Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К ЛИТЕРАТУРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / ДОО / дошкольное образование / центры развития / методы. / intelligence / pre-school education / preschool education / development centers / methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадалиева Зухра Иброхимжоновна

в статье анализируется, методы и средства формирования интеллектуальных способностей детей средней возрастной группы дошкольных образовательных организации посредством литературных произведений. Интерпретируются методы для интегрированного обучения в развивающих центрах государственно образовательной программы «Илк кадам». А также рассматривается жанры, произведения устного народного творчества, развивая исторического сознания формировать интеллектуальные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTELLECTUAL ABILITIES OF CHILDREN OF THE MIDDLE AGE GROUP OF TAO BY INTRODUCING THEM TO LITERATURE

the article analyzes the methods and means of forming the intellectual abilities of children of the middle age group of preschool educational organizations through literary works. The methods for integrated learning in the development centers of the state educational program "Ilk Kadam" are interpreted. It also examines genres, works of oral folk art, developing historical consciousness to form intellectual abilities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К ЛИТЕРАТУРЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОО ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К ЛИТЕРАТУРЕ

Ахмадалиева З.И.

Ахмадалиева Зухра Иброхимжоновна - магистрант, направление теория и технология обучения и воспитания (дошкольное образование), Андижанский государственный педагогический институт, г. Андижан, Республики Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется, методы и средства формирования интеллектуальных способностей детей средней возрастной группы дошкольных образовательных организации посредством литературных произведений. Интерпретируются методы для интегрированного обучения в развивающих центрах государственно образовательной программы «Илк кадам». А также рассматривается жанры, произведения устного народного творчества, развивая исторического сознания формировать интеллектуальные способности.

Ключевые слова: интеллект, ДОО, дошкольное образование, центры развития, методы.

FORMATION OF INTELLECTUAL ABILITIES OF CHILDREN OF THE MIDDLE AGE GROUP OF TAO BY INTRODUCING THEM TO LITERATURE

Akhmadalieva Z.I.

Akhmadalieva Zukhra Ibrokhimdjonovna - Master's student, DIRECTION THEORY AND TECHNOLOGY OF EDUCATION AND UPBRINGING (PRESCHOOL EDUCATION),

ANDIJAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the methods and means of forming the intellectual abilities of children of the middle age group of preschool educational organizations through literary works. The methods for integrated learning in the development centers of the state educational program "Ilk Kadam" are interpreted. It also examines genres, works of oral folk art, developing historical consciousness to form intellectual abilities. Keywords: intelligence, pre-school education, preschool education, development centers, methods.

УДК: 373

Системе дошкольного образования в Республике Узбекистан уделяется большое внимание. Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеевым по инициативе Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования». Проблема интеллектуального развития ребёнка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде отечественных исследователей как У.И. Иноятов, Н.А. Муслимов, М.Г. Давлетшин, Ш. Достмухаммедова, Д.А. Абдурахимова, А.А. Абдукодиров, Н.Х. Бегматова, Д.К.Аскарова, М.К. Абду^акимова, О.К. Адамова, З.Ф. Азизова. Из зарубежных стран JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, C.JI. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др. При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности к способам его стимулирования с учётом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала. Проводились и продолжают проводиться психологопедагогические исследования процессов воспитания и развития интеллекта детей в процессе подготовки их к дальнейшей учёбе, труду, жизни в социуме.

Понятие «интеллект» (англ. - intelligence) как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX в. Находясь под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина, он считал решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, фактор наследственности. Если раньше наследственностью объясняли только умственную отсталость, то Ф. Гальтон распространил влияние этого фактора на все уровни развития интеллекта - как самые высшие (талантливость, гениальность), так и средние.

В государственных требованиях к развитию детей первого и дошкольного возраста Республики Узбекистан от 03 марта 2018 года область "Развитие познавательного процесса" разделена на следующие подотрасли:

• навыки интеллектуальной осведомленности;

• элементарные математические навыки;

• исследовательско-познавательная и эффективная рефлексивная деятельность.

В подотрасли интеллектуальных навыков потребностью является то, что ребенок любопытен, целеустремлен, активен, заинтересован в знаниях и нуждается в них. Когда у дошкольника развит познавательный интерес, то можем сказать, что у него проявляется интеллектуальные способности.

А для этого мы проанализируем, развитие интеллектуальных способностей путем приобщение детей средней группы к литературе. Литература воспитывает, прививает нравственные, моральные, патриотические, гуманные и интеллектуальные качества.

Для детей среднего возраста мы можем использовать как средство обучения сказки. Сказки введут собой поучительный характер, если в педагогическом процессе будет систематически будет использована необходимые методы, технологии, средства обучения.

Методика как наука использует общенаучные методы исследования, но обладает и собственными, ей присущими, методами. Метод - это путь, направленное для достижения поставленной цели. Наша цель формирования интеллектуальных способностей детей средней группы дошкольных образовательных организаций посредством литературных произведений, и следует уместное применение следующих методов.

К теоретическим методам относятся:

• во-первых, анализ данных смежных наук и их методическая интерпретация;

Смежным наукам, можно привести пример центры развития государственной программы «Илк кадам», в котором ведутся пять центров (Наука и природа, Язык и речь, Искусство, Драматизация и сюжетно-ролевые игры, Конструирование, строительство и математика), на основе интеграции которых можно развивать интеллектуальные способности.

• во-вторых, историко-библиографический анализ, позволяющий изучать тенденции развития методики как науки в целом, выявлять различные направления в развитии методики, вклад отдельных ученых и научных школ, описывать подходы ученых и практиков к решению конкретных методических проблем в разные временные периоды; определять нерешенные проблемы;

• в-третьих, методический анализ литературного произведения (или произведений других видов искусств, привлекаемых к процессу литературного образования). Методический анализ включает в себя литературоведческий анализ произведения как отправную точку для размышлений. Методическая интерпретация художественного текста должна учитывать возможности его восприятия дошкольниками средней группы, соответственно возрастных особенностей и уровня подготовки, целесообразность включения данного произведения в процесс обучения, наличие связей с предшествующим и последующим материалом. Методист определяет цель обращения к данному произведению, содержание, объем и уровень знаний и умений, которыми будет овладевать ученик в процессе чтения и анализа текста, выявляет наиболее эффективные приемы его изучения.

Диагностические методы изучения дошкольника: анкетирование, беседа, опрос, изучение интеллектуальных и творческих работ учащихся, наблюдение. В соответствии с поставленной целью (выявление уровня литературного развития ребенка, определение специфики восприятия произведений определенного жанра и т.д.) выбирается один из данных методов и разрабатывается методика его применения в конкретном случае. Вопрос использования диагностических методов подробно будет рассмотрен позже. Данные методы могут использоваться при проведении разных видов эксперимента.

Экспериментальные методы предполагают выдвижение гипотезы и ее проверку в специально созданных для этого условиях. В методике используются четыре вида эксперимента: разведывательный (пилотажный), констатирующий, обучающий, контрольный, каждый из которых преследует свою цель.

Констатирующий эксперимент может проводиться с помощью метода срезов, при котором одновременно диагностируется большое количество учеников. Полученные результаты анализируются с целью вскрытия причин эффективности или неэффективности процесса обучения, установления связей и зависимостей. Это позволяет увидеть объективную картину реализации методических систем в школьной практике, определить пути совершенствования процесса обучения.

Один из специфических методов педагогического исследования — обобщение передового опыта. Личность воспитателя ДОО играет колоссальную роль в процессе преподавания литературного чтения для формирования интеллектуальных способностей дошкольников. Фольклор узбекской литературы, может служить средством обучения, на основе устного и письменного народного творчества. Пословицы, поговорки, сказки и дастаны являются устным народным творчеством, эпическим жанром литературы, через которых развивается историческое сознание, знание происхождения своего этноса их творчество, что позволяет развивать интеллектуальные способности. Такие как «Алпамыш», «Гороглы», «Кунтугмыш», «Ширин и Шакар», «Насриддин Афанди», легенды о «Томарисе», рассказы о великом полководце Амире Темуре, о великом поэте и писателе Алишер Навои и др.

Таким образом, анализ художественного произведения, являясь центральным звеном в процессе работы над литературой, должен быть организован на занятиях в соответствии с указанными методами, и тогда он станет средством литературного развития младших школьников, также чтение народных литературных произведений, будет способствовать их приобщению к чтению художественной литературы, формированию у интеллектуальных способностей.

Список литературы /References

1. Указ Президента Республики Узбекистан, от 30.09.2017 г. № УП-5198 «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования».

2. Юлдаш Фазил «Алпамыш», изд. Москва «Художественная литератур» - 1949г. стр-4

3. Umnova Maxsumaxon Qobuljon Qizi INNOVATSION TA'LIM DAVRIDA BOSHLANG'ICH SINF O'QUVCHILARIDA BILISHGA QIZIQISHINI RIVOJLANTIRISH MASALALARI // SAI. 2023. №Special Issue 5. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/innovatsion-ta-lim-davrida-boshlang-ich-sinf-o-quvchilarida-bilishga-qiziqishini-rivojlantirish-masalalari/ (дата обращения: 28.07.2023).

4. Умнова М.К. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

5. Умнова М.К. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы педагогики. 2022. №1 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-rabotnikov-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 28.07.2023).

6. Умнова М.К. и др. Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через применение развивающих игр // Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 10. - С. 595-600.

7. Umnov Dmitriy Gennadievich. (2021). RESEARCH OF BASIC ECONOMIC KNOWLEDGE AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 9(6), P. 89-96.

8. Умнов Дмитрий Геннадьевич СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки и образования. 2020. №16-1 (94).

9. Умнов Д.Г. ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ КУЛЬТУРУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки и образования. 2021. №16-1 (119).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.