Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ / УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ / УРОКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / VISUAL AIDS / LITERACY LESSONS / READING AND WRITING LESSONS / LITERACY TEACHING METHODS / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холоша Н. А.

В данной статье доказывается, что применение средств наглядности на уроках обучения грамоте оказывает значительное влияние на эффективность усвоения детьми лингвистического материала, формирование у них языкового и логического мышления. Раскрываются особенности использования различных средств дидактической наглядности на уроках чтения и письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USE OF MEANS CLARITY THE LESSONS OF LITERACY

This article proves that the use of means of visualization in the lessons of literacy has a significant impact on the effectiveness of children's learning linguistic material, the formation of their linguistic and logical thinking. Features of use of various means of didactic visibility at lessons of reading and writing.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

УДК 372.881.161.1

Холоша Н.А. студент 4 курса Педагогическое отделение ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» научный руководитель: Санькова А.А., к.филол.н.

доцент

кафедра литературы и методики её преподавания

Россия, г. Ставрополь

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА

УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Аннотация. В данной статье доказывается, что применение средств наглядности на уроках обучения грамоте оказывает значительное влияние на эффективность усвоения детьми лингвистического материала, формирование у них языкового и логического мышления. Раскрываются особенности использования различных средств дидактической наглядности на уроках чтения и письма.

Ключевые слова: средства наглядности, уроки обучения грамоте, уроки чтения и письма, методика обучения грамоте, начальные классы.

Kholosha N.A.

Student, 4 year, Pedagogical Department, Stavropol State Pedagogical Institute

Russia, Stavropol Scientific supervisor: Sankova A.A. candidate of philological Sciences Stavropol State Pedagogical Institute

Russia, Stavropol FEATURES OF USE OF MEANS CLARITY THE LESSONS OF

LITERACY

Annotation. This article proves that the use of means of visualization in the lessons of literacy has a significant impact on the effectiveness of children's learning linguistic material, the formation of their linguistic and logical thinking. Features of use of various means of didactic visibility at lessons of reading and writing.

Key words: visual aids, literacy lessons, reading and writing lessons, literacy teaching methods, primary school.

В настоящее время значительное внимание уделяется использованию средств наглядности в обучении, поскольку современный ребенок во многом ориентирован на визуальную культуру. Особенно это важно на начальном этапе школьного обучения, поскольку именно они составляют опору для наглядно образного мышления младшего школьника, с их помощью можно

показать развитие явлений, их динамику и параллельно донести учебную информацию сравнительно небольшими частями, а также управлять индивидуальным процессом усвоения детьми знаний [2].

Велика роль наглядных пособий и в активизации познавательных интересов учеников младших классов: с их помощью повышается заинтересованность учебным материалом, достигается разностороннее формирование образов, происходит лучшее усвоение учебного материала, в том числе сложных для понимания ребенком лингвистических категорий, явлений и закономерностей, а также достигается экономия и более рациональное использование учебного времени.

Анализ исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что интерес младших школьников к использованию учителем наглядных средств обучения велик. Такие уроки проходят более динамично и результативно, поскольку, как уже было сказано, происходит стимулирование внимания и познавательного интереса детей, а, следовательно, они показывают более высокие результаты обучения.

Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, начальная школа, ввиду изменения базовых подходов к образовательному процессу, закономерно должна была не просто перейти на новые методы и средства обучения, но и переосмыслить традиционные формы использования средств наглядности, так как в настоящее время для эффективной реализации образовательной программы невозможно ограничиваться приемами работы, рассчитанными на чисто механическое запоминание. Однако, к сожалению, зачастую учителя «старой школы» достаточно формально подходят к реализации «новых веяний», что, на наш взгляд, недопустимо.

Итак, чтобы понять, как эффективнее использовать средства наглядности, вспомним, что они подразделятся на две масштабные группы. Это: [4].

1) предметно-образная наглядность;

2) знаковая наглядность.

Предметно-образная наглядность - это фотографии, картины, кинофрагменты, диафильмы, объемные модели, кинофильмы, натуральные объекты, помогающие, учителю основываться на чувственно воспринимаемых образах при формировании понятий и представлений младших школьников.

Знаковая наглядность это схемы, схематические объемные модели, карты, чертежи, таблицы. Они являются обязательными в процессе взаимозависимостей объектов изучения, их внутренней структуры, не поддающиеся реалистическому, образному восприятию [1].

Если опираться на другие основания для классификации, то средства наглядности можно разделить на:

1) зрительные (в частности, - зрительно-предметные и зрительно-речевые);

2) слуховые.

К зрительно-предметной наглядности относятся все предметы и явления окружающей нас действительности. Этот вид наглядности основан на демонстрации предметов, их признаков. Эффективно его использование при развитии словаря первокласника, работе со слого-звуковыми схемами и т.д.

К зрительно-речевым средствам наглядности можно отнести специально подобранные образцы письменной речи, в которых наглядно выделены изучаемые явления (например, звук или звуки в слове, их соотношение с буквой), графические и условные способы их изображения (графики, схемы).

Слуховую наглядность осуществляют путем использования форм устной связной речи - коммуникативного слушания, а также её элементов -некоммуникативного слушания: чтения текстов в исполнении мастеров художественного слова, демонстрации произношения звуков речи и т.п. Возможно использование и такой формы слуховой наглядности, как диалоги героев художественного произведения, с помощью которых дети усваивают и характер интонации разных по цели высказываний, и возможность передачи с её помощью своих эмоций, и структуру связной диалогической речи, и речевые формулы общения. Чтобы диалоги были, с одной стороны, интересны первокласснику, а с другой - обеспечивали возможности репродуцирования их элементов, интересно использовать рассказы о сверстниках или литературные сказки [подробнее см. 3]. Ведущей задачей использования слуховой наглядности является содействие развитию умения слушать и понимать устную речь. В процессе её применения осуществляется развитие фонематического слуха, создаются предпосылки для дальнейшего успешного усвоения языкового материала.

Все упомянутые средства наглядности можно использовать на всех этапах обучения:

-на этапе объяснения нового материала;

-на этапе закрепления и формирования навыков;

-на этапе контроля над усвоением знаний и формированием умений;

-на этапе систематизации, обобщения материала.

При определённых условия, можно добиться максимально возможной эффективности в использовании средств наглядности. Доказательством этого стала школьная практика, демонстрирующая, что именно применение таких форм наглядностей, которые более точно выражают основные стороны изучаемых явлений, являются свободными от излишних деталей, мешающих школьникам вычленить и сгруппировать признаки, обобщение которых положено в основу данного понятия. Основополагающим нам представляется та роль, которую учитель отводит этим средствам на уроке, а это правильное сочетание разных источников информации [4].

Продуктивны наглядности, содержащие образные изображения в сочетании со схематичными, что облегчает движение мыслей обучающихся

от конкретного к абстрактному. При построении работы по усвоению языкового материала первоклассниками это крайне важно, поскольку это закладывает у них предпосылки формирования предметно-логического мышления.

Дидактические функции каждого средства наглядности разнообразны, и поэтому необходимо их комплексное применение на уроках обучения грамоте. В этом случае достигается максимальная эффективность при решении познавательных задач урока. Отдавая преимущество наглядности необходимо сравнить их возможности со спецификой учебного предмета и содержанием каждого урока, помимо русского языка. Так, Бабанский Ю.К. справедливого говорил о том, что «чрезмерное увлечение наглядностью может привести к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого становится невозможным эффективное познание. Чрезмерное применение наглядности часто рассеивает внимание младших школьников, тем самым отвлекая от главной идеи темы познания, особенно когда речь касается обучающихся не с развитой наглядно-образной, а со словесно-логической памятью» [1]. Например, задания на карточках должны быть сформулированы так, чтобы младшие школьники почувствовали, что они смогут с этим справиться, в тоже время, стремились к объяснению того или иного языкового факта.

Тексты, которые используются, в качестве дидактического материала должны иметь воспитательную ценность, отвечать нормам современного русского литературного языка. В соответствии с этим вопросы должны логически вытекать из содержания дидактического материала и давать младшим школьникам указания на внутренние закономерности языковых явлений, при этом раскрывая сущность лексических, грамматических, стилистических категорий. На уроках обучения грамоте целесообразно использовать демонстрации; иллюстрации; видео-метод.

Демонстрация необходима для раскрытия динамики изучаемых явлений, но может широко использоваться и для ознакомления с внешним видом предмета.

Демонстрацию натуральных объектов обычно начинают с целостного восприятия, т.е. с внешнего вида - величины, формы, цвета, частей и их взаимоотношений, а затем осуществляют переход отдельным его свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются. Метод становится эффективным, если ученики самостоятельно выполняют нужные действия, что в итоге даёт активизацию познавательного процесса, а не навязывается чужое мнение о них. Для повышения самостоятельности, важно привлечь младших школьников к объяснению всего увиденного. Можно демонстрировать не только определённый материальный объект, но и, например, графический знак - букву, составляющие её элементы, последовательность их воспроизведения (так, показ написания буквы учителем является обязательным компонентом работы по формированию представления о кинеме и её выработке на уроке письма).

Иллюстрация рассчитана на показ и восприятие предметов, явлений и процессов в их символьном изображении с использованием карт, плакатов, фотографий, портретов, схем, рисунков и т.п. Она может использоваться, например, при составлении описательного рассказа по картине букваря и при реализации многих других форм работы. Также неотъемлемой частью уроков чтения и письма являются элементы наглядно-изобразительного материала, используемые при составлении предложений и текстов, работе со слого-звуковой структурой слов, формировании представлений о графеме, развитию лексики и связной речи обучающихся, закреплении запоминания написания словарных слов и т.д. При этом следует уделить особое внимание требованиям к изготовлению наглядных пособий, учитывая требования издательского дела и корректуры, риторики и возможностей новых технических средств обучения [5].

На эффективность влияет методика показа иллюстрационного материала. Отбирая форму и наглядные пособия для иллюстрирования, учителем продумывается их дидактическое назначение, роль и место в познавательном процессе. Как показывает опыт на школьной практике, чрезмерное количество иллюстраций часто отвлекает учащихся от выявления сущности изучаемых явлений. Готовить иллюстрации необходимо заранее, но показывать только в тот момент, когда они становятся необходимыми по ходу урока. Для показа иллюстраций можно использовать экранные технические средства.

Видео-метод является методом интенсивного проникновения в практику работы учебных заведений. Это позволяет рассматривать видеометод как отдельный вид обучения, цель которого заключается в контроле, закреплении, повторении, обобщении, систематизации, а значит и, успешном выполнении целого ряда дидактических функций.

Специально для младших школьников созданы богатые видеоэнциклопедии, видеоматериалы, использование которых под опытным руководством учителя и в умеренных дозах способствует существенному улучшению качества учебно-воспитательного процесса [2].

Например, динамическая схема показа произнесения звуков поможет даже без помощи логопеда скорректировать произносительные навыки сложных для артикуляции звуков, дефектное произношение которых может наблюдаться у многих школьников.

Однако не стоит злоупотреблять средствами наглядности, применение данного принципа должно строго соответствовать целому ряду условий, и прежде всего, возрасту учащихся. Кроме того, наглядность можно применять не на всех этапах урока. Демонстрируемые предметы и явления также необходимо точно согласовать с изучаемым материалом.

Правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе благоприятствует формированию конкретных представлений о языке, овладению новыми для школьника видами речевой деятельности (чтением и письмом), понятиями (такими, как речь, язык,

слово, слог и т.д.), правилах, развивает языковое и логическое мышление, речь, позволяет, основываясь на рассмотрении и анализе конкретных явлений, осуществить сравнение по определённым признакам, прийти к обобщению лингвистического материала, что позволяет максимально полно и доступно донести до первоклассника сложные абстрактные категории и закономерности.

Использованные источники:

1. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.

3. Некрасова А.Е., Санькова А.А. Влияние современных сказок на формирование личности ребенка // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции: материалы VIII Международной научно -практической электронной конференции. - 2018. - URL: https://mcito.ru/publishing/teleconf/sni_8/submitted.html

4. Селеменев В. Новая наглядность // Народное образование. - 2002. - №2. -С. 158-162.

5. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: кн. для учителя / Под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

УДК 327

Христюков П.А. бакалавр социологии Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО Аннотация: данная статья посвящена анализу российско-китайских отношений. Выявляются схожие цели данных стран на международной арене. Дается характеристика партнерства между странами, и делаются выводы об его перспективах.

Ключевые слова: международные отношения, мировой порядок, Россия, Китай, партнерство.

Khristiukov P.A. Bachelor of Sociology Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg RUSSIAN-CHINESE PARTNERSHIP

Abstract: this article is devoted to the analysis of Russian-Chinese relations. Similar goals of these countries on the international arena are revealed. The characteristics of partnership between countries are given, and conclusions about its prospects are made.

Keywords: international relations, world order, Russia, China, partnership

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.