Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / READING COMPETENCE / READER''S AUTONOMY / THE CONDITIONS OF FORMING READING INDEPENDENCE / LITERARY READING / TEACHING LITERATURE IN THE ELEMENTARY SCHOOL / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоруева А. Е.

Для человека книга всегда оставалась «окном» в мир, через который формируются представление о многих ранее незнакомых реалиях, расширяется кругозор, вырабатываются нравственные и эстетические ориентиры. Огромна роль художественных текстов и в развитии речи ребёнка. Развитие читательской компетентности у младших школьников, базовой составляющей для которой выступает читательская самостоятельность, - необходимое и ключевое условие их развития личности и дальнейшего успешного обучения по различным предметам. Формирование читательской самостоятельности на начальном этапе обучения возможно только с учётом комплексной работы педагога и родителей как в освоении технический стороны чтения, так и в плане выработки творческого, личностного и аналитического восприятия художественной литературы как вида искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

А.А. Рыбанов, А.А. Абрамов // Форум молодых учёных. 2017. № 1 (5). C. 513-519.

УДК 82.0

Хоруева А.Е. студент 3 курса отделение психологии и дефектологии Ставропольский государственный педагогический институт

научный руководитель: Санькова А.А.

доцент Россия, г. Ставрополь УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. Для человека книга всегда оставалась «окном» в мир, через который формируются представление о многих ранее незнакомых реалиях, расширяется кругозор, вырабатываются нравственные и эстетические ориентиры. Огромна роль художественных текстов и в развитии речи ребёнка. Развитие читательской компетентности у младших школьников, базовой составляющей для которой выступает читательская самостоятельность, - необходимое и ключевое условие их развития личности и дальнейшего успешного обучения по различным предметам. Формирование читательской самостоятельности на начальном этапе обучения возможно только с учётом комплексной работы педагога и родителей как в освоении технический стороны чтения, так и в плане выработки творческого, личностного и аналитического восприятия художественной литературы как вида искусства.

Ключевые слова: читательская компетентность, читательская самостоятельность, условия формирования читательской самостоятельности, литературное чтение, обучение литературе в начальных классах, младшие школьники.

Khorueva A.E. student

3 year, Department of Psychology and Defectology Stavropol State Pedagogical Institute

Russia, Stavropol Supervisor: Sankova A.A.

docent

DEVELOPING READING INDEPENDENCE JUNIOR PUPILS AT THE LESSONS OF LITERARY READING

Annotation.For a person, the book has always remained a" window " into the world through which the idea of many previously unfamiliar realities is formed, the Outlook is expanding, moral and aesthetic guidelines are developed.

The role of literary texts in the development of the child's speech is enormous. The development of reading competency among primary school children, basic component of which is the readers ' autonomy, is a necessary and key condition for their personal development and further successful learning in different subjects. Formation of reader's independence at the initial stage of training is possible only taking into account the complex work of the teacher and parents both in the development of the technical side of reading, and in terms of the development of creative, personal and analytical perception of fiction as an art form.

Key words: reading competence, the reader's autonomy, the conditions of forming reading independence, literary reading, teaching literature in the elementary school, Junior high school students.

Необходимость и сложность формирования читательской самостоятельности младших школьников - важнейшая проблема, решаемая в рамках начальной школы в курсе литературного чтения. Поскольку современный ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, его интерес к чтению вообще, а классической детской литературы особенно, снижается. Чтение книг сменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек захватывают видеотеки, многочисленные телевизионные каналы и компьютерные игры. В связи с этим вопрос развития читательской самостоятельности школьников остаётся крайне важным.

Особенное внимание решению этой проблемы обязано быть уделено в начальной школе, так как она считается одним из основных источников формирования и развития устойчивого интереса к литературе. Вопрос развития читательской самостоятельности младших школьников делается особенно важной в наше время еще и потому, что сформированность умений самостоятельной работы с книжкой считается одной из предпосылок умственного и духовного формирования личности и, конечно же, речевого развития ребенка. Приобщаясь к самостоятельному чтению, школьник учится целостно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, формировать свою точку зрения на поступки литературных героев, высказывать мнение по прочитанному и уважать точку зрения собеседника. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный. Для того чтобы достичь обозначенной цели, необходимо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению - кладезю знаний, мыслей, мудрости и опыта.

Вопросы развития и оценки читательской самостоятельности рассматриваются в работах Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климановой, Н.Н. Светловской, О. В. Сосновской и других методистов.

Создатель научной школы методистов детской книги Наталия Николаевна Светловская даёт определение читательской самостоятельности

как индивидуального качества, позволяющего читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с наименьшими расходами времени и сил обнаруживать в данном мире и «присваивать» на предельно доступном ему уровне необходимый опыт либо определять, что интересующий его опыт в книгах сейчас не описан [5, с. 65].

Более полно учёный раскрывает сущность читательской самостоятельности через выделение её значимых признаков: 1) умения, желания и привычки читателя обращаться к книгам с различными целями и каждый раз понимать собственную цель; 2) познание того, к каким книгам необходимо направиться, для того чтобы осуществить именно эту задача; 3) умение отыскать необходимую книгу (либо необходимые книги) и усвоить их сущность на предельно доступном ему уровне с минимальными расходами времени и приемлемо большим для него на этот период результатом [5, с. 66].

Определение понятия «читательская самостоятельность» рассматривается и в трудах автора многих учебных и учебно-методических трудов Ольги Валентиновны Джежелей как способность и стремление вкладывать в прочтение «труд души», рассуждение над книгой ещё до чтения, понимание содержания, продумывание прочитанного, когда книга уже закрыта [1, с. 96].

Оба определения, на наш взгляд, в полной мере отражают сущность рассматриваемого понятия, помогают педагогу чётко сформулировать цель и определить вектор работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников.

В процессе изучения научной и учебно-методической литературы, рассматривающей современное состояние читательской самостоятельности младших школьников, мы выявили разногласие между потребностью результативного развития читательской самостоятельности и неимением современных критериев её оценки. Вопрос оценки качества читательской работы Н.Н. Светловская предлагает расценивать с позиции системно-деятельного подхода, заявленного в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Современная образовательная парадигма призывает к углубленному анализу уровня формирования читательской самостоятельности младших школьников и на данной основе - установлению путей улучшения воспитания читателей-школьников в соответствии с новыми условиями. Рассмотрим в этой связи основные параметры, оказывающие слияние на формирование читательской самостоятельности.

Несформированный навык чтения, как правило, препятствует благополучному решению трудности развития читательской самостоятельности младших школьников. Ребенок, у которого слабо организован этот навык, не вполне сформированы отдельные его компоненты, вряд ли полюбит читать. У подобного ребёнка, как правило,

закономерно будет отсутствовать стремление и желание общаться с книжкой наедине, обращаться к ней как к источнику знаний и приятного времяпрепровождения.

Таким образом, первый этап на пути приобщения ребенка к чтению обязан быть ориентирован на освоение техники чтения. С первого класса учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму фразы, формируется их опыт плавного слогового чтения, осваиваются слоговые конструкции, фразы, сочетания слов, предложения, небольшие тексты. В результате регулярной и направленной работы происходит развитие навыка чтения. Под навыком чтения предполагают:

• способность грамотно читать слова;

• осознавать значение слова;

• четко читать;

• выдерживать оптимальный темп чтения.

Однако, как мы уже упомянули выше, сформированность навыка чтения и формирование читательской самостоятельности напрямую взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы: для улучшения навыка чтения следует вызвать интерес совершенствовать мотивацию к чтению у младшего школьника и, наоборот, для развития читательской компетентности этот навык должен находиться на высоком уровне.

Учителю, с одной стороны, необходимо рекомендовать ребенку высокохудожественные произведения, умеющие затронуть душу и ум, с другой - гарантировать комплекс читательских умений и навыков. При этом следует понимать, на какой же основе появляется и закрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения следует пройти младшему школьнику, прежде чем быть настоящим читателем.

На развитие познавательного интереса к чтению оказывают большое влияние отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная обстановка общения, оптимальное сочетание разных способов и приёмов работы преподавателя. Педагогу следует помочь каждому ребёнку увидеть в книжках собеседников, необходимых и умных друзей, обучиться различать их, «говорить» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, для того чтобы с помощью книг-собеседников правильнее понять себя и понимать находящийся вокруг мир [5, с. 67].

В методической литературе выделяются определенные возрастные этапы развития читательских интересов:

- 6-7 лет, когда интерес к любой книжке связан у ребенка с желанием и умением действовать самостоятельно. В данное время ребенка в одинаковой мере притягивают и стихотворение, и сказки, и рассказы, однако стихотворение и сказки им прочитывать существенно проще, чем рассказы, а так именуемые «тонкие» книжки («малышки»), в которых превалируют иллюстрации над текстом, они непременно предпочитают «толстым».

- 8-9 лет, когда обучающиеся особенно увлекаются книжками о природе. Это обусловлено тем, что дети, становясь постарше, стремятся побыстрее выступить в роли старших, а мир природы, в частности животные и находящийся вокруг детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок данного возраста ощущает себя легко. Книжки о животных и растениях притягивают детей тем, что могут помочь познать данный зависимый от него мир, а кроме того понять, как в нем можно и необходимо действовать.

- 9-10 лет, когда школьнику свойственен глобальный интерес к миру людей, к историческим действиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к фантастическим, необыкновенным.

С одной стороны, все эти требования учитываются школьной программой. Однако из-за разнообразия УМК, значительной вариативности их содержания по литературному чтению, иногда - оторванности от интересующей ребенка современной культуры, а иногда, наоборот, - обилию текстов современных и зарубежных авторов в ущерб привычной классической детской литературе, далеко не каждый ребенок может самостоятельно найти свою читательскую нишу. Поэтому здесь крайне важна грамотная помощь педагога и, конечно же, семьи. Индивидуальный читательской опыт самого родителя - это фактор наиболее сильный, чем какой-либо другой, он горазд раскрыть ребенку путь к книжке, определить радостную мотивацию чтения [2, с.75-77].

Исходя из этого, можно смело утверждать, что процесс развития читательской компетентности в младших классах будет продуктивным только лишь при условии направленного и регулярного взаимодействия педагога, школьников и родителей. Для того, чтобы обеспечить младшему школьнику комплексную помощь в формировании его читательской самостоятельности, педагогу необходимо работать не только с ребенком, но и его окружением, например, организовывая родительские собрания, посвященные проблемам детского чтения и формированию читательского интереса конкретных детей, книжные выставки и т.п.

Развитие самостоятельной читательской деятельности не может быть неожиданным, сиюминутным. Это тщательная ежедневная работа. Любой учитель обязан быть терпелив, последователен, требователен и гибок, в ином случае все его действия не приведут к положительному итогу. Время не стоит на месте, и значимость компьютера и телевизора в получении информации, формирования восприятия окружающего ребенка мира с каждым днем делается все значительнее. Однако чтение остается одним из главных методов постижения сути окружающей реальности и человека во всей их глубине, а также интеллектуального развития ребенка. Только лишь оно дает возможность ребенку наиболее основательно и четко принимать, осознавать и принимать находящийся вокруг мир, находить собственное место в нем и делать собственную жизнь духовно богатой.

Точное и чёткое осуществление требований программы дает

возможность учителю планомерно и продуктивно реализовывать все стадии литературного образования младшего школьника, системно организовывать его приобщение к художественной, научно-популярной и иным видам литературы, а учет личностных особенностей каждого ребенка способствует реализации основной цели занятий по внеклассному чтению - развитию у любого маленького читателя индивидуальной способности и необходимости в самостоятельном активном чтении, т.е. в чтении по своему побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность и необходимость при новой системе обучения развивается в детях со временем, однако начинать её формировать необходимо с первого класса [4, с. 140].

Как мы видим, приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие обучающихся средствами художественной литературы - один из значимых и трудных вопросов современной школы. Уроки литературного чтения и внеклассное чтение являются основной формой работы по развитию читательской самостоятельности учащихся начальных классов. Однако ребенку необходима комплексная помощь не только педагога, но и родителей. Формирование самостоятельного чтения школьников должно быть организовано как система воспитания активных читателей, ценителей литературы, способных разбираться в мире книжек, газет и журналов, так как в сегодняшнем мире любой человек обязан быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний» и непрерывному расширению читательского кругозора в динамично меняющемся мире.

Использованные источники:

1. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1 - 4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий. М.: Дрофа, 2005. 96 с.

2. Лифинцева, Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта // Начальное образование. 2004. № 3. С. 75-77.

3. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения // Начальная школа. 2005. № 6. С. 56-59.

4. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: Аркти, 1999. 140 с.

5. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.