Научная статья на тему 'Опыт стратегического планирования научно-технологического развития в ведущих зарубежных странах'

Опыт стратегического планирования научно-технологического развития в ведущих зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологическое развитие / стратегическое планирование / научно-технологическая политика. / scientific and technological development / strategic planning / scientific and technological policy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт стратегического планирования научно-технологического развития в ведущих зарубежных странах»

Беляков Г.П.

д.э.н. проф. Сибирского государственного университета науки и технологий, Красноярск gpbelyakov@mail. ru Гретченко А.И.

д.э.н., профессор Российского экономического университета

gai51@list.ru

Беляков С.А.

к.э.н., доцент Сибирского федерального университета, Красноярск

belser24@mail.ru

Рыжая А. А.

к.э.н., доцент Сибирского государственного университета науки и технологий, Красноярск ryzhaya@sibsau.ru

ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ1

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, стратегическое планирование, научно-технологическая политика.

Keywords: scientific and technological development, strategic planning, scientific and technological policy.

Планирование - философия познания объективного мира. В истории советского планирования можно найти немало фактов, характеризующих большую сложность диалектического рассмотрения планируемых процессов2. Изучение предмета науки, законов мира, природы, общества и мышления может происходить посредством соответствующих методов, последние являются тем инструментом, при помощи которого и происходит процесс познания объективного мира.

Превращение технологического фактора в один из основных источников экономического роста развитых стран, существенное отставание России в области научно-технологического развития, определило необходимость коренного пересмотра модели экономического развития России, выдвинув на первый план развитие науки и создание передовых технологий.

Утвержденная Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации определила цель и основные задачи научно-технологического развития РФ, установила принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области. Реализация Стратегии должна изменить роль науки и технологий в развитии общества, экономики и государства, обеспечить технологическое обновление традиционных для России отраслей экономики и увеличение доли продукции новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП на основе структурных изменений экономики России, обеспечить продвижение российских технологий и инновационных продуктов на новые рынки, рост доходов от экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и прав на технологии и, как следствие, усиление влияния и конкурентоспособности России в мире3.

Организационно-экономическим механизмом решения поставленных Стратегией задач должна стать система стратегического планирования научно-технологического развития. Принятый 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» создал правовую основу построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования. Важное место в комплексной системе занимает стратегическое планирование научно-технологического развития. Вместе с тем, из-за неготовности существующей системы государственного управления к внедрению стратегического планирования в народное хозяйство, недостаточной методологической проработки ряда основополагающих положений сроки разработки документов стратегического планирования постоянно откладываются. К числу наименее методологически проработанных относятся вопросы стратегического планирования научно-технологического развития, что ставит под угрозу реализацию стратегии научно-технологического развития РФ4.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержки РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00355 «Разработка методологии и инструментария стратегического планирования научно-технологического развития региона».

2 Гретченко А.И., Горохова И.В. Плановый опыт СССР и проблемы стратегического планирования в современной России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - М., 2014. - № 11(77). - С. 70-80.

3

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/

4 Стратегическое планирование экономики: учебное пособие / Под ред. Г.Ю. Гагариной. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - 260 с.

В этой связи особый интерес представляет изучение опыта стратегического планирования научно-технологического развития ведущих зарубежных стран, достигших значительных успехов в данной области. Среди этих стран мы выделили США, Германию, Японию и Китай, чей опыт, на наш взгляд, наиболее полезен для России.

США. В целом система управления научно-технологическим развитием США относится к децентрализованному типу. В отличие от большинства других развитых стран в США отсутствует специализированное ведомство, ответственное за регулирование в сфере науки и технологий. Это является задачей целого ряда ведомств, среди которых особую роль играют Министерство обороны, Министерство энергетики, Национальное аэрокосмическое агентство (НАСА), Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Национальный научный фонд, на которые приходится более 94% от общей суммы федеральных ассигнований на исследования и разработки.

Каждое федеральное ведомство реализует программу исследований и разработок в рамках своих задач и функций, определенных соответствующим федеральным законом и наделенным бюджетом. Федеральные ведомственные программы НИОКР координируются Конгрессом и Белым домом.

Каждая государственная научно-техническая программа оформляется в США в виде закона, называемого «законом-программой». Закон-программа определяет цели научно-технической программы; указывает мероприятия, подлежащие исполнению; устанавливает органы, ответственные за осуществление программы, и наделяет их необходимыми полномочиями; решает вопросы межведомственной координации; определяет источники финансирования и порядок распределения средств. Все законы-программы, равно как и законы о функциях федеральных ведомств и их научно-технической политике, подвергаются ежегодной корректировке. В соответствии с законодательством США президент дважды в год представляет в Конгресс подробный отчет о государственной деятельности в сфере науки и техники, и прежде всего о выполнении законов-программ1.

Координация работ по содействию технологическому развитию США осуществляется Министерством торговли в лице администрации технологий, включающей три структуры: Национальный институт стандартов и технологий, Национальная служба технической информации, Управление технологической политики. Деятельность администрации технологий ориентирована на максимизацию вклада технологий в экономический рост.

Согласно действующему законодательству в Конгрессе США формированием основных принципов научно-технической политики и контролем за ее осуществлением, а также экономико-правовой регламентацией занимаются два специализированных комитета: в Палате представителей - Комитет по науке, космосу и технологии, а в Сенате -Комитет по торговле, транспорту и науке2.

В 2009 году администрацией президента была разработана Стратегия инновационного развития США, которая обновлялась в 2011 и 2015 гг.3 В Стратегии выделены 11 национальных приоритетов в реализации государственной научно-технологической политики:

1. Решение ключевых социально-экономических проблем на национальном и глобальном уровнях. В рамках данного приоритетного направления реализуется ряд профильных программ (Министерства энергетики США, НАСА и др.).

2. Развитие точной медицины.

3. Развитие новых нейротехнологий.

4. Поддержка новых технологий в здравоохранении.

5. Повышение безопасности транспортных средств.

6. Создание «умных городов».

7. Развитие экологически чистых технологий в сфере энергетики.

8. Использование инновационных технологий в сфере образования.

9. Развитие прорывных космических технологий.

10. Развитие новых компьютерных технологий.

11. Решение глобальной проблемы бедности через стимулирование инноваций.

В феврале 2012 года Национальным советом по науке и технологиям разработан Национальный стратегический план развития передовых промышленных технологий США4. В плане выделены шесть ключевых направлений деятельности, отвечающие приоритетам, отраженным в Стратегии инновационного развития США:

- стимулирование инвестиций в новые промышленные технологии с помощью более эффективного перераспределения федеральных ресурсов и возможностей;

- увеличение числа работников, обладающих необходимыми навыками;

- усовершенствование системы образования и подготовки кадров;

- создание и оказание поддержки государственно-частного партнерства (ГЧП) на национальном и региональном уровнях, налаживание взаимодействия государства, промышленного сектора и науки с целью стимулирования инвестиций и внедрения новых промышленных технологий.

1 Рубвальтер Д.А., Шувалов С.С. Опыт ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования сферы исследований и разработок // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. - М., 2007. - № 1. - С. 30.

2 Чумаченко Б., Лавров К. Стратегическое управление научно-технологическим развитием: опыт США. - http://vasilievaa. narod. ru/13_2_00.htm

3 A Strategy for American Innovation (2015). - https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/strategy_for_american_inno vation_october_2015.pdf

4 National Strategic Plan for Advanced Manufacturing (2012). - https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/ microsites/ostp/iam_advancedmanufacturing_strategicplan_2012.pdf

- оптимизация федеральных инвестиций в промышленные технологии с учетом перспективных направлений развития;

- увеличение государственных и частных инвестиций в НИОКР в области промышленных технологий.

В стратегическом плане предусмотрено создать постоянный механизм для координации исследований в сфере передового технологического производства, создать устойчивую модель взаимодействия между правительством и общественностью, а также учредить специальный центр для координации частных и федеральных инвестиций, направленных на реализацию передовых производственных технологий1.

Германия на протяжении многих десятилетий демонстрирует высокий уровень научно-технологического развития и стремится сохранить свое лидерство в будущем.

В 2014 году Федеральное правительство приняло новую стратегию развития высоких технологий «Инновации для Германии»2, в которой выделены пять основных направлений:

1. Определение ключевых вызовов в сфере науки и технологий (развитие цифровой экономики и цифрового общества; создание эффективной модели устойчивой зеленой экономики, которая стала бы моделью для всего остального мира; создание устойчивой энергетики (энергетика будущего); развитие инновационных технологий на рабочих местах (в производстве, транспортных системах, в здравоохранении и др.).

2. Налаживание связей между заинтересованными участниками научно-технологической сферы и поддержка трансфера технологий.

3. Укрепление инновационного потенциала промышленности, в том числе поддержка инновационных малых и средних предприятий.

4. Создание благоприятных условий для инноваций (инфраструктура, человеческий потенциал, усовершенствование системы подготовки кадров для технологических и инновационных производств и др.).

5. Поддержка диалога и культуры участия в научно-технологической сфере (популяризация науки, развития концепции «наука для общества», прозрачность в проведении научно-технологической политики, укрепление стратегической компоненты в формировании научно-технологической повестки).

Основой для новой стратегии развития технологий стала программа Индустрия 4.0 (Industry 4.0)3, направленная на решение следующих задач: оптимизация комплексных систем производства и управление ими, создание полноценной инфраструктурной системы коммуникаций для производства, профессиональное обучение и переподготовка кадров, снижение расходов и потребление сырья.

Инструментами реализации стратегии являются тематические программы исследований и разработок, использующиеся для усиления государственной и частной исследовательской активности в определенных технологически областях, считающихся особенно важными для поддержания конкурентоспособности немецкой экономики.

Особенностью германской системы управления научно-технологическим развитием является наличие независимых агентств по управлению проектами (Project tagger), ответственных за администрирование государственных программ, обладающих соответствующими компетенциями в той или иной области технологий4.

Научно-технологическая политика в Японии регулируется основным Законом о науке, технике и технологиях, приятым парламентом в 1995 году. Закон устанавливает, что важнейшие элементы государственной научно-технологической политики должны регулярно обсуждаться и корректироваться в соответствии с практикой и находить свое отражение в «базовых планах». В настоящее время действует пятый по счету «Базовый план развития науки и техно-логий»5.

Пятый базовый план развития определяет четыре приоритета научно-технологической политики:

- создание качественно новой добавленной стоимости в интересах развития промышленности будущего и трансформации общества;

- решение экономических и социальных проблем;

- укрепление ключевых компонентов научно-технологической политики (наука, технологии, инновации);

создание эффективной системы, объединяющей подготовку и обучение кадров, управление знаниями и финансирование инноваций.

Итогом реализации Базового плана должен стать переход в Японии к «Обществу 5.0», которое рассматривается как новый этап в развитии экономики и общества, позволяющий устранить неравенство информационных платформ и промышленных производителей, присущее эпохе промышленной революции 4.0, а также обеспечить дальнейшее развитие науки и технологий на благо каждого члена общества. Под эгидой японской федерации крупного бизнеса «Кэй-

1 Разработка комплекса мер и механизмов повышения продуктивности и значимости научных исследований и технологических разработок с учетом современных требований к реализации полного жизненного цикла исследований, разработок и создания высокотехнологичной продукции и (или) услуг: Отчет о прикладных научных исследованиях по теме «Разработка и согласование плана научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период. - М.: Фонд «Центр стратегических разработок». - М., 2016. - С. 220.

2 The new High-Tech Strategy. Innovations for Germany (2014). Die Bundesregierung. - https://www.bmbf.de/pub/HTS_Bro schuere_eng.pdf

3 Acatech / Recommendations for Implementing the Strategic Initiative Industrie 4.0, 2013. - https://www.din.de/blob/76902/ e8cac883f42bf28536e7e8165993f1fdrecommendations-for-implementing-industry-4-0-data.pdf

4 Управление технологическим развитием: зарубежные практики / С.В. Бредихин, М.А. Гершман, Т.Е. Кузнецова // Инновации. - СПб., 20158. - № 6 (200). - С. 71-83.

5 Report on the 5 Science and Technology Basic Plan / Council for Science, Technology and Innovation (2015). - https://www.cao. go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf

данрэн» разработаны основы программы создания «Общества 5.0» как социально-экономической и культурной системы, основанной на передовых цифровых технологиях (большие данные, искусственный интеллект, дополненная реальность). Стратегия «Общество 5.0» расширяет концепцию «Индустрии 4.0», выходя за пределы производственного сектора и решая также социальные проблемы с помощью интеграции физического и киберпространства.

Начиная с 2014 года, в Японии реализуются две программы, направленные на улучшение взаимодействия ведомств в реализации государственной политики в области науки и технологий:

- Программа развития стратегических инноваций (Strategic Innovation Promotion Program)1.

- Программа стимулирования прорывных исследований и разработок (ImPACT).

Реализацию этих программ координирует Генеральный совет по науке, технологиям и инновациям при офисе премьер-министра.

Программа развития стратегических инноваций включает пять направлений:

- экологически-чистые и эффективные энергосистемы;

- здравоохранение в условиях старения населения;

- инфраструктура нового поколения;

- восстановление экономической активности регионов и создание новых промышленных отраслей;

- восстановление экономики после разрушительного землетрясения 2011.

Программа стимулирования прорывных исследований и разработок направлена на поддержку высокорисковых и перспективных научных и исследовательских проектов. Совет по науке, технологиям и инновациям в 2015 году выделил 10 тематик: гибкие и высокопрочные полимеры; экологически чистое ИТ-оборудование; инновации в сфере производства материалов; переработка радиоактивных отходов и др.

В 2016 году в Японии принята Национальная стратегия по стимулированию экономического развития страны «Стратегия возрождения Японии», в которой инновационно-технологическое развитие является одним из ключевых направлений. В данной области выделены три стратегические сферы:

1. Укрепление международной конкурентоспособности Японии в области науки, технологий и инноваций.

2. Стимулирование инноваций: от исследований к практическому применению.

3. Создание качественной инфраструктуры для развития сектора ИКТ.

Среди мероприятий стратегии предусмотрено создание более 100 специализированных научно-исследовательских центров, которые должны занять лидирующие позиции в мире (входить в число 50 ведущих центров по каждому из направлений):

- увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку научно-технологических кадров;

- создание эффективной межведомственной системы управления государственными заказами в сфере НИОКР;

- переход к системе централизованного планирования развития инновационной компоненты НИОКР2.

Особый интерес для формирования системы стратегического планирования научно-технологического развития

России представляет опыт Китайской Народной Республики (КНР). Сохранив в руководстве страной коммунистическую партию и приверженность к строительству социализма, Китай успешно сочетает государственное планирование и экономические механизмы рыночной экономики.

Комплексная система государственного планирования и управления научно-технологическим развитием Китая включает:

- формирование государственной политики научно-технологического развития;

- определение приоритетных направлений научно-технологического развития на очередной долгосрочный период, концентрация усилий на ограниченном числе направлений развития науки и технологий, имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности национальной экономики;

- разработку государственных программ реализации конкретных направлений научно-технологического развития;

- долгосрочное и пятилетнее планирование, предусматривающее достижение долгосрочных и краткосрочных целей научно-технологического развития;

- координацию и государственную поддержку всех стадий инновационного цикла создания и использования передовых технологий, стимулирование эффективной кооперации науки, образования и бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с 1980-х годов в Китае последовательно реализовывались государственные программы научно-технологического развития, среди которых наиболее важное значение имели: «Штурмовой план», Программа 863, «Искра», «Факел», Программа 973.

Программа овладения научно-техническими вершинами «Штурмовой план» ставила задачу «штурмом» овладеть ключевыми технологиями, играющими роль несущих опор в социально-экономическом развитии. План охватывал сельское хозяйство, энергетику, транспорт, здравоохранение, новые материалы, телекоммуникации, охрану окружающей среды.

1 Japan's Science and Technology Budget and Policy / Australian Government. Department of Education and Training. 2015. -https://internationaleducation.gov.au/International-network/japan/countryoverview/Documents/Japan%20%20-%20Science%20and%20 Technology%20Budget%20and%20Policy.pdf

2 Разработка комплекса мер и механизмов повышения продуктивности и значимости научных исследований и технологических разработок с учетом современных требований к реализации полного жизненного цикла исследований, разработок и создания высокотехнологичной продукции и (или) услуг. - Отчет о прикладных научных исследованиях по теме «Разработка и согласование плана научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период. - М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2016. - С. 251-261.

Программа 863 - государственная программа НИОКР в области высоких технологий для снижения их импорта. Цель программы - повышение инновационного потенциала в высокотехнологичных отраслях. В качестве приоритетных направлений выделены: биотехнологии, космическая техника, ИКТ, лазерная техника, робототехника, композитные материалы, технологии в области энергетики и освоения мирового океана.

Целью программы «Искра» является содействие развитию сельского хозяйства на основе научно-технических достижений: внедрение новых сортов и технологий возделывания сельскохозяйственных культур, создание технически передовых предприятий в сельском хозяйстве.

Целью программы «Факел» является коммерциализация научных достижений и внедрение высоких и новейших технологий.

Программа 973 посвящена развитию фундаментальных исследований - созданию научной инфраструктуры, научных лабораторий, выполнению перспективных исследований и реализации программ «покорения вершин» в фундаментальной науке.

В настоящее время в Китае реализуется «Национальный план развития науки и технологий на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2006-2020 гг.)» (The National Medium and Long-Term Program for Science and Technology Development 2006-2020). Основными целями плана являются превращение КНР к 2020 году в технологически развитое государство, а к 2050 году - в ведущую мировую технологическую державу. Национальным планом выделено 68 ключевых направлений, по которым Китай намерен добиться технологического прорыва, среди которых: ИКТ, новые материалы, биотехнологии, энергетические, лазерные, аэрокосмические и другие передовые технологии.

С 2015 года в КНР реализуется также программа «Сделано в Китае - 2025», цель которой превратить Китай из «мировой фабрики» в глобального генератора инновационных технологий. Данная программа представляет китайский аналог разработанного в Германии плана «Индустрия 4.0», однако подразумевает оказание более масштабного влияния на промышленный сектор страны. В рамках данной стратегии намечено развивать 10 ключевых направлений: информационные технологии; автоматизированные системы управления и робототехника; аэрокосмическая техника; морское инженерное оборудование и высокотехнологичный морской транспорт; железнодорожное оборудование; энергосбережение и транспортные средства на альтернативных источниках энергии; энергетическое оборудование; новые материалы; медицина и медицинские приборы; сельскохозяйственная техника.

Использование положительного зарубежного опыта в российской практике будет способствовать активизации инновационной и научно-технологической деятельности промышленного производства, что позволит увеличить объемы производства, повысить скорость создания инновационной продукции, степень удовлетворенности потребителей, обеспечит конкурентоспособность страны на мировом рынке и долгосрочный устойчивый рост экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.