Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологическое развитие / инновации / модернизация / государственное регулирование / госпрограммы / Стратегия научно-технологического развития / майские Указы / scientific and technological development / innovation / modernization / state regulation / state programs / Strategy for scientific and technological development / May Decrees
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усманова Т.Х., Сутягин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Усманова Т.Х.

д.э.н., доцент, гл.н.с. ИНП РАН

Сутягин В.В.

д.т.н., профессор, в.н.с. ИНП РАН

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, инновации, модернизация, государственное регулирование, госпрограммы, Стратегия научно-технологического развития, майские Указы.

Keywords: scientific and technological development, innovation, modernization, state regulation, state programs, Strategy for scientific and technological development, May Decrees.

Развитие экономики определяется эффективностью механизма принятия решений по управлению процессом разработки и реализации технологий. Соответственно этому формируются хозяйственные системы, объекты и технологические уклады (ТУ), непосредственно определяющие структуру экономики. Особенностью современного периода является то, что одновременно происходят две революции - технологическая и институциональная управленческая. Формируется новый технологический уклад, основными характеристиками которого являются цифровизация и информационно-коммуникационные технологии.

На современном этапе развития экономики РФ с целью обеспечения конкурентоспособности, устойчивости к внешним вызовам, актуальна интенсивная разработка прорывных отечественных технологий нового поколения. Успешность выхода на очередную длинную волну экономического роста, соответствующего циклам Кондратьева, зависит от государственного и частного стимулирования инвестиционной, инновационной активностей в перспективных направлениях экономического роста, характеристиками которого являются соответствующие индикаторы.

Однако проблема реализация инновационного научно-технологического развития существенно тормозится рассогласованностью нормативно-правовых регулирующих актов.

Статья 18 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривает формирование Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 642 принята «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» (далее - Стратегия НТР). Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 20132020 годы« регулирует само исполнение Госпрограммы. Государственное регулирование развития инноваций было усилено Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года« (далее - Майские указы). Каждый нормативно-правовой акт (НПА) имеет цели и задачи. При этом необходимо качественно исследовать и представить рассогласованность целей и задач перечисленных выше документов с предполагаемыми и ожидаемыми результатами. Цели, задачи и ожидаемые результаты, выделяемых финансовых средств на реализацию Госпрограмм, логически отличаются от заявленных индикаторов и показателей Стратегии и Майских указов. Рассогласованность начального этапа реализации вышеперечисленных НПА привела к размыванию границ в достижении ожидаемых результатов. Так как в них определены глобальные стратегические цели и задачи, которые должны были логично перейти исполнению тактических целей и задач, затем расписаны в рамках функциональных целей и задач в рамках исполнения Госпрограмм. Однако такое согласованное прогнозирование и планирование целей и задач основных нормативно-правовых документов с ожидаемыми результатами не произошло. Рассмотрим более конкретно некоторые аспекты проблемной реализации научно-технологического планирования и прогнозирования.

Установление совпадения и различия целей

Принятая Стратегия НТР основной целью научно-технологического развития Российской Федерации предусматривает обеспечение независимости и конкурентоспособности страны в современных условиях за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Следовательно, задачи, поставленные Стратегией НТР, должны быть направлены на достижение определенных целей. Пунктом 29 Стратегии НТР определены задачи, которые в средствах массовой печати находят различное толкование. Так как достижение цели научно-технологического развития Российской Федерации предполагает:

а) создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;

б) создать условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;

в) сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;

г) сформировать эффективную современную систему управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок;

д) способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия».

Цели и задачи, поставленные в Стратегии НТР, ориентированы на следующие показатели и индикаторы:

1. удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science)1;

2. доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников;

3. отношение средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.

При этом многие эксперты и ученые приходят к мнению о том, что все перечисленные показатели и индикаторы не обеспечивают исполнение поставленной Стратегией НТР цели и задач и достижение ожидаемого результата. Для того, чтобы достичь ожидаемых результатов в рамках Стратегии НТР недостаточно увеличение значение показателя (индикатора) - Удельный вес публикаций в мировых журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WOS и Скопус) с 2,1% в 2013 году до 2,44% к 2020 году2. Стабильно низкая запланированная доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников на уровне 4,13% за 2016-2020 годы также не дают желаемого ожидаемого результата в рамках поставленных Стратегией НТР целей и задач.

В условиях, когда средняя заработная плата по регионам России стремительно снижается на уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ), сложно назвать эффективным показатель, сравнивающий отношение средней заработной платы научных сотрудников. В 2013 году средняя заработная плата научных сотрудников должна была быть выше на 138,9%. В 2020 году данный показатель должен составлять 200%. Однако тревожит тот факт, который имеет тенденцию снижения - это среднемесячная начисленная заработная работников по субъектам Российской Федерации. Многие регионы показывают различные статистические показатели по среднемесячной начисленной заработной плате. Как показывает опыт, среднестатистические показатели также имеют различного рода перекосы и отклонения либо в пользу «показного» увеличения, либо их сокрытия. Достижение цели и задач Стратегии НТР не возможны в рамках ограниченной оценки научно-технологической деятельности вышеприведенными индикаторами и показателями. По предварительным данным Росстата, в 2017 году реальная заработная плата по отношению к 2016 году составила 103,5%. Повышению уровня оплаты труда в 2018-2019 годах3 будут способствовать меры по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации4. Повышение МРОТ, хоть и незначительно, позволит увеличить реальную среднюю заработную плату в регионах России. Однако такое повышение совершенно не позволяет обеспечить повышение человеческого потенциала в России. Достижение показателей и индикаторов Стратегии НТР, Майских указов в рамках только существующих мероприятий Госпрограмм не представляется возможным.

Достижение цели и задач Стратегии НТР должно быть ориентировано на такие показатели, как инновационные затраты и инновационная отдача. При этом показатели и индикаторы должны быть ориентированы на оценку инновационно-инвестиционных затрат, фискальной политики государства, целей и задач в области развития человеческого потенциала и повышения интеллекта в рамках образования, науки и формирования инновационной и технологичной инфраструктуры. Значимыми показателями должны быть патенты, результаты интеллектуальной деятельности, прием-передача научных технологий, результаты проведенных НИОКР, результативность инновационной предпринимательской деятельности. В рамках оценки показателей и индикаторов необходимо учитывать:

• производительность труда инновационной деятельности;

• прибыль участников инновационного процесса;

• влияние инноваций на изменение миссии (расширение) бизнеса;

• социальная ответственность и защита работников;

• обеспечение экономического роста на микро, мезо-, макроуровнях.

1 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.

2 Оценка эффективности реализации программно-целевых методов решения социально-экономических задач на современном этапе. - https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-programmno-tselevyh-metodov-resheniya-sotsialno-ekonomi cheskih-zadach-na-sovremennom-etape/viewer

3 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

4 Сводное заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Для того, чтобы цели и задачи Стратегии НТР достигли ожидаемого результата необходимо применение совершенно иных показателей и индикаторов. Во многих международных исследованиях применяется интегрированный научно-инновационный (научно-технологический) индекс, или показатель.

Представляется сложным прогнозирование и планирование научно-технологического развития на основе данных, опубликованных в Единой межведомственной информационно-статистической системе. В связи с установленными Федеральным планом статистических работ отложенными сроками необходимая информация для аналитиков может появиться с 70 процентов в 2012 году до 95 процентов в 2020 году. То есть, отсутствие достоверной аналитической информации не позволяет принимать эффективное прогнозное и управленческое решение для повышения экономического роста страны.

В результате реализации, например, государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»1 выявлены отклонения фактических показателей от плановых2. На основании открытых источников можно сделать вывод о том, что в 2017 году объем ввода жилья составил 79,2 млн. кв. метров.3 Данный показатель ниже уровня 2016 года (80,2 млн. кв. метров) и составляет 93% от рекордного уровня 2015 года (85,3 млн. кв. метров). При этом плановое значение (81,0 млн. кв. метров) на 2017 год достигнуто не было. Достигнутый показатель составляет 97,8% от планового уровня. Количество единиц жилья, введенных в эксплуатацию в 2017 году, составило 1131,4 тысячи единиц, что на 3,0% меньше уровня 2016 года (1167 тысячи единиц). При этом снижение объема ввода жилья произошло за счет того, что вводились в эксплуатацию объекты, начало строительства которых пришлось на 2015 год, в течение которого наблюдалось сокращение количества вновь начинаемых объектов4.

По итогам реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2017 году5 индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» (при сохраняющейся общей стагнации в экономике) составил 100,2% к предыдущему году. (Многими экспертами оспаривается повышение данного показателя, в связи с ухудшением экономического положения в отрасли). В составе обрабатывающих производств по основным приоритетным отраслям промышленности -объектам поддержки государственной программы как бы достигнуты определенные темпы роста, существенно превышающие общий уровень. Так, по данным Росстата производство легковых автомобилей в 2017 году составило 121% относительно 2016 года, автобусов - 103,9%, грузовых автомобилей - 118,2 процента (в условиях несвоевременной подачи информации в органы статистики и частого ее искажения, возникают сомнения о качестве показателей и ин-дикаторов)6.

При этом «общеотраслевые меры поддержки способствовали достижению целевых результатов по приоритетным направлениям развития промышленности. Так в течение 2017 года Минпромторгом России была оказана поддержка 93 организациям путем предоставления субсидии на сумму 4547,37 млн. руб.»7 Количество проектов, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств Фонда развития промышленности, в 2017 году составило 211 проектов8. По итогам 2017 года начали работать 15 новых индустриальных парков, количество технопарков увеличилось на 18, промышленных кластеров - на 349.

Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»10 показывает повышение производительности труда (4124 тыс. рублей на человека в год)11. При этом в отрасли в 2017 году получено: 48 ноу-хау, 1 патент на изобретение, 7 свидетельств на программу на ЭВМ и 19 патентов на промышленный образец12. Реализовано за данный период 133 самолета, из них 31 гражданский (из которых тридцать - 881-100 и один - МС-21 (опытный)) (по итогам 2016 года было поставлено 136 самолетов, включая 28 гражданских); 5 воздушных судов малой авиации (Ь-410 УВП-Е20); 213 вертолетов, в том числе 66 гражданских (по итогам 2016 года было поставлено 169 вертолетов, включая 16 гражданских); 955 авиационных двигателя гражданского и военного назначения (по итогам 2016 года было поставлено 844 авиационных двигателя гражданского и военного назначения). При этом доля са-

1 Сводное заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

2 Оценка эффективности реализации программно-целевых методов решения социально-экономических задач на современном этапе. - https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-programmno-tselevyh-metodov-resheniya-sotsialno-ekonomi cheskih-zadach-na-sovremennom-etape/viewer

3 Официальный сайт Росстата.

4 Официальный сайт Росстата.

5 Сводное заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

6 Инновационная экономика как приоритетное направление развития отечественной промышленности в условиях макроэкономической нестабильности.

7 Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на проект федерального закона № 556362-7 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2021 год».

8 Официальный сайт Росстата.

9 Там же.

10 Сводное заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

11 Официальный сайт Росстата.

12 Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на проект федерального закона № 556362-7 «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2021 год».

молетов российского производства в парке крупнейших российских авиаперевозчиков составила 13,2%, доля вертолетов российского производства в парке крупнейших российских авиаперевозчиков составила 86 процентов. Одновременно доля поставок российских вертолетов в мировом производстве вертолетов достигла 14,6 процента1.

В результате сохранения необходимости выполнения социальных обязательств и поддержания кадрового потенциала в отраслях ТЭК, показатели и индикаторы обновления в отраслях ТЭК снизились2. При этом регуляторы гарантировали ежегодное обновление в отрасли ТЭК. При этом существует множество противоречивой информации: в одних источниках говорится о повышении производительности труда, а в других отчетах о снижении:

• «Динамика производительности труда в топливно-энергетическом комплексе (к предыдущему году)» снизилась и составила 101,9 процента3).

• При этом по итогам 2017 года добыча нефти и газового конденсата составила - 546,8 млн. тонн (-0,1% к 2016 году); глубина переработки нефтяного сырья - 81,3%; суммарный объем добычи газа составил - 691,1 млрд. куб м., что выше уровня 2016 года на 7,8% (640,8 млрд. куб. м.); объем добычи угля в 2017 году составил 408,9 млн. тонн (106% к 2016 году), что является наивысшим показателем за всю историю России; вводы генерации тепловых электростанций (объекты по договорам предоставления мощности) - 1785 МВт»4. Установлены мировые и отраслевые рекорды производительности горного оборудования, производилась закупка и внедрение нового современного высокопроизводительного горного оборудования5.

Аналитическими структурами производится оценка показателей на предмет достижения результата или их выполнения. Значения показателей и индикаторов, зачастую, имеют ценное значение в развитии инноваций и научных технологий в России. Мониторинг и оценка показателей и индикаторов позволяет сравнивать с плановыми стратегически значимыми показателями социально-экономического развития страны6. «При этом среди оцениваемых показателей, содержащихся в Указах, 6 показателей (11,1% от проанализированных) не нашли своего отражения в государственных программах (данным показателям Указов не соответствует ни один показатель государственных программ)»7. В составе государственных программ не нашли своего отражения также показатели Указов, представленные в табл. 18.

Таблица 1

Примеры показателей и индикаторов, которые не нашли своего отражения в Госпрограммах

№ НПА Показатель Выполнение

1 Указ № 599 «Увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей» Не выполнен

2 «Повышение до конца июня 2012 года размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

3 Увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4%

4 Указ № 600 «Обеспечение до 2017 года увеличения доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30%»;

5 «Обеспечение до 2018 года снижения стоимости 1 кв. метра жилья на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса»;

6 «Обеспечение до 2020 года предоставления доступного и комфортного жилья 60 % российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия».

* Источник: Официальный сайт Росстата.

При этом действующим законодательством предусмотрено то, что если в случае достижения по показателю уровня значений, содержащихся в Указах, соответствующий показатель может исключаться ответственным исполнителем из перечня показателей государственной программы. Вместе с тем, исключение показателей, соответствующих и обеспечивающих достижение значений показателей Указов, негативно влияет на мониторинг сфер, характеризую-

9

щихся данными показателями .

В то же время, если принять среднее значение показателей, обеспечивающих достижение показателей Указов, предусмотренных в государственных программах, за 100 процентов, то можно сделать вывод о том, что средняя степень достижения рассматриваемых показателей Указов в составе государственных программ в 2017 году составила

1 Официальный сайт Росстата.

2 Там же.

3 Сводное заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

4 Официальный сайт Росстата.

5 Сводное заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

6 Там же.

7 Там же.

8 Официальный сайт Росстата.

9 Там же.

108,5 процента. Однако стагнация экономики или низкий экономический рост в стране снижает (или полностью опровергает) оценочные или показные значения индикаторов1.

По официальным данным Росстата основная доля исключенных (аналитических) показателей отражена в государственных программах, включенных в Перечень государственных программ: «Инновационное развитие и модернизация экономики» (62,2% от общего числа исключенных показателей) «Новое качество жизни» (26,9% от общего числа исключенных показателей)2. Подтверждающая информация по направлениям Перечня государственных программ отражена в табл. 2:

Таблица 2

Изменения информации по направлениям Перечня государственных программ

№ Перечень государственных программ (количество государственных программ) Показатели (индикаторы)

Всего Плановые значения предусмотрены на 2017 год Плановые значения не предусмотрены на 2017 год

исключены Запланированы к достижению в последующие годы

1 «Новое качество жизни» (12) 889 699 169 21

2 «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17) 1449 1029 390 30

3 «Сбалансированное региональное развитие» (5) 325 254 42 29

4 «Эффективное государство» (3) 157 131 26 0

Всего 2820 2113 627 80

* Источник: Официальный сайт Росстата.

В табл. 2 приводится информация по государственным программам, содержащим открытые данные. Во исполнение абзаца 4 пункт 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Например, из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» было исключено 126 показателей (62,1% от общего числа показателей указанной государственной программы), из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы было исключено 47 показателей (58,8% от общего числа показателей указанной государственной программы), из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» 28 показателей (25,7% от общего числа показателей указанной государственной программы) и так далее.

Из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» было исключено 29 показателей (52,7% от общего числа показателей указанной государственной программы), из перечня показателей (индикаторов) государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 было исключено 36 показателей (34,6% от общего числа показателей указанной государственной программы) и так далее. В табл. 3 приведены показатели и индикаторы выполнения некоторых Госпрограмм.

Таблица 3

Выполнение показателей и индикаторов некоторых Госпрограмм

№ Государственные программы «Инновационное развитие и модернизация экономики»

Достижение плановых значений показателей получили государственные программы Низкую оценку достижения плановых значений показателей получили государственные программы

1 «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» (ГК «Роскосмос») 95,9% «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Минэнерго России) 78,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 «Развитие судостроения и техники для освоения шель-фовых месторождений на 2013-2020 годы» (Мин-промторг России) 95,8% «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (Мин-сельхоз России) 77,5%

3 «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» (ГК «Росатом») 95,0% «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (Минпромторг России) 73,8%

4 «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» (Минпромторг России) 94,8% «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Минэнерго России) 78,9%

5 «Развитие транспортной системы» (Минтранс России) 94,6% «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (Минприроды России) 66,2

*Источник: Официальный сайт Росстата.

Мониторинг реализации Госпрограмм показал то, что несколько программ показали тенденции улучшения и 5 программ ухудшения исполнения. В табл. 4 приведена информация о таких Госпрограммах.

Таблица 4

1 Оценка эффективности реализации программно-целевых методов решения социально-экономических задач на современном этапе. - https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-programmno-tselevyh-metodov-resheniya-sotsialno-ekonomi cheskih-zadach-na-sovremennom-etape/viewer

2 Официальный сайт Росстата.

Мониторинг улучшения или ухудшения реализации Госпрограмм

№№ Государственные программы «Инновационное развитие и модернизация экономики»

Достижение плановых значений показателей получили государственные программы Низкую оценку достижения плановых значений показателей получили государственные программы

11 «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», + «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, Неудовл.

22 «Развитие судостроения и техники для освоения шель-фовых месторождений на 2013-2020 годы», + «Информационное общество (2011-2020 годы)», Неудовл.

33 «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы + «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», Неудовл.

44 «Развитие рыбохозяйственного комплекса», Неудовл.

55 «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Неудовл.

*Источник: Официальный сайт Росстата.

Исследование и аналитика реализации Госпрограмм показывают, что цели и задачи, поставленные в Стратегии развития НТР и в майских указах не могут быть реализованы в полном объеме, и достижение результатов также по ним сомнительное. Для достижения целей и задач Стратегии НТР и майских указов должны быть определены совершенно другие целевые индикаторы и показатели в Государственной Программе.

Другим немаловажным фактором являются ожидаемые результаты реализации Программы, а именно, «к 2020 году планируется обеспечение1:

• получения новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития и основанных на конвергенции различных направлений исследований;

• реализации научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;

• формирования целостной системы устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны;

• создания условий, необходимых для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• международной интеграции в области исследований и технологий, позволяющих защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы, а также повышение эффективности российской науки за счет

2

взаимовыгодного сотрудничества» .

Для более полного анализа в табл. 5 приведены цели и задачи перечисленных нормативно-правовых документов.

Как видно из табл. 5, целевые индикаторы и показатели функциональной государственной Программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» не тождественны со стратегическими НПА.

Возникает вопрос об участии, например, Министерства финансов РФ, который принимает участие до 1 января 2017 года. Следовательно, дальнейшее финансирование и контроль над исполнением Госпрограммы может иметь непредсказуемые результаты. Также немаловажный фактор, который тревожит ученых и общественность в развитии технологий, - это наличие/отсутствие государственных заказчиков федеральных целевых программ. При этом из Госпрограммы видно, что государственные заказчики федеральных целевых программ, также принимают участие до 1 марта 2014 года. Отсутствие государственных заказчиков на развитие науки и технологий после 2014 года приводит к мысли о наличии «узких» мест в разработке Госпрограммы и о серьезных проблемах в реализации и к сомнениям в эффективности предполагаемых мероприятий.

Указом Президента Российской Федерации № 306 от 30.06.2016 г. упразднен Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья. При этом образован Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Эти изменения обосновываются необходимостью организации проектной деятельности в Правительстве РФ. Однако снижение внимания Президента РФ к национальным проектам через организованные структуры приводит к мысли о том, что в современных условиях любые научные технологии и инновационная деятельность требует постоянного контроля и мониторинга, почти «ручного управления» в условиях санкционного противостояния развитых стран и России в целях достижения научно-технологического превосходства.

Итак, рассогласование основных регулирующих нормативно-правовых документов научно-технологического и инновационного развития привело к негативным результатам и к значительному отставанию в части инновационного развития страны. Для того, чтобы преодолеть сложившиеся проблемы и угрозы в научно-технологическом и инновационном развитии необходимо проработанное изменение государственных регулирующих документов. При этом необходимо кардинально пересмотреть финансирование сектора научных фундаментальных и прикладных исследований в сторону существенного увеличения по всем направлениям народного хозяйства.

Таблица 5

Сводная таблица целей и задач регулирования развития инноваций и научных технологий

1 Официальный сайт Правительства Российской Федерации.

2 Там же.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 642

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»

Целевые индикаторы и показатели государственной программы «развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы»

Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.

Задачи:

29. Для достижения цели научно-технологического развития Рос-сийск:ой Федерации необходимо решить следующие основные задачи:

а) создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;

б) создать условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;

в) сформировать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;

г) сформировать эффективную современную систему управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок;

д) способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

1. Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:

а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;

б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до

80 лет);

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;

е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем

4 процентов;

и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и экспериментальных разработок.

Задачи:

развитие конкурентоспособных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований;

создание и эффективный трансфер результатов прикладных исследований, обеспечивающих развитие и структурные изменения в национальной экономике;

институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры и приоритетов развития, системы открытого управления, прозрачного и конкурентного финансирования, интеграции науки и образования, в том числе обеспечение влияния науки на общество;

развитие международной кооперации и обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство;

создание условий, необходимых для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности

1. удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science);

2. доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 -2020 годы в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников;

3. отношение средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации

*Источник: официальный сайт Правительства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.