Научная статья на тему 'Постановка проблемы детского чтения в контексте ФГОС начального общего образования'

Постановка проблемы детского чтения в контексте ФГОС начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
READER''S CULTURE / FUNCTIONAL ILLITERACY / ESTHETIC READING / READER''S ACTIVITY / PRIMARY LITERARY EDUCATION / PLANNED RESULTS / JUNIOR SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демичева Д. В.

In article various aspects of statement of a problem of children's reading reveal. According to the author, the problem of children's reading can be solved in combination of efforts of various sciences. Integrative approach in studying of a phenomenon of reading will allow to develop the technologies promoting formation of culture of children's reading. The modern model of children's reading is focused on a priority of rational, informative reading, at the same time the share of esthetic reading in activity of younger school students decreases. In the federal state educational standard of the primary general education educational results in the field of literary reading are defined.It has to provide formation of reader's culture at the junior school student. The author analyzes the planned results according to FGOS of the primary general education for the purpose of education at junior school students of reader's culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATEMENT OF A PROBLEM OF CHILDREN''S READING IN THE CONTEXT OF FGOS OF THE PRIMARY GENERAL EDUCATION

In article various aspects of statement of a problem of children's reading reveal. According to the author, the problem of children's reading can be solved in combination of efforts of various sciences. Integrative approach in studying of a phenomenon of reading will allow to develop the technologies promoting formation of culture of children's reading. The modern model of children's reading is focused on a priority of rational, informative reading, at the same time the share of esthetic reading in activity of younger school students decreases. In the federal state educational standard of the primary general education educational results in the field of literary reading are defined.It has to provide formation of reader's culture at the junior school student. The author analyzes the planned results according to FGOS of the primary general education for the purpose of education at junior school students of reader's culture.

Текст научной работы на тему «Постановка проблемы детского чтения в контексте ФГОС начального общего образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 37 Д.В. Демичева

Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия guseva1830@ yandex.ru

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

[Demicheva D. Statement of a problem of children's reading in the context of FGOS of the primary general education]

In article various aspects of statement of a problem of children's reading reveal. According to the author, the problem of children's reading can be solved in combination of efforts of various sciences. Integrative approach in studying of a phenomenon of reading will allow to develop the technologies promoting formation of culture of children's reading. The modern model of children's reading is focused on a priority of rational, informative reading, at the same time the share of esthetic reading in activity of younger school students decreases. In the federal state educational standard of the primary general education educational results in the field of literary reading are defined.It has to provide formation of reader's culture at the junior school student. The author analyzes the planned results according to FGOS of the primary general education for the purpose of education at junior school students of reader's culture.

Key words: reader's culture, functional illiteracy, esthetic reading, reader's activity, primary literary education, the planned results, the junior school student.

В течение многих столетий огромным достижением человеческой деятельности признавалась книжная культура и способность к чтению. Однако на рубеже XX и XXI веков мы видим, как меняется отношение к чтению в нашем обществе.

Традиционно считалось, что задача педагогов состоит в обучении детей чтению, задача социологов - в изучении читательской аудитории и определении роли чтения в жизни общества; родители должны на семейном уровне приобщить детей к художественной литературе, а психологи - изучить психологические и возрастные особенности читателей в их восприятии художественных текстов. Каждый на своем уровне справляется с поставленными задачами, но мы сталкиваемся сегодня с ситуацией, когда чтение не является общественной ценностью. Вопросами детского чтения занимались и занимаются представители многих наук: социологи (Е.И. Голубева, С.Н. Плотников, Н.Н. Сметанникова, В.П. Чудинова), психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б Эльконин), педагоги и методисты (Н.Д. Молдавская, О.Ю. Богданова, Н.Н. Светловская, З.Н. Новлянская, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), физиологи (М.М. Безруких) и другие. Однако увлечение прикладной направленностью обучения привело к тому, что в России отсутствуют фундаментальные исследования по проблемам детского чтения, практически нет работ, отражающих различные аспекты читательской деятельности.

Отсутствие целостной картины о ребенке как читателе приводит к тому, что в сознании педагогов не создается реальной картины современной «модели» детского чтения,

учителя и методисты ориентированы на «старую модель «литературной социализации», когда дети читали классическую литературу, обсуждали прочитанное со своими сверстниками, видели читающих родителей, участвовали в «семейном чтении» [4]. Ученые отмечают, что проявлением «кризиса чтения» является снижение навыка чтения среди детей и подростков, изменение репертуара чтения, мотивов чтения, меняются возможности получения информации, характер взаимодействия с печатным текстом и многое другое [3].

Книга и чтение являются удивительным феноменом, созданным человечеством за долгие годы своего существования. Актуальность чтения неоспорима, так как в текстах отражен опыт культуры, необходимый человеку для его развития. Сегодня говорят о необходимости учить детей «правильному чтению», которое предполагает общение автора и читателя, эмоциональный отклик на авторский опыт, постижение авторской «модели мира». Такое чтение предполагает сотворчество читателя и художника. Обозначенный подход к чтению предполагает наличие определенного уровня читательской культуры у читателя, для становления которой необходимо разработать технологии работы с художественным текстом.

Воспитательное и развивающее воздействие чтения на личность ребенка возможно лишь тогда, когда читатель способен эмоционально «прожить» художественный текст. К сожалению, современная модель детского чтения ориентирована в большей степени на познавательное чтение, извлечение информации из текста. Для развития личности, освоения опыта культуры ребенком большую роль играет эстетическое чтение. «По своей специфике литература становится одним из средств вхождения ребенка в культуру на этапе начальной школы. Тем более, что художественно-образная структура сознания ребенка совпадает с художественно-образной структурой искусства» [1]. Данное положение актуализирует особое внимание к урокам литературного чтения, что нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Актуальность разработки новых стандартов объясняется тем, что изменился социум, а действующая система образования не отражает новые вызовы времени. Возросло количество информации и школа уже не является единственным источником получения знаний детей о мире. Однако бессистемная, отрывочная информация бывает агрессивной и психологически небезопасной для детей. Поэтому возникает необходимость в создании другой, позитивной для ребенка среды, имеющей охранную и развивающую тенденцию. Проблема детского чтения в XXI в. состоит в том, что дети не столько не читают, сколько читают «не то» и «не так». Чтение перестает выполнять эстетическую функцию, что приводит к низкой культуре чтения. Стремительно падает навык чтения, что приводит к функциональной неграмотности. Чтение является базовым навыком, который определяет успешность или неуспешность социализации человека на протяжении всей его жизни.

Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Универсальные учебные действия формируются средствами каждого учебного предмета. Особая роль отводится такому учебному предмету как литературное чтение - одному из основных предметов в системе начального образования.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской кометентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами по-

нимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Курс «Литературное чтение» позволяет решить следующие задачи:

1. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

2. овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

3. воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

4. формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений [2].

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения литературе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части,составле-ние плана, нахождение средств художественной выразительности), умение высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения литературному чтению являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементанрными приемами интрепретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующего ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихо -творные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями [2].

Важным условием достижения результатов обучения является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, влияющей на разные аспекты и стороны развития личности. Речь идет о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева Т.К. Методика литературного чтения и работы с детской книгой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования URL: http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosnoo.html (дата обращения: 01.11.2016)

3. Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. №3.

4. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. М., 2004.

_14 ноября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.