МИРОВОЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 Тешабоев А.Ю. , Умнова М.К.
Email: [email protected]
1Тешабоев Акрамжон Юлдашевич - заведующий кафедрой, кафедра методики дошкольного образования;
2Умнова Махсума Кобулжон кизи - магистрант, факультет дошкольного образования, Андижанский государственный университет Республики Узбекистан, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается мировой опыт повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, обеспечивающий углубление и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, служащий повышению категории, степени, разряда и должности кадров. Уделяется должное внимание и в Узбекистане, так как развитие ребенка с самого раннего возраста -это залог его хорошего воспитания и образования. Проанализированы система дополнительного образования в США, Дании, Германии, Кореи, Австралии и пр. Ключевые слова: повышение квалификации, непрерывное образование, онлайн-курсы, « Устоз-шогирт».
WORLD EXPERIENCE OF ADVANCED TRAINING OF PRESCHOOL EDUCATION WORKERS Teshaboyev A.Yu.1, Umnova M.K.2
1Teshaboyev Akramjon Yuldashevich - Head of the Department, DEPARTMENT OF METHODS OF PRESCHOOL EDUCATION;
2Umnova Makhsuma Kobuljon kizi - Master's Student, FACULTY OF PRESCHOOL EDUCATION,
ANDIJAN STATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the world experience of professional development of preschool educational institutions, which provides deepening and updating of professional knowledge, skills and abilities, serves to increase the category, degree, category and position of personnel. Due attention is also paid in Uzbekistan, since the development of a child from an early age is the key to his good upbringing and education. The system of additional education in the USA, Denmark, Germany, Korea, Australia, etc. is analyzed. Keywords: advanced training, continuing education, online courses, "Ustoz-shogirt".
УДК 373
Непрерывно осваивать новые знания, то есть учиться и пополнять навыки, заниматься самообразованием, требуют от человека условия современного мира. Обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возрастающей востребованностью навыков и необходимостью владения современными методами решения профессиональных задач является непрерывным образованием.
В процессе глобализации и цифровизации общество нуждается в высококвалифицированных и опытных педагогов. Основная цель государственной реформы — обеспечить преемственность системы подготовки педагогов путем непрерывного улучшения их навыков. Повышение квалификации работников образования в Узбекистане — это форма обучения, которая дает новые, современные
знания, профессиональные навыки и компетенции для обеспечения качества образовательного процесса в соответствии с квалификационными требованиями к преподаванию.
О внедрении в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, а также применение принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования приведены в Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, разработанная во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года N ПП-3955 "О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием". Отведена значительная роль развитию системы дополнительного профессионального образования работников ДОО, так как повышение квалификации кадров обеспечивает углубление и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, служит повышению категории, степени, разряда и должности кадров. В соответствие с настоящим законом педагоги-воспитатели повышают квалификацию каждый пять лет, а это, естественно, очень мало. Бурное развитие методов обучения, усовершенствование технологий современного мира требует повышение квалификации не каждый пять лет, а непрерывно от педагогической деятельности. Одним из решений данной проблемы может быть интенсивный путь развития системы дополнительного профессионального образования посредством применения новых образовательных технологий, способных удовлетворить возросшие потребности слушателей. Наиболее перспективными являются дистанционные образовательные технологии, так как позволяют включить в процесс обучения большее количество слушателей при минимальных затратах как материальных так и кадровых [2].
Для многих стран постоянное повышение квалификации является обязательным условием работы в образовательных учреждениях для детей. Оплата курсов повышения квалификации обычно осуществляется сразу тремя сторонами: работником, работодателем и государством (Финляндия, Австралия, Чехия, Япония). Однако в некоторых странах работник освобожден от оплаты курсов по повышению квалификации. Оплату берут на себя государство и работодатель (Норвегия, Ирландия, Новая Зеландия). В Узбекистане оплата на курсы повышения квалификации берёт на себя государство и у работника сохраняется заработная плата. В конце курса работник должен сдать экзамен, в случае пересдачи экзамена работник оплачивает за полный курс и учится заново. В последнее время особую популярность приобретают онлайн-курсы по повышению квалификации. Примером может служить онлайн-курс Kindergarten Teachers that Make a Difference, предлагаемый международной организацией The International Step by Step Association (ISSA).
В Австралии достаточно популярна практика наставников (The Professional Mentoring Program for Early Childhood Teachers). В рамках данной программы по повышению квалификации молодой педагог получает в напарники высококвалифицированного педагога дошкольного образования и вместе с ним проводит занятия с детьми, тем самым перенимая профессиональный опыт. Кроме того, молодой педагог может получить консультацию у напарника по любому вопросу даже после окончания данного курса. Наставник осуществляет кураторство на протяжении нескольких лет. Данную программу можно сравнить с системой «Устоз-шогирт», действующей в высших учебных заведениях Узбекистана. Известно, что в качестве практически выверенного фактора представляется опыт учитель-ученик, оказывающий учебно-воспитательное воздействие на будущих специалистов.
В дошкольных учреждениях Германии актуальна сложная задача по адаптации и социализации детей-мигрантов из разных стран, вследствие чего большую популярность приобретают курсы повышения квалификации, в рамках которых
педагогов дошкольного образования знакомят с методикой преподавания немецкого языка маленьким детям. Подобные курсы популярны и во Франции, которая столкнулась со схожей проблемой.
А в Узбекистане в условиях глобализации очень востребованы воспитатели со знаниями русского, английского, немецкого, корейского языков. Поэтому необходимо увеличивать куры повышения квалификации с обучением иностранного языка.
Если рассмотреть дополнительное образование в США, то можно узнать, что существуют различные профессиональные организации и ассоциации, которые устраиваются для преподавателей всех уровней, в том числе и для педагогов дошкольного образования, различные краткосрочные курсы и однодневные семинары (workshop). Участие в них платное. А также в США проводятся многочисленные профессиональные конференции, которые являются своеобразной площадкой для обмена опытом между педагогами из разных штатов и стран. Так, например, в 2014 году Калифорнийская ассоциация дошкольного образования (The California Kindergarten Association) проведет уже 31-ю ежегодную конференцию, которая соберет около 700 участников, в основном педагогов дошкольного образования. В рамках этой конференции предусмотрено проведение различных семинаров по вопросам психологии детей младшего возраста, инновационным методикам работы с дошкольниками и пр. В Южной Корее большое внимание уделяется повышению квалификации, проходящему в процессе работы воспитателя в группе. Такой вид профессионального саморазвития называется педагогическим исследованием (teacher research). В Дании помимо традиционных форм организации профессионального развития в настоящий момент в сфере повышения квалификации педагогическое сообщество начинает уделять все большее внимание возможностям электронных ресурсов (e-learning), упрощающих взаимодействие и обмен опытом внутри педагогического сообщества. Таким образом, мировой опыт организации системы повышения квалификации показывает, что существует множество вариантов и подходов к профессиональному развитию воспитателей в дошкольных образовательных организациях.
Список литературы /References
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marifat.uz/ (дата обращения:25.11.2021).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ug.ru/shkolnoe-i-doshkolnoe-obrazovanie-mirovoj -opyt-i-povyshenie-kvalifikaczii-uchitelej/ (дата обращения:25.11.2021).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Элибаева Л.С. Email: [email protected]
Элибаева Лола Сулеймановна - старший преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в процессе овладения знаниями ведущим фактором считается интеллектуальное развитие учащегося. С учетом интеллектуального развития