Научная статья на тему 'ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КНР И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ'

ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КНР И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / стратегическое управление / управление научно-технологическим развитием / стратегическое планирование научно-технологического развития (НТР) / планирование в Китае / стратегия научно-технологического развития / государственное управление / государственная программа.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КНР И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Багдасарян Н.А.

старший преподаватель, Сибирский федеральный университет

Беляков Г.П.

д.э.н., профессор, Сибирский государственный университет

Батукова Л.Р.

д.э.н., доцент, Сибирский федеральный университет)

ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КНР И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ1

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегическое управление, управление научно-технологическим развитием, стратегическое планирование научно-технологического развития (НТР); планирование в Китае; стратегия научно-технологического развития, государственное управление, государственная программа.

Введение

На современном историческом этапе ключевым фактором экономического роста и конкурентоспособности страны является ее успех в научно-технологическом развитии. На протяжении большей части XX века научно-технологическими лидерами были США, Европа и СССР. Но к концу века Китай активно включился в научно-технологическую гонку, а в последнее время стал претендентом на место лидера в научно-технологическом развитии. В результате страна в относительно короткий период превратилась в один из ведущих мировых инновационных центров. О восходящей траектории развития науки и техники КНР свидетельствуют интенсивные инвестиции в НИОКР, причем темпы их роста значительно превышают таковые в США и Европейском союзе. По данным национального бюро статистики Китая доля расходов на НИОКР в ВВП КНР за последние 23 года возросла в 3,8 раза и составила в 2018 году 2,19% ВВП. Число исследователей в этот период увеличилось на 3859 тыс. человек (839%). Статистика патентной активности и продаж технологий показывает, что количество заявок на изобретения в 2018 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось на 394%, что составляет в абсолютном выражении 1542 тыс. шт. Экспорт высокотехнологичной продукции за последние 11 лет вырос на 10,9 раза и составил в 2018 г. 743 млрд. долл. [1].

Беспрецедентный рост науки и техники в Китае не является случайностью. Начиная с 1978 года китайское руководство рассматривает науку и технологии как неотъемлемую часть экономического роста и последовательно предпринимает шаги по совершенствованию планирования научно-технологического развития на долгосрочной основе. Исследование успехов Китая конца XX - начала XXI века позволяет сделать вывод, что они основываются на системном подходе к научно-технологическому развитию. Китайский подход реализуется на основе стратегического планирования НТР, ориентированного на сочетание плановой роли государства с широким использованием рыночных инструментов.

Понимание данного факта определяет необходимость углубленного исследования опыта Китая в организации научно-технологического развития и определения возможности использования наилучших практик в государственном управлении научно-технологическим развитием России.

В настоящее время в России предпринимаются значительные усилия по систематизации и развитию подходов в области стратегического управления, в том числе и в области планирования научно-технологического развития.

Управление научно-технологическим развитием сегодня осуществляется на основе положений соответствующей государственной политики, которая включает пять организационных блоков. Это: «Управление и инвестиции», «Взаимодействие и кооперация», «Инфраструктура и среда», «Кадры и человеческий капитал», «Сотрудничество и интеграция» [2]. Они определяют основной фокус государственного управления, с учетом стремительно изменяющейся мировой повестки дня. Данный подход ориентирован на создание широкой, согласованной и одновременно гибкой платформы научно-технологического развития. В рамках каждого блока определен перечень задач, которые увязывают законы и другие документы государственного управления. К числу наиболее значимых инструментов государственной политики в части научно-технологического развития в России, принятых в последние годы, относятся: ФЗ о стратегическом планировании (2014 г.), Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (2016 г.), ФЗ об изменениях в правовом регулировании деятельности Российской академии наук (2018 г.), государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (2019 г.). Реализация управления научно-технологическим развитием в социально-экономической практике осуществляется на основе 12 Национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, которые постоянно совершенствуются и развиваются [3].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00355.

33

Несмотря на позитивное продвижение государственного управления в области организации научно-технологического развития, очевидно, что ускоряющиеся мировые трансформации определяют необходимость качественного прорыва в данной области.

В связи с этим, объективно, возникает необходимость анализа китайского опыта организации системы стратегического планирования НТР и адаптации его наилучших практик в российских условиях.

Стратегическое планирование научно-технологичного развития Китая

В последние десятилетия в Китайской Народной Республике активно происходило становление системы стратегического планирования научно-технологического развития. Ее важнейшими частями являются прогнозирование, планирование и программирование, разработка стратегий и программ, формы и способы их реализации, в том числе мониторинга и контроля. Все это образует единый взаимоувязанный процесс государственного стратегического планирования научно-технологического развития. Его основные положения и ожидаемые результаты отражены в соответствующих документах стратегического планирования НТР.

Законодательная база стратегического планирования научно-технологического развития КНР включает следующие основополагающие документы:

- Закон «О научно-техническом прогрессе» 1993 г. (в редакции 2007 г.), определяющий цели государственной политики в сфере науки и технологий, источники финансирования научных исследований, кооперацию научных учреждений и производственных предприятий [4];

- Закон КНР «О распространении научно-технических знаний» 2002 г., обеспечивающий правовое поле для популяризации науки и повышения ее значения в общественном сознании;

- Закон КНР «Об инновационной политике» 2002 г., имеющий своей целью коммерциализацию научно -технических продуктов в производстве;

- Законы в сфере патентного и авторского права.

Ключевым из названных законов является закон КНР «О научно-техническом прогрессе». Представим наиболее важные положения закона [15; 16].

1. Поощрение «независимых» инноваций, которое проявляется в четком определении прав собственности и интеллектуальной собственности, а также стимулировании «энтузиазма проектных исполнителей»; внедрение системы государственных закупок, продвигающих независимые инновации; стимулирование технологических инновационных предприятий путем предоставления налоговых льгот, а также финансовых преференций (ст. 33, 34, 35, 36); государственная поддержка обеспечения комфортных условий персоналу, проводящему научно-технологические исследования, включая области, где разработки предполагают высокий уровень риска.

2. Четкое определение полномочий правительства для всех уровней научно-технологического развития в соответствии с принятой системой государственного планирования научно-технологического развития (ст. 10). Определение полномочий предполагает: во-первых, определение обязанностей правительства в области инвестиций в науку, технику и технологии и конкретизацию принципов распределения государственных капиталовложений (ст. 59); во-вторых, разработку механизмов государственного вознаграждения за существенный вклад в научно-технологический прогресс (ст. 15); в-третьих, закрепление ответственности правительства за координацию и контроль сохранения конкурентности рыночной среды, ее способности содействовать научно-технологическому прогрессу (ст. 40).

В целом закон формирует институциональную платформу для: увеличения доли высококвалифицированного кадрового потенциала путем создания благоприятных условий самореализации научных работников; сочетания централизованной государственной политики в сфере науки и техники с привлечением частных капиталов в научно-технологический сектор; расширения производства инновационных технологий и поощрения их внедрения в практику.

В настоящее время в Китае основной стратегический документ научно-технологического развития - это «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 годах» (далее Программа на 2006-2020 гг.)» [5]. Введенный в январе 2006 года документ является результатом широкого обсуждения, которое велось под руководством государства в форме консультаций, междисциплинарного и межинституционального согласования. Обсуждение продолжалось на различных площадках на протяжении трех лет и в нем приняло участие, в целом, более 2000 агентов инновационных и научно-технологических изменений (научных работников, бизнесменов, инженеров, экономистов, военных, экспертов и др. специалистов). В результате в Программу на 2006-2020 гг. были включены важнейшие приоритеты по ряду областей научно-технологического развития, определены долгосрочные цели научно-технологического развития страны до 2020 года, инициирована серия специальных «мегапроектов», предложены руководящие принципы и подходы, призванные помочь реализации задач программы.

Важной особенностью программы, наиболее широко обсуждаемой экспертами, является нацеленность ее на преодоление зависимости страны от импортных технологий и создание благоприятного климата для эндогенного инновационного развития. При этом китайское руководство выдвинуло тезис о необходимости повышения роли «независимых» инноваций в реализации научно-технических программ, что заложило важный принцип формирования системы стратегического планирования НТР. В результате произошел переход к системному подходу в организации стратегического планирования НТР. Если раньше научно-технологическая политика носила фрагментарный характер и реализовывалась на базе отдельных специальных программ, посвященных разным задачам (программа «Искра»; «Факел»: «863» и др.), то с принятием закона началось последовательное сближение национальных программ прошлого и вновь определяемых мер по достижению научно-технологического развития. Это способствовало стимулированию интеграционных процессов на основе научно-технологического развития.

Общими целями, которые заявлены в Программе на 2006-2020 гг. являются: создание общества «малого благоденствия»; увеличение расходов на НИОКР до 2,5% ВВП; вступление в ряды пятерки стран-лидеров по числу патентов и в десятку стран-лидеров по индексу цитирования китайских ученых в системе цитирования SCOPUS; построение экономики, все более основанной на знаниях. В основных положениях Программы на 2006-2020гг. закреплены подходы к реализации руководящего принципа научно-технологического развития страны: заблаговременное проведение фундаментальных исследований; сосредоточение внимания на прорывных ключевых технологиях широкого спектра действия для поддержания устойчивого, скоординированного развития экономики и общества; упор на «независимые» инновации; ускоренное внедрение передовых технологий и активное содействие созданию рыночного спроса на инновации и др.

В Программе на 2006-2020 гг. выделено 68 ключевых направлений, по которым Китай намерен добиться технологического прорыва. Среди них для первоочередного освоения намечено 27 прорывных технологий в ИКТ, новых материалах, биотехнологиях, энергетических, лазерных, аэрокосмических и морских технологиях, передовых отраслях промышленности. В качестве приоритетных задач определены научные исследования и разработки в области развития высокоскоростного железнодорожного транспорта; электромобилей; Интернета нового поколения; суперкомпьютеров; энергоэффективных зданий; робототехники; подходов к использованию стволовых клеток для создания живых тканей; сферы лекарственных препаратов нового поколения, в том числе для профилактики заболеваний; глубоководных морских исследований; разработок ядерных технологий на быстрых нейтронах.

В Программе на 2006-2020 гг. дано определение «мегапроекта» (как крупного, значимого для развития общества и экономики проекта), выделены принципы отбора таких проектов, проведена их дифференциация на военные и гражданские, определено и разработано 16 крупных «мегапроектов».

В документе отдельный раздел посвящен реформе научно-технологической системы КНР, которая призвана обеспечить решение стратегической задачи - достижения мирового научно-технологического лидерства Китая, присоединения его к числу ведущих научно-технологических держав. Реформа, в числе основных, включает в себя следующий комплекс мер:

I. Прямую бюджетную поддержку. Предполагается: а) финансовая поддержка приобщения китайских компаний к наилучшим зарубежным технологиям и их развитие на этой основе. Так, например, Банк развития Китая должен предоставлять «льготные кредиты» высокотехнологичным компаниям; б) прямые государственные инвестиции (централизованного правительства) в фундаментальные исследования, исследования в области передовых технологий, в строительство крупной научно-технической инфраструктуры.

II. Косвенную поддержку. Предполагаются: а) налоговые преференции для предприятий малого и среднего бизнеса. В том числе - это: а1) уменьшение налогооблагаемой базы путем вычета из валовой прибыли до 150% расходов на НИОКР (т.е. расходы на НИОКР на 150% не облагаются налогом, фактически составив чистое субсидирование), а2) введение механизмов ускоренной амортизации научно-исследовательского оборудования стоимостью до 300 тыс. юаней, а3) ускоренное внедрение НДС потребительского типа и включение налога, взимаемого с оборудования, в сферу вычета НДС; б) поддержка высокотехнологичных китайских компаний в части государственной закупки их продукции.

III. Поддержку критических элементов инфраструктуры, жизненно необходимых для преобразования знаний и идей в экономические и социальные выгоды. Предполагается: а) внедрение новой системы интегрального управления наукой и техникой в военной и гражданской сфере; б) формирование системы технических стандартов на национальном и международном уровне; в) совершенствование системы интеллектуальной собственности на основе информационных технологий; г) содействие созданию венчурных фондов для финансирования инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, частных научно-технологических агентств на базе исследовательских институтов; д) создание высокотехнологичных лабораторий, оснащенных наилучшим образом научных парков; е) развитие системы популяризации науки; ж) расширение форм регионального и международного научно-технического сотрудничества и обмена.

После разработки программы Государственный совет отдельным документом утвердил распределение ответственности и определил сроки исполнения за конкретными ведомствами и должностными лицами в форме сводного списка правил реализации долгосрочной программы развития науки и техники [6]. Так, согласно документу, ключевыми министерствами, ответственными за реализацию Программы на 2006-2020 гг. являются: департамент Национальной комиссии по развитию и реформам - отвечает за развитие инноваций МСП и разработку плана и проектов, продвигающих независимые инновации; Министерство финансов - отвечает за разработку налоговых стимулов, направленных на увеличение НИОКР и повышение инновационной активности предприятий, а также разработку политики государственных закупок; Министерство науки и техники - ответственно за выделение средств на создание и развитие бизнес-инкубаторов и научных парков, а также за реализацию мер по поддержке научных исследований и разработок в ключевых областях научно-технической политики.

На основе Программы на 2006-2020гг. разрабатываются пятилетние программы научно-технических инноваций, конкретизирующие и актуализирующие ее выполнение.

Так, последняя пятилетняя программа «Государственная программа научно-технических инноваций на 13 пятилетку (2016-2020) (далее - «13 пятилетняя программа») основывается на «13 пятилетнем национальном плане экономического и социального развития КНР» и «плане национальной стратегии инновационного развития». 13 пятилетняя программа определяет принципы и цели научно-технического развития страны до 2020 г., основные задачи, уточняет приоритетные области развития в период 13 пятилетки [7].

В число основных принципов, декларируемых 13 пятилетней программой, входят следующие : а) потребности страны в области научно-технического развития являются одним из важнейших стратегических приоритетов; б) раз-

витие талантов и человеческого капитала рассматривается как движущая сила научно-технологического развития; в) формирование «глобального видения» определяется как ведущий фокус научно-технологического развития (предполагает определение приоритетов научно-технического развития КНР на основе оценки глобальных тенденций и вызовов мирового масштаба); г) развитие науки и техники должно быть ориентировано на насущные потребности общества (технологические инновации - императив социального благосостояния).

Руководство Китая в 13 пятилетней программе определило приоритетные области научно-технологического развития, включая: 1) сельское хозяйство - поддержка ключевых сельскохозяйственных исследований в области высокоурожайных культур, контроль и предотвращение загрязнения сельского хозяйства и др.; 2) энергетика - чистые угольные технологии, возобновляемые источники энергии и др.; 3) промышленность - поддержка исследований в области интеллектуального производства, ключевых и основных материалов, новых материалов и др.; 4) окружающая среда - поддержка экологических исследований в области чистой воды, чистой почвы, управление опасными химическими веществами и др.; 5) здравоохранение - поддержка исследований по профилактике болезней и борьбы с ними и др.; 6) урбанизация нового типа - поддержка исследований по проблематике умных городов, зеленых зданий и др.; 7) фундаментальные исследования, связанные с национальными стратегическими требованиями - поддержка исследований в области нанотехнологии, стволовых клеток, белков, развития ребенка, происхождения жизни, мозга, сознания, квантовых технологий, изменения климата, а также эволюции Вселенной и др.; 8) крупные международные научные проекты - участие в крупных международных национальных научно-технических проектах, способствующих интеграции страны в глобальные инновационные сети.

Важнейшей задачей 13 пятилетней программы является создание «высокоэффективной, скоординированной инновационной системы», в которой все участники взаимодействуют друг с другом - национальной инновационной системы (далее сокращенно - «НИС»). Согласно 13 пятилетней программе НИС включает:

1) Увеличение доли акторов инноваций. Предполагает расширение количества активных участников инновационной деятельности путем: а) поддержки наиболее инновационно активных предприятий; б) укрепления магистральной роли национальных научно-исследовательских центров; в) усиления роли университетов и институтов. Высшее образование рассматривается в НИС как научно-техническая основа и источник новых ученых.

2) Создание эффективных инновационных структур. Означает рассмотрение национальных лабораторий в качестве ключевого ресурса научно-технологического развития. В связи с этим ориентирует на создание в рамках НИС инновационных сетей, связывающих национальные лаборатории в партнерские сообщества вокруг функциональных, взаимосвязанных инновационных центров. Это позволит данные сети фокусировать на национальные стратегические потребности, а при необходимости и включать их или их элементы в отраслевые цепочки.

3) Создание эффективного демонстрационного инновационного пространства. Предлагает формирование национальных демонстрационных зон инноваций и зон высоких технологий как основы регионального и межрегионального трансфера инноваций. Создание и использование для этой цели международных платформ инновационного сотрудничества. Регионы должны поощрять создание и развитие центров инновационных технологий с мировым уровнем конкурентоспособности.

4) Создание эффективных сетевых коммуникационных пространств. Предполагает поддержку развития открытых, интегрированных в мировом масштабе инновационных сетей, где участники сотрудничают с целью получения выгод от: а) междисциплинарных научных связей, связи капитала и рынка талантов; б) стимулирования совместного инновационного производства, передовых научно-технологических исследований в) углубления военно-гражданской инновационной интеграции; г) более эффективной интеграции общественных инноваций и стартапов.

5) Развитие управления инновациями. Определяет возможности оптимального сочетания роли государства и рынка в области инновационного развития, включая центральные и местные органы власти. Предполагает, что на более низких уровнях управления власть и контроль должны становиться все более децентрализованными. Для этого предполагается реформирование: а) системы научно-исследовательских центров через их интеграцию с центрами научно-технологических инноваций, б) системы распределения государственных ресурсов.

6) Создание инновационной экологической подсистемы. Означает улучшение научно-технических инноваций в экологической сфере путем укрепления правопорядка, оптимизации законов и нормативных актов в части защиты ИС, а также повышения научно-технического образования.

При разработке 13 пятилетней программы научно-технических инноваций на 2016-2020 гг. были установлены индикативные показатели, направленные на решение стратегических задач. К 2020 году предполагается достижение следующих результатов: расходы на НИОКР увеличатся до 2,5% от ВВП; доля вклада научно-технической сферы увеличится до 60%; количество изобретений и патентов составит 12 шт. на 1000 человек; доля добавленной стоимости наукоемкой сферы услуг в ВВП достигнет 20%; доходы от высоких технологий, используемых предприятиями, увеличатся на 11,8% по сравнению с 2015 годом и составят 34 триллиона юаней; расходы предприятий на НИОКР будут доведены до 1,1% от выручки; по индексу цитирования в системе цитирования 8СОРи8 китайские ученые должны занять второе место в мире; патентные заявки по процедуре РСТ должны увеличиться вдвое и составить 61 000.

Понимание руководством Китая необходимости определения долгосрочных направлений научно-технологического развития способствовало разработке «Прогноза социально-экономического развития страны до 2050 г.» и «Дорожной карты научно-технологического развития Китая до 2050 г.» (далее дорожная карта). Документ был опубликован в январе 2018 года и является результатом работы более 100 ведущих научно-исследовательских институтов страны, порядка 300 экспертов и 60 академиков. Исследования для создания дорожной карты охватили восемь основных направлений. Это развитие энергоресурсов, новые материалы и «умное» производство, развитие информационных сетей, сельское хозяйство и биотехнологии, народонаселение и здравоохранение, развитие системы

охраны окружающей среды, исследование космоса и океана, технологии обеспечения безопасности страны и общества. В рамках восьми основных направлений, выделены двадцать две инициативы, являющиеся стратегически важными для долгосрочного развития КНР. Шесть инициатив стратегической важности для повышения конкурентоспособности Китая на мировой арене: развитие высокопроизводительных вычислительных возможностей, технологии переработки отходов после использования ресурсов, молекулярное конструирование наследственности животных, растений и др. Семь инициатив стратегической важности призваны обеспечить устойчивое развитие Китая. В частности -это развитие производства геотермальной энергии, производство атомной энергии следующего поколения, исследование основ клеточной и регенеративной медицины и др. Две инициативы сосредоточены на национальной и общественной безопасности, которые связаны с пониманием ситуации в космическом пространстве и параллельными системами управления и социального контроля. Четыре инициативы нацелены на усиление фундаментальной науки в тех направлениях, которые потенциально могут привести к прорывам. Это исследования в области темной материи и темной энергии, искусственной жизни и синтетической биологии. Три инициативы ориентированы на новые междисциплинарные области исследования, которые включают нанонауки; математику и комплексные системы, а также освоение космоса [8].

Для успешной работы по 22 основным инициативам были предложены пять принципов развития инноваций в области науки и техники с китайской спецификой, которые должны быть реализованы до 2050 г. и направлены на стимулирование развития науки и техники в КНР [9]:

1) опора на внутренние силы и эффективная интеграция глобальных инновационных ресурсов в соответствии с открытостью внешнему миру;

2) объединение талантливых людей и их вовлечение в инновационную деятельность, в соответствии с установкой - все для человека;

3) сочетание основной роли рынка и правительственного макро-регулирования на основе китайских реалий;

4) разделение труда и сотрудничество между основными участниками национальной инновационной системы наряду с углублением реформ;

5) продвижение научно-технических инноваций через инновационный менеджмент наряду с комплексным планированием.

Представленные пять принципов развития инноваций в области науки и техники рассматриваются как основа создания идеальных условий для строительства инновационного государства в КНР. Некоторые составляющие этих условий в настоящее время уже получили существенное развитие. Например, международное научно-техническое сотрудничество Китая, возвращение из-за рубежа высококвалифицированных специалистов китайского происхождения, определение отдельных стратегий инновационного развития для каждого региона КНР.

Особого внимания заслуживает в дорожной карте согласованность целей, задач и путей их достижения, которые разработаны на базе основных стратегических направлений научно-технического развития и разбиты на три этапа реализации: к 2020 году, к 2030 году и к 2050 гг. Так, при создании системы исследования и освоения космоса выделены ключевые задачи в двух областях: 1) исследование и освоение космоса; 2) создание потенциала развития космических технологий. Конкретные шаги по данным областям заключаются в следующем. До 2020 года предполагается завершение создания системы научных исследований космоса, базирующейся на сериях исследовательских ИСЗ (искусственных спутников земли). Здесь планируется осуществить прорывы в технологиях, обеспечивающих долговременное жизнеобеспечение человека на космической станции, а также создание многоспекторного и многоцелевого телескопа с апертурой 2 м и соответствующей высокоскоростной передачей данных. Приблизительно к 2030 году планируется осуществить пилотируемые полёты на Луну, а на её поверхности создать лунную базу. Предполагается завершение разработки телескопа, имеющего сверхвысокую разрешающую способность с апертурой 4 м и объективом, работающего в видимом и инфракрасном диапазонах. Предстоит разработка межпланетных зондов для исследования глубокого (дальнего) космоса, осуществление межпланетных полётов, создание высокоточной системы автономной навигации, исследование планет, находящихся за орбитою Марса. К 2050 году планируется создать глобальную систему высокоскоростной связи, а также систему раннего прогнозирования глобальных изменений и масштабных стихийных бедствий на Земле. Предполагаются полёты беспилотных космических кораблей за пределы Солнечной системы в межзвёздное пространство. Планируется создание космического телескопа с апертурой 10 м с пространственной разрешающей способностью 0,01.

Подводя итог анализа системы стратегического планирования научно-технологического развития КНР можно выделить ряд отличительных черт, обеспечивающих успешное научно-технологическое развитие страны, которые могут представлять интерес для использования в России:

- интегрированность науки и техники с социально-экономическим развитием;

- комплексность процесса планирования всей инновационной цепочки;

- высокая децентрализация в развитии науки и техники. Провинции и местные районы рассматриваются в качестве основных субъектов ответственности, играющих ключевую роль в развитии науки и техники с точки зрения: а) политики защиты интеллектуальной собственности; б) инфраструктуры как основы научно-технологического развития; в) инвестиций в увеличение мобильности ресурсов в науке и технике;

- системность государственных мер поддержки инновационной активности;

- интегрированность долгосрочных, средне- и краткосрочных целей. Ориентированность страны на прогресси-рование в областях определенных на государственном уровне приоритетов и одновременный запуск поисковых исследований в областях потенциально перспективных с точки зрения формирования базы для достижения глобальной конкурентоспособности в долгосрочной перспективе;

- тесная связь со стратегическими потребностями страны. Приоритетные области науки и техники рассматриваются на соответствие социально-экономическим потребностям и приоритетам страны, определенным в других ключевых политических документах;

- «глобальное видение» в качестве важнейшего руководства. Рассмотрение глобальных тенденций развития, глобальных вызовов и рисков как определяющих ключевой вектор научно-технологического развития;

- внутренняя и внешняя взаимосвязи в достижении целей и задач. С одной стороны - ориентация правительства на международное сотрудничество с целью импорта высококвалифицированных человеческих ресурсов, интеллектуальной собственности, инвестиционных ресурсов в приоритетных областях научно-технологического развития. С другой стороны - это готовность страны экспортировать высокотехнологичную продукции на международные рынки;

- высокая интеграция науки и техники военной и гражданской сфер;

- четкая система ответственности за реализацию научно-технической политики;

- гибкость в пересмотре среднесрочных (пятилетних) программ научно-технологического развития. Государственные органы Китая имеют возможность пересматривать (в соответствии с новой ситуацией и проблемами, возникающими в процессе реализации годового плана) пятилетние программы НТР с тем, чтобы они в большей степени соответствовали изменяющейся ситуации.

Обзор системы стратегического планирования научно-технологического развития КНР позволил сформулировать некоторые предложения по возможным направлениям использования данного опыта в российской практике. Прежде всего, заслуживает внимания опыт разработки государственной программы долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в качестве примера для разработки аналогичной комплексной программы научно-технологического развития России. Так, основной документ научно-технологического развития РФ - «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года» носит рамочный характер и требует конкретизации в комплексной программе, где должен быть отражен полный инновационный цикл [10]. Это предполагает включение в документ положений, четко регламентирующих реализацию основных этапов жизненного цикла создания инноваций. В том числе должны быть включены разделы, посвященные стратегии реализации: а) базовых исследований, разработок и научных экспериментов (поисковых и фундаментальных исследований; исследований и апробации рабочих моделей, прототипов и др.), б) инженерных исследований в области создания инновационных технологий, в) прикладных исследований, посвященных формированию подходов и направлений проведения технологической модернизации производства и высокотехнологичной продукции, г) исследований и сравнительной оценки конкурентоспособности отечественных разработок на мировом уровне, д) разработки мер мониторинга и постоянной модернизации собственно НИС, в рамках которой это должны быть реализовано и др.

Приходится констатировать отсутствие в настоящее время комплексного документа научно-технологического развития, охватывающего вопросы четкой постановки долгосрочных целей и задач, ключевых приоритетов; механизмов формирования и инициации специальных крупных проектов; а также системных мер, призванных помочь в достижении намеченных целей.

Для гарантированной реализации научно-технологической политики РФ крайне важным является закрепление ответственности за достижение целей стратегического планирования НТР за отдельными органами государственной власти. Опыт КНР в данной области является весьма успешным и представляет интерес с точки зрения законодательного установления зон ответственности всех участников стратегического планирования НТР.

Трудности в отечественной практике управления научно-технологическим развитием также возникают и ввиду отсутствия единого государственного органа, ответственного за разработку и реализацию научно-технологической политики, что приводит к дублированию функций, снижает качество принимаемых решений. Текущая ситуация предполагает участие ряда уполномоченных органов, являющихся субъектами стратегического планирования научно-технологического развития, без координации их деятельности какой-либо вышестоящей организацией. Однако если учитывать, что эффекты внедрения системы стратегического планирования научно-технологического развития являются по своей сути синергетическими, то нарезка генеральных полномочий на части с неизбежным размыванием границ ответственности за интегральный результат представляется весьма спорным управленческим решением [11]. С рекомендациями создания единого государственного органа стратегического планирования научно-технологического развития, ответственного за реализацию научно-технической политики выступает ряд авторов. В том числе С.Ю. Глазьев предлагает создать при Президенте России межведомственный орган - «Государственный комитет по научно-техническому развитию РФ» в качестве коллегиального органа. В его состав должны войти руководители профильных министерств и ведомств, РАН, федеральных институтов финансирования и поддержки [12; 13]. Успешный опыт межведомственной координации научно-технологического развития Китая является примером тому, что централизованная координация, как минимум, полезна. Так, в рамках Госсовета создана «малая руководящая группа» по вопросам науки, техники, образования. Эта межведомственная структура занимается выработкой единого курса по стратегическим вопросам развития науки, техники и образования и собирается несколько раз в год (обычно два раза в год). Три ведомства Китая - Министерство науки и техники, Государственная комиссия по развитию и реформам КНР, Министерство финансов являются сопредседателями Государственного межведомственного совета по вопросам управления и планирования в области науки и техники [14].

Формируемую в России систему стратегического планирования НТР ослабляет отсутствие навыков выстраивания продуктивной работы над плановыми документами с научными, академическими и экспертными сообществами. В этой связи представляется целесообразным обеспечить более широкое привлечение и участие в подготовке документов стратегического планирования НТР ведущих научных организаций, в том числе это - Российская академия наук, отдельных ведущих ученых, являющихся экспертами в своей области. Предлагается также организовать инте-

рактивное взаимодействие государственных структур с бизнесом, научным сообществом и экспертами на ранних этапах разработки документов с целью согласования интересов различных участников. В этой связи полезен опыт комплексной организации процесса разработки документов научно-технологического развития КНР. Так, в выработке стратегических документов НТР Китая важную роль играет наука. В частности привлекаются ведущие научные организации, в том числе различные институты Академии общественных наук и др. Следует отметить, что процесс разработки такого рода документов, особенно на начальных этапах, проходит в открытой форме, с вовлечением ученых, инженеров, экономистов, военных и других экспертов.

В то же время, опыт Китая заставляет обратить внимание на целенаправленность действий в области научно-технологического развития через формулирование и утверждение приоритетных направлений научно-технологического развития, концентрацию усилий научных организаций конкретных технологических направлениях. Так, в КНР не только разработана «Дорожная карта научно-технического развития до 2050 года», включающая 8 основных направлений , 22 инициативы в области развития науки и техники, но и предложены принципы, создающие идеальные условия для реализации данных направлений.

Заключение

Анализ опыта стратегического планирования научно-технологического развития Китая позволил выделить ряд основных черт системы стратегического планирования КНР и сформулировать некоторые предложения по возможным направлениям использования наилучшего опыта в российской практике. Главное для России в китайском опыте -это комплексный и целостный подход к стратегическому планированию НТР, базирующийся на четком определении ключевых приоритетов и соответствующей постановке долгосрочных целей и задач. Также опыт свидетельствует о необходимости использования системных мер для достижения успеха в научно-технологическом развитии. Принятые долгосрочные решения должны сопровождаться эффективной трансформацией институтов, обеспечивающих координацию и исполнение принятых решений.

Список литературы и источников

1. - http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm

2. Научно-технологическое развитие Российской Федерации. - http://www.нтр.рф/ways/upravlenie-i-investitsii/

3. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (до 16.01.2020). - http://government.ru/department/410/projects/

4. Ф^ЛЙЛ^НЙ^Й^Й^Й. - http://www.gov.cn/ziliao/flfg/2007-12/29/content_847331.htm

5. - http://www.gov.cn/jrzg/2006-02/09/content_183787.htm

6. Сводный список правил реализации долгосрочной программы науки и техники. - www.gov.cn/gongbao/content/2006/ content_310755.htm

7. = - http://www.gov.cn/gongbao/content/2016/content_5103134.htm

8. Science & Technology in China: A Roadmap to 2050. Strategic General Report of the Chinese Academy of Sciences: [Наука и Техника в Китае: Дорожная карта 2050. Главный стратегический доклад Академии наук Китая] / Гл. ред. Юнсян Лу. - Пекин: Наука (Пекин) и Шпрингер (Берлин), 2010.

9. Островский А.В., Афонасьева А.В., Каменнов П.Б. Перспективы развития науки, техники и инноваций в КНР // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. - № 2. - С. 6-28.

10. Государственное управление научно-технологическим развитием: вопросы теории и практики: монография / Под ред. Г. П. Белякова. - М.: Доброе слово, 2019. - 384 с.

11. Евстафьева Ю.В.Проблемы развертывания системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации // Государственное управление. 2019. - № 75. - C. 48-66.

12. Глазьев С.Ю. О формировании системы стратегического управления экономикой // Государственная политика развития на современном этапе: содержание, направление и перспективы. Материалы международной научной конференции 27 октября 2016 года. - М.: Издательство МГУ, 2017. - С. 23-34.

13. Глазьев С.Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия-США-Китай. Семь вариантов обозримого будущего. - М.: Книжный мир, 2017. - 352 с.

14. Иванов С. А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. 2018. - № 2. - С. 6-23.

15. Ш.ШШХ^й&Ш'Ш^МШШ. - http://www.bzcm.net/folder1/folder16/folder 19/2019-06-06/36307.html

16. - http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/zfjc/kjjbfzfjc/2010-05/12/content_1572645.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.