Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»'

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КУРС « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Макарова Татьяна Юрьевна, Гущина Юлия Сергеевна

В статье раскрыта актуальность темы, определены философские основания, связанные с мировоззренческими идеями экоразвития, которые составляют ценностные коэволюционные установки экологической культуры. Проанализированы психолого-педагогические исследования, раскрывающие понятие «экологическая культура», её сущность, структурные компоненты, а также процессуально-технологический аспект её формирования. Представлена авторская модель педагогической системы, включающей теоретико-методологический и методический уровни формирования экологической культуры, а также описана методика её реализации в процессе изучения курса «Окружающий мир» на основе игровых технологий. Рассмотрены и реализованы методические условия формирования экологической культуры в курсе Окружающий мир» включающие: сопряжение этапов формирования экологической культуры с содержанием курса и с видами игровой технологии; взаимосвязь классно-урочной и внеурочной деятельности. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Макарова Татьяна Юрьевна, Гущина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND METHODOLOGY OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN THE COURSE "THE SURROUNDING WORLD"

The article reveals the relevance of the topic, defines the philosophical foundations associated with the ideological ideas of eco-development, which constitute the value coevolutionary attitudes of ecological culture. Psychological and pedagogical studies revealing the concept of "ecological culture", its essence, structural components, as well as the procedural and technological aspect of its formation are analyzed. The author's model of the pedagogical system, including theoretical, methodological and methodological levels of the formation of ecological culture, is presented, and the methodology of its implementation in the process of studying the course "The world around" based on game technologies is described. The methodological conditions for the formation of ecological culture in the course "The World Around" are considered and implemented, including: the coupling of the stages of the formation of ecological culture with the content of the course and with the types of game technology; the relationship of classroom and extracurricular activities. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»»

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); учитель начальных классов Макарова Татьяна Юрьевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №19» (г. Нижний Новгород); магистрант направления « Геоэкологическое образование» Гущина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. В статье раскрыта актуальность темы, определены философские основания, связанные с мировоззренческими идеями экоразвития, которые составляют ценностные коэволюционные установки экологической культуры. Проанализированы психолого-педагогические исследования, раскрывающие понятие «экологическая культура», её сущность, структурные компоненты, а также процессуально-технологический аспект её формирования. Представлена авторская модель педагогической системы, включающей теоретико-методологический и методический уровни формирования экологической культуры, а также описана методика её реализации в процессе изучения курса «Окружающий мир» на основе игровых технологий. Рассмотрены и реализованы методические условия формирования экологической культуры в курсе Окружающий мир» включающие: сопряжение этапов формирования экологической культуры с содержанием курса и с видами игровой технологии; взаимосвязь классно-урочной и внеурочной деятельности. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

Ключевые слова: экологическая культура, методологические основы, педагогическая система, курс « Окружающий мир», экологический кружок.

Annotation. The article reveals the relevance of the topic, defines the philosophical foundations associated with the ideological ideas of eco-development, which constitute the value coevolutionary attitudes of ecological culture. Psychological and pedagogical studies revealing the concept of "ecological culture", its essence, structural components, as well as the procedural and technological aspect of its formation are analyzed. The author's model of the pedagogical system, including theoretical, methodological and methodological levels of the formation of ecological culture, is presented, and the methodology of its implementation in the process of studying the course "The world around" based on game technologies is described. The methodological conditions for the formation of ecological culture in the course "The World Around" are considered and implemented, including: the coupling of the stages of the formation of ecological culture with the content of the course and with the types of game technology; the relationship of classroom and extracurricular activities. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education

Keywords: ecological culture, methodological foundations, pedagogical system, the course "The surrounding world", ecological circle.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-

ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект 19-013-00749 Код конкурса А

Введение. Актуальность формирования экологической культуры подчеркивается в 114 статье современной Конституции РФ, в которой отмечается важность и необходимость воспитания экологической культуры населения. Следовательно, эта задача является значимой и для современного образования как ключевого звена непрерывного процесса становления экологической культуры.

Процесс развития экологической культуры многоэтапный и имеет продолжительный характер. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивается важность формировании экологической культуры обучающихся. Отмечается, что одной из основных задач общества является «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде» [10].

Как отмечается в психолого-педагогических исследованиях, в начальной школе закладываются эколого-ориентированные представления, ценностные ориентации и природосообразное поведение, которые составляют основы экологической культуры [1; 2; 3; 6]. Учитывая психолого-физиологические особенности учащихся начальной школы, высокой эффективностью в формировании экологической культуры на этом этапе имеют игровые технологии. Вместе с тем, в настоящее время данной теме уделяется недостаточно внимания в теории и методике обучения курса «Окружающий мир». В этой связи возникает необходимость изучения психолого-педагогических основ проблемы формирования экологической культуры и их реализация в курсе «Окружающий мир» во взаимосвязи с внеурочной деятельностью.

Цель исследования: раскрыть методологические основания и методические особенности формирования экологической культуры в курсе «Окружающий мир» во взаимосвязи с внеурочной деятельностью.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

1) Выявить философские и психолого-педагогические основания понятия «экологическая культура», её компоненты и методические условия формирования.

2) Разработать модель педагогической системы на теоретико-методологическом и методическом уровнях, что придаст целостность процессу формирования экологической культуры при изучении курса «Окружающий мир» средствами игровой технологии.

3) Создать методические разработки, которые способствуют формированию экологической культуры в курсе «Окружающий мир» и во взаимосвязи курса с кружковой деятельностью.

Изложение основного материала статьи. Методологическим базисом экологической культуры являются: а) философские исследования о мировоззренческих идеях , как ценностной основы экологической культуры (идеи ноосферы, коэволюции, устойчивого развития) [2; 3; 8; 9]; б) психолого-педагогические исследования о культурологической концепции личностно-ориентированного образования, разработанной Е. В. Бондаревская и предполагающей рассмотрение

личности как субъекта культуры [6]; в) исследования о сущности экологической культуры, её структурных компонентах, этапах формирования [3; 5; 8].

Особо отметим, что в концепции Е. В. Бондаревской культурологическая направленность образования у младших школьников рассматривается как процесс развития его представлений, эстетических чувств, потребностей в общение, игровой деятельности [6]. Эти педагогические идеи положены в основу исследования.

Сущность понятия «экологическая культура» в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных сторон и позиций, такими учеными, как Н.Ф. Винокурова, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.И. Панов, Д.С. Лихачев, В.В. Николина, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин [5]. В рамках данного исследования экологическая культура рассматривается нами как интегративное качество личности, включающая в себя познавательный, ценностный и деятельностный аспекты [3].

Таблица 1

Модель педагогической системы формирования экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» на основе игровых технологий

Теоретико-методологические основания

Идея: экоразвития, личности как субъекта экологической культуры.

Подходы: системно-

деятельностный,

культурологический.

Принципы: экологизации, природосообразности, культуросообразности, сотрудничества

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖА- ПРОЦЕССУА- ОРГАНИЗАЦИОННО- РЕЗУЛЬТАТИВНО-

КОМПОНЕНТ ТЕЛЬНЫЙ ЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОЦЕНОЧНЫЙ

КОМПОНЕНТ КОМПОНЕНТ КОМПОНЕНТ КОМПОНЕНТ

Цель:

формирование экологической культуры младших школьников.

Когнитивный аспект.

Мотива-ционно-ориентировочный этап.

Игры-шоу.

Ценностный аспект.

Деятельност-ный аспект.

Интеллектуально-ценностный этап.

Деятельностно

-поступочный

этап.

Игры-ситуации, ролевые игры.

Игры-путешествия.

Сформирова-нность аспектов содержательного аспекта:

Когнитивный аспект(критерий полноты и осознанности).

Ценностный аспект (критерий -доминантность).

Деятельностный аспект (критерий -экологическая активность).

Таким образом, экологическая культура представляет собой интегральное качество личности, которое характеризуется гармоничным взаимодействием когнитивной, аксиологической и праксиологической сфер сознания личности. В этом контексте выделяются три компонента в структуре экологической культуры: 1) когнитивный компонент; 2) ценностный компонент; 3) деятельностный компонент. Процесс формирования экологической культуры включает три этапа: мотивационно-ориентировочный (пробуждение интереса к изучению экологического материала), интеллектуально-

ценностный (осмысление и осознание этического содержания экологической культуры), деятельностно-поступочный (реализация полученных знаний в практической деятельности).

Особое внимание при формировании экологической культуры необходимо уделить выбору педагогических технологий, которые служат для педагогов помощниками по усилению внимания к экологической деятельности учащихся. Как уже отмечалось, для младших школьников весьма эффективной будет игровая технология. Игровая технология, по мнению В.В. Серикова, обеспечивает развитие субъектного опыта, в том числе опыта культурно-экологической направленности [6]. Это является важным условием формирования экологической культуры у младших школьников.

Установлено, что учебный курс «Окружающий мир» имеет значительный потенциал для формирования экологической культуры. При его изучении обучающиеся знакомятся с разнообразием природного окружения, особенностью культуры и хозяйства различных территорий, выявляют причинно-следственные связи между человеком и окружающим миром.

С целью комплексной реализации культурно-экологического потенциала курса разработана модель педагогической система формирования экологической культуры младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» средствами игровой технологии (таблица 1).

Сконструированная модель педагогической системы представлена на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Первый уровень - теоретико-методологический - представлен: а) идеями экоразвития и личности как субъекта экологической культуры; б) системно-деятельностным и культурологическим подходами; в) принципами -экологизации, природосообразности и культуросообразности; сотрудничества.

Методический уровень представлен совокупностью взаимосвязанных компонентов, отражающих системный характер методики формирования экологической культуры. В структуру содержательного компонента входят три аспекта: когнитивный, ценностный и деятельностный. Процессуальный и технологический компоненты методической системы базируются на поэтапном формировании экологической культуры в соответствии с видами игр (игровой технологией). На мотивационно-ориентировочном этапе посредством игр-шоу, способных вызвать мотивацию у учащихся, создаются целостные, эмоционально-насыщенные представления об особенностях экологической культуры как регулятора во взаимодействии человека и природы, ее роли в гармонизации этих взаимоотношений и улучшении экологического состояния различных территорий.

На интеллектуально-ценностном этапе происходит более глубокое осмысление и осознание этического содержания экологической культуры. Деятельностно-поступочный этап характеризуется тем, что на этом этапе обучающиеся включаются в деятельность по изучении, оценке, улучшению реального социоприродного окружения. При этом используются экологические знания, обогащаются ценностные отношения коэволюционного характера и вырабатывается нравственная позиция, развивается субъектный опыт изучения и решения экологических проблем. На данном этапе используются игры-путешествия, ролевые игры.

Результативно оценочный компонент представлен критериями сформированности различных компонентов экологической культуры: критерием сформированности когнитивного компонента была полнота и осознанность знаний; ценностного компонента - доминантность и деятельностного компонента - экологическая активность.

На основании выявленных особенностей экологической культуры разработаны методические условия её формирования у младших школьников, которые включают: а) материал о сопряжении этапов формирования экологической культуры с содержанием курса «Окружающий мир» и видом игровой технологии (таблице 2); б) материал о взаимосвязи классно-урочной и внеурочной деятельности (таблица 3).

Таблица 2

Процессуально-технологический аспект формирования экологической культуры в содержании курса

«Окружающий мир»

Этапы Содержание курса «Окружающий мир» 2 класс, УМК «Школа России» Игровая технология Игры

1. Мотивационно-ориентировочный Раздел 1. Где мы живем. Игры-шоу «Что? Где? Когда?»

Раздел 2. Природа. «Поле чудес»

Раздел 3. Жизнь города и села. «Кто хочет стать миллионером?»

2. Интеллектуально-ценностный Раздел 4. Здоровье и безопасность. Игры-ситуации и ролевые игры «Юный врач», «Природа и здоровье», «Экологическая характеристика дома»

Раздел 5. Общение. «Наедине с природой»

3. Деятельностно-поступочный Раздел 6. Путешествие. Игры- путешествия Игра-путешествие по станциям «Экологическое путешествие»

Была разработана программа экологического кружка «Мир экологии» (таблица 3). Программа курса «Мир экологии» предполагает включение учащихся в изучение и решение экологических проблем окружающего мира. Структура программы отвечает логике развития экологической культуры учащихся и включает три содержательных блока - это Введение в экологию, Природоохранная деятельность и Экологическая культура. В таблице 3 представлена взаимосвязь этапов формирования экологической культуры, содержание базового курса « Окружающий мир», содержание экологического кружка и соответствующие игровые технологии. Такая взаимосвязь обеспечивает комплексность формирования экологической культуры младших школьников.

Таблица 3

Взаимосвязь этапов формирования экологической культуры, содержания базового курса « Окружающий мир», содержание экологического кружка и соответствующих игровых технологий

Этапы формирования экологической культуры Содержание базового курса «Окружающий мир», УМК «Школа России» Содержание экологического кружка «Мир экологии» Игровые технологии

Мотивационно-ориентировочный Раздел 1. Где мы живем. Раздел 1. Введение в экологию Тема 1. Что такое экология? Тема 2. Экологическая азбука. Тема 3. Роль человека в природе. Игры-шоу

Интеллектуально-ценностный Раздел 2. Природа. Раздел 3. Жизнь города и села. Раздел 4. Здоровье и безопасность. Раздел 5. Общение. Раздел 2. Окружающая мир и человек. Природа и человек в различные времена года. Каким воздухом мы дышим? Почва и человек. Этика отношений человека и живой природы в городе и селе. Моё здоровье и окружающий мир. Красота природы. В согласии с природой. Игры-ситуации и ролевые игры

Деятельностно-поступочный Раздел 6. Путешествие. Раздел 3. Экологическая культура. Что такое экологическая культура? Культура поведения человека в природе в различных странах мира. Игры- путешествия

Выводы. В ходе изучения понятия «экологическая культура» был раскрыт философский базис, который составляет ценностные основы экологической культуры. Рассмотрены психолого-педагогические основания, связанные с культурологической личностно-ориентированной парадигмой, сущностью экологической культуры, её структурными компонентами, дано определение экологической культуры и этапы её формирования. Представлена авторская модель педагогической системы формирования экологической культуры у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» на основе игровых технологий. Рассмотрены методические условия, которые включают материал о сопряжении этапов формирования экологической культуры с содержанием курса «Окружающий мир» и видом игровой технологии, а также о взаимосвязи классно-урочной и внеурочной деятельности.

Литература:

1. Бадьина О.М., Зулхарнаева А.В. Теоретические основы методики формирования экологической культуры в условиях кружковой деятельности // В сборнике: Орфановские чтения. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Мининский университет. - 2019. - С. 140-143.

2. Винокурова Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. - Т. 16. - № 4. -С. 65-74.

3. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. - 2016. - № 5 (134). - С. 25-40.

4. Лескова И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 10.

5. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития / Алексеев С.В., Бабакова Т.А., Богатенкова Н.В., Винокурова Н.Ф., Гаджиева Е.А., Гущина Л.И., Гущина Э.В., Демидова Н.Н., Дзятковская Е.Н., Залиханов М.Ч., Захлебный А.Н., Иванова Е.В., Каторгина Н.В., Кириллов П.Н., Кокаева И.Ю., Колесова Е.В., Комиссарова Т.С., Копытин А.И., Корякина Н.И., Кройцпойнтнер Э. и др. - Санкт-Петербург, 2018. - Сер. Научные школы академии.

6. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания учебное пособие / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. - Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 1,2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019. - 96 с.: ил. - (Школа России).

8. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России:XVШ-XX вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 7.

9. Урсул А.Д. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации в России. - М., 2009.

10. Федеральный государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (1-4 кл.) / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.

11. Vinokurova N., Loshchilova A., Demidova N., Zulkharnaeva A. Formation of schoolchildren eco-oriented life when studying a cultural landscape / В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. - Krasnoyarsk, 2020. - С. 967-981.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель кафедры физвоспитания Воронина Екатерина Геннадиевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО ФОРМИРОВАНИЮ «ЯДРА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И УНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. С целью унификации высшего педагогического образования в Российской Федерации был предложен проект «Ядра высшего педагогического образования». Согласно данному проекту все образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование должны иметь модульную структуру, направленную на формирование конкретных компетенций и компетентностей. Каждый модуль должен содержать обязательную и вариативную часть, большинство модулей также подразумевают наличие практической подготовки. Данный проект является очень актуальным, поскольку в Российской Федерации наблюдается острый дефицит педагогических кадров, а унификация образовательного процесса позволит значительно повысить его качество. В нашей работе мы представляем модель образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия, которая выполнена согласно требованиям «ядра высшего педагогического образования».

Ключевые слова: ядро, педагогическое образование, высшее образование, компетенции, унификация, качество.

Annotation. In order to unify higher pedagogical education in the Russian Federation, the project "Cores of Higher pedagogical education" was proposed. According to this project, all educational programs in the field of training 44.03.01 and 44.03.05 Pedagogical education should have a modular structure aimed at the formation of specific competencies and competencies. Each module should contain a mandatory and variable part, most modules also imply the presence of practical training. This project is very relevant because there is an acute shortage of teaching staff in the Russian Federation, and the unification of the educational process will significantly improve its quality. In our work, we present a model of an educational program in the field of training 44.03.05 Pedagogical education, Biology and Chemistry profiles, which is performed according to the requirements of the "core of higher pedagogical education".

Keywords: core, pedagogical education, higher education, competencies, unification, quality.

Введение. Реформация системы высшего образования в Российской Федерации проходит уже довольно длительный промежуток времени [5] и приобретает затяжной характер [7]. На данный процесс влияют множество факторов: цифровизация экономики и образования [8], требования к показателям рейтинга университетов, национальные проекты, федеральные проекты, образовательные и глобальные тренды [2]. В ноябре 2021 года на уровне Министерства Просвещения был разработан проект унификации подходов к структуре и содержанию высшего педагогического образования, который получил название «ядро педагогического образования». В данном документе изложены основные требования к подготовке кадров по образовательным программам бакалавриата в области педагогического образования.

На данный момент наблюдается большое разнообразие и вариативность образовательных программ высшего педагогического образования [6], что не приводит к единым результатам освоения образовательных программ [3]. Более 200 университетов ведут подготовку кадров в области педагогического образования. Решение о формировании единых блоков компетенций [4] позволит значительно унифицировать и оптимизировать процесс подготовки будущих учителей [10].

Единая структура программ подготовки предполагает единое содержание, состоящее из семи модулей. Также предполагается определенное сохранение академических свобод ВУЗов, которое выражается в возможности университета формировать вариативную часть образовательной программы в объеме 21%. Единое содержание программ подготовки предусматривает формирование единого образовательного и воспитательного концепта для университетов, которые готовят кадры для системы образования. Основными положениями являются: комптентностный подход при разработке образовательных программ, четкая преемственность обязательной части программы и части, которую формируют участники образовательного процесса; фундаментальная подготовка педагога, которая базируется на единстве теоретической и практической компоненты [9]; учет эмпирического опыта при реализации образовательных программ подготовки педагогов [12], важным элементом также выступает формирование проектного мышления [8] и умения работать с проектами и в проектах для обучающихся [3].

Цель исследования - разработать основную образовательную программу по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия на базе ядра педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили Биология. Химия разработана на основании закона «Об образовании в РФ», приказами Министерства образования и науки №301, 1383, 636, ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профстандарта «Педагог», Устава ГГТУ, проекта основных требований к подготовке педагогических кадров к их структуре и содержанию.

Данная программа носит инновационный характер, поскольку направлена на развитие выбранного ядра компетенций у будущих учителей биологии и химии, особенностью данной образовательной программы является выделение soft skills педагога.

Стандартно образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, а также факультативов. Обязательная часть состоит из восьми модулей, каждый из которых дополнен практиками и вариативными дисциплинами в разделе факультативы. Особенностью программы является наличия практикума по проектной деятельности в течении всего периода обучения. В ходе изучения данной дисциплины, обучающиеся работают над межпредметными образовательными проектами в командах и внедряют эти проекты в практику, изучая эффект от их внедрения. В общей сложности за период обучения каждый студент принимает участие в разработке и реализации 5-7 проектов. Данный элемент образовательной программы позволяет нам качественно сформировать необходимые гибкие навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.