Научная статья на тему 'Роль государственно-частного партнерства для регионального развития (на примере СЗФО)'

Роль государственно-частного партнерства для регионального развития (на примере СЗФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ФОРМЫ ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Евгений Алексеевич, Сахнов Дмитрий Юрьевич

В статье дано определение и рассмотрены формы государственно-частного партнерства. Представлены основные проекты, проводимые совместно государством и частными инвесторами в Северо-западном регионе. Указана их важность для развития отечественной экономики в современный кризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьев Евгений Алексеевич, Сахнов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственно-частного партнерства для регионального развития (на примере СЗФО)»

94 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (19), 2017 УДК 330. 322

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЗФО) Григорьев Евгений Алексеевич, к.э.н, доцент, (e-mail: [email protected]) Сахнов Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель Сибирский государственный университет водного транспорта,

г.Новосибирск, Россия (e-mail: [email protected])

В статье дано определение и рассмотрены формы государственно-частного партнерства. Представлены основные проекты, проводимые совместно государством и частными инвесторами в Северо-западном регионе. Указана их важность для развития отечественной экономики в современный кризисный период.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, центр развития, региональные проекты, проекты инфраструктуры, формы партнерства.

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) выступает механизмом взаимодействия правительства и бизнеса для инновационного развития страны. Оно хорошо зарекомендовало себя во многих странах. Об актуальности этого вопроса для РФ говорил еще в 2012 году С.Е. Нарышкин, бывший в то время главой Администрации Президента РФ.

Можно наблюдать, что взаимодействие бизнеса с государством выступает основой развития современной экономики, причем от готовности государства работать с бизнесом в посткризисных условиях зависит успех проектов [1, с.160-163]. Для активизации процесса, на базе университета «Центра развития, оценки качества и эффективности проектов государственно-частного партнерства» в апреле 2016 года состоялась конференция «Государственно-частное партнерство: развитие и оценка качества и эффективности проектов» [2]. На ней Игорь Максимцев подчеркнул важность применения механизмов государственно-частного партнёрства именно в нынешние непростые экономические времена. «Кризис, в котором мы находимся, и его последствия будут достаточно длительными. Механизмы государственно-частного партнёрства именно в таких условиях развития экономики и страны выступают определенным локомотивом для развития многих важных социальных и инфраструктурных проектов, без которых ни регионы, ни крупные мегаполисы жить не могут»,- сказал он.

И отечественный, и международный опыт инновационного развития показывает, что значительная часть мероприятий в этой области находится на уровне субъектов РФ, а эффективность работы региональных властей при привлечении инвесторов весьма высока [3, с.38].

ГЧП предполагает заключение договоров между администрацией и частными фирмами. Сферы и отрасли могут быть различны: разработка, строительство, финансирование объектов инфраструктуры, оказание услуг, относящихся к государственному сектору и др. Данная модель сотрудничества применяется в транспорте, здравоохранении, образовании и т. д. Она предполагает партнерство между государственной властью и частными компаниями на основании контракта, или создание частно-государственной фирмы для реализации конкретного проекта [4, с.21].

Существует несколько определений ГЧП. Всемирный банк определяет ГЧП как наличие партнерского стиля взаимодействия в проектах по созданию объектов инфраструктуры в отличие от взаимоотношений «заказчик-поставщик». В ГЧП либо каждая из сторон берет на себя полную ответственность за какой-нибудь отдельный участок работы, либо обе стороны отвечают совместно за все. ГЧП предполагает совместное принятие рисков, ответственности и отдачи, при этом деньги налогоплательщиков тратятся более эффективно.

Европейская комиссия определяет ГЧП как соглашение между двумя и более сторонами кооперировать усилия по достижению общих (или совместимых) целей, при этом общими становятся ответственность, власть, ресурсы, риски и, в идеале, выгоды от реализуемого проекта [4, с.23]. Рейтинговое агентство 81апёагё&Роог'в определяет ГЧП как любые средне-или долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным сектором, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний и совместном финансировании и служащие достижению определенных политических результатов.

В последние десятилетия в экономике ряда развитых и развивающихся стран складывается совершенно особое качество взаимодействия бизнеса и власти, обычно называемое партнерством и выходящее за рамки дирижизма и патернализма со стороны государства, так и простого использования властными структурами возможностей предпринимателей для реализации общественно значимых целей.

Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления.

Эффективное взаимодействие между государством и частным бизнесом распространяется, прежде всего, в инфраструктурных отраслях, где исторически сложились и потребности, и возможности такого взаимодействия при реализации крупномасштабных социально-экономических задач. При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон [5, 18].

В Российской Федерации законодательной базой на федеральном уровне по развитию ГЧП являются: Федеральный закон от 21.7.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; Федеральный закон от 22.7.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах»; Федеральный закон от 17.5.2007 N 82-ФЗ «О банке развития»; Федеральные законы об иных государственных корпорациях.

Наиболее распространенными направлениями механизмов ГЧП в мировой практике являются проекты в сфере инфраструктуры и в сфере услуг [4, 45-47].

К проектам в сфере инфраструктуры относят:

- строительство и модернизация коммунальной инфраструктуры;

- строительство, модернизация коммунальных сооружений;

- строительство и модернизация объектов недвижимости.

К проектам в сфере услуг:

- поддержка малообеспеченных слоев населения;

- образование и рабочие места;

- имидж территории (маркетинг и позиционирование, повышение внешней привлекательности).

Ассоциация «Центр развития ГЧП» выделила такие точки роста ГЧП на 2016 год [6, 4-5]:

1. Расширение инструментов финансирования проектов ГЧП за счет специализированных проектных облигаций негосударственных пенсионных фондов и встраивание в процесс финансирования проектов ГЧП страховых компаний. Этот метод популярен в Европейских странах, однако почти не применятся у нас.

2. Увеличение гарантий потенциальным инвесторам в рамках проектов ГЧП.

3. Разработка и внедрение механизма субсидирования, которые позволят выделять целевые средства из муниципальных и региональных бюджетов для реализации новых проектов в рамках ГЧП.

4. Создание нормативных документов, четко регламентирующих управление проектами, осуществляемыми в рамках ГЧП. В этом направлении также целесообразно создать подробную информационную базу, которая позволит потенциальны партнерам четко знать свои права и обязанности.

В России сейчас реализуется 873 проекта ГЧП, по которым заключены соответствующие соглашения (в общей сложности на различных стадиях реализации - более 1300 проектов. - прим. авторов) суммарным объемом частных инвестиций - 640,3 млрд. руб. на стадии создания (строительства/реконструкции) объектов инфраструктуры [6, 2-3].

Таблица 1 - Крупнейшие инвестиционные проекты Северо-Западного _федерального округа [8]_

Наименование проекта Сфера деятельности Регион Сумма инвестиций, млн. руб. Период реализации проекта

Строительство Орловского тоннеля Транспорт Санкт-Петербург 47 740,6 2005-2016

Морской торговый порт Усть-Луга Транспорт Ленинградская область 8 500,0 1992-2030

Реконструкция аэропорта «Пулково» Транспорт Санкт-Петербург 55 000,0 2010 - 2013

Организация скоростного движения поездов «Аллегро» на участке Санкт-Петербург -Бусловская. Транспорт Ленинградская область 79 486,9 2007-2013

Индустриальный парк «Сокол» Промышленное производство Вологодская область 2 460, 0 2010-2012

Индустриальный парк «Шексна» Развитие территорий Вологодская область 15 000, 0 2007 - 2015

Проект развития комплекса «Усадьба Галь-ских» Туризм Вологодская область 1 300, 0 2009-2015

Строительство и эксплуатация образовательных учреждений в жилом комплексе « Славянка» Образование Санкт-Петербург - 2011-2013

Полигон ТБО в урочище Пасын-ково ЖКХ, утилизация отходов Вологодская область 389,8 2011 - 2041

Строительство детской областной больницы в г. Вологда Здравоохранение Вологодская область 4000, 0 2007-2012

Туристский кластер «Ворота Севера» Туризм Вологодская область 888, 0 2009 - 2017

Зона активного туризма «Онего» Туризм Вологодская область 1 155,0 2011 - 2016

На 2016 год в России - более 1300 проектов ГЧП, по которым принято решение о реализации (заключении соглашения), из которых на текущий момент: 15 проектов - федерального уровня, 191 проект - регионального уровня и более 1100 муниципального уровня [6, 6].

Таким образом мы видим, что партнерства охватывают не только федеральный уровень, но и распространяется на более низкий уровень - на уровень регионов и местных органов власти. Более того, в ряде случаев, именно региональная поддержка технологического развития на основе ГЧП оказывается весьма продуктивной [7, с.71-72]. Одним из регионов, где успешно внедряется ГЧП, является Северо-Западный федеральный округ. Первым регионом в СЗФО, принявшим специальный закон о государственно-частном партнерстве в 2006 году, стал Санкт-Петербург.

Законодательный акт направлен на стимулирование частных инвестиций в ГЧП-проекты за счет повышения прозрачности и отсутствия ограничений по формам применения. В нем учтены формы ГЧП, при которых права собственности на построенный объект принадлежат инвестору, что позволило привлекать заемные средства на более выгодных условиях. Кроме того, закон позволил публичному партнеру определять параметры конкретных проектов в конкурсной документации, что сделало его применимым как к масштабным, так и к небольшим проектам.

Именно в Санкт-Петербурге начали реализовываться первые крупные российские ГЧП-проекты. Наиболее известные из них: создание и эксплуатация автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», развитие аэропорта «Пулково», строительство завода по переработке твердых бытовых отходов. Ранее планировалось осуществить на условиях ГЧП такие проекты, как строительство Орловского тоннеля под Невой и Дворца искусств на Васильевском острове. В 2010 году законы о частно-государственном партнерстве приняли Вологодская область; Республика Коми; Калининградская область; Мурманская область. В 2011: Новгородская область; Архангельская область; Республика Карелия; Псковская область; Ненецкий АО; Ленинградская область.

По предварительным данным объем инвестиций за 2016 год составит примерно 10,5 млрд рублей [9].

В 2012 году первое место по количеству инвестиционных проектов занимала Ленинградская область - 16, далее идут Архангельская область и Калининградская - 14, затем Ненецкий АО - 10, Новгородская область - 9, г. СПб - 8, Республика Коми - 7, Вологодская область - 7, Республика Карелия - 3, Мурманская область - 1. Почти половина проектов находится в диапазоне от 1 до 10 млрд рублей. Наиболее капиталоемкими оказались проекты комплексного развития территорий в Петербурге и Ленобласти -строительство города-спутника Южный и развитие порта Усть-Луга. Концепция первого разработана в 2011 году, тогда же он получил статус стратегического проекта Петербурга. Но соглашение между городом и управляющей компанией «СТАРТ Девелопмент» о реализации инвестиционного проекта «Создание города-спутника Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга» подписано в июле 2012 года [10].

Благодаря проекту «Морской торговый порт Усть-Луга» Ленинградская область стала лидером по объему инвестиций - 792,9 млрд рублей. Из них,

по данным администрации области, на Усть-Лугу приходится около 700 млрд рублей. На этой же территории возводятся еще два объекта - «Поликомплекс», предполагающий создание продовольственного производственно-логистического кластера, и зерновой терминал. Лидирует регион и по числу инициированных в прошлом году проектов - 16. Ленобласть традиционно отличается отраслевой диверсификацией инвестиций: в прошлом году здесь началось создание машиностроительных и металлургических производств, предприятий пищевой промышленности. Следует отметить, что ГЧП возможно как с отечественным, так и с иностранным капиталом [11, 71-74] и эффект мы видим в обоих случаях [12, 136].

По рейтингу регионов за 2015 год С-Петербург занимает второе место -сразу после Москвы. [6, 22].

Приток инвестиций для реализации проектов государственно-частного партнерства обеспечивают следующие факторы. Это выгодное географическое положение региона; действия руководства субъекта региона по маркетингу территории и создание благоприятного инвестиционного климата. Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение, выступает как индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления [13, 95; 14, 72].

Мерами государственной поддержки в субъектах федерального округа являются:

- предоставление налоговых льгот в рамках режима инвестиционного благоприятствования;

- включение строек и объектов в проекты федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных целевых программ;

- предоставление субсидий из бюджета субъекта на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных проектов на территории субъекта.

Таким образом, государственно-частное партнерство выступает важным фактором развития промышленности и инфраструктуры Северо-западного региона. Ежегодно количество проектов, осуществляемых при ГЧП, увеличивается, что наблюдалось даже в кризисном 2014 году. Следовательно, это целесообразно использовать как наиболее продуктивную форму развития экономики.

Список литературы

1. Гатауллина А. А. Государственно-частное партнерство: теоретические основы // Молодой ученый. - 2013. №9. С. 160-163.

2. В СПбГЭУ обсудили механизмы государственно-частного партнерства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://unecon.ru/ (дата обращения - 28.09.2016).

3. Варакса А.М., Дудикова Е.А. Моделирование притока иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2012. №1 (2). С. 37-40.

4. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. Учебник: М.: Юстицинформ, 2012. - 384 с.

5. Варакса А. М. Социально-трудовые отношения в устойчивом развитии национальной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2004. — 26 с.

6. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 20152016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/ (дата обращения - 20.09.2016).

7. Крымская О.Н., Варакса А.М. Специфика функционирования технологических парков в регионах РФ // Успехи современной науки и образования. 2015. №4. С. 34-37.

8. В партнерстве с реализмом «Эксперт С-З». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2010/45/gchp/ (дата обращения - 25.09.2016).

9. Социально-экономическое положение северо-западного федерального округа в I полугодии 2016 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

10. Попова Е. ЛО - лидер СЗФО по объему инвестиций. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://lenoblinvest.ru/ru/ (дата обращения - 28.09.2016).

11. Краморенко М.И., Варакса А.М. Роль иностранных инвестиций при обеспечении финансово-экономической безопасности федеральных округов РФ // Сибирская финансовая школа 2015. №6 (113). С.71-74.

12. Ковтун О.И. К вопросу о роли государственного регулирования в организации инновационных и модернизационных процессов в российской экономике. // Качество и полезность и в экономической теории и практике. М-лы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 21 ноября 2014 г. Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Новосибирск, НГУЭУ, 2014. - с. 94-97.

13. Варнавский В. Г., Государственно-частное партнерство: теория и практика // В. Г. Варнавский, А.В. Клименко и др. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. - 287 с.

14. Крымская О.Н., Клюева И.С. Технопарки РФ: сравнительный анализ // Вестник науки и творчества. 2016. №8 (8). С. 70-78.

Grigoriev Evgeny Alekseevich, candidate of economic Sciences, associate Professor, Siberian state University of water transport,

Novosibirsk, Russia

(e-mail: [email protected])

Sakhnov Dmitry Yurievich, senior teacher

Siberian state University of water transport,

Novosibirsk, Russia

PARTNERSHIP BETWEEN STATE AND BUSINESS AS A FACTOR IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION (ON THE EXAMPLE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT)

Abstract. The article deals with partnerships between state government and business, a definition of public-private partnership is given. The article presents the main projects in the Northwest region. It indicates their importance for the development of the national economy in modern times in Russia.

Keywords: Partnership between state government and business, Development Center, regional projects, infrastructure projects, form of the partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.