ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ _ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ_
Емельянова Ирина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент Антипова Ольга Анатольевна
Магистрант ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»,
г. Биробиджан
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности понимания литературных текстов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается, что обучающиеся данной категории испытывают определенные трудности в обучении литературному чтению. В статье обращается внимание на особое значение изучения данного предмета, так как на уроках литературного чтения решается не только обучающие, но и воспитательные задачи. Изучение литературных произведений способствует формированию личностных качеств, моральных норм поведения, коммуникативной культуры у учащихся с ограниченными возможностями. Представлено описание диагностических заданий, направленных на изучение особенностей понимания литературных текстов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, результатов обследования.
ABSTRACT
The article discusses the features of the understanding of literary texts in primary school children with disabilities. It is noted that this category of students experiencing difficulties in teaching literary reading. The article draws attention to the special significance of the study of the subject, as the lessons of literary reading is achieved not only training, but also educational problems. The study of literature promotes the formation of personal qualities, moral standards of conduct, communicative culture at students with disabilities. The description of diagnostic tasks, aimed at studying the features of the understanding of literary texts in primary school children with disabilities, the survey results.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, литературное чтение, обучение, понимание, обследование.
Key words: children with disabilities, literary reading, learning, understanding, examination.
Одной из актуальных проблем в системе российского образования является обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями [1].
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с
текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Литературное чтение -один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы [4].
В процессе освоения курса у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья повышается уровень коммуникативной культуры. Это очень важно для дальнейшей социализации этих учеников. Следует отметить, что, владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний, дети с ограниченными возможностями здоровья фактически ограничены в возможностях словесной коммуникации. Это связано с тем, что усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребностей в общении [2]. На уроках литературного чтения формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов.
Наше экспериментальное исследование проводилось на базе областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Ступени» г. Биробиджана.
Обучающиеся Центра - дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме.
Предметом деятельности Центра является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием образовательных технологий, в том числе дистанционных.
По данным психолого-педагогического обследования, которое было проведено в начальный период обучения, ученики имеют вторичную задержку психического развития. Данная категория обучающихся испытывает затруднения в усвоении учебного курса, обусловленных недостаточными познавательными способностями, расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной' работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, часто избирательная и неустойчивая, зависит от сложности и привлекательности вида деятельности, а также от эмоционального состояния.
При обучении литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья мы столкнулись с определенными трудностями, связанными с умением понять смысловую составляющую текстов при относительной сформи-рованности технической стороны процесса чтения. Они не могли самостоятельно постичь смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Нами был подобран комплекс экспериментальных диагностических заданий, направленный на определение уровня развития и особенностей осмысления, понимания литературных текстов учениками, принимавшими участие в эксперименте: «Самостоятельно прочитай текст и ответь на вопросы»; «Послушай учителя и перескажи текст»; «Прочитай текст, ответь на вопросы, подбери к существительным прилагательные»; «Прочитай текст, вставь пропущенные слова». Нами были определены критерии оценки выполнения каждого диагностического задания. С учетом выделенных критериев мы использовали балльную систему оценки полученных результатов.
В экспериментальном исследовании принимали участие обучающиеся 2 класса «Центра образования «Ступени», в количестве 10 человек.
В качестве примера приведем описание результатов выполнения испытуемыми диагностического задания «Самостоятельно прочитай текст и ответь на вопросы». Испытуемым необходимо было прочитать внимательно текст «Клесты» и устно ответить на вопросы по содержанию текста,
активизирующие работу всех сфер читательского понимания и восприятия. Все ответы испытуемых фиксировались в бланке ответов.
Нами были определены критерии оценки выполнения данного задания: полнота, глубина и точность ответа на вопрос. С учетом выделенных критериев, мы использовали балльную систему оценки результатов: 3 балла - испытуемый понял текст, правильно ответил на все вопросы, не нуждался в наводящих вопросах, смог объяснить значение слова; 2 балла - испытуемый понял текст, но не совсем, допустил неверные ответы на половину вопросов, нуждался в помощи, на вопросы отвечал односложно; 1 балл - испытуемый не понял текст, не ответил правильно на вопросы даже при оказании помощи; 0 баллов - с заданием не справился.
Нами установлено, что у 8 из 10 испытуемых наблюдается низкий уровень осмысленности чтения. Эти ученики не поняли текст, не ответили правильно на вопросы даже при оказании помощи. При чтении текста эти ученики заменяли, пропускали буквы в словах и окончаниях. Следует отметить, что у них недостаточно развит кругозор. Так, никто из ребят не смог ответить на вопрос «Почему другие птицы выводят птенцов летом?». В целом, ответы школьников были не полные, не точные, односложные. Так, при ответе на вопрос «Когда клесты выводят птенцов?» никто из испытуемых не сказал, что поздней осенью. У этих учащихся ограничен словарный запас, они не могли объяснить значение слова «пернатые». Затруднялись в установлении причинно-следственных связей. Так, не все испытуемые смогли ответить на вопрос «Почему другие пернатые выводят птенцов летом?». Приведем примеры ответов этих учеников: «Они не могут в другое время больше»4 «Чтобы успеть все сделать, гнездо, накормить птенцов; «Летом тепло, а зимой холодно». Двое учеников продемонстрировали средний уровень понимания прочитанного текста. Они поняли прочитанный ими текст, но не смогли самостоятельно ответить на большую часть вопросов, нуждались в помощи педагога, отвечали односложно.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что в процессе чтения текста, дети с ограниченными возможностями здоровья допускают множество ошибок, тем самым искажая структуру и содержание текста, не понимая его смысла. Они испытывают трудности в установлении хода событий и явлений, в осмыслении причинной зависимости явлений. Всё это затрудняет развитие осмысленности чтения, понимания текста. Следует отметить, что у учащихся данной категории также наблюдается бедность словаря, снижение внимания и работоспособности, непонимание логических связей, нарушение грамматической и произносительной сторон речи, нарушение зрительного восприятия — всё это еще в большей степени препятствует формированию правильного и осмысленного чтения литературных текстов. Особенно отчетливо эти недостатки проявляются в процессе беседы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. После
прочтения текста в их ответах наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в тексте и пониманием смысла происходящего. Поэтому, даже накопленный детьми опыт не всегда может помочь правильному усвоению смысла и содержания произведения. На основе результатов экспериментального изучения особенностей понимания прочитанного у школьников 2 класса нами разработана Программа курса «Литературное чтение» [3]. Она состоит из 13 блоков-модулей, каждый имеет свою комплексно-дидактическую цель, Согласно учебному плану Центра образования «Ступени» для индивидуального обучения отведено по 2 урока в неделю (68 часов в год).
Список литературы: 1. . Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии. - М: АСТ, Астрель, 2008. - 224 с.
2. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. :13.00.03: Урал. Гос. Пед. ун-т. -Екатеринбург, 2009, 23 с.
3. Емельянова И.А., Антипова О.А. Особенности обучения литературному чтению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья //Социосфера: научно-методический и теоретический журнал. 2015. - №2 4. - С. 66-69.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - М: Просвещение, 2011. - 400 с.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Барашко Елена Николаевна
Старший преподаватель кафедры «Информационные технологии», Донской Государственный Технический университет (ДГТУ),
г. Ростов-на-Дону Хатламаджиян Яков Акопович Студент факультета «Социально-гуманитарный», Донской Государственный Технический университет (ДГТУ),
г. Ростов-на-Дону
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена проблеме организации образовательной среды, способствующей развитию мышления обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены возможности дистанционного обучения для формирования и развития мышления обучающихся. Приведены примеры творческих заданий. Установлено, что применение системы дистанционного обучения в отличие от других форм и методов обучения, имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
ABSTRACT
The work devoted a problem of organization of educational environment conducive to the development of thinking of pupils by means of information and communication technologies. The possibilities of distance learning for the formation of the development of thinking, as well as a favorable environment for its growth. Examples of creative tasks. It was found that the use of distance learning as opposed to other forms and methods of teaching, has a number of distinctive features that enhance mental activity of students.
Ключевые слова: методы обучения, дистанционное обучение, мышление, информационно-коммуникационные технологии, активизация мыследеятельности.
Keywords: methods of teaching, distance learning (DL), thinking, information - communication technologies (ICT), activation of mental activity.
Развитие мышления обучающихся является важной задачей педагогов на всем протяжении образования, начиная с системы дошкольного образования и заканчивая образованием, получаемым в рамках высшей школы. Процесс развития мышления обучающихся должен быть направлен на развитие его скорости, глубины, свободы, эффективности и других качеств мыслительного процесса.
Указанные аспекты мышления можно развивать с использованием различных средств и методов, в том числе и информационно-коммуникационных (ИКТ). Одной из востребованных современных образовательных технологий, опирающихся на инструментарий ИКТ, является дистанционное обучение (ДО). Рассмотрим возможности системы
ДО для развития указанных выше качеств мышления.
Развитию скорости мышления способствует решение учащимися в дистанционном режиме нестандартных задач и выполнение тестов. Так как время тестирования на компьютере строго ограниченно, то учащиеся обучаются рациональному планированию своего времени, получают опыт действовать в режиме его ограничения, а если речь идет о блиц-тестах, то и в ситуации его нехватки.
Применение системы ДО позволяет формировать и развивать у учащихся осмысленность своей деятельности и свободу мышления. Этому способствует использование творческих индивидуальных заданий: