ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Саттарова Ш.Х.
Саттарова Шахноза Хосилбековна - воспитатель, Дошкольное образовательное учреждение № 31, Алтынкульскийрайон, Андижанская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации качественной системы дошкольного образования, обсуждается контроль качества образовательного процесса, условий и результатов, что, безусловно, помогает узнать и исправить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия решений. Для совершенствования качества процесса дошкольного образования нужно взаимодействие между воспитателями, родителями и детьми, воздействие на компоненты системы управления качеством, т.е. повышение эффективности проводимых мероприятий должно зависеть от качества воспитательно-образовательной работы воспитателей и родителей и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. А также непрерывное повышение квалификации педагогических работников ДОО приведет к эффективному результату в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: качество, методика, культурно-гигиенические навыки, эффективность, воспитание, педагогический потенциал.
FEATURES ORGANIZATION OF A HIGH-QUALITY SYSTEM OF PRESCHOOL
EDUCATION Sattarova Sh.H.
Sattarova Shakhnoza Hosilbekovna - Educator, PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION № 31, ALTYNKUL DISTRICT, ANDIJANREGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the features of the organization of a high-quality preschool education system, discusses the quality control of the educational process, conditions and results, which certainly helps to find out and correct shortcomings, gives the head reliable information for decision-making. Improving the quality of the preschool education process requires interaction between educators, parents and children, impact on the components of the quality management system, i.e. improving the effectiveness of the activities carried out should depend on the quality of the educational work of educators and parents and the child's own activities at each stage of the educational process. As well as continuous professional development of preschool teachers will lead to an effective result in the upbringing and education of preschool children.
Keywords: quality, methodology, cultural and hygienic skills, efficiency, education, pedagogical potential.
УДК 373
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания.
Качество ДОО зависит от качества работы воспитателей, от атмосферы в коллективе, от условий, созданными руководителями ДОО для воспитания и обучения детей. О внедрении в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, а также применение принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования приведены в Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, разработанная во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года N ПП-3955 "О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием". Отведена значительная роль развитию системы дополнительного профессионального образования работников ДОО, так как повышение квалификации кадров обеспечивает углубление и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, служит повышению категории, степени, разряда и должности кадров. В соответствие с настоящим законом педагоги-воспитатели повышают квалификацию каждый пять лет, а это, естественно, очень мало. Бурное развитие методов обучения, усовершенствование технологий современного мира требует повышение квалификации не каждый пять лет, а непрерывно от педагогической деятельности. Одним из решений данной проблемы может быть интенсивный путь развития системы дополнительного профессионального образования посредством применения новых образовательных технологий, способных удовлетворить возросшие потребности слушателей. Наиболее перспективными являются дистанционные образовательные технологии, так как позволяют включить в процесс обучения большее количество слушателей при минимальных затратах, как материальных, так и кадровых [1].
Для родителей воспитанников важно, чтобы их ребенок, приходя в детский сад, чувствовал себя комфортно и чтобы его обучали и воспитывали высококвалифицированные специалисты [2].
Важную роль в развитии детей должно играть воспитание культурно-гигиенических навыков, положительное отношение к труду, патриотическое воспитание и толерантное отношение к людям, все это можно воспитать в ребенке через игры. Игры в нынешнее время исчезают из жизни детей, дети предпочитают компьютерные игры, которые вредны со всех сторон. В дошкольных учреждениях особое внимание должно уделяться развивающим играм для эмоционального развития детей, а также ролевые игры тоже дают узнать ребенка и это способствует найти подход каждому ребенку.
Понятие «качество» многогранно, и для каждого оно характеризуется по разному, т.е. каждый его понимает по своему:
• Для детей - это обучение в игровой форме, которая им больше всего интересна;
• Для родителей - это эффективное обучение детей по программам;
• Обучение без утомления;
• Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
• Успешность обучения;
• Проявления интереса и желания детей учиться;
• Обучение более престижным предметам (иностранный язык, танцы, лепка, вышивание в (подготовительных группах) и т.п.).
Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной. Для совершенствования качества процесса дошкольного образования нужно взаимодействие между воспитателями, родителями и детьми, воздействие на компоненты системы управления качеством, т.е. повышение эффективности проводимых мероприятий должно зависеть от качества воспитательно-образовательной работы воспитателей и родителей и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. А также непрерывное повышение квалификации педагогических работников ДОО приведет к эффективному результату в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Нужно выделить следующие пункты, которые обязательно должны присутствовать в каждом дошкольном образовательном учреждении:
■ Образовательная деятельность;
■ Развивающая среда;
■ Психологический комфорт ребенка;
■ Деятельность для сохранности здоровья воспитанников;
■ Удовлетворение потребности семьи;
Для обеспечения более доступного и качественного образования главное - наличие у каждого ребенка возможностей для обучения в школе. Для достижения оптимального уровня развития детей дошкольного возраста до начала обучения в школе нужно создать равные стартовые возможности. Гармоничное развитие дает возможность быть успешным в обучении, и поэтому достижение равных стартовых возможностей должно являться главной приоритетной задачей.
Именно в дошкольном возрасте начинается формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, эстетические, творческие и личностные качества. В ДОО должна обеспечиваться комфортная эмоциональная обстановка и разносторонне развивающая среда. Чтобы дети научились самостоятельно проявлять себя в жизни [2].
Система дошкольного образования постоянно меняется и улучшается. Таким образом, содержание дошкольного образования является систематизирующим элементом, отражающим социальные, экономические, педагогические изменения в жизни общества. Педагогический потенциал воспитателя, его ориентация на каждого ребенка, повышение профессиональной компетентности, развитие педагогической рефлексивности, мышления являются ресурсами развития и улучшения системы дошкольного образования.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 16 декабря 2019 года подписал закон «О дошкольном образовании и воспитании», в котором гарантируется право ребенка на дошкольное образование.
В итоге нужно отметить, что система оценивания качества образования должна буквально изменить старую систему и методику образования. Помочь новым кадрам и воспитанникам дошкольных образовательных учреждений легче усваивать новые программы. При этом наличие единого подхода всех субъектов ДОО поможет повысить качество дошкольного образования.
Список литературы /References
1. Тешабоев А.Ю., Умнова М.К. Мировой опыт повышения квалификации работников дошкольного
образования. Вестник науки и образования. № 16 (119). Ч. II, 2021. С. 89-91.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.maam.ru/ (дата обращения: 19.09.2022).
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.nsportal.ru/ (дата обращения: 19.09.2022).