Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологическая безопасность / инновационное развитие / государственное управление научно-технологическим развитием экономики / scientific and technological security / innovative development / state management of scientific and technological development of the economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

Суворова А.П.

д.э. н., профессор, профессор кафедры менеджмента и бизнеса, Поволжский государственный технологический

университет, г. Йошкар-Ола

saprof@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Ключевые слова: научно-технологическая безопасность, инновационное развитие, государственное управление научно-технологическим развитием экономики.

Keywords: scientific and technological security, innovative development, state management of scientific and technological development of the economy.

2021 год ознаменован выходом ряда документов стратегического планирования, разработанных в рамках целе-полагания государства на долгосрочную перспективу в соответствии с ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Базовым документом, отражающим официальную позицию государства к пониманию национальной безопасности и ее обеспечению, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (июль 2021 г.). Редакция действующей Стратегии имеет несколько значимых отличий от прежней редакции (декабрь 2015 г.).

Во-первых, существенным отличием является то, что в ней впервые был продекларирован переход России к разработке и реализации ценностно-ориентированной государственной стратегии: «перспективы долгосрочного развития и позиционирование России в мире определяются ее внутренним потенциалом, привлекательностью системы ценностей, готовностью и способностью реализовать свои конкурентные преимущества путем повышения эффективности государственного управления» (ст. 23)1. Об этом свидетельствуют принятые решения, согласующиеся с данной установкой2. Это будет решающим аспектом нашего исследования.

Во-вторых, в новой редакции имеет место расширение структуры участников обеспечения национальной безопасности путем уточнения формулировки понятия: при реализации политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности, органы публичной власти взаимодействуют не только с институтами гражданского общества, но и иными организациями (участниками национальной инновационной системы) (ст. 5).

В-третьих, в действующей редакции Стратегии национальной безопасности отсутствует список видов национальной безопасности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ (ст. 6 прежней редакции), что предполагает возможность расширения классификации видов национальной безопасности и совершенствования формулировок их редакций.

В этой связи тезис о том, что в основе Стратегии национальной безопасности лежит неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и социально-экономического развития России (ст. 3 действующая редакция, с.5 прежняя редакция), привлекает внимание исследователей к этому документу стратегического планирования.

Диагностика долгосрочных трендов развития мировой экономики и экономики России позволила определить национальные интересы на современном этапе, к числу которых относится устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе. Реакция России на складывающуюся внутри- и внешнеполитическую обстановку, позиционирование привлекательности и успеха российской модели устройства и развития страны для окружающего мира обусловили главное направление обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны -национальный приоритет (ранг 1) - сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Однако необходимо отметить, что на все сферы жизни человека и ее качество влияет уровень реализации целей и задач государственной политики по такому приоритету как научно-технологическое развитие Российской Федерации. Он несправедливо в различных редакциях Стратегии национальной безопасности не входил и не входит по сей день в топ 3-5 национальных приоритетов.

Процесс научно-технологического развития страны может эффективно протекать только в инновационной среде как специфической совокупности благоприятных условий ведения научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющейся, в свою очередь, предпосылкой формирования действенной национальной инновационной

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001

2

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726; Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». - https://minfin.gov.ru/ru/document

системы. Стратегическим инструментом управления эффективностью реализации мероприятий по формированию инновационной среды в рамках разработанной Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации1 является контроль достигнутых результатов на каждом этапе ее реализации. Затем производится оценка эффективности реализации мероприятий деятельности участников инновационной системы по формированию инновационной среды. По итогам этапа контроля определяется комплекс необходимых улучшений, которые запускают процесс уточнения Стратегии. Таким образом, процесс формирования инновационной среды организации носит циклический характер, что объясняется изменчивостью как внешних, так и внутренних условий ведения научной, научно-технической и инновационной деятельности2.

Необходимость единого понимания органами публичной власти, институтами гражданского общества и организациями в рамках концепции устойчивого развития российской экономики приоритетной значимости механизмов реализации 8Т1-подхода (наука, технологии и инновации) как условия повышения эффективности государственного управления, развития экономики и социальной сферы, укрепление позиций национальной экономики на мировом рынке определила суть корректировки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (март 2021 г.) и государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»3.

Приведем результаты исследования степени сформированности инновационной среды для обеспечения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики в рамках стратегического национального приоритета «научно-технологическое развитие».

Методологической основой исследования послужила «триада технологического прогресса»4, содержащая ключевые условия инициации инновационного процесса. В качестве информационной базы приняты статистические данные Росстата и НИУ ВШЭ за 2017-2019 гг. (1 этап реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации) и за 2019-2020 гг. (1 этап реализации государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»).

Как указывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в государственной программе Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», формирование инновационной среды предполагает выполнение следующих условий:

1. государственное стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности;

2. увеличение объема частных инвестиций в развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3. ускоренное внедрение результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности в производство.

Выполнение первого условия формирования инновационной среды связано с амбициозностью целей, поставленных в вышеуказанных стратегических документах, которые, в свою очередь, должны базироваться на реально располагаемых ресурсах экономики. По данным Росстата доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по РФ за 2017-2020 гг. составляет чуть больше 1%, что не соответствует целям достижения лидерства по избранным направлениям научно-технологического развития, построения целостной национальной инновационной системы и обеспечения структурных изменений экономики страны. По данным НИУ ВШЭ Россия занимает на протяжении наблюдаемого периода 9 место в рейтинге стран по размеру внутренних затрат на исследования и разработки.

В табл. 1 приведена динамика структуры внутренних текущих затрат на исследования и разработки по видам

работ.

Таблица 1

Структура внутренних текущих затрат на исследования и разработки по видам работ, %

Виды работ 2017 г. 2019 г. 2020 г.

Фундаментальные исследования 14,9 17,1 18,8

Прикладные исследования 18,2 20,1 20,0

Разработки 67,0 62,8 61,2

Динамика показателя позволила сформулировать значимые выводы.

1 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143). - http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 41449

2 Суворова А.П. Формирование мониторинга научно-технологического развития как фактора угроз социально-экономической безопасности Российской Федерации / А.П. Суворова, Н.Ю. Судакова // Инновационное развитие экономики. 2020. - № 6 (60). -С. 358-370.

3 Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103150017; Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. № 518 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400544870/; Сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru; Наука. Технологии. Инновации: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019.

4 Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 века. - М.: Экономика, 2004. - 444 с.

1. Периоды 1 этапа реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (Стратегии НТР РФ) и 1 этапа реализации государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (ГП РФ «НТР РФ») характеризовались преобладанием удельного веса внутренних текущих затрат на разработки в общем объеме внутренних текущих затрат, т.е. на применение научных открытий или других знаний для планирования или конструирования новых или существенно улучшенных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг до начала их коммерческого применения.

2. Самый высокий темп прироста удельного веса внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования наблюдался в период 1 этапа реализации Стратегии НТР РФ (14,8%), в период 1 этапа реализации ГП РФ «НТР РФ»» (9,9%), что соответствует задаче этого этапа - осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для устойчивого развития экономики.

Динамика цепного темпа роста удельного веса внутренних затрат на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки по Российской Федерации по 1 этапу реализации Стратегии НТР РФ и по 1 этапу реализации ГП РФ «НТР РФ» (табл. 2) свидетельствует о том, что:

1. Самые значимые успехи в динамике показателя заметны на 1 этапе реализации Стратегии НТР РФ, особенно в высокотехнологичных видах экономической деятельности (31,1%).

2. В период 1 этапа реализации ГП РФ «НТР РФ» произошло снижение темпа роста показателя, существеннее всего в высокотехнологичных видах экономической деятельности (6,4%).

3. На протяжении всего периода наблюдения происходило последовательное снижение показателя в среднетех-нологичных видах экономической деятельности.

Таблица 2

Цепной темп роста удельного веса внутренних затрат на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки по Российской Федерации, %

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники по видам экономической деятельности 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Всего 99,0 101,6 100,0

Высокотехнологичные виды экономической деятельности (производство фармацевтической продукции; производство офисного оборудования и вычислительной техники; производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов) 78,4 102,8 96,2

Среднетехнологичные виды экономической деятельности (химическое производство (без производства пороха и взрывчатых веществ) исключая производство фармацевтической продукции; производство электрических машин и электрооборудования; производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава); производство мотоциклов и велосипедов; производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки) 159,5 104,5 98,7

Наукоемкие виды экономической деятельности (научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг) 98,6 101,3 99,7

Таким образом, неблагоприятные тенденции в изменении значения показателя обусловлены, возможно, некорректностью выбора базисных технологий при первичном отборе направлений «инновационного прорыва», закладывающего потенциальные риски неэффективности государственной политики в области модернизации экономики России.

Второе условие формирования инновационной среды за оба периода наблюдения характеризуется данными таблицы 3, свидетельствующие о невыполнение этого условия: доля внебюджетных средств за весь период уменьшилась на 3%. В Российской Федерации не созданы условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательно -сти научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Таблица 3

Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования, %

Источники финансирования 2017 г. 2019 г. 2020 г.

1. Средства государства 66,2 66,3 67,8

2. Средства предпринимательского сектора 30,2 30,2 29,2

3. Средства иностранных источников 2,6 2,4 1,8

4. Другие источники 1,0 1,1 1,2

Ускоренное внедрение результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности в производство как третье условие формирования инновационной среды определяет динамику долгосрочного экономического развития и результативность их использования в национальной хозяйстве.

В табл. 4-10 отражена динамика показателей, характеризующих эффективность реализации мер, направленных на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы.

Таблица 4

Уровень коммерциализации передовых производственных технологий в экономику России (отношение количества используемых к количеству разработанных), единиц

По видам экономической деятельности 2017 г. 2019 г. 2020 г.

Всего, из них по видам экономической деятельности: 171,2 162,1 122, 1

промышленное производство 361,4 318,3 227,4

обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 702,1 468,6 266,3

деятельность в сфере информационных технологий 76,5 329,7 84,4

научные исследования и разработки 48,2 39,5 43,7

разработка компьютерного программного обеспечения 57,3 43,6 28,7

Снижение уровня коммерциализации передовых производственных технологий в экономику России характерно для всех видов экономической деятельности кроме деятельности в сфере информационных технологий (табл. 4). Высокий уровень показателя (более 100) в сферах промышленного производства и обеспечения электроэнергией, газом и паром, низкий уровень - в деятельности в сфере информационных технологий, в сфере научных исследований и разработок, разработке компьютерного программного обеспечения.

Таблица 5

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных

работ, услуг по Российской Федерации, %

Виды экономической деятельности 2017 г. 2019 г. 2020 г.

Всего, из них по видам экономической деятельности: 7,2 5,3 5,7

промышленное производство 6,7 6,1 6,4

обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 1,5 3,4 1,1

деятельность в сфере телекоммуникаций 4,4 4,6 4,8

деятельность в сфере информационных технологий 2,5 2,5 2,4

научные исследования и разработки 43,1 37,8 43,4

разработка компьютерного программного обеспечения 6,6 11,5 9,2

Анализ динамики показателя инновационной активности организаций, относящихся к представленным в табл. 5 видам экономической деятельности, позволил сделать следующие выводы. Во-первых, в период реализации 1 этапа Стратегии НТР РФ сложилась отрицательная динамика показателя в целом по экономике страны, а также таким видам экономической деятельности как промышленное производство и научные исследования и разработки. Существенная положительная динамика показателя имела место в сфере разработки компьютерного программного обеспечения, причем значение показателя в 2019 г. превысило среднероссийский уровень. Во-вторых, в период реализации 1 этапа ГП РФ «НТР РФ» только в сфере научных исследований и разработок произошел прорыв в росте инновационной активности (на 14,8%).

Таблица 6

Цепной темп роста инновационной продукции, вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям в Российской Федерации, %

Виды экономической деятельности 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Всего, из них по видам экономической деятельности: 99,7 105,0 92,7

промышленное производство 98,2 104,4 83,6

обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 107,2 278,2 16,1

деятельность в сфере телекоммуникаций 130,8 87,7 119,4

деятельность в сфере информационных технологий 55,4 290,5 61,8

научные исследования и разработки 97,4 89,6 123,5

разработка компьютерного программного обеспечения 162,0 180,9 96,0

Противоположная динамика темпа роста инновационной продукции, вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям (табл. 6), свидетельствует об успешной реализации 1 этапа Стратегии НТР РФ за исключением двух видов экономической деятельности: деятельность в сфере телекоммуникаций, научные исследования и разработки. В связи с этим, нельзя признать успех реализации 1 этапа НП РФ «НТР РФ» по данным видам деятельности (эффект «низкой базы») на общем фоне провала в динамике анализируемого показателя в целом по национальной экономике и в разрезе основных видов экономической деятельности.

Количество результатов инноваций по видам экономической деятельности, влияющих на обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам

Виды экономической деятельности Количество результатов, единиц

2017 г. 2019 г. 2020 г.

Всего, из них по видам экономической деятельности: 4926 6081 7777

1. промышленное производство 3043 2664 3148

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 389 255 317

3. деятельность в сфере телекоммуникаций 292 313 341

4. деятельность в сфере информационных технологий 77 119 257

5. научные исследования и разработки 723 709 711

6. разработка компьютерного программного обеспечения 125 218 343

Динамика показателя (табл. 7 и 8) в целом по экономике и в разрезе большинства видов экономической деятельности по обоим анализируемым периодам реализации стратегических документов не вызывает оптимизма, поскольку речь идет об инновациях, которые можно отнести по признаку «уровню новизны» к улучшающим или даже к псевдоинновациям. Если растет доля такого результата инноваций на обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам как «воздействие отсутствует» (табл. 8), то это позволяет оценить и качество экономического роста страны.

Таблица 8

Степень влияния результатов инноваций на обеспечение соответствия современным техническим

регламентам, правилам и стандартам

Номер вида экономи- Степень воздействия результатов инноваций на обеспечение соответствия современным техническим рег-

ческой деятельности ламентам , правилам и стандартам, в % от общего количества результатов

в соответствии низкая Средняя высокая воздействие отсутствует

с табл. 7 2017 г. 2019 г. 2020 г. 2017 г. 2019 г. 2020 г. 2017 г. 2019 г. 2020 г. 2017 г. 2019 г. 2020 г.

Всего, из них по ви-

дам экономической 10,8 12,5 10,0 25,9 21,4 22,0 25,3 19,4 16,6 38,0 46,7 51,4

деятельности:

1. 12,3 15,1 12,9 28,1 24,7 25,2 26,7 21,6 19,8 32,9 38,7 42,1

2. 4,1 8,6 11,4 21,6 13,7 15,8 22,1 22,0 18,0 52,2 55,7 54,8

3. 4,8 3,2 3,2 14,4 10,5 13,5 19,2 9,6 8,8 61,6 76,7 74,5

4. 7,8 10,9 4,7 10,4 15,1 6,6 20,8 12,6 8,2 61,0 60,4 70,5

5. 13,3 12,3 14,1 28,5 25,0 26,2 24,9 24,7 24,3 33,3 38,0 35,4

6. 8,0 11,9 12,0 21,6 13,3 14,0 12,0 17,4 12,5 58,4 57,4 61,5

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение технологической независимости и конкурентоспособности страны, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов. Достижение цели научно-технологического развития Российской Федерации осуществляется путем решения многих задач, к числу которых относится развитие перспективных высоких технологий (в т.ч. нанотехнологии). В табл. 9 отражена динамика показателей, характеризующих уровень развития нанотехнологий в Российской Федерации. Резюмируя анализ динамики показателей, представленных в табл. 4, 9 и 10 можно заключить, что внутренний спрос на российскую наукоемкую и инновационную продукцию не сформирован.

Таблица 9

Уровень развития нанотехнологий в Российской Федерации

Показатели 2017 г. 2019 г. 2020 г.

Количество разработанных нанотехнологий, единиц 446 555 46

Количество разработанных передовых производственных технологий, единиц 1402 1620 1989

Доля разработанных нанотехнологий в разработанных передовых производственных технологиях, % 31,8 34,3 2,3

Количество используемых нанотехнологий, единиц 1144 1228 846

Количество используемых передовых производственных технологий, единиц 240054 262645 242931

Доля используемых нанотехнологий в используемых передовых производственных технологиях, % 0,5 0,5 0,3

Коэффициент коммерциализации нанотехнологий, единиц 2,6 2,2 18,4

Основные показатели инновационной деятельности организаций, %

Показатели 2017 г. 2019 г. 2020 г.

Уровень инновационной активности организаций 9,6 9,1 10,8

Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 2,4 2,1 2,3

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг 6,7 5,3 5,7

В табл. 11 представлена динамика роста доли высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта и импорта с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок.

Таблица 11

Доля высокотехнологичных товаров с учетом приоритетных направлений модернизации российской

экономики, в общем объеме экспорта и импорта, %

Показатели 2017 г. 2019 г. 2020 г.

Доля высокотехнологичных товаров, в общем объеме экспорта 14,2 12,2 26,2

Доля высокотехнологичных товаров, в общем объеме импорта 71,5 66,8 75,3

Двукратное увеличение доли высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта имело место только на 1 этапе реализации ГП РФ «НТР РФ». К сожалению, российская экономика не справилась с целями и задачами стратегии импортозамещения посредством производства инновационной продукции, при производстве которой используются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Существующая система органов публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями оказалась недостаточно неэффективной в части достижения национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации и решения задач структурной модернизации экономики.

Подводя итог проведенному экспресс-исследованию, можно утверждать, что:

1. Инновационная среда как совокупность условий, окружающих инновационный процесс «наука-инновации-инвестиции», не стимулирует и сдерживает развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации;

2. Цели и задачи 1 этапа Стратегии НТР РФ и 1 этапа НП РФ «НТР РФ» в полной мере не выполнены, что свидетельствует о низкой эффективности реализации ценностно-ориентированной государственной стратегии, обозначенной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Это позволяет констатировать высокую вероятность возникновения угрозы национальной безопасности, которые обусловлены научно-технологической безопасностью.

3. Ориентация стратегического национального приоритета «научно-технологическое развитие» на роль одного из ключевых факторов повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности вызвала закономерный интерес к формулировке понятия «научно-технологическая безопасность» как одному из видов национальной безопасности. Под научно-технологической безопасностью будем понимать состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечивается технологическая независимость и конкурентоспособность страны, достижение национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов в целях устойчивого развития российской экономики на новой технологической основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.