Научная статья на тему 'РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

поставленной цели. Следует учесть, что разработка производственной стратегии осуществляется с учетом индивидуальных отраслевых особенностей и пониманием высокой значимости данной отрасли для экономики страны и необходимости конкурирования с западными производителями.

Использованные источники:

1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010

2. Рысьмятов, А.З. Делокализация и аутсорсинг как объективный тренд развития специализации и инновационной реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на современном этапе / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 21-22.

3. Рысьмятов, А.З. К вопросу о формализации «закона наименьших» принципов его реализации и влиянии на структурную устойчивость системы / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков, А.А. Рысьмятова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 112. С. 802-818.

4. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.

5. Рысьмятов, А.З. Теоретические основы инновационно-ориентированной реструктуризации в растениеводстве / А.З. Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.А. Дьяков // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 639-645.

6. Селиванова Т. А., Атабаева Ш. А. Разработка производственной стратегии на предприятиях отрасли // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 588-589.

7. http://www.moluch.m/arcЫve/67/11491/

Марченко К. П. бакалавр экономики Барданосова А. А. бакалавр экономики СтГАУ Россия, г. Ставрополь РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

ПРЕДПРИЯТИЕМ Современный бизнес характеризуется быстрым развитием. Из-за высокой конкуренции происходит снижение рентабельности операций. Это приводит к тому, что в целях поддержания, по меньшей мере статуса-кво, не говоря уже о развитии бизнеса, нужно уделять больше внимания таким

элементам управления, как общей стратегии, маркетинговой стратегии, и логистике. Любая компания и ее руководители хотят быть успешными, получать весомую прибыль, приобрести уважение в мире бизнеса, а также не зависеть от поворотов судьбы и существовать в этом состоянии как можно дольше. Это все это не может быть достигнуто без эффективного управления.

У некоторых руководителей создалось впечатление, что крупные проблемы возникают из-за недостаточно современной технологии и дефицита в финансировании. На самом деле, отсутствие современного технологического оборудования и денег - это только следствие глобальных проблем предприятия. Большинство проблем компании носит преимущественно стратегический характер. Поэтому на первый план выходит необходимость разработки мероприятий, направленных на борьбу с проблемами компании, подготовку эффективных стратегий развития бизнеса и управления бизнесом с современных позиций.

Все это можно описать термином «бизнес-план», который включает в себя все: от планирования деятельности до принятия управленческих решений и анализа результатов. Планирование бизнеса имеет особое значение для обеспечения всеми возможными ресурсами расширенной производственной цепи с целью достижения высокой эффективности бизнеса, создания условий для обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Планирование должно ориентироваться на доступные для компании источники как собственных, так и заемных средств и возможность их перевода их в производственный капитал. Согласно этому положению должны предусматриваться реальные каналы приобретения основных, а также оборотных средств, обеспечения необходимых условий труда, найма производственного персонала, удовлетворения общественных потребностей. Отсюда большое значение необходимо придавать определению направлений и масштабов использования всех средств, которые необходимы для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Планируя, компания решает такую проблему как определение наиболее выгодных источников финансирования и рационального направления расходов, обеспечивая стабильное положение на рынке. Некоторые компании способны достичь определенных успехов, не тратя много усилий на планирование. Само по себе планирование не может гарантировать успех. Однако, планирование может обеспечить много важных и благоприятных факторов для компании.

Бизнес-планирование осуществляется для внутренних и внешних целей. В большинстве случаев, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции.

Внешние цели, для которых создаются бизнес-планы - это обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или

заимствований, демонстрация возможностей, имеющихся у компании, и привлечение внимания инвесторов и банков путем убеждения их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. Обязательным условием получения кредита в банке является предоставленный банку правильно написанный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он не существует, это показывает низкий профессиональный уровень управления предприятием и получить банковские кредиты становится невозможно, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита на этой фирме как операцию с высокой степенью риска, что обязательно повлияет на увеличение процентов по кредиту.

Гораздо важнее для компании являются внутренние цели, для которых создается бизнес-план. Внутренние цели - это проверка знаний персонала по управлению, их понимание рыночной среды и реального положения компании на рынке. Это очень важно для достижения понимания инвестором и администрацией стратегических целей компании, особенностей бизнеса, конкурентной среды, сильных и слабых сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Бизнес-планы разрабатываются на инновационные объекты или процессы, связанные с разработкой и поставкой на рынок новых продуктов и услуг, реконструкцией предприятий и расширением производства, улучшением технологии и организации производства, повышением качества продукции, расширением производства, проектированием или созданием новой компании или ее подразделения. Бизнес-план разрабатывается для изучения экономической целесообразности направлений развития предприятия - стратегий, концепций, проектов, расчета ожидаемых финансовых показателей, в том числе продаж, прибыли, доходов предприятия, определения источника финансирования для реализации выбранной стратегия.

Основными особенностями бизнес-плана являются:

1. Бизнес-план, в отличие от стратегического планирования включает в себя не весь набор общих целей предприятия, но только одну из них, определяя конкретное содержание планирования нового вида деятельности или проекта.

2. Бизнес-план имеет четко определенный период времени, после которого цели и задачи, поставленные этим планом должно быть выполнены в отличие от ТЭП, которое осуществляется непрерывно на всех уровнях управления.

3. Бизнес-план предназначен в первую очередь для поддержки инновационных проектов с целью привлечения инвесторов, то есть имеет не только внутреннюю направленность, но внешнюю ориентацию.

4. Бизнес-план разрабатывается под руководством и при личном

участии директора, а ТЭП занимаются профессиональные экономисты, менеджеры и проектировщики линейных и функциональных подразделений..

5. Бизнес-план в отличие от технико-экономического обоснования рассматривает как технические и экономические аспекты производства, так и рыночные и коммерческие.

Таким образом, бизнес-план помогает решить следующие задачи: определить направление деятельности компании, целевые рынки и позиции фирмы на этих рынках; сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели и задачи, стратегии и тактики их достижения; выбор номенклатуры и определение показателей товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, а также оценка стоимость их разработки и реализации; оценка соответствия кадров компании и условий мотивации их труда требованиям по достижению обозначенных целей; определение состава маркетинговых мероприятий компании по исследованию рынка, организации рекламы, стимулированию сбыта, ценообразованию, каналам сбыта и так далее; обеспечение жизнеспособности фирмы в конкурентной среде; достижение максимальной прибыли при определенных условиях; оценка материального и финансового положения компании.

Для выполнения всех задач в работе компании и за ее пределами бизнес-план следует реализовать, чтобы перевести бизнес-проект из стадии бизнес-плана в стадии реального производства. Необходимо составить реалистичный график различных этапов реализации проекта. Этот график должен первоначально определить различные этапы реализации, и длительность каждого этапа.

Таким образом, бизнес-планирование является неотъемлемым элементом в управлении компанией, это многогранный инструмент управления, обеспечивающий решение стратегических и тактических задач, стоящих перед фирмой. Бизнес-планирование необходимо предприятию как для решения внутренних задач (построение плана работы, оценки эффективности намеченного плана), так и для решения внешних (привлечение инвестиций и заемных средств финансовых организаций).

Использованные источники:

1. Бизнес-планирование в сельскохозяйственной организации / Ермакова Н.Ю., Банникова Н.В., Костюченко Т.Н..- Ставрополь, 2008

2. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Бизнес-планирование» Направление - 080100.68 "Экономика" (Экономика фирмы и отраслевых рынков) / Ермакова Н.Ю. / Ставрополь, 2013.

3. Навигатор начинающего предпринимателя / Ермакова Н.Ю., Костюченко Т.Н., Орел Ю.В., Вайцеховская С.С., Сидорова Д.В. Учебно-методическое пособие / Ставрополь, 2014.

4. Разработка бизнес-плана для малых форм аграрного предпринимательства / Ермакова Н.Ю. - Ставрополь, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.