УДК:372.882
Першина Т. С.
студент Кисличко Т.Р. студент
отделение психологии и дефектологии ГБОУВО «Ставропольский государственный
педагогический институт» научный руководитель: Санькова А. А., к.филол.н.
доцент
кафедра литературы и методики её преподавания
Россия, г. Ставрополь ФОРМИРОВАНИЕУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. Данная статья посвящена обоснованию необходимости и поиску путей формирования интереса к чтению и художественной литературе у младших школьников, выделен ряд существенных аспектов, которые педагог должен учитывать в процессе его формирования.
Ключевые слова: младший школьник, обучение в начальной школе, уроки литературного чтения, интерес к чтению, формирование читательской самостоятельности.
Pershina T.S.
Kislichko T.R.
students of the Department of Psychology and Defectology
Stavropol State Pedagogical Institute" Russia, the city of Stavropol Scientific adviser: Sankova A.A.
Candidate of Philology associate Professor of literature and methods of its teaching FORMATION OF THE YOUNG SCHOOLCHILDREN OF INTEREST TO READING AND ARTISTIC LITERATURE
Annotation: This article is devoted to the substantiation of the need and search for ways of forming interest in reading and literature among younger students, a number of essential aspects that the teacher should take into account in the process of its formation.
Key words: primary school pupil, primary school, lessons of literary reading, interest in reading, developing reading independence.
На протяжении всей истории человечества вне зависимости от различных метаморфоз, происходящих как с самим обществом, так и с условиями, в которых оно живет, существуют непреходящие ценности, утрата которых грозит глобальной катастрофой, потерей национальной идентичности, государственности. Основная из таких ценностей - дети, их
ценности, духовный базис. Именно этим обуславливается актуальность изучения формирования всех аспектов жизни ребенка, влияющих на становление личностных качеств. Определяющимифакторами здесь выступает чтение, являющееся автономным средством общения и познания, и художественная литература, всегда служившая в России основой воспитания подрастающего поколения.Однако в последние десятилетия в связи с техническим процессом и переориентацией на визуальную культуру, интерес детей к чтению неуклонно снижается.
Понятие чтение рассматривается учеными в широком и узком смыслах. В первом случае чтение воспринимается как процесс познания человеком какой-либо информации через произведения художественной и научно-популярной литературы, во втором- как педагогически направленные процесс, заключающийся во включении ребенка в мир литературы, приобщение к нему и направленный на воспитание любви к книге и развитие способности понимать прочитанное.
Значимость чтения в жизни ребенка подчёркивалась Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, М. Горьким, А.С. Макаренко и многими другими крупнейшими отечественными деятелями педагогики и психологии, которые рассматривали данный вопрос с различных сторон. Однако одна проблема, стоявшая остро уже тогда, а сейчас ставшая еще более актуальной, все же остается нерешенной как с точки зрения теории, так и методологии: формирование интереса к чтению младших школьников.
В современном мире все масштабней становится тенденция нежелания детей не только читать книги, но и даже учиться чтению. Согласно исследованиям многих учебных и методистов (Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская и др.) причина данной глобальной проблемы может быть в тех трудностях, которые испытывают многие обучающиеся в период обучения грамоте. Д. Чаликовой в ходе исследования проблемы детского чтения было отмечено, что уровень знаний детей значительно падает, а респондентами были даже сформулированы конкретные причины данного явления, среди которых справедливо указываются отвлекающие факторы, отсутствие свободного времени, плохие учителя[3, с.9].
Не менее существенной проблемой, влияющей на формирования интереса и потребности к чтению, является воспитание в семье. В тех случаях, если родители не читают самостоятельно и не прививают любовь к чтению своим детям с самого младшего возраста, наиболее вероятен исход, что и ребенок не будет испытывать никакого интереса к книгам. Считая их скорее неизбежным злом, в лучшем случая - необходимостью, вязанной с учебным процессом, нежели величайшей ценностью и другом.
Согласно исследованию Л.В. Чернышевой, в настоящее время речь школьников становится более примитивной за счет освоения разнообразных разговорных клише, а не языка классического культурного наследия[4, с.6]. В настоящее время происходит упрощение не только культуры чтения, но и речи. Некоторые педагоги видят причину этого в глобальной
компьютеризации, где бумажную книгу все больше вытесняют электронные ресурсы. По мнению современных методистов Л.В. Чернышевой и В.П. Чудиновой, причина несколько иная и состоит не в том, на каком носителебудет воспроизводиться воспринимая информация, а то, что это будет за текст, какие знания и культуру он будет в себе содержать[4, с. 7].
По нашему мнению, все упомянутые точки зрения имеют под собой основания и должны учитываться при решении рассматриваемой проблемы. Действенным методом является экспериментальное обучение, возникшее на основе психологической концепции о соотношении обучения и развития, рассматриваемой в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, предполагающее гуманно-личностный подход, в ходе которого происходит формирование у школьников мотивов учебной деятельности, познавательной активности и самостоятельности. Система обучения чтению младших школьников в данном случае основывается именно на экспериментальной дидактической системе, согласно которой выработка навыка чтения происходит в составе более широкой эмоциональной и познавательной деятельности, в процессе которой навык чтения формируется не как самоцель, а как способ решения предложенных задач.
Данная система основывается на устном чтении, первый этап которого состоит в овладении способами структурного анализа слова. Ребенку предлагаются фишки двух цветов (гласные и согласные), с помощью которых он материализует звуковой состав слов, которым можно манипулировать. По такому же принципу выполняется работа над предложением. Следующий этап предполагает знакомство с буквами и не является трудным для ребенка, поскольку он уже имеет представление о звуковом анализе слова. Данный вид обучения имеет более сжатые сроки по сравнению со школьной программой ввиду эффективности и поддержания интереса к чтению обучающихся на стабильном уровне.
Для поддержания познавательного интереса используются упражнения такого типа:
1. Учитель записывает на доске ****** ****** ** ****** и предлагает обучающимся определить местонахождение зашифрованного слова «солнце». Анализируя запись, дети приходят к выводу, что данное слово указывается вторым.
2. Учитель делает следующую запись: «с^с^с^»; и спрашивает, подходит ли к данной схеме предложение «Небо сегодня очень чистое». В результате анализа дети приходят к выводу, что допущена ошибка, так как не хватает еще одного прямоугольника,обосновывают это тем, что в предложении четыре слова.
Таким образом, в процессе экспериментального обучения у младших школьников формируется навык чтения целыми словами.
По мнению М.М. Безруких, интерес к чтению лучше всего начинать формировать в процессе обучения грамоте и приобщать ребенка к изучающему чтению «про себя»[2, с.211]. Данный способ позволяет ребенку
самостоятельно и верно осознать прочитанное и воспринять необходимую информацию в связи с упрощением психофизиологического механизма.
Интерес к чтению младших школьников поддерживается и с помощью реализации следующих задач:
^ создание благоприятной атмосферы для работы над содержанием произведения, его анализом и усвоением прочитанного; ^ развитие речевых навыков обучающихся; ^ использование творческих заданий;
^ использовать форму самостоятельной работы при восприятии информации, полученной из художественного произведения;
^ создание проблемных ситуаций на различных этапах урока; ^ работа с иллюстрациями и привлечение мультимедийного оборудования;
^ использование различных методов при работе на уроках, позволяющие менять виды деятельности.
Для успешного развития интереса младших школьников к чтению большое внимание уделяется не только методике обучения, но и содержанию тех методических комплексов (учебников), которые используются как в классе, так и за его пределами. Так возникли учебники экспериментальной дидактики, в которых учтен опыт таких методистов, как Я.С. Гогебашвили и К.Д. Ушинского. В них вошли как произведения классиков, так и современных писателей, и конечно же фольклор; большое значение придается жанровому разнообразию, возрастным особенностям обучающихся и художественной ценности произведений. Целесообразно, на наш взгляд, обращаться и к современным текстам, особенно литературным сказкам [1].
Экспериментальное обучение преследует цель формирование духовного вкуса обучающихся, который непосредственно связан с его личностными качествами и характеристиками. Более важным считается не то, сколько прочел ребенок, а то художественное наследие, которое содержится в материале, предлагаемом ребенку для чтения. Пользуясь идейно-тематическим подходом при отборе произведений для учебников, не всегда возможно сформировать и удержать интерес обучающихся к художественному слову(в некоторых современных учебниках по литературному чтению появляются разделы, включающие произведения, слабые по своим художественным достоинствам). Поэтому лаборатория экспериментальной дидактики отдает предпочтение идейно-эстетическому принципу, используя исторические документы, письма и др.
Мы считаем, что благодаря подобному подходу к обучению чтению действительно реально поддерживать интерес младших школьников к чтению. Использование при обучении младших школьников грамоте и в дальнейшем литературе большого количества образцов народного творчества, ребусов, кроссвордов, загадок, творческих заданий и игр, которые позволяют не только научить ребенка чему-то, но и не оттолкнуть
от изучения художественной литературы, несомненно будет способствовать формированию юного читателя. Согласуется это и с концепцией ФГОС, поскольку подобный текстовый материал ориентирован не только на воспроизводящий характер вопросов и заданий, но и развивающий, предполагающий формулировку и высказывание обучающимися собственных точек зрения. Отличительной особенностью данного подхода является и то, что при изучении больших по объему произведений, обучающимся предлагается найти отдельные эпизоды на различных страницах.
Таким образом, для формирования у младших школьников интереса к чтению и художественной литературе наиболее значимым является создание мотивов для чтения, для понимания значимости данного вида речевой деятельности в постижении окружающего мира и собственного становления в нем, выработка положительного отношения как к процессу обучения в целом, так и к чтению художественной литературы, расширение кругозора и формирование этически и эстетически сформированной личности.В этом смысле процесс обучения чтению должен рассматриваться не только в ключе постановки педагогом цели выработки у ребенка определенных навыков, для родителей - привития любви к чтению, и тех и других -способствования формированию у ребенка интереса к книге, а в контексте понимания, что чтение для ребенка - способ эстетически полного восприятия мира, ценностного его наполнения, способ жизни и ориентировки в информационном обществе.
Использованные источники:
1. Некрасова А.Е., Санькова А.А. Влияние современных сказок на формирование личности ребенка // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии [Электронный ресурс]: сборник результатов научных исследований / URL: https://e-koncept.ru/static/files/konf/sovremennye_nauchnye_issledovaniya_v_sfere_pedag ogiki_i_psihologii.pdfЭлектрон. текст. дан. (18,2 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - С. 521-524.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.
3. Чаликова Д. Что и как мы читаем // Встреча. - 2007. - №2. - С. 6-9.
4. Чернышева Л.В. Кризис детского чтения - общемировая проблема // Школа: день за днём. - 2006. - № 7. - С.7-9.