УДК 332.146:330.322(470.22)
формирование института государственно-частного партнерства в республике Карелия
а. е. курило,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: akurilo@mail. ru
е. г. немкович,
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: enemkovich@mail. ru Институт экономики Карельского научного центра РАН
Рассматривается институт государственно-частного партнерства как актуальная модель регионального развития. Анализируются основные положения закона Республики Карелия от 05.12.2011 № 1568-ЗРК «Обучастии Республики Карелия в проектах государственно-частного партнерства», освещаются функции основных органов, управляющих процессом государственно-частного партнерства. Приводятся примеры инвестиционных проектов, реализуемых в республике в рамках государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, регион, региональная экономика, региональное развитие, инвестиционная деятельность.
Текущая экономическая ситуация в России характеризуется тем, что реальная потребность в капиталовложениях значительно превышает возможности государства. В настоящее время государство пока еще не в состоянии в достаточной мере финансировать многие сферы национальной экономики. Дальнейшее развитие страны и ее регионов непосредственно зависит от привлечения к участию в процессе развития негосударственных организаций, способных мобилизовать дополнительно к бюджетным возможностям финансовые
средства, необходимые для поддержки и развития различных сфер экономической деятельности.
Формой совместного взаимодействия государства и частного сектора в реализации финансо-воемких проектов во всех сферах экономической деятельности выступает государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Суть ГЧП состоит в том, чтобы в рамках договоров и соглашений о государственно-частном партнерстве передать частному сектору функции финансирования (строительства, реконструкции, эксплуатации, управления) объектов социально-культурной и производственной инфраструктур, находящихся в государственной собственности [3, с. 46].
Механизм ГЧП позволяет обеспечить участие частного партнера в развитии объектов общественной инфраструктуры субъекта Федерации или местного самоуправления, инвестор получает государственную поддержку и прибыль при использовании создаваемых им объектов. При этом неизменным условием реализации проекта гЧП является передача созданного или модернизированного объекта в государственную или муниципальную собственность по завершении срока действия соглашения.
Развитие институтов гЧП направлено на оптимизацию и экономию бюджетных средств, по-
вышение эффективности использования государственного и муниципального имущества и выступает альтернативой традиционным методам бюджетного финансирования в объекты общественной инфраструктуры. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17 % экономии для бюджета страны [1].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года ГЧП определено в качестве стратегического направления, которое позволяет снизить предпринимательские и инвестиционные риски, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктур.
Активное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных сферах экономической деятельности позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики [14, с. 14].
В Республике Карелия также сформировалась острая потребность применения механизмов гЧП, в первую очередь в социально значимых сферах экономической деятельности в отношении объектов, которые не могут быть переданы в частную собственность из-за рисков прекращения оказания социально значимых услуг (объекты здравоохранения, культуры, спорта), а также и в материальном производстве.
На рельсы государственно-частного партнерства постепенно переходит жилищно-коммунальное хозяйство. Например, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» на свой страх и риск уже осуществляет взаимодействие на основе гЧП с муниципальными администрациями не только в г. Петрозаводске, но и в районах республики в вопросах обеспечения жилищно-коммунальными услугами (до 2012 г. эта деятельность осуществлялась в условиях отсутствия республиканского законодательства). В первую очередь это касается северных территорий Республики Карелия - в Лоух-ском, Беломорском, Кемском и Сегежском районах обеспечивается регулярное поступление топлива, стабильно подаются тепло и вода, устанавливаются измерительные приборы, проводятся ремонт и реконструкция коммунальных сетей и котельных. Это первые шаги, а в перспективе у ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» есть и инновационные проекты, в частности строительство завода
по обработке местных видов топлива. Кроме того, заканчивается перевод на газ котельных поселков Шуи и Мелиоративного (это будут первые в Карелии поселковые котельные на природном газе).
Помимо этого в республике уже реализованы или реализуются с использованием механизмов ГЧП следующие инвестиционные проекты:
• строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений в Петрозаводском городском округе (II этап). Проект реализуется при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ;
• проект «Горный парк «Рускеала» (ООО «Кол-мас Карелия», Сортавальский муниципальный район). Предоставление в аренду земельного участка (муниципальная собственность) с целью обустройства объекта культурного наследия для организации туристической деятельности;
• проект «Парк-отель «Дача Винтера» (ЗАО «Норд Хауз», п. Таруниеми, Сортавальский муниципальный район). Аренда государственной собственности с условием выполнения арендатором за свой счет ремонтно-восстановитель-ных работ и реставрации объекта культурного наследия с последующей компенсацией их стоимости посредством временного освобождения от арендной платы.
В Республике Карелия создан прецедент, когда на межмуниципальном уровне формируется комплексный республиканский проект «Комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия», охватывающий 37 поселений. В рамках проекта при участии консультантов Центра ГЧП (г. москва) будут осуществлены строительство и реконструкция муниципальных объектов водоснабжения, канализационных сетей и комплексов очистки сточных вод на принципах государственно-частного партнерства. Карелия - первый субъект на территории России, принявший участие в разработке столь масштабного проекта по строительству водоочистных сооружений, который поэтапно реализуется в республике в тесном сотрудничестве с Внешэкономбанком (ВЭБ). Подписан протокол о взаимодействии между Правительством Республики Карелия, ГК «Внешэкономбанк», Центром ГЧП и ООО «Петросоюз-Строй» - уполномоченной по проекту организацией. Согласовано техническое задание, выбраны технические, юридические и финансовые консультанты, разработана дорожная карта - определение этапов реализации проекта.
Отсутствие республиканской нормативной базы в определенной степени сдерживало продвижение в Республике Карелия крупных инвестиционных проектов и дальнейшее развитие использования механизмов ГЧП.
Ярким примером необходимости разработки республиканского законодательства о ГЧП может служить реализация совместного российско-финляндского проекта «Технологическая деревня», который из-за отсутствия нормативно-правовой базы для ГЧП в республике фактически зашел в тупик. В рамках проекта в местечке Томицы в окрестностях г. Петрозаводска планировалось организовать многопрофильный комплекс с размещением новых производств по металло- и деревообработке, сборке конструкций и изготовлению деталей для автотранспорта. общая стоимость финских вложений в этот проект, предположительно, должна составить около 80 млн евро. Финские инвесторы настаивали на финансировании за счет средств карельского бюджета строительства инженерных коммуникаций до границ будущей технологической деревни, однако в 2010-2011 гг. у республиканских властей не было механизма использования бюджетных ассигнований на подготовку инфраструктуры промышленной площадки.
В России в основном принята модель развития ГЧП, которую регулируют региональные законодательные акты при общей методологической и законодательной поддержке со стороны федеральных ведомств. Соответственно вопрос о необходимости создания собственной нормативно-правовой базы, определяющей порядок участия республики как субъекта Федерации в отношениях ГЧП, должна решать сама республика.
Принятие закона Республики карелия от 05.12.2011 № 1568-ЗРК «Об участии Республики карелия в проектах государственно-частного партнерства» имеет важное политическое, экономическое и даже психологическое значение: республика на высшем уровне признала, что она готова к сотрудничеству в форме партнерства. Его актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в республике активно идет работа по реализации ряда крупных инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП.
Республика Карелия не является первопроходцем в этом направлении. Подобные законы приняты уже в 47 регионах страны. Известен опыт г. Санкт-Петербурга, осуществляющего проекты ГЧП в различных секторах экономики (аэропорт «Пулково»,
завод твердых бытовых отходов в поселке Янино, строительство театрально-концертного комплекса, строительство надземного экспресса, строительство школ и дошкольных учебных заведений).
Принятый закон об участии Республики Карелия в проектах ГЧП является первым и единственным законом в Карелии, который наиболее полно отражает современное понимание ГЧП. Он положил начало формированию нормативной базы, определяющей порядок участия республики как субъекта Федерации в проектах ГЧП. В перспективе необходимо более подробно определить возможный инструментарий ГЧП и разработать соответствующие республиканские законы и другие нормативные акты.
Закон устанавливает, что «государственно-частное партнерство - это сотрудничество государственного и частного партнеров по созданию, реконструкции, модернизации и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и предоставлению услуг с их использованием на условиях разграничения рисков и ответственности, определяемых соглашением о ГЧП и законодательством» [9].
В основу закона положены базовые признаки экономической трактовки ГЧП [2]:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты);
- взаимодействие указанных сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер (в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов);
- ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель -удовлетворение государственного интереса);
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и др.
Республиканский закон устанавливает основы правового регулирования, порядок и условия участия республики в проектах ГЧП, позволяет обеспечить участие частного партнера в развитии объектов общественной инфраструктуры территории: инвестор получает государственную поддержку и прибыль при
использовании создаваемых им объектов. Однако неизменным условием реализации проекта является передача его в государственную или муниципальную собственность по завершении срока действия соглашения. Принятие закона также является положительным сигналом для иностранных инвесторов, которые больше всего опасаются рисков, связанных именно с обязательствами партнера в лице государства.
В системе управления проектами определено участие правительства республики, которое принимает решение о реализации проекта; органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственной политики в сфере ГЧП, а также органов исполнительной власти, уполномоченных на заключение и исполнение соглашений.
В течение последних лет в республике не наблюдается увеличения производства и притока инвестиций в социальную и производственную инфраструктуры.
Основными причинами такой ситуации, на взгляд автора, являются [5, с. 15]:
- недостаток бюджетных средств для расширенного воспроизводства в секторах инфраструктуры;
- институциональная неготовность собственника (государства и муниципальных образований) к передаче определенных прав на инфраструктуру субъектам предпринимательства в рамках ГЧП;
- высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты при отсутствии гарантий государства.
В таких условиях цели проектов ГЧП устанавливаются государством с позиций общественных интересов и потребностей. Государство определяет стоимостные и качественные параметры проектов ГЧП и осуществляет мониторинг их реализации.
В соответствии с законом основными «целями участия Республики Карелия в проектах ГЧП являются развитие общественной инфраструктуры для обеспечения экономического роста Республики Карелия, повышение качества производимых товаров, а также работ, услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры, эффективности использования имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, за счет привлечения инвестиций на условиях, предусмотренных соглашениями о государственно-частном партнерстве» [9].
В Республике Карелия согласно закону участниками соглашений о ГЧП могут выступать муниципальные образования Республики Карелия и (или) субъекты РФ, на территориях которых реализуются
проекты ГЧП [9]. При этом четко определено, что государственным партнером является Республика Карелия в лице Правительства Республики Карелия, органа исполнительной власти или уполномоченное Правительством Республики Карелия юридическое лицо, собственником 100 % акций (100 % долей уставного капитала, 100 % имущества) которого является Республика Карелия.
В качестве частного партнера может выступать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, соответствующий целому ряду условий финансово-организационного характера, среди которых отсутствие убытков, просроченных налоговых платежей, просроченной кредиторской задолженности.
Взаимоотношения сторон ГЧП носят партнерский, равноправный характер. Партнерство строится как официально формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая под те или иные цели и опирающаяся на соответствующие юридические договоренности сторон.
Сферой применения проектов на основе ГЧП становятся, прежде всего, объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктуры, объекты культуры, памятники истории и архитектуры) - те направления, за которые государство традиционно несет ответственность и заказывает те работы, в которых оно заинтересовано. Это могут быть, к примеру, ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения. С рыночных позиций они непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. Власти не могут полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и вынуждены сохранять контроль либо за определенным имуществом (оставаться собственником), либо за определенным видом деятельности.
В республиканском законе объектами соглашений о ГЧП являются создание, реконструкция, модернизация и (или) эксплуатация частным партнером объектов общественной инфраструктуры и предоставление услуг с их использованием на условиях соглашения о ГЧП. Под общественной инфраструктурой законодатель понимает существующие или вновь создаваемые объекты капитального строительства социальной и производственной инфраструктур, оборудование и иное движимое имущество, используемые для удов-
летворения общественных потребностей, обеспечение которых законодательством возложено на органы государственной власти [9].
Таким образом, основными направлениями региональной политики, реализация которых возможна с использованием механизмов ГЧП, являются строительство и реконструкция общественной инфраструктуры, а именно транспорт, энергетика, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера -здравоохранение, образование, культура, трудовые ресурсы, туризм, спорт и досуг и др. Применение ГЧП при решении проблем по этим объектам позволит снизить правовые риски, повысит доступность финансовых ресурсов на банковском и фондовом финансовых рынках и, соответственно, привлекательность проектов ГЧП для частных инвесторов.
В реальных условиях ГЧП проявляется в широком спектре различных правовых форм реализации конкретных проектов. В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления из всего многообразия можно отнести следующие [2]:
• различные взаимовыгодные государственные контракты взаимодействия государства и частного сектора;
• арендные (лизинговые) отношения;
• государственно-частные предприятия;
• соглашение о разделе продукции (СРП);
• концессионные соглашения (договоры). Республиканский закон предусматривает
подписание соглашения о ГЧП, которое является договором, заключаемым между государственным партнером, частным партнером, а также иными лицами по осуществлению ГЧП [9].
Соглашением о ГЧП предусматривается участие Республики Карелия в проектах ГЧП в имущественной и (или) финансовой формах. Имущественное участие Республики Карелия в проектах ГЧП осуществляется через [9]:
• предоставление частному партнеру в аренду земельных участков для реализации проектов ГЧП;
• передачу частному партнеру во владение, пользование и доверительное управление недвижимого и (или) движимого имущества;
• передачу частному партнеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Отметим, что в практике субъектов РФ широко используются все формы ГЧП, кроме концессионных
соглашений (договоров). В то же время, по мнению большинства ученых, специалистов и экспертов, концессии - это наиболее развитая, комплексная и перспективная форма ГЧП [2]. Основной причиной ее неразвитости в стране является отсутствие концепции управления государственной собственностью [4] и как следствие непринятие банками концессионных соглашений, боязнь государственных служащих принимать важные решения по передаче государственной собственности, а также отсутствие подготовленных кадров по концессионным договорам ГЧП. Вместе с тем уже в 2004 г. Президент РФ В. В. Путин, выступая на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, отметил: «Еще одно перспективное направление - это участие бизнеса в реализации инфраструктурных проектов государства, таких как крупные транспортные, магистральные проекты, энергообеспечение, укрепление приграничной инфраструктуры. Считаю, что уже в самое ближайшее время следует создать правовую базу для совместной работы по приоритетным программам, и государство должно обеспечить стабильность условий работы частных инвесторов - включая рамки концессионных соглашений» [11]. В развитие данного решения был принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Принятые в республиканском законе формы имущественного участия республики при реализации проектов ГЧП открывают возможности для частных инвесторов выйти на подписание концессионных соглашений. Это позволит обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности, предоставит частному сектору наиболее полную свободу в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений. В то же время у государства в рамках концессионного договора и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. Государство, передавая частному инвестору только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляет за собой право распоряжения ею.
Законом определены следующие способы финансового участия Республики Карелия в проектах ГЧП [9]:
• осуществлять бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности, возводимые по проектам ГЧП;
• предоставлять субсидии бюджетам муниципальных образований республики на софинан-сирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, возводимых по проектам ГЧП.
• участвовать в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
• осуществлять предусмотренные соглашением о ГЧП выплаты частному партнеру, в том числе по реализации производимых им товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов);
• предоставлять в соответствии с законодательством государственные гарантии Республики Карелия по займам, привлекаемым частным партнером для реализации проекта ГЧП.
В зависимости от конкретных особенностей проекта и реальных условий реализации имущественное и финансовое участие Республики Карелия в проектах ГЧП может осуществляться иными способами.
Для получения предусмотренной законом финансовой поддержки инвестиционный проект ГЧП должен соответствовать жестким критериям. Он должен отвечать оптимальным параметрам финансовой, бюджетной, экономической, социальной эффективности, быть направлен на социально-экономическое развитие республики и входить в Стратегию социально-экономического развития республики.
В соответствии с законом все вопросы о формулировании проекта ГЧП осуществляет правительство республики. В качестве органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного на проведение государственной политики в сфере ГЧП, определено Министерство экономического развития Республики Карелия. Оно принимает к рассмотрению предложения органов исполнительной власти республики, муниципальных образований, частных партнеров по участию в проектах государственно-частного партнерства по направлениям, соответствующим Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. Министерство осуществляет следующие функции [9]:
- подготавливает проекты нормативных правовых актов в сфере ГЧП;
- взаимодействует с органами исполнительной власти республики в сфере ГЧП;
- координирует деятельность органов исполнительной власти республики по привлечению внебюджетных инвестиций в объекты соглашений о ГЧП;
- реализует иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством республики.
Применение республиканского закона и данного механизма организации проектов ГЧП обеспечивает [6]:
• согласование стратегических интересов государства и предпринимательства, которое происходит на этапе формирования программных документов;
• четкое определение целей, которые фиксируются в программном документе;
• законодательное закрепление прозрачных процедур реализации конкретных проектов;
• особый статус проектам и их участникам, который также фиксируется в законе;
• предоставление публичных полномочий предпринимательству на законодательной основе;
• стабильность и защиту интересов государства и предпринимательства в каждом конкретном проекте, на уровне контракта.
Как уже отмечалось, реализуя принципы ГЧП, республиканская (муниципальная) власть передает во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты разных сфер экономической деятельности, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью [4].
От использования ГЧП выгоду получают все партнеры при четко выраженной ведущей роли государства. Государство имеет возможность экономии бюджетных средств и получения готового объекта требуемого качества. Развивается бизнес-среда, способствующая развитию предпринимательства и, соответственно, увеличению налоговых отчислений в бюджет. Частный сектор при ГЧП получает гарантию осуществления экономической деятельности в течение продолжительного периода (определяется контрактом), гарантированные платежи и прибыль, зависящую от степени участия в проекте.
Основной выгодой от реализации проектов через механизмы ГЧП является сбалансированное распределение финансовой нагрузки на местные бюджеты. Это позволит реализовать в республике дорогостоящие проекты и получить новые объекты инфраструктуры и производства, новые рабочие места, развитие перспективных направлений эконо-
мической деятельности, повысить конкурентоспособность территории и уровень ее капитализации.
Опыт многих зарубежных стран и ряда российских регионов показывает, что ГЧП уже давно служит эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов. Но помимо законодательного инструментария в отношении ГЧП, необходимо иметь институциональную инфраструктуру для обеспечения функционирования ГЧП на практике.
Организатором реализации закона может стать государственная организация (региональный центр ГЧП, корпорация или агентство развития и др.). Региональный центр должен заниматься программами и проектами: анализировать, отбирать, продвигать и инициировать их, создавать специализированные подразделения ГЧП, обобщать опыт проектной работы, инициировать подготовку соответствующих специалистов, способствовать созданию нормативно-правовой базы, проводить конкурсы по отбору частных партнеров. Региональный центр становится «мозговым координирующим центром», который занимается подбором проектов, их оценкой и подготовкой в практической плоскости [8, с. 40]. Региональные центры ГЧП уже созданы в 15 субъектах РФ [12].
В Республике Карелия для этой цели в 2011 г. создано ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» [13]. Главными приоритетами его деятельности являются содействие реализации государственной политики, направленной на развитие Республики Карелия, привлечение в регион инвестиций и создание новых рабочих мест. Представляя интересы частных предпринимателей перед государством и интересы государства перед бизнесом, корпорация развития обеспечивает их эффективное взаимодействие и способствует разработке и реализации промышленных, социально значимых и инфраструктурных проектов Республики Карелия.
Корпорация развития Республики Карелия осуществляет реализацию следующих целей и задач:
- поиск и привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры республики и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов ГЧП;
- сопровождение инвестиционных проектов, одобренных Правительством Республики Карелия, в режиме «единого окна»;
- координация и ускорение реализации инвестиционных проектов;
- привлечение средств Инвестиционного фонда России для реализации крупных региональных проектов;
- мониторинг инвестиционных проектов по созданию и развитию индустриальных парков и технопарков на территории Республики Карелия;
- представление интересов Республики Карелия в рамках и на условиях проектов, одобренных Правительством Республики Карелия;
- оказание содействия в привлечении источников финансирования, минимизирующих прямое участие средств республиканского бюджета;
- формирование на базе Корпорации механизма взаимодействия инвесторов с органами государственной власти Республики Карелия и населением.
Проекты социально-туристской направленности. ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» уже реализует ряд проектов социально-туристской направленности.
Проект «Духовное преображение русского Севера» получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и одобрение Президента РФ Д. А. Медведева. Базовыми территориями реализации мегапроекта определены территории, прилегающие к Валаамскому, Соловецкому, Кижскому архипелагам и г. Петрозаводску - столице Республики Карелия [7]. В основу проекта положен матричный подход, который заключается в создании единой для всех территорий структуры системообразующих элементов. На каждой из территорий планируется создать: культурно-информационный центр, гостиничный комплекс, молодежный духовно-нравственный образовательный центр, центр паломничества, этнографическую деревню, объекты инженерной, транспортной и обслуживающей инфраструктур.
Проект «Строительство водно-туристского центра в г. Петрозаводске», имеющий непосредственное отношение к проведению парусной регаты, предусматривает возведение центра яхтенного спорта со строительством причалов для яхт, гостиницы, выставочного центра, яхт-клуба и парусной школы.
Корпорацией развития создан проект «Строительство многофункционального выставочного комплекса в составе общественно-культурного центра», который должен способствовать продвижению продукции карельских предприятий и установлению деловых связей с партнерами на российском и внешнем рынках. В рамках данного проекта
выполнен ряд работ подготовительного этапа, он готов под немедленное строительство.
Строительство современного многофункционального комплекса «Александровский завод» в центре города реализует компания «Охта Групп». Проект предполагает комплексное развитие бывшей промышленной территории Онежского тракторного завода. В составе многофункционального комплекса планируются: торгово-развлекательный центр, малоэтажный жилой комплекс, общественно-деловые, спортивные и социальные объекты, музей истории завода и города.
В рамках проекта «Строительство многофункционального гостиничного комплекса «Онего Холидей» на берегу Онежского озера для приема участников парусной регаты «Онего» предусматривается строительство коттеджно-спальных объектов, ресторана и причалов для яхт. Инициатор проекта - ООО «Нелукса».
В г. Петрозаводске по инициативе и разработкам Национального государственного университета физкультуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта будет реализован проект «Единый центр спорта республики» путем реконструкции и развития стадиона «Спартак».
В Прионежье появится современный туристический объект европейского уровня - «Спортивно-туристский горнолыжный комплекс «Ялгуба». На побережье одного из заливов Онежского озера, в 15 км от г. Петрозаводска, разместится гостиничный комплекс рекреационного назначения, будут оборудованы лыжные и горнолыжные трассы различной сложности и протяженности, сервис-центр. По проектным данным, туристический комплекс «Ялгуба» сможет принимать порядка 30 тыс. отдыхающих ежегодно [10].
Проект нового курорта в Карелии под названием «Земля Сампо»1 в Кондопожском районе восходит к северному эпосу Калевала. Это комплексный проект по развитию сразу нескольких туристских объектов в районе. Будущий туристический комплекс объединит под одним брендом строительство крупного горнолыжного комплекса «Спасская губа» с пропускной способностью 10 тыс. чел., первый российский бальнеологический курорт «Марци-альные воды» (заложенный еще Петром I), водопад Кивач, заповедник, уникальные озера и поселки. Предполагается круглогодичное использование
1 Сампо в эпических текстах символизирует «мельницу
счастья».
курорта по трем направлениям - оздоровительный туризм, экскурсионный туризм и активный отдых.
Развитие водного туризма на островах Ладожских шхер предполагает проект «Северное Приладожье», предусматривающий строительство водно-туристского центра «Приладожье» в Сортавальском районе. В рамках проекта предполагается реконструкция яхтенного комплекса в г. Сортавале и обустройство десяти островов в Ладожском озере. Правительство республики ведет работу по созданию национального парка в Приладожье. Упор в проекте делается на развитие экологического туризма, который позволит максимально сохранить природу этих мест. Реализация этого проекта планируется на 2011-2015 гг.
В рамках инвестиционного проекта, касающегося развития спорта в республике, запланировано создание спортивно-туристской базы Национального государственного университета физкультуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта в Лахденпохском районе.
Реализация проекта «Строительство туристского центра «Сайнаволок» позволит возвести в черте города туристский комплекс круглогодичного использования. Он включает водный причал, 120 коттеджных блоков для семейного проживания, экскурсионные, спортивные, рыбацкие и зрелищные проекты круглый год.
Строительство гостинично-торгового комплекса «Петровский» в центре города в районе площади Кирова, в деловом и историческом центре г. Петрозаводска. Комплекс составит 6 675 м2. Здесь будет трехзвездная гостиница на 112 человек и коммерческий банк. Объекты комплекса органично вписаны в окружающую природную среду и исто-рико-архитектурный облик города.
Проекты промышленной направленности. У акционерного общества «Корпорация развития Республики Карелия» накоплен опыт разработки и реализации ряда промышленных проектов.
В г. Петрозаводске при помощи администрации города реализуется крупный инвестиционный проект - строительство первого в стране завода по производству древесных плит (ОSВ) из ориентированной стружки в ООО «ДОК «Калевала». Ожидается, что запуск завода даст рост налоговых поступлений в бюджет всех уровней до 500 млн руб. в год, позволит создать более 400 новых рабочих мест и оживить смежные отрасли промышленности с потенциалом до 3 тыс. новых рабочих мест. На первом этапе планируется производить 300 тыс. м3, в последующем - 500 тыс. м2 OSB-плит в год.
В г. Петрозаводске также реализуется проект строительства мусороперерабатывающего завода (срок реализации - 2011-2013 гг.).
Строительство завода по производству теплоизоляционных материалов на основе природного базальта ориентировочно намечено в г. Кондопога. Будут созданы производственные мощности по изготовлению теплоизоляционных материалов на основе республиканской базы природного базальта, которые востребованы на рынке. Предприятие сможет выпускать до 450-500 тыс. м3 и более 42 тыс. т теплоизоляционных изделий высочайшего качества. Это обеспечит объем реализации на 1,3-1,5 млрд руб. в год и принесет около 200 млн руб. налогооблагаемой прибыли. На производстве будет задействовано 250-300 чел.
В Муезерском, Калевальском и других районах республики реализуется проект по комплексной реконструкции тепловых коммуникаций.
Проект по модернизации основного технологического оборудования ОАО «ЦЗ «Питкяранта» позволит увеличить производительность до 120 тыс. т целлюлозы в год.
В г. Лахденпохья проект «Развитие производственных мощностей ООО «ЛФК Бумэкс» предполагает проведение ряда мероприятий по увеличению мощностей производства фанеры и шпона.
На базе ООО «Медвежьегорский леспромхоз» планируется создать лесопильно-перерабатываю-щий завод в г. Медвежьегорске с работой по новой технологической схеме подачи, распиловки, сушки, пакетирования пиломатериалов.
Новое развитие получит поселок Хелюля при реализации проекта по развитию лесозаготовок и строительству завода по глубокой переработке древесины, осуществляемому ЗАО «Кей Форест».
На основе сырьевой базы планируется строительство крупного и крайне необходимого республике цементного завода в Лоухском районе.
В Пудожском районе на основе полиметаллического месторождения намечена реализация нового мегапроекта по разработке хрома. Запасы Пудож-горского месторождения железо-титан-ванадиевых руд и Аганозерского месторождения хромовых руд имеют стратегическое значение для российской экономики, поскольку их разработка позволит снизить сырьевую зависимость страны от импорта хрома и титана. Общие ресурсы титано-магнетитовых руд Пудожского района оцениваются в 3,6 млрд т, это -крупнейшая сырьевая база Северо-Запада России.
Предполагается построить здесь несколько горнообогатительных и металлургических заводов, проложить железную дорогу по восточному побережью Онежского озера и транзитную высоковольтную линию электропередачи напряжением 220 (330) кВ от г. Медвежьегорска до районного центра г. Пудож с последующим выходом на другие энергосистемы Северо-Запада. Предполагается заложить новый город на 40 тыс. чел.
В Костомукшском городском округе имеется проект по созданию сбалансированного производства по заготовке и глубокой переработке древесины на основе производства клееного бруса и пеллет, реализуемый ООО «Костомукшская строительная компания».
Проект ООО «Норд-гидро» направлен на развитие малой энергетики в Карелии. Он предусматривает развитие энергосистемы республики путем реконструкции и возведения малых гидроэлектростанций и включение их в единую систему энергоснабжения. До 2015 г. планируется ввести в строй 46 малых ГЭС.
В каждом из проектов уже имеются инвесторы, подписан ряд соглашений. Проекты в основном будут выполняться на принципах государственно-частного партнерства. Государство будет оказывать финансовую поддержку в рамках федеральных и республиканских целевых программ. Со стороны республики софинансирование будет минимальным, основную часть финансовых вложений составят инвестиции компаний и средства федеральных программ. Для инвесторов такое сотрудничество позволяет сократить сроки окупаемости проектов, а в республике появятся новые предприятия и рабочие места.
Всего же за 2011-2012 гг. Корпорация развития намерена реализовать проектов на общую сумму более 10 млрд руб. Инвесторами этих проектов в основном являются крупные предприниматели из-за пределов республики. Правительство республики и Корпорация развития РК проводят разъяснительную работу о возможностях, которые открывает партнерство с государством, убеждают карельских представителей среднего и крупного бизнеса в эффективности ГЧП, вовлекают местное предпринимательское сообщество в инвестиционные процессы в республике.
В целом экономический потенциал проектов ГЧП в Карелии можно оценивать как высокий. В ближайшее время в республике предстоит решить ряд организационных задач, в частности - необ-
ходимо организовать подготовку руководителей проектов ГЧП и обучение технологиям проектного процесса.
На основе закона и других документов предстоит разработать концепцию развития ГЧП и стратегии ее развития с участием муниципальной власти и органов самоуправления поселений. необходимо подготовить ряд методических материалов по составлению органами власти разных уровней инвестиционных договоров с различными сроками окупаемости инвестиций и формами ГЧП. Потребуется принятие правового акта правительством Республики Карелия по вопросу определения порядка подготовки и одобрения соглашений о ГЧП, а также конкретизации отдельных нормативных актов Республики карелия в целях реализации его норм.
В органах государственной власти республики должны быть созданы структурные подразделения по вопросам ГЧП. При министерствах, Законодательном собрании республики целесообразно создание экспертных советов по ГЧП, способствующих реализации проектов с применением инструментов ГЧП.
Правительству республики предстоит подготовить и создать законодательные механизмы государственного содействия в подведении электричества, водопровода, канализации и газа до границ той или иной промышленной площадки, в подготовке требуемой инфраструктуры за счет республиканского бюджета. Также необходимо организовать выпуск информационного бюллетеня, ведь информационная прозрачность в свою очередь является дополнительной гарантией интересов действующих инвесторов и способствует привлечению в проект новых. Целесообразно ежегодно проводить в республике инвестиционный форум, выставку проектов ГЧП и научно-практическую конференцию по вопросам теории и практики их развития.
Список литературы
1. Айрапетян М. С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства. Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ, 2009. / Информационный портал «Государственно-частное партнерство в России». URL: http://www. ppp-russia. m/analitica/ item-1.html.
2. Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации
финансово емких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16-24.
3. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.
4. Варнавский В. Г. Концессии - на службу России // Российское предпринимательство. 2002. № 11. С.22-27.
5. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.
6. ВилисовМ. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. № 7. С. 14-19.
7. Духовное преображение Русского Севера / Сайт ОАО «Корпорация развития Республики Карелия». URL: http://kr-rk. ru/project1.html.
8. Зверев А. А. Законодательство о государственно-частном партнерстве: риски и перспективы развития // Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы: сб. ст. под общ. ред. А. А. Зверева. М.: Европейский банк реконструкции и развития, 2009. С. 37-47.
9. Об участии Республики Карелия в проектах государственно-частного партнерства: закон Республики Карелия от 05.12.2011 № 1568-ЗРК / Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. URL: http://gov. karelia. ru/News/2011/12/1209_07.html.
10. Овсянникова Н. Инвестиции в будущее // Карелия. 08.11.2011. № 83.
11. Путин В. В. Вступительное слово на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Москва, 16.11.2004 / Сайт Общественного фонда «Деловая перспектива». URL: http://www. ofdp. ru/news/_news171104at122904/fUll. shtml.
12. Развитие государственно-частного партнерства на территории республики: консультационный семинар в Карелии, 24.09.2010 / Сайт «инвестиционный паспорт Петрозаводска». URL: http://www. ptzinvest. ru/ru/news/6482.html.
13. Сайт ОАО «Корпорация развития Республики Карелия». URL: http://kr-rk. ru.
14. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, национальный инвестиционный совет, 2006.