Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:ОТ НАГЛЯДНОСТИ К КРОССМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:ОТ НАГЛЯДНОСТИ К КРОССМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАГЛЯДНОСТЬ / ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна, Никонова Надежда Ильинична

Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью адаптации высшего образования к условиям цифровой трансформации общества. В исследовании показано, как развивались в методической науке визуальные приемы обучения: от традиционной наглядности до эффективных текстов «новой природы». Обзор исследований по методике показывает, что эта проблематика освещалась по разным направлениям (словесное рисование, опорная схема-конспект, мультимедийные технологии, тексты «новой природы» и др.). Методология. Исследование проводилось путем количественного и качественного анализа 47 выпускных квалификационных работ студентов пятого курса педагогического направления (направленность «Русский язык и литература») филологического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» за 2020 г. Результаты. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в аспекте востребованности визуализации как образовательной технологии выявил наличие интереса будущих учителей русского языка и литературы к научной проблематике, связанной с применением приемов визуализации учебного материала в образовательном процессе (63,8 %). Обучение студентов этим приемам осуществляется на учебных профильных занятиях в процессе анализа текста. В качестве примера современных форматов визуальной наглядности предложены задания для анализа и интерпретации изучаемого в школе рассказа И. С. Тургенева «Муму», в частности - опыт создания скетчноутинга по дисциплине «Теория и методика обучения литературе». Заключение. Доказана необходимость подготовки будущих учителей русского языка и литературы к эффективному использованию разнообразных приемов визуализации учебного материала; подтверждена значимость дидактического потенциала визуальных приемов анализа и интерпретации литературных произведений, который должен постоянно трансформироваться адекватно природе художественного текста, с учетом требований современного цифрового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна, Никонова Надежда Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE:FROM VISIBILITY TO CROSS-MEDIA TECHNOLOGIES

Introduction. The urgency of the problem is due to the need to adapt higher education to the conditions of digital transformation of society. The study shows how visual teaching methods have developed in methodological science: from traditional visualization to effective texts of a “new nature”. The review of the research on methodology shows that that this problematic has been covered by scientific community in different directions (verbal drawing, reference outline-synopsis, multimedia technologies, texts of “new nature”, etc.). Methodology. The research was conducted through quantitative and qualitative analysis of 47 graduate qualification works of fifth-year students majoring in pedagogy (field of studies “Russian language and literature”) of the Philological Faculty of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “M. K. Ammosov North-Eastern Federal University” for the year 2020. Results. A quantitative and qualitative analysis of the results of empirical research in the aspect of demand for visualization as an educational technology revealed the interest of future teachers of Russian language and literature in the scientific issues related to the use of visualization techniques for educational material in the educational process (63.8 %). Teaching students these techniques carried out in specialized training sessions in the process of text analysis. As an example of the practical application of modern formats of visualization tasks for the analysis and interpretation of the story “Mumu” by I. S. Turgenev were proposed, as long as creating a sketchnote during the course “Theory and Methods of Teaching Literature”. Conclusions. The necessity of preparing future teachers of the Russian language and literature for effective use of various methods of visualization of educational material has been proved; the significance of didactic potential of visual methods of analysis and interpretation of literary works, which must constantly transform adequately to the nature of a literary text, taking into account the requirements of a modern digital society, has been confirmed.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:ОТ НАГЛЯДНОСТИ К КРОССМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ»

13. Ovchinnikov V. V. Sakura i dub [Sakura and oak]. Moscow, 2011, 605 p. (In Russian).

14. Ono T. Proizvodstvennaia sistema Toioty: ukhodia ot massovogo proizvodstva [Toyota Production System: Moving away from mass production]. Moscow, 2005, 192 p. (In Russian).

15. Osipov P. N., Irismetova I. I. Nastavnichestvo kak ob"ekt nauch-nykh issledovanii [Mentoring as an object of scientific research]. Vocational Education and the Labor Market, 2020, no. 2, pp. 109— 115. (In Russian).

16. Polozhenie o sisteme nepreryvnogo sovershenstvovaniia "KAID-ZEN" [Regulations on the KAIZEN Continuous Improvement System]. Ulyanovsk, 2008, 14 p. (In Russian).

17. Teilor F. U. Printsipy nauchnogo menedzhmenta [Principles of scientific management]. Available at: http://i.cons-systems.ru/u/

83/8c5dde291e11e3b6145d44f3284aaa/-/Taylor.pdf (accessed 21.02.2021). (In Russian).

18. Tring M., Leitueit E. Kak izobretat'? [How to invent?]. Moscow, 1980, 272 p. (In Russian).

19. Shushanski J. Metodologiia ratsionalizatsii [Rationalization methodology]. Moscow, 1987, 248 p. (In Russian).

20. 11 preimushchestv berezhlivosti, kotorye ne imeiut nichego obsh-chego s den'gami [11 benefits of frugality that have nothing to do with money]. Available at: https://lifehacker.ru/11 -preimushhestv-berezhlivosti-kotory-e-ne-imeyut-nichego-obshhego-s-den-gami/ (accessed 22.02.2021). (In Russian).

21. Gaineev E. R. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker. Modern European Researches, 2016, no 3, pp. 50-54. (In English).

УДК/UDC 371.13 С. Ю. Залуцкая, Н. И. Никонова

S. Zalutskaya, N. Nikonova

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ НАГЛЯДНОСТИ К КРОССМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

TRAINING TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE: FROM VISIBILITY TO CROSS-MEDIA TECHNOLOGIES

Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью адаптации высшего образования к условиям цифровой трансформации общества. В исследовании показано, как развивались в методической науке визуальные приемы обучения: от традиционной наглядности до эффективных текстов «новой природы». Обзор исследований по методике показывает, что эта проблематика освещалась по разным направлениям (словесное рисование, опорная схема-конспект, мультимедийные технологии, тексты «новой природы» и др.).

Методология. Исследование проводилось путем количественного и качественного анализа 47 выпускных квалификационных работ студентов пятого курса педагогического направления (направленность «Русский язык и литература») филологического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» за 2020 г.

Результаты. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в аспекте востребованности визуализации как образовательной технологии выявил наличие интереса будущих учителей русского языка и литературы к научной проблематике, связанной с применением приемов визуализации учебного материала в образовательном

процессе (63,8 %). Обучение студентов этим приемам осуществляется на учебных профильных занятиях в процессе анализа текста. В качестве примера современных форматов визуальной наглядности предложены задания для анализа и интерпретации изучаемого в школе рассказа И. С. Тургенева «Муму», в частности - опыт создания скетчноутинга по дисциплине «Теория и методика обучения литературе».

Заключение. Доказана необходимость подготовки будущих учителей русского языка и литературы к эффективному использованию разнообразных приемов визуализации учебного материала; подтверждена значимость дидактического потенциала визуальных приемов анализа и интерпретации литературных произведений, который должен постоянно трансформироваться адекватно природе художественного текста, с учетом требований современного цифрового общества.

Introduction. The urgency of the problem is due to the need to adapt higher education to the conditions of digital transformation of society. The study shows how visual teaching methods have developed in methodological science: from traditional visualization to effective texts of a "new nature". The review of the research on methodology

shows that that this problematic has been covered by scientific community in different directions (verbal drawing, reference outline-synopsis, multimedia technologies, texts of "new nature", etc.).

Methodology. The research was conducted through quantitative and qualitative analysis of 47 graduate qualification works of fifth-year students majoring in pedagogy (field of studies "Russian language and literature") of the Philological Faculty of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M. K. Ammosov North-Eastern Federal University" for the year 2020.

Results. A quantitative and qualitative analysis of the results of empirical research in the aspect of demand for visualization as an educational technology revealed the interest of future teachers of Russian language and literature in the scientific issues related to the use of visualization techniques for educational material in the educational process (63.8 %). Teaching students these techniques carried out in specialized training sessions in the process of text analysis. As an example of the practical application of modern formats of visualization tasks for the analysis and interpretation of the story "Mumu" by I. S. Turgenev were proposed, as long as creating a sketchnote during the course "Theory and Methods of Teaching Literature".

Conclusions. The necessity of preparing future teachers of the Russian language and literature for effective use of various methods of visualization of educational material has been proved; the significance of didactic potential of visual methods of analysis and interpretation of literary works, which must constantly transform adequately to the nature of a literary text, taking into account the requirements of a modern digital society, has been confirmed.

Ключевые слова: гуманитарное образование, наглядность, традиции и новации, дидактический потенциал, подготовка учителей-словесников.

Keywords: liberal arts education, visibility, traditions and innovations, didactic potential, training of language and literature teachers.

Введение

Стремительные технологические изменения в информационно-коммуникационной среде, перманентное увеличение скорости создания и передачи информации настоятельно требуют новых образовательных инструментов, с одной стороны, отвечающих потребностям современного поколения обучающихся - поколения аудио-визуалов, с другой стороны, обладающих богатым дидактическим потенциалом, эффективным как в традиционном, так и в цифровом формате обучения.

Литературное образование первой четверти XXI века также предполагает активное применение таких технологий, методов и средств обучения, которые могут одновременно выступать новым образовательным трендом, оперативно решать дидактические задачи и мотивировать обучающихся к саморазвитию и самообучению. К подобным инструментам следует отнести, например, визуальные технологии, берущие свое начало в наглядном методе обучения, раз-работанном,описанном и внедренном в практику еще в начале XX века. Психолого-педагогические и методические основания данного метода разрабатывались в трудах отечественных исследователей. Так, в 1916 г. специалист по меловому рисунку, преподаватель истории и рисования В. С. Мурзаев, популяризатор метода объяснительного чтения, подвергнутого критике ведущими методистами Ц. П. Балталоном (сторонник воспитательного чтения) и Н. К. Соколовым (автор книги «Методы комплексного преподавания», 1923 г.), пишет о необходимости владения учителем навыками рисования на доске (педагогический рисунок, чертеж, схема...) с целью активизации внимания учащихся, активного запоминания ими учебного материала [12].

Организацию учителем-словесником объяснительного чтения призывал поставить на научную основу в контексте педагогической психологии и С. И. Абакумов, считавший важнейшей задачей чтения произведений художественного творчества развитие воображения, образного мышления, интеллектуальных сил обучающихся. Чтение на уроках литературы должно быть творческим, вызывать эмоциональную реакцию, впечатлять, стимулировать к действию. Оно, по мнению автора, должно состоять из двух основных элементов: «1) чтение произведения - самим ли учителем или учащимися, вслух или про себя; 2) ряд разнообразных работ, основной задачей которых будет реконструкция учащимися образов прочитанного произведения, их углубление и расширение их значения, в соответствии с тем запасом знаний, представлений и переживаний, которые составляют содержание сознания ученика» [1, с. 22]. В качестве средств такой реконструкции педагог может использовать разного рода «изображения»: словесные (словесное рисование), сделанные своими руками (лепка, аппликация, картонаж, шитье и проч.), художественные (рисование), музыкальные, драматические (театрализация). К ним Абакумов относит и то, что позднее методисты определят зрительной наглядностью: картины (в том числе репродукции в альбомах, открытки, снимки с картин) и иллюстрации художников к литературным

произведениям, а также иллюстративные рисунки самих учеников, обогащающих их восприятие текста, формирующих образное мышление читателя.

Вопросы внедрения такой «творческой наглядности» [17] в обучение литературе продолжали разрабатываться В. В. Голубковым, выделившим три ее разновидности: образно-зрительную, эмоционально-слуховую и графическую. Ученый-методист считал, что посредством картин и иллюстраций учитель помогает обучающимся понять мастерство писателя в раскрытии характера персонажа, в показе обстановки, построении сюжета и в выявлении общей композиции произведения [3]. Позднее о значимости зрительной наглядности как внешней опоре также писала и З. Я. Рез [10], относившая к ней репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты, графические пособия и т. д. Основным требованием к использованию таких средств обучения на уроках литературы выдвигалось сохранение, усиление эстетического воздействия художественного текста на читателя.

В 70-х гг. прошлого столетия широкое распространение получил еще один вид зрительной наглядности - опорная схема-конспект (далее - ОСК), характеризуемая автором В. Ф. Шаталовым [22] и его последователем Ю. С. Меженко как «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов», где опорный сигнал -«ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию» [7, с. 4]. Такое достоинство схемы отмечал еще Л. Н. Гумилев: «Схема - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть исследуемого предмета, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше...» [4, с. 382].

В современном образовательном процессе ОСК зачастую определяется понятием «инфографика» и, в частности, применяется в виде внешних «текстово-графических опор и в их числе опор-трансформе-ров - своего рода комплексных подвижных опорных конспектов» [5, с. 92]. В литературном образовании на разных этапах изучения темы ОСК выполняет свои функции как редуктор, средство контроля и обратной связи, «упаковщик» информации, стимулятор творческой и интеллектуальной деятельности обучающихся

и другое. Дидактический потенциал ОСК в 90-е гг. был раскрыт и значительно обогащен И. А. Фогельсоном в его учебных пособиях серии «Литература учит» [20]. В первую очередь автор увидел в учебной графике, применяемой учителем в процессе изучения художественного произведения и являющейся одним из важнейших звеньев системы вопросов, заданий, рекомендаций и консультаций для обучающихся, инструмент познания текста, возможности для организации самостоятельной работы школьников, для самостоятельного решения ими проблемных задач по литературе.

Опыт практической апробации учебных пособий Фогельсона еще раз доказал необходимость, обязательность включения различного рода заданий по визуальной наглядности, в числе которой и ОСК, в дидактический аппарат учебников по литературе, требования к которым на рубеже ХХ-ХХ1 вв. [14] менялись с учетом активного внедрения в литературное образование мультимедийного формата презентации и усвоения учебной информации. Мультимедийные технологии обучения заметно расширили методические возможности учителя литературы, позволяя комплексно «представлять разнообразный учебный материал (текстовый, визуальный, аудитивный, аудиовизуальный), выбирать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства; «извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся» [9, с. 209].

В последние годы ставшие уже привычными мультимедийные инструменты работы с наглядностью в процессе обучения трансформируются в кросс-медийный формат, сочетающий различные каналы коммуникации, открывающий новые горизонты методики преподавания литературы, позволяющий учителю по-новому решать дидактические задачи, создавать вместе со школьниками тексты «новой природы» (презентации, инфографики, лонгриды, визуальные заметки и т. д.), формировать визуальную культуру обучающихся [2; 15; 16]. Однако по справедливому утверждению исследователей, для педагога при этом остается актуальным «поиск баланса между традиционной текстовой культурой и использованием новых форматов текста в образовательном процессе, а также внимание к потребностям и ожиданиям подростка, который живет в цифровой действительности» [2, с. 4].

Методология

Проблема применения зрительной наглядности / визуализации / инфографики / вербально-графичес-

кого моделирования учебной информации (терминологическое разнообразие не меняет сути явления -сочетание знаков и текста с целью презентации, освоения, интерпретации, создания учебной информации) при подготовке будущих учителей педагогического направления актуальна для современной высшей школы, где одним из субъектов образовательного процесса является студент - типичный представитель нового поколения аудиовизуалов, интересующийся в первую очередь тем, что связывает его с обучением в цифровой среде. Этот вывод, в частности, обусловлен статистическими результатами исследования тем выпускных квалификационных работ (ВКР), самостоятельно выбираемых студентами пятого курса педагогического отделения филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ). Его цель - описать проблемное поле исследований студентов - будущих учителей русского языка и литературы - в формате ВКР и определить наличие научного интереса выпускников педагогического профиля к визуализации в контексте их профессиональной деятельности. Количественный и качественный анализ научной проблематики ВКР выпускников по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата), направленность «Русский язык и литература», был осуществлен 25 февраля 2021 г. Общее количество ВКР - 47. Публичная презентация результатов исследования по теме ВКР на zoom-заседании государственной аттестационной комиссии состоялось 16-18 июня 2020 г.

Тематическое разнообразие ВКР выпускников можно структурировать по четырем основным направлениям: проблемы визуализации учебной информации как образовательной технологии; проблемы языкового развития школьников-билингвов; проблемы межкультурной коммуникации в процессе филологического образования; проблемы воспитания обучающихся на уроках литературы. Темы в соответствии с «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в СВФУ» от 19.02.2019 [13] сформулированы самими обучающимися, что позволяет сделать выводы об их научных интересах, актуальных для поколения миллениумов профессиональных проблемах, о том, какое место среди подобного рода проблем занимают вопросы, связанные с применением визуализации в образовательном процессе.

Результаты

В таблице 1 отражены результаты количественного и качественного анализа научных проблем ВКР в аспекте визуализации.

Как видно из таблицы, применению современных визуальных образовательных продуктов в электронном формате в обучении школьников посвящены 63,8 % научно-исследовательских работ будущих учителей русского языка и литературы, что свидетельствует о сформированности у выпускников информационно-коммуникационных компетенций, их высоком профессиональном интересе к предоставляемым глобальной сетью Интернет возможностям коммуникации в области образования и саморазвития, готовности к использованию визуальных средств обучения в мультимедийном формате в практической педагогической деятельности.

Процентное соотношение научных проблем, исследуемых студентами педагогического направления СВФУ в формате выпускной квалификационной работы, продемонстрировало не только актуальность вопросов применения визуальных средств в обучении студентов и школьников, но и готовность образовательной среды федерального университета к формированию общепрофессиональных [19], информационно-коммуникационных компетенций в контексте цифровизации.

Формирование у студентов педагогического профиля навыков применения разного рода наглядности как средства обучения на уроках русского языка и литературы осуществляется в процессе изучения профессиональных дисциплин, в первую очередь таких, как «Теория и методика обучения литературе», «Теория и методика обучения русскому языку», «Филологический анализ текста», «Культурологический подход к анализу текста» и другие. Приемы визуализации учебного материала осваиваются обучающимися при анализе художественных произведений, выполнении заданий во время как аудиторной, так и самостоятельной внеуадиторной работы. При этом значимым в подготовке будущих учителей становится принцип разумного сочетания методических традиций и технологических новаций, позволяющих плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, адекватно откликаться на вызовы современного образования.

Приведем классический пример анализа произведений И. С. Тургенева - текстов, включенных во все школьные авторские программы по литературе [6], -на основе заданий по иллюстрациям отечественных художников, созданных в XIX-XXI вв. [21]. Такие задания для студентов могут быть достаточно тра-

Таблица 1

Результаты анализа выпускных квалификационных работ студентов 5-го курса СВФУ по направлению подготовки 44.03.05, направленность «Русский язык и литература», в 2020 г.

Проблемное поле ВКР Примеры тем выпускных квалификационных работ Доля в общем составе тем ВКР (%)

Проблемы применения визуализации в современном образовательном процессе Буктрейлер как средство активизации читательской деятельности школьников. Методика организации факультатива по созданию литературного блога в 7-8-м классах. Мультимедийные технологии обучения на уроках русской литературы (на примере изучения рассказа «Макар Чудра» М. Горького). Развитие познавательных УУД с использованием мультимедийных ресурсов на уроках русского языка в 5-м классе. Медиаграмотность как средство формирования социокультурной компетенции на уроках русского языка в 8-м классе. Формирование лексических навыков на уроке русского языка в 5-м классе посредством использования платформы ^оо1 Формат образовательного веб-сайта учителя как элемент школьного онлайн-обучения. Методика создания иллюстрированного словаря топонимов региона на факультативных занятиях. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 10-м классе. Обучение русской деловой коммуникации на основе кейс-технологии и медиаресурсов в 10-м классе. Создание и использование онлайн-платформы по предмету «Русский язык» в условиях дистанционного образования. Использование онлайн-ресурсов в обучении литературе на современном этапе. Роль кино в творческом развитии школьников 63,8

Проблемы языкового развития школьников-билингвов Особенности изучения рода имен существительных на уроках русского языка в 5-м классе якутской школы. Обучение употреблению деепричастий на уроках русского языка в основной школе 19

Проблемы межкультурной коммуникации в процессе филологического образования Культуроведческий подход к изучению русской фразеологии в 6-м классе якутской школы. Межкультурный аспект изучения эпических произведений на уроках литературы в 5-м классе 10,6

Проблемы воспитания обучающихся на уроках литературы Изучение образа народного героя на уроках литературы в контексте патриотического воспитания. Изучение современной малой прозы о Великой Отечественной войне в 11-м классе 6

диционными: словесное описание иллюстрации; подбор названия к иллюстрации; подготовка пересказа эпизода по иллюстрации; сопоставление иллюстрации с текстом; сопоставление иллюстраций разных художников к одному тексту; организация эвристической беседы по иллюстрации; написание сочинения по иллюстрации; подготовка культурологического комментария по иллюстрации; составление «режиссерского комментария» [8], выполнение реферата или мультимедийной презентации по теме: «История иллюстрирования рассказа И. С. Тургенева "Муму"»; создание своей иллюстрации - «исторической реконструкции» к тексту произведения и другое.

Однако будущие учителя русского языка и литературы готовы решать и более сложные профессио-

нально-творческие задачи с применением визуальной наглядности: создать свою обложку к изучаемому произведению И. С. Тургенева; разработать ОСК по изучаемому произведению И. С. Тургенева; создать макет сайта, блога или текст «новой природы» (инфографика, лонгрид, визуальные заметки и т. д.); создать буктрейлер или разработать макет рекламного плаката к произведению И. С. Тургенева; написать текст stories для приложения Instagram; разработать макет электронной литературной карты по творчеству И. С. Тургенева и другое.

Основной акцент в подобного рода заданиях делается на формирование у студентов навыков применения в учебном процессе разноформатных электронных образовательных ресурсов, digital-технологий,

создания дидактического материала в виде кросс-медиапродукта, специфика которого в подаче учебной информации в онлайн-среде на различных платформах с использованием различных инструментов (иллюстративных - статичные иллюстрации, фотоленты, слайд-шоу, графики / рисунки / карикатуры, инфографика; аудиальных - подкасты, ауди-оллюстрации, аудиоверсии текста, аудиосюжеты; видео - видесюжеты, потоковое видео, интерактивные видеомосты; синтетических - слайд-шоу со звуком, мультимедийное ток-шоу, информационные игры, интерактивные рисунки или видеосюжеты; карты, схемы), в сочетании вербальной информации с аудиовизуальным сопровождением. Например, в последние годы в научно-педагогических исследованиях активно изучаются технологии применения в обучении визуальных заметок - скетчноутинг - «листок скетча представляет собой совокупность ключевых понятий, как нарисованных, так и записанных, изображение их характеристик, связей и личное отношение к высказываемому сообщению (вопросы, наблюдения, комментарии)» [2, с. 73]. Так, студенты - будущие учителя русского языка и литературы - на практических занятиях по «Теории и методике обучения лите-

ГЕМСИЖ

Рис. 1. Скетчноутинг по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

ратуре» по заданию преподавателя создали скетч по рассказу И. С. Тургенева «Муму» [18] (рис. 1).

В графическом формате студент, используя прием «упаковочного кодирования», представил «сжатое» изображение текста рассказа. В скетч включены портрет Герасима («мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья»), занимающий основной объем рисунка, портрет Татьяны с красным платком («„подарил ей на память красный бумажный платок»), изображение Муму («небольшого щенка, белого с черными пятнами...») с кирпичами на веревке, привязанной к ее шее. Также читатель разместил на рисунке значимые для выражения авторской позиции образы-символы («красный платок») и ключевые, на взгляд обучающегося, цитаты. Отметим важную для студента цветопись: символичен красный цвет, выбранный для изображения рук и сердца Герасима. Образы, представленные в скетче, вступают в цветовые отношения: красный платок - сердце его, красные кирпичи - дело рук его. Таким образом, информационная нагрузка рисунка увеличивается, позволяя автору самостоятельно интерпретировать художественное произведение, опираясь на знание, понимание классического, хрестоматийного текста Тургенева. Овладевая технологией создания скетчноутинга, будущий учитель осваивает еще один актуальный для современного школьника прием анализа художественного произведения, «включающий», активизирующий воображение, познавательные и творческие способности, зрительную память обучающихся.

Заключение

Цифровая образовательная среда активно развивается в соответствии с интересами и потребностями современной личности, формируя все новые потребности человека, стремящегося к саморазвитию и самореализации. Педагогическое сообщество оперативно реагирует на эти вызовы современности. Так, например, в рамках Всероссийской олимпиады школьников по литературе уже стали традиционными «творческие» визуальные задания, требующие нестандартных подходов к решению филологических задач. За последние пять лет участникам олимпиады - школьникам старших классов - предлагалось составить проект музея, макет сайта, концепцию литературного журнала, предложить вариант оформления рабочей тетради для обучающихся своего класса, при этом объяснить художнику-иллюстратору концепцию обложки и описать ее конкретные характеристики [11]. Визуальные элементы (компоненты

рисунка, дизайн страниц, поля), создаваемые участниками олимпиады, становятся способом передачи художественного смысла произведения или творчества писателя. Подобные задания носят творческий характер, ориентированы на литературную эрудицию, языковое чутье, культурный кругозор обучающихся.

Такие подходы в работе с гуманитариями еще раз убеждают, что в современном информационном пространстве превалирует визуальная информация; новые информационно-коммуникационные технологии (мультимедиа, мобильные приложения, облачные сервисы, кросс-медиа) принципиально меняют форматы презентации, трансляции и использования учебной информации, мгновенно захватывают внимание целевой аудитории за счет своей мобильности, универсальности, интерактивности; текст как смысловая единица подвергается дигитализации; цифровая компетентность становится важнейшим фактором качественного обучения. Поэтому поиск, применение визуальных приемов в обучении студентов является значимой практической задачей профессионального педагогического образования.

Литература

1. Абакумов С. И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. Л., 1925. 136 с.

2. Браташ В. С. Визуальные заметки (скетчноутинг) как инструмент трансформации учебного текста: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2020. 365 с.

3. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., 1962. 496 с.

4. Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. М., 2002. 457 с.

5. Завершинская Л. А. От опорного конспекта к опоре-трансформеру [Электронный ресурс] // Калининградский вестник образования. 2020. № 2 (6). С. 92-104. URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/.

6. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. 5-9 классы. М., 2014. С. 10-16.

7. Меженко Ю. С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении русскому языку. М., 1992. 63 с.

8. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е. Н. Колокольцев, А. В. Дановский, М. А. Дмитриева и др. М., 1990. 221 с.

9. Меньшова С. Д. Использование гипертекстовых технологий в процессе школьного литературного образования для достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС // Проблемы современного филологического образования: сб. науч. ст. М., 2015. С. 209-214.

10. Методика преподавания литературы / ред. З. Я. Рез. М., 1985. 368 с.

11. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2020/21 учебном году [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/06931b1e98aa 0ba3830bedaaeb09e893/ (дата обращения: 25.04.2021).

12. Мурзаев B. C. Как рассматривать картины в школе. M., 1916. 270 с.

13. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специ-алитета и программам магистратуры в СВФУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/mpti/poryadok_proveden_GIA_po_OP_VO_ BSM_190219.pdf (дата обращения: 25.04.2021).

14. Романичева Е. С. Учебник литературы, функционирующий в условиях электронно-цифровой среды: каким ему быть? // Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2018. 105 с.

15. Сосновская И. В. Методические ресурсы феномена визуализации в обучении литературе // Литература в школе. 2021. № 1. С. 94-107.

16. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста». СПб, 2016. 118 с.

17. Трояновский И. И. Педагогические этюды: хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе. М., 1941. С. 166-167.

18. Тургенев И. С. Муму. М., 2018. 56 с.

19. Федеральный государственный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 121. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 25.04.2021).

20. Фогельсон И. А. Литература учит. Иерусалим, 2003.

21. Художники-иллюстраторы книг И. С. Тургенева. Орел, 2019. 316 с.

22. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. М., 1987. С. 159-167.

References

1. Abakumov S. I. Tvorcheskoe chtenie. Opyt metodiki chteniya hudozhestvennyh proizvedenij v shkolah nachal'nogo tipa [Creative reading. Experience in the methodology of reading works of art in primary schools]. Leningrad, 1925, 136 p. (In Russian).

2. Bratash V. S. Vizual'nye zametki (sketchnouting) kak instrument transformacii uchebnogo teksta [Visual notes (sketching) as a tool for transforming educational text]. Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2020, 365 p. (In Russian).

3. Golubkov V. V. Metodika prepodavaniya literatury [Methods of teaching literature]. Moscow, 1962, 496 p. (In Russian).

4. Gumilev L. N. Poiski vymyshlennogo carstva [The search for a fictional kingdom]. Moscow, 2002, 457 p. (In Russian).

5. Zavershinskaya L. A. Ot opornogo konspekta k opore-transformeru [From the supportive notes to the transformable support]. Kaliningrad Education Bulletin, 2020, no. 2 (6), pp. 92-104. Available at: https://koirojournal.ru/realises/g2021/05jul2021/. (In Russian).

6. Literatura. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod red. V. Ya. Korovinoj. 5-9 klassy [Literature. Work programs. The subject line of textbooks, ed. V. Ya. Korovina. 5-9 grades]. Moscow, 2014, pp. 10-16. (In Russian).

7. Mezhenko Yu. S. Metodicheskaya sistema V. F. Shatalova v obu-chenii russkomu yazyku [Methodical system of V. F. Shatalov in teaching the Russian language]. Moscow, 1992, 63 p. (In Russian).

8. Kolokoltsev E. N., Danovsky A. V., Dmitrieva M. A. et al. Mezh-predmetnye svyazi pri izuchenii literatury v shkole [Interdisciplinary connections in the study of literature at school]. Moscow, 1990, 221 p. (In Russian).

9. Menshova S. D. Ispol'zovanie gipertekstovyh tekhnologij v processe shkol'nogo literaturnogo obrazovaniya dlya dostizheniya metapredmetnyh rezul'tatov v usloviyah realizacii FGOS [The use of hypertext technologies in the process of school literary education to achieve meta-subject results in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard]. Problems of modern philological education. Collection of scientific articles. Moscow, 2015, pp. 209-214. (In Russian).

10. Metodika prepodavaniya literatury [Methods of teaching literature]. Ed. Z. Ya. Res. Moscow, 1985, 368 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu shkol'nogo i municipal'nogo etapov Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po literature v 2020/21 uchebnom godu [Guidelines for conducting school and municipal stages of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in literature in the 2020/21 academic year]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/06931b1e98aa0ba38 30bedaaeb09e893/ (accessed 25.04.2021). (In Russian).

12. Murzaev V. S. Kak rassmatrivat' kartiny v shkole [How to view paintings at school]. Moscow, 1916, 270 p. (In Russian).

13. Poryadok provedeniya gosudarstvennojitogovojattestacii po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - pro-grammam bakalavriata, programmam specialiteta i programmam magistratury v SVFU [The procedure for conducting state final certification for educational programs of higher education -bachelor's programs, specialist programs and master's programs at North-Eastern Federal University]. Available at: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/mpti/pory-adok_proveden_GIA_po_0P_V0_BSM_190219.pdf (accessed 25.04.2021). (In Russian).

14. Romanicheva E. S. Uchebnik literatury, funkcioniruyushchij v usloviyah elektronno-cifrovoj sredy: kakim emu byt'? [A textbook of literature functioning in the digital environment: what should it be?]. Philological education in the digital environment. Collection of

scientific articles following the results of the All-Russian scientific-practical conference. St. Petersburg, 2018, 105 p. (In Russian).

15. Sosnovskaya I. V. Metodicheskie resursy fenomena vizualizacii v obuchenii literature [Methodological resources of the phenomenon of visualization in teaching literature]. Literature at School, 2021, no. 1, pp. 94-107. (In Russian).

16. Teksty novoj prirody v obrazovatel'nom prostranstve sovremen-noj shkoly [Texts of a new nature in the educational space of a modern school]. Collection of materials of the VIII international scientific and practical conference "Pedagogy of text". St. Petersburg, 2016, 118 p. (In Russian).

17. Troyanovsky I. I. Pedagogicheskie etyudy: hrestomatiya po istorii metodov prepodavaniya russkogo yazyka v nachal'noj shkole [Pedagogical etudes. Reader on the history of methods of teaching the Russian language in primary school]. Moscow, 1941, pp. 166-167. (In Russian).

18. Turgenev I. S. Mumu [Mu Mu]. Moscow, 2018, 56 p. (In Russian).

19. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogi-cheskoe obrazovanie» (s dvumya profilyami podgotovki) [Federal state standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles). Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 22, 2018 No. 121]. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/94 (accessed 25.04.2021). (In Russian).

20. Fogelson I. A. Literatura uchit [Literature teaches]. Jerusalem, 2003. (In Russian).

21. Hudozhniki-illyustratory knig I. S. Turgeneva [Artists-illustrators of books I. S. Turgenev]. Oryol, 2019, 316 p. (In Russian).

22. Shatalov V. F. Uchit' vsekh, uchit' kazhdogo [Teach everyone, teach everyone]. Pedagogical search. Moscow, 1987, pp. 159-167. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.