Научная статья на тему 'Стратегии внешнеэкономической деятельности организации'

Стратегии внешнеэкономической деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6430
849
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / УЧАСТНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саутченкова Ю.Н.

Статья посвящена изучению понятия стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия. В ней рассматриваются основные составные части данной стратегии, задачи, виды альтернативных стратегий, типы общих стратегий, а также участники внешнеэкономической деятельности. В дополнении ко всему в статье представлены наиболее перспективные рынки для ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии внешнеэкономической деятельности организации»

стране», — слова сказанные директором подразделения Ткачевым.

5. Консервные предприятия Краснодарского края в рамках выполнения проекта импортозамещения организации будут проводить замену оборудования и будут совершенствовать технологического процесса производства продукции. Данные предприятия переработали более 300 тысяч тонн плодовой и овощной продукции. За 2015 год инвестиции в развитие данной отрасли составили более 366 миллионов рублей.

6. На мероприятии, которое прошло на ОмПО «Иртыш», ученые и производственники Омска предложили инновационные разработки хлебопечки и пароконвентоматы. По мнению которых эти новинки превосходят зарубежных конкурентов и по цене и качеству. Предприятие выходит на российский рынок специализированного оборудования для пищеблоков и столовых. Разработки специально адаптированы для использования в школах и детских садах.

По словам специалистов, пароконвектоматы и хлебопечки омского исследования соответствуют абсолютно всем нынешним стандартам и технологическим распорядкам. В компании функционирует многостадийная концепция контроля качества. Эта продукция стоит дешевле чем аналоги привезенные из других стран. Также эти продукты отличаются от импортных по своему функционированию: обладают большими возможностями для того чтобы приготовить всякого рода блюда за счет инновационного программного обеспечения и оригинальных инженерных решений.

7. Открытие «Экокорпорации» цеха по производству элитных сыров по программе импортозамещения в Татарстане. В данном цехе будут производится элитные сыры, такие как моцарела, сулугуни, риккото, брынза и так далее. Для того чтобы производить сыры таких сортов будет использоваться молоко татарстанских фермеров, закваску для новых продуктов закупят у европейских производителей. Готовую продукцию планируется реализовывать через крупные торговые сети и частные магазины республики, сыр также будет поставляться в рестораны Казани и другие крупные города Татарстана.

Земля в России - это основной стратегический ресурс и конкуретное преимущество перед другими странами. Предлагается создать единую электронную систему регистрации сельхозземель. Две трети земельных фондов страны вообще не состоят на кадастровом учете — отсюда трудности проверки и эффективность использования.

В целом импортозамещение в перерабатывающей промышленности растет. Это можно увидеть из тех мероприятий которые проводят предприниматели, главы республик и районов и правительства Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Бурко Р. А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. — 2013. — №11.

2.Информационный портал по импортозамещению в России [Электронный ресурс]. URL:http://importozamechenie.ru/.

© Рослякова С.В., Нурмухаметов И.М., 2016

УДК 005.21:334.012.64

Ю.Н. Саутченкова

Студентка 4 курса

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет

г. Краснодар, Российская Федерация

СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена изучению понятия стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия. В

ней рассматриваются основные составные части данной стратегии, задачи, виды альтернативных стратегий, типы общих стратегий, а также участники внешнеэкономической деятельности. В дополнении ко всему в статье представлены наиболее перспективные рынки для ведения бизнеса.

Ключевые слова

Стратегия, внешнеэкономическая деятельность, альтернативные стратегии, участники

Разработка стратегии организации является неотъемлемой частью ее успешного функционирования. Это сравнительно молодое направление деятельности ведения бизнеса, но оно имеет огромное значение для любой фирмы. Благодаря созданию определенной стратегии, то есть конкретной модели действий, предприятия могут работать более качественно в условиях постоянно меняющейся внешней среды, подстраиваться под эти изменения, то есть быть более гибкими и получать наибольшую отдачу от своей деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность фирмы - одно из направлений ее деятельности, которое связано с выходом на внешний рынок и функционированием на нем. Поэтому стратегия внешнеэкономической деятельности организации считается важной и значимой сферой деятельности, так как предприятие открывает для себя новые возможности, связанные с расширением рынка сбыта, вырабатывает конкурентные преимущества за счет распространения на зарубежных рынках и повышения собственного имиджа. В рамках данной стратегии предприятие вырабатывает определенные правила поведения на внешнем рынке, а также определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом законодательства, которое действует стране в настоящее время. Предприятие рассматривает мировой рынок, определяет для себя глобальные и локальные цели внешнеэкономической деятельности.

Основными задачами составления стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия являются:

- формирование определенного направления деятельности организации;

- определение роли каждого подразделения организации во время реализации данной стратегии;

- определение размеров, а также распределение ресурсов между подразделениями.

Стратегия включает в себя такие составные части как[2]:

1) Сфера деятельности: необходимо определить миссию, цели предприятия.

2) Корпоративные задачи: необходимо выявить основные заинтересованные группы предприятия, а также критерии оценки их деятельности.

3) Создание стратегических бизнес-единиц: разделение предприятия на отдельные бизнес-единицы.

4) Распределение ресурсов: необходимо распределить ресурсы между подразделениями, рынками, основными видами деятельности.

5) Определение конкурентных преимуществ предприятия и их развитие.

6) Оптимальное использование всех ресурсов.

Для выбора определенной стратегии внешнеэкономической деятельности, предприятие может воспользоваться одной из существующих альтернативных стратегий[3]:

1. Инновационная стратегия. Данная стратегия связана с привлечением потребителей с

помощью новых продуктов, в которых будут видны результаты инновационной деятельности, по сравнению с уже существующими товарами. Инновации могут быть связаны с внешним видом продукта, с выполнением им определенных функций, его качеством, методом производства и так далее.

Отметим, что в связи с политическими событиями последних лет (санкции ЕС и США) Правительство РФ разработало постановление, согласно которому сейчас очень выгодно вкладывать денежные средства в импортозаменяющие направления, в частности в аграрный сектор. В 2015 году государством было выделено 236 млрд. руб. на развитие сельского хозяйства, а также его поддержку и страхование рисков. Но в данной отрасли существует немалое количество определенных проблем и опасностей, например, таких как влияние погодных условий на урожайность, длительный цикл производства продукции и многие другие. Поэтому необходимо привлекать инвестиции в инновации в данной сфере, например в биотехнологии и

агроинженерию, электрификацию и автоматизацию.

2. Стратегия диверсификации. Предполагается, что предприятие будет использовать существующие связи и свой опыт для расширения наименований продуктов, которые в свою очередь могут и не иметь связи с прежней сферой деятельности предприятия.

3. Стратегия интернационализации. Стратегия связана с постоянным и планомерным изучением зарубежных рынков. Данную стратегию рационально использовать из-за присутствия следующих факторов на рынке: ужесточение конкуренции, стремление предприятий к полной загрузке производственных мощностей, необходимость снижения риска и повышения финансовых преимуществ.

4. Стратегия глобализации. Предполагает определение общих характеристик рынков и целевых групп различных стран, не зависящих от их особенностей. В данном случае предприятие стремится к оптимизации общих результатов, но при этом допускает отклонения.

5. Стратегия кооперации. Заключается в поиске организацией взаимовыгодного сотрудничества, чтобы наиболее полно использовать потенциал рынка, а также для утверждения прочных позиций предприятия на рынке. Возможно создание стратегических альянсов, таких как поставщики и производители, а также конкуренты при определенных обстоятельствах.

6. Технологические стратегии. Необходимо помнить, что технологии являются одним из важнейших факторов конкуренции. Предприятие должно систематически и сознательно выявлять направления технического потенциала предприятия исходя из потребностей рынка.

Целесообразно представить наиболее перспективные рынки для ведения бизнеса. Согласно исследованию, проведенному журналом «Генеральный Директор», рейтинг наиболее перспективных рыночных ниш возглавил рынок «Мобильные платежи», в который входит развитие технологий и создание приложений для смартфонов. Данный рейтинг составлялся на основе данных, полученных в результате общения с инвесторами и предпринимателями, а также исследования международных консалтинговых компаний и Аналитического центра при Правительстве РФ. Рынки оценивались по 3 категориями: доходность, риск, сложность. Далее в рейтинге следуют такие рыночные ниши как: рынок интернет вещей, рынок Big Data (поиск скрытых взаимосвязей в информационном океане), рынок массовых онлайн-курсов, рынок службы доставки, рынок носимых гаджетов, трехмерной печати, топливных элементов и аккумуляторов, а также рынок коммерческой недвижимости в регионах. Хотелось бы отметить, что практически все направления деятельности связаны с компьютерными и информационными новшествами и технологиями, то есть с определенными инновациями в данной сфере.

В основе различных видов стратегий внешнеэкономической деятельности предприятия лежат три основных типа общих стратегий[2]:

1) Стратегия роста: нацелена на расширение рыночной деятельности, повышение уровня активов предприятия, а также увеличение объемов инвестирования. Включает интенсификацию, диверсификацию, интеграцию, а также технико-технологическое развитие.

2) Стратегия стабилизации: направлена на сохранение текущих позиций, рыночной ниши, а также занимаемой доли рынка. Стратегия применяется в рамках экономии расходов, адаптации к внешней среде, а также сохранения кадрового и научно-технического потенциала.

3) Стратегия сокращения: нацелена на снижение затрат предприятия, ликвидацию или изменение видов деятельности, которые приносят ему убытки. Данная стратегия предполагает применение различных видов санации (маркетинговая, социальная, экономическая, финансовая).

Каждая из базовых стратегий внешнеэкономической деятельности предприятия имеет множество альтернативных вариантов реализации, и любая из них базируется на выбранных принципах и типах существующих стратегий.

В России в состав участников внешнеэкономической деятельности входят[1]:

- юридические лица;

- физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

- иностранные юридические фирмы;

- иностранные физические лица, субъекты РФ;

- муниципальные образования.

Нередко стратегию внешнеэкономической деятельности отождествляют с глобальной стратегией, однако существуют определенные различия. Выделим самые основные:

Во-первых, глобальная стратегия основана на стандартизации реализуемой продукции, а стратегия внешнеэкономической деятельности, в свою очередь помимо стандартизации включает и реализацию уникальной продукции, которая была произведена в процессе единичного производства.

Во-вторых, Стратегия внешнеэкономической деятельности включает и экспортные и импортные операции, а глобальная - в основном только экспортные.

В-третьих, стратегия глобализации основана на предпочтении потребителями более дешевых товаров (стандартизированных), а при проведении стратегии внешнеэкономической деятельности возможна реализация дорогих продуктов.

Выделим способы достижения стратегических целей в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности предприятия на зарубежных рынках:

1. Поставка товаров и услуг на рынок с развертыванием торгово-сбытовой сети.

2. Осуществление прямых капитальных вложений в экономику страны с целью строительства новых предприятий и, следовательно, последующего выпуска товаров на них.

3. Приобретение существующих предприятий, которые переживают трудный период, связанный с финансовыми проблемами, с целью развертывания выпуска товаров.

Критерии оценки направлений развития внешнеэкономической деятельности предприятия на определенном зарубежном рынке:

- стабильность в экономике и политике;

- издержки производства;

- уровень развития транспортной инфраструктуры;

- государственная поддержка, льготы;

- наличие квалифицированной, недорогой рабочей силы;

- емкость рынка;

- наличие торговых ограничений;

- наличие необходимых поставщиков.

Формирование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия является очень сложным и долгим процессом, так как из множества стратегических альтернатив необходимо выбрать ту, которая будет наиболее соответствовать направлениям деятельности, осуществляемым на предприятии, рыночной среде, сформировавшимся предпочтениям потребителей. Правильно разработанная и обоснованная стратегия предприятия играет важнейшую роль в дальнейшем развитии предприятия. Список использованных источников

1. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

2. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2012. - 496с.

3. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 21-22.

4. Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.

5. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.

6. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент. - Дашков и К, 2014. -468с.

© Саутченкова Ю.Н., 2016

УДК 330

С.П.Ямкова

студентка 2 курса магистратуры «Экономическая теория» Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Научный руководитель: Л.Н.Сафиуллин д.э.н., профессор, зав.кафедрой экономической методологии и истории ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

г.Казань, Российская Федерация

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА

Аннотация

Рассматриваются вопросы значимости развития конкурентоспобности региона, демонстрируется важность управления конкурентоспособностью региона как один из способов разрешения экономических проблем в развитии страны в современных условиях непрерывной глобализации.

Ключевые слова

Конкуренция, конкурентоспособность региона, система управления конкурентоспособностью региона.

Современная мировая экономика развивается в условиях непрерывного усиления конкуренции. Положение страны на мировом уровне зависит от уровня развития, экономической безопасности регионов. Уровень конкурентоспособности экономики определяет уровень производительности, а также потенциал создания качественных рабочих мест и развития новых отраслевых секторов в регионе. Все это, в свою очередь, обуславливает тот уровень благосостояния, которого может достичь экономика. Более конкурентоспособные экономики обычно способны обеспечивать более высокий уровень дохода для своих граждан и при данном уровне благосостояния демонстрировать более высокие темпы экономического роста.

Проблемы роста конкурентоспособности региона являются одними их самых значимых, так как положительная динамика развития регионов обеспечивает стабильность надежность и целостность экономики страны. Формирование и развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, рациональному и эффективному использованию ресурсного потенциала региона, повышению благосостояния населения.

Недостаточно высокий уровень конкурентоспособности регионов наряду с межрегиональным неравенством является ключевой проблемой, на решение которой должны быть направлены усилия региональных органов власти. В российском законодательстве происходят соответствующие изменения. В рамках этой политики регионы получили значительную автономию в определении стратегий своего развития.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности регионов важно для национальной экономики любой страны, в том числе и России, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства, когда значение различных форм внешнеэкономических связей, степень открытости для зарубежных товаров, услуг и капиталов резко возрастают. Кроме того, актуальность данного вопроса усиливается в связи с применением к России международных санкций.

Необходимость повышения конкурентоспособности регионов обусловлена тем, что, во-первых,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.