Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБЪЕКТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ / ПРЕДМЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ДЕЛОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОПЕРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева Р.А.

В данной статье раскрывается основное назначение производственной стратегии на предприятии, факторы, влияющие на выбор данной стратегии. Рассмотрены основные организационные уровни, на которых происходит разработка стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

мероприятия используя шкалу от 0 до1.

Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Оценка эффективности до и после реализации мероприятий_

Критерии Базовый период Период после реализации мероприятий

Экономическая 0,4 0,8

Организационная 0,5 0,7

Социальная 0,4 0,6

Анализ таблицы 5 показывает, что реализация данного мероприятия, по мнению экспертной группы, значительно повышает эффективность системы мотивации труда.

Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда ДО № 21 «АТБ» (ПАО) позволят не только улучшить управление деятельностью мотивации, но и увеличить экономические показатели деятельности предприятия.

Использованные источники:

1. Большаков, А.С. Современный менеджмент. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2012. - 280 с.

2. Максвелл, Д. И. Мотивация решает все; Попурри - Москва, 2003. - 160 c.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина и др. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 351 с.

4. Одегов Ю.Г., Т.В. Никонова, Д.А. Безделов. Банковский менеджмент. Управление персоналом. - М.: Экзамен, 2010. - 137с.

5. ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.atb.su/ (Дата обращения: 26.10.2015)

Мальцева Р.А. студент IV курса экономический факультет Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация: в данной статье раскрывается основное назначение производственной стратегии на предприятии, факторы, влияющие на выбор данной стратегии. Рассмотрены основные организационные уровни, на которых происходит разработка стратегий.

Ключевые слова: производственная стратегия, объект производственной стратегии, предмет производственной стратегии, корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия.

В настоящее время современному бизнесу приходится существовать в

условиях жесткой конкуренции, так как с развитием рыночных отношений появляются новые экономические барьеры. Соответственно приходится решать новые задачи, такие как повышение конкурентоспособности предприятия, технологического, технического уровня производства, задачи оптимального использования производственных возможностей. Решение этих задач послужит повышению эффективности деятельности предприятия. Стоит обратить внимание и на то, что их решение будет зависеть от уровня качества подготовки и реализации производственной стратегии.

Начиная с 1980-х гг. все большее число компаний заботятся о стратегическом развитии своих производственных возможностей. Эти производственные стратегии, или динамика принятия решений во времени, должны поддерживать и расширять конкурентные преимущества, на которые нацелена вся стратегия предприятий.

Что такое производственная стратегия? Производственная стратегия — это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации. [1]

Согласно утверждению Ричарда Б. Чейза, производственная стратегия состоит в том, чтобы разработать общую политику и планы использования ресурсов предприятия, которые имеют цель осуществлять максимально эффективную поддержку конкурентной стратегии данного предприятия, рассчитанную на долгое время. [7]

Объектом производственной стратегии является предприятие и, собственно, управление производством. Предметом производственной стратегии выступают организационно-технические и управленческие отношения.

Далее рассмотрим факторы, влияющие на выбор стратегии, в первую очередь это финансовые ресурсы организации. Например, такие изменения как освоение новых рынков, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Следует обратить внимание на второй, не мало важный, фактор как квалификация работников. Не имея достаточно полной информации о квалификационном потенциале работников, нельзя выбрать верную стратегию. Высшее руководство должны выбирать стратегию, опираясь на состояние фирмы, учитывая результаты анализа портфеля компании сущности реализуемых стратегий.

Способность каждого предприятия соответствовать современным требованиям рынка может быть разной. Именно производственная стратегия позволит определить данную способность, так как она указывает на характеристику его деятельности и долгосрочно воздействует на нее.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Ведь именно на основе нововведений удается использовать современную организацию и технологию производства, эффективную деятельность организации и т.д.. Соответственно, решение этих задач требует поиска и

реализации инноваций [5].

Процессы деятельности предприятия охватывают все его подсистемы, в первую очередь, сферу производства и ее основные элементы (технику и технологии), именно поэтому производственная подсистема является важным стратегическим фактором. Большинство руководителей считают необходимым оптимизировать процессы деятельности. К ним можно отнести: повышения качества менеджмента, снижения издержек производства, сокращения времени освоения новой техники и новых видов работ. Так же стоит отметить, что наличие технического и технологического уровня на производствах является обязательным условием успешного функционирования предприятий.

Основой производственной стратегии является наращивание возможностей на выбранных направлениях предприятием. Эти возможности создают основу предприятия в современной конкуренции. Так же обязательным условием производственной стратегии является, то что она должна быть согласована с общей стратегией, и отвечать определенным требованиям, целям и задачам. Для этого руководство должно поддерживать контакт со всеми функциональными подразделениями.

Производственная стратегия сложно взаимосвязана со всеми другими стратегиями основных подсистем организации, представляющими элементы ее внутренней деятельности. А кроме того, стратегия развития производства завязана и на множество факторов внешней среды организации.

Следовательно, конечная эффективность производственной стратегии обусловлена не только ее собственным содержанием, но и тем, насколько комплексно и органично она взаимосвязана со всеми другими специализированными стратегиями организации.

Каждое предприятие, в силу своих возможностей, постоянно развивается, так же, как и его стратегия. Конечно, не всегда удается учесть все факторы, влияющие на предприятие и жить без изменений. Ведь сама процедура разработки стратегии носит непредсказуемый характер. Благодаря таким факторам как регулирование цен, то есть их падение или рост, снижение или расширение торговых барьеров, стратегия может устаревать. Но вероятность того, что в большинстве случаев, стратегия окажется не действенной для предприятия, мала. Стоит более тщательно прорабатывать внешние угрозы предприятия, ведь их влиянии наиболее значительно.

Высшее руководство предприятий решает вопросы глобальных масштабов, которые оказывают прямое воздействие на развитие предприятия. Принимают решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития руководители хозяйственных подразделений, главы крупных отделов корпорации в целом или ее подразделения (производство, продажа, финансы). Во многих компаниях разработка стратегий выполняется на разных организационных уровнях. [6]

Первый организационный уровень - корпоративная стратегия. Данная стратегия разрабатывается для организации и сфер ее деятельности в целом. Она описывает общее направление развития предприятия, показывает, как необходимо управлять отдельными видами деятельности, чтобы достичь хороших результатов. Смысл ее состоит в том, как диверсифицированная организация утверждает свои принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение результатов деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания. Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена.

Второй организационный уровень носит название деловой стратегии. Эта стратегия разрабатывается для отдельного вида деятельности компании. Деловая стратегия концентрирует свое внимание на действиях и подходах, которые связаны с управлением, которое, в свою очередь, обеспечивает успешную деятельность в сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции. Ответственность за деловую стратегию возлагается на менеджера, который отвечает за то или иное направление. Руководитель может не принимать активного участия, но все равно ответствен за результаты работы стратегии. Процесс разработки деловой стратегии может включать в себя: определение миссии, постановку целей и реализацию стратегии, в соответствии с поставленными целями.

Третий организационный уровень - функциональная стратегия. Она разрабатывается для каждого функционального направления определенной сферы деятельности. Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельностью подразделения (производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т.д.). Корпорации необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности. Главная ответственность за формирование функциональной стратегии возлагается на руководителей подразделений.

Четвертый организационный уровень - операционная стратегия - это более узкая стратегия для основных структурных единиц: торговых представителей, отделов и так далее. Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, центрами распределения), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировка, рекламные компании). Главная ответственность за разработку операционных стратегий возлагается на руководителей среднего звена.

В общем виде, производственную стратегию можно определить как процесс разработки целей развития предприятия на заданный период времени, а также способов использования средств для достижения

поставленной цели. Следует учесть, что разработка производственной стратегии осуществляется с учетом индивидуальных отраслевых особенностей и пониманием высокой значимости данной отрасли для экономики страны и необходимости конкурирования с западными производителями.

Использованные источники:

1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010

2. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 21-22.

3. Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.

4. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.

5. Рысьмятов, А.З. Теоретические основы инновационно-ориентированной реструктуризации в растениеводстве / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 639-645.

6. Селиванова Т. А., Атабаева Ш. А. Разработка производственной стратегии на предприятиях отрасли // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 588-589.

7. http://www.moluch.ru/archive/67/11491/

Марченко К. П. бакалавр экономики Барданосова А. А. бакалавр экономики СтГАУ Россия, г. Ставрополь РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

ПРЕДПРИЯТИЕМ Современный бизнес характеризуется быстрым развитием. Из-за высокой конкуренции происходит снижение рентабельности операций. Это приводит к тому, что в целях поддержания, по меньшей мере статуса-кво, не говоря уже о развитии бизнеса, нужно уделять больше внимания таким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.