Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бережное отношение / методологические основы / педагогическая система / внеурочная деятельность / careful attitude / methodological foundations / pedagogical system / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Кислова Ольга Сергеевна

В статье раскрыта проблема формирования бережного отношения к природе у младших школьников. Рассмотрены философские и психолого-педагогические исследования, раскрывающие методологические основы проблемы формирования понятия «бережливость», его сущность. Представлена авторская модель педагогической системы, включающей теоретико-методологический и методический уровни формирования бережного отношения к природе у младших школьников, а также описана методика её реализации в процессе изучения курса «Оберег родного края» на основе технологии коллективного творческого дела. Раскрыты и реализованы методические условия формирования бережного отношения к природе во внеурочной деятельности, включающие сопряжение этапов формирования бережного отношения к природе с содержанием курса и с видами эколого-ориентированных ответственных дел. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Кислова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problem of formation of thrifty attitude to nature in junior schoolchildren. The philosophical and psychological-pedagogical studies that reveal the methodological foundations of the problem of forming the concept of "thriftiness" and its essence are considered. The author's model of pedagogical system including theoretical-methodological and methodological levels of formation of thrifty attitude to nature in junior schoolchildren is presented, and the method of its realization in the process of studying the course "Protection of native land" on the basis of the technology of collective creative work is described. The methodological conditions of forming a careful attitude to nature in extracurricular activities, including the conjugation of stages of forming a careful attitude to nature with the content of the course and with types of ecologically-oriented responsible deeds, are revealed and realized. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

- среднесрочные (от месяца до полугода);

- долгосрочные (разрабатываются в течении длительного времени, от полугода).

От уровня готовности студента к исследовательской деятельности выделяют различные формы участия преподавателя в сопровождении обучающего, определяемое большей или меньшей степени участия педагога в руководстве. При готовности обучающегося к самостоятельной работе, преподаватель консультирует студента в выборе темы, содержания исследования, теоретической и практической части работы, результатов деятельности.

Если исследовательская деятельность студентов находится на достаточно низком уровне, то целесообразно организовывать работу над проектом в группах. При этом следует учитывать то, что исследовательский потенциал среди студентов в каждой из групп должен находится примерно на одном уровне, чтобы избежать пассивной позиции участников внутри группы. Более целесообразно дать «слабой» группе задание, которое соответствует уровню их подготовки. Студенты, имеющие высокий исследовательский потенциал, могут работать над исследовательским проектом в индивидуальном формате.

Различные виды исследовательской деятельности в настоящий момент являются эффективными способами подготовки специалистов, обеспечивают развитие науки и образования, а также способствуют:

- Повышению интереса студентов к изучению и получению новых знаний;

- Овладению практическими навыками;

- Раскрытию в обучающихся творческого потенциала, способности к исследовательской деятельности и получения достижений в этой области;

- Умению рефлексировать, проводить самоанализ, совершенствовать и умение организовать собственную исследовательскую деятельность.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что методическая реализация учебно-исследовательской деятельности при подготовке бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» является одной из важнейших составляющих достижения образовательных результатов. Исследовательская деятельность способствует активизации у студентов поисковой деятельности, улучшению их профессиональной деятельность и развитию способности к самостоятельной работе. На данный момент наблюдается потребность в создании педагогических условий, с помощью которых достигается формирование у обучающихся исследовательских навыков, необходимых для их дальнейшей практической деятельности. С учетом содержания образовательной программы и профессиональной направленности должны внедрятся наиболее эффективные методы учебно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Багаутдинова, А.Ш. Исследовательская деятельность как основа развития познавательной самостоятельности студентов / А.Ш. Багаутдинова, И.В. Клещева // Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - №2.

2. Винникова, И.С. Современные методы преподавания экономических дисциплин в вузе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Е.В. Власова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. -Т. 9. -№ 9-2. - С. 5-10

3. Воробьева, И.А. Структура и содержание научно-исследовательской деятельности студентов / И.А. Воробьева, М.Ю. Карлова, Т.П. Фомина // МНИЖ,- 2022. - №4-3 (118).

4. Исаева, М.А. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в условиях современного вуза / М.А. Исаева, А.О. Плиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-4.

5. Кузнецова, Е.А. Реализация исследовательской деятельности при изучении дисциплин профессионального блока бакалаврами профиля «финансы и страхование» / Е.А. Кузнецова, И.С. Винникова, К.Д. Винников // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№78-1.

6. Кузнецова, Е.А. Использование цифровой образовательной среды при изучении дисциплины "Финансовая математика" студентами экономических специальностей в вузе / Е.А. Кузнецова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: Материалы XIV Международной научной конференции, посвященной Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области, Москва-Иваново-Шуя, 6-7 октября 2021 года / Отв. редактор A.A. Червова. Москва-Иваново-Шуя: Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет", 2021. - С. 88-90. EDN: KOHAXV

7. Попович, А.Э. Самореализация студентов в научно-исследовательской деятельности как профессиональная потребность / А.Э. Попович // Педагогика и психология образования. - 2023. - №2.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант направления « Геоэкологическое образование» Кислова Ольга Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье раскрыта проблема формирования бережного отношения к природе у младших школьников. Рассмотрены философские и психолого-педагогические исследования, раскрывающие методологические основы проблемы формирования понятия «бережливость», его сущность. Представлена авторская модель педагогической системы, включающей теоретико-методологический и методический уровни формирования бережного отношения к природе у младших школьников, а также описана методика её реализации в процессе изучения курса «Оберег родного края» на основе технологии коллективного творческого дела. Раскрыты и реализованы методические условия формирования бережного отношения к природе во внеурочной деятельности, включающие сопряжение этапов формирования бережного отношения к природе с содержанием курса и с видами эколого-ориентированных ответственных дел. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

Ключевые слова: бережное отношение, методологические основы, педагогическая система, внеурочная деятельность.

Annotation: the article reveals the problem of formation of thrifty attitude tonature in junior schoolchildren. The philosophical and psychological-pedagogical studies that reveal the methodological foundations of the problem of forming the concept of "thriftiness" and its essence are considered. The author's model of pedagogical system including theoretical-methodological and methodological levels of formation of thrifty attitude to nature in junior schoolchildren is presented, and the method of its realization in the process of studying the course "Protection of native land" on the basis of the technology of collective creative work is described. The methodological conditions of forming a careful attitude to nature in extracurricular activities, including the conjugation of stages of forming a careful attitude to nature with the content of the course and with types of ecologically-oriented responsible deeds, are revealed and realized. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education of junior schoolchildren.

Key words: careful attitude, methodological foundations, pedagogical system, extracurricular activities.

Введение. Актуальность темы исследования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, личностные результаты освоения которого, в части экологического воспитания, предполагают формирование бережного отношения к природе [14].

Современные экологические проблемы глобального, регионального и локального уровней в их взаимосвязи ставят перед школой ряд задач по воспитанию детей в экологических традициях, ориентированных на ответственность перед будущими поколениями, рациональность потребления и рачительное использование природных богатств [3]. Для реализации данных традиций, педагогам следует последовательно, начиная с начальной школы, осуществлять деятельность по становлению экологически ответственной, бережливой личности школьника [1, 2, 4, 11].

Поскольку младший школьный возраст является наиболее приоритетным для формирования целостных, эмоционально насыщенных представлений о природе, ценностного, нравственного отношения к ней, решение проблемы развития бережливой личности представляется весьма актуальной, возможной и приоритетной для начальной школы [5, 11, 12].

На современном этапе сложилась теоретико-методологическая база формирования бережного отношения к природе. В психолого-педагогических исследованиях Н.Ф. Винокуровой, ИД. Зверева, А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой, А.А. Лощиловой, Н.П. Матвеева, И.Т. Суравегиной отмечена необходимость формирования у школьников эколого-ориентированного отношения к природе [2, 3,4, 5, 11, 12].

Значительным потенциалом в решении данной задачи обладает краеведение. Однако проблеме формирования бережного отношения к природе у младших школьников на основе внеурочной деятельности не уделяется должного внимания. Её решение осуществляется фрагментарно. Разработка методической системы формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности позволит целостно и эффективно решать указанную проблему.

Цель исследования: раскрыть методологические основания и методические особенности формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.

Для достижения текущей цели были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть философские и психолого-педагогические основания понятия «бережливость», её компоненты и методические условия формирования.

2) Разработать модель педагогической системы на теоретико-методологическом и методическом уровнях, что придаст системность процессу формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности средствами технологии коллективного творческого дела.

3) Создать методические разработки, содействующие формированию бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Издавна в традициях нашего народа заложена любовь, трепетное отношение к природе, её обожествление и почитание, а сама жизнь человека подчинена законам природы. Сегодня становится явным, что подлинными причинами экологических проблем стало игнорирование традиций бережного отношения к природным ресурсам.

В философских мировоззрениях Древнего Востока также ярко определена концепция бережного отношения к миру природы, в соответствии с которой цивилизация не должна вторгаться и нарушать естественное равновесие в природе. Сообразно этому этическому принципу, человек на протяжении длительного времени пользовался природными ресурсами, стремясь не нарушать при этом природные процессы. В настоящее время со всей очевидностью проявляются экологические проблемы как результат хищнического природопользования. В исследованиях Н.М. Мамедова актуализируется проблема формирование таких качеств личности, которые бы позволили решить эти проблемы. К подобным эколого-ориентированным качествам личности, которые востребованы на современном этапе культурно-цивилизационного развития, относятся экологическая культура, культура природопользования, а также бережное отношение к природе [10, 11].

Понятие «бережливость» имеет не только экономические корни, оно является также нравственной категорией, так как в результате деятельности, направленной на бережное отношение, духовные и материальные ценности остаются в сохранности, а со стороны личности наблюдается позитивное, сочувственное, сознательное отношение к ним. В современных исследованиях ученых бережливость характеризуется как социокультурный феномен в индивидуальном и социальном контексте, в аспекте материальной и духовной культуры [101.

Бережливость как качество личности не возникает самостоятельно, оно формируется в процессе воспитания, положительно воздействуя на духовный мир человека и создавая фундамент для рационального поведения. Следовательно, формирование бережливой личности напрямую связано с нравственным воспитанием.

В универсальной энциклопедии Я.А. Коменского «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих» замечено о том, что воспитание бережливости тесно связано и проявляется в заботе к вещам, людям, природе, а также действиях в интересах благополучия всего человечества. [7, 8].

В трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, и других учёных-педагогов разработаны положения о роли бережливости в процессе нравственного становления личности, которые выражают сущность педагогического аспекта бережливости [9, 131.

Бережливость как качество личности, по мнению А.С. Макаренко, является особой стороной заботливости, только заботливость проявляется больше в мыслях, в соображениях человека, а бережливость проявляется в привычках [91. Он отмечал, что бережливые привычки предполагают не столько заботливость, сколько умение им следовать и должны закладываться с детства.

Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что в процессе взаимодействия с миром природы у ребёнка проявляются лучшие человеческие качеств, развиваются духовно-нравственные чувства, поэтому следует прививать

чувство любви «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [13].

Проанализировав бережливость как нравственное качество личности, можно определить бережное отношение к окружающему миру как системный фактор формирования бережливой личности, в которой отражается положительное отношение к имуществу, к другим гражданам, к природному окружению, и непосредственно к самому себе.

Проявление гуманных качеств личности по отношению к природе основывается на чувстве ответственности и ценностных ориентаций, что является одной из задач современного образования (Ш.А. Амонашвили, Т.П. Бабаева, P.C. Буре, Б.Т. Лихачев). Важность нравственно-этического аспекта бережного отношения к природе подчеркивал также академик И.Д. Зверев. Он считал, что бережное отношение к природе представляет собой способность человека осознанно, ответственно, без принуждения выполнять определённые действия, придерживаясь при этом моральных принципов [5].

Начальная ступень образования имеет огромное значение в формировании бережного отношения к природе. Это связано с физиологическими и психологическими особенностями детей данного возрастного периода. Детям этого возраста присущи целостность восприятия, любознательность, эмоциональность и восприимчивость (Л.С. Выготский, A.B. Петровский; Б.Г. Ананьев, P.C. Немов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Наблюдается процесс активного становления знаний, чувств, оценок, эмоций.

На данном этапе преобладает эмоционально-чувственный метод познания окружающей действительности. Развивается эколого-нравственная сторона личности, которая определяет позицию учащегося к природному и социальному окружению [11].

Высоким потенциалом формирования бережливости обладает краеведческая направленность экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверёв, П.В. Иванов, Б.И. Иоганзен, ИХ Суравегина и др.), предполагающая активное взаимодействие с природой родного края: освоение знаний, понимание ценности, умений по сохранению и улучшению природы родного края. Всё это способствует становлению активной экологической позиции школьника [5, 11, 12]. Вместе с тем, формирование бережного отношения младших школьников к природе родного края часто отличается фрагментарностью. Важно эту проблему решать системно, в том числе в рамках внеурочной деятельности.

Нами разработана модель педагогической системы бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности средствами технологии коллективного творческого дела (таблица 1).

Таблица 1

Модель педагогической системы формирования бережного отношения к природе у младших школьников во

внеурочной деятельности (4 класс)

Теоретико-методологические основания

Идея: Подход: личностно- Принципы: субъектности,

экологизации и гуманизации деятельностныи наглядности, социальной

образования, идея личности как активности, самоорганизации,

субъекта деятельности сотрудничества

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

7 л

Сформированность содержательного аспекта:

1. Мотивационно-ценностный критерий (доминантность, модальность)

2. Когнитивный критерий (полнота, глубина)

3. Деятельностно-практический

критерий (экотворческая активность)

Цель:

формирование

бережного отношения к природе у младших школьников

Мотивационный

Курс внеурочной

деятельности «Оберег родного края»

Информационно-операционный аспект

Ценностный аспект

Творческо-деятельностный аспект

Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивационно стимулирующие ЭКТД

Эколого-просветительские ЭКТЛ

Понятийно-оценочный этап

Ценностно-смысловые ЭКТД

Творческо-созидательный этап

J V

Практико-созидательные ЭКТД

Проектно-творческие ЭКТД

Сконструированная модель педагогической системы представлена на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Первый уровень - теоретико-методологический - представлен: а) идеями экологизации и гуманизации образования, идеей личности как субъекта деятельности; б) личностно - деятельностным подходом; в) принципами -субъектности, наглядности, социальной активности, самоорганизации, сотрудничества.

Методический уровень включает совокупность взаимосвязанных компонентов, отражающих системный характер методики формирования бережного отношения к природе. В структуру содержательного компонента входят четыре аспекта: мотивационный, информационно-операционный, ценностный и творческо-деятельностный. Процессуальный и технологический компоненты методической системы базируются на поэтапном формировании бережного отношения к природе в соответствии с видами технологии эколого-ориентированных ответственных дел.

На мотивационном этапе посредством мотивационно-стимулирующего и эколого-просветительского ответственного дела, происходит повышение мотивации у учащихся, а также глубокое осмысление и осознание важности экологически сообразного поведения, необходимости улучшении окружающей среды, своей ответственной роли в ее сохранении.

Понятийно-оценочный этап характеризуется тем, что на нём обучающиеся осознают самоценность природы, происходит интериоризация норм отношения к природе во внутренний мир личности. На этом этапе формируются целостные представления о природе и осознание бережного отношения к ней. Это осуществляется на основе ценностно-смыслового ответственного дела.

На творческо-созидательном этапе, с помощью практико-созидательного и проектно-творческого ответственного дела, обучающиеся включаются в деятельность по улучшению природного окружения родного края. При этом младшие школьники оперируют геокраеведческими знаниями, придерживаются определенной нравственной позиции по отношению к природе родного края.

Результативно-оценочный компонент представлен критериями сформированности бережного отношения к природе: мотивационно-ценностным (доминантность, модальность), когнитивным (полнота, глубина) и деятельностно-практическим (экотворческая активность).

На основании выявленных особенностей бережного отношения к природе разработаны методические условия его формирования у младших школьников, которые включают материал о сопряжении этапов формирования бережного отношения и видом технологии эколого-ориентированного коллективного ответственного дела (ЭКТД) (таблице 2).

Таблица 2

Сопряжение этапов формирования бережного отношения, разделом программы и видом технологии эколого-ориентированного коллективного ответственного дела (ЭКТД)

Этапы Раздел программы Технология эколого-ориентированного ответственного дела ЭКТД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мотивационно-ориентировочный этап Познаем Мотивационно-стимулирующее ответственное дело Фотолетопись «Экологические традиции моего края в прошлом и настоящем»

Оберегаем Эколого-просветительское ответственное дело Знаки - символы «Законы экологии родного края»

2. Понятийно-оценочный этап Заботимся Ценностно-смысловое ответственное дело Видеоролики на тему «Охранять природу - значит охранять Родину»

3. Творческо-созидательной этап Возрождаем Практико-созидательное ответственное дело Экологическая акция «Сбережем природу родного края вместе»

Храним Рефлексивно-оценочное ответственное дело Создание экобаннера «Родной край: экологический календарь», Ведение экодневника «Мои экологические дела и экологические привычки»

Выводы. В ходе изучения понятия «бережливость» выявлены философские основы, определяющие бережное отношение к природе. Рассмотрены психолого-педагогические основания, даны определение экологической бережливости и этапы её формирования. Формирование бережного отношения к природе у младших школьников базируется на соблюдение нравственных принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, экологическую активность по изучению и охране природы родного края. Этому способствует рассмотренная авторская модель педагогической системы формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности. Описаны методические условия, которые включают материал о сопряжении этапов формирования бережного отношения к природе с содержанием кружка «Оберег родного края» и с видами эколого-ориентированных коллективных творческих дел.

Литература:

1. Бурнашева, Э.П. Использование инструментов бережливого производства в проектировании образовательного процесса/ Э.П. Бурнашева // Интеграция образования. - 2016. - Т.20. - №1 (82). - С. 105-111

2. Винокурова, Н.Ф. Формирование культуры природопользования при изучении городского ландшафта. Учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, О.В. Глебова, П.А. Шевченко, O.E. Ефимова / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, H.A. Шевченко. -Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2015. -240 с.

3. Винокурова, Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы / Н.Ф.Винокурова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. -Т. 16,-№4.-С. 65-74

4. Винокурова, Н.Ф. Система эколого- ориентированных ответственных дел как условие воспитания экологической ответственности у членов детского общественного объединения/ Н.Ф. Винокурова, A.A. Лощилова //Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - №3 (27). - С. 55-64

5. Зверев, И.Д. С любовью к природе / И.Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2013. - 232 с.

6. Кулакова, Ю.Н. Понятие «бережливость» в философии / Ю.Н. Кулакова, Л.Г. Попова // Молодой ученый. - 2016. -№ 11 (115). - С. 1816-1818

7. Коменский, Я.А. Всеобщий совет по исправлению дел человеческих / Я.А. Коменский // Избранные труды классиков научной педагогики [сайт], 1644. - URL: http://jorigami.narod.rU/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Pampedia_izbr.htm#_Toc237610481 (дата обращения 1.11.2023)

8. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Национальная электронная библиотека [сайт], 1657. - URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_00360571 l?page=7&rotate=0&theme=hite (дата обращения 1.11.2023)

9. Макаренко, A.C. Лекции о воспитании детей / A.C. Макаренко. - М.: - Соч.: В 7-ми т., М.: АПН РСФСР // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова [сайт], 1951, Т. 4, С. 341-417. - URL: http://az.lib.rU/m/makarenko_a_s/text_1937_lektzii_o_vosp_detey.shtml (дата обращения 1.11.2023)

10. Мамедов, Н.М. Экологический контекст социокультурных и экономических изменений / Н.М. Мамедов // В книге: Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. "Научные школы академии" Под общей редакцией С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 9-17

11. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

12. Симонова, Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя / Л.П. Симонова,- М.: «Тобол», 1999.-88 с.

13. Сухомлинский, В.О. Сердце отдаю детям / В.О. Сухомлинский. - М.: Академия, 2011. - 328 с.

14. Федеральный государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (1-4 кл.) / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.

15. Vinokurova, N.F. A coevolutionary model of environmental consciousness development among school children on the basis of sustainability concepts/N.F. Vinokurova, V.V. Nikolina, I.A. Shevchenko, O.E. Efimova //Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - T.6. - № 6 S2. - C. 315-324

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

педагогики и педагогического мастерства Вишневский Владимир Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» (г. Ялта); студент Панченко Татьяна Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье анализируется проблема формирования интереса к чтению у детей. Рассмотрены ключевые причины его отсутствия, проанализирован наиболее благоприятный период для развития читательского интереса и выявлены способы формирования интереса к чтению у детей с психологической и педагогической точек зрения. Ключевые слова: интерес к чтению, младшие школьники, чтение, психолого-педагогический аспект. Annotation. The article analyzes the problem of developing interest in reading in children. The key reasons for its absence are considered, the most favorable period for the development of reading interest is analyzed, and ways of developing interest in reading in children from psychological and pedagogical points of view are identified.

Key words: interest in reading, primary schoolchildren, reading, psychological and pedagogical aspect.

Введение. Развитие интереса к чтению у детей - актуальная современная образовательная задача. В первую очередь, чтение является ключевым навыком, который необходим для личностного развития и образованности ребенка, расширения словарного запаса, развития критического мышления, формирования своей собственной точки зрения и способности грамотно ее излагать. Существенной причиной формирования интереса к чтению является тот факт, что это занятие -помощник в развитии кругозора и источник знакомства с окружающим миром, историей, природой, культурой, мыслями других людей. Детский возраст - наиболее благоприятный период для знакомства с книгой, так как в это время происходит формирование основ для развития личности в будущем. Любовь к чтению с ранних лет - фундамент для лучшего усвоения знаний и интеллектуального и социального развития.

Изложение основного материала статьи. Исследованием и обсуждением проблемы формирования интереса к чтению занимались известные ученые и педагоги по всему миру. Среди них, педагоги (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, А. С. Макаренко) и психологи (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, М.М. Рубинштейн, Д. Уиллингем). Эти и многие другие исследователи внесли значительный вклад в изучение проблемы привития интереса к чтению у детей. Благодаря их трудам, мы можем понять, что роль родителей, учителей, доступ к литературе, создание благоприятной атмосферы могут поспособствовать развитию читательского интереса.

Сталкиваясь с событиями и явлениями окружающего мира, человек стремится познать его все больше и больше, выбирает для себя любимые занятия, подходящее окружение, выявляет свои потребности и стремится к их реализации, руководствуясь при этом сознательностью и свободой. Л. С. Выготский называет такие проявления понятием «интерес», т.е. те потребности, которые являются для человека эмоционально привлекательными, осознанно значимыми и побуждают к познанию [2].

Исходя из проблематики статьи, можно сказать, что на начальном этапе познания жизни у ребенка возникает осознанная потребность и стремление к ознакомлению с новой информацией и осмыслению окружающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.