Научная статья на тему 'Воспитание у младших школьников природолюбия в условиях современного образования'

Воспитание у младших школьников природолюбия в условиях современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ПРИРОДОЛЮБИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КУЛЬТУРА ПРИРОДОЛЮБИЯ / ВОСПИТАНИЕ / RESPECT FOR NATURE / LOVE OF NATURE / JUNIOR SCHOOLCHILD / CULTURE OF LOVE OF NATURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Елена Николаевна, Колесова Евгения Максимовна, Гак Ольга Дмитриевна

В статье обосновывается необходимость воспитания у обучающихся природолюбия как одной из актуальных проблем в современной педагогической науке и общества в целом. В связи с этим, данная статья направлена на описание условий воспитания любви к природе, бережного отношения к природе, природолюбия в современном мире через практическую деятельность, опираясь на социальную среду младших школьников. Изложенный подход определяет один из методических аспектов воспитания у детей природолюбия, который может служить в качестве руководства в реализации современных ориентиров образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашова Елена Николаевна, Колесова Евгения Максимовна, Гак Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN YOUNGER SCHOOL STUDENTS NATURALIST IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION

The article substantiates the necessity of educating students of natural love as one of the urgent problems in modern pedagogical science and society as a whole. In this regard, this article is aimed at describing the conditions of education love for nature, respect for nature, nature loving in the modern world through practical activities, relying on the social environment of younger schoolchildren. The stated approach defines one of the methodological aspects of raising children’s natural love, which can serve as a guide for the implementation of modern education guidelines.

Текст научной работы на тему «Воспитание у младших школьников природолюбия в условиях современного образования»

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Колесова Евгения Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Гак Ольга Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИРОДОЛЮБИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость воспитания у обучающихся природолюбия как одной из актуальных проблем в современной педагогической науке и общества в целом. В связи с этим, данная статья направлена на описание условий воспитания любви к природе, бережного отношения к природе, природолюбия в современном мире через практическую деятельность, опираясь на социальную среду младших школьников. Изложенный подход определяет один из методических аспектов воспитания у детей природолюбия, который может служить в качестве руководства в реализации современных ориентиров образования.

Ключевые слова: бережное отношение к природе, природолюбие, младший школьник, культура природолюбия, воспитание.

Annоtation. The article substantiates the necessity of educating students of natural love as one of the urgent problems in modern pedagogical science and society as a whole. In this regard, this article is aimed at describing the conditions of education love for nature, respect for nature, nature loving in the modern world through practical activities, relying on the social environment of younger schoolchildren. The stated approach defines one of the methodological aspects of raising children's natural love, which can serve as a guide for the implementation of modern education guidelines.

Keywords: respect for nature, love of nature, junior schoolchild, culture of love of nature, education.

Введение. На современном этапе развития образования, роль профессиональной культуры учителя неизмеримо возросла. Профессиональная культура помогает не только объяснить и теоретически обосновать педагогические факты и процессы, но и определить методы обучения, воспитания и развития учащихся [10]. Проблема воспитания у растущего человека природолюбия как важного для полноценной самореализации его личности качества является для современной школы одной из важных педагогических задач. Это обусловлено рядом экологических, нравственных и социальных факторов [4]. В настоящее время любовь к родине и природе, бережное отношение к природе принимает особую значимость, так как именно человек несет ответственность за сохранение планеты [2; 3]. Обществу необходимы высокообразованные граждане, способные самостоятельно принимать решения в ответственных ситуациях выбора и прогнозировать все возможные последствия своего выбора, а также обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Всё вышесказанное позволяет обнаружить противоречие между необходимостью воспитания у младших школьников природолюбия как условия сохранного отношения к природе и повсеместно наблюдаемым потребительским отношением современного человека к природе в силу длительной предшествующей урбанизации сельского населения. Исходя из этого, одной из актуальных задач современного образования становится воспитание у обучающихся природолюбия.

Изложение основного материала статьи. Устойчивое развитие общества обусловлено не только социальными, но и экологическими факторами. Обществу необходимы высокообразованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, и обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов. В Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов ее охраны является организация и развитие системы экологического образования. В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации система образования призвана обеспечить экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Таким образом, в данных нормативно-правовых документах особое внимание уделяется организации системы экологического образования, а также необходимости бережного отношения населения к природе. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость воспитания любви к окружающей природе. Сформулированная в законе задача может быть решена на основе формирования культуры природолюбия, которая в настоящее время становится неотъемлемой частью и одним из основных показателей общей культуры личности, а также является результатом экологического образования и воспитания, наиболее эффективно осуществляющихся в начальной школе, когда у учащихся преобладает эмоционально-чувственный способ освоения окружающей природы.

Основой нового типа гармоничных взаимоотношений человека и природы является воспитание природолюбия каждой личности. Однако, несмотря на возросший интерес исследователей и определенные достижения в этой области, проблема воспитания природолюбия в младшем школьном возрасте не решена в достаточной степени. Основными причинами этого являются: отсутствие в существующих исследованиях понимания природолюбия как явления, требующего специально организованных педагогических мер по его формированию; преобладание традиционного подхода к процессу формирования культуры природолюбия младших школьников и формализация преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, приводящие к отчуждению учащихся от природы; недостаточная разработанность содержательного и методического аспектов воспитания культуры природолюбия в условиях начальной школы.

Понятие «природолюбие» в настоящее время не имеет научного обоснования. Однако, оно включает в себя такие понятия как «любовь к природе» и «бережное отношение к природе». Проблемой развития гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с младшего школьного возраста занимались Ш. А. Амонашвили, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, Б. Т. Лихачев, В. А. Ситаров и др. Проблемы воспитания любви к природе и бережного отношения к ней у младших школьников исследовали Г. В. Буковская, И. Т. Гайсин, Е. Н. Кондрашова, В. М. Минаева, Л. В. Моисеева и др.

Понятие «природолюбие» впервые использовали в своих работах З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша и рассматривают как чувственные, эстетические отношения между человеком, природой и окружающим миром [7]. О. Н. Суетина природолюбие трактует как нравственное качество личности, которое основано на любви к природе и характеризует чувственно-познавательно-потребительские взаимоотношения человека с определенными природными явлениями и объектами, а также подразумевает под собой сложное образование личности, представленное комплексом знаний об экологии, нравственно-экологических принципов, чувственного отношения к природе и эколого-целесообразной, природоохранной деятельности личности [6]. Л. П. Печко считает, что природолюбие является источником материальных ценностей учащихся и отражается в непосредственной познавательной деятельности по освоению и применению накопленного человечеством опыта в отношении к природе [5]. По мнению А. Н. Захлебного, культура природолюбия - это умение и способность решения поставленных социально-экономических задач, не причиняя вреда окружающей среде и здоровью всего человечества [1].

В условиях современного образования проблема воспитания природолюбия актуальна. На всем своем жизненном пути человек развивается, взаимодействуя с окружающей средой. Развитие его ума и чувств согласовываются с уровнем развитости его отношений с природой. В связи с этим крайне важно воспитывать природолюбие на начальном этапе школьного образования.

Учитель С. В. Юркина отмечает, что именно на начальном этапе школьного обучения у детей проявляется желание взаимодействовать с природой [8]. Такая готовность возникает благодаря эмоциональному отношению к природе, чувствам и восторженности, учащиеся осознают, что именно они -носители экологической культуры. В процессе взаимодействия с природой у школьников появляется возможность раскрыть интеллектуальный уровень ознакомленности с экологической культурой, уровень эрудиции и умение применять полученные знания на практике.

Культура природолюбия подразумевает под собой:

- интерес учащихся к природе,

- знания и опыт по защите природы,

- эстетическое и нравственное отношение к природе,

- деятельность школьников, приносящая пользу природе,

- мотивация детей к поступкам, способствующим сохранению природы.

Воспитание природолюбия необходимо проводить в системе непрерывного экологического образования, большое влияние на ученика младших классов оказывает его семья, дошкольное учреждение, которое посещал ребенок, школа, учреждения дополнительного образования, внеурочные и внеклассные занятия, а также средства массовой информации и саморазвитие.

Образовательная деятельность включает в себя три основополагающих аспекта: знаниевый, поведенческий и отношенческий. Однако, младшие школьники склонны к эмоциональным переживаниям, возникающим в ходе взаимодействия с каким-либо объектом природы и знаниевый аспект почти не проявляется. Поэтому именно предметы «естествознание» и «природоведение» играют главную роль в развитии природолюбия у детей на начальном этапе обучения, при изучении этих дисциплин полученные знания об окружающем мире должны стать базовыми.

Практическая деятельность является конечным результатом в формировании отношений человека с окружающей средой. Важно учитывать возрастные особенности младших школьников при организации практической деятельности: необходимо показывать и объяснять детям, составить полный алгоритм действий для учащихся и продемонстрировать что и как правильно делать. Данная работа должна осуществляться по нескольким направлениям:

1. Наблюдения за ростом, развитием комнатных растений.

2. Наблюдения за животными.

3. Постановка опытов.

4. Формирование умений ухода за растениями, животными.

5. Работа с классным календарем природы.

6. Выполнение заданий по изучению материалов краеведческого раздела.

7. Пополнение и обновление экспонатов, стендовых материалов краеведческого раздела.

В программу экологического образования на начальном этапе обучения необходимо включить материалы из разных разделов экологии. В программе обучения должны быть изучены возможные места обитания различных живых организмов, их жизнедеятельность и возможные связи с человеком. Так же необходимо изучать жизнедеятельность человека в обществе и взаимоотношение с окружающей средой.

Гуманитарные предметы такие как: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка оказывают большое влияние на воспитание культуры природолюбия у детей начальных классов, это объясняется тем, что у них особое восприятие ярких цветов, эмоциональных слов, музыкальных звуков. Так же они положительно сказываются на развитии полноценного общения детей с природой, на способности творческого выражения своего отношения к природе при помощи искусства. Но не следует забывать и о трудовом обучении, оно помогает расширить рамки знаний детей о практической роли природных ресурсов в жизнедеятельности человека, о всевозможных видах трудовой деятельности и в целом о важной роли труда в жизни человека. С помощью трудового обучения формируется способность бережного обращения с предметами и объектами природы.

Любовь к природе представляет собой действенную, сознательную связь младших школьников с объектами природы по её сохранению, восстановлению и развитию в процессе активной практической деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и её ценностей. Воспитание у детей природолюбия - это сложный и длительный процесс. Результатом деятельности должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В младшем

школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые и будут способствовать воспитанию природолюбия.

На основании вышеизложенного анализа мы под «природолюбием младших школьников» будем понимать отношение между младшим школьником и окружающим миром, основанное на любви к природе, выражающееся в поступках и действиях, и проявляющееся в практической деятельности по сохранению природы и окружающей среды.

Различные виды деятельности младших школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления воспитания любви к природе, бережного отношения к природе, природолюбия. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы и способствует воспитанию у них природолюбия. Для более эффективной работы по воспитанию у младших школьников природолюбия мы разработали и реализовали на практике в образовательном процессе начальной школы следующие педагогические условия: 1) системное освоение учащимися знаний о природе и месте человека в ней; 2) выполнение детьми заданий, способствующих формированию у них осознанного отношения к природе; 3) включение учащихся в природоохранную деятельность.

В ходе экспериментальной работы нами были установлено, что учащиеся стали проявлять познавательный интерес, который заключается в желании наблюдать и изучать явления природы, а также желание осуществлять действия и включаться в практическую деятельность по охране природы, анализировать и оценивать результаты своих действий и действий других по охране окружающей среды. Младшие школьники стали понимать значимость природы в жизни человека, осознавать, что являются её частью и признавать необходимость бережного отношения к ней.

Выводы. Проблема воспитания у младших школьников природолюбия существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Литература:

1. Захлебный А. Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. - 1984. - №9. - С. 16-22.

2. Кондрашова Е.Н. С чего начинается Родина... // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 23-26.

3. Кондрашова Е.Н. Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 134-144.

4. Кондрашова Е.Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в процессе реализации ФГОС НОО: учеб. пос. / Е.Н. Кондрашова, А.О. Шестова. - Магнитогорск, 2015. - 78 с.

5. Печко Л. П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. -1987. - № 3. - С. 29-32.

6. Суетина О. Н. Развитие природолюбия у студентов педвуза в процессе экологического образования: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О.Н. Суетина. - Шадринск, 2006. - 23 с.

7. Тюмасева З. И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 264 с.

8. Юркина С. В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 15-17.

9. Kondrashova E.N., Rashchikulina E.N., Isaeva I.Y., Plugina N.A., Suprun N.G. METHODOLOGY FOR LOCAL HISTORY CONCEPT FORMATION IN CHILDREN AGED 7-10 YEARS // Man in India, Serials Publications Publ. - Vol.: No.97 (2017). - Issue No.:10 (2017). - P. 373-398.

10. Kozhanova M.B., Svechnikova N.V., Akhmetzyanova G.N., Kondrashova E.N., Maksimova N.L., Zakharova Z.A. Psycho-pedagogical conditions of professional culture development of a university professor // IEJME: Mathematics Education. - 2017. - Т. 12. - № 1. - P. 15-23.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант кафедры специальной педагогики и психологии Краснова Елена Николаевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация. В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования психологических особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и предлагается программа психолого-педагогического сопровождения этих семей с целью оптимизации детско-родительских отношений. В исследовании приняли участие 20 родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и 20 родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей.

Ключевые слова. Расстройства аутистического спектра, детско-родительские отношения, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционно-развивающая программа.

Annotation. This article presents the results of an experimental study of the psychological characteristics of parent-child relationships in families raising children with autism spectrum disorders, and proposes a program of psychological and pedagogical support of these families in order to optimize parent-child relationships. The study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.