Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ / ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / PRIMARY SCHOOL PUPIL / PRIMARY SCHOOL / LESSONS OF LITERARY READING / INTEREST IN READING / DEVELOPING READING INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першина Т. С., Кисличко Т. Р.

Данная статья посвящена обоснованию необходимости и поиску путей формирования интереса к чтению и художественной литературе у младших школьников, выделен ряд существенных аспектов, которые педагог должен учитывать в процессе его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE YOUNG SCHOOLCHILDREN OF INTEREST TO READING AND ARTISTIC LITERATURE

This article is devoted to the substantiation of the need and search for ways of forming interest in reading and literature among younger students, a number of essential aspects that the teacher should take into account in the process of its formation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК:372.882

Першина Т. С.

студент Кисличко Т.Р. студент

отделение психологии и дефектологии ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» научный руководитель: Санькова А. А., к.филол.н.

доцент

кафедра литературы и методики её преподавания

Россия, г. Ставрополь ФОРМИРОВАНИЕУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. Данная статья посвящена обоснованию необходимости и поиску путей формирования интереса к чтению и художественной литературе у младших школьников, выделен ряд существенных аспектов, которые педагог должен учитывать в процессе его формирования.

Ключевые слова: младший школьник, обучение в начальной школе, уроки литературного чтения, интерес к чтению, формирование читательской самостоятельности.

Pershina T.S.

Kislichko T.R.

students of the Department of Psychology and Defectology

Stavropol State Pedagogical Institute" Russia, the city of Stavropol Scientific adviser: Sankova A.A.

Candidate of Philology associate Professor of literature and methods of its teaching FORMATION OF THE YOUNG SCHOOLCHILDREN OF INTEREST TO READING AND ARTISTIC LITERATURE

Annotation: This article is devoted to the substantiation of the need and search for ways of forming interest in reading and literature among younger students, a number of essential aspects that the teacher should take into account in the process of its formation.

Key words: primary school pupil, primary school, lessons of literary reading, interest in reading, developing reading independence.

На протяжении всей истории человечества вне зависимости от различных метаморфоз, происходящих как с самим обществом, так и с условиями, в которых оно живет, существуют непреходящие ценности, утрата которых грозит глобальной катастрофой, потерей национальной идентичности, государственности. Основная из таких ценностей - дети, их

ценности, духовный базис. Именно этим обуславливается актуальность изучения формирования всех аспектов жизни ребенка, влияющих на становление личностных качеств. Определяющимифакторами здесь выступает чтение, являющееся автономным средством общения и познания, и художественная литература, всегда служившая в России основой воспитания подрастающего поколения.Однако в последние десятилетия в связи с техническим процессом и переориентацией на визуальную культуру, интерес детей к чтению неуклонно снижается.

Понятие чтение рассматривается учеными в широком и узком смыслах. В первом случае чтение воспринимается как процесс познания человеком какой-либо информации через произведения художественной и научно-популярной литературы, во втором- как педагогически направленные процесс, заключающийся во включении ребенка в мир литературы, приобщение к нему и направленный на воспитание любви к книге и развитие способности понимать прочитанное.

Значимость чтения в жизни ребенка подчёркивалась Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, М. Горьким, А.С. Макаренко и многими другими крупнейшими отечественными деятелями педагогики и психологии, которые рассматривали данный вопрос с различных сторон. Однако одна проблема, стоявшая остро уже тогда, а сейчас ставшая еще более актуальной, все же остается нерешенной как с точки зрения теории, так и методологии: формирование интереса к чтению младших школьников.

В современном мире все масштабней становится тенденция нежелания детей не только читать книги, но и даже учиться чтению. Согласно исследованиям многих учебных и методистов (Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская и др.) причина данной глобальной проблемы может быть в тех трудностях, которые испытывают многие обучающиеся в период обучения грамоте. Д. Чаликовой в ходе исследования проблемы детского чтения было отмечено, что уровень знаний детей значительно падает, а респондентами были даже сформулированы конкретные причины данного явления, среди которых справедливо указываются отвлекающие факторы, отсутствие свободного времени, плохие учителя[3, с.9].

Не менее существенной проблемой, влияющей на формирования интереса и потребности к чтению, является воспитание в семье. В тех случаях, если родители не читают самостоятельно и не прививают любовь к чтению своим детям с самого младшего возраста, наиболее вероятен исход, что и ребенок не будет испытывать никакого интереса к книгам. Считая их скорее неизбежным злом, в лучшем случая - необходимостью, вязанной с учебным процессом, нежели величайшей ценностью и другом.

Согласно исследованию Л.В. Чернышевой, в настоящее время речь школьников становится более примитивной за счет освоения разнообразных разговорных клише, а не языка классического культурного наследия[4, с.6]. В настоящее время происходит упрощение не только культуры чтения, но и речи. Некоторые педагоги видят причину этого в глобальной

компьютеризации, где бумажную книгу все больше вытесняют электронные ресурсы. По мнению современных методистов Л.В. Чернышевой и В.П. Чудиновой, причина несколько иная и состоит не в том, на каком носителебудет воспроизводиться воспринимая информация, а то, что это будет за текст, какие знания и культуру он будет в себе содержать[4, с. 7].

По нашему мнению, все упомянутые точки зрения имеют под собой основания и должны учитываться при решении рассматриваемой проблемы. Действенным методом является экспериментальное обучение, возникшее на основе психологической концепции о соотношении обучения и развития, рассматриваемой в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, предполагающее гуманно-личностный подход, в ходе которого происходит формирование у школьников мотивов учебной деятельности, познавательной активности и самостоятельности. Система обучения чтению младших школьников в данном случае основывается именно на экспериментальной дидактической системе, согласно которой выработка навыка чтения происходит в составе более широкой эмоциональной и познавательной деятельности, в процессе которой навык чтения формируется не как самоцель, а как способ решения предложенных задач.

Данная система основывается на устном чтении, первый этап которого состоит в овладении способами структурного анализа слова. Ребенку предлагаются фишки двух цветов (гласные и согласные), с помощью которых он материализует звуковой состав слов, которым можно манипулировать. По такому же принципу выполняется работа над предложением. Следующий этап предполагает знакомство с буквами и не является трудным для ребенка, поскольку он уже имеет представление о звуковом анализе слова. Данный вид обучения имеет более сжатые сроки по сравнению со школьной программой ввиду эффективности и поддержания интереса к чтению обучающихся на стабильном уровне.

Для поддержания познавательного интереса используются упражнения такого типа:

1. Учитель записывает на доске ****** ****** ** ****** и предлагает обучающимся определить местонахождение зашифрованного слова «солнце». Анализируя запись, дети приходят к выводу, что данное слово указывается вторым.

2. Учитель делает следующую запись: «с^с^с^»; и спрашивает, подходит ли к данной схеме предложение «Небо сегодня очень чистое». В результате анализа дети приходят к выводу, что допущена ошибка, так как не хватает еще одного прямоугольника,обосновывают это тем, что в предложении четыре слова.

Таким образом, в процессе экспериментального обучения у младших школьников формируется навык чтения целыми словами.

По мнению М.М. Безруких, интерес к чтению лучше всего начинать формировать в процессе обучения грамоте и приобщать ребенка к изучающему чтению «про себя»[2, с.211]. Данный способ позволяет ребенку

самостоятельно и верно осознать прочитанное и воспринять необходимую информацию в связи с упрощением психофизиологического механизма.

Интерес к чтению младших школьников поддерживается и с помощью реализации следующих задач:

^ создание благоприятной атмосферы для работы над содержанием произведения, его анализом и усвоением прочитанного; ^ развитие речевых навыков обучающихся; ^ использование творческих заданий;

^ использовать форму самостоятельной работы при восприятии информации, полученной из художественного произведения;

^ создание проблемных ситуаций на различных этапах урока; ^ работа с иллюстрациями и привлечение мультимедийного оборудования;

^ использование различных методов при работе на уроках, позволяющие менять виды деятельности.

Для успешного развития интереса младших школьников к чтению большое внимание уделяется не только методике обучения, но и содержанию тех методических комплексов (учебников), которые используются как в классе, так и за его пределами. Так возникли учебники экспериментальной дидактики, в которых учтен опыт таких методистов, как Я.С. Гогебашвили и К.Д. Ушинского. В них вошли как произведения классиков, так и современных писателей, и конечно же фольклор; большое значение придается жанровому разнообразию, возрастным особенностям обучающихся и художественной ценности произведений. Целесообразно, на наш взгляд, обращаться и к современным текстам, особенно литературным сказкам [1].

Экспериментальное обучение преследует цель формирование духовного вкуса обучающихся, который непосредственно связан с его личностными качествами и характеристиками. Более важным считается не то, сколько прочел ребенок, а то художественное наследие, которое содержится в материале, предлагаемом ребенку для чтения. Пользуясь идейно-тематическим подходом при отборе произведений для учебников, не всегда возможно сформировать и удержать интерес обучающихся к художественному слову(в некоторых современных учебниках по литературному чтению появляются разделы, включающие произведения, слабые по своим художественным достоинствам). Поэтому лаборатория экспериментальной дидактики отдает предпочтение идейно-эстетическому принципу, используя исторические документы, письма и др.

Мы считаем, что благодаря подобному подходу к обучению чтению действительно реально поддерживать интерес младших школьников к чтению. Использование при обучении младших школьников грамоте и в дальнейшем литературе большого количества образцов народного творчества, ребусов, кроссвордов, загадок, творческих заданий и игр, которые позволяют не только научить ребенка чему-то, но и не оттолкнуть

от изучения художественной литературы, несомненно будет способствовать формированию юного читателя. Согласуется это и с концепцией ФГОС, поскольку подобный текстовый материал ориентирован не только на воспроизводящий характер вопросов и заданий, но и развивающий, предполагающий формулировку и высказывание обучающимися собственных точек зрения. Отличительной особенностью данного подхода является и то, что при изучении больших по объему произведений, обучающимся предлагается найти отдельные эпизоды на различных страницах.

Таким образом, для формирования у младших школьников интереса к чтению и художественной литературе наиболее значимым является создание мотивов для чтения, для понимания значимости данного вида речевой деятельности в постижении окружающего мира и собственного становления в нем, выработка положительного отношения как к процессу обучения в целом, так и к чтению художественной литературы, расширение кругозора и формирование этически и эстетически сформированной личности.В этом смысле процесс обучения чтению должен рассматриваться не только в ключе постановки педагогом цели выработки у ребенка определенных навыков, для родителей - привития любви к чтению, и тех и других -способствования формированию у ребенка интереса к книге, а в контексте понимания, что чтение для ребенка - способ эстетически полного восприятия мира, ценностного его наполнения, способ жизни и ориентировки в информационном обществе.

Использованные источники:

1. Некрасова А.Е., Санькова А.А. Влияние современных сказок на формирование личности ребенка // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии [Электронный ресурс]: сборник результатов научных исследований / URL: https://e-koncept.ru/static/files/konf/sovremennye_nauchnye_issledovaniya_v_sfere_pedag ogiki_i_psihologii.pdfЭлектрон. текст. дан. (18,2 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - С. 521-524.

2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.

3. Чаликова Д. Что и как мы читаем // Встреча. - 2007. - №2. - С. 6-9.

4. Чернышева Л.В. Кризис детского чтения - общемировая проблема // Школа: день за днём. - 2006. - № 7. - С.7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.