Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИРОДООХРАННОГО СОДЕРЖАНИЯ'

ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИРОДООХРАННОГО СОДЕРЖАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / учебный предмет «География» / образование для устойчивого развития / окружающая среда / бережное отношение к природе / познавательные задачи / рациональное природопользование / education / geography as a school subject / education for sustainable development / environment / respect for nature / educational tasks / environmental management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванищева Надежда Александровна

Согласно позиции автора статьи, в современных условиях постиндустриального развития цивилизации процессы взаимодействия человека и окружающей среды обретают коэволюционный характер, направленный на реализацию новой стратегии воспитания бережного отношения школьников к природе. Цель настоящего исследования — осмысление и обоснование познавательных задач природоохранного содержания учебного предмета «География» для успешного воспитания бережного отношения школьников к природе. Уточняется сущность понятия «познавательная задача». Обосновывается актуальность педагогического поиска в проблемном поле воспитания бережного отношения к природе в рамках учебного предмета «География». Акцентируется внимание на освоении в курсе географии основной школы вопросов «сотворчества человека и природы для устойчивого развития общества» (Н.Н. Моисеев) средствами познавательных задач природоохранного содержания. Выделены четыре группы познавательных задач: определение значения природы, выявление способов использования природы человеком, усвоение направлений преобразования природы, реализация мероприятий по охране природы. Приводятся примеры задач по воспитанию эколого-ориентированных основ ценностного отношения школьников к природе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что воспитание бережного отношения к природе средствами познавательных задач позволяет выстраивать стратегии в осознании своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванищева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE USE OF NATURAL RESOURCES BY MEANS OF EDUCATIONAL TASKS WITH ENVIRONMENTALLY FRIENDLY CONTENT

The author of the article believes that under present-day circumstances of post-industrial development of civilisation, the processes of interaction between man and the environment acquire a co-evolutionary character, aimed at implementing a new strategy of schoolchildren’s sustainable attitude to nature. The aim of this study is to understand and provide grounds for educational tasks with environmentally friendly content for the school subject of Geography in order to develop a careful attitude to nature in schoolchildren. The article elaborates the concept of “educational task”. It describes the relevance of the educational search in the problem sphere of development of careful attitude to nature in the subject of Geography. it emphasises the issues of “joint creative work of man and nature for the sustainable development of society” (N.N. Moiseev) by means of educational tasks with environmentally friendly content. Four groups of educational tasks are distinguished: determining the meaning of nature; identifying the ways of how man uses nature; assimilation of directions in reshaping nature; implementing measures in nature conservation. The article gives examples of developing environmentally friendly foundation of value-based attitude of schoolchildren to nature. obtained results show that the development of sustainable attitude to nature by means of educational tasks allows one to build strategies in understanding one’s role as a citizen and consumer in the context of the interconnection of natural, technological, and social environments.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИРОДООХРАННОГО СОДЕРЖАНИЯ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Иванищева Надежда Александровна, доктор педагогических наук, Оренбургский государственный педагогический университет Оренбург, Россия Ivanicheva@list.ru https://orcid.org/0000-0002-0537-9545

2023. Вып. 71. С. 58-67

Б01: 10.15382Миг^202371.58-67

Воспитание бережного отношения к природе

СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИРОДООХРАННОГО СОДЕРЖАНИЯ

Н. А. Иванищева

Аннотация: Согласно позиции автора статьи, в современных условиях постиндустриального развития цивилизации процессы взаимодействия человека и окружающей среды обретают коэволюционный характер, направленный на реализацию новой стратегии воспитания бережного отношения школьников к природе. Цель настоящего исследования — осмысление и обоснование познавательных задач природоохранного содержания учебного предмета «География» для успешного воспитания бережного отношения школьников к природе. Уточняется сущность понятия «познавательная задача». Обосновывается актуальность педагогического поиска в проблемном поле воспитания бережного отношения к природе в рамках учебного предмета «География». Акцентируется внимание на освоении в курсе географии основной школы вопросов «сотворчества человека и природы для устойчивого развития общества» (Н. Н. Моисеев) средствами познавательных задач природоохранного содержания. Выделены четыре группы познавательных задач: определение значения природы, выявление способов использования природы человеком, усвоение направлений преобразования природы, реализация мероприятий по охране природы. Приводятся примеры задач по воспитанию эколого-ориентированных основ ценностного отношения школьников к природе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что воспитание бережного отношения к природе средствами познавательных задач позволяет выстраивать стратегии в осознании своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Ключевые слова: воспитание, учебный предмет «География», образование для устойчивого развития, окружающая среда, бережное отношение к природе, познавательные задачи, рациональное природопользование.

В условиях вызовов XXI в. резко возросла динамика изменений в системе «человек — природа — хозяйство — окружающая среда». Без всякого преувеличения можно сказать, что воздействие на биосферу в целом и на отдельные компоненты (атмосферу, гидросферу, литосферу и биотические сообщества) достигло

© Иванищева Н. А., 2023.

к настоящему времени критических размеров. Современное состояние планеты Земля оценивается как всеобъемлющий экологический кризис. Негативные последствия этих воздействий на окружающую среду носят глобальный характер. В мире сложилась парадоксальная ситуация: мировая цивилизация достигла значительных высот в своем развитии и в то же время оказалась на краю пропасти. В воспитательном плане эта ситуация актуализирует проблему изменения у школьников потребительского мировоззрения на экологическое, фундаментальной основой которого является важнейший принцип концепции устойчивого развития — удовлетворение потребностей человека без ущерба для будущих поколений. Необычайную значимость в предметной подготовке обучающихся приобрели вопросы бережного отношения к природе.

Ценностное наполнение стратегии природоохранной деятельности базируется на идее Н. Н. Моисеева «сотворчества человека и природы для устойчивого развития общества»1. В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»2 отдается приоритет сохранению гражданами России естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

В научной литературе представлен большой круг публикаций по проблематике ресурсосбережения. В докладе Римского клуба по проекту «Проблемы человечества» отмечается, что экосистема не сможет развиваться, если выйдет за рамки своей ресурсной базы3. Зарубежные авторы (D. H. Booth, S. D'Alessandro, T. Luzzati, M. Morroni)4 подчеркивают негативное влияние экономического роста на состояние экологии, разъясняя это тем, что рост экономики приводит к значительному ухудшению окружающей среды. Отдельные авторы исследуют вопросы государственной политики ресурсосбережения5, «зеленой» экономики6, замкнутого сырьевого цикла без привлечения новых природных ресурсов7, рециклинга как одного из направлений организованного ресурсосбережения8, рационального обращения с отходами9.

1 См.: Моисеев Н. Н. Экология и образование. М., 1996.

2 См.: Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (действ. ред., послед. изм. внесены 21.07.2014 г. № 219-ФЗ).

3 См.: Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens III W. W. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. N. Y., 1972.

4 См.: Booth D. Hooked on Growth: Economic Addictions and the Environment. N. Y., 2004; D'Alessandro S., Luzzati T., Morroni M. Energy Transition Towards Economic and Environmental Sustainability: Feasible Paths and Policy Implications // Journal of Cleaner Production. 2010. Vol. 18. Р. 291-298.

5 См.: Артемьева С. С. Государственная политика ресурсосбережения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 141-153.

6 Козлова О. А., Волкова И. А. Тренды в развитии зеленого бизнеса: опыт стран ЕС и российская практика: монография. М., 2020.

7 См.: Вержанский А. П. Особенности перехода к экономике замкнутых сырьевых циклов // Энергетическая политика. 2020. № 1 (143). С. 80-87.

8 Косенкова С. В., Уланова И. А., Васильев А. К., Чурсина М. Е., Нагайцева Ю. М. Ре-циклинг: методология перевода отхода производства в продукт (сырье) // Отходы и ресурсы. 2020. № 1. URL: https://resources.today/PDF/13EC0R120.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

9 Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Формирование системы глубокой переработки отходов промышленно-производственных подсистем АПК // Агротехника и энергообеспечение. 2015. № 3. С. 12-18.

Согласно Национальному проекту «Экология»10 в городах России должны функционировать автоматизированные мусоросортировочные комплексы, а к 2030 г. все 100% отходов будут поступать на сортировку, последующую переработку и производство новых готовых изделий.

Б. И. Кочуров, В. А. Лобковский, А. Я. Смирнов в монографии11 обосновывают важность воспитания культуры природопользования для ответственного потребления природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности человека. По их мнению, к функциям культуры природопользования следует отнести исследование принципов рационального природопользования, факторов антропогенных воздействий на природу и их последствий для человека, закрепление правил и норм бережного отношения к природе, координирование и регулирование хозяйственной деятельности с учетом устойчивости природных систем конкретной территории.

Исследовательским коллективом авторов (Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова, А. В. Зулхарнаева, А. А. Лощилова) отмечается, что воспитание эколого-ориентированных основ бережного отношения к природе успешно осуществляется при включении обучающихся «в деятельность по окультуриванию ландшафта», где каждый осознает свой вклад в сохранение природы для будущих по-колений12. В указанной слитности природы и общества доминирует «антропный принцип», утверждающий особую роль человека в окружающей действительности. Отсюда возникает потребность постоянно учить школьников пониманию окружающего мира средствами решения познавательных задач природоохранного содержания.

В настоящее время педагогический поиск в проблемном поле воспитания бережного отношения к природе идет в направлении использования потенциала предметной области знаний. Что можно воспитать в детях на обычном школьном уроке? Что положить в основу тех знаний, отношений, опыта, которые обучающиеся могут приобрести на занятиях? Другими словами, каково содержание воспитания бережного отношения к природе? Попытки ответить на эти вопросы приводят нас к разговору о познавательных задачах природоохранного содержания школьного предмета. Базовые природоохранные требования положены в основу примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций. Познавательные задачи служат ориентиром для разработанных новых федеральных рабочих программ по учебным предметам и находят свое отражение в учебном материале, который предлагается школьникам для освоения. Именно они должны быть положены в основу уроков, если мы хотим сделать эти уроки воспитывающими.

10 Паспорт национального проекта «Экология» // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/direc tions/natsional-nyy_proekt_ekologiya/ (дата обращения: 20.06.2023).

11 Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования: монография. М., 2018.

12 См.: Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под ред. Н. Н. Демидовой, Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2019.

Место человека в природе, его участие в нарушении и стабилизации своей среды обитания в пространственно-временном измерении изучается в рамках предмета «География». Школьная география имеет возможность показать социальную сущность отношения человека к природе13. Воспитание у школьников бережного отношения к природе предусматривает освоение природоохранных знаний, развитие нравственных качеств, формирование умений рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранение чистоты атмосферного воздуха, обеспечение воспроизводства природных богатств и улучшение окружающей среды. Организовать изучение вопросов охраны природы в курсе географии представляется целесообразным средствами познавательных задач природоохранного содержания.

В педагогической литературе под познавательной задачей понимается форма включения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. По мнению И. Я. Лернера, если задание содержательно принимается обучаемым, то оно превращается для него в задачу, т. е. субъективно представляет собой цель, данную в определенных условиях14. Условиями, превращающими скрытую задачу в явную задачу для учащихся, являются: личностная новизна знаний, мотивация к познавательной активности, понимание алгоритма решения задачи. Н. А. Менчинской предложена следующая последовательность этапов решения: осознание проблемы, способы решения которой еще неизвестны; расчленение на данные и искомые; выявление зависимости между данными условия и вопроса; осуществление решения; проверка решенного15. Конечная цель обучения — научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности, которая выступает таковою в процессе познавательной деятельности.

Целенаправленные познавательные задачи, способствующие воспитанию бережного отношения к природе, мы находим в учебно-методических комплектах по курсу школьной географии. Анализ линии учебников школьного курса «География» издательства «Просвещение» дает основание говорить о наличии в их содержании познавательных задач, ориентированных на освоение природоохранных знаний, востребованных в повседневной жизни.

В ходе анализа Федеральной рабочей программы по учебному предмету «География» (для 5-9-х классов образовательных организаций)16 и содержания тем прослеживается направленность познавательных задач на воспитание бережного отношения к природе. Они связаны с теоретической и фактической

13 См.: Иванищева Н. А. Формирование экологического мировоззрения обучающихся // Охрана природы и региональное развитие: гармония и конфликты (к Году экологии в России): материалы Международной научно-практической конференции и школы-семинара молодых ученых-степеведов: в 2 т. (01—05 окт. 2017 г.). Оренбург, 2017. Т. 1. С. 267—272.

14 См.: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / под ред. И. Я. Лернера. М., 1972.

15 См.: Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития. М., 1989.

16 Федеральная рабочая программа ООО. География (для 5-9-х классов образовательных организаций). URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_osnovn.htm (дата обращения: 21.06.2023).

основой изучаемых курсов географии в основной школе. По природоохранному содержанию нами выделены четыре группы познавательных задач.

1. Задачи, помогающие усвоить значение природы и ее различных компонентов, объектов и явлений в жизни и деятельности человека.

На уроках географии изучается значение отдельных компонентов природы — рельефа, климата, полезных ископаемых и др., а также различных природных объектов и явлений для человека. Целесообразны задачи, при решении которых требуется показать значение природы в целом, ее роли в жизни и деятельности человеческого общества. Необходимо разностороннее рассмотрение значения объектов и компонентов природы (экономическое, эстетическое, оздоровительное значение природы).

Приведем примеры познавательных задач, которые определяют этот вид работы на уроке.

Задание 1. Вы знаете, что природа имеет чрезвычайно большое значение для человека. Укажите, в чем оно состоит? (5-6-й классы).

Задание 2. Влажные экваториальные леса в бассейне реки Амазонки постепенно вырубают. Ученые призывают сберечь эти леса, так как они сохраняют влагу, имеют богатый растительный и животный мир. Объясните, почему над влажными экваториальными лесами образуется много облаков и какое значение это явление имеет для человека? (7-й класс).

Задание 3. Уникальное озеро Байкал отличается от других озер земного шара многими природными особенностями. Назовите эти особенности. Почему в нашей стране придают большое значение охране природы Байкала? (8-й класс).

Данные задания предполагают поиск новых знаний, способов решения (умений) и стимуляцию активного использования в обучении географии причинно-следственных связей, закономерностей, доказательств. Формально мы решаем здесь разные дидактические задачи: мотивационную, формирование умений, связанных с установлением причинно-следственных связей и закономерностей, исследовательских умений, и даже стимулирование креативных способностей. Любая из этих задач допускает постановку вопросов, предполагающих объяснение природных явлений, формулировку исследовательских задач, анализ и интерпретацию фактических данных.

2. Задачи на выявление способов использования природы человеком в разных социально-экономических условиях и странах.

Использование и организация охраны природы зависят от многих условий, прежде всего социально-экономических и природных. Соответствующих вопросов много в учебниках. Полезно их дополнить задачами на выявление и объяснение способов использования природы в разных условиях. Эта группа познавательных задач разнообразна по содержанию. Учета природных условий требуют, например, следующие познавательные задачи:

Задание 1. Когда строят электростанции на реках, то учитывают интересы различных отраслей экономики. Приведите примеры комплексного использования рек России при строительстве на них электростанций (9-й класс).

Задание 2. Гидростроители предложили построить в нижнем течении Оби гидроэлектростанцию в районе г. Салехарда с высокой плотиной (50 м). Однако

ученые-географы доказали нецелесообразность этого строительства. Приведите ваши доказательства в поддержку мнения ученых (9-й класс).

Задачи этой группы предполагают освоение учащимися способов действий и выполнение практических приемов исследовательской деятельности. Они учатся формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом. Кроме того, задания проверяют умение проводить аналогии и делать вывод на основе описанной ситуации.

3. Задачи, обеспечивающие усвоение различных направлений и способов преобразования природы, действенности предпринимаемых человеком изменений в ней.

В географической науке одно из главных направлений ее деятельности — разработка способов преобразования природы. Учебный материал, который можно использовать при составлении познавательных задач и ознакомлении с различными направлениями преобразования природы, весьма разнообразен. Главные направления преобразования природы — улучшение природных условий и рациональное использование природных ресурсов. Важна реализация мировоззренческой идеи о целостности природы.

Приведем примеры познавательных задач, упражняющих школьников в географическом прогнозе.

Задание 1. Человек издавна изменял природу в своих целях. Приведите известные вам примеры преобразования природы в разных частях Евразии (7-й класс).

Задание 2. Для повышения уровня Каспийского моря ученые предложили пополнить это обмелевшее море водами северных рек. Выскажите предположение, какие реки и какими способами можно использовать для этой цели? (8-й класс).

Задание 3. Предложите серию мероприятий по сохранению природы родного края в ближайшие 10 лет (8-й класс).

Выполнение данных заданий обеспечивает понимание учащимися зачастую разрушительных изменений природы при неумелом использовании ее ресурсов. Изучение различных источников географической информации (картографических, статистических, текстовых, видео- и фотоизображений, компьютерных баз данных), необходимых в познании способов преобразования природы, позволяет приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий. При решении экологических проблем своей местности школьники указывают на необходимость участия в этом представителей географических специальностей.

4. Задачи, знакомящие с различными мерами по охране природы и закрепляющие теоретические знания учащихся по ее организации.

Характеристика специфики экологических проблем различных территорий предполагает подбор примеров адаптации школьников к различным природным условиям, влияния различных видов хозяйственной деятельности на природу, примеров природоохранной деятельности человека, предварительного ознакомления с объектами природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Например,

экологические маршруты в городские экосистемы призваны раскрыть не только знания о структуре, составе и состоянии объектов экологической инфраструктуры урбанизированных территорий, но и об их экологической эффективности в защите и оптимизации современной среды обитания человека. В ходе экскурсий, туристических походов, экспедиций, проектной и исследовательской деятельности, природоохранных мероприятий обучающиеся учатся оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду.

Приведем примеры таких познавательных задач:

Задание 1. В разных природных зонах образование оврагов происходит неодинаково интенсивно. Укажите, в каких природных зонах нашей страны чаще образуются овраги и чем объяснить это явление? Какие меры борьбы с оврагами вы знаете? (6-й класс).

Задание 2. Проведите наблюдения и скажите, в какое время года и почему интенсивно растут овраги?

Задание 3. По климатической карте родного края установите, какая его часть получает наибольшее количество осадков. Сделайте вывод, какие территории нуждаются в проведении работ по их осушению.

Задачи данной группы предпочтительнее составлять на краеведческой основе, что позволяет школьникам опереться на собственные наблюдения или провести их, использовать краеведческие атласы и другие региональные пособия. Включенность учащихся в природоохранные мероприятия способствует экологическому воспитанию: ориентации на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планированию поступков и оценки их возможных последствий для природы, готовности к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтерство).

Таким образом, в современных условиях воздействие человека на природу принимает глобальные масштабы. На общеобразовательную школу возлагается ответственная миссия по воспитанию бережного отношения учащихся к природе. География как учебный предмет помогает выстроить взаимосвязи между протекающими глобальными процессами и дает возможность вырабатывать устойчивые стратегии, которые нацелены на снижение рисков для окружающего мира (природной и социальной среды обитания) средствами познавательных задач природоохранного содержания. Содержание познавательных задач ориентирует на применение школьниками природоохранных знаний для решения проблем в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности, неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. Применение задач такого типа способствует не только обучению учащихся отдельным приемам мышления, но и позволяет научить их эффективно применять усвоенные знания в мероприятиях экологической направленности.

Список источников

Артемьева С. С. Государственная политика ресурсосбережения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 141—153.

Вержанский А. П. Особенности перехода к экономике замкнутых сырьевых циклов // Энергетическая политика. 2020. № 1 (143). С. 80—87.

Иванищева Н. А. Формирование экологического мировоззрения обучающихся // Охрана природы и региональное развитие: гармония и конфликты (к Году экологии в России): материалы Международной научно-практической конференции и школы-семинара молодых ученых-степеведов: в 2 т. (01—05 окт. 2017 г.). Оренбург, 2017. Т. 1. С. 267—272.

Козлова О. А., Волкова И. А. Тренды в развитии зеленого бизнеса: опыт стран ЕС и российская практика: монография. М., 2020.

Косенкова С. В., Уланова И. А., Васильев А. К., Чурсина М. Е., Нагайцева Ю. М. Реци-клинг: методология перевода отхода производства в продукт (сырье) // Отходы и ресурсы. 2020. № 1. URL: https://resources.today/PDF/13ECOR120.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования: монография. М., 2018.

Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития. М., 1989.

Моисеев Н. Н. Экология и образование. М., 1996.

Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Формирование системы глубокой переработки отходов промышленно-производственных подсистем АПК // Агротехника и энергообеспечение. 2015. № 3. С. 12-18.

Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (действ. ред., послед. изм. внесены 21.07.2014 г. № 219-ФЗ).

Паспорт национального проекта «Экология» // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/ natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (дата обращения: 20.06.2023).

Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / под ред. И. Я. Лернера. М., 1972.

Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под ред. Н. Н. Демидовой, Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2019.

Федеральная рабочая программа ООО. География (для 5-9-х классов образовательных организаций). URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_osnovn.htm (дата обращения: 21.06.2023).

Booth D. Hooked on Growth: Economic Addictions and the Environment. N. Y., 2004.

D'Alessandro S., Luzzati T., Morroni M. Energy Transition Towards Economic and Environmental Sustainability: Feasible Paths and Policy Implications // Journal of Cleaner Production. 2010. Vol. 18. Р. 291-298.

Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens III W. W. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. N. Y., 1972.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

Nadezhda Ivanishcheva, Doctor of Pedagogical Sciences, Orenburg State Pedagogical University Orenburg, Russia Ivanicheva@list.ru https://orcid.org/0000-0002-0537-9545

2023. Vol. 71. P. 58-67

DOI: 10.15382/sturIV202371.58-67

Development of Sustainable Use of Natural Resources by Means of Educational Tasks with Environmentally Friendly Content

Abstract: According to the position of the author of the article, in modern conditions of Abstract: The author of the article believes that under present-day circumstances of post-industrial development of civilisation, the processes of interaction between man and the environment acquire a co-evolutionary character, aimed at implementing a new strategy of schoolchildren's sustainable attitude to nature. The aim of this study is to understand and provide grounds for educational tasks with environmentally friendly content for the school subject of Geography in order to develop a careful attitude to nature in schoolchildren. The article elaborates the concept of "educational task". It describes the relevance of the educational search in the problem sphere of development of careful attitude to nature in the subject of Geography. It emphasises the issues of "joint creative work of man and nature for the sustainable development of society" (N. N. Moiseev) by means of educational tasks with environmentally friendly content. Four groups of educational tasks are distinguished: determining the meaning of nature; identifying the ways of how man uses nature; assimilation of directions in reshaping nature; implementing measures in nature conservation. The article gives examples of developing environmentally friendly foundation of value-based attitude of schoolchildren to nature. Obtained results show that the development of sustainable attitude to nature by means of educational tasks allows one to build strategies in understanding one's role as a citizen and consumer in the context of the interconnection of natural, technological, and social environments.

Keywords: education, geography as a school subject, education for sustainable development, environment, respect for nature, educational tasks, environmental management.

N. Ivanishcheva

References

Artem'eva S. (2022) "Gosudarstvennaia politika resursosberezheniia". Izvestiia vysshikh ucheb-nykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki, 2022, no. 1, pp. 141-153 (in Russian).

Demidova N., Vinokurova N. (eds) (2019) Proektirovanie ekologo-orientirovannoi zhiznedeiatel'-nosti lichnosti obuchaiushchegosia v kul'turnom landshafte: teoretiko-metodologicheskii diskurs. Nizhny Novgorod (in Russian).

Ivanishcheva N. (2017) "Formirovanie ekologicheskogo mirovozzreniia obuchaiushchikhsia", in Okhrana prirody i regional'noe razvitie: garmoniia i konflikty (k Godu ekologii v Rossii), Orenburg, vol. 1, pp. 267-272 (in Russian).

Kochurov B., Lobkovskii V., Smirnov A. (2018) Effektivnost' i kul'tura prirodopol'zovaniia. Moscow (in Russian).

Kosenkova S., Ulanova I., Vasil'ev A., Chursina M., Nagaitseva Iu. (2020) "Retsikling: meto-dologiia perevoda otkhoda proizvodstva v produkt (syr'e)". Otkhody i resursy, 2020, no. 1, available at https://resources.today/PDF/13EC0R120.pdf (accessed 20.06.2023; in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kozlova O., Volkova I. (2020) Trendy v razvitii zelenogo biznesa: opyt stran ES i rossiiskaia praktika. Moscow (in Russian).

Lerner I. (ed.) (1972) Poznavatel'nyezadachi vobucheniigumanitarnym naukam. Moscow (in Russian).

Menchinskaia N. (1989) Problemy ucheniia i umstvennogo razvitiia. Moscow (in Russian).

Moiseev N. (1996) Ekologiia i obrazovanie. Moscow (in Russian).

Mychka S., Shatalov M. (2015) "Formirovanie sistemy glubokoi pererabotki otkhodov promy-shlenno-proizvodstvennykh podsistem APK". Agrotekhnika i energoobespechenie, 2015, no. 3, pp. 12-18 (in Russian).

Verzhanskii A. (2020) "Osobennosti perekhoda k ekonomike zamknutykh syr'evykh tsiklov". Energeticheskaiapolitika, 2020, no. 1 (143), pp. 80-87 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 28.07.2023

The article was submitted 28.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.