УДК 334.021
государственно-частное партнерство в экономике республики дагестан
н. с. аскеров,
кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории E-mail: n. s. askerov@mail. ru
М. И. абакаров,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: Ahil2000@mail. ru
А. о. талибов,
аспирант экономического факультета E-mail: talibov-a@mail. ru дагестанский государственный университет
В статье раскрыты сущность и отличительные черты механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), проведен анализ инвестиционных проектов, реализуемых в Республике Дагестан. Предложена новая форма ГЧП, в наибольшей степени подходящая для малого и среднего бизнеса, развитие которого имеет особую актуальность для республики и может дать дополнительный импульс экономике региона.
Ключевые слова: региональная экономика, государственно-частное партнерство, малый и средний бизнес.
В настоящее время одной из важнейших проблем российской экономики является поиск дополнительных источников финансирования приоритетных проектов. Государство, с одной стороны, не может в полном объеме осуществлять финансирование всех проектов, а с другой -и частный бизнес не располагает достаточными средствами. Таким образом, обе стороны не готовы вкладывать средства в рискованные инновационные проекты.
Возникает противоречие, когда, с одной стороны, если речь идет о проектах, имеющих особое
значение для национальной экономики, государство обязано участвовать в них как в качестве организатора, так и в качестве соинвестора, способного разделить с предпринимателем первоначальные риски реализации проекта. С другой стороны, участие государства в финансировании приоритетных проектов приводит к усложнению процесса вывода производимой продукции и последующего обслуживания создаваемого объекта.
Способом разрешения такого противоречия является привлечение частного бизнеса к реализации государственных проектов путем создания государственно-частных партнерств, представляющих собой институционально-организационные объединения интересов государства и предпринимателей в целях реализации экономически и социально значимых проектов и программ.
Термин «государственно-частное партнерство» появился в начале 1990-х гг. и был связан с британским опытом. Правительство Д. Мейджора объявило в 1992 г. о частной финансовой инициативе (Private Finance Initiative - PFI), которая представляла собой модернизированную концепцию управления государственной собственностью. Суть PFI состояла в том, чтобы в рамках договоров и соглашений о
ГЧП (Public-Private Partnership1) передать частному сектору функции финансирования объектов социально-культурной и производственной инфраструктуры (строительство, реконструкция, эксплуатация, управление и т. д.), находящихся в государственной собственности.
Сотрудничество между государством и частным сектором имеет давнюю историю. Уже римское право предусматривало возможность представления частным лицам концессий на снабжение населения чистой водой, а первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г.
Адам Смит в изданной в 1776 г. работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что передача королевских полномочий частным лицам позволила бы снизить объем государственного долга и обеспечить эффективное использование капитала. В XIX в. в Европе и США частным лицам передавались концессии на строительство железных дорог. Перспективы получения значительных прибылей и готовность частного сектора принимать на себя риск использовались государством для развития инфраструктуры. Россия на рубеже XIX-XX вв. также широко использовала механизмы ГЧП, особенно для строительства железных дорог.
Государственно-частное партнерство - это замена приватизационных программ, позволяющая реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики - с другой [2]. При этом в рамках государственной собственности происходят существенные институциональные преобразования, позволяющие расширять участие частного бизнеса в выполнении определенной части экономических, организационных, управленческих и иных функций. Поэтому ГЧП следует рассматривать как экономическую категорию, характеризующую специфические взаимоотношения государства и бизнеса, а также как процесс передачи правомочий государства частному бизнесу и изменения на этой основе отношений собственности [5].
Отличительными чертами такого партнерства являются:
1 Термин «Public-private partnership» или «PPP» пришел на смену термину «Private finance initiative» или «PFI», которым обозначались проекты, осуществленные в сфере ответственности государства, к реализации которых привлекалась частная компания.
- длительность срока отношений (от 10-15 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет), когда временная ограниченность строго соблюдается (проекты создаются под конкретный объект, завершающийся к определенному сроку);
- особые формы финансирования проектов за счет совместного инвестирования несколькими участками;
- реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды;
- особые формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проекта, а частный партнер ведет оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, реализация услуг потребителями;
- разделение рисков между участниками соглашения [2].
Государственно-частное партнерство является значимым для экономики регионов, на основе которого развиваются местные рынки капитала, товаров и услуг. Таким образом, государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов.
Наиболее распространенными направлениями механизмов ГЧП в мировой практике являются проекты в сфере инфраструктуры и в сфере услуг.
1. Проекты в сфере инфраструктуры:
- строительство и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- строительство, модернизация коммунальных сооружений;
- строительство и модернизация объектов недвижимости.
2. Проекты в сфере услуг:
- поддержка малообеспеченных слоев населения;
- образование и рабочие места;
- имидж территории (маркетинг и позиционирование, повышение внешней привлекательности).
Важно, что партнерства охватывают не только федеральный уровень, но и распространяются на более низкий уровень общественной системы - на уровень регионов и местных органов власти. Более того, во многих странах ГЧП получило широкое развитие именно на местном уровне.
Одним из регионов, где в последние годы наблюдается успешное внедрение проектов государственно-частного партнерства, является Дагестан. на его территории применение механизма ГЧП регламентируется законом Республики Дагестан от 01.02.2008 № 5 «Об участии Республики Дагестан в государственно-частном партнерстве». Примечательно, что в 2012 г. республика заняла второе место в рейтинге крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время на территории Северо-Кавказского федерального округа (табл. 1).
как видно из табл. 1, первые позиции занимают проекты газохимического комплекса на
Крупнейшие инвестиционные проекты
Ставрополье, город-спутник «Лазурный берег» в Дагестане, строительство каскада ГЭС в Чеченской Республике, всесезонный горный курорт «Архыз» в карачаево-Черкессии. Пятерку проектов замыкает агропромышленный парк «Ульяновка» на Ставрополье стоимостью 1,3 млрд долл., строительство которого планируется завершить к 2017 г.
На долю Ставропольского края в 2012 г. приходилось свыше 30 % совокупной стоимости реальных инвестпроектов округа, в то время как в 2011 г. край значительно отставал от Дагестана по этому показателю (см. рисунок). Общий объем инвестиций на Ставрополье вырос за год на треть,
Таблица 1
;веро-Кавказского федерального округа
Наименование и краткое описание проекта Компания, реализующая проект Сфера деятельности Регион Сумма инвестиций, млн долл. Период реализации проекта
Строительство в г. Буденновске газохимического комплекса мощностью переработки 600 тыс. т полиэтилена и 200 тыс. т полипропилена в год «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» Добыча и переработка нефти и газа СК 5 000 2009-2017
Город-спутник «Лазурный берег». Создание на территории Приморского района Махачкалы двух территориально-функциональных зон ООО «Махачкалинское взморье» Девелопмент РД 5 000 2011-2018
Использование гидроэнергетических ресурсов реки Аргун Минпромэнерго ЧР, ОАО «Аргунэнерго» Энергетика ЧР 2 772,50 2010-2020
Строительство всесезонного горного курорта «Архыз» ЗАО «Группа Синара» Туризм КЧР 2 513 2009-2015
Строительство агропромышленного парка АПП «Ульяновка». Производственная мощность - 330 тыс. т в год, вместимость логистической зоны -290 тыс. т в год ОАО «Россельхозбанк» АПК СК 1 343,40 2011-2020
Строительство парка установок по энергогенерированию с использованием энергии ветра мощностью 575 МВт Fersa Energías Renovables, SA Энергетика КЧР 1 340,70 2010-2012
Модернизация каскада Кубанских ГЭС ОАО «РусГидро» Энергетика СК и КЧР 746,7 2010-2020
Строительство сахарного завода и переработка сельскохозяйственных продуктов ООО «Дагагро-комплекс» АПК РД 668,3 2011-2014
Зарамагские ГЭС. Строительство и пуск каскада ГЭС на одном из крупных левобережных притоков Терека - реке Ардон мощностью 812 млн кВт ОАО «РусГидро» Энергетика РСО-Алания 618,6 1976-2013
Промышленный комплекс по выращиванию индейки в Андроповском районе Группа компаний «Евродон» АПК СК 610,3 2012-2014
Источник: составлено по данным [8].
Примечание: СК - Ставропольский край; РД - Республика Дагестан; ЧР - Чеченская Республика; КЧР - Карачаево-Черкесская Республика; РСО-Алания - Республика Северная Осетия-Алания
12
Сумма инвестиций в 2012 г.
Сумма инвестиций в 2011 г.
Региональная структура рейтинга крупнейших инвестпроектов Северо-Кавказского федерального округа в 2011 и 2012 гг., млрд долл. 1 - Ставропольский край; 2 - Республика Дагестан; 3 - Карачаево-Черкесская Республика; 4 - Чеченская Республика; 5 - Республика Северная Осетия-Алания; 6 - Кабардино-Балкарская Республика;
7 - Республика Ингушетия
до 11,3 млрд долл. Достижения края фиксирует и статистика: регион вошел в двадцатку лидеров по объему привлеченных инвестиций на душу населения в целом по стране.
Необходимо отметить, что стоимость проектов Республики Дагестан изменилась несущественно. С существенным отрывом от двух лидеров следуют остальные республики, причем в том же порядке, что и год назад. Третью строчку занимает Карачаево-Черкесская Республика, в экономику которой инвесторы вкладывают 6,6 млрд долл. На четверть вырос объем инвестпроектов в Чеченской Республике: теперь он составляет свыше 4 млрд долл. У Северной Осетии-Алании прирост оказался незначительным, так как целый ряд объектов промышленности строительных материалов республики находится пока в поиске инвестора, а потому они не были включены в список реальных, т. е. территория обладает значительным потенциалом, используемым пока не в полной мере. Значительно увеличился интерес инвесторов к Кабардино-Балкарии. Теперь в этой республике осуществляются 11 проектов на сумму 1,1 млрд долл.
Ингушетия в 2011 г. была представлена всего одним проектом, а в 2012 г. к нему прибавилось еще два. И хотя на Ингушетию приходится чуть более 1 % всех проектов, в абсолютных показателях за год видна высокая динамика: совокупный объем инвестиций вырос в несколько раз.
За год в сфере инвестиционной привлекательности Северного Кавказа произошли значимые из-
менения. Несмотря на то, что уровень инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа остается пока ниже среднероссийского, уже видна положительная динамика в оценке инвесторами инвестиционного потенциала регионов округа (табл. 2).
Наиболее значимые изменения заметны в работе по созданию горнотуристического кластера на Северном Кавказе. Были подписаны несколько соглашений с крупными российскими и зарубежными инвесторами о совместной деятельности в рамках указанного направления. Кроме того, принято решение о создании экономической зоны туристско-рекреаци-онного типа в Ингушетии. Развитие туризма на территории макрорегиона окажет позитивное влияние на имидж Северо-Кавказского федерального округа в глазах не только потребителей туристических услуг, но и потенциальных инвесторов в различных сферах экономики.
Агентством инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан разработан механизм создания на территории республики инвестиционных площадок, инженерная инфраструктура которых будет формироваться за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Указанный механизм утвержден постановлением правительства республики от 07.04.2011 № 95 «Об утверждении положения об инвестиционных пло-
Таблица 2
Распределение регионов Северо-Кавказского федерального округа по рейтингу инвестиционного климата в 2010-2012 гг.
Субъект РФ Инвестиционный климат
Ставропольский край Пониженный потенциал -умеренный риск
Республика Дагестан Пониженный потенциал -высокий риск
Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания Незначительный потенциал -высокий риск
Республика Ингушетия, Чеченская Республика Низкий потенциал -экстремальный риск
щадках Республики Дагестан».
В настоящее время на территории республики существуют 5 инвестиционных площадок: одна -промышленно-производственного типа и четыре -туристско-рекреационного. Все туристско-рекре-ационные площадки включены в состав особых экономических зон. Промышленно-производс-твенная площадка расположена в поселке Тюбе Кумторкалинского района республики. В рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013годы)» за счет средств федерального и республиканского бюджетов финансируются работы по созданию инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки, необходимой для реализации инвестиционных проектов.
На территории данной площадки реализуется один из самых крупных и многообещающих инвестиционных проектов - строительство завода по производству листового стекла флоат-методом, инициатором которого является ОАО «Каспийский завод листового стекла». Стоимость проекта составляет 10 512 млн руб. К настоящему времени инициатором проекта за счет собственных и заемных средств инвестировано 2 888,6 млн руб. Кроме того, на территории площадки планируется реализовать следующие проекты:
- строительство завода по производству керамической плитки и керамического гранита (инициатор - ООО «Мараби»);
- строительство завода ячеисто-бетонных блоков автоклавного твердения мощностью 100 тыс. м3 в год (инициатор - ООО «Ахмад и З»).
Все эти планы формируют благоприятные условия для притока инвестиций в республику, снижают издержки инициаторов при реализации инвестиционных проектов.
При анализе форм ГЧП авторы обратили внимание на то, что в их структуре отсутствует форма, которая в наибольшей степени подходила бы для малого и среднего бизнеса, развитие которого имеет особую актуальность для Республики Дагестан. Вместе с тем дополнительный импульс развитию экономики региона, в том числе, развитию малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг может дать взаимодействие государства и бизнеса по идеологии государственно-частного партнерства. В этой связи рассмотрим вопрос о ГЧП и его применимости в сфере платных услуг более подробно.
Сформулируем основные принципы формы ГЧП в сфере платных услуг региона.
Во-первых, форма ГЧП для сферы платных услуг должна быть универсальной, т. е. применимой в разных регионах и на разных уровнях (субъект РФ, город, район, поселение).
Во-вторых, форма ГЧП для сферы платных услуг должна быть мультифункциональной, т. е. допускающей различные виды бизнеса, в том числе и те, которые в настоящее время практикуются в уже существующих формах ГЧП.
В-третьих, форма ГЧП для сферы платных услуг должна быть достаточно динамичной для того, чтобы быть максимально приспособленной к быстро меняющимся условиям внешней среды. Для этого она должна допускать диверсификацию видов бизнеса и изменение объемов деятельности.
В-четвертых, форма ГЧП для сферы платных услуг должна быть максимально приближенной и привлекательной для региона, т. е. направленной на региональное экономическое развитие.
В-пятых, форма ГЧП для сферы платных услуг должна быть простой, демократичной и эффективной в управлении, т. е. ее управленческая структура должна позволять быстро принимать оптимальные решения без ущемления прав и интересов входящих в нее юридических и физических лиц.
Предлагаемая новая форма ГЧП - микроконсорциум - отвечает всем этим требованиям (табл. 3). Термин «консорциум» в переводе с латыни означает «сообщество». Традиционно он применяется для обозначения объединенных крупных хозяйствующих субъектов. Консорциумы получили развитие в мире именно по той причине, что это достаточно гибкая бизнес-система, позволяющая решать многие задачи разнообразного характера.
А. К. Казанцев и Д. А. Рубвальтер [5] предлагают проект концепции создания международной инновационной корпорации «Консорциум нанотех-нологий СНГ» именно по той причине, что такая форма ГЧП позволяет сконцентрировать ресурсы государства (государств) и бизнеса и максимально их использовать. Предлагаемая авторами новая форма ГЧП направлена именно на это, но теперь уже на уровне малого и среднего предпринимательства, а приставка «микро» означает объединение в сообщество вместе с государством данных хозяйствующих субъектов. По своей сути такое объединение будет не чем иным, как объединением государства с хозяйствующими субъектами по принципу межотраслевой горизонтальной интеграции в целях создания нового хозяйствующего субъекта.
Таким образом, микроконсорциум является формой государственно-частного партнерства, в рамках которой по принципу межотраслевой горизонтальной интеграции объединены государственные (в широком смысле) структуры с предприятиями микро-, малого, среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства в целях конструирования, развития и совершенствования рынка платных услуг, а также активизации экономического и социального развития на региональном и муниципальном уровнях.
Основные идеи и отличия микроконсорциума от других форм ГЧП сформулированы в виде принципов ГЧП для сферы платных услуг. Микроконсорциум - это универсальная, мультифункцио-нальная, динамичная, максимально приближенная к потребностям сферы платных услуг региона форма ГЧП, управляемая простым и демократичным способом. Формой управления для микроконсорциумов могут быть, главным образом, советы директоров и наблюдательные советы, а также прочие возможные формы управления.
Особенности идеи микроконсорциума заключаются в следующем:
• создание микроконсорциума инициируется по предложению любого из его будущих участников, в том числе и органа власти, для чего в орган власти подается заявление о создании микроконсорциума с указанием целей и состава будущих участников;
• органом власти делается предварительный расчет проекта, разрабатываются необходимые юридические документы и инициируется первичное собрание представителей будущих участников микроконсорциума;
• после всестороннего обсуждения, уточнения целей проекта, распределения ролей и долей между членами микроконсорциума дорабатываются необходимые документы, органом власти издается соответствующее постановление, все документы оформляются в установленном порядке;
• при создании микроконсорциума его участники могут выступать либо как самостоятельные юридические лица, либо образовывать новое юридическое лицо. Например, для оказания туристических услуг на территории города микроконсорциум в составе государственной организации, туристических агентств, транспортных фирм, предприятий сервиса
и развлечений и прочих фирм может быть создан без образования юридического лица. А в случае образования микроконсорциума для строительства и эксплуатации объекта по предоставлению платных медицинских услуг населению (платные поликлиники, диагностические центры, лаборатории и др.) образование юридического лица необходимо;
• в составе микроконсорциумов могут быть объединены любые из существующих ныне структур любой формы собственности: государственные и муниципальные органы и организации, микро- и малые предприятия, средние предприятия, индивидуальные предприниматели и частные лица;
• микроконсорциум в отличие от других форм государственно-частного партнерства - гибкая форма как по составу участников, так и по инструментам, которые он может использовать в своей деятельности, в том числе и другие формы ГЧП, но теперь уже как свои инструменты. Так, например, микроконсорциум может взять в лизинг необходимое дорогостоящее оборудование, сдать в аренду часть площадей (уже имевшихся на стадии образования или вновь построенных), нанять управляющую компанию и т. д.;
• микроконсорциум может принять при необходимости решение об изменении состава участников, объемов и видов деятельности и даже целей проекта, в случае если цели достигнуты, требуют корректировки или появились новые цели.
Предлагаемая форма ГЧП является не разновидностью уже существующих форм, а представляет собой новый класс, для чего сравним, как это требуется при классификации объектов, формы ГЧП по существенным признакам. К числу таких существенных признаков относятся следующие: риски сторон, финансирование и управление проектом, виды осуществляемой деятельности в рамках ГЧП, юридическая форма договоренности между государством и частным бизнесом, гибкость и динамизм, под которыми понимается способность к адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и внутренних взаимоотношений. Результаты сравнения представлены в табл. 3.
Таким образом, набора существенных признаков, которым обладает микроконсорциум, не имеет ни одна из существующих форм ГЧП, т. е. по
Таблица 3
Сравнение форм ГЧП по существенным признакам
Форма ГЧП
Риски
Финансирование и управление проектом
Виды деятельности
Юридическая форма
Гибкость, динамизм формы
Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора
Риски частного бизнеса выше рисков государс-
Финансирование совместное. Управление частное
тва
Поставки товаров. Выполнение работ. Оказание услуг
Без образования юридического лица
Форма консервативна, но в договоре возможен пункт об изменениях
Аренда (земля, здания, площади, сооружения)
Риски частного бизнеса. Часть рисков - государственные
Финансирование частное. Управление частное
Временное владение и пользование. Временное пользование
Без образования юридического лица
Форма консервативна
Лизинг - финансовая аренда технических средств, зданий, сооружений производственного назначения
Большая часть рисков на лизингодателе
Финансирование частное
Временное владение и пользовании
Без образования юридического лица
Форма консервативна, но возможен переход прав собственности
Участие в капитале
Риски сторон распределены пропорционально доле в капитале
Финансирование совместное. Управление совместное в соответствии с долей в капитале
В основном производственный и финансовый бизнес
С образованием юридического лица (акционирование или создание смешанного предприятия)
Форма консервативна, для ее изменения нужен новый договор
Концессия
Риски концессионера выше рисков конце-дента
Финансирование частное. Управление частное, но у государства есть возможности влияния
В концессию могут сдаваться: предприятие, вид деятельности, право на оказание услуг и т. д.
Без образования юридического лица. Договор простого товарищества
Форма консервативна на длительном периоде времени
Соглашение о разделе продукции
Риск для частного партнера зависит от типа контракта
Финансирование частное. Управление частное
В РФ - поиск, разведка, добыча минерального сырья и ведение работ
Без образования юридического лица
Форма консервативна
Контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собствен-
Риски зависят от вида контракта. При проектировании - риски государства. Финансирование, строительство, эксплуатация -риски бизнеса
Финансирование совместное. Управление частное
В рамках «грин-филд-проектов» -проектов «с нуля»
Без образования юридического лица
Форма консервативна
Договорная модель
Финансовые риски - государство
Финансирование государственное. Управление частное, но у государства -функция контроля качества услуг
Сервисные контракты - эксплуатация. Контракты на управление -управление и эксплуатация
Без образования юридического лица
Форма консервативна, но относительно краткосрочна
Микроконсорциум
Риски по доле участия в про-
Финансирование совместное. Управление совместное. Приоритет государства на этапе становления
Все виды деятельности по предоставлению платных услуг
Без образования юридического лица. С образованием юридического лица
Форма предусматривает любые изменения при выполнении проекта
Источники: составлено по данным [4, 5, 9].
совокупности существенных признаков микроконсорциум отличается от всех других форм. Следовательно, он представляет собой новую форму ГЧП и принадлежит к новому классу объектов.
Объединение бизнеса и государства в рамках микроконсорциума в сфере платных услуг дает малому и среднему бизнесу целый ряд преимуществ как по сравнению с раздельным хозяйствованием, так и по сравнению с другими формами ГЧП.
1. В сфере платных услуг значительная доля малого и среднего бизнеса. Объединение малого и среднего бизнеса с государством в сфере платных услуг даст возможность для организационной и финансовой устойчивости малого и среднего бизнеса, приведет к развитию сферы платных услуг и, в конечном счете, к улучшению качества жизни населения.
2. Государство оказывает помощь малому и среднему бизнесу через инфраструктуру бизнеса, но этого недостаточно. Другой модели взаимодействия между государством и малым и средним бизнесом на сегодняшний день нет. Микроконсорциум, как форма ГЧП для сферы платных услуг, может разрешить проблему активной и непосредственной помощи государства малому и среднему бизнесу, что автоматически повлечет за собой увеличение объемов ВВП и ВРП, расширение спектра и повышение качества услуг, повышение доли сферы платных услуг в общем объеме услуг.
3. С использованием идеи микроконсорциума государство получает возможность активно конструировать и контролировать развитие рынка платных услуг, вмешиваясь в данный процесс лишь в той степени, в которой это необходимо.
Для создания и функционирования микроконсорциумов уже существуют определенные условия. Законодательной базой для их функционирования являются:
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.
В настоящее время отработаны механизмы развития малого и среднего бизнеса - бюджетный, налоговый, кредитный, а также механизм самофинансирования. Вместе с тем нужен федеральный закон о ГЧП и активная разъяснительная и организационная работа, в том числе, применительно к идее микроконсорциума требуется детальная юридическая проработка.
Список литературы
1. Аналитический центр рейтингового журнала «Эксперт-Юг». URL: http://raexpert. ru/ratings/ regions/2011.
2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
3. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. м.: Наука, 2005.
4. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.
5. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под ред. Казанцева А. К. и Рубвальтера Д. А. М.: ИНФРА-М, 2011.
6. Делмон Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. М.: ГЕО-ТЭК, 2010.
7. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. № 8.
8. Кабашкин В. А., Левченко А. А., Сидоров В. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах России: монография. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.
9. Максимов В. В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов. М.: Альпина Паблишер, 2010.
10. Мочальников В. Н. Государство и бизнес станут партнерами // ЭКО. 2007. № 5.