вопросы инновдционнои экономики
Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
> Первое
экономическое издательство
Государственное управление научно-технологическим развитием: зарубежный опыт
Беляков Г.П.1, Беляков С.А.2, ШпакА.С.2
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск, Россия
2 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В настоящее время управление научно-технологическим развитием является основой экономического планирования практически каждой страны. В данной статье рассмотрен опыт в области государственного управления ведущих стран мира, таких как Германия, Великобритания, США, Япония. Определены основные направления в их научно-технологическом развитии, а именно: представлен государственный механизм управления, выделены ключевые направления в сфере науки и технологий, рассмотрены инструменты реализации научно-технической политики. Изучение зарубежного опыта позволило сделать ряд выводов и рекомендаций для совершенствования управления научно-технологическим развитием в России.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00355.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное управление, научно-технологическое развитие, инновационная политика, государственная политика, зарубежный опыт.
public administration of scientific and technological development: foreign experience
Belyakov G.P.1, BelyakovS.A.2, Shpak A.S.2
1 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Reshetnev University), Russia
2 iberian Federal University, Russia
введение
Управление научно-технологическим развитием каждой страны осуществляется с учетом специфики государственного устройства, национальных традиций и накопленного научно-технического потенциала. В основе научно-технологического развития лежит научно-техническая политика, проводимая государством. Актуальность исследуемой проблемы несомненна на сегодняшний день как для российской экономики, так и для мировой и представляет большой теоретический и практический интерес в части опыта управления научно-технологи-
ческим развитием в таких странах как Германия, Великобритания, США и Япония, занимающих ведущие позиции в области современных технологий.
Теоретическим основам и общим вопросам научно-технологического развития посвящены исследования В. М. Анищика [17] (АтвоЫк, Rusetskiy, 2005),
A. А. Пахомовой [10] (Раккотоуа, 2015). Международный опыт управления научно-технологическим развитием был рассмотрен в работах С. В. Бредехина, М. А. Гершмана, Т. Е. Кузнецова [5] (БтейекЫп. Ое^ктап, Kuznetsova, 2015),
B. Н. Киселева, Д. А. Рубвальтера, О. В. Руденского [6] (Kiselev, КиЬуаНет, КийетЫу), А. Н. Авдулова, А. М. Кулькина [9] (Ауйи1оу, Ки1кт, 2003). Опыту ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования уделено внимание в трудах Д. А. Рубвальтера и С. С. Шувалова [12] (КиЬуаиет, БкиуаЬу, 2007), Б. Чумаченко и К. Лаврова [13] (Скитаскепко, Ьаутоу).
В рамках данного исследования авторами была поставлена цель - рассмотреть международный опыт государственного управления научно-технологическим развитием и дать рекомендации для совершенствования управления научно-технологическим развитием в России.
Наибольшее внимание авторы уделили следующим вопросам:
• обобщение международного опыта управления научно-технологическим развитием в ведущих странах;
• представление государственного механизма управления;
ABSTRACT:_
Currently, the management of scientific and technological development is the basis of economic planning in almost every country. This article describes the experience in the field of public administration of the leading countries of the world, such as Germany, UK, USA, Japan. The main directions in their scientific and technological development are defined, namely: the state mechanism of management is presented, the key directions in the sphere of science and technology are allocated, the instruments of implementation of scientific and technical policy are considered. The study of foreign experience allowed us to draw a number of conclusions and recommendations for improving and managing scientific and technological development in Russia.
KEYWORDS: public administration, scientific and technological development, innovation policy, public policy, foreign experience.
JEL Classification: 031, 032, 033 Received: 22.07.2019 / Published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Belyakov G.P. (gpbelyakov0mail.ru)
CITATION:_
Belyakov G.P., Belyakov S.A., Shpak A.S. (2019) Gosudarstvennoe upravlenie nauchno-tekhnologicheskim razvitiem: zarubezhnyy opyt [Public administration of scientific and technological development: foreign experience]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 657-672. doi: 10.18334/vinec.9.3.40856
• рассмотрение инструментов реализации научно-технической политики;
• выделение приоритетных направлений науки и технологий.
Так, например Германия на протяжении многих десятилетий демонстрирует высокий уровень научно-технологического развития и стремится сохранить свое лидерство в будущем. Значимые показатели инновационной деятельности Германии представлены в таблице.
Таблица
показатели инновационной деятельности Германии
показатели Год
201-й 2015-й 2016-й 2017-й
Внутренние затраты на исследования и разработки,% от ВВП 2,87 2,91 2,92 3,02
Внутренние затраты на исследования и разработки, млн долл. США 109562.7 113921.8 118158.5 -
Ассигнования на исследования и разработки из средств государственного бюджета млн долл. США 33186.3 34046.0 35214.7 37221.1
Патентные заявки на изобретения, поданные национальными и иностранными заявителями в патентные ведомства страны, шт. 65965 66893 67899 67712
Источник: Eurostat [21].
Данные таблицы свидетельствуют о том, что Германия обладает мощным научным потенциалом, входит в пятерку стран с высоким уровнем инновационной активности. Затраты на НИОКР являются одними из самых высоких наряду с мировыми лидерами в области научных исследований.
Германия последовательно выстраивает современную систему управления научно-технологическим развитием [2] (Rammer, 2011):
• на законодательном уровне в нижней палате образован постоянный Комитет по образованию, исследованиям и оценке технологий;
ОБ АВТОРЕ:_
Беляков Геннадий Павлович, доктор экономических наук, профессор кафедры организации и управления наукоемкими производствами (gpbe1yakov0mai1.ru)
Беляков Сергей Андреевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления бизнес-процессами (be1yakovserg0mai1.ru)
Шпак Анастасия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса (ya16O40yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Беляков Г.П., Беляков С.А., Шпак А.С. Государственное управление научно-технологическим развитием: зарубежный опыт // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 657-672. doi: 10.18334/ vinec.9.3.40856
• на уровне федерального правительства основную ответственность за научно-технологическую политику несет Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF);
• для консультирования государственных органов и оказания помощи в выработке решений создан Германский научный совет (Wissenschaftsrat), основная задача которого - подготовка предложений по организации и развитию науки и высшего образования;
• при федеральном правительстве в качестве совещательного органа создана экспертная комиссия по науке и инновациям, в чьи задачи входит подготовка ежегодного доклада о развитии сферы науки, технологий и инноваций.
Зарубежный опыт
В 2014 году Федеральное правительство приняло новую стратегию развития высоких технологий «Инновации для Германии» [3], которая является базой инновационной политики Германии на современном этапе развития экономики, в ней выделены пять основных направлений:
1. Определение ключевых вызовов в сфере науки и технологий.
2. Налаживание связей между заинтересованными участниками научно-технологической сферы и поддержка трансфера технологий.
3. Укрепление инновационного потенциала промышленности, в том числе поддержка инновационных малых и средних предприятий.
4. Создание благоприятных условий для инноваций.
Основой для новой стратегии развития технологий стала программа Индустрия 4.0 (Industry 4.0) [4], направленная на решение следующих задач:
• оптимизация и управление комплексными системами производства;
• создание полноценной инфраструктурной системы коммуникаций для производства;
• профессиональное обучение и переподготовка кадров, снижение расходов и потребления сырья.
Так, например, в 2018 году 18% немецких предприятий, занятых в производственном секторе, использовали промышленных или служебных роботов. На крупных предприятиях с числом занятых 250 и более человек эта доля составляет 53%. На средних - 24%. Малые предприятия используют робототехнику гораздо реже - 10%. Промышленные роботы используются, например, для сварки, лазерной резки и специальной окраски. Сервисные роботы используются для управления и транспортировки [21].
Тематические программы исследований и разработок являются инструментами реализации стратегии, которые используются для усиления государственной и частной исследовательской активности в определенных технологических областях. Данные программы считаются особенно важными для поддержания конкурентоспособности немецкой экономики.
Особенностью германской системы управления научно-технологическим развитием является наличие независимых агентств по управлению проектами (Project tager), ответственных за администрирование государственных программ, обладающих соответствующими компетенциями в той или иной области технологий [5]. Значительную роль в реализации инновационного развития в Германии играют и признанные во всем мире общественные институты. В общей сложности насчитывается 800 научно-исследовательских учреждений, получающих бюджетное финансирование, а также различные центры исследований и инноваций, принадлежащие промышленным концернам.
Современная научно-технологическая политика Великобритании ориентирована на решение трех ключевых задач:
1. Работа по приоритетным направлениям научно-технологической повестки.
2. Развитие международного сотрудничества в сфере науки и технологий.
3. Поддержка инновационных малых и средних предприятий, поощрение инновационного потенциала частных компаний [7].
В рейтинге инновационного развития Великобритания в 2018-ом году занимает 4 место, сохраняя свое первое место по качеству научных публикаций и электронного участия, однако теряя свою позицию в создании ИКТ и бизнес-модели. Благодаря историческим университетам и качеству научных публикаций, Великобритания все так же занимает пятую строчку мировой экономики по качеству инноваций [22]. В Великобритании создана развитая система управления научно-технологическим развитием, основными элементами которой являются [7]:
• управление науки и инноваций (Office of Science and Innovation) в структуре Департамента торговли и промышленности (Department of Trade and Industry);
• 8 исследовательских советов (Research Councils);
• совет по науке и технологиям (Council for Science and Technology);
• парламентский комитет по взаимодействию с научным сообществом (The Parliamentary and Scientific Committee);
• парламентская консультативная служба по науке и технологиям (The Parliamentary Office of Science and Technology);
• Комитет палаты лордов по науке и технологиям (The House of Lords Science and Technology Committee);
• Комитет палаты общин по науке и технологиям (The House of Commons Science and Technology Committee).
Управление науки и инноваций является основным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию научно-инновационной политики. Управление возглавляет главный научный советник премьер-министра, отчитывающийся непосредственно перед премьер-министром за результаты деятельности своего ведомства.
Через управление осуществляется финансирование фундаментальных исследований. Распределение исследовательского бюджета осуществляется через исследователь-
ские советы. В настоящее время в Великобритании действуют восемь исследовательских советов: центральный, физико-технический, по биологии и биотехнологиям, по экономике и социальным проблемам, по медицине, по экологии, по молекулярной физике и астрономии, по искусству и гуманитарным наукам.
Высшим консультативным органом при премьер-министре Великобритании является совет по науке и технологиям. Самым влиятельным комитетом парламента в области научно-инновационной политики является Комитет палаты общин по науке и технологиям. Основная его функция - мониторинг и контроль деятельности Управления науки и инноваций и подведомственных ему организаций, в число которых входят исследовательские советы, Совет по науке и технологиям, Королевское научное общество и Королевская инженерная академия.
В настоящее время определены главные прорывные технологии, на которых должны быть сосредоточены усилия в области исследований и разработок - это информационные технологии, сенсоры, передовые и функциональные материалы, биотехнологии, «зеленые» технологии, обработка больших данных, интернет вещей, продвинутая и автономная робототехника, аддитивное производство, облачные вычисления, мобильный интернет.
Затраты на исследования и разработки (НИОКР) в 2017 году по сравнению с 2016 увеличились на 4,8% и составили 34,8 млрд фунтов стерлингов по сравнению с 33,2 млрд. фунтов стерлингов в 2016 году. К основным видам деятельности с наибольшими расходами на НИОКР в 2017 году можно отнести [20]:
• фармацевтические препараты (4,3 млрд £);
• транспортные средства и запчасти (3,6 млрд £);
• деятельность в области компьютерного программирования и информационных услуг (1,9 млрд £);
• разработка программного обеспечения (1,4 млрд £);
• аэрокосмическая отрасль (1,5 млрд £);
• прочие деловые операции; технические испытания и анализ (1,5 млрд £).
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
выделяют три ключевых характеристики научно-технологической стратегии Великобритании на данном этапе [8]:
1. Поддержка приоритетных отраслей.
2. Повышение конкурентоспособности промышленного сектора на мировом уровне и развитие международного сотрудничества в сфере НТП.
3. Развитие инновационного потенциала предприятий, в особенности малого и среднего бизнеса.
Для современной России с ее многочисленными проблемами научно-технологического развития, возникшими в связи с переходом страны к рыночной экономике, представляет интерес опыт формирования системы государственной поддержки научно-технологической деятельности в Соединенных Штатах Америки (США).
За относительно короткий исторический период США превратились в ведущую в научно-технологическом отношении страну мира и в настоящее время, по оценкам экспертов, располагают динамичной и весьма эффективной системой государственной поддержки научно-технологической деятельности. Процесс формирования современной системы происходил постепенно, относительно плавно, без разрушительных потрясений для науки и общества.
В настоящее время в США сформирована достаточно эффективная система государственного управления научно-технологическим развитием. В структуре аппарата президента создано Управление научно-технической политики (Office of Science and Technology policy). Его основная функция - консультирование президента США и его аппарата по вопросам влияния науки и технологий на положение дел внутри страны и на международное положение США.
С целью определения национальных приоритетов и разработки национальной стратегии в области науки и технологий создан Национальный совет по науке и технологиям, который включает четыре комитета:
• комитет по науке;
• комитет по технологиям;
• комитет по окружающей среде и природным ресурсам;
• комитет по внутренней и национальной безопасности.
Для повышения эффективности взаимодействия исполнительной власти с частным сектором и академическим сообществом по вопросам выработки приоритетов в науке и образовании в 2001 году был создан Президентский совет по науке и технологиям. В его состав входят назначаемые президентом представители промышленности, науки, образования и неправительственных организаций.
Особую роль в структуре органов исполнительной власти играет Национальный научный фонд, основными задачами которого является поддержка всех направлений фундаментальных исследований в стране (за исключением фундаментальных исследований в области медицины) и подготовка статистической информации по науке и технологиям.
Следует отметить, что в целом система управления научно-технологическим развитием США относится к децентрализованному типу. За регулирование науки и технологий отвечает ряд ведомств, особую роль играют Министерство обороны, Министерство энергетики, Национальное аэрокосмическое агентство (НАСА), Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Национальный научный фонд, на которые приходится более 94% от общей суммы федеральных ассигнований на исследования и разработки.
Каждая государственная научно-техническая программа оформляется в США в виде закона, называемого «законом-программой». Президент дважды в год представляет в Конгресс подробный отчет о государственной деятельности в сфере науки и техники, и прежде всего о выполнении законов-программ [12].
Координация работ по содействию технологическому развитию США осуществляется Министерством торговли в лице администрации технологий, включающей три структуры: Национальный институт стандартов и технологий, Национальная служба технической информации, Управление технологической политики. Деятельность администрации технологий ориентирована на максимизацию вклада технологий в экономический рост.
Согласно действующему законодательству, в Конгрессе США формированием основных принципов научно-технической политики и контролем за ее осуществлением, а также экономико-правовой регламентацией занимаются два специализированных комитета: в Палате представителей - Комитет по науке, космосу и технологии, а в Сенате - Комитет по торговле, транспорту и науке [13].
Учитывая децентрализованный характер управления научно-технологическим развитием, в последнее время в США возросла роль стратегического планирования. В 2009-ом году администрацией президента была разработана Стратегия инновационного развития США, которая обновлялась в 2011 и 2015 гг. [14].
В Стратегии выделены 11 национальных приоритетов в реализации государственной научно-технологической политики:
1. Решение ключевых социально-экономических проблем на национальном и глобальном уровнях. В рамках данного приоритетного направления реализуется ряд профильных программ (Министерства энергетики США, НАСА и др.)
2. Развитие точной медицины.
3. Развитие новых нейротехнологий.
4. Поддержка новых технологий в здравоохранении.
5. Повышение безопасности транспортных средств.
6. Создание «умных городов».
7. Развитие экологически чистых технологий в сфере энергетики.
8. Использование инновационных технологий в сфере образования.
9. Развитие прорывных космических технологий.
10. Развитие новых компьютерных технологий.
11. Решение глобальной проблемы бедности через стимулирование инноваций.
Особое внимание в США в последнее время стали уделять предприятиям, работающим в сфере технологий будущего, а также малым и средним предприятиям и стартапам. В 2011-ом году президент Обама подписал Меморандум о стимулировании трансфера технологий и коммерциализации результатов, финансируемых государством НИОКР (в интересах динамично растущего бизнеса) [16].
Научно-технологическая политика Японии длительное время, особенно в послевоенные годы, базировалась на заимствовании зарубежных достижений науки и технологий (покупка лицензий, создание смешанных компаний, участие в международных исследовательских проектах). Благодаря этому Япония достигла мирового технологи-
ческого уровня в большинстве отраслей экономики. В последнее время правительство Японии основные усилия и ресурсы направляет на получение принципиально новых знаний и подготовку высококвалифицированных специалистов [17].
За координацию политики в сфере науки и технологий в Японии отвечает Генеральный совет по науке, технологиям и инновациям при офисе премьер-министра. В структуре Совета организован Комитет по вопросам бюджетной стратегии в области науки, технологий и инноваций, который рассматривает все бюджетные запросы министерств перед тем, как направить их в Министерство финансов.
Широкие полномочия в области науки и технологий имеют Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (МЕХТ) и Министерство экономики, торговли и промышленности (МЕТ1). Министерство образования ответственно за фундаментальные исследования. Министерство экономики, торговли и промышленности координирует технологическую промышленную политику и отвечает за промышленные НИОКР. Оно реализует ряд научно-исследовательских программ, обеспечивающих связь науки и промышленности. В его структуру входит Агентство промышленной науки и технологий, при котором действуют 15 НИИ.
Основная форма государственной поддержки науки в Японии - финансирование государственных институтов и университетов, а также многочисленных исследовательских центров, которые ведут научную работу совместно с частными компаниями. Важную роль в поддержке научных исследований играют государственные целевые фонды: Фонд поддержки научных исследований, Фонд развития стратегических творческих исследований и др.
При поддержке государства в Японии создан ряд организаций, оказывающих содействие научно-технологическому развитию. Агентство науки и технологий осуществляет общую координацию прикладной научной деятельности. Японский институт изобретений и инноваций оказывает содействие в доведении изобретений и разработок до практического применения и осуществляет разработку и внедрение систем защиты интеллектуальной собственности. Агентство по развитию информационных технологий осуществляет поддержку разработки и широкого использования инновационного программного обеспечения и содействие развитию компаний, предоставляющих информационные услуги [17].
Научно-технологическая политика в Японии регулируется основным Законом о науке, технике и технологиях, приятым парламентом в 1995-ом году. Закон устанавливает, что важнейшие элементы государственной научно-технологической политики должны регулярно обсуждаться и корректироваться в соответствии с практикой и находить свое отражение в «базовых планах». В настоящее время действует пятый по счету «Базовый план развития науки и технологий» [18].
Пятый базовый план развития определяет четыре приоритета научно-технологической политики:
• создание качественно новой добавленной стоимости в интересах развития промышленности будущего и трансформации общества;
• решение экономических и социальных проблем;
• укрепление ключевых компонентов научно-технологической политики (наука, технологии, инновации);
• создание эффективной системы, объединяющей подготовку и обучение кадров, управление знаниями и финансирование инноваций.
Итогом реализации Базового плана должен стать переход к «Обществу 5.0», которое рассматривается как новый этап в развитии экономики и общества, позволяющий устранить неравенство информационных платформ и промышленных производителей, присущее эпохе промышленной революции 4.0, а также обеспечить дальнейшее развитие науки и технологий на благо каждого члена общества. Под эгидой Японской федерации крупного бизнеса «Кэйданрэн» разработаны основы программы создания «Общества 5.0» как социально-экономической и культурной системы, основанной на передовых цифровых технологиях (большие данные, искусственный интеллект, дополненная реальность). Стратегия «Общество 5.0» расширяет концепцию «Индустрии 4.0», выходя за пределы производственного сектора и решая также социальные проблемы с помощью интеграции физического и киберпространства.
Начиная с 2014 года, в Японии реализуются две программы, направленные на улучшение взаимодействия ведомств в реализации государственной политики в области науки и технологий:
• Программа развития стратегических инноваций (Strategic Innovation Promotion Program) [19].
• Программа стимулирования прорывных исследований и разработок (ImPACT).
Реализацию этих программ координирует Совет по науке, технологиям и инновациям. Программа развития стратегических инноваций включает пять направлений:
• экологически-чистые и эффективные энергосистемы;
• здравоохранение в условиях старения населения;
• инфраструктура нового поколения;
• восстановление экономической активности регионов и создание новых промышленных отраслей;
• восстановление экономики после разрушительного землетрясения 2011-го года.
В 2016-ом году в Японии принята Национальная стратегия по стимулированию
экономического развития страны «Стратегия возрождения Японии», в которой инновационно-технологическое развитие является одним из ключевых направлений. В данной области выделены три стратегические сферы:
1. Укрепление международной конкурентоспособности Японии в области науки, технологий и инноваций.
2. Стимулирование инноваций: от исследований к практическому применению.
3. Создание качественной инфраструктуры для развития сектора ИКТ.
Среди мероприятий стратегии предусмотрено создание более 100 специализированных научно-исследовательских центров, которые должны занять лидирующие позиции в мире (входить в число 50 ведущих центров по каждому из направлений):
• увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку научно-технологических кадров;
• создание эффективной межведомственной системы управления государственными заказами в сфере НИОКР;
• переход к системе централизованного планирования развития инновационной компоненты НИОКР [7].
заключение
Таким образом, с учетом современных тенденций комплексная система государственного управления научно-технологическим развитием в развитых странах имеет четкие программы и ориентиры развития. Для построения данной системы реализуются специальные программы государственного управления, разрабатывается государственная научно-техническая политика, определяются приоритетные направления научно-технологического развития, осуществляются меры государственной поддержки в сфере науки, технологий и новаций.
В настоящее время Россия находится в периоде технологических изменений, которые станут значимой функцией для нового экономического развития. Вопрос о научно-технологической политике, проводимой государством, выходит на первое место. Важны методы ее разработки, а также степень участия заинтересованных лиц и организаций как на законодательном, так и исполнительном уровнях. Значимы четкие полномочия правовой структуры на всех уровнях государственной власти. Зарубежный опыт государственного управления имеет большое значение для совершенствования отечественной системы управления научно-технологическим развитием как на федеральном, так и на региональном уровне управления.
Проведенный анализ позволяет сделать выводы для российской практики. России необходимо использовать имеющийся зарубежный опыт в области:
• государственной поддержки новых стадий инновационных циклов (Германия, Великобритания);
• системного регулирования процесса управления научно-технологическим развитием (Германия, США);
• кооперация фундаментальной и прикладной науки с реальным производством (Япония);
• создание независимых агентств по управлению проектами, аналитических центров (Германия), федеральных лабораторий (США), научно-исследовательских центов (Япония);
• прямое финансирование (субсидии, займы) на создание новой продукции (Германия).
Предлагаемые мероприятия и элементы инфраструктуры будут способствовать созданию более эффективной системы государственного управления научно-технологическим развитием страны.
ИСТОЧНИКИ:
1. Обзор рынка инноваций в Германии. Fond76. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.fond76.ru.
2. Rammer C. Mini Country Report. Germany. Ec.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: http:// ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/countryreports/germany_ en.pdf..
3. The new High-Tech Strategy. Innovations for Germany. Die Bundesregierung. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmbf.de/pub/HTS_Broschuere_eng.pdf.
4. Recommendations for Implementing the Strategic Initiative Industrie 4.0. Acatech.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.acatech.de/fileadmin/user_upload/ Baumstruktur_nach_Website/ Acatech/root/de/Material_fuer_Sonderseiten/ Industrie_4.0/Final_report_ Industrie_4.0_accessible.pdf.
5. Бредехин С.В.. Гершман М.А., Кузнецова Т.Е. Управление технологическим разви-
тием: зарубежные практики // Инновации, 2015. - № 6(200).
6. Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии. Desktop. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/ Zver/Desktop/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC%D0%AF%201%20 %D0%92%D0%90%D0%9A/10.pdf.
7. Отчет о прикладных научных исследованиях по теме «Разработка и согласование
плана научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период. - М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2016.
8. OECD STI Outlook. Keepeek.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www. keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-outlook-2014_sti_outlook-2014-en#page441.
9. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Системы государственной поддержки научно-техниче-
ской деятельности в России и США: Процессы и основные этапы их формирования. - М.: ИНИОН, 2003.
10. Пахомова А.А. Опыт организации и управления научно-технологическим развитием предприятий // Вестник Южно-Российского Государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-эктономические науки, 2015. - № 6.
11. The politics of American science 1939 tu the present. - Cambridge (Mass.), 1972
12. Рубвальтер Д.А., Шувалов С.С. Опыт ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования сферы исследований и разработок // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН, 2007. - № 1.
13. Чумаченко Б., Лавров К. Стратегическое управление научно-технологическим развитием: опыт США. Vasilievaa. [Электронный ресурс]. URL: http://vasilievaa.narod. ru/ptpu/13_2_00.htm.
14. A Strategy for American Innovation. Whitehouse. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/strategy_for_american_ innovation_ october_2015.pdf.
15. National Strategic Plan for Advanced Manufacturing. Whitehouse. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/iam_ Advancedmanufacturing_strategicplan_2012.pdf.
16. Memorandum on Accelerating Technology Transfer and Commercialization of Federal Research in Support of High-Growth Businesses. Whitehouse. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-0ffice/2011/10/28/presidential memorandum-accelerating-technology-transfer-And-commerciali.
17. Анищик В.М., Русецкий А.В. Инновационная деятельность и научно-технологическое развитие: Учебное пособие. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2005.
18. Report on the 5 Science and Technology Basic Plan. Council for Science, Technology and Innovation. [Электронный ресурс]. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/ kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf.
19. Japan's Science and Technology Budget and Policy. Australian Government. Department of Education and Training. [Электронный ресурс]. URL: https://internationaleducation. gov.au/International network/japan/countryoverview/Documents/Japan%20%20-%20 Science%20and%20Technology%20Budget%20and%20Policy.pdf.
20. Gross domestic expenditure on research and development. Uk. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Zver/Downloads/Gross%20domestic%20expenditure%20on%20 research%20and%20development,%20UK%202017.pdf.
21. Eurostat. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab= table&plugin=1&language=en&pcode=t2020_20.
22. Suggested citation: Cornell University, INSEAD, and WIPO (2018): The Global Innovation Index 2018: Energizing the World with Innovation. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva
REFERENCES:
Otchet o prikladnyh nauchnyh issledovaniyakh po teme «Razrabotka i soglasovanie plana nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na dolgosrochnyy period [Report on applied research on the topic «Development and approval of the plan of scientific and technological development of the Russian Federation for the long term] (2016). M.: Fond «Tsentr strategicheskikh razrabotok». (in Russian). A Strategy for American InnovationWhitehouse. Retrieved from https://www. whitehouse.gov/sites/default/files/strategy_for_american_ innovation_ october_2015.pdf
Anischik V.M., Rusetskiy A.V. (2005). Innovatsionnaya deyatelnost i nauchno-tekhnologicheskoe razvitie [Innovative activity and scientifically-technological development] Mn: Izd. Tsentr BGU. (in Russian). Avdulov A.N., Kulkin A.M. (2003). Sistemy gosudarstvennoy podderzhki nauchno-tekhnicheskoy deyatelnosti v Rossii i SShA: Protsessy i osnovnye etapy ikh formirovaniya [The system of state support of scientific and technical activity in Russia and the United States: Processes and main stages of their formation] M.: INION. (in Russian).
Bredekhin S.V.. Gershman M.A., Kuznetsova T.E. (2015). Upravlenie tekhnologicheskim razvitiem: zarubezhnye praktiki [Technology Governance: foreign practices]. Innovations. (6(200)). (in Russian). Eurostat. Retrieved from https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&plugin
= 1&language=en&pcode=t2020_20 Gross domestic expenditure on research and developmentUk. Retrieved from file:///C:/ Users/Zver/Downloads/Gross%20domestic%20expenditure%20on%20research%20 and%20development,%20UK%202017.pdf Japan's Science and Technology Budget and PolicyAustralian Government. Department of Education and Training. Retrieved from https://internationaleducation.gov.au/ International network/japan/countryoverview/Documents/Japan%20%20-%20 Science%20and%20Technology%20Budget%20and%20Policy.pdf Memorandum on Accelerating Technology Transfer and Commercialization of Federal Research in Support of High-Growth BusinessesWhitehouse. Retrieved from https:// www.whitehouse.gov/the-press-0ffice/2011/10/28/presidential memorandum-accelerating-technology-transfer-And-commerciali National Strategic Plan for Advanced ManufacturingWhitehouse. Retrieved from https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/iam_ Advancedmanufacturing_strategicplan_2012.pdf OECD STI OutlookKeepeek.com. Retrieved from http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-outlook-2014_sti_outlook-2014-en#page441 Pakhomova A.A. (2015). Opyt organizatsii i upravleniya nauchno-tekhnologicheskim razvitiem predpriyatiy [Experience of organization and management of scientific-technological development of enterprises]. Vestnik of South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute) Series: Social and Economic Sciences. (6). (in Russian). Rammer C. Mini Country Report. GermanyEc.europa.eu. Retrieved from http:// ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/countryreports/germany_en.pdf. Recommendations for Implementing the Strategic Initiative Industrie 4.0Acatech. Retrieved from http://www.acatech.de/fileadmin/user_upload/Baumstruktur_ nach_Website/ Acatech/root/de/Material_fuer_Sonderseiten/Industrie_4.0/Final_ report_ Industrie_4.0_accessible.pdf
Report on the 5 Science and Technology Basic PlanCouncil for Science, Technology and Innovation. Retrieved from https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_ en.pdf
Rubvalter D.A., Shuvalov S.S. (2007). Opyt veduschikh zarubezhnyh stran v oblasti gosudarstvennogo regulirovaniya sfery issledovaniy i razrabotok [The experience of the leading countries in the field of state regulation of the sphere of research and development].Informatsionno-analiticheskiy byulleten TsISN. (1). (in Russian).
The new High-Tech Strategy. Innovations for GermanyDie Bundesregierung. Retrieved from https://www.bmbf.de/pub/HTS_Broschuere_eng.pdf