УДК 338.242.4 ББК 65.09
Аджиева С. А. - к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства Adzhieva S. A. - Ph. D. Associate Professor, Senior Research Fellow of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology of Dagestan State University of the economy
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
BECOMING A PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN AT THE PRESENT STAGE
В статье рассмотрены теоретические аспекты государственно-частного партнерства, вопросы становления и развития государственно-частного партнерства в Республике Дагестан как механизма реализации инвестиционных проектов, выявлены основные проблемы развития ГЧП, предложены меры, способствующие более эффективному использованию механизмов ГЧП в республике.
Ключевые слова: Республика Дагестан, государственно-частное партнерство, инвестиционные проекты, инвесторы, объекты инфраструктуры, концессионные соглашения, государственная поддержка, республиканский бюджет.
The article considers the theoretical aspects of public-private partnerships, the issues of formation and development of state-private partnership in the Republic of Dagestan as a mechanism of implementation of investment projects, the basic problems of PPP development, the proposed measures, which would facilitate more effective use of PPP mechanisms in the Republic.
Keywords: Republic of Dagestan, a public-private partnership, investment projects, investors, infrastructure, concession agreement, state support, the Republican budget.
Одним из приоритетных направлений повышения инвестиционной привлекательности региона является развитие и расширение применения различных механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Области применения ГЧП разнообразны - от совместной (государство и инвестор) выработки стратегических направлений развития экономики республики до реализации конкретных инвестиционных проектов. При этом, объектом ГЧП является имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры1.
Взаимодействие государства и бизнеса должно основываться на партнерских принципах и подразумевает долгосрочное взаимовыгодное софинансирование и распределение проектных рисков между партнерами. Используя механизмы ГЧП, Республика Дагестан может привлечь частные деньги для реализации инвестиционных проектов, строитель-
1 Портал ГЧП-Института. Раздел «Исследования» // http://p3institute.ru/research/
58
ства инфраструктурных объектов, стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, возможность снижения рисков и реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать без государственной поддержки.
Создание или реконструкция объектов инфраструктуры требует вложения крупного капитала. В условиях дефицита бюджета республики использование механизмов государственно-частного партнерства в целях софинансирования затрат по инфраструктурным проектам позволяет снять часть финансовой нагрузки с бюджета за счет использования в проекте частных средств.
На сегодняшний день федеральный закон о государственно - частных партнерствах не принят, однако в регионах России, начиная с 2006 г., принимается региональное законодательство об участии субъектов в ГЧП.
В Республике Дагестан принят Закон РД от 01.02.2008 года № 5 «Об участии Республики Дагестан в государственно - частных партнер-ствах», который устанавливает порядок и условия участия в ГЧП путем заключения и исполнения соглашений, в том числе, концессионных.
При этом в соответствии с вышеуказанным законом, а также Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» государство (концедент) предоставляет частному бизнесу (концессионеру) принадлежащий государству объект, концессионер же осуществляет реконструкцию полученного в концессию объекта (или создает новый объект), в дальнейшем используя его для извлечения дохода [9].
Однако необходимо отметить, что инвестиционных проектов, реализованных в рамках данного Закона, в республике не имеется.
В настоящее время соответствующими органами государственной власти рассматривается возможность реализации в рамках ГЧП 28 проектов, из которых 9 в сфере здравоохранения, 7 в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства, 12 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг1.
К наиболее проработанным проектам, планируемым к реализации, можно отнести инвестиционные проекты «Строительство сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», «Строительство встроенного научного центра современных высоких медицинских технологий по адресу: г. Махачкала ул. Ермошкина,3», «Строительство гемодиализных центров» (в городах: Махачкала, Хасавюрт, Избербаш, Кизилюрт, в п. Шамилькала Унцу-кульского района).
1По информации министерств и ведомств РД
Реализация инвестиционного проекта «Строительство сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» планируется в 12 муниципальных образованиях: города Махачкала, Избербаш, Сергокалинский, Буйнакский, Тарумовский, Ахтынский, Дахадаевский, Тляратинский, Кизилюртовский, Цумадин-ский, Гунибский районы и поселок Белиджи Дербентского района. В соответствии с заключаемым Соглашением право собственности на объекты будет принадлежать партнеру (инвестору), которым планируется эксплуатация объекта соглашения в течение определенного в соглашении срока, в порядке и на условиях, определенных указанным соглашением.
В сфере здравоохранения планируется реализация проекта «Строительство встроенного научного центра современных высоких медицинских технологий по адресу: г. Махачкала ул. Ермошкина,3» в составе поликлинико-диагностического отделения на 150 посещений в смену и дневного стационара на 12 коек. Разрабатывается бизнес-план инвестиционного проекта.
Также планируется реализация инвестиционного проекта «Строительство гемодиализных центров» (инициатор - Уральский биометрический кластер «Холдинг Юнона»). Проектом предусмотрено строительство за счет средств инвестора гемодиализных центров в городах: Махачкала, Хасавюрт, Кизилюрт, Избербаш, а также в п. Шамилькала Ун-цукульского района.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства проводится работа по привлечению на условиях ГЧП частных инвесторов к управлению коммунальным комплексом при преимущественном сохранении на нее государственной собственности. Основными проблемами, требующими решения при этом является определение механизма возврата вложенных средств частному инвестору; высокий уровень износа инфраструктуры; неадекватное тарифное регулирование, отсутствие возможности привлечения долгосрочных кредитных ресурсов.
В целях повышения эффективности применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ в декабре 2014 года утвержден График передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства государственных предприятий, осуществляющих неэффективное управление.
Необходимо отметить, что зачастую определенные формы государственной поддержки реализации инвестиционных проектов ошибочно принимаются за механизмы государственно-частного партнерства.
ТЛ С __С
В целях оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности в республике проводится определенная работа: сформирова-
ны залоговый фонд Республики Дагестан для обеспечения кредитных обязательств инвесторов, инвестиционный земельный фонд для предоставления земельных участков под реализацию инвестиционных проектов, предоставляются средства из республиканского бюджета РД на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, на разработку бизнес-планов и проектно-сметной документации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются налоговые преференции, государственные гарантии, формируются инвестиционные площадки с необходимой инженерной и сопутствующей инфраструктурой.
Сформирована нормативно-правовая база: Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций», Закон РД «Об участии Республики Дагестан в государственно - частных партнерствах» и другие, приняты соответствующие постановления и распоряжения.
Термин «государственно- частное партнерство» используется достаточно часто, при этом единого определения сущности ГЧП в научной среде не существует, что позволяет трактовать понятие в зависимости от сложившейся конъюнктуры.
Согласно методическим рекомендациям по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации, разработанным Минэкономразвития РФ, сущность проектов ГЧП заключается в передаче функций государства по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному партнеру [7], осуществляющему полное или частичное вложение средств (софинансирование) в реализацию проекта. При этом, государством предусматривается возврат вложенных инвестиций частной стороне, который может осуществляться как за счет выручки от оказания услуг, так и за счет платежей из бюджета.
Проект может быть реализован в рамках государственно-частного партнерства при соблюдении следующих основных условий:
- в реализации проекта участвуют и государство, и частный бизнес;
- отношения государства и бизнеса в процессе реализации проекта носят равноправный характер;
- цель проекта или программы соответствует интересам государства (не только инвестора);
- объединение капитала частного бизнеса и государства для достижения общих целей;
- взаимное распределение рисков и доходов.
Кроме того, ГЧП имеет договорную форму реализации и долгосрочный характер (более 10 лет), обусловленный необходимостью возврата финансовых средств частному инвестору. Договорная форма ГЧП включает в себя: государственные контракты; лизинговые (арендные) соглашения; соглашения о разделе продукции (СРП); совместные предприятия государства и частного сектора; концессионные соглашения.
Таким образом, государственно-частное партнерство - это партнерство государства и бизнеса или долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП в целях достижения определенных задач государства.
Реализация проектов ГЧП в республике, как и в стране в целом настоящее время затруднена в связи с отсутствием на федеральном уровне методологии оценки проектов ГЧП, обеспечения гарантий прав и законных интересов частных партнеров (инвесторов) и кредиторов, регламентации момента возникновения и перехода прав собственности на объект соглашения, а также регулирования распределения рисков, связанных с данным переходом.
В целях создания правовых условий для реализации проектов по всем возможным формам ГЧП Минэкономразвития России разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят в первом чтении).
Принятия данного закона повлечет внесение соответствующих поправок в региональный закон по государственно-частному партнерству.
В целях более активного и эффективного использования механизма государственно-частного партнерства в республике соответствующим органами власти необходимо:
- обеспечить проведение анализа опыта реализации проектов ГЧП и практики применения концессионных соглашений в регионах страны и возможности применения данного опыта в республике;
- активно информировать инвесторов о существующих формах ГЧП и его преимуществах;
-обеспечить обучение ответственных исполнителей в области управления проектами ГЧП;
- провести прогноз инфраструктурного развития республики и потребностей в инфраструктурном обеспечении;
- провести оценку возможной финансовой нагрузки на республиканский бюджет проектов ГЧП (определенные проекты способны увеличить общую нагрузку на республиканский бюджет в долгосрочном периоде);
- провести тщательный отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках ГЧП, анализ их финансовой, правовой и технических составляющих;
- осуществлять мониторинг и контроль исполнения и результатов реализации проектов ГЧП.
Участие республики в проектах государственно-частного партнерства будет способствовать формированию эффективного взаимодействия между государством и инвесторами, где государство, с одной стороны, стимулирует инвестиционную деятельности, с другой стороны, имеет возможность вовлечения частного капитала в реализацию социально-значимых проектов.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».// СЗ РФ от 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3126.
2. Закон РД от 01.02.2008 года № 5 «Об участии Республики Дагестан в государственно - частных партнерствах».//СЗ РД, 15.02.2008, № 3, ст. 68.
3. Закон Республики Дагестан от 03.02.2005 № 8 (ред. от 08.02.2011) «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций».// СЗ РД, 28.02.2005, № 2, ст. 34.
4. Закон Республики Дагестан от 07.10.2008 № 42 (ред. от 08.02.2011) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан»// СЗ РД, 15.10.2008, № 19, ст. 814.
5. Информационно-аналитические материалы Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, 2015 г.
6. Информационно-аналитические материалы Министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан, 2015 г.
7. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. Центр развития государственно-частного партнерства. Москва, 2013.
8. Портал ГЧП-Института. Раздел «Исследования»// http ://p3 institute. ru/research/
9. Хасанов Р.Х. «ГЧП как механизм реализации Инфраструктурных проектов в РФ». Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Москва, 28 (217) - 2013.