Научная статья на тему 'Государственные программы как инструмент реализации стратегии научно-технологического прогресса в Российской Федерации'

Государственные программы как инструмент реализации стратегии научно-технологического прогресса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
R&D / STATE PROGRAM / STRATEGY FOR SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / FTP / NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE / НИОКТР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФЦП / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телегина Марина Юрьевна

В статье рассматривается значение государственных программ для совершенствования таких областей социально-экономического развития, которые непосредственно связаны с выполнением работ научно-исследовательского, опытно-конструкторского и технологического характера; поднимается вопрос, касающийся этапов и основных инструментов реализации стратегии научно-технологического развития, приводится сводная динамика размера ассигнований из федерального бюджета на развитие гражданской науки.The article discusses the importance of state programs for the development of research, development and technological works; the question is being raised regarding the stages and main tools for implementing the strategy of scientific and technological development, a summary dynamics of the size of the allocations from the federal budget for the development of civil science is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Телегина Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные программы как инструмент реализации стратегии научно-технологического прогресса в Российской Федерации»

УДК 338.28

Экономические науки

Телегина Марина Юрьевна, студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,г.

Москва

e-mail: MYUTelegina@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается значение государственных программ для совершенствования таких областей социально-экономического развития, которые непосредственно связаны с выполнением работ научно-исследовательского, опытно-конструкторского и технологического характера; поднимается вопрос, касающийся этапов и основных инструментов реализации стратегии научно-технологического развития, приводится сводная динамика размера ассигнований из федерального бюджета на развитие гражданской науки.

Ключевые слова: НИОКТР, государственная программа, Стратегия научно-технологического развития, ФЦП, Национальная технологическая инициатива.

Abstract: The article discusses the importance of state programs for the development of research, development and technological works; the question is being raised regarding the stages and main tools for implementing the strategy of scientific and technological development, a summary dynamics of the size of the allocations from the federal budget for the development of civil science is given.

Key words: R&D, state program, Strategy for scientific and technological development, FTP, National Technological Initiative.

На сегодняшний день особое место в осуществление расходов по направлениям деятельности в Российской Федерации занимает реализация государственных программ. Цель существования государственных программ несет в себе непосредственное влияние на реализацию научно-технологического прогресса. Важно понимать, что их действие направлено на поэтапное развитие и совершенствование безопасной и многофункциональной цифровой инфраструктуры; оперативной передачи и обработки, использовании и хранении больших объемов данных, являющихся доступными не только для органов государственной власти Российской Федерации, но и для частных организаций и домохозяйств. Основной целью утверждения и существования данных программ на начальном этапе принято считать переход на отечественное программное обеспечение органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями.

Правовой основой для изучения данного вопроса был выбран целый ряд нормативно-правовых документов, дающий возможность оценить российскую действительность относительно масштабов развития научно-

исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее -НИОКТР) в России и сопоставить их с ожидаемом эффектом от внедрения тех или иных решений и технологий.

Правовую основу прогнозирования, утверждения и реализации государственных программ составляют следующие нормативно-правовые документы:

1) Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [1];

2) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. [2];

3) Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [3];

4) Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации от 1 декабря 2016 года [4];

5) Бюджетный кодекс Российской Федерации [5].

Благодаря данным нормативно-правовым актам реализация научно-технологического прогресса представляет собой единый механизм, состоящий из нескольких элементов, взаимодействующих друг с другом на всех этапах реализации Стратегии, которая служит основой для реализации создания госпрограмм.

Стоит отметить, что законотворческие основы программного развития расходов были заложены немного ранее, чем были созданы приведенные выше нормативно-правовые документы, а именно в 1990-х годах, тогда НИОКТР в большинстве своем осуществлялись за счет Федеральных целевых программ (далее - ФЦП). На сегодняшний день финансирование НИОКТР примерно на 75% осуществляется за счет ФЦП, перечень которых можно увидеть в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 №459-ФЗ в Приложении №13 (изменения в приложение №13.1) [6].

Уже в 2000-х годах ФОИВ были разработаны и внедрены стратегии развития секторов экономики, а также определенные методики формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности.

Как правило, ФОИВ в сфере НИОКТР являются:

1) Министерство образования и науки Российской Федерации;

2) Министерство здравоохранения Российской Федерации;

3) Отраслевые федеральные органы исполнительной власти.

Как показывает практика, благодаря появлению и внедрению данных инструментов и был дан толчок развитию программно-целевых принципов

управления российской экономикой, что также послужило положительным импульсом для прогресса в сфере науки и технологии.

К 2010 году появляются зачатки программного бюджета, за три последующих года в работе Минфина и Минэкономразвития были приложены существенные усилия, так как уже к концу 2013 года были заложены основы и методические рекомендации к формированию государственных программ, благодаря этому, например, было утверждено Постановление Правительства РФ №588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" от 2 августа 2010 г., к тому же, в отдельные статьи Бюджетного кодекса были внесены надлежащие изменения [7]; что особенно важно, разработан и утвержден новый перечень кодов бюджетной классификации по расходам.

В 2014 году наступает очередной этап развития системы стратегического управления НИОКТР, позже последовательно утверждаются Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в основе которой лежит Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утвержденный Правительством РФ 3 января 2014 г.).

Данная ступень в развитии системы НИОКТР является одной из основополагающих для последующего развития НТП, особенно это касается двух наиболее важных этапов, затрагивающих периоды 2017 - 2019 гг. и 2020 -2025 гг. [8]. Именно так определены этапы в Указе Президента Российской Федерации № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" от 1 декабря 2016 г. (см. табл. 1).

Таблица 1. Этапы и основные инструменты реализации стратегии научно-технологического развития

Прогнозирование Прогноз научно-технологического развития

Целеполагание Стратегия научно-технологического прогресса

Этапы реализации Первый этап: 2017 - 2019 гг. Второй этап: 2020 - 2025 гг.

Уровни готовности технологий Первая группа Вторая группа Третья группа

Программирование Госпрограммы, Госпрограммы, Госпрограммы,

направленные на направленные на направленные на

развитие развитие развитие

фундаментальной прикладной науки промышленности и

науки стимулирование

экспорта

Источник: составлено автором.

Для каждого из этапов присущи определенные показатели, способные отразить текущую ситуацию и результаты деятельности настоящей Стратегии.

Для первого этапа характерно:

1) развитие и наличие организационных, финансовых и законодательных механизмов;

2) введение новых проектов, направленных на извлечение новых знаний для развития в долгосрочной перспективе;

3) развитие согласно приоритетам, отраженным в Стратегии;

4) вовлечение кадров, способных обеспечить научно-технологическое развитие страны;

5) создание условий для перспективного развития сферы НИОКТР.

В будущем планируется достичь показателей, которые Президент отразил как характерные для второго этапа, а именно:

1) формирование новейших научно-технологических решений в области национальной экономики;

2) осуществление мер по извлечению прибыли из уже достигнутых результатов интеллектуальной деятельности, масштабное создание высокотехнологичных продуктов и услуг;

3) внедрение Национальной технологической инициативы, поддержка экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, выход на мировой рынок.

Стратегии НТР реализуется при помощи государственных программ, сформированных по приоритетным направлениям развития Российской Федерации. Всего в России реализуется 43 государственных программы,

расходы на которые сосредоточены в размере 70% от средств федерального бюджета. К примеру, согласно данным «Портала госпрограмм РФ», в 2018 году в отношении программы «Развитие науки и технологий» достигнут 31 плановый показатель из 33 намеченных [9]. По плану на 2018 год, предполагалось использовать 4,10 млрд. руб., но фактически данная сумма была увеличена на треть и составила 6,10 млрд. руб. [10].

Однако, стоит отметить, что практически все запланированные объемы программы выполнены в 2018 году в полной мере или же существенно перевыполнены, общая динамика имеет перспективную тенденцию (рис.1.), лишь в части Подпрограммы 3 не была проведена выставка Минобрнауки, демонстрирующая достигнутые объемы кооперации организаций науки и образования с бизнесом, а также не были введены в эксплуатацию жилые дома для молодых ученых и специалистов РАН [11].

Рис.1. Исполнение подпрограмм государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2018

году

24

План Факт

Источник: Составлено автором.

Анализ НИОКТР в части госпрограмм дает возможность оценить изменения в отношении финансирования приоритетных направлений научно -технологического прогресса и проследить пути расходования бюджетных средств по видам научной деятельности, также возможно отследить динамику внебюджетного финансирования и вклад в развитие НТП представителями частной сферы при участии в развитии намеченных государством курсов и приоритетов.

Если говорить о динамике финансирования ФЦП из федерального бюджета (рис. 2), то можно сделать вывод об отчетливом снижении совокупных объемов бюджетных ассигнований. По общей совокупности ассигнований на НИОКТР ситуация меняется положительным образом начиная с 2019 года, но проблема финансировании и развития науки остается актуальной и по сей день. Объем бюджетных ассигнований на прикладные научные исследования не имеет тенденций к росту. Что касается фундаментальных исследований, то только в этой части финансирований НИОКТР наблюдается самый устойчивый уровень роста.

500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

■ Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета, всего

■ Фундаментальные исследования

■ Прикладные научные исследования

.. 1. 1

2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 2. Ассигнования из федерального бюджета на развитие гражданской науки

Источник: Составлено автором.

Говоря о проблемах развития НИОКТР, сразу же стоит обратить внимание, что помимо невысокого уровня финансового обеспечения данной сферы, в российской научной литературе недостаточно освещена тема управления научно-технологическим развитием, не представляется возможным изучить более узкие области и менее масштабные, например, по сравнению с атомной, судостроительной и пр. В связи с этим, не представляется возможным более детально проработать стратегию развития менее развитых отраслей, просчитать расходы на осуществление тех или иных преобразований, следовательно, нет ясного видения, невозможно выделить приоритетные области развития.

К тому же, в классификации расходов бюджета нет раздела в целом посвященного НИОКТР. Для того, чтобы узнать сумму затраченных бюджетных средств, необходимо найти конкретные подразделы в составе разделов и посчитать доли, присущие НИОКТР. Нередко появляется недоучет или переучет необходимого объема бюджетных средств. В 2015 году таком образом было переучтено 500 тыс. рублей по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство».

Важным упущением является достаточно условное формирование наименований статей бюджетной классификации, к примеру, в состав подраздела могут быть учтены расходы на премии в области литературы и искусства, субсидии и пр.

Подводя итог всему вышесказанному, важно уделить существенное внимание освещению темы управления научно-технологическим развитием и изучению вопросов слабо развитых областей НИОКТР. При успешном внесении данным поправок, это уже в ближайшем будущем может открыть большие перспективы в развитии научно-технологического потенциала

Российской Федерации, дать возможность экспортировать технологии и высокотехнологичную продукцию, произведенных в России, обеспечить выход на международный рынок, ориентируясь на Стратегию.

Статья написана под научным руководством к.ю.н., доцента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Батталовой Линары Мухаматямилевны.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию".

3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года).

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

6. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ.

7. Ратай Т.В., Тарасенко И.И. Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета по главным распорядителям бюджетных средств: 2019 // Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Наука. Технологии. Инновации. От 30.01.2019. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/01/30/1202973774/NTI_N_118_30012019.pdf (дата обращения: 07.10.2019).

8. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

9. Портал государственных программ Российской Федерации. URL: https://programs.gov.ru/Portal (дата обращения: 07.10.2019).

10. Ежеквартальный мониторинг государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/quarterMonitoring?gpId=14&year=2018&q uarter=4 (дата обращения: 07.10.2019).

11. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/14 (дата обращения: 07.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.