Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес к чтению / младшие школьники / чтение / психолого-педагогический аспект / interest in reading / primary schoolchildren / reading / psychological and pedagogical aspect

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневский Владимир Анатольевич, Панченко Татьяна Евгеньевна

В статье анализируется проблема формирования интереса к чтению у детей. Рассмотрены ключевые причины его отсутствия, проанализирован наиболее благоприятный период для развития читательского интереса и выявлены способы формирования интереса к чтению у детей с психологической и педагогической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишневский Владимир Анатольевич, Панченко Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of developing interest in reading in children. The key reasons for its absence are considered, the most favorable period for the development of reading interest is analyzed, and ways of developing interest in reading in children from psychological and pedagogical points of view are identified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

4. Винокурова, Н.Ф. Система эколого- ориентированных ответственных дел как условие воспитания экологической ответственности у членов детского общественного объединения/ Н.Ф. Винокурова, A.A. Лощилова //Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - №3 (27). - С. 55-64

5. Зверев, И.Д. С любовью к природе / И.Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2013. - 232 с.

6. Кулакова, Ю.Н. Понятие «бережливость» в философии / Ю.Н. Кулакова, Л.Г. Попова // Молодой ученый. - 2016. -№ 11 (115). - С. 1816-1818

7. Коменский, Я.А. Всеобщий совет по исправлению дел человеческих / Я.А. Коменский // Избранные труды классиков научной педагогики [сайт], 1644. - URL: http://jorigami.narod.rU/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Pampedia_izbr.htm#_Toc237610481 (дата обращения 1.11.2023)

8. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Национальная электронная библиотека [сайт], 1657. - URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_00360571 l?page=7&rotate=0&theme=hite (дата обращения 1.11.2023)

9. Макаренко, A.C. Лекции о воспитании детей / A.C. Макаренко. - М.: - Соч.: В 7-ми т., М.: АПН РСФСР // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [сайт], 1951, Т. 4, С. 341-417. - URL: http://az.lib.rU/m/makarenko_a_s/text_1937_lektzii_o_vosp_detey.shtml (дата обращения 1.11.2023)

10. Мамедов, Н.М. Экологический контекст социокультурных и экономических изменений / Н.М. Мамедов // В книге: Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. "Научные школы академии" Под общей редакцией С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 9-17

11. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д. Зверева, ИТ. Суравегиной. АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

12. Симонова, Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя / Л.П. Симонова,- М.: «Тобол», 1999.-88 с.

13. Сухомлинский, В.О. Сердце отдаю детям / В.О. Сухомлинский. - М.: Академия, 2011. - 328 с.

14. Федеральный государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (1-4 кл.) / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.

15. Vinokurova, N.F. A coevolutionary model of environmental consciousness development among school children on the basis of sustainability concepts/N.F. Vinokurova, V.V. Nikolina, I.A. Shevchenko, O.E. Efimova //Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - T.6. - № 6 S2. - C. 315-324

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

педагогики и педагогического мастерства Вишневский Владимир Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» (г. Ялта); студент Панченко Татьяна Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируется проблема формирования интереса к чтению у детей. Рассмотрены ключевые причины его отсутствия, проанализирован наиболее благоприятный период для развития читательского интереса и выявлены способы формирования интереса к чтению у детей с психологической и педагогической точек зрения. Ключевые слова: интерес к чтению, младшие школьники, чтение, психолого-педагогический аспект. Annotation. The article analyzes the problem of developing interest in reading in children. The key reasons for its absence are considered, the most favorable period for the development of reading interest is analyzed, and ways of developing interest in reading in children from psychological and pedagogical points of view are identified.

Key words: interest in reading, primary schoolchildren, reading, psychological and pedagogical aspect.

Введение. Развитие интереса к чтению у детей - актуальная современная образовательная задача. В первую очередь, чтение является ключевым навыком, который необходим для личностного развития и образованности ребенка, расширения словарного запаса, развития критического мышления, формирования своей собственной точки зрения и способности грамотно ее излагать. Существенной причиной формирования интереса к чтению является тот факт, что это занятие -помощник в развитии кругозора и источник знакомства с окружающим миром, историей, природой, культурой, мыслями других людей. Детский возраст - наиболее благоприятный период для знакомства с книгой, так как в это время происходит формирование основ для развития личности в будущем. Любовь к чтению с ранних лет - фундамент для лучшего усвоения знаний и интеллектуального и социального развития.

Изложение основного материала статьи. Исследованием и обсуждением проблемы формирования интереса к чтению занимались известные ученые и педагоги по всему миру. Среди них, педагоги (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, А. С. Макаренко) и психологи (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, М.М. Рубинштейн, Д. Уиллингем). Эти и многие другие исследователи внесли значительный вклад в изучение проблемы привития интереса к чтению у детей. Благодаря их трудам, мы можем понять, что роль родителей, учителей, доступ к литературе, создание благоприятной атмосферы могут поспособствовать развитию читательского интереса.

Сталкиваясь с событиями и явлениями окружающего мира, человек стремится познать его все больше и больше, выбирает для себя любимые занятия, подходящее окружение, выявляет свои потребности и стремится к их реализации, руководствуясь при этом сознательностью и свободой. Л. С. Выготский называет такие проявления понятием «интерес», т.е. те потребности, которые являются для человека эмоционально привлекательными, осознанно значимыми и побуждают к познанию [2].

Исходя из проблематики статьи, можно сказать, что на начальном этапе познания жизни у ребенка возникает осознанная потребность и стремление к ознакомлению с новой информацией и осмыслению окружающей

действительности. Данный интерес может быть удовлетворен при помощи чтения, являющегося одним из основных факторов успешности ребенка в обучении и развитии. По данным НИИ возрастной физиологии РАО около 40 % школьников на момент окончания начальной школы имеют трудности в обучении, в особенности с письмом и чтением [4]. Это свидетельствует о том, что проблема формирования интереса к чтению является достаточно актуальной на сегодняшний день и требует пристального внимания со стороны учителей и родителей.

Исследования показывают, что одной из причин снижения интереса к чтению является стремительное развития современных технологий и, как следствие, подрастающее поколение отдает большее предпочтение времяпровождению с гаджетами. Ведь не так просто убедить ребенка, что чтение - это полезно и увлекательно, если рядом телефон и компьютер. Книги, к сожалению, отходят на второй план.

Следующей причиной может служить так называемый «кадровый голод», проявляющийся в том, что все меньше педагогов изъявляют желание работать в школах. Среди причин нехватки кадров традиционно - низкий уровень заработных плат и профессиональное выгорание.

На сегодняшний день младшие школьники начинают сталкиваться с проблемой увеличения объема учебных материалов и заданий. В связи с этим, чтение может ограничиваться только литературой в рамках школьной программы. По нашему мнению, постоянное чтение только лишь подобных материалов может создавать ощущение скуки и утомления у детей. Также причиной чтения в рамках школьной программы может служить ограниченный доступ к иной разнообразной литературе. Для решения данной проблемы учителям необходимо ознакомить детей с школьной библиотекой, где, наверняка, каждый ребенок сможет найти подходящую для себя книгу. А родители, в свою очередь, по возможности, могут приобретать своему ребенку книгу, в качестве интересного и полезного для развития подарка. Ведь, как гласит всем нам известный отечественный лозунг: «Книга - лучший подарок». В рамках только лишь «делового чтения» ребенок может утратить способность понимать и анализировать иную литературу, выражать свои мысли и идеи, происходит снижение общего уровня заинтересованности в чтении из-за невозможности самостоятельного выбора книги. Важно создать для детей благоприятную атмосферу для чтения, предоставить доступ к разнообразной литературе и прислушиваться к их читательским интересам вне школьной программы.

Отметим, что причиной отсутствия интереса к чтению может послужить недостаточная стимуляция и поддержка. Ведь на этапе формирования личности и ее стремления к всестороннему развитию важно оказать ребенку необходимую поддержку и мотивацию со стороны родителей и педагогов. Без этого дети не смогут в полной мере осознать важность чтения и рассмотреть его в качестве интересного вида деятельности. Недостаток похвалы, поощрения и обсуждения прочитанного также может снижать мотивацию к чтению.

Принятие и понимание данных причин дает возможность родителям и педагогам создать благоприятную атмосферу для развития интереса к чтению и разработать соответствующие стратегии и подходы, при помощи которых в детях будет постепенно зарождаться заинтересованность в развитии важного навыка.

«Испокон века книга растит человека» - пословица, которая вот уже стольким поколениям указывает на важность чтения в нашей жизни. Ведь чем больше человек читает, тем больше знаний получает и, тем самым, внутренне «растет». Польза этого увлекательного занятия невероятно велика, так как начитанный человек, как правило, является хорошим собеседником, у него развиты память, внимание и логическое мышление. И, несомненно, он обретает жизненную мудрость и формирует свою собственную точку зрения на те или иные вещи.

Психологи и педагоги утверждают, что знакомить ребенка с книгой лучше с самого раннего возраста. Существует ряд причин, почему именно данный период является наиболее благоприятным [6].

Во-первых, в детском возрасте мозг ребенка находится в фазе активного развития и пластичности. Дети намного легче и быстрее усваивают новую информацию и навыки. Развивая интерес к чтению в этот период, возможно сделать это занятие привычным и прочно встроить в повседневную жизнь.

Во-вторых, на данном этапе происходит языковое развитие ребенка, формируются языковые навыки. Таким образом, раннее знакомство с книгой и ее обсуждение помогают ребенку освоить звуки, слова, грамматическую и лексическую составляющие. Чтение книг разнообразных жанров способствует расширению словарного запаса и развитию навыков грамотного говорения.

Третьей причиной является то, что маленькие дети обладают богатым воображением и способностью к творчеству. Чтение книг позволяет ребенку визуализировать прочитанное и создавать образы в своей голове. При этом происходит развитие творческого мышления и способности видеть мир по-разному.

Особенностью детского возраста является развитие эмоционального интеллекта. Погружение в мир чтения дает детям возможность понимать и выражать свои эмоции. Они учатся сопереживать героям, понимают различие между добром и злом, у них появляется представление о том, как следует поступать, а чего лучше избежать. Чтение помогает развивать эмоциональный интеллект, способность к пониманию и анализу.

Как известно, моральные ценности, в большинстве, закладываются с раннего детства: ребенок начинает подчеркивать для себя приемлемую норму поведения, отношения к окружающим и учится анализировать и дифференцировать поступки других людей. Чтение может познакомить ребенка с различными ценностями, моральными нормами и этическими принципами. Он научится различать доброе и злое на примере литературных героев, у него постепенно начнется формирование характера и мировоззрения.

Отметим также и то, что чтение требует высокой концентрации и внимания для того, чтобы в полной мере понимать смысл той или иной книги. Постепенно, благодаря процессу чтения, дети учатся сосредотачиваться, следить за сюжетной линией и запоминать информацию.

Таким образом, именно детский возраст формирует основы для дальнейшего развития личности. Поэтому в этот наиболее благоприятный период родителям, воспитателям и преподавателям стоит поработать над привитием интереса к чтению книг, которые научать ребенка доброму и вечному, познакомят с ценностями и нормами поведения, с различными типами людей на примере литературных персонажей, станут базой для формирования собственного мнения и способности к его выражению.

Проанализировав труды известных педагогов и психологов, можно сделать вывод, что на протяжении десятков лет они занимались поиском решения проблемы формирования интереса к чтению и оставили после себя обширное наследие в виде ценных разработок и советов молодым специалистам и родителям.

Известный отечественный психолог М.М. Рубинштейн рассматривает чтение как целенаправленную деятельность, способствующую стимуляции умственного развития. Он говорит, что такой процесс, как чтение, имеет существенное влияние на развитие мышления. В своей книге «Воспитание читательских интересов у школьников» Рубинштейн делает акцент на том, что школьный возраст - это период познания окружающего мира. Исходя из опроса школьников, описанного в книге, они желают узнавать о жизни, о людях, о животных как можно больше. Вот именно в этот период особой любознательности на помощь приходит книга, прочтение которой расширяет кругозор ребенка и заставляет размышлять [3].

Классик отечественной педагогической мысли В.А. Сухомлинский имел схожую с М.М. Рубинштейном точку зрения и трактовал чтение, как один из источников мышления и умственного развития, как путь к познанию своего внутреннего мира. Он настаивал на том, что знакомство с книгой должно происходить как можно раньше. В раннем детстве это могут быть книги без текста, а просто с картинками, игровые. По мере взросления книги должны становиться более содержательными, наполненными новыми знаниями об окружающем мире. Наибольшую роль в умственном развитии младших школьников Сухомлинский отводил сказкам. По его мнению, создание сказок служит и способом выражения творчества, и развития умственных способностей детей. Как показывает практика, дети стремятся следовать поведению старших, как правило, родителей. Именно поэтому родители на собственном примере могут показать, насколько прочтение книги - увлекательный процесс, выражая эмоции радости и восторга. Ребенок обязательно заинтересуется таким времяпровождением и чтение любимой книги превратится в ежедневный ритуал [7].

Можно сделать вывод, что взгляды В. А. Сухомлинского являются невероятно ценными, в особенности для родителей, которые первыми и закладывают знания в ребенка и развивают в нем интерес к окружающему миру и учебе, в том числе.

Изучением проблемы также занимался основоположник научной педагогики и методики обучения детей родному языку, создатель большого количества книг для детей, отечественный педагог К.Д. Ушинский. В его педагогическом наследии важное место занимает детское чтение. Он считает, что наиболее эффективным для ребенка является то чтение, в котором он заинтересован и подготовлен. Важно подобрать ребенку «правильную» литературу, которая будет подходить по возрасту и воспитывать в нем самостоятельного, ответственного и волевого гражданина. В своих трудах он призывает педагогов и родителей также научить детей не просто воспроизводить книжный текст, но и отчетливо понимать и анализировать смысл прочитанного. К.Д. Ушинский за свою жизнь написал множество произведений, которые высоко ценятся не только у нас, но и за рубежом. Он стремился познакомить детей с окружающим их миром, привить любовь к Родине и русскому народу, воспитать в них благородные чувства и наполнить знаниями - всем тем, с чем так необходимо познакомиться детям, только начинающим свой жизненный путь [1].

Идеи К.Д. Ушинского сейчас особенно актуальны на современном этапе развития отечественного образования. В наше время особенно важно познакомить подрастающее поколение с традициями, обычаями и устоями родного государства, воспитать в детях мужество, ответственность и патриотизм, привить любовь к русскому языку и умение грамотно его использовать.

Невозможно не упомянуть мнение выдающегося советского педагога и писателя A.C. Макаренко. Он видел задачей исключительной важности сделать так, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы человек на всю жизнь нашел в книге привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний [8]. Однако, педагог считает, что не всякая литература идет на пользу маленькому читателю. Родителям необходимо со всей ответственностью подойти к подбору книги для своего ребенка, она должна преследовать цель создания и воспитания достойной личности. Педагог настоятельно рекомендовал приобретать детям книги, напечатанные крупным шрифтом, с большим количеством иллюстраций. Даже если ребенок еще не научился читать, картинки будут пробуждать в нем интерес к книге и желание знать о чем она. Чрезвычайно важно сделать чтение привычным и желанным маленьким праздником. В тот период, когда ребенок еще мал желательным будет устраивать «вечера чтения» в кругу семьи, а после обсуждать прочитанное, обмениваться мнениями.

Невозможно не согласиться с мнением A.C. Макаренко, ведь совет о «вечерах чтения» - не только источник знакомства ребенка с книгой и новыми знаниями, но и отличный способ времяпровождения в кругу семьи, общения и обмена мнениями, что, в свою очередь, способствует сближению всех членов семьи.

Итальянский педагог и врач Мария Монтессори придавала большое значение чтению и литературному развитию детей. Ею была разработана специальная система обучению чтению, которую активно используют педагоги и в наше время. Она считала, что способ знакомства детей с буквами и словами должен проходить максимально увлекательно, поэтому были созданы разнообразные игры и упражнения с использованием различных материалов (дерева, пластилина, песка и т.п.), чтобы каждый ребенок мог визуально и тактильно воспринимать новый материал. Монтессори также подчеркивала важность создания стимулирующей среды, где книги доступны и привлекательны для детей. Она рекомендовала размещать книжные полки с разнообразными книгами ближе к полу, чтобы дети могли свободно и самостоятельно выбирать, и исследовать книги. Она также считала, что взрослые должны служить примером для детей, вдохновлять их. Родителям рекомендуется читать вслух, выражая свою радость и заинтересованность в чтении, обсуждать прочитанное со своим ребенком. Также, необходимым является создание положительной атмосферы вокруг чтения и поощрение детей в их усилиях Г5"|.

Таким образом, можем подчеркнуть, что Мария Монтессори настаивала на важности чтения, занималась разработкой методов обучения чтению и предлагала способы формирования читательского интереса. Ее подходы способствуют развитию языковых навыков, мышления, воображения и грамотности.

Выводы. Рассмотренные в работе идеи педагогов и психологов являются особо актуальными на современном этапе. Ведь дети, с ранних лет познавшие удивительное знакомство с книгой, более развиты умственно и духовно, они проще усваивают учебный материал и легче находят контакт со сверстниками. На этом непростом для ребенка пути к познанию окружающего мира и себя важна помощь и поддержка со стороны воспитателей, родителей и педагогов. Создание благоприятной атмосферы, предоставление доступа ко всем жанрам литературы, стимулирование и поощрение -составляющие, которые помогут привлечь внимание ребенка, сделать процесс чтения увлекательным и познавательным. Формирование интереса к чтению - не простой процесс, требующий терпения, постоянства и поддержки, но это настолько важное умение, которое будет сопровождать и помогать детям на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Калинина, O.A. Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К.Д. Ушинского / O.A. Калинина, Г.В. Калуцких, Т.И. Сазыкина. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). - Казань: Молодой ученый, 2021. - С. 8-12

2. Попова, Л.А. Категория «интерес» в работах отечественных психологов / Л.А. Попова // Режим доступа: https://infourok.ru/statya-kategoriya-interes-v-rabotah-otechestvennih-psihologov-3965104.html?ysclid=lmm6xeekv792867158

3. Рубинштейн, М.М. Воспитание читательских интересов у школьников / М.М. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1950.-212 с.

4. Черненко, ИН. Причины снижения интереса к чтению / ИН. Черненко / Режим доступа: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/chernenko-i-n-prichiny-snizheniya-interes/

5. Читай легко / Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZOXEMRgIoBi6adis

6. Шеховцова, Л.Д. Роль книги в развитии ребенка / Л.Д. Шеховцова, И.В. Прокофьева, Е.А. Молчанова, Р.И. Маркова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2018. - № 1 (16). - С. 3-6

7. Юденко, Т.А. О самообразовании и работе с книгой / Т.А. Юденко // Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/v-a-suhomlinskiy-o-samoobrazovanii-i-rabote-s-knigoy

8. Янина, С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина // Режим доступа: https://studylib.ru/doc/2160235/klassiki-pedagogicheskoj-mysli-o-roli-chteniya-knig-v-duhovno?ysclid=1199xwwfhq669888182

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Актуальность темы определяется тем, что в последние годы изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, одной из которых является ориентация на активное освоение человеком способов поисковой деятельности. Это требует разработки моделей обучения, которые преобразуют его характер, целевую ориентацию, позицию тех, кто учится, степень их самостоятельности и управления со стороны тех, кто учит.

Ключевые слова: будущий педагог, вуз, поиская деятельность, моральное самовоспитание.

Annotation. The relevance of the topic is determined by the fact that in recent years changes in the nature of learning have been taking place in the context of global educational trends, one ofwhich is the orientation towards the active development of human methods of search activity. This requires the development of learning models that transform its character, target orientation, the position of those who study, the degree of their independence and management by those who teach.

Key words: future teacher, university, search activity, moral self-education.

Введение. Педагогическая культура педагога - это сложное интегральное, динамическое образование, в котором в единстве представлены профессиональные и человеческие качества педагога, показатель сформированности различных видов его личностной культуры, условие и результат эффективной педагогической деятельности [2].

Среди факторов ее формирования у будущих педагогов едва ли не самое важное место занимает учебно-воспитательный процесс в высшей школе, который является сложным взаимодействием субъекта с заданным объектом и осуществляется в педагогической системе, которую рассматривают как систему управления учебной деятельностью. Его можно условно разделить на деятельность учения и те деятельности, которыми овладевают в учении. Продуктом обучения является изменение объекта, подлежащего изучению и преобразованию. Результаты учебной деятельности являются ее регулируемыми параметрами.

На протяжении ряда последних лет в разных странах мира педагогами взят курс на создание для того, кто учится, возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, чтобы не просто усваивать предлагаемый (программой, учебником, учителем) материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном. Ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем [2; 4].

Изложение основного материала статьи. Дидактические поиски являются пространством для развертывания двух типов научно-педагогического сознания - технократического и гуманистического. Именно второй реализует идеалы развития творческих потенций человека в ходе обучения, ориентирует его на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, развитие своих познавательных и личностных возможностей и воплощается в инновационном подходе к преобразованию обучения, получившем название поискового. Этот подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности тех, кто учится, определяет разработку моделей обучения как инициированного ими освоения нового опыта, творческого поиска.

Эти модели [3] основаны на продуктивной деятельности обучающихся в ходе решения проблем и воплощаются в двух вариантах: поисковом подходе практической, познавательно-прикладной ориентации и поисковом подходе теоретически-познавательной ориентации. Последний завоевывает позиции в зарубежной педагогике: учебный процесс строится как самостоятельный поиск теми, кто учится, нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности. Процесс учебного исследования становится определяющим для построения обучения, получившего название процессуально-ориентированного.

Общей основой различных инновационных моделей обучения с поисковой направленностью является сверхпредметная поисковая учебная деятельность, то есть специальная Деятельность, которая предполагает построение собственного учебного познания, что, в ряде случаев, является основным содержанием обучения, - считает М.В. Кларин [2].

Это позволяет преодолевать противоречия между ранее определенным содержанием обучения и необходимостью свободы и гибкости в отборе видов деятельности того, кто учится, и их содержанием в соответствии с обстоятельствами и ситуативными потребностями, активизировать обучение, придать ему исследовательский характер, передать инициативу в организации учебного познания тому, кто учится [4].

Одной из разновидностей поисковой деятельности является исследовательская, сущностной характеристикой которой считается рефлексивная деятельность обучающегося [1]. Учебный процесс строится как модель процесса научного исследования. Формой обучения, которая соответствует такой модели, является выполнение студентами высших педагогических учебных заведений курсовых, квалификационных и дипломных работ по психолого-педагогическим дисциплинам. Студент ставится в ситуацию, когда он сам выбирает тему, ставит проблему, овладевает понятием, осуществляет поиск методов и разрабатывает само решение. Степень самостоятельности студента и руководства его познавательной деятельностью со стороны преподавателя определяется уровнем подготовленности обучающегося, сформированностью мотивации, наличием необходимой литературы, производственной базы и др.

В этом случае учебный процесс строится как самостоятельный поиск ими теоретических основ исследуемого вопроса и использованием знаний как инструмента творческого преобразования педагогического процесса. Студент-исследователь чувствует ограниченность своих знаний, стремится глубже проникнуть в суть предмета изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.