Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ СЛОВЕСНОГО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ СЛОВЕСНОГО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / СЛОВЕСНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRIMARY SCHOOL / LITERARY READING / METHODS OF TEACHING LITERATURE / VERBAL ILLUSTRATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибисова А. Е., Шепелева О. В.

В статье даётся характеристика методики словесного иллюстрирования, рассмотрены особенности её использования на уроках литературного чтения с привлечением информационно-коммуникационных технологий, обоснована эффективность применения данной формы работы в начальных классах, выделены направления применения ИКТ при её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE METHODOLOGY OF LITERARY ILLUSTRATION IN LITERARY READING LESSONS WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article describes the method of verbal illustration, the features of its use in the lessons of literary reading with the involvement of information and communication technologies, the effectiveness of this form of work in primary school, highlighted the direction of information and communication technologiesin its implementation.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ СЛОВЕСНОГО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 372.882

Чибисова А.Е. студент

Шепелева О.В. студент

отделение психологии и дефектологии научный руководитель: Санькова А. А.

доцент

кафедра литературы и методики ее преподавания ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» Россия, г. Ставрополь

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ СЛОВЕСНОГО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация:в статье даётся характеристика методики словесного иллюстрирования, рассмотрены особенности её использования на уроках литературного чтения с привлечением информационно-коммуникационных технологий, обоснована эффективность применения данной формы работы в начальных классах, выделены направления применения ИКТ при её реализации.

Ключевые слова: начальная школа, литературное чтение, методика преподавания литературы, словесное иллюстрирование, информационно-коммуникационные технологии.

Chibisova A.E.

Shepeleva O. V.

student of the Department of Psychology and Defectology "Stavropol State Pedagogical Institute ", Russia, Stavropol

Scientific adviser: Sankova A.A. docent, "Stavropol State Pedagogical Institute" department of literature and methods of teaching IMPLEMENTATION OF THE METHODOLOGY OF LITERARY ILLUSTRATION IN LITERARY READING LESSONS WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Annotation: the article describes the method of verbal illustration, the features of its use in the lessons of literary reading with the involvement of information and communication technologies, the effectiveness of this form of work in primary school, highlighted the direction of information and communication technologiesin its implementation.

Key words: primary school, literary reading, methods of teaching literature, verbal illustration, information and communication technologies.

В настоящее время методикаобучения литературевключает широкое многообразие видов и разновидностей творческойдеятельности. Особое место среди них занимает иллюстрирование, которое может реализовываться в различных формах.

Очевидно, что термин «иллюстрирование» состоит в тесной связи с понятием «иллюстрация». «Иллюстрация - это рисунок, иллюстрирующий (поясняющий) текст» [4, с. 244], а иллюстрирование - способ создания иллюстрационного сопровождения к содержанию произведения.

В зависимости от того, с помощью каких средствсовершается иллюстрирование, в методической наукерассматривают три основных его вида: словесное, графическое и музыкальное.

По утверждению современного методиста М.Р. Львова, словесное иллюстрированиепредставляет собой рассказ о том, что рассказывающий хотел бы изобразить на картинах[2, с. 401], то есть подразумевает воссоздание картин с помощью языковых средств. В целом, сутьтакого иллюстрированиясостоит в устной изобразительной деятельности по итогам освоения содержания произведения, в ходе или после его анализа.

Главная же цель словесного иллюстрирования, по мнению О.В.Сосновской,заключается в том, чтобы «приблизить к ребёнку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления»[2, с. 154], поскольку именно литература обеспечивает его основные этические и эстетические ориентиры[3, с. 521].

Необходимо, однако, понимать, что действительно эффективным применение данной методики работы на уроках литературного чтения можетоказаться только в результате методически грамотного его использования.

О.В.Кубасова предлагает реализовывать процесс словесного иллюстрирования в определенной последовательности, учитывая определенные методические требования.

Во-первых, педагогу и обучающимсясперва следует вникнуть вхарактерные для этого вида творческой деятельности особенности: словесная картинка обладает статичностью, герои на ней не совершают действий, не обмениваются репликами, а находятся как бы в неподвижном состоянии.

Во-вторых, как полагает методист,работу рекомендуется выстроить в соответствии с рядом этапов, регламентируемых следующими методическими положениями.

Обучение словесному иллюстрированиюкрайне эффективно в случае, если начато с картинок с жанровым (сюжетным) уклоном. Причем по итогам словесного описания каждого элемента изображения, деталей интерьера или действующих лиц на демонстрационный лист бумаги с определенной последовательностью крепится едва нарисованная, соответствующая описанию картина.

Положение элементов изображенияподвергается учителем совместно с

детьми обсуждению, в ходе которого постепенно вырисовывается завершенная картина к эпизоду, выступающая фундаментом для появившихся в воображении детей представлений [1, с.28].

Вышеописанные приемы характерны для первого этапа обучения реализации методики словесного иллюстрирования. На последующих целесообразны такие приемы:

• выбор эпизода для иллюстрирования, поверхностное обсуждениесюжетного оснащения будущего изображения, расположение егоключевыхдеталей, цветовое наполнение, создание«лёгкого» наброска с помощью карандаша, затем словесное описание иллюстрации; дома (по желанию) школьники могут закончить ее с помощью красок;

• обучающиеся словесно изображают картинку, а потом анализируют ее сходство с оригиналом иллюстрации в книге [1, с. 29].

И только на заключительном этапе, как указывает методист, следует предложить школьникам самостоятельное выполнение словесного рисунка. Конструирование детьми индивидуальных словесных иллюстраций без опоры на зрительный компонент-цель, к которой необходимоприйти в процессеприменения методики словесного иллюстрирования.

Таким образом, данная методика направлена на формирование творческой и воссоздающей способностейвоображения ребенка. Оназаключает в себе сложную систему организации деятельностидетей в учебно-воспитательном процессе с цельюреализации основополагающих педагогических задач, в числекоторых особо выделяют развитие речи и пополнение словарного запаса детей.Специфика такой методики определенно требует основательной подготовки как со стороны применяющей её на уроке педагога, так и со стороны обучающихся.

В свете информатизации современной школы, благодаря созданию мультимедийной среды в её стенах, мы полагаем, что реализация принципа словесного рисованияможет и должна опираться на ИКТ, поскольку средираспространенных направлений использования таких технологийв учебно-воспитательном процессе начальной школыв соответствии с целевым аспектом выделяют следующие направления:

1. применение для нагляднойдемонстрации данных;

2. среда для выполнения заданий с опорными схемами, таблицами, графиками в форме интерактива;

3. использование в роли тренажера;

4. реализациятестирования с контролем индивидуальных показателей успеваемостидетей;

5. организации самостоятельной работы поисковой или творческой направленности и др.

На наш взгляд, особую значимость представляютте возможности, которые состоят в тесной связис творческим самовыражением детей на занятиях, посвященныхработе с художественной книгой, поскольку они, с одной стороны, будут способствовать формированию личностных

результатов обучения младшего школьника, а с другой - сделают этот процесс более интересным, облегчат учителю работу, сэкономят время на уроке.Творчестворебенка на таких уроках может быть разнообразным. И методика словесного иллюстрирования в числе остальных разновидностей приемов осуществления творческой работы несомненно выступает здесь одной из ведущих. Эффективность и целесообразность применения её подтверждается и психологическими основаниями: достаточно вспомнить, что младшему школьнику свойственно наглядно-образное мышление.

Применение ИКТ способствует созданию условий для переноса усвоенных обучающимися знаний в индивидуальную продуктивную творческую плоскость, поскольку в ходе такой работы младшие школьникиполучают продукты собственной авторской деятельности.

Рассмотрим примеры того, как информационно-коммуникационные технологии могут помочьв раскрытии творческого потенциала обучающихся на уроках литературного чтения. Здесь, по нашему мнению, наиболее уместно использование словесного иллюстрирование в сочетании с графическим. Данная методика работы может реализовываться с применением ИКТ, когда ход словесного описания сопровождается поэтапным созданием наброска на экране, причём школьники могут самостоятельно выбирать элементы изображения из предложенных учителем, доказывать уместность своего выбора обращением к тексту, задавать и/или корректировать их размер и расположение, самостоятельно или коллективно раскрашивать изображение и т.д. Возможно и создание нескольких альтернативных изображений с их последующим сравнением друг с другом или с иллюстрациями художников.

Один из самых простых вариантов реализации подобной работы, доступный практически каждому педагогу и не требующий использования каких-либо специальных сред - использование стандартных графических редакторов, а также программы «MS PowerPoint». Уроки литературного чтениянеосуществимы сегодня без обращения педагогак широкому спектру цифровых носителей, среди которыхзачастуюименно презентация становится основополагающим средством трансляции информации. Однако чаще всего на уроках литературного чтения с помощью данной среды учитель представляет материал о жизненной и творческойбиографиях автора, воспроизводят готовые иллюстрации к тексту, показывают обложки книг. А вот непосредственное создание иллюстрации к произведению, воспроизведение на интерактивном экране её элементов шаг за шагом, творческая интерпретация - сначала словесная, а затем подтверждающая её графическая, создаваемая совместно учителем и учениками, несомненно развивает воображение младших школьников, их речь и логическое мышление, способствует совершенствованию умения составлять тексты-описания, аргументировано отстаивать свою точку зрения, работать с текстом, то есть создаёт все необходимые предпосылки для их личностного, творческого развития и более глубокой проработки содержания текста

раскрытия образов персонажей и т.д.Если же вспомнить, что одной из значительных проблем начальной школы в преподавании литературы считается сокращения интереса обучающихся к словесности, а повышение познавательной активности младших школьников достигается через внедрение в процесс обучения большого количества творческих заданий [5;с. 624], то роствнимания к урокам литературного чтения - еще один сопутствующий положительный результат внедрения в процесс обучения подобных форм работы.

Таким образом можно утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий для реализации методики словесного иллюстрирования, подразумевающее сотрудничество учителя и обучающихся, предоставляющее возможность раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, совершенствования его речевых и предметных умений и навыков путем выполнения творческой работы, следует считать эффективным.

Использованные источники:

1. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. -Начальная школа. - 1991. - №9. - С. 26.

2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 464 с.

3. Некрасова А.Е., Санькова А.А. Влияние современных сказок на формирование личности ребенка // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии [Электронный ресурс]: сборник результатов научных исследований. URL: https://e-koncept.ru/static/files/konf/sovremennye nauchnye issledovaniya v sfere pedag ogiki i psihologii.pdf. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - С. 521-524.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -М., 2010.

5. Санькова А.А., Зотова А.И. Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии [Электронный ресурс]: сборник результатов научных исследований. URL: https://e-koncept.ru/static/files/konf/sovremennye nauchnye issledovaniya v sfere pedag ogiki i psihologii.pdf. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - С. 623-626.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.