Вопросы экономики
УДК 339.72.053
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
е. м. петрикова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен E-mail: petrikova@mail. ru российский экономический университет имени Г. в. Плеханова
В статье рассматриваются направления внешнеэкономической деятельности и модернизации российской экономики. Названы цели и задачи внешнеэкономической стратегии страны. Доказано, что в условиях посткризисного развития основными направлениями развития внешнеэкономической стратегии России будут межгосударственное взаимодействие, государственное регулирование и частно-государственное партнерство. Раскрыт необходимый комплекс мероприятий в рамках каждого из направлений стратегии, стимулирующих модернизацию российской экономики.
Ключевые слова: платежный баланс, международная инвестиционная позиция, прогноз, социально-экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия, частно-государственное партнерство, государственное регулирование, модернизация.
Несмотря на наличие позитивных тенденций во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России, вклад внешнего сектора в развитие российской экономики остается недостаточным. Ключевые проблемы, связанные с развитием внешнеэкономических связей в условиях инвестиционного роста, до сих пор не решены:
1) темпы роста российского экспорта начали существенно отставать от темпов роста ВВП, а вклад экспорта в экономический рост, составлявший в начале 2000-х гг. 2/3 прироста ВВП, за последние 2 года резко снизился;
2) сохраняется высокая зависимость российской экономики от мировых цен на энергоносители;
3) низкий удельный вес в экспорте товаров обрабатывающей промышленности и услуг;
4) рост производительности отстает от роста реального обменного курса рубля, что ослабляет конкурентоспособность несырьевого экспорта;
5) наметилась тенденция к снижению ряда международных индексов конкурентоспособности российской экономики, включая индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума;
6) по подавляющему большинству стран-партнеров не растет удельный вес экспорта продукции обрабатывающей промышленности, наблюдается тенденция к ослаблению позиций российских экспортеров на некоторых традиционных внешних рынках;
7) снижается уровень прямых иностранных инвестиций;
8) за пределами сырьевых секторов практически отсутствуют прямые иностранные инвестиции, ориентированные на экспорт;
9) внешняя торговля Росси инерционна и ориентируется на старые связи, характерные для советского периода: российский экспорт сохраняет преимущественную ориентацию на медленно растущие европейские рынки, недоиспользуя потенциал растущих рынков Южной и Восточной Азии и Латинской Америки;
Достижение цели внешнеэкономической стратегии - обеспечить максимальное использование внешнеэкономического потенциала российской экономики в интересах успешного социально-экономического развития страны - реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
■=> 1=>
повышения международной конкурентоспособности российских предприятий за счет их включения в международные производственные цепочки и расширения на этой основе возможностей для трансферта технологий и получения бизнес-компетенций;
устранения препятствий и ограничений для бизнеса во внешнеэкономической сфере;
совершенствования государственных институтов поддержки внешнеэкономической деятельности и разработки внешнеэкономической политики;
развития транспортно-логистической инфраструктуры, вающей реализацию внешнеэкономического потенциала
Рис. 1. Цели и задачи внешнеэкономической стратегии России
обеспечи-
10)
не сформулирован комплексный подход к развитию институтов содействия экспорту и инвестициям.
Для преодоления накопившихся указанных проблем во внешнеэкономической сфере необходима комплексная внешнеэкономическая стратегия России, устанавливающая цель и задачи внешнеэкономической политики государства на срок 15-20 лет и основанная на прогнозе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Основным объектом воздействия внешнеэкономической стратегии должны быть внешнеэкономические связи в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и в секторе услуг.
При формулировании целей и задач внешнеэкономической стратегии необходимо исходить из вызовов и возможностей для развития внешнеэкономических связей, которые обусловлены тенденциями развития глобальной экономики. Необходимо всесторонне оценить внешнеэкономический потенциал российской экономики, а также ограничения и барьеры для его успешной реализации (рис. 1).
По мнению автора, концептуальный подход к разработке внешнеторговой политики страны подразумевает расширение экспорта инновационной продукции, продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение объема ввоза современных машин, оборудования, технологий, активное импор-тозамещение (прежде всего продукции машиностроения, лекарственных и продовольственных товаров). В этой связи необходимо изменить принцип участия в международном разделении труда за счет постепенного перехода от сырьевой внешнеторговой
модели к модели, предполагающей экспорт наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Данный принцип может быть реализован за счет вложения дополнительных инвестиций в виды экономической деятельности, где у России имеются конкурентные преимущества: лесообрабатывающая промышленность, машиностроение, приборостроение, авиа- и судостроение, космический сектор.
Особое внимание стоит уделить сельскому хозяйству. Агропромышленный комплекс является инвестиционно привлекательным. За счет обновления инфраструктуры зернового рынка (элеваторов, подъездных путей, транспортных систем), сельскохозяйственной техники (80 % парка машин старше 30 лет), снижения стоимости кредитов для сельхозпроизводителей АПК может стать одним из конкурентоспособных экспортно ориентированных направлений российской экономики.
Достижение целей внешнеэкономической стратегии будет сопровождаться:
1) диверсификацией российской экономики и снижением ее зависимости от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов;
2) усилением значимости России как одного из мировых экономических и геополитических центров;
3) увеличением в экспорте доли продукции обрабатывающей промышленности и услуг, в том числе за счет ранее не экспортировавшихся товаров и услуг;
4) ростом показателей внутриотраслевой торговли до уровня наиболее экономически развитых стран;
5) расширением географии товарных рынков;
6) увеличением притока прямых иностранных инвестиций и связанных с приобретением технологий и бизнес-компетенций прямых российских инвестиций за границу;
7) сокращением технологического отставания от наиболее развитых стран.
Исходя из целей и задач формирование основных направлений развития внешнеэкономической страте-
гии России, по мнению автора, должно происходить по трем основным векторам развития (рис. 2):
- межгосударственное взаимодействие;
- государственное регулирование;
- частная кооперация.
В настоящее время российскому правительству приходится решать проблемы модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке не только с помощью государственного регулирования, но и активно привлекая частный бизнес к этому процессу и используя межгосударственное сотрудничество. Мировой опыт свидетельствует, что достичь этого, используя исключительно собственные природные и финансовые ресурсы, без активного привлечения иностранного международного и частного капитала, достаточно сложно и порой невозможно.
Современный рынок иностранных инвестиций -это высококонкурентный рынок инвесторов, на котором страны ведут серьезную борьбу за привлечение иностранного капитала в национальную экономику за счет создания благоприятного инвестиционного климата и либерализации режима работы в стране для иностранных инвесторов. В этой связи без кардинального улучшения инвестиционного климата в России и роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) невозможно ликвидировать технологическое отставание от развитых стран.
Колебания ставок на финансовом рынке служат мощным стимулом для перемещения капитала, что, несомненно, оказывает
инвестиций создает дисбаланс на валютном рынке, в результате предложение национальной валюты внутри страны превышает спрос на них. В процессе восстановления равновесия на финансовом рынке норма процента внутри страны снижается, что стимулирует инвестиционный и потребительский спрос и способствует экономическому росту. Кроме того, приток инвестиций на фондовый рынок способствует успешному размещению акций, повышению стоимости компаний, позволяет компаниям привлечь дополнительные финансовые ресурсы, что также способствует экономическому развитию.
В случае оттока капитала курс национальной валюты снижается, норма процента возрастает, негативно влияя на инвестиционный и потребительский спрос и, как результат, на экономический рост и стабильность. Следовательно, влияние нормы процента в экономике, вызванное движением капитала, опосредованно через финансовый рынок (преимущественно с помощью кредитования) влияет как на инвестиционный, так и на потребительский спрос. Если центральный банк страны допускает заметное снижение валютного курса национальной денежной единицы, это приводит к варьированию чистого экспорта (экспорт дешевеет, импорт дорожает), что при прочих равных условиях стимулирует производство внутри страны.
Если данная ситуация (дефицит финансовых ресурсов, повышение нормы процента, девальвация национальной валюты) носит хронический характер
влияние на экономику страны. Приток ПИИ влияет на воспроизводственный процесс внутри экономики посредством увеличения инвестиций в основной капитал (строительство новых зданий, сооружений, закупка нового оборудования и т. п.) и последующего прироста валовой добавленной стоимости внутри экономики. Портфельные иностранные инвестиции (ПОИИ) оказывают влияние на валютный курс и уровень процентных ставок. Приток портфельных
Основные направления развития внешнеэкономической стратегии России
Межгосударственное взаимодействие:
повышение роли российской экономики в глобальных производственных цепочках; меры по повышению эффективности разработки и реализации внешнеэкономической политики;
меры по укреплению позитивного международного восприятия России в мировой экономике
Государственное регулирование:
создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию; использование мер внешнеэкономического регулирования как инструмента содействия повышению конкурентоспособности российских производителей;
устранение внешних барьеров по ограничению политики зарубежных стран в отношении присутствия российской продукции на глобальных рынках
Бизнес-подход:
расширение географии российского экспорта на основе возможностей, создаваемых глобальными производственными цепочками; создание эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса; ускоренное развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Рис. 2. Основные направления развития внешнеэкономической стратегии РФ
и затягивается на долгосрочную перспективу, актуальным становится вопрос соотношения темпов экономического роста и инфляции. Темпы роста цен начинают снижаться, если экономический рост превышает 3-4 %-ный уровень, и наоборот, инфляция в 3-4 % в год служит катализатором для расширения производства и наращивания экономического роста.
Концептуальный подход к разработке политики регулирования международного движения капитала со стороны российского правительства и российских хозяйствующих субъектов должен включать разработку стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в приоритетные для модернизации направления развития отечественной экономики. В то же время при привлечении иностранного капитала следует проводить политику либерализации движения капитала внутри страны, это повысит эффективность размещения иностранного капитала, обеспечит выравнивание национальных норм процента и прибыли, позволит развить финансовый и реальный сектора российской экономики. Также интеграции России в мировой финансовый рынок будет способствовать создание Международного финансового центра (МФЦ) в Москве. Создание МФЦ в России будет зависеть от ускорения принятия законов о депозитарной и клиринговой деятельности, а также от формирования в нашей стране емкого и развитого финансового рынка.
С точки зрения механизмов прямого иностранного инвестирования в Россию наиболее перспективны венчурное финансирование, проектное финансирование, концессионные соглашения. В настоящее время в России отсутствует четко сформулированная промышленная и научно-техническая политика, не определены источники финансирования инноваций и модернизации экономики. В этой связи значительная роль отводится иностранным инвестициям. Также стоит отметить, что для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций требуется устранение инфраструктурных ограничений в российской экономике за счет перераспределения бюджетных ресурсов в пользу развития и модернизации инфраструктуры, включая развитие транспорта, связи, энерго- и водоснабжения.
Далее рассмотрим каждое направление развития внешнеэкономической стратегии России более подробно.
В рамках межгосударственного взаимодействия автором были выделены некоторые основные приоритетные направления деятельности.
1. использование интеграционных процессов в Европе и снГ для повышения роли российской экономики в глобальных производственных цепочках и для увеличения экспорта с высокой добавленной стоимостью.
Страны Европы и СНГ (крупнейшие внешнеэкономические партнеры России) являются естественными партнерами России по встраиванию в глобальные производственные цепочки (на долю Европы приходится почти 60 % российского товарооборота, на долю СНГ - чуть менее 15 %).
И российская, и европейская экономика испытывают сложности, связанные с необходимостью изменения структуры своего бизнеса в новых глобальных экономических условиях. Эти сложности носят асимметричный, взаимодополняющий характер. В результате, создание стратегических альянсов между российскими и европейскими компаниями может существенно повысить глобальную конкурентоспособность всех участников альянсов. Европейские компании обладают передовыми технологиями, но их производственные издержки слишком высоки, а рынок сбыта крайне узок. В России за отдельными исключениями отсутствуют производители конкурентоспособной высокотехнологической продукции с хорошей репутацией и опытом работы на международном рынке. Однако у российских производителей существует обширный опыт производственной деятельности в соответствующих секторах, у них относительно низкие производственные издержки и относительно низкая средняя заработная плата, есть навыки и контакты, позволяющие успешно реализовывать продукцию на рынках России и стран СНГ, а в перспективе и в третьих странах.
Таким образом, в настоящий момент сложились уникальные условия для построения эффективного альянса Европы и России, который позволит усилить стратегические позиции российских корпораций на глобальном рынке.
Взаимоотношения с ЕС необходимо строить таким образом, чтобы максимально облегчить для российских и европейских компаний возможности по созданию стратегических альянсов (рис. 3).
К важнейшим стратегическим партнерам России относятся страны СНГ. Приоритетность этого региона определяют следующие факторы:
- в настоящий момент СНГ является важным рынком сбыта российских несырьевых товаров (происходит увеличение экспорта услуг);
Мероприятия по построению эффективного альянса Европы и России
Использование возможности заключения с ЕС нового договора о стратегическом партнерстве для создания правовой базы для увеличения взаимных инвестиций и создания совместных производственных цепочек в других формах, увеличения потоков внутриотраслевой и внутрифирменной торговли и снижения барьеров для доступа российских товаров на рынок ЕС.
Подчинение процесса реализации мер в рамках отдельных направлений «дорожных карт» по формированию Общего экономического пространства России и ЕС стратегической задаче по созданию условий, стимулирующих альянсы между российскими и европейскими компаниями и облегчающими процесс создания совместных российско-европейских производственных цепочек, ориентированных на глобальный рынок.
Проведение существенной либерализации режима деловых поездок и поездок в образовательных целях, а также в целях временной работы в компаниях принимающей стороны для представителей ЕС в Россию и России в ЕС.
Расширение двустороннего сотрудничества в вопросах бизнес-образования и технического образования.
Проведение гармонизации стандартов финансовой и других форм отчетности в целях упрощения создания совместных производственных цепочек.
Реализация мер по созданию инструментов облегчения внешней торговли, а при необходимости и гармонизации технических регламентов, стандартов и других элементов законодательства, направленных на повышение мобильности средств производства, товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности в рамках создания совместных производственных цепочек.
Активизирование сотрудничества в сфере логистики и транспорта.
Развитие приграничного сотрудничества с граничащими с Россией странами ЕС. По результатам переговоров по присоединению к ВТО Россия уже берет на себя ряд обязательств, реализация которых окажет влияние на положение в отдельных секторах экономики и на макроэкономическую ситуацию. Необходимо время, чтобы проследить реакцию российской экономики на последствия присоединения. В связи с этим на первоначальных этапах реализации стратегии не предусматривается формирование «зоны свободной торговли» с ЕС
Рис. 3. Мероприятия по построению эффективного альянса Европы и России
- в ближайшие 15-20летрольСНГв российском внешнем товарообороте будет возрастать за счет высоких темпов роста в регионе (СНГ может вернуть себе позиции второго партнера России по объему внешнеторговых потоков);
- развитие интеграционных процессов (в формате ЕврАзЭС и СНГ) предполагает создание справедливой конкурентнойсреды дляроссийского бизнеса, что,всвоюочередь, создает доиолнитель-ные стимулы для инвестиций и развития кооперации в различных сферах деятельности;
- формщзование с овместных производственных цепочек скомпанишми этого регионапозволяетпо-высить конкурентоспособность продукции за счет использования более дешевыхтрудовыхресурсов втрудоемких частях цепочек и экономии на транспортных издержкахпоперевозке товаров с высоюш отношением объема к цене;
- посвоему географическомУ положению этот регионявляется транзитнымрегионом для российских товаров, направляемых на рынки ЕС и Южной Азии.
Со всеми странамирегиона Россия на двусторонней основе имеет режим свободной торговли с некоторыми ограничениями. С отдельными странами Россия ведет переговоры о более глубоких форматах интеграции.
Растущий бизнес становится главным проводником идеи экономической интеграции: для развития ему необходимы более обшщэный рынок, доступ к совместным ресурсам, общей инфраструктуре, что поможет в конечном итоге сократить издержки и повысить конкурентоспособность продукции. Упрощенный доступ российских товаров на рынки стран СНГ, дополнительные возможности для развития кооперационных связей, расширения инвестиционного сотрудшмества,в томчисле на многосторонней основе, - все этифакторыявлякэтгся 1ф айне привлекательными для российских предпринимателей для их работы на рынках государств Содружества.
Несмотря наэто, в настоящиймом ент потенци-алувеличения конкурентоспособности продукции за счет создания совместных производственных цепочек используется недостаточно активно.
Для укрепления позиций России в странах СНГ необходимо сконцентрировать внимание на тех направлениях, которые представляют интерес для всех или большинства государств Содружества. К приоритетным вопросам можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышлен-но-финансовых групп, транснациональных корпораций. Требуют проработки вопросы создания общих рынков и организации биржевой торговли энергетическими товарами, продукцией металлургического комплекса, продукцией АПК и др. В сферу общих интересов входит также реализация крупных совместных инвестиционных проектов в области транспорта (создание международных транспортных коридоров с центрами приграничного сотрудничества), телекоммуникаций, электроэнергетики, водно-энергетического хозяйства, в других секторах. Необходимо обозначить роль России по возможному значимому вкладу в их финансирование, что в дальнейшем обеспечит российским предприятиям широкое участие в их реализации. Если таких шагов не сделать в ближайшее время, то ведущие позиции здесь могут занять компании США, ЕС или Китая.
Существующий уровень развития экономики России, наличие сильных национальных компаний и значительных свободных финансовых средств позволяют российским организациям участвовать в сооружении крупных энергетических, металлургических и других промышленных объектов, представляющих интерес для России, в том числе на условиях технического содействия и предоставления связанных государственных кредитов. Следует более активно использовать инструменты поддержки экспорта, которые максимально эффективны с учетом специфики работы на этом направлении и будут содействовать продвижению на рынки стран СНГ конкурентоспособной продукции российских производителей.
Одновременно следует вести работу по активизации интеграционных процессов, формированию нормативной базы общего экономического пространства. Усилия России и некоторых стран СНГ по интеграции с ЕС должны дополнять интеграционные тенденции в СНГ, а не противоречить им. В этих целях целесообразно создание механизмов координации интеграционных процессов по этим двум направлениям.
2. Осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности разработки и реализации внешнеэкономической политики.
Достижение цели стратегии требует кардинальной перестройки сложившейся системы формирования внешнеэкономической политики и регулирования внешнеэкономической деятельности по следующим направлениям:
1) повышение степени межведомственной координации при принятии и реализации решений в сфере внешнеэкономической политики;
2) обеспечение сбалансированного учета экономических и политических факторов при принятии решений во внешнеэкономической сфере, уход от излишней политизированности этого процесса;
3) создание системы аналитической поддержки процесса принятия решений и проведения переговоров по внешнеэкономическим вопросам, включающей в себя возможности:
- по использованию современных методов экономико-математического анализа, позволяющих рассчитывать макроэкономические, секторальные и социально-экономические последствия тех или иных решений;
- по проведению секторальных исследований методами эталонного тестирования;
4) совершенствование механизмов контроля за исполнением решений;
5) повышение степени межрегиональной и межтерриториальной координации при принятии и реализации решений в сфере внешнеэкономической политики, активизация деятельности регионов в сфере развития внешнеэкономических связей;
6) совершенствование механизмов координации действий государства и бизнеса во внешнеэкономической сфере, радикальное улучшение системы информационно-консультативной поддержки бизнеса государством;
7) совершенствование системы государственной финансовой, организационной и информационно-консультационной поддержки.
3. Реализация комплекса мер, направленных на укрепление позитивного международного восприятия России и формирование сигналов, свидетельствующих о кардинальном улучшении инвестиционного климата и условий интеграции России в мировую экономику.
Важнейшими сигналами об улучшении бизнес-климата в России будут присоединение к ВТО
и в среднесрочной перспективе - к ОЭСР. Однако необходимо проводить и специальную политику по улучшению имиджа страны, включающую в себя:
- пропаганду проводимых российским правительством мер, направленных на улучшение бизнес-климата. Это предполагает активное участие представителей российских органов власти в международных конференциях, организацию подобных конференций на территории России, а также целенаправленную работу с международной прессой, прежде всего с изданиями, ориентированными на бизнесменов;
- формирование ассоциирующегося с высоким уровнем качества производимых товаров и услуг бренда «made in Russia», создание системы государственной поддержки процесса формирования секторальных и корпоративных брендов;
- формирование образа «социально ответственной страны» за счет позиционирования страны как страны-донора в МВФ и Всемирном банке;
- активизацию работы с российской диаспорой (использование связей для продвижения нового образа России в других странах).
Данный комплекс мер необходимо начать осуществлять уже в краткосрочном периоде. В среднесрочном периоде необходимо не только продолжать работу по улучшению репутации, но и расширить список используемых мер.
В рамках государственного регулирования автором были выделены следующие основные приоритетные направления деятельности:
1) создание привлекательных условий для прямых иностранных инвестиций в Россию и для стимулов, связанных с приобретением технологий и бизнес-компетенций российских инвестиций за рубежом.
Государственная политика в области регулирования иностранных инвестиций как элемента платежного баланса также должна претерпеть кардинальные изменения. Необходимо создать благоприятный инвестиционный климат для эффективного вложения капитала в реальный сектор экономики России. Ключевым моментом является создание реально функционирующего законодательного и нормативно-правового поля для инвесторов, гарантирующего им возможность стабильного бизнеса.
Ускоренное преодоление технологического отставания от развитых стран и повышение международной конкурентоспособности российской экономики предполагает не только активизацию собственного научно-технического потенциала, но и
использование возможностей трансферта технологий и бизнес-компетенций. Широкие возможности для такого трансферта открываются благодаря трансграничным инвестициям и выстраиванию российскими предприятиями международных производственных цепочек.
Политика стимулирования процессов создания производственных цепочек включает в себя устранение барьеров для инвестиций, перекрестного владения собственностью и аутсорсинга. Она предполагает также проведение мероприятий, направленных на привлечение инвесторов, ориентированных не только на российский рынок, но и на развитие экспорта.
Центральная роль в проведении таких мероприятий принадлежит институтам развития, которые будут оказывать услуги российским и иностранным компаниям, являющимся потенциальными участниками совместных производственных цепочек (рис. 4);
2) использование мер внешнеэкономического регулирования как инструмента содействия повышению конкурентоспособности российских производителей, а также создание системы управления рисками.
Меры внешнеэкономического регулирования могут поддержать политику компаний в сфере конкурентоспособности по двум направлениям:
- за счет улучшения условий для технологического трансферта, а также закупки (аутсорсинга) промежуточной продукции и услуг;
- за счет создания условий для максимального использования преимуществ высокой отдачи от масштаба.
По первому направлению необходимы действия, которые будут заключаться:
- в использовании практики стимулирования ввоза наиболее прогрессивных видов машин и оборудования, аналоги которых не производятся в России, в селективном снижении барьеров для импорта сырья и материалов и в проведении прочих мер стимулирования импорта в целях ускорения технического перевооружения и создания новых производств в России;
- в совершенствовании политики в отношении трансферта технологий в интересах развития инвестиционно-технологического сотрудничества между российскими и зарубежными компаниями;
- в проведении международных переговоров в целях снижения барьеров в отношении трансферта технологий, существующих в странах-партнерах;
Мероприятия институтов развития, направленные на привлечение инвесторов для развития российского экспорта
Создание механизмов ГЧП, предполагающих привлечение частных консалтинговых и финансовых компаний к оказанию услуг потенциальным участникам цепочек
Внедрение принципа «одного окна» для решения административных вопросов, связанных с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
X
Упрощение процедур валютного регулирования при осуществлении российскими компаниями сделок по приобретению производственных активов за рубежом
Сокращением объема документации, предоставляемой инвестором, и времени получения разрешения на ведение хозяйственной деятельности
Рис. 4. Мероприятия институтов развития по привлечению инвесторов
Использование кластерного подхода при привлечении в Россию иностранных инвестиций, в частности при развертывании сборочных производств и организации исследовательских центров
Определение закрытого перечня изъятий из национального режима для иностранных инвесторов и их инвестиций в России, что будет способствовать повышению прозрачности российского законодательства
ю:
Создание в рамках Банка развития механизмов государственного софинансирования инвестиционных расходов по проектам, предполагающим создание глобальных производственных цепочек с российским участием в целях снижения рисков для российских и иностранных частных компаний - участников проекта
Усовершенствование типового соглашения о поощрении и защите капиталовложений
Софинансирование Банком развития покупки высокотехнологичных активов за рубежом
- в совершенствовании правовой базы, регулирующей сотрудничество российских и зарубежных компаний на условиях аутсорсинга.
Меры по второму направлению предполагают снижение барьеров, рисков для экспорта товаров и услуг. Для сглаживания возникающих в этом случае проблем необходимо создать систему управления рисками, которая будет включать в себя следующие инструменты:
- организацию постоянного мониторинга (с привлечением российских компаний и организаций предпринимателей) дискриминационных торговых практик, реализуемых иностранными государствами в отношении российских производителей товаров и услуг, а также системы информирования российского бизнеса о результатах мониторинга;
- совершенствование механизмов межведомственной координации по вопросам оперативной разработки и реализации мер, направленных на
устранение зарубежных дискриминационных практик;
- разработку среднесрочных и долгосрочных конъюнктурных прогнозов по основным секторам и географическим направлениям внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в целях идентификации открывающихся возможностей и потенциальных угроз с последующим внесением необходимых корректив во внешнеэкономическую и промышленную политику страны;
- обеспечение необходимой институциональной поддержки отечественных компаний для их проникновения на перспективные рыночные ниши;
3) устранение внешних барьеров, связанных с ограничительной политикой зарубежных стран, и внутренних барьеров в сфере государственного регулирования, препятствующих расширению присутствия российской продукции на глобальных рынках.
Приоритетные направления деятельности по снижению внешних барьеров, связанных с ограничительной политикой зарубежных стран, включают:
- участие в переговорах (после присоединения к ВТО), проводимых в рамках этой организации и иных международных организаций и региональных интеграционных объединений для изменения действующих правил регулирования международных экономических связей в интересах российских субъектов ВЭД;
- заключение двусторонних и многосторонних соглашений об экономическом сотрудничестве и взаимной защите инвестиций в целях обеспечения максимально благоприятных условий доступа российских компаний на рынки основных стран -. экономических партнеров (рассмотрение возможности и необходимости заключения соглашений о свободной торговле товарами и услугами станет возможным после завершения процесса присоединения к ВТО).
Наиболее эффективным методом осуществления политики импортозамещения в странах - членах ВТО являются нетарифные методы регулирования внешней торговли, в том числе контроль качества, квотирование, лицензирование, добровольные экспортные ограничения, эмбарго. В этой связи одним из основных направлений развития протекционизма по отношению к российским товарным рынкам должно стать расширение практики применения нетарифных методов государственного регулирования в России.
- борьба с дискриминацией российских инвесторов и экспортеров на зарубежных рынках с помощью всего спектра доступных механизмов, к которым относятся: международные процедуры ВТО, механизмы арбитражного судопроизводства; двусторонние переговоры, технические консультации; односторонние защитные, ответные меры, экономические санкции; проведение двусторонних и многосторонних переговоров о гармонизации мер технического регулирования, секторальных стандартов, процедур таможенного оформления и таможенного контроля за грузами в тех случаях, когда подобная гармонизация способна снизить издержки российских субъектов ВЭД.
Устранение внутренних барьеров в сфере государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности должно осуществляться по следующим направлениям:
- оптимизация применяемых на территории РФ таможенных режимов применительно к задаче включения российских компаний в цепочки добавленной стоимости, звенья которых расположены в разных странах мира;
- приведение процедур таможенного администрирования в соответствие с современной международной практикой документального оформления перевозок и логистических операций;
- пересмотр действующей системы импортных и экспортных пошлин в целях облегчения процесса встраивания в глобальные производственные цепочки;
- повышение уровня защиты прав интеллектуальной собственности (включая права авторов, патенты и технологические ноу-хау, а также товарные знаки и географические наименования, принадлежащие российским компаниям) на международных рынках за счет использования всех возможных международных механизмов, включая механизм разрешения споров в ВТО;
- устранение информационных барьеров за счет предоставления заинтересованным сторонам комплекса информационно-консультационных услуг;
- совершенствование законодательной базы налогового администрирования в сфере ВЭД, в первую очередь в части повышения эффективности системы возврата НДС при экспорте, которая в настоящее время исходит из принципа «презумпции виновности» экспортеров и максимально затрудняет им возмещение платежей по НДС;
- совершенствование и упрощение процедур валютного контроля при проведении внешнеэкономических операций, в том числе осуществляемых посредством электронной торговли;
- сокращение барьеров и стимулирование развития финансовых и страховых услуг, обеспечивающих внешнеэкономическую деятельность;
- развитие соответствующих нормам ВТО и стандартам ОЭСР механизмов финансовой поддержки экспорта и инвестиций, включая развитие системы страхования экспортных операций; упрощение процедур и реализация других мер, направленных на повышение степени доступности российской системы финансовой поддержки экспорта, а также создание и совершенствование других механизмов поддержки экспорта, предусмотренных Банком развития;
- более активное использование международных институтов в целях поддержки экспорта и ин-
вестиций; вступление в этих целях в региональные банки развития;
- использование связанных кредитов и механизмов помощи развитию для продвижения российских товаров и инвестиций;
- приведение системы регулирования внешнеэкономической сферы в соответствие со стандартами ОЭСР.
С точки зрения бизнес-подхода автором были выделены следующие основные приоритетные направления деятельности:
1) расширение географии российского экспорта на основе возможностей, создаваемых глобальными производственными цепочками.
Создание производственных цепочек со странами ЕС и СНГ и использование их для увеличения товарооборота с третьими странами не исчерпывает всего набора возможностей, который имеется у России для усиления присутствия на глобальных рынках. Другим важным источником роста объемов и улучшения структуры российского экспорта является создание совместных цепочек с компаниями стран, которые не рассматриваются Россией как ключевые партнеры. Создание таких цепочек имеет следующие цели:
- получение дополнительных технологических и управленческих компетенций в бизнесе. Этот подход преимущественно ориентирован на компании из развитых стран, но будет приобретать все большее значение в случае с компаниями из крупных и быстроразвивающихся стран, таких как Китай и Индия. В случае с сельскохозяйственными товарами представляют интерес альянсы с крупнейшими мировыми производителями из стран Латинской Америки;
- выход на рынок страны-партнера. Этот подход особенно интересен для случая с США и прочими странами Северной и Южной Америки, а также для крупных развивающихся и развитых стран Азии;
- перенос трудоемких производственных процессов в страны с дешевой рабочей силой, и повышение на этой основе конкурентоспособности продукции, выпускаемой всей производственной цепочкой в целом. Наиболее интересными партнерами в этом случае являются страны восточно- и южноазиатского региона, такие как Китай, Вьетнам и соседние с ними страны. Интерес для таких проектов будут представлять и компании из Африки при условии продолжения в африканских странах экономического роста;
- получение доступа к природным ресурсам, в том числе и в третьих странах. Наиболее интересным континентом с точки зрения присутствия на нем в рамках международных альянсов является Африка. У большинства российских компаний отсутствуют навыки работы в странах этого континента. Быстрым способом вхождения на рынок в этом случае является формирование альянса с партнером, имеющим опыт работы на континенте и необходимые связи. Так, например, доступ к африканским углеводородным и горным ресурсам можно облегчить, вступив в альянс с канадскими компаниями. Необходимо также привлечение специалистов из африканских стран, получивших образование в России и СССР;
- получение и расширение доступа на рынки третьих стран. В качестве примера можно привести возможность создания российско-индийских альянсов, выходящих на африканские рынки. Формируя альянсы с компаниями из Восточной Европы, российские машиностроительные компании могут усилить свое представительство на индийском рынке;
2) создание эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса.
Приоритетными являются следующие направления сотрудничества между государством и субъектами российского бизнеса:
- политическая и дипломатическая поддержка (в том числе поддержка со стороны высших лиц государства в переговорах с зарубежными лидерами) российских компаний, включающая в себя: прозрачный и понятный механизм рассмотрения требований бизнеса и привлечение представителей бизнеса к выработке внешнеэкономической политики на всех стадиях, включая участие в переговорах;
- использование механизмов частно-государственного партнерства в сфере информационно-консультационной и финансовой поддержки развития внешнеэкономических связей малыми, средними и крупными предприятиями и компаниями. В частности это касается проведения с участием бен-чмаркинговых и консалтинговых компаний секторальных исследований и эталонного тестирования позиций российских экспортеров по сравнению с основными конкурентами; использование результатов исследований для выработки приоритетов политики финансовой поддержки экспорта и в качестве рекомендаций для компаний по повышению их конкурентоспособности; привлечение к выставоч-но-ярмарочной деятельности профессиональных операторов, в том числе иностранных компаний;
использование потенциала бизнес-ассоциаций и региональных властей для привлечения к участию в выставочно-ярмарочной деятельности представителей малого и среднего бизнеса;
3) ускоренное развитие транспортно-логисти-ческой инфраструктуры по направлениям, связанным с преодолением инфраструктурных барьеров для международной торговли и инвестиций и реализацией транзитного потенциала российской экономики.
Комплексное решение перечисленных проблем может вестись по следующим основным направлениям:
- создание системы крупных национальных и региональных (на пространстве СНГ) логистических центров;
- массовая контейнеризация перевозок и увеличение экспорта транспортных услуг;
- институциональные преобразования, направленные на ускорение реформы железнодорожного транспорта и либерализацию условий регулирования рынка железнодорожных и автомобильных перевозок.
По мнению автора, в ближайшие 15-20 лет развитие мировой экономики будет создавать новые возможности для увеличения вклада внешнеэкономической сферы России в ее экономическое развитие. К числу таких возможностей относятся:
- наличие исторических рынков сбыта промышленной продукции в странах, находящихся в стадии быстрого роста (страны СНГ, БРИКС, «Азиатские тигры»), а также широких возможностей для встраивания российских производителей в международные производственные цепочки на основе интеграционных процессов в Европе и СНГ;
- развертывание новых емких рынков в странах догоняющего развития, на которых Россия может приобрести конкурентные преимущества (энергетика, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, химия, телекоммуникации, строительство) и наличие у российских экспортеров пер-
спективных ниш в высокотехнологичных секторах (информационные технологии, телекоммуникации, транспорт, космос, энергетика и др.);
- перспективы либерализации международных рынков сельскохозяйственной продукции за счет быстрого роста мирового спроса на продовольствие на фоне уменьшения площади земель, пригодных для сельского хозяйства, во многих развивающихся странах;
- тенденция к опережающему росту торговых потоков между Европой и Азией, значительная часть которых может быть переориентирована на российские транзитные маршруты;
- рост мирового спроса на сырьевые товары, предлагаемые Россией, в связи с быстрым экономическим ростом в Азии и других регионах догоняющего развития, а также укрепление переговорных позиций России благодаря увеличению ее роли в обеспечении энергетической устойчивости стран Европы и Азии;
- наличие финансовых возможностей для организации национального механизма международной помощи развитию в целях решения гуманитарных, экологических и иных проблем развивающихся стран. Создание этого механизма будет способствовать улучшению имиджа России в мире и проведению ее экономических и политических интересов.
Все эти меры в средне- и долгосрочной перспективе позволят поддерживать положительное сальдо по счету текущих операций и использовать экспорт капитала для формирования международных производственных цепочек, контролируемых российским капиталом.
Список литературы
1. Международный финансовый рынок: учеб. пособ. / под ред. В. А. Слепова, Е. А. Звоновой. М.: Магистр, 2007.
2. Петрикова Е. М. Платежный баланс России: учеб. пособ. / под ред. В. А. Слепова. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007.