.

6. Определение объема необходимых инвестиционных ресурсов, оценка имеющегося внутреннего потенциала и поиск их дополнительных источников.

7. Разработка системы организационно-экономических мероприятий для обеспечения реализации инвестиционной стратегии. На данном этапе осуществляется формировании на предприятии новых организационных структур управления инвестиционной деятельностью, внедрение новых принципов инвестиционной культуры, организация эффективной системы стратегического инвестиционного контроллинга.

8. Изучение результативности разработанной инвестиционной

стратегии. Данный этап завершает процесс разработки инвестиционной стратегии. Эта оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, разработанных самим предприятием.

Процесс реализации стратегии может осуществляться по двум этапам:

1) Процесс стратегического планирования - формирование набора стратегий, начиная с базовой и заканчивая функциональными стратегиями и различными проектами. Стратегические планы следует разрабатывать так, чтобы на протяжение длительного периода времени они оставались не только целостными, но и гибкими в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

2) Процесс стратегического управления - реализация определенной стратегии во времени, переформулирование стратегии, учитывая новые обстоятельства.

Одним из основных моментов при планировании является выбор целей предприятия. Основная цель обозначается как миссия, а все остальные служат для ее осуществления. Выработанные цели служат критериями при принятии всех последующих управленческих решений. Если в организации отсутствует основная цель, то у нее нет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Миссия помогает детализировать статус организации и обеспечивать направления и ориентиры для формирования целей и стратегий на различных уровнях развития. Определение миссии включает в себя:

• выбор предпринимательской деятельности, которую будет осуществлять организация

• определение рабочих принципов предприятия в условиях внешней среды

Часто руководители ставят своей основной миссией - получение прибыли, однако чтобы заработать прибыль необходимо постоянно мониторить среду своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Ценности, формируемые опытом сотрудников, ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия решений.

Таким образом, одной из приоритетных целей организации можно считать обеспечение долговременного экономического роста. В его основе лежит замена старого технологического уклада на новый, благодаря которому происходит создание производства новых товаров, повышение эффективности производства в целом.

Следовательно, инвестиционная стратегия организации представляет собой комплекс мер и положений, правильное составление и использование которых - один из главных критериев успешного его функционирования. Она определяет долгосрочные цели развития, ставит конкретные задачи по их исполнению, оценивает реальные возможности и перспективы, позволяет использовать ее потенциал более эффективно, учитывая влияние различных

внешних факторов на инвестиционную среду.

Использованные источники:

1. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие/ под ред. Лахметкина Н. И. - 7-е изд., перераб. И доп. — . М.: Кнорус, 2014.

2. Дьяков, С.А. Современное состояние и основные детерминанты воспроизводственных процессов в плодоводстве Краснодарского края / С.А. Дьяков, Н.Н. Яроменко, А.О. Кириченко // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6 (35). С. 101-113.

3. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 21-22.

4. Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.

5. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.

6. Стратегический менеджмент: учебное пособие/ под ред. Арутюнова Д.В. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.

7. Жихор И.И. Основы формирования инвестиционной стратегии, необходимые для эффективной работы предприятия // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века : материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта - 26 сентября 2012 года : в 2-х ч. Ч.1 / отв. ред. Е.Н. Шереметьева. - Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. - 384 с.— с. 308-315.

Булатов Д.М. студент 3 курса факультет «Экономики и управления»

Овчинникова И.В. научный руководитель Россия, г. Кемерово УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.